ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
Абдуллаева В.К.
Абдуллаева Басила Каримбековна - доктор медицинских
наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра психиатрии, наркологии, детской психиатрии,
медицинской психологии и психотерапии, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлено исследование влияния стилей родительского воспитания на формирование типов суицидальных тенденций. Объектом для исследования отобраны подростки в возрасте от 15 до 17 лет с депрессивной симптоматикой и поведенческими нарушениями. Было обследовано 40 подростков с диагнозом: Г91.2. Социализированное расстройство поведения. Установлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и стилей родительского воспитания с формированием аутоагрессивных действий у подростков. Ключевые слова: тип семьи, стили родительского воспитания, подростки, суицид, суицидальное поведение.
Актуальность: усиление суицидальной активности в подростковом возрасте за последние десятилетия определяет интерес к этой теме широкого круга специалистов, как российских, так и зарубежных [1, 6]. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним
курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами вызывают необходимость детального исследования влияния стилей родительского воспитания на развитие суицидальных тенденций [2]. В проблеме суицидального поведения подростков одним из факторов, обусловливающих формирование и развитие этого способа поведения, усвоение его моделей, являются семейные взаимоотношения [4]. Реакция родителей, принципы, типы и специфика отношений между родителями и их детьми, стиль семейного руководства и воспитания могут оказаться важными факторами, предопределяющими асоциальное поведение ребенка в семье и социуме, и влияющими на его отношения с другими людьми в зрелые годы [5]. Подростковый возраст характеризуется большой частотой дебютов депрессивных состояний, возникающих на фоне идей физического недостатка и собственной неполноценности, со склонностью к суицидальному поведению, своевременно не диагностированных вследствие неблагополучного эмоционального микроклимата в семье[3].
Цель исследования: изучить влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков для улучшения и оптимизации медико-психологической помощи данному контингенту населения.
Материал и методы: было обследовано 40 подростков в возрасте 15-19 лет с суицидальными тенденциями. В группу вошли пациенты с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения по MKE-10-F91.2. Для диагностики параметров семейной системы был использован опросник «Шкала сплоченности и гибкости семейной системы» Олсона-Портнера, а для определения степени суицидального риска была использована «Колумбийская шкала оценки тяжести суицидального риска»(Posner K., Brent D., Lucas C., 2009). Для определения социально-психологических факторов и мотивов совершения суицидальных попыток проведено
анкетирование пациентов по составленной карте обследования потенциальных суицидентов.
Результаты исследования и обсуждения: в ходе исследования установлено, что большинство обследованных детей и подростков(72%) были из семей, которые имели дисфункциональные семейные отношения. Путем анкетирования среди этих лиц была выявлена группа социально запущенных подростков. Среди них 45% росли в неполной семье, 25% - в социально неблагополучной семье, 30% исследуемых имели проблемы в общении и установлении новых социальных связей. У 53% обследованных была выявлена наследственная отягощенность алкоголизацией родителей и психической патологией родственников, что в свою очередь обусловило конфликтные взаимоотношения в семье, несоблюдение нравственно-социальных норм поведения в семье и неудовлетворительные материально-бытовые условия. В ходе исследования выявлены подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях с деструктивным характером взаимоотношений (70%), воспитывающиеся одним родителем (случаи социального сиротства и неправильного воспитания по типу «гипоопёки» -16%); семьи, в которых были оба родителя, но один из них был неродной (чаще отчим) и с ним у подростка сложились конфликтные взаимоотношения (14%). Анализ полученных данных установил 26% подростков, склонных к делинквентному и девиантному поведению, с гедонистической жизненной позицией, сформировавшихся в процессе амбивалентного стиля воспитания в семьях, с низким уровнем запретов, который в дальнейшем проявлялся значительными дисциплинарными санкциями, спровоцировавшими в последующем суицидальные попытки как
патохарактерологические реакции протеста. Суицидальные тенденции демонстративно-шантажного и манипулятивного характера выявлены у 28% обследованных подростков из так называемых «благополучных» семей, воспитанных в полноценных семьях с хорошим материальным достатком, но
растущих в условиях полной эмоциональной отчужденности с нарушением межличностных взаимоотношений с родителями. По результатам диагностики «Шкалы сплоченности и гибкости семейной системы» было выявлено наибольшее количество семей с неправильным экстремальным типом воспитания, которое привело к нарушению функционирования семейной системы, появлению кризиса в межличностных взаимоотношениях. Выявлено 70% подростков, воспитанных в условиях эмоциональной депривации и дефицита внимания и любви со стороны родителей. Исследование амбивалентного типа семейных отношений установило полное отчуждение между членами семьи, которое предопределило появление депрессивных нарушений у подростков и развитие акцентуации характера и патологическому формированию личности. Конфликтные взаимоотношения в деструктивных семьях способствовали развитию аффективной блокады интеллекта с отрицательной концепцией окружающей среды, что только усугубляло положение дисгармонично развивающейся личности и часто обусловливало негативные эмоции и вовлечение подростков в так называемые группы смерти виртуального пространства кибернетической среды Интернета, контролируемые кураторами компьютерных игр.
Выводы: таким образом, проведенное исследование влияния стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков позволяет выявить группы риска по суицидальной готовности среди данного контингента больных с учётом типов семейных взаимоотношений и своевременно оказывать медико-психологическую и
психокоррекционную помощь родителям и детям, выявлять суицидальное поведение на самых ранних этапах его формирования. В профилактике подростковых суицидов важная роль принадлежит воспитательному значению семьи в формировании гармонично развитой личности.
Список литературы
1. Алексеева М.В., Ваулин С.В. Комплексная профилактика суицидального поведения подростков // «Юбилейные Сухаревские чтения». Научно-практическая конференция «Служба психического здоровья: качество полипрофессиональной помощи детям» / Сборник тезисов под общей ред. М.А. Бебчук. М., 2016. С. 7-8.
2. Иванова Т.И. Суицидальное поведение у детей с депрессивными расстройствами // Современные проблемы охраны психического здоровья детей. Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии. 24 апреля 2007 г. Волгоград: ВолгГМУ, 2007. С. 87-88.
3. Калачева И.О., Пронина Л.А., Ларионов В.А. Социально-личностные факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков // Росс. психиатр. журн., 2006. 4. С. 41-45.
4. Каршибаева Г.А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый, 2015. № 7. С. 663-665.
5. Gibson-Davis C.M. Effects of statewide job losses on adolescent suicide-related behaviors.Am J Public Health., 2014 Oct.; 104 (10):1964-70. doi: 10.2105/AJPH.2014.302081. Epub., 2015 Aug. 14.
6. Mars B., Heron J., Crane C. et al., 2014. Clinical and social outcomes of adolescent self harm: population based birth cohort study. BMJ, 349: Pg. 50-54