Научная статья на тему 'Семинар «Современные социологические подходы и теории»'

Семинар «Современные социологические подходы и теории» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
390
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинар «Современные социологические подходы и теории»»

Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ

Семинар

Санкт-Петербургский государственный университет 12-22 апреля 2004 г.

Котельникова Зоя Владиславовна

аспирант ГУ-ВШЭ Email: kotelnikova@hse.ru

Еще в поезде «Москва - Санкт-Петербург» я начала накидывать план обзора. Мои размышления над тем, что нужно написать и на какие моменты стоит обратить внимание в ходе семинара, неожиданным вопросом прервал попутчик: «Неужели, Вы стихи пишите?». Мне показалось забавной сама мысль. Взять и написать в журнал «Экономическая социология» обзор об учебно-методическом семинаре «Современные социологические подходы и теории» в стихах. Однако пока пойти на такой подвиг я не решилась.

В рамках инновационного проекта НФПК по программе «Совершенствование социально-экономического образования в вузах» по конкурсу «Создание центров повышения квалификации преподавателей» в течение 2002-2003 гг. на территории России было создано два Федеральных центра повышения квалификации (ФЦПК) по направлению «Социология». Один из них расположен в Москве, другой - в Санкт-Петербурге. Первый является программой консорциума Института социологии и факультета социологии РУДН1 (ФЦПК РУДН; исполнительный директор - Г.В. Градосельская), а второй - факультета социологии и факультета переподготовки специалистов по социологии и социальной работе СПбГУ2 (ФЦПК «Социология» СПбГУ; директор - В.В. Козловский). Центры имеют федеральное значение, они вовлекают большое число вузов и регионов России в единый процесс совершенствования научной подготовки преподавателей. Деятельность ФЦПК направлена на широкий круг специалистов, занятых в области социологии. В настоящее время они предлагают нам богатый спектр тем и форматов учебных мероприятий. Так, например, ФЦПК РУДН проводит трехнедельные сессии:

> Социология образования (10 ноября - 5 декабря 2003 г.)

> Этносоциология. Социология конфликтов (5 января - 2 февраля 2003 г.)

> Методология и методы социологических исследований (4-30 апреля 2004 г.)

^ Теоретическая социология (3-30 июня 2004 г.)

1 Подробнее о ФЦПК РУДН (Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы) см.:

http://www.fcpps.narod.ru/

2 Подробнее о ФЦПК «Социология» СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) см.: http://www.sociology.net.ru/

ФЦПК «Социология» СПбГУ предлагает:

> семинар «Современные теоретические подходы и теории» (12-22 апреля 2004 г.);

^ мастер-класс «Драматургия качественного исследования: методология и техника» (21-24 апреля 2004 г.);

> семинар «Современные методы социологических исследований» (17-27 мая 2004 г.);

> летний университет «Современная социология: образовательные и исследовательские практики» (20 июня - 11 июля 2004 г.).

В нашем обзоре речь пойдет об учебно-методическом семинаре «Современные социологические подходы и теории» (12-22 апреля 2004 г., руководитель - д.ф.н., проф. В.В. Козловский). Его заявленная цель - «освоение современных теорий и подходов к исследованию общества и способов включения нового знания в процессе подготовки специалистов высшей квалификации»3. Аудиторию формировали преподаватели, научные сотрудники, аспиранты кафедр и учебных подразделений, занятых в сфере социологии, -всего 24 человека из следующих городов: Апатиты, Барнаул, Казань, Москва, Новосибирск, Омск, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Смоленск, Тамбов, Челябинск, Ярославль.

Организаторы составили насыщенную программу, и занятия проходили шесть дней в неделю. Лекции читали не только сотрудники СПбГУ, но и преподаватели других вузов: В.В. Волков (ГУ-ВШЭ, Европейский университет в Санкт-Петербурге), В.В. Радаев (ГУ-ВШЭ, Москва), В.Г. Федотова (ГУ-ВШЭ, Москва), Ф. Эттрих (университет г. Эрфурт, Германия).

Программа «Современные социологические теории и подходы»

^ Социология как эпистемологическая система (проф. В.Д. Плахов, РГПУ им. А.И. Герцена)

В.Д. Плахов представил концепцию развития социологии как науки, поставив под сомнение адекватность изложения истории социологии через хронологию авторов, теорий и подходов. Социология есть форма научного самопознания, обусловленная культурным контекстом. Наша задача состоит в том, чтобы определить место социологии в общей системе познания и выяснить закономерности ее формирования как суверенной системы научных знаний.

> Конструктивистские подходы в социологии (проф. В.И. Ильин, СПбГУ)

В.И. Ильин ознакомил слушателей с логикой социально-конструктивистской методологии и изложил концепцию социокультурного поля (Дж. Дьюи, К. Левин, П. Штомпка), продемонстрировав ее эмпирическое применение к изучению различных социальных феноменов, в частности таких, как социальное неравенство и потребление.

> Концепция креативного действия (проф. Ф. Эттрих, университет Эрфурта, Германия)

Ф. Эттрих сконцентрировал внимание на тенденциях развития теории действия. Он представил модель креативного действия как средство преодоления дихотомии рационального и нормативного действия. Предлагаемая теория есть еще одна попытка интеграции общеизвестных Homo Economicus и Homo Sociologicus.

3 Информация о семинаре: http://www.sociology.net.ru/files/12-22.htm

> Теория рационального выбора (проф. Л.В. Сморгунов, СПбГУ)

Л.В. Сморгунов рассказал об идейных источниках возникновения, методологических предпосылках и основных направлениях развития теории рационального выбора. Особенно подробно лектор остановился на работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы: между Левиафаном и анархией»4, а также представил теорию справедливости и государства благосостояния Дж. Роулза5 и теорию коалиции У. Райкера.

^ Современные подходы в эмпирической социологии: life course research (проф. В.В. Козловский, СПбГУ)

В. В. Козловский ознакомил слушателей с теоретическими основами и методикой использования когортного анализа индивидуального жизненного пути [life course research] -метода, широко используемого в международной сравнительной социологии. Он нацелен на преодоление разрыва между количественными и качественными методами, а также соединение возможностей диахронного и синхронного сравнения.

^ Гендерный подход в современной социологии (доц. Т.Б. Щепанская, СПбГУ)

Т.Б. Щепанская рассказывала о гендерном подходе в социологии и знакомила с тематикой гендерных исследований. Она перечислила ключевые работы в этой области (М. Фуко, И. Гофман, Дж. Батлер и др.). Ее рассуждения поставили меня перед следующим вопросом (на который я не нашла ответа в лекции): гендерные исследования - это академическая дисциплина или социальное движение?

> Неоинстуционализм (проф. Ю.В. Веселов, СпбГУ; проф. В.В. Радаев, ГУ-ВШЭ, Москва)

Ю.В. Веселов проблематизировал историю идей институционального подхода в экономике (Ф. Лист, Т. Веблен, Дж. Команс, Дж. Гелбрейт) и социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс), изложил позиции нового институционализма (Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон) и новой экономической социологии (М. Грановеттер, Н. Флигстин). В завершение он попытался раскрыть тематику исследований доверия.

В. В. Радаев сконцентрировал внимание слушателей на ключевых направлениях, авторах и работах в рамках нового институционализма в экономической социологии. Он представил базовые положения методологии неоинституционализма и социологии рынков, проиллюстрировав основные теоретические понятия на эмпирическом материале исследования рынков.

> Модернизация и глобализация (проф. В.Г. Федотова, ГУ-ВШЭ, Москва)

Курс В.Г. Федотовой был посвящен соотношению теорий развития и теории глобализации. Она сфокусировала внимание на проблемах транзитологии и моделях традиционного и современного общества, перечислив их основные характеристики.

4 Бьюкенен Дж. Избранные труды: Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М.: Таурус Альфа, 1997.

5 Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

^ Прагматический поворот в современной социологии: социология повседневных практик (доц. В.В. Волков, ГУ-ВШЭ, Европейский университет в Санкт-Петербурге)

В.В. Волков познакомил слушателей с ключевыми идеями социологии повседневных практик. Он показал теоретическое развитие проблематики повседневных практик в социальных науках, а также применение подхода на примере работ: П. Бурдье «Фотография:

6 7 8

искусство средней руки» , «Различение...» и Н. Элиас «О процессе цивилизации» . Надо заметить, это была одна из самых интересных лекций.

^ Современные теории социальных изменений (проф. Д.В. Иванов, СПбГУ)

Д.В. Иванов очертил круг основных концепций трансформации, разработанных в 1960-1990-е годы, и представил авторское видение теории общественных изменений.

> Постмодернистская теория в социологии (доц. Ю.В. Асочаков, СПбГУ)

Ю.В. Асочаков представил теории модерна и постмодерна в социологии. Он перечислил ключевые подходы, авторов и их труды, подробно остановился на работе Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна»9.

* * *

Честно говоря, подвести содержательные итоги семинара непросто. Лично у меня осталось ощущение, будто я посетила обзорную экскурсию по родным местам. Современные социологические теории были представлены пространно и общо. Учебная программа оказалась ознакомительной. Однако в ходе круглого стола большинство слушателей пришли к мнению, что для них важен был именно экскурс в то или иное социологическое направление, поэтому результаты семинара и их ожидания совпали. Особый интерес у слушателей вызвали лекции В.Ю. Веселова, В.В. Волкова, В.И. Ильина, В.В. Козловского и В.В. Радаева.

Программа семинара завершилась конференцией «Социологическая парадигма М. Вебера», посвященной 140-летию со дня рождения М. Вебера. Организатор конференции -социологический факультет СпбГУ. С докладами выступили Р.П. Шпакова (Санкт-Петербург, Россия), В.В. Козловский (СПб, Россия), Ф. Эттрих (Эрфурт, Германия) и А. Дайксиль (Гамбург, Германия). Лейтмотивом через всю конференцию прошли вопросы: существует ли парадигма М. Вебера в социологии? Сможет ли кто-нибудь пойти дальше М. Вебера? Какое место занимает отечественная теоретическая социология в рамках мировой социологии? По понятным причинам конкретных ответов дано не было.

И в заключение несколько слов о неформальной жизни слушателей. Несмотря на интенсивность занятий, участники семинара все же смогли выкроить время и посетить

6 Boltanski L., Bourdieu P. et al. Photography: A Middlebrow Art / S. Whiteside (transl.-ed.). Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990.

7 Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of Judgment of Taste / R. Nice (transl.-ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1984.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

9 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.; СПб.: Алетейя, 1998.

театры, осмотреть исторические достопримечательности и принять участие в различных неформальных мероприятиях. Обстановка этому способствовала: социологический факультет СПбГУ расположен в одном из зданий ансамбля Смольного монастыря, что само по себе производит впечатление. Особенно знаменательным для участников стал факт совпадения первого дня занятий и церемонии общероссийского значения: 12 апреля 2004 г. состоялось возвращение креста на главный купол Смольного Собора, который три года реставрировали после того, как он был поврежден ураганом.

Словом, десять дней пролетели незаметно. Учебная программа была насыщенной и разнообразной, атмосфера - дружелюбной, а погода - солнечной. Интеграция научного сообщества шла полным ходом, а главное замечание, которое слушатели сделали организаторам, - единогласно: «Фуршет следует устраивать не только по окончании семинара, но и в начале».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.