Научная статья на тему 'Семейный образ жизни в системе ценностей поколений'

Семейный образ жизни в системе ценностей поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
453
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БРАЧНОСТЬ / МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрякова Ольга Леонидовна

Анализ изменений семейно-репродуктивных ценностей россиян, базирующийся на данных социально-демографической статистики и социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family life within the value system of generations

Analysis of changes for Russian family and reproductive values, based on data of socio-demographic statistics and sociological research, both as author and leading Russian scientists.

Текст научной работы на тему «Семейный образ жизни в системе ценностей поколений»



эксперимент И ИССЛЕДОВАНИЕ

Семейный образ жизни в системе ценностей поколений

Ольга Леонидовна Петрякова,

старший научный сотрудник лаборатории проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики Института семьи и воспитания РАО, кандидат экономических наук

1 Токмакова М.А. Методология исследования соотношения семейных и внесе-мейных ценностных ориентаций: Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

М., 1999.

• семейные ценности • репродуктивное поведение • брачность • молодёжь

Семейные ценности — это то, что важно, значимо для всех членов семьи, общее поле их интересов. Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Семейные ценности находят своё отражение в отношении к браку, желательности семейной жизни, в отрицательном восприятии разводов, и, конечно же, относительно высоких репродуктивных установках. Однако в результате изменения общества, под воздействием ряда социальных, экономических политических факторов семейные ценности претерпевают существенные изменения. Прежде всего это заключается в ценности многодетности, большой многопоколенной семьи.

Нередко в современных социологических и демографических исследованиях семейные ценности смешиваются или приравниваются к репродуктивным. На протяжении последних десятилетий во многих странах мира, и в частности с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемы формирования семейных и внесемейных ценностных ориентаций. В начале 1970-х гг. учёные Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством А.И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентаций на семью и внесе-мейную деятельность в выборочных полевых социологических опросах1.

Формирование ценностных ориентаций в современном обществе происходит под влиянием ментальных архетипов, унаследованных из прошлого, т.е. традиционных для данного общества ценностей. Кроме того, значительным в настоящее время стало воздействие западных культурных ценностей, которые для российско-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

-Q-

го общества являются модернистскими. Третьим фактором можно назвать собственно процессы трансформации российского общества.

Известно, что базовые ценности довольно устойчивы и изменяются медленно. Вместе с тем глубокие трансформационные процессы в экономической и социальной жизни российского общества со времён перестройки не могли не повлиять на ценностные ориентации населения и наложили свой отпечаток на характер социальных ожиданий и взгляды людей на межсемейную и межпоколенческую поддержку.

Образ семьи в глазах формирующейся личности складывается под воздействием совокупности внешних и внутренних (воспитательные стратегии, система ценностей родителей, взаимоотношения в семье) по отношению к самой семье факторов. Внешние, объективные условия и факторы, определяющие социальное самочувствие населения, естественно, влияют и на благополучие семьи. Исследования показывают, что среди стимулирующих факторов демографические — самые значительные, требующие безотлагательных решений. Именно от решения демографической проблемы и удовлетворённости семейной жизнью в целом зависит социальное самочувствие общества. Как показывают исследования, полностью удовлетворены семейной жизнью 34,2%, скорее удовлетворены — 39,5%. Вместе они составляют 73,7% респондентов — это высокий уровень2.

Сегодня происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, отмирают те важнейшие экзистенциальные ценности, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества, поэтому, по нашему мнению, не стоит смешивать понятие репродуктивных и семейных ценностей. Как пишет видный российский демограф А. Вишневский, в настоящее время половое, репродуктивное и брачное поведение перестали быть слитным процессом, а являются обособленными друг от друга, и необязательно ценность и наличие одного какого-либо из этих аспектов приведёт к появлению другого. На личностном уровне ценностный кризис семьи как социального института находит своё выражение в изменении структуры ценностных ориентаций личности, в росте её внесемейных ориентаций в ущерб семейным, во всё нарастающем противоречии между ними3.

Особенности ценностного отношения к семье и детям в нашем обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения; изменением структуры женской гендерной роли и связанным с ним снижением значимости материн-

Сегодня происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, отмирают те важнейшие экзистенциальные ценности, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества.

-е-

2 Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами// СОЦИС. 2010. № 3.

3 Узик А. Ценностные ориентации и семейное поведение городского населения современной России. Демографические исследования № 5. www.demographia.ru

О.Л. Петрякова. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений

-Q-

ства в жизни женщины; переходом от детоцентристских к супружеским внутрисемейным ценностям; вариативностью индивидуальных ценностных систем.

Однако, по данным социологических исследований, россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем, а христианское понимание семейных ценностей стало самым непопулярным. Для 53% граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни.

Семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориента-ций молодых россиян наряду с такой ценностью, как материальный достаток.

Согласно общественному мнению, для сегодняшних шестнадцатилетних (опрос ФОМ 2008 г.) наиболее важными понятиями в жизни являются достаток (так считают 59% опрошенных), успех (отмечают 39% респондентов), свобода (35%), собственность (29%), семья (23%). Примечательно, что первые четыре ценности удерживают свои позиции независимо от пола, возраста, уровня образования, дохода, места жительства респондентов, а на ценность семьи эти факторы оказывают влияние4.

Невзирая на пропагандируемую моду на «свободные» отношения между молодыми парами, не связанными со вступлением в брак, семья оказалась в среде студенческой молодёжи приоритетной ценностью. Тенденция подтверждается сравнением с результатами других исследований. В исследовании, приведённом в работе Ф.Э. Шереги5, ценность семьи во всех социально-демографических группах стабильно занимает 1-е или 2-е место. Аналогичные данные мы видим в исследовании Н.И. Лапина: семья на протяжении 13 лет выступает в качестве базовой терминальной ценности6. Более того, семья на протяжении нескольких десятилетий в исследованиях молодёжи в различных странах мира занимает в иерархии ценностей первое место.

Семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян наряду с такой ценностью, как материальный достаток. При выяснении иерархии семейных ценностей были выделены как «очень важные» семь ценностей, которые назвали более 50% ответивших. Подавляющее большинство респондентов (93,5%) назвало главной семейной ценностью «любовь к детям, их воспитание и самореализацию в них». На втором месте — «семейное

единство и взаимовыручка» — 85,4%. Третью позицию

большинство опрошенных отдали такой ценности, как

«психологический комфорт». На четвёртом месте в шкале семейных ценностей оказалось «уважение к старшим, к своему роду». При этом 36,2% опрошенных проживают с родителями и, вероятно, находятся в некоторой зависимости от них. Пятую и шестую позицию занимают бытовой комфорт и здоровый образ жизни (64,2% и 59,8% соответственно).

4 Уровень рождаемости в России: оценки и прогнозы. www.fom.ru http://bd.fom.ru/report/map/d071222

5 Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПб, 2002.

С. 72-74.

6 Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России //Социологические исследования. 2003. № 6.

С. 78-87.

-е-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

Особое место при изучении ценностей семьи занимает анализ эволюции мотивов вступления в брак. Если в традиционном обществе в качестве основного мотива брачности выступает экономический фактор (семья нацелена улучшить своё материальное положение, нередко и подняться по социальной лестнице за счёт брака детей), то в индустриальном на первые места при опросах выходит такой мотивы брака, как любовь и желание иметь рядом близкого человека (неэкономические мотивы).

Социологическое исследование (проведено Институтом семьи и воспитания в 2007 г.) в ВДЦ «Орленок» среди подростков в возрасте 12—16 лет — участников специализированной смены «Команда XXI века: родительский дом — начало начал» (было опрошено 200 человек) выявило основные мотивы создания в будущем семьи. К таким мотивам относятся: «желание иметь рядом близкого человека» (60%), «иметь домашний уют» (23%), «иметь ребёнка» (19%). Лишь 4% опрошенных ответили, что хотят завести в будущем семью, «потому что это важно для моих родителей или родственников», 5,5% заведут семью, чтобы быть «как все».

Результаты исследования мотивов вступления в брак показали, что супруги реализуют прежде всего свою потребность в близком человеке (потребность любви, принятия) — 69,5%. Репродуктивная установка (продолжение рода) опрошенных оказалась на втором месте, что говорит о том, что современные молодожёны не спешат обзаводиться детьми, и в ближайшие 2 — 3 года после заключения брака не намерены этого делать. Сексу--■ь. альные потребности как ведущий мотив создания семьи, невелики и зани-

Ц^ мают третью позицию. Желание обеспечить себе поддержку в старости, Ц^

свойственное людям старшего возраста, составляет всего 6,1%.

По данным ещё одного исследования, желание узаконить отношения является ведущим мотивом лишь для 4,5% россиян7. Показательно, что небольшое значение для вступающих в брак имеют все виды формализации брачных отношений, абсолютное большинство (71,1%) ответивших считает, что главное в браке — это «быть вместе». Регистрацию брака считают важной 11,4%, заключение брачного контракта — 4,1%, венчание в церкви — 3,7%. При этом для 57,3% социальное положение супруга не имеет значения.

Однако ценность семьи в системе ценностей человека не остаётся неизменной. Иерархия ценностей меняется вместе с изменением общественных отношений. В 1970 г. Л.Е. Дарский писал по этому поводу: «Хорошо известно, что-тосподствующие взгляды в отношении

создания и быта семьи сильно подвержены влиянию 7 Гольцова Е.В., Лещенко Я А. Факторы традиций и что их изменение следует связывать ско- социальной среды как детерминанты рее со сменой поколений, чем с изменением этих брачности и рождаемости// СОЦИС. взглядов у одного и того же поколения на протяжении 2010 № 2.

времени. Можно предполагать, что основные взгляды 8 ДарскийЛЕ Изучение плодоитоста

, браков //Вопросы демографии (Иссле-

человека в отношении структуры и функции семьи дования, проблемы, методы) / под ред. и воспроизведения потомства формируются в пери- а.Г. Волкова, Л.Е. Дарского, А.Я. Кваши. од до 20 — 25 лет, оставаясь почти неизменными на про- М.: Статистика, 1970. С. 188-214. (НИИ тяжении остальной жизни»8. И далее: «Не каждое из- ЦСУ СССР. Лаборатория демографии. менение внешних условий существования отражается С. 213.)

О.Л. Петрякова. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений

-Q-

на коренных взглядах людей. Сознание данного поколения, комплекс его взглядов отражают не сегодняшние, сиюминутные условия существования, а весь опыт жизни данного поколения или, быть может, весь прошлый опыт, серьёзно скорректированный опытом данного поколения в период его формирования»9.

Формирование представлений о своей будущей семье, репродуктивных и матримониальных установок происходит достаточно рано, кроме того, система ценностей (ценностных ориентаций) семьи не является постоянной на протяжении всего её жизненного цикла. На формирование образа своей будущей семьи, который происходит достаточно рано, влияет образ родительской семьи10. Размер семьи, число детей в его семье часто являются для ребёнка определённым идеалом семьи, который приобретает довольно устойчивый характер и сопутствует ему на протяжении всей жизни11.

В период социализации ребёнка в процессе воспитания в семье закладываются основы его представлений о будущей семье, о том, сколько детей вообще ««нормально» или «лучше всего» иметь в семье.

Характерно, что внимание к этому вопросу имеет свои «пики» — 4-й и 10-й классы школы. В первом случае высказываемые мнения основываются преимущественно на опыте своей семьи, во втором — на несравненно более широкой информации, интерес к которой стимулируется уже относительно недалёкой перспективой вступления в брак12. Ещё А.Г. Харчев в своей работе «Социология воспитания» (1990) писал, что на дифференциацию мнений самое существенное влияние оказывает опыт собственной семьи, хотя иметь более двух детей считают целесообразным как те, у кого есть братья и сёстры, так и те, у кого их нет. В последнем мнении, очевидно, даёт себя знать ощущение неполноценности своего детства, которое обычно испытывают единственные дети в семье, несмотря на то, что многие родители оправдывают нежелание иметь второго ребёнка стремлением создать лучшие условия для воспитания первого13.

В период социализации ребёнка в процессе воспитания в семье закладываются основы его представлений о будущей семье, о том, сколько детей вообще «нормально» или «лучше всего» иметь в семье. Для количественного формирования этих представлений имеет значе-

ние размер семьи, в которой развивается ребёнок,

простая она или сложная, сколько у него братьев и се-

стёр, взаимоотношения всех членов семьи. Имеет значение и то, сколько детей в других семьях ближайше-

го окружения ребёнка, имеющих в его глазах

положительный авторитет. На систему ценностей человека оказывают влияние те социальные группы, в которых ему приходится жить14.

9 Там же. С. 213-214

10 Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: Мысль, 1986. С. 108.

11 Цуладзе Г.Е. Социолого-психологичес кое изучение рождаемости. Тбилиси: Мецниереба. 1982. С. 10.

12 Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: Мысль, 1986. С. 111.

13 Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политическая литература, 1990.

С. 138.

14 Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. С. 73.

В юности происходит формирование репродуктивных идеалов, т. е. представлений об идеальном числе детей или представлений о репродуктивных нормах детности, которые на протяжении дальнейшей жиз-

-е-

Э К С П Е Р И М Е Н Т И И С С Л Е Д О В А Н И Е

-Q-

ни меняются мало. Эти представления ещё совершенно абстрактны, идеализированы, вполне естественно не требуют никаких соответствующих им поступков в настоящем, но, возможно, оказывают влияние на формирование характера человека и его планы на будущее. В период социализации формируются когнитивно-нормативные компоненты репродуктивной установки детности, но не вся установка.

По мере взросления человека его представления о наилучшем числе детей в семье приобретают всё более конкретный, личный характер. Формируются практические компоненты репродуктивной установки, складывается представление о желаемом числе детей. К моменту создания собственной семьи молодой человек представляет, сколько детей он хотел бы иметь в своей собственной семье и какой тип семьи по детности для него был бы предпочтительнее.

Содержание потребности в детях определяется основными функциями семьи как малой социальной группы, необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения15. Эти функции условно можно подразделить на демографические (организация брачных отношений, рождение детей), экономические (производственно-хозяйственные, организация быта), социальные (обеспечение надлежащего социального статуса членов семьи, социализация детей), психологические (организация досуга, интимного общения, душевного комфорта и др.).

В России вплоть до недавнего времени рождение первенца вообще было всеобщим, жёстко нормированным на социокультурном уровне явлением, а потому, как хорошо было известно специалистам, вероятность рождения первого ребёнка не зависела ни от факторов экономического положения индивида, ни от конъюнктурного состояния экономической среды в целом. Однако с середины 1990-х гг. в России наблюдается тенденция откладывания времени появления на свет первенца. В то же время показатели вероятности рождения второго ребёнка (для тех, кто уже имеет первого) и последующих детей если и снизились за последние десять лет, то незначительно. Во-вторых, внезапное и огромное распространение получила практика рождения ребёнка вне официального брака в основном брачном возрасте. Механизм, который стоит за столь резким пересмотром социокультурных норм формирования семьи, мало исследован, а высказываемые в средствах массовой информации и научной литературе объяснительные гипотезы до сих пор не имели под собой прочных эмпирических оснований16.

С середины 1990-х гг. в России наблюдается тенденция откладывания времени появления на свет первенца. В то же время показатели вероятности рождения второго ребёнка (для тех, кто уже имеет первого) и последующих детей если и снизились за последние десять лет, то незначительно.

Среди факторов социальной среды, влияющих на репродуктивное поведение населения, можно выделить факторы микроуровня: семейное положение, число детей в родительской семье, образование, вероиспове-

15 Белова В.А. Число детей в семье. М.: Статистика, 1975. С. 39.

16 Синявская О.В., Захаров СВ., Карцева М.А. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России. Родители и дети, мужчины

и женщины в семье и обществе / под на-учн. ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.:НИСП, 2007. С. 425-434.

О.Л. Петрякова. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений

-Q-

дание, материальные и жилищные условия, занятость женщин вне дома, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей, а также возраст супругов. К факторам макроуровня относят общественные традиции, высокий жизненный уровень, меры государственной социальной политики. Факторы мезоуровня включают различные мероприятия региональной и муниципальной социальной политики, а также качество помощи, оказываемой семье региональным сообществом17.

В 80-е годы прошлого века в ходе исследования «Дети в городской семье»18 (опрашивались одновременно оба супруга в семьях, имеющих одного-двух детей, а возраст жены не превышал 35 лет) выяснилось, что чем сильнее выражено преобладание семейных ценностей, тем выше показатели ожидаемого числа детей: они возрастали в зависимости от степени ориентации на семейные ценности умужчин с 1,83 до 2,04, уженщин — с 1,54 до 1,9119.

Для современной молодёжи, сформировавшейся в условиях малодетнос-ти и системы либеральных ценностей, характерны низкие репродуктивные установки. Имеет место существенное уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по сравнению с родителями. Так, среднее ожидаемое число детей у отцов составило 2,29, а у сыновей — 1,85, у матерей — 2,32, у дочерей 1,9220.

Ориентация на семейные ценности выражается и в более высоких репродуктивных установках, и в степени их реализации. Анализ результатов исследований, ориентированных на выявление системы жизненных ценностей, места семьи в системе ценностей показал, что ориентация на личную независимость выступает как главная альтернатива собственно семейным ценностям. Предпочтение необязательного дружеского общения обязательным внутрисемейным и родственным контактам — лишь одно из направлений этой ориентации. Судя по тенденци-

ям эволюции семейной структуры населения, эта ори-

ентация усиливается.

Там, где преобладают семейные ориентации, где место детей в системе ценностных ориентаций является

относительно высоким, где их ценность в глазах индивида перевешивает ценность работы, достатка, профессиональной занятости, карьеры и т.п., там одни и те же по существу условия жизни воспринимаются более оптимистично, лучше, чем они есть на самом деле. И напротив, где относительно преобладают внесемей-ные ориентации, типичнее более пессимистическая, заниженная оценка одинаковых на деле условий21.

Трансформация традиционных взглядов российского населения на роль семьи происходит в направлении культурных ценностей, господствующих в развитых странах мира, согласно которым родители не должны брать на себя большую ответственность за своих уже взрослых детей, что приводит к раннему распаду ро-

17 Гольцова Е.В., Лещенко Я.А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости//СОЦИС. 2010. № 2.

18 Социолого-демографическое исследование репродуктивного поведения городских семей «Дети в городской семье» было проведено в 80-е годы в Москве, Саратове и Уфе группой сотрудников отдела демографии ИСИ АН СССР под руководством В.А. Борисова.

19 Архангельский В.Н. Репродуктивное поведение и ценностные ориентации городского и сельского населения // Городская и сельская семья. М., 1987.

20 Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Зверева Н.В., ИвановаЛ.Ю. Демографическое поведение и его детерминация. М.: Теис, 2005.

21 Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок. М.: Мысль, 1987. С. 171.

-е-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дительской семьи, ослаблению контактов между родителями и детьми при достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, развитая система социальной поддержки пожилых со стороны государства позволяет взрослым детям целиком посвящать себя карьере и в значительной степени устраняться от ухода за стареющими родителями. Данные многих социологических исследований, в том числе и европейского социального исследования, подтверждают, что российская молодёжь склоняется в идеале к такой же модели семьи, однако, существующие социально-экономические условия мешают её реализации.

Пока роль старшего поколения в жизни российской семьи заключается главным образом в присмотре и уходе за детьми. В ходе исследования, проведённого авторами в Москве в 2006 г., на это указали 48,4% жён и 44,4% мужей из полных семей и 35,4% респонденток из неполных семей22.

Результатом изменений в поведении современной семьи стал отказ от рождения детей (добровольная бездетность), о чём свидетельствует динамика репродуктивных установок за последние 20 лет. Семья остаётся значимой ценностью в глазах молодого поколения. Однако это семья, создание которой откладывается «на потом», по достижении профессиональной зрелости, возможно, бездетная, основанная на фактических брачных отношениях, допустимым выступает последовательная полигамия. Тем самым трансформация института семьи, обусловленная сменой ценностных ориентаций в сторону достижения личного успеха, измеряемого экономическими ценностями, приводит к формированию соответствую--------ТТТОТЯ ГТЯГТОМТ^Т ТТОииПГ"ГОТЯ \7 МПЛПЛПГТ! ттптгплоитлст ----

щей системы ценностей у молодого поколения.

22 Московская семья-2006. Сборник информационных материалов /под общ. ред. Кучмаевой О.В. М.: ИСВ РАО, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.