«Роль инновационной мфраструктуры в коммерциализации научно-технической продукции. Анализ деятельности и оценка эффективности центров трансфера технологий»
24-26 октября 2005 года в пансионате «Звенигородский» прошел семинар «Роль инновационной инфраструктуры в коммерциализации научно-технической продукции. Анализ деятельности и оценка эффективности центров трансфера технологий» в рамках научно-исследовательской работы «Исследование научно-инновационного потенциала высшей школы с целью создания и развития центров трансфера технологий», выполняемой по Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. Организаторами семинара выступили: Государственная академия инноваций и Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. В работе семинара приняли участие 50 человек, в том числе — представители Минобрнауки России, Роснауки, Минрегионразвития России, руководители высших учебных заведений и ведущие специалисты высших учебных заведений по инновационной деятельности.
На семинаре с докладом «Реализация научноинновационной политики государства» выступил
А. В. Суворинов, начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям. Он отметил, что в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям
науки и техники» на 2002-2006 гг. (ФЦП) объявлены конкурсы по 20-и округам на создание центров трансфера технологий (ЦТТ). Основная задача центров трансфера технологий — коммерциализация технологий, а также консалтинговые услуги в этой сфере. ЦТТ должны взаимодействовать с венчурными инвесторами и, в частности с Венчурным инновационным фондом. Он проинформировал, что в рамках ФЦП на венчурные проекты выделено 350 млн рублей, а в 2006 г. планируется выделить 500 млн рублей. А. В. Сувори-нов выделил основные проблемы ЦТТ:
★ недостаточная комплектация квалифицированными кадрами;
★ слабая организация выхода на потребителей инновационных проектов;
★ неудовлетворительная работа с администрацией регионов;
★ неудовлетворительная координация ЦТТ в разных регионах и внутри регионов.
Докладчик также отметил, что с учетом создания
в ближайшее время 100 ЦТТ уже сейчас необходимо разработать методические материалы по организации ЦТТ, целенаправленно координировать их деятельность. ЦТТ должны отбирать проекты наиболее значимые для рынка, объявлять конкурсы по разработке бизнес-планов, в частности конкурсы по инновационным и венчурным проектам. Крайне необходи-
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
мо объединить создающиеся ЦТТ в ассоциативную систему для решения общих задач.
С докладом «Анализ инновационной инфраструктуры высшей школы и рекомендации по организации трансфера технологий в вузах» выступил
В. М. Кутузов, проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Он рассказал о критериях и методиках оценки инновационного потенциала в вузах, основанных на таких показателях, как количество патентов; экспонатов на выставках; наград; объемах НИОКР; объемах внебюджетных НИОКР. Подвел итоги основанного на этих показателях анализа инновационного потенциала в вузах за прошедший пятилетний период.
Заместитель генерального директора Фонда СИНД И. Ф. Яриков сделал сообщение «Анализ системы центров трансфера технологий высшей школы». Он дал некоторые рекомендации по созданию центров трансфера технологий высшей школы. В частности, ЦТТ должны быть университетскими подразделениями и организационно подчиняться проректору; включать в себя патентный и маркетинговый отдел; должны быть обеспечены специалистами с опытом коммерциализации разработок.
По мнению выступавшего, центры, созданные в 2003-2004 гг. уже «построились», отработали алгоритм деятельности и достигли практических результатов. Привел наиболее характерные проблемы деятельности ЦТТ, а именно: слабую востребованность услуг центров; отсутствие квалифицированных кадров; отсутствие четкой процедуры передачи результатов инновационной деятельности; слабое представление направлений деятельности; слабая кооперация и недостаточная информация о деятельности других ЦТТ.
Далее выступавший отметил, что в 2005 г. были созданы 24 новых центра трансфера технологий. В заключение И. Ф. Яриков дал предложения по развитию центров трансфера технологий, отметив, что необходимо:
★ определить стратегию развития центров трансфера технологий;
★ разработать критерии отбора ЦТТ при вузах;
★ разработать целевую программу по развитию центров трансфера технологий, привлекая средства регионов;
★ разработать систему мониторинга работы ЦТТ;
★ решить вопросы интеграции;
★ решить вопросы с квалифицированными кадрами, используя в том числе системы дистанционного обучения;
★ организовывать семинары для обмена опытом;
★ создать информационную сеть ЦТТ с целью координации деятельности и взаимодействия.
С. В. Кондратьев, ректор Государственной академии инноваций, осветил законодательное и нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности. Отметил, что требуется существенное совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. В Государственной Думе и в ряде ее комитетов разрабатывается и рассматривается комплекс новых Законов Российской Федерации, а также изменения и дополнения в действующее законодательство в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, направленных на скорей-
шее развитие инновационной деятельности и формирование национальной инновационной системы. При Комитете Государственной Думы по образованию и науке сформирован Экспертный совет по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Сопредседатели Экспертного совета: депутат Государственной Думы С. И. Колесников и ректор Государственной академии инноваций С. В. Кондратьев. Включение представителя системы образования в состав Экспертного совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности при Комитете Государственной думы по образованию и науке свидетельствует о большой роли, которую играет система образования в инновационной деятельности.
Участники семинара заслушали выступления руководителей центров трансфера технологий. С. Н. Ершов (руководитель ЦТТ Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского) в своем выступлении сказал, что необходимо снижать бюрократические барьеры, в частности, с тем, чтобы деятельность центров трансфера технологий была доходной. Функционально и количественно структура ЦТТ сегодня не может обеспечить комплексность и кооперацию, необходимо шире применять практику участия в учреждении компаний, входить в создаваемые при университетах малые предприятия и поднимать их капитализацию.
В. Р. Атоян (руководитель ЦТТ Саратовского государственного технического университета) сделал обзор о методологии, принципах создания и механизмах управления центров трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности университетских комплексов в системе высшей школы России.
А. Я. Башкарев (руководитель ЦТТ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) доложил об организации инновационной деятельности в университетах, отметил, что проблемой является недостаточная работа по оформлению интеллектуальной собственности в центрах трансфера технологий. Хоздоговорные работы оформляются часто через разные фирмы, а поскольку ЦТТ является структурным подразделением университета, то надо самим создавать фирмы, в которых учредителем будет сам университет. Отметил, что необходимо продумать и проанализировать, какими должны быть ЦТТ в университетах, чтобы приносить реальную прибыль. Продавать надо готовую микрофирму, а не лицензию, заключил он.
С. В. Кортов (руководитель ЦТТ Уральского государственного технического университета) сообщил, что инновационная деятельность ведется в университете с 1992 г., а с 2000 г. действует учебно-научно-инновационный комплекс. В 2003 г. создан институт информатики и маркетинга УГТУ-УПИ. Отдел трансфера технологий осуществляет коммерциализацию как внутриуниверситетских, так и региональных разработок, общее количество которых составляет 46 проектов.
Е. А. Нырков (директор ЦТТ Южно-Российского государственного технического университета) рассказал, что ЦТТ был создан на базе Донского технопарка. Основное направление ЦТТ — коммерциализация интеллектуальной собственности. Приоритетное направление: продвижение результатов научнотехнической деятельности, полученных в университете. Основная цель — сделать Новочеркасск наукоградом. В городе создан крупный производственный комплекс «Ермак», который является инвестором ЦТТ.
С. Н. Симонцев (ЦТТ Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) сообщил, что Томский ЦТТ уже 10 лет является структурой, которая осуществляет финансовый контроль инновационной деятельности, проводит координирующие и методические разработки. Создана база данных субъектов инновационной деятельности. Организовано межрегиональное и международное сотрудничество.
Б. П. Шипунов (проректор Алтайского государственного университета) в своем выступлении отметил, что российский рынок не готов к принятию инноваций, особенно высоких технологий. Отметил, что из 45 разработок для внедрения отобрано 30%. Чтобы решить эту проблему коммерциализации, нужен капитал для трансфера технологий. Нужно четко определить, кому принадлежит интеллектуальная собственность. Под каждую разработку создается своя компания. На текущий момент в Алтайском государственном университете представлены 6 разработок и еще 4 разработки находятся на экспертизе.
Л. Н. Борисоглебская (ЦТТ Курского государственного технического университета) сообщила, что на базе ЦТТ проведен анализ инновационного потенциала региона. Разработана информационная база для оценки инновационного потенциала региона, проведен анализ инновационной деятельности, раз-
работаны методы защиты коммерческой тайны и ноу-хау. Все это — база для создания ЦТТ. По предварительным подсчетам, период окупаемости создания ЦТТ составит 4 года.
Л. В. Гусаков (руководитель ЦТТ Архангельского государственного технического университета) сообщил об опыте работы ЦТТ АрГТУ. Так, после 2000 г. была подана заявка на международный конкурс и выигран международный грант. В процессе реализации проекта (стоимость работ составила 700 тыс. немецких марок) в 2002 г. был создан центр трансфера технологий (структурное подразделение научного сектора университета). В ЦТТ — 6 штатных сотрудников, и 56 человек работают по договорам подряда. Финансирование складывается из накладных расходов и денег, полученных за проекты, внедренные в промышленность. Задача ЦТТ — установление связей с непрофильными отраслями промышленности и партнерами из малого бизнеса. В 2004 г. имелось 163 партнера из сферы малого бизнеса, которым оказывались консалтинговые, научно-технические и экспертные услуги. В состав ЦТТ входят аналитический центр, центр по испытанию мебели, региональный центр обеспечения безопасности жизнедеятельности. Общий объем научных исследований в 2004 г. составил около 34 млн рублей.
О. Г. Дьяченко (заместитель директора ЦТТ Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова) рассказал о работе ЦТТ МГУ. Центр входит в инновационную структуру МГУ, включающую отдел инновационной деятельности и трансфера технологий, отдел международной и региональной кооперации в научной и инновационной сфере, научный парк МГУ. Инновационная инфраструктура кластера МГУ содержит центр трансфера технологий, инновационный инкубатор, научный парк. Структура ориентирована на весь цикл: фундаментальные исследования, прикладные исследования, технологии, опытное производство, промышленное производство. Все элементы ориентированы на многоуровневую подготовку специалистов.
ЦТТ МГУ ориентирован на:
★ подготовку специалистов в области инновационного предпринимательства и трансфера технологий;
★ создание высокотехнологических компаний;
★ работу с крупными корпорациями;
★ взаимодействие с городскими структурами.
З. Г. Шигапов (руководитель ЦТТ Казанского государственного технического университета имени
А. Н. Туполева) в своем выступлении рассказал, что одним из видов деятельности центра трансфера технологий является проведение аудита инновационной деятельности. В настоящее время ЦТТ перешел к новой модели непрерывного инновационного процесса. Миссия и функции деятельности центра трансфера технологий должны быть максимально приближены к разработчикам — носителям интеллектуальной собственности. Был организован и проведен конкурс «Инновационный росток» с фондом 300 тыс. рублей. Имеется шестилетний опыт деятельности по правовому обеспечению инновационной деятельности в области информационных технологий. Отметил, что проблемой деятельности ЦТТ является слабая правовая культура.
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
В. И. Сеньков (руководитель ЦТТ Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова) сделал сообщение о разработке и апробации региональных моделей центров трансфера технологий. Это концептуальные структурно-функциональные модели инновационного взаимодействия на уровне регионов. При формализации предложения услуг и спроса на рынке ЦТТ должны координировать спрос и предложения в производственной сфере. Создан межрегиональный центр трансфера технологий, направление деятельности которого — создание базовых кафедр для целевого трансфера.
Ю. А. Арутюнов (руководитель ЦТТ Московского физико-технического университета) в своем выступлении затронул тему оценки инновационного потенциала и эффективности процесса трансфера технологий, важности учета затрат и сроков вывода на рынок новой продукции, тщательного мониторинга инновационной деятельности. И это, по мнению выступавшего, одна из основных задач ЦТТ.
Н. Г. Рыжов (руководитель ЦТТ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина)) предложил создать критерии оценки и разработать методики оценки инновационного потенциала вузов, привел примеры сравнительной оценки инновационной деятельности вузов с использованием метода лепестковых диаграмм.
В. П. Таров (руководитель ЦТТ Тамбовского государственного технического университета) сообщил, что в области создано 2 инновационно-технических центра. Имеется поддержка регионов, на основе софинансирования реализуются 10 проектов. В 2003 г. статус наукограда присвоен г. Мичуринску, создана корпорация «Росхимзащита», в которую вошли 14 организаций. Имеется интегрированный центр непрерывного образования ЦТТ с программой до 2008 г. По данной программе центр:
★ исследует инновационный потенциал;
★ определяет приоритетные направления развития
региона;
★ определяет перечень инновационных проектов
(организации, тематику, проекты);
★ проводит переподготовку ученых;
★ участвует в проектах по передаче технологий;
★ проводит тренинг преподавателей;
★ создает мультимедийные классы;
★ готовит специалистов по инноватике.
Л. А. Мыльников (директор ЦТТ Пермского государственного технического университета) рассказал об экспертной информационно-аналитической системе поддержки, развития и сопровождения инновационных проектов. Привел сведения о назначении и особенностях системы, ее структуре, информации, хранящейся в базах данных, основных стадии инновационного проекта, поддерживаемых разработанной системой. Подробно осветил интерфейсы, программные и аппаратные средства. Отдельно рассмотрел общие принципы работы с системой, привел примеры использования системы.
Г. Г. Андреев (генеральный директор Некоммерческой организации «Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы») подвел итоги семинара и предложил участникам:
★ выпустить тезисы выступавших отдельным сборником;
★ представить текст выступлений для публикации до 30 ноября 2005 г.;
★ сотрудничать с журналом «Инновации», где будет организована постоянно действующая рубрика по обмену опытом центров трансфера технологий;
★ Пермскому политехническому университету разослать методику апробации созданной информационной системы в центры трансфера технологий. После обсуждения были выработаны следующие
рекомендации по итогам семинара:
1. Принять к сведению информацию о реализации научно-инновационной политики государства.
2. Принять к сведению результаты анализа инновационной инфраструктуры высшей школы и рекомендации по организации трансфера технологий в вузах.
3. Принять к сведению результаты анализа системы центров трансфера технологий высшей школы. Обобщить опыт работы ЦТТ. Активно использовать новые методы организации трансфера технологий.
4. Принять к сведению информацию о работе в области совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечение в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
5. Поручить Фонду содействия развитию инновационной деятельности высшей школы (Фонду СИНД) функции координатора центров трансфера технологий высшей школы.
6. Фонду содействия развитию инновационной деятельности высшей школы как координатору организовать взаимодействие Ассоциации «Технопарк» с Союзом инновационно-технологических центров в целях более эффективного использования научно-инновационного потенциала высшей школы.
7. Просить директора ЦТТ Нижегородского государственного университета С. Н. Ершова обобщить опыт координации ЦТТ в Поволжском регионе и опубликовать материалы в журнале «Инновации».
8. Просить ректора Государственной академии инноваций С. В. Кондратьева организовать периодическое электронное издание федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
9. Просить редакцию журнала «Инновации» организовать постоянно действующую рубрику о деятельности центров трансфера технологий высшей школы. Участникам семинара подготовить тезисы выступлений и направить их до 30.11.05 г. по электронной почте в адрес Фонда СИНД ([email protected]) и Государственной академии инноваций ([email protected]).
10. Предложить ЦТТ ПермГТУ (В. М. Винокуру) и ЦТТ МФТИ (Ю. А. Арутюнову) в срок до 15.11.05 г. представить в Фонд СИНД свои доклады с целью их рассылки и апробации в вузах.
11. Просить Федеральное агентство по науке и инновациям продолжить в 2006 году проведение научно-методических семинаров руководителей ЦТТ с целью анализа деятельности ЦТТ и распространения положительного опыта работы.