Научная статья на тему 'Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге - 15 лет'

Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге - 15 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF HIGHER EDUCATION / ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / HISTORY OF UNIVERSITIES / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ROUND TABLE / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / THEMATIC SEMINAR / ROUND TABLE DISCUSSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костина Татьяна Владимировна

Преподаватели высшей школы в России переживают период увеличения педагогической и бумажной нагрузки. В этой ситуации особенно важна среда, способствующая их профессиональному росту как исследователей, функцию которой может выполнять тематический семинар. Как форма организации научного сообщества он имеет преимущества перед конференциями с их жёстким регламентом докладов и дискуссий. Семинар по истории высшей школы Санкт-Петербурга уже 15 лет является неформальной площадкой для обсуждения докладов по истории высших учебных заведений не только Санкт-Петербурга, но и бывших Российской Империи и Советского Союза. На междисциплинарном семинаре апробируются доклады по образовательной политике, истории отдельных учебных заведений, вопросам методологии изучения истории высшей школы, изучению архивных комплексов учебных заведений и др. За последние пять лет было проведено 18 семинаров, четыре из них в формате проблемных круглых столов; представлено и обсуждено в кругу специалистов 30 докладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Костина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 15th Anniversary of the Seminar on the History ofHigher School in St. Petersburg

University teachers in Russia have a period of increasing pedagogical and paper load. In this situation it is important to offer an environment, preserving and developing their research skills, providing a possibility of discussing their results in an audience of expert and concerned colleagues. A thematic seminar as a form of such environment in many respects has advantages over conferences, with their strict rules of reports and discussions. The seminar on the history of higher school in St. Petersburg for 15 years has been an informal platform for reports and discussions on the history of higher education not only in St. Petersburg, but also in the territories of the former Russian Empire and the Soviet Union. Reports, presented at the interdisciplinary seminar, deal with the educational policy, the history of educational institutions, the methodology of studying the history of higher education, the study of archival collections of educational institutions, etc. Over the past five year 18 sessions have been held, 4 of them in the form of problematic round tables; overall 30 reports were presented.

Текст научной работы на тему «Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге - 15 лет»

с \

СЕМИНАРЫ. ИНФОРМАЦИИ

Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге - 15 лет

Костина Татьяна Владимировна - канд. истор. наук, ст. науч. сотрудник. E-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Санкт-Петербург, Россия Адрес: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 1

Аннотация. Преподаватели высшей школы в России переживают период увеличения педагогической и бумажной нагрузки. В этой ситуации особенно важна среда, способствующая их профессиональному росту как исследователей, функцию которой может выполнять тематический семинар. Как форма организации научного сообщества он имеет преимущества перед конференциями с их жёстким регламентом докладов и дискуссий. Семинар по истории высшей школы Санкт-Петербурга уже 15 лет является неформальной площадкой для обсуждения докладов по истории высших учебных заведений не только Санкт-Петербурга, но и бывших Российской Империи и Советского Союза. На междисциплинарном семинаре апробируются доклады по образовательной политике, истории отдельных учебных заведений, вопросам методологии изучения истории высшей школы, изучению архивных комплексов учебных заведений и др. За последние пять лет было проведено 18 семинаров, четыре из них - в формате проблемных круглых столов; представлено и обсуждено в кругу специалистов 30 докладов.

Ключевые слова: история высшего образования, история университетов, круглый стол, Российская Империя, тематический семинар

Для цитирования: Костина Т.В. Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге - 15 лет // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 159-168. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-159-168

В последние годы высшая школа в России переживает кризис, связанный с постоянным реформированием программ и увеличением нагрузки на преподавателей. Чтобы оставаться исследователями, преподаватели высшей школы нуждаются в профессиональной среде, где можно обсуждать свои научные идеи, апробировать исследования до публикации их результатов. Формат конференции с большим числом участников и, соответственно, жёстким регламентом далеко не всегда может помочь в этом. Более внимательной к исследователю и важной для его профессионального роста часто оказывается такая форма научной жизни, как тематический семинар.

Одним из немногочисленных постоянно действующих научно-исследовательских

семинаров в Санкт-Петербурге является Семинар по истории высшей школы при Санкт-Петербургском государственном университете. Зародился он ещё в начале 2000-х по инициативе Санкт-Петербургского научного общества историков и архивистов (СПбНОИиА)1. Первым руководителем семинара был Г.А. Тишкин (1941-2011). В последние годы жизни, когда болезни не позволяли ему активно участвовать в работе семинара, руководство перешло к А.Ю. Дворниченко, возглавляющему ныне Музейный комплекс СПбГУ. Секретарём семинара до 2012 г. была О.Н. Ансберг (учёный секретарь СПбНОИиА), а после - Т.В. Костина. Организатором встреч, непременно поддер-

1 О раннем периоде функционирования семинара и его деятельности в первое десятилетие см. [1].

живающим семинар во всех отношениях, на протяжении более чем десяти лет остаётся И.Л. Тихонов. Он возглавляет Музей истории СПбГУ, который предоставляет семинару площадку для учёных собраний.

За время работы семинара на его заседаниях было заслушано и обсуждено более 70 докладов, из которых более 30 пришлось на последний пятилетний период. По традиции семинар, посвящённый высшему образованию, не ограничивает свои рамки географией Санкт-Петербурга. За последние пять лет были сделаны доклады, посвящённые истории Московского, Харьковского, Юрьевского (в современном Тарту), Пермского, Самарского университетов, Историко-филологическому институту князя Безбородко в Нежине и, конечно, вузам самого Петербурга. Чаще всего в центре внимания семинара оказывалась история Санкт-Петербургского университета, его непростая генеалогия, в которую включаются в качестве этапов существования Академический университет Академии наук и Педагогический институт, а также история учреждений, влившихся в СПбГУ: Санкт-Петербургского археологического (1878-1922) и Психоневрологического институтов (1908-1919), в которых в упомянутые годы шёл учебный процесс. Многие докладчики выходили на проблемы формирования общероссийской образовательной политики, культурной истории учебных заведений. Неоднократно на семинаре ставились проблемы методологии исследований истории высшей школы. Семинару свойственен междисциплинарный характер. Помимо историков, в последние пять лет на нём делали доклады философы, филологи, историки науки, искусствоведы.

Докладчиками за эти пять лет стали преподаватели СПбГУ, НИУ ВШЭ (как Москвы, так и Санкт-Петербурга), СПбГИК, Пермского и Тартуского университетов, ПСТГУ (г. Москва), сотрудники академических институтов (ИРЛИ РАН, ИЯЛИ ФИЦ «Карельский научный центр РАН», СПбФ АРАН, СПбФ ИИЕТ РАН), «Музея истории

денег». На «взрослом» семинаре содержательно выступили аспиранты Д.А. Баринов и З.С. Гатина, сейчас уже защитившие диссертации [2; 3], магистрантка Н.В. Куприй.

Традиционно на семинаре принято заслушивать один или два доклада. На практике это бывают доклады двух типов: 1) обсуждение итогов проделанной работы или завершённого проекта с опорой на уже опубликованные докладчиками материалы, а также их перспективы. Такими были доклады Т.В. Костиной [4], И.Л. Тихонова [5], С.А. Троицкого [6], А.М. Феофанова [7; 8], Е.А. Чистиковой [9] и ряд других; 2) обсуждение различных идей, в ходе которого рождаются или дорабатываются статьи и монографии. Это доклады Т.Т. Гузаирова [10], К.Б. Егоровой [11], К.А. Ильиной [12], А.А. Троицкой [13] и др. Формат таких семинаров позволяет не ограничивать количество вопросов к докладчикам, время ответов на них, а также устроить в конце дискуссию.

В то же время «семинаристы» нередко устраивают собрания по разным случаям. Например, дважды за прошедший срок Е.А. Ростовцев презентовал тематические номера периодических изданий, посвящённых истории высшей школы: «КЛИО» (2013, № 10; 2016, № 8) и «Вестника СПбГУ. История» (2016, № 3). Авторами примерно половины статей в этих журналах стали участники семинара Д.А. Баринов [14], А.Ю. Дворни-ченко [15], Т.Н. Жуковская [1618], Е.А. Калинина [19], Т.В. Костина [20; 21], А.Ф. Кри-воноженко [22], М.В. Лоскутова [23], Е.А. Ростовцев [24-26], И.Л. Тихонов [27; 28]. 9 февраля 2015 г. «семинаристы» приняли участие в торжественных мероприятиях, по-свящённых 291-й годовщине основания Университета. По этому случаю Музеем истории СПбГУ совместно с Общеуниверситетской кафедрой физической культуры и спорта и Научной библиотекой им. М. Горького была подготовлена выставка «Спорт в Санкт-Петербургском университете», а также состоялась торжественная церемония вручения подарка СПбГУ - живописного портре-

та П.Н. Филиппова (1825-1855) - студента физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета 1840-х гг., выполненного в июне 1842 г. в Варшаве (дар А.Н. Палицыной). 21 октября 2016 г. семинар был приурочен к открытию в Санкт-Петербургском государственном университете выставки, посвя-щённой столетию Пермского университета. Директор Музея истории Пермского университета, доцент кафедры новейшей истории России М.В. Ромашова рассказала о том, как в Перми было организовано открытие отделения Императорского Петроградского университета. 27 января 2018 г. члены семинара осмотрели постоянную экспозицию известной школы Карла Мая и прослушали лекцию М.Т. Валиева по истории школы -кузницы научно-преподавательских кадров высшей школы Санкт-Петербурга.

Наконец, за прошедший период у семинара появился новый формат, претендующий на то, чтобы стать традиционным. Речь идёт о проблемных круглых столах с несколькими небольшими докладами и большим обсуждением в конце. Первый такой стол, состоявшийся 18 февраля 2014 г., получил название «Архивные комплексы высших учебных заведений (до 1917 г.): особенности формирования, информационный потенциал, проблемы использования». На нём было сделано три доклада: 1) «Документы учебных заведений Академии наук в фондах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН» (Т.В. Костина); 2) «Архив Педагогического института в Санкт-Петербурге (1804-1819): формы документирования университетской повседневности» (Т.Н. Жуковская) и 3) «Архивы канцелярий попечителей учебных округов: история формирования и специфика (Российская Империя, первая половина XIX века)» (К.А. Ильина). В ходе докладов и обсуждения удалось лучше разобраться в исторических особенностях формирования комплексов архивной документации, что является важным фактором для успешной научно-исследовательской

работы. Т.Н. Жуковская предложила новую концепцию описания университетского архива - понятие «Большой университетский архив» или «совокупность всех комплексов, отражающих его административные и социальные связи». Позднее доклады Жуковской и Ильиной стали частью коллективной монографии «Биографии университетских архивов» (Москва, 2017) [29; 30].

Уже через два месяца, 13 мая 2014 г. в сотрудничестве с Центром университетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ (г. Москва) был организован круглый стол на тему «Возможности устной истории в изучении высшей школы». Участники центра на протяжении двух лет собирали интервью представителей администрации и профессорско-преподавательского состава университетов России, записывали воспоминания и рассказы об академической повседневности 1980-2000-х гг. За круглым столом выступили сотрудники ИГИТИ Е.А. Вишленкова, З.С. Гатина, К.А. Ильина. Поднимались вопросы превращения университетских исследований в самостоятельную историческую субдисциплину, обсуждались возможности и ограничения методов устной истории при изучении современных академических сообществ, анализировалась практика присуждения учёных степеней в России в 1990-2000 гг.

Третий круглый стол семинара прошел 16 ноября 2015 г. под названием «Категории учащихся высшим наукам XVIII - первой четверти XIX вв.: проблемы изучения и описания». Предметом анализа стали различные группы учащихся, существовавшие на этапе становления высшего светского образования в России: студенты-учащиеся и студенты-сотрудники Академии наук в 1725-1732 гг. (Т.В. Костина) [31], гимназисты и учащиеся ректорского класса Московского университета второй половины XVIII в., которых часто в исследовательской литературе путают со студентами (А.М. Феофа-

Доклады, прочитанные на Семинаре по истории высшей школы во второй половине 2013 - начале 2018 гг.

№ Участник Вуз Тема Дата

1. Феофанов А.М. ПСТГУ Составление словаря «университетских людей»: проблемы и методические решения (на примере Московского университета XVIII - первой трети XIX века) 28.10.13

2. Баринов Д.А. СПбГУ Студенчество Петербургского университета 1884-1917 гг. Особенности социального и национального состава 16.12.13

3. Костина Т.В. СПбФ АРАН Документы учебных заведений Академии наук в фондах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН 18.02.14

4. Жуковская Т.Н. СПбГУ Архив Педагогического института в Санкт-Петербурге (1804-1819): формы документирования университетской повседневности

5. Ильина К.А. НИУ ВШЭ (Москва) Архивы канцелярий попечителей учебных округов: история формирования и специфика (Российская Империя, первая половина XIX века)

6. Басаргина Е.Ю. СПбФ АРАН Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине. 15.04.14

7. Вишленкова Е.А. НИУ ВШЭ (Москва) О Центре университетских исследований ИГИТИ 13.05.14

8. Гатина З.С. НИУ ВШЭ (Москва) Возможности и ограничения устной истории при изучении современных академических сообществ -

9. Ильина К.А. НИУ ВШЭ (Москва) Практика присуждения учёных степеней в 1990-2000 (казус школы А.Н. Якушева) -

10. Егорова К.Б. ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) История перевода польской литературы в Харьковском университете (1800-1825 гг.) 16.10.14

11. Демин М.Р. НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Романтизм на службе государства: влияние С.С. Уварова на университетскую философию в 1830-е годы 23.04.15

12. Троицкий С.А. СПбГУ Философский пароход ждет пассажиров: вытеснение философии из Университета в 1920-е годы -

13. Троицкая А.А. СПбГУ Становление искусствознания как академической дисциплины (Институт истории искусств в 1912-1925 гг.) 13.10.15

14. Костина Т.В. СПбФ АРАН К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725-1732 гг.) 16.11.15

15. Феофанов А.М. ПСТГУ «Учился в университете»: что стоит за фразой? -

16. Жуковская Т.Н. СПбГУ Воспитанники / студенты Педагогического института в Петербурге. 1803-1819 -

17. Басаргина Е.Ю. СПбФ АРАН Институт академических воспитанников. 1803-1830 гг. -

18. Тихонов И.Л. СПбГУ Учебное заведение с непонятным статусом: Санкт-Петербургский археологический институт (1878-1922 гг.) 01.03.16.

19. Гузаиров Т.Т. Тартуский университет Студенты-евреи и власть: частное поведение, конфликты и делопроизводство в Императорском Юрьевском университете 27.04.16

20. Серых Д.В. СПбФ АРАН Самарский университет в 1918-1927 гг. -

21. Тихонов И.Л. СПбГУ Торжественное заседание Семинара по истории высшей школы, посвящённое 75-летию профессора Г.А. Тишкина (1941-2011). Вступительное слово 29.06.16

№ Участник Вуз Тема Дата

22. Жуковская Т.Н. СПбГУ Г.А.Тишкин и современные проблемы историографии Санкт-Петербургского университета -

23. Вахромеева О.Б. СПбГУ Г.А. Тишкин - историк женского движения в России -

24. Крымская А.С. СПбГИК Деятельность Г.А. Тишкина в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (1984-2008)

25. Ростовцев Е.А. СПбГУ Современная историография и биографика Санкт-Петербургского университета: исследовательские проекты Института истории

26. Ромашова М.В. Пермский университет История создания университета в Перми (к его 100-летию) 21.10.16

27. Тихонова И.Л. СПбГУ Празднование столетия Пермского университета в октябре 2016 г. -

28. Чистикова Е.А. Музей истории денег АО «Гознак» Министр просвещения А.С. Норов. Личность и деятельность в оценках современников и исследователей 15.12.16

29. Жуковская Т.Н. СПбГУ Профессоранты Петербургского педагогического института в Европе в 1800-1810-х гг. Новые материалы 02.03.17

30. Костина Т.В. СПбФ АРАН Когда и куда «пропал» Академический университет: реформа учебных заведений Академии наук 1765-1770 гг. 15.06.17

31. Куприянов А.В. НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Новые возможности количественной истории университетов -

32. Лоскутова М.В. НИУ ВШЭ (Санкт- Петербург) Лесохозяйственное образование в России в первой трети XIX в. 09.11.17

33. Куприй Н.В. СПбГУ Численность и социальный состав студенток Петроградского университета в 1918-1924 гг. -

34. Ростовцев Е.А. СПбГУ Петроградский университет: этапы трансформации (1917-1922) 05.04.18

35. Кривоноженко А.Ф. ИЯЛИ ФИЦ "Карельский научный центр РАН" Петроградский университет в 1918 г.

36. Самокиш А.В. СПбФ ИИЕТ Психоневрологический институт до и после революции 1917 г. -

нов), категории воспитанников и студентов Педагогического института в Петербурге в 1803-1819 гг. (Т.Н. Жуковская) и, наконец, такая категория, как воспитанники Академии наук 1803-1830-х гг. (Е.Ю. Басаргина).

Последний круглый стол - «Высшие учебные заведения Петрограда в 1918 г.» -прошёл совсем недавно, 5 апреля 2018 г. Три доклада: Е.А. Ростовцева, А.Ф. Криво-ноженко и А.В. Самокиш, - сделанные ими после многолетних исследований, помогли с разных сторон, глубоко узнать событийную канву и ощутить атмосферу преобразова-

ний, начавшихся в крупных вузах Петрограда после революции 1917 г. [32-34].

В заключение хочется пожелать, чтобы Семинар по истории высшей школы и после своего 15-летнего юбилея оставался активным научным центром изучения высшего образования в Петербурге и в России в целом. О предстоящих его заседаниях можно узнавать на сайте СПбГУ, из объявлений на стенде Музея истории СПбГУ, а также в социальной сети Facebook. Для постоянных участников семинара действует рассылка по электронной почте. Если

деятельность семинара вызвала у вас интерес, обратиться с просьбой о включении в рассылку можно по адресу секретаря семинара ([email protected]).

Литература

1. Ансберг О.Н, Костина Т.В. К десятилетию Семинара по истории высшей школы // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 154-156.

2. БариновД.А. Этноконфессиональные и региональные организации студенчества Санкт-Петербургского университета (1884-1917 гг.): Дис____канд. истор. наук. СПб., 2015. 253 с.

3. Гатина З.С. Врачебная экспертиза в системе управления Российской империи первой половины XIX века: Дис____канд. истор. наук. М.,

2017. 240 с.

4. Костина Т.В. Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726-1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и Российского государства в XVIII - начале XX в. Очерки истории: в 2 кн. / Сост. и отв. ред. И.В. Тункина. СПб.: Реноме, 2016. Кн. I. C. 260-302.

5. Тихонов И.Л. Институт мало соответствующий своему названию (Санкт-Петербургский археологический институт 1878-1922 гг.) // Мавродинские чтения: Сборник статей / Под ред. Ю.В. Кривошеева, М.В. Ходякова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 301-307.

6. Малинов А.В, Троицкий С.А.. Русская философия под запретом (К 90-летию «Философского парохода») // НЛО. 2015. № 3 (133). С. 66-75.

7. Феофанов А.М. Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII - первая треть XIX в.): Биографический словарь / Под общ. ред. А.Ю. Андреева. Сост. А.М. Феофанов. М.: РОССПЭН, 2011. 207 с.

8. Феофанов А.М. Студенты Московского университета второй половины XVIII - первой четверти XIX века: Библиографический словарь. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 478 с.

9. Чистикова Е.А. Государственная и общественная деятельность А.С. Норова: Дис. ... канд. истор. наук. СПб., 2016. 240 с.

10. Гузаиров Т.Т. Студенты-евреи, балтийские немцы и песни. Национальные конфликты

в Императорском Юрьевском университете (1893-1895) // Transnational Russian Culture / Транснациональное в русской культуре. М.: НЛО, 2018. С. 84-99.

11. Егорова КБ. Польская литература в Харьковском университете: начальный этап // Из истории русской переводной художественной литературы первой четверти XIX века: Сборник статей и материалов. СПб.: Нестор-история, 2017. С. 113-126.

12. Ilina KA. The Academic Study in the 1990s and 2000s of the History and Practice of Awarding Academic Degrees and Titles in Russia (April 23, 2014). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 46/HUM/2014. URL: http:// dx.doi.o rg/10.2139/ssrn.2428172 (дата обращения - 3.05.2018).

13. Троицкая А.А. Актуализация и деактуа-лизация искусствознания: опыт Института истории искусств // НЛО. 2015. № 3 (133). С. 86-100.

14. Баринов Д.А. Коллективная биография студенчества Санкт-Петербургского университета 1884-1917 гг.: статистический анализ // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 42-49.

15. Дворниченко А.Ю. Г.В. Вернадский и Петербургская историческая школа // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 88-92.

16. Жуковская Т.Н. Правительственные стратегии в сфере просвещения и идея университета в Петербурге (1803-1819) // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 5-26.

17. Жуковская Т.Н., Любезников О.А.. Правительственная политика и корпорация Петербургского университета в дореформенный период: основные итоги и проблемы изучения // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 26-35.

18. Жуковская Т.Н. Представляя университетское сословие // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 3. С. 170-176.

19. Калинина Е.А. «Мы знаем, что значит война...»: воспоминания, письма, дневники универсантов военных лет: Рецензия / Сост. Т.Н. Жуковская, И.Л. Тихонов; отв. ред. И.Л. Тихонов (СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2010. 662 с. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 152-153.

20. Костина Т.В. Пространство Академических гимназии и университета: материалы к истории. 1724-1805 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 6-15.

21. Kostina T.V, Kouprianov A.V. Growth or stagnation? Historical dynamics of the growth

patterns of Dorpat University (1803-1884) // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2016. Вып. 3. С. 31-45.

22. Кривоноженко А.Ф. Процесс советизации Петроградского университета в 1918-1922 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 104-108.

23. Лоскутова М.В. Козельский лесной институт и начало высшего лесотехнического образования в Российской Империи // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 22-29.

24. Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Историко-филологический факультет Петербургского университета: проблемы коллективной монографии (1819-1917) // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 36-41.

25. Ростовцев ЕЛ, Андреева В.В. Кризис 1911 г. в Петербургском университете в зеркале российской прессы // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 77-88.

26. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Мобилизация интеллекта и отравляющие газы: к истории науки в Петроградском университете в период I мировой войны // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 40-48.

27. Тихонов И.Л. Археологические коллекции в музеях Императорского Санкт-Петербургского университета // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 49-53.

28. Тихонов И.Л. Ф.А. Браун - профессор, декан, проректор Санкт-Петербургского университета // КЛИО. 2016. № 8 (116). С. 72-83.

29. Жуковская Т.Н. Архив Педагогического института в Санкт-Петербурге (1804-1819): специфика отражения университетской повседневности // Биографии университетских

архивов / Под ред. Е.А. Вишленковой, К.А. Ильиной, В.С. Парсамова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 114-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ильина К.А. Архивы попечителей учебных округов в Российской Империи // Биографии университетских архивов / Под ред. Е.А. Вишленковой, К.А. Ильиной, В.С. Парсамова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. С. 165-184.

31. Костина Т.В. К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725-1732 гг.) // Вестник ПСТГУ. 2016. № 1(68). С. 32-44.

32. Ростовцев Е.А. Столичный университет Российской Империи: учёное сословие, общество и власть (вторая половина XIX - начало XX в.) М.: Политическая энциклопедия, 2017. 903 с.

33. Кривоноженко А.Ф. Петроградский университет в 1917-1922 гг.: от университета императорского к университету советскому // Петербургские исследования. 2011. № 3. С. 257-266.

34. Самокиш А.В. Естественно-исторический факультет университета при Психоневрологическом институте В.М. Бехтерева в годы первой мировой войны. От научного энтузиазма к политической активности // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция (2016). М.: ИИЕТ РАН, 2016. С. 761-764.

Статья поступила в редакцию 07.07.18 Принята к публикации 17.07.18

The 15th Anniversary of the Seminar on the History ofHigher School in St. Petersburg

Tatiana V. Kostina - Cand. Sci. (History), Senior Researcher, e-mail: [email protected] St. Petersburg Branch of the Archive ofthe Russian Academy ofSciences, Russia Address: 1 Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Abstract. University teachers in Russia have a period of increasing pedagogical and paper load. In this situation it is important to offer an environment, preserving and developing their research skills, providing a possibility of discussing their results in an audience of expert and concerned colleagues. A thematic seminar as a form of such environment in many respects has advantages over conferences, with their strict rules of reports and discussions. The seminar on the history of higher school in St. Petersburg for 15 years has been an informal platform for reports and discussions on the history of higher education not only in St. Petersburg, but also in the territories of the former Russian Empire and the Soviet Union. Reports, presented at the interdisciplinary seminar, deal with

the educational policy, the history of educational institutions, the methodology of studying the history of higher education, the study of archival collections of educational institutions, etc. Over the past five year 18 sessions have been held, 4 of them - in the form of problematic round tables; overall 30 reports were presented.

Keywords: history of higher education, history of universities, round table, Russian Empire, thematic seminar, round table discussions

Cite as: Kostina, T.V. (2018). [The 15th Anniversary of the Seminar on the History of Higher School in St. Petersburg]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 8-9, pp. 159-168 (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-8-9-159-168

References

1. Ansberg, O.N., Kostina, T.V. (2013). [By the Tenth Anniversary of the Seminar on the History of Higher Education]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 154-156 (In Russ.)

2. Barinov, D.A. (2015). Etnokonfessional'nye i regional'nye organizatsii studenchestva Sankt-Peter-burgskogo universiteta (1884-1917 gg.) [Ethnoconfessional and Regional Student Organizations of the St. Petersburg University (1884-1917). Diss. Cand. Sci. (History)]. St. Petersburg, 253 p. (In Russ.)

3. Gatina, Z.S. (2017). Vrachebnaia ekspertiza v sisteme upravleniia Rossiiskoi imperii pervoi poloviny XIX veka [Medical Expertise in the Management System of the Russian Empire of the First Halfof the XIX Century: Diss. Cand. Sci. (History)], Moscow, 240 p. (In Russ.)

4. Kostina, T.V. (2016). [Training of the Elites of the Russian Empire in Educational Institutions of the Academy of Sciences (1726-1805)]. In: I. Tunkina (Ed.). Aktual'noe proshloe: vzaimode-istvie i balans interesov Akademii nauk i rossiiskogo gosudarstva v XVIII - nachale XX v. Ocherki istorii. V 2 kn. [Relevant Past: Interaction and Balance of Interests of the Academy of Sciences and the Russian State in XVIII - beginning of XX century]. St. Petersburg: Renome Publ. Vol. 1. Pp. 260-302. (In Russ.)

5. Tikhonov, I.L. (2002). [The Institute, Almost Not Corresponding to its Name (St. Petersburg Archaeological Institute 1878-1922)]. In: Mavrodinskie chteniya: Sbornik statei. [Mavrodin-sky Readings: Collected Articles]. Yu. V. Krivosheev, M.V. Khodyakov (Eds). St. Petersburg: St. Petersburg University Press, pp. 301-307. (In Russ.)

6. Malinov, A.V., Troitskii, S.A. (2015). [Russian Philosophy is Banned (To the 90th Anniversary of the «Philosophical Steamer»)]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. No. № 3 (133), pp. 66-75. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Feofanov, A.M., Andreev, A.Yu. (Ed.). (2011). Inostrannye professora rossiiskikh universitetov (vtorayapolovinaXVIII - pervaya tret' XIX v.): Biograficheskii slovar' [Foreign Professors of Russian Universities (Second Half of XVIII - First Third of XIX Century): Biographical Dictionary]. Moscow: Russian Political Encyclopedia Publ., 207 p. (In Russ.)

8. Feofanov, A.M. (2013). Studenty Moskovskogo universiteta vtoroi poloviny XVIII - pervoi chetverti XIX veka: Bibliograficheskii slovar' [Students of Moscow University in the Second Half of the XVIII - First Quarter of the XIX Century: Bibliographic Dictionary]. Moscow: St. Tikhon's Orthodox Univ. Publ., 478 p. (In Russ.)

9. Chistikova, E.A. (2016). Gosudarstvennaya i obshchestvennaya deiatel'nost' A.S. Norova. Kand. Diss. [State and Public Activities of A.S. Norov: Diss. Cand. Sci. (History)]. St. Petersburg, 240 p. (In Russ.)

10. Guzairov, T.T. (2018). [Jewish Students, Baltic Germans and Songs. National Conflicts in the Imperial University of Yuryev (1893-1895)]. In: Transnational Russian Culture. Moscow: NLO Publ., pp. 84-99. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Egorova, K.B. (2017). [Polish Literature in Kharkov University: The Initial Stage]. In: Iz istorii russkoi perevodnoi khudozhestvennoi literatury pervoi chetverti XIX veka'.. Sbornik statei i materialov [From the History of Russian Translated Fiction of the First Quarter of the XIX Century. Collection of Articles and Materials]. St. Petersburg: Nestor history Publ., pp. 113-126. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Ilina, K.A. (2014). The Academic Study in the 1990s and 2000s of the History and Practice of Awarding Academic Degrees and Titles in Russia (April 23, 2014). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 46/HUM/2014. Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.2428172

13. Troitskaya, A.A. (2015). [Actualization and Deactuation of Art History: The Experience of the Institute of Art History]. Novoe literatturnoe obozrenie [New Literary Observer]. No. 3 (133), pp. 86-100. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Barinov, D.A. (2013). [Collective Biography of Students of St. Petersburg University 1884-1917: Statistical Analysis]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 42-49. (In Russ.)

15. Dvornichenko, A.Yu. (2013). [G.V. Vernadsky and Petersburg Historical School]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 88-92. (In Russ.)

16. Zhukovskaya, T.N. (2013). [Government Strategies in the Field of Education and the Idea of a University in St. Petersburg (1803-1819)]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 5-26. (In Russ.)

17. Zhukovskaya, T.N., Lyubeznikov, O.A. (2013). [Government Policy and Corporation of St. Petersburg University in the Pre-reform Period: The Main Results and Problems of Studying]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 26-35. (In Russ.)

18. Zhukovskaya, T.N. (2016). [Introducing the University Estate]. Vestnik SPbGU [Vestnik SPb-SU]. Ser. 2. No. 3, pp. 170-176. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Kalinina, E.A. (2013). [Review on the book "We Know What War Means ...": Memoirs, Letters, Diaries of Universitarians of the War Years / Comp. T.N. Zhukovskaya, I.L. Tikhonov; ed. I.L. Tikhonov (St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2010. 662 p.)]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 152-153. (In Russ.)

20. Kostina, T.V. (2013). [The Space of the Academic Gymnasium and the University: Materials for History. 1724-1805]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 6-15. (In Russ.)

21. Kostina, T.V., Kouprianov A.V. (2016). Growth or Stagnation? Historical Dynamics of the Growth Patterns of Dorpat University (1803-1884). Vestnik SPbGU [Vestnik SPbSU]. Ser. 2. No. 3, pp. 31-45.

22. Krivonozhenko, A.F. (2013). [The Process of Sovietization of the Petrograd University in 19181922]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 104-108. (In Russ.)

23. Loskutova, M.V. (2016). [Kozelsky Forest Institute and the Beginning of Higher Forestry Education in the Russian Empire]. KLIO [CLIO]. No. 8 (116), pp. 22-29. (In Russ., abstract in Eng.)

24. Rostovtsev, E.A., Barinov, D.A. (2013). [Historical-Philological Faculty of St. Petersburg University: Problems of Collective Monograph (1819-1917)]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 36-41. (In Russ.)

25. Rostovtsev, E.A., Andreeva, V.V. (2013). [The Crisis of 1911 at the University of St. Petersburg in the Mirror of the Russian Press]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 77-88. (In Russ.)

26. Rostovtsev, E.A., Sidorchuk, I.V. (2016). [Mobilization of Intelligence and Poison Gases: To the History of Science in the Petrograd University During the First World War]. KLIO [CLIO]. No. 8 (116), pp. 40-48. (In Russ., abstract in Eng.)

27. Tikhonov, I.L. (2013). [Archaeological Collections in the Museums of the Imperial St. Petersburg University]. KLIO [CLIO]. No. 10 (82), pp. 49-53. (In Russ.)

28. Tikhonov, I.L. (2016). [F. Brown - Professor, Dean, Vice-Rector of St. Petersburg University]. KLIO [CLIO]. No. 8 (116), pp. 72-83. (In Russ., abstract in Eng.)

29. Zhukovskaya, T.N. (2017). [Archive of the Pedagogical Institute in St. Petersburg (1804-1819): Specifics of Reflecting University Daily Life]. In: Biografii universitetskikh arkhivov [Biographies of University Archives]. Moscow: Publ. house HSE, pp. 114-164. (In Russ.)

30. Ilina, K.A. [Archives of Trustees of Educational Districts in the Russian Empire]. In: Biografii universitetskikh arkhivov [Biographies of University Archives]. Moscow: Publ. house HSE, pp. 165-184. (In Russ.)

31. Kostina, T.V. (2016). [Ranks of Students in St. Petersburg Academy of Sciences (1725-1732): Questioning Status and Corpus]. Vestnik PSTGU = St. Tikhon's University Review. No. 1 (68), pp. 32-44. (In Russ., abstract in Eng.)

32. Rostovtsev, E.A. (2017). Stolichnyi universitet Rossiiskoi Imperii: uchenoesoslovie, obshchest-vo i vlast' (vtoraia polovina XIX - nachalo XX v.) [Metropolitan University of the Russian Empire: An Academic Estate, Society and Power (Second Half of the XIX - Early XX Century)]. Moscow: Political Encyclopedia Publ., 903 p. (In Russ.)

33. Krivonozhenko, A.F. (2011). [Petrograd University in 1917-1922: From the University of the Imperial to the Soviet University]. Peterburgskie issledovaniia [Petersburg Studies]. No. 3, pp. 257-266. (In Russ., abstract in Eng.)

34. Samokish, A.V. (2016). [The Natural History Faculty of the University of Bekhterev Psychoneurological Institute in the Years of the First World War. From Scientific Enthusiasm to Political Activity]. Institut istorii estestvoznaniia i tekhniki im. S.I. Vavilova. Godichnaya nauchnaya konferentsiya [S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences. Annual Scientific Conference]. Moscow: IHST RAS Publ., pp. 761-764. (In Russ.)

The paper was submitted 07.07.18 Accepted for publication 17.07.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.