Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 713
семейные взаимоотношения как фактор риска девиантного поведения подростков
Рахматуллаев А. И.
Научный руководитель: д.м.н. Абдуллаева Василя Каримбековна
Кафедра психиатрии, наркологии и детской псиихатрии, медицинской психологии, психотерапии Ташкентский педиатрический медицинский институт
контактная информация: Рахматуллаев Адхамжон Искандарович — студент магистратуры по специальности психиатрия.
E-mail: dr.rahmatullayev@gmail.com ключевые слова: подростки, девиантное поведение, семья, воспитание
Актуальность исследования: девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития [1]. Распространенность подростковой девиантности и факторов, способствующих ее возникновению, недостаточная разработанность превентивных мер психологической и социальной реабилитации девиантных подростков подчеркивают актуальность темы исследования.
цель исследования: изучение роли семейных взаимоотношений в формировании девиант-ного поведения у подростков.
Материалы и методы: 43 подростка в возрасте 13-16 лет с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения по МКБ-10-Р91.2, находящихся на стационарном лечении в Городском детском психоневрологическом центре г. Ташкента. Использованы клинико-психопатологический и психометрические методы исследования.
Результаты: в развитии девиантных подростков нарушено и искажено становление нормальных личностных качеств, что обусловлено нарушением семейных отношений [3]. Нами выявлено, что 6 (13,9%) подростков воспитывались в полной семье, 3 (7,0%) подростков — из многодетных семей, 17 (39,6%) подростков были из неполных семей, 11 (25,6%) подростков были из искаженных семей, 6 (13,9%) подростков воспитываются опекунами, ближайшими родственниками или приемными родителями. Группу риска составили неполные или искаженные семьи. Наиболее выраженные изменения по исследуемой группе подростков выявлены в специфике семейных детско-родительских отношений девиантных подростков [2]. Анализ полученных данных выявил, что во всех семьях девиантных подростков отмечается неправильные типы воспитания: длительное игнорирование проблем (39,6%), неадекватные действия родителя по отношению к подростку (25,6%), гипопротекция (25,6%), психологические проблемы родителей (13,9%), низкий социальный уровень семьи (13,9%), несогласованность требований, неприятие ребенка (7,0%). Выявлены и представлены следующие психотравмирую-щие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей: конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой (39,6%), алкоголизация родителей (25,6%), повышенные требования со стороны родителей, граничащие с деспотизмом (13,9%).
Выводы: по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дисфункции воспитания детей в семье. Лиетратура
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
2. Абдуллаева В.К., Сулейманов Ш.Р., Шарипова Ф.К. Влияние семейных взаимоотношений в формировании депрессивных и поведенческих нарушений у подростков // Человеческий Фактор. Социальный психолог. 2020. № 1(39). с.146-153.
3. Babarakhimova S.B., Abdullaeva V.K., Abbasova D.S.., et al. Relationship of personal characteristics in adolescents with suicidal tendencies // NJDiscience. VOL 2, No 40 (2020) pp. 19-22
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182