Научная статья на тему 'Социология денег'

Социология денег Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1232
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология денег»

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Я. Н. Крупец

Социология денег

(для направления «Социология» подготовки бакалавра факультета социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются определение особенностей социологического подхода к изучению института денег в современном и постсовременном обществах; ознакомление студентов с классическими и современными подходами в социологии денег; определение особенностей социологической трактовки денег как социального и культурного феномена.

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих учебных курсах:

— «Социологическая теория»;

— «Социальная структура и социальная стратификация»;

— «Социальная теория. Раздел "Введение в социологию и история социологии"»;

— «Методология и методы социологии».

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих курсов:

— «Экономическая социология - 1»;

— «Экономическая социология - 2».

КРУПЕЦ Яна Николаевна —

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия).

Email: krupets@ gmail.com

Тематический план учебной дисциплины см. в таблице 1.

Тематический план учебной дисциплины

Таблица 1

Название раздела Всего Аудиторные часы Самостоя-

часов Лекции Семинары тельная работа

Теоретические основания 64 12 14 38

исследования денег в социо-

логии

Направления исследований 80 16 16 48

денег в современной социо-

логии

Итого: 144 28 30 86

Содержание дисциплины

Лекционные занятия

Тема 1. Классические подходы к исследованию денег в социологии

Теоретические концептуализации феномена денег в обществе модерна (А. Смит, К. Маркс, Г. Зим-мель, М. Вебер). Деньги как универсальное, однородное, рациональное, эволюционирующее средство обмена. Значение денег в обществе и экономике. Положительные и отрицательные влияния, которые оказывают деньги на человека и социальные отношения.

Основная литература

Фернам А., Аргайл М. 2006. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Гл. 1.

Зелизер В. 2004. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; Гл. 1.

Дополнительная литература

Зарубина Н. Н. 2005. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности. Социологические исследования. 7: 13-21.

Зиммель Г. 1999. Философия денег. В сб.: Филиппов А. Ф. (отв. ред.). Теория общества. Фундаментальные проблемы. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле; 125-154.

Маркс К. 1988. Процесс производства капитала. В изд.: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: В 3 т. I (1). М.: Политиздат; Гл. 3.

Московичи С. 1998. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии; Гл. 8-9.

Смит А. 1962. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука;. Гл. 4-7. URL: http:// ek-lit.agava.ru/smitsod.htm

Филиппов А. Ф. 2002. Аспекты денежной культуры. Новые работы по «Философии денег» Георга Зим-меля. Под ред. Вильфрида Геснера и Рюдигера Крамме. Магдебург: Эдицьон Гумбольдт. Рецензия на книгу. Социологическое обозрение. 2 (2): 63-68.

Шептун А. А. 1999. Философия денег. Вопросы философии. 7: 180-183.

Тема 2. Современные подходы к исследованию денег в социальных науках

Изменение перспективы анализа денег в современных социальных науках (с 1970-х гг.). Разнородность, иррациональность (сакральность) и множественность современных денег. Сравнение социологического, психологического и антропологического подходов к рассмотрению денег.

Основная литература

Зелизер В. 2004. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; Гл. 1.

Фернам А., Аргайл М. 2006. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Гл. 2.

Дополнительная литература

Зарубина Н. Н. 2006. Деньги в социальной коммуникации. Социологические исследования. 6: 3-12.

Фенько А. Б. 2000. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях. Психологический журнал. 21 (1): 50-62.

Belk R., Wallendorf M. 1990. The Sacred Meanings of Money. Journal of Economic Psychology. 11: 35-67.

Тема 3. «Множественные деньги» В. Зелизер: разбор основных идей работы

Концепция денег В. Зелизер. Множественность денег и их социальное значение. Влияние социального и культурного контекстов на значение денег. Целевые деньги и денежные заменители. Анализ различных видов денег: домашние деньги, подарочные деньги, карманные деньги, деньги бедняков, благотворительные деньги.

Основная литература

Зелизер В. 2004. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; Гл. 2-5.

Дополнительная литература

Радаев В. В. 2004. Предисловие научного редактора. В кн.: Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы.М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ;1-12.

Тема 4. Практики обращения с деньгами: накопление, траты, кредиты

Понятие «практика». Практический поворот в социальных науках. Возможности изучения практик социологическими методами. Анализ финансовых практик: накопление, денежные траты, инвестирование денег, сортировка и хранение денег, кредитование, использование электронных карт.

Основная литература

Фернам А., Аргайл М. 2006. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Гл. 4.

Дополнительная литература

Александров Д., Бессуднов А.., Богданова Е. 2005. Рационализация необратима. Эксперт Северо-Запад. 27. 18 июля. URL: http://www.expert.ru/sever/current/27sspetc1.shtml

Верховин В. И. 1993. Структура и функции монетарного поведения. Социологические исследования. 10: 67-73.

Волков В. В. 1997. О концепции практик(и) в социальных науках. Социологические исследования. 6: 9-23.

Ибрагимова Д. Х., Кузина О. Е. 2009. Финансовое поведение населения России в условиях кризиса. Cерия «Аналитика ЛЭСИ». 5: 6-40. URL: https://www.hse.ru/data/2010/08/05/1222047644/ Analytics_5.pdf

Радаев В.В. 2002. Уроки «финансовых пирамид», или Что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении. Мир России. 11 (2): 39-70.

Скурятина Е. 2002. Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализа-ция. Экономическая социология. 3 (2): 82-92. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/692/586/1234/ecsoc_t3_ n2.pdf#page=82

Стребков Д. О. 2004. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России. Вопросы экономики. 2: 109-128.

Стребков Д. О. 2004. Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг. Социологические исследования. 2: 51-59.

Тема 5. Деньги в неэкономических пространствах: коммодификация человеческих отношений

Определение неэкономических пространств: интимность, тело, дружеские отношения. Присутствие денег в данных пространствах. Их взаимоопределение. Превращение тела и интимности в товар: ком-модификация тел в позднем капитализме (на примере исследований секс-работы, продажи и (или) донорства органов).

Основная литература

Бердышева Е. С. 2012. От критики к аналитике: коммодификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблема в новой экономической социологии. Экономическая социология. 13 (1): 67-85. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2012/01/30/1234591463/ecsoc_t13_n1.pdf#page=67

Zelizer V. 2000. The Purchase of Intimacy. Law and Social Inquiry. 25 (3): 817-848.

Дополнительная литература

Бредникова О. 2009. Покупая компетенцию и внимание: практики платежей во время беременности и родов. В кн.: Здравомыслова Е., Тёмкина А. (отв. ред.). Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; 179-210.

Зелизер В. 2010. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века. Экономическая социология. 11 (2): 54-72. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2010/03/31/1234590642/ ecsoc_t11_n2.pdf#page=54

Поланьи К. 1993. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги. THESIS. 2: 10-17.

Hochschild A. 2003. The Commercialization of Intimate Life. Notes from Home and Work. Berkley; London: University of California Press.

Scheper-Hughes N. 2001. Bodies for Sale: Whole or in Parts and Commodity Fetishism in Organs Trafficking. Body and Society. 7: 1-8.

Тема 6. Деньги в семье: отношения, бюджеты, обучение

Практики ведения семейного бюджета. Контроль за деньгами и властные отношения в семье. Тендерное распределение денег. Влияние денег на семейные отношения. Зависимость значения денег и способов обращения с ними от семейных отношений.

Основная литература

Зелизер В. 2004. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; Гл. 2.

Фенько А. Б. 2005. Люди и деньги: Очерки психологии потребления. М.: Независимая фирма «Класс»; Гл. 8-9.

Дополнительная литература

Абрамова С. Б. 2000. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы. Социологические исследования. 7: 37-41.

Виноградский В. Г., Виноградская О. Я., Фадеева О. П. 2002. Жизнь Любы Курановской: семья, хозяйство, бюджет. Социологические исследования. 11 (223): 100-109.

Ибрагимова Д. Х. 2012. Кто управляет деньгами в российских семьях? Экономическая социология. 13 (3): 22-56. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2012/05/31/1234591260/ecsoc_t13_n3.pdf#page=22

Фенько А. Б. 2004. Тендерные различия в отношении россиян к деньгам. В сб.: Журавлёв А. Л., Ку-прейченко А. Б. (отв. ред.) Проблемы экономической психологии. 1. М.: Институт психологии РАН; 261-280.

Тема 7. Исследование денег в локальном и глобальном контекстах

Значение денег в эпоху глобализации. Мировые денежные процессы и (или) потоки. Локальные и глобальные деньги. Электронные деньги и особенности их использования.

Основная литература

Dodd N. 1997. Global Uncertainties of Money? International Review of Sociology. 7 (3): 511-525.

Ingham G. 1999. Capitalism, Money and Banking: a Critique of Recent Historical Sociology. British Journal of Sociology. 50 (1): 76-96.

Дополнительная литература

Бодрийяр Ж. 2000. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет; Гл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гидденс Э. 2011. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис»; 135-145.

Зенкин С. Н. 2000. Жан Бодрийяр: время симулякров. В кн.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет; 5-40.

Иванов Д. В. 1998. Постиндустриализм и виртуализация экономики. Журнал социологии и социальной антропологии. I (1): 83-93.

Оеминары (работа с текстами и выполнение практических заданий)

Семинар 1. Классические подходы к исследованию денег в социологии (часть 1)

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Смит А. 1962 (1776). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука; Гл. 4-7. URL: http://ek-lit.agava.ru/smitsod.htm

Маркс К. 1988 (1867). Процесс производства капитала. В изд.: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: В 3 т. I (1). М.: Политиздат; Гл. 3.

Семинар 2. Классические подходы к исследованию денег в социологии (часть 2)

Семинар проходит в форме обсуждения предложенного текста:

Simmel G. 2004 (1900). The Philosophy of Money. 3rd enlarged ed. London: Routledge; Ch. «The Possession of Money and the Self»; 327-331.

Семинар 3. Классические подходы к исследованию денег в социологии (часть 3)

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Тённис Ф. 2002 (1887). Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. Санкт-Петербург: Владимир Даль; 71-79.

Вебер М. 1990 (1905). Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс; Глава «Дух капитализма»: 70-95 URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Veb_PrEt/03.php

Семинар 4. Современные подходы к исследованию денег в социальных науках

Семинар проходит в форме обсуждения предложенного текста:

Belk R., Wallendorf M. 1990. The Sacred Meanings of Money. Journal of Economic Psychology. 11: 35-67.

Семинар 5. «Множественные деньги» В. Зелизер

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Зелизер В. 2004. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; Введение, Гл. 1.

Радаев В. В. 2004. Предисловие научного редактора. В кн.: Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ВШЭ; 1-12.

Семинар 6. Множественные деньги в повседневной жизни. Представление результатов мини-исследования

Семинар проходит в форме практического занятия. На занятии студенты представляют результаты проведённого в группах мини-исследования (собранные интервью и их первичный анализ).

Работа осуществляется в командах по 2-4 человека. За две недели до занятия студентам даётся следующее задание для проведения мини-исследования:

1. Написать основу программы исследования и определить его тему, объект, предмет, цель, задачи.

2. Разработать гайд интервью.

3. Взять интервью, отвечающее следующим параметрам:

— формат интервью: свободное;

— минимальная продолжительность интервью: 30 мин.;

— интервью записывается на диктофон и транскрибируется;

— один исследователь берет одно интервью;

4. Проанализировать и публично представить в рамках семинарского занятия № 6 полученные результаты.

Примеры тематических направлений исследований множественных денег для формулировки студенческой темы

Исследования практик обращения с деньгами: траты, накопление, инвестирование, сортировка, хранение, одалживание, кредит и т. п.

Исследования социального значения денег: деньги в системе ценностей, что деньги значат для людей, насколько они важны (можно сравнить по разным возрастным группам).

«Особые» деньги (выигрыши, взятки, чаевые, «грязные» деньги, церковные деньги и т. п.) и особые практики обращения с деньгами (игры на деньги, коллекционирование денег, воровство и т. п.).

Деньги в семье (личный бюджет, семейный бюджет, деньги и властные отношения в семье, гендерный аспект, деньги у детей и т. п.).

Деньги в неэкономическом пространстве (коммодификация «непродаваемых» вещей: продажа органов, продажа тела, секс-услуги и т. п.).

Возможно предложение собственной темы.

Семинар 7. Практики обращения с деньгами: накопление, траты, кредиты

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Александров Д., Бессуднов А., Богданова Е. 2005. Рационализация необратима. Эксперт Северо-Запад. 27. 18 июля. URL: http://www.expert.ru/sever/current/27sspetc1.shtml

Стребков Д. О. 2004. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России. Вопросы экономики. 2: 109-128.

Семинар 8. Коммодификация человеческих отношений

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Бредникова О. 2009. Покупая компетенцию и внимание: практики платежей во время беременности и родов. В кн.: Здравомыслова Е., Тёмкина А. (отв. ред.). Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; 179-210.

Зелизер В. 2010. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века. Экономическая социология. 11 (2): 54-72. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2010/03/31/1234590642/ ecsoc_t11_n2.pdf#page=54

Семинар 9. Коммодификация человеческих отношений

Семинар проходит в форме практического занятия.

На занятии студенты в группах по 2-3 человека анализируют материалы интернет-форумов, посвя-щённых покупке и продаже человеческих органов.

Пример форума: URL: http://www.forum.nedug.ru/threads/threads/358332-Куплю-почку-срочно-очень-дорого

В ходе занятия студенты формулируют задачи исследования и в соответствии с ними проводят качественный анализ материалов (данные для анализа предоставляются преподавателем).

Семинар 10. Деньги в семье: отношение, бюджеты, обучение

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов (студент читает один текст на выбор):

Виноградский В. Г., Виноградская О. Я., Фадеева О. П. 2002. Жизнь Любы Курановской: семья, хозяйство, бюджет. Социологические исследования. 11 (223): 100-109.

Гладникова Е. В. 2009. Обзор подходов к исследованию частных межпоколенных трансфертов. Экономическая социология. 10 (5): 93-110. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2009/11/28/1234590208/1ecso c_t10_n5.pdf#page=93

Ибрагимова Д. Х. 2012. Кто управляет деньгами в российских семьях? Экономическая социология. 13 (3): 22-56. URL: http://ecsoc.hse.ru/data/2012/05/31/1234591260/ecsoc_t13_n3.pdf#page=22

Семинар 11. Деньги в семье: анализ эмпирических данных

Семинар проходит в форме практического занятия (рассчитан на четыре часа)

В рамках семинара студенты анализируют эмпирические данные: материалы журнала «Семейный бюджет» (популярный журнал «о семейных делах, деньгах и повышении финансовой грамотности населения»; URL: http://7budget.ru/) и материалы биографических интервью (части интервью об обращении с деньгами), собранные в рамках различных проектов.

Семинар 12. Исследование денег в локальном и глобальном контекстах

Семинар проходит в форме обсуждения предложенных текстов:

Бодрийяр Ж. 2000. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет; Гл. 1; 70-78.

Гидденс Э. 2011. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис»; 135-145.

Формы контроля знаний студентов

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале.

Результирующая оценка по курсу складывается из оценки, полученной на экзамене (итоговый контроль), и накопленной оценки, включающей оценку за аудиторную работу студента и оценку за текущий контроль.

Активность на семинарских занятиях (аудиторная работа студентов) оценивается по следующим критериям:

— участие в обсуждениях (ответы на поставленные вопросы, выступления, комментирование ответов других студентов);

— привлечение и использование материалов, понятий, идей и теорий, обсуждаемых в курсе (опираясь на прочитанные тексты);

— высказывание собственных интерпретаций (рефлексия прочитанных к семинару источников, их критическое осмысление);

— формулирование комментариев к прочитанным текстам и к выступлениям одногруппников чётко, аргументированно и доступно, следуя логике дискуссии;

— взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии.

Текущий контроль осуществляется в двух формах — контрольная работа и эссе.

Контрольная работа проводится в середине курса в письменной форме. Студентам предлагаются три открытых вопроса к прочитанным на семинаре источникам (к текстам А. Смита, К. Маркса, Г. Зимме-ля). Студенту нужно дать развёрнутый аргументированный ответ, демонстрирующий знание текстов и основных понятий. В ходе контрольной работы студентам запрещается пользоваться источниками.

Время работы: 60 мин.

Эссе пишется в конце курса по сформулированной совместно со студентом теме (темы меняются с учётом поставленных на семинарах дискуссионных проблем).

Объем эссе: 2000-2500 слов.

Работа выполняется студентом дома.

Критерии для оценивания эссе:

— наличие чёткой, последовательно реализованной в тексте идеи (основной аргумент, тезис);

— соответствие тематики эссе тематике курса;

— текст должен основываться на и (или) включать рефлексию собственного опыта обращения с деньгами;

— использование теоретических идей и дебатов, включённых в курс, с указанием источников (не менее пяти текстов, в том числе дополнительной литературы);

— логическая выстроенность, аргументированность текста, наличие аналитической интерпретации используемых источников и эмпирических данных.

Итоговый контроль по курсу осуществляется в форме письменного экзамена — развёрнутого ответа на предложенное задание. Для выполнения задания студенту предлагается изображение денег.

Пример экзаменационного задания:

— глядя на изображение, сформулируйте аналитический (исследовательский) тезис о деньгах;

— подберите теорию, которая может объяснить данный тезис (дайте развёрнутое описание применения концепции);

— сформулируйте исследовательские вопросы, операционализирующие выбранную теорию или раскрывающие сформулированный тезис.

Критерии для оценивания письменного ответа на экзамене:

— точность и качество сформулированного на основе предложенного изображения тезиса о деньгах;

— содержательная точность и правильность ответа при использовании теорий при ответе;

— логичность изложения;

— аргументированность ответа;

— высказывание собственных интерпретаций используемых теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.