Научная статья на тему 'Семейные ценности в современном медиаобразовании'

Семейные ценности в современном медиаобразовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейные ценности / медиаобразование / гуманистический вектор медиаконтента / мониторинг СМИ / семья как социальный институт / family values / media education / humanistic vector of media content / media monitoring / family as a social institution

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталия Олеговна Автаева, Ольга Николаевна Савинова

Актуальность темы статьи определяется тем, что гуманистическая направленность становится важным вектором современного медиаобразования. Студенты, специализирующиеся в области журналистики и массовых коммуникаций, должны быть профессионально ориентированы и подготовлены к осознанию социальных проблем общества, духовного мира человека, а также современных социокультурных практик. Они должны понимать и воспроизводить традиционные ценности, к которым относится семья как значимый социальный институт, имеющий значительный исторический и культурный потенциал. Авторами анализируются теоретические и практические подходы к образовательной программе будущих журналистов, которые раскрывают специфику функционирования института семьи и способствуют развитию технологий продвижения семейных ценностей в современном медиапространстве. Целью работы является рецепция и осмысление образовательных программ и курсов кафедры журналистики Университета Лобачевского, в рамках которых происходит обучение студентов формировать медиа-повестку, включающую социальные вопросы, а также тиражировать традиционные ценности, например, ценности семьи, материнства и детства, что способствует гуманизации современного университетского журналистского образования, подчёркивает важность социальных парадигм. Исследование базируется на общенаучных методах: анализе, синтезе, индукции, дедукции, классификации, обобщении, включённом наблюдении. В качестве эмпирических методов выступает раздаточное анкетирование. Авторы опираются на принципы системности и комплексности. В статье рассмотрены авторский курс профессорско-преподавательского коллектива кафедры журналистики Университета Лобачевского «Семейная тематика в СМИ», выпускные квалификационные работы журналистов-бакалавров и магистров по гуманитарной повестке в СМИ, ежегодный медиа-мониторинг по освещению темы семьи в федеральной и региональной прессе. Авторы делают вывод о том, что процесс подготовки журналистов – это синтез теории и практики, студенты должны не только познать комплекс социальных проблем, сформировать представление о ценностях и традициях, но и преуспеть в решении гуманитарных задач, участвуя в социальных и благотворительных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Values in Modern Media Education

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the humanistic orientation is becoming an important vector of modern media education. Students who specialize in the field of Journalism and Mass Communications should be professionally oriented and prepared to understand the social problems of society, the spiritual world of man as well as modern socio-cultural practices. They should understand and replicate traditional values. Such values include the family as a significant social institution. The scientific novelty of the study is that the authors analyze the theoretical and practical approaches to the educational program of future journalists, which reveal the specifics of the functioning of the family institution and contribute to the development of technologies for promoting family values in the modern media space. The purpose of the work is to receive and comprehend the educational programs and courses of the Department of Journalism of Lobachevsky University, within the framework of which students are taught to form a media agenda that includes social issues, as well as to replicate traditional values, for example, the values of family, motherhood and childhood, which contributes to the humanization of modern university journalism education, emphasizes the importance of social paradigms. The study is based on general scientific methods: analysis, synthesis, induction, deduction, classification, generalization, participant observation. Distribution questioning serves as an empirical method. The authors rely on the principles of consistency and complexity. The article considers the author’s course of the faculty of the Department of Journalism of the Lobachevsky University "Family Issues in the Media", graduation papers of bachelor and master journalists on the humanitarian agenda in the media, annual media monitoring on the coverage of the family theme in the federal and regional press. The authors conclude that the process of training journalists is a synthesis of theory and practice, students must not only learn a complex of social problems, form an idea of values and traditions but also succeed in solving humanitarian problems by participating in social and charitable projects.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в современном медиаобразовании»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

АКСИОЛОГИЯ МАССМЕДИА

AXIOLOGY OF MASS MEDIA

Научная статья УДК 070.15

DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-3-112-120

Семейные ценности в современном медиаобразовании

Наталия Олеговна Автаева1, Ольга Николаевна Савинова2

'^Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия ^|-шта^ппди@таП.ш, https://orcid.org/0000-0003-1090-5375, 2508@Ьк.ш, https://orcid.org/0000-0003-1733-2602

Актуальность темы статьи определяется тем, что гуманистическая направленность становится важным вектором современного медиаобразования. Студенты, специализирующиеся в области журналистики и массовых коммуникаций, должны быть профессионально ориентированы и подготовлены к осознанию социальных проблем общества, духовного мира человека, а также современных социокультурных практик. Они должны понимать и воспроизводить традиционные ценности, к которым относится семья как значимый социальный институт, имеющий значительный исторический и культурный потенциал. Авторами анализируются теоретические и практические подходы к образовательной программе будущих журналистов, которые раскрывают специфику функционирования института семьи и способствуют развитию технологий продвижения семейных ценностей в современном медиапространстве. Целью работы является рецепция и осмысление образовательных программ и курсов кафедры журналистики Университета Лобачевского, в рамках которых происходит обучение студентов формировать медиаповестку, включающую социальные вопросы, а также тиражировать традиционные ценности, например, ценности семьи, материнства и детства, что способствует гуманизации современного университетского журналистского образования, подчёркивает важность социальных парадигм. Исследование базируется на общенаучных методах: анализе, синтезе, индукции, дедукции, классификации, обобщении, включённом наблюдении. В качестве эмпирических методов выступает раздаточное анкетирование. Авторы опираются на принципы системности и комплексности. В статье рассмотрены авторский курс профессорско-преподавательского коллектива кафедры журналистики Университета Лобачевского «Семейная тематика в СМИ», выпускные квалификационные работы журналистов-бакалавров и магистров по гуманитарной повестке в СМИ, ежегодный медиамониторинг по освещению темы семьи в федеральной и региональной прессе. Авторы делают вывод о том, что процесс подготовки журналистов - это синтез теории и практики, студенты должны не только познать комплекс социальных проблем, сформировать представление о ценностях и традициях, но и преуспеть в решении гуманитарных задач, участвуя в социальных и благотворительных проектах.

Ключевые слова: семейные ценности, медиаобразование, гуманистический вектор медиаконтента, мониторинг СМИ, семья как социальный институт

© Автаева Н. О., Савинова О. Н., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Avtaeva N. О, Savinova O. N.

Original article

Family Values in Modern Media Education

Natalia O. Avtaeva1, Olga N. Savinova2

12Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, Nizhny Novgorod, Russia 1zhurnalistnngu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1090-5375, 2508@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1733-2602

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the humanistic orientation is becoming an important vector of modern media education. Students who specialize in the field of Journalism and Mass Communications should be professionally oriented and prepared to understand the social problems of society, the spiritual world of man as well as modern socio-cultural practices. They should understand and replicate traditional values. Such values include the family as a significant social institution. The scientific novelty of the study is that the authors analyze the theoretical and practical approaches to the educational program of future journalists, which reveal the specifics of the functioning of the family institution and contribute to the development of technologies for promoting family values in the modern media space. The purpose of the work is to receive and comprehend the educational programs and courses of the Department of Journalism of Lobachevsky University, within the framework of which students are taught to form a media agenda that includes social issues, as well as to replicate traditional values, for example, the values of family, motherhood and childhood, which contributes to the humanization of modern university journalism education, emphasizes the importance of social paradigms. The study is based on general scientific methods: analysis, synthesis, induction, deduction, classification, generalization, participant observation. Distribution questioning serves as an empirical method. The authors rely on the principles of consistency and complexity. The article considers the author's course of the faculty of the Department of Journalism of the Lobachevsky University "Family Issues in the Media", graduation papers of bachelor and master journalists on the humanitarian agenda in the media, annual media monitoring on the coverage of the family theme in the federal and regional press. The authors conclude that the process of training journalists is a synthesis of theory and practice, students must not only learn a complex of social problems, form an idea of values and traditions but also succeed in solving humanitarian problems by participating in social and charitable projects.

Keywords: family values, media education, humanistic vector of media content, media monitoring, family as a social institution

Введение. Исторически семья является одним из первых социальных институтов, где человек получает информацию об основных ценностях и моделях поведения, помогающих социализироваться. Именно поэтому этот институт можно считать одним из самых консервативных с неизменяющимися ценностями и установками на протяжении десятков, а иногда и сотен лет. Обозначенный социальный институт способствует нравственному воспитанию личности, тиражированию этических устоев. Его можно считать основой духовного здоровья нации.

Что касается умения будущих журналистов грамотно рассказывать об этом социальном институте своей аудитории, то важно, чтобы в образовательную программу специалистов в области массовых коммуникаций были включены дисциплины, связанные с семейной тематикой.

Современные средства массовой информации способны фиксировать нарушения иерархии ценностных семейных приоритетов и в то же время могут быть эффективным каналом семейно-ролевой социа-

лизации, тиражируя образцы поведения и модели позитивного семейного устройства. Информационная политика СМИ, например, акцент на демографически положительной, общественно значимой или, наоборот, стереотипной, рекламной, деструктивной информации, влияет на поведение аудитории. Образы, распространяемые СМИ, основанные на стереотипах, могут серьёзно повлиять на демографическую ситуацию в отдельно взятой стране.

Профессор МГУ Т. И. Фролова в своих публикациях последовательно доказывает, что медиатранзит семейных ценностей -это значимый атрибут гуманитарной повестки СМИ, поскольку «качество гуманитарной медиаповестки зависит от уровня гуманистического содержания и эффективности его воздействия на позитивные преобразования в социальной сфере, создания благоприятных условий для повседневной жизни людей, для прогрессивного развития человека и общества» [1, с. 227-228].

Методология и методы исследования. В данном исследовании используются

Автаева Н. О., Савинова О. Н.

методы формальной логики: анализ, синтез, дедукция, обобщение. Наряду с этим основным эмпирическим методом является раздаточное анкетирование. Исследование основано на системном и структурно-функциональном подходах.

Вопросы, связанные с функционированием института семьи, распространением семейных и гуманистических ценностей в современном медиапространстве, привлекают внимание многих российских и зарубежных исследователей. Так, в публикациях Е. В. Столяровой [2, с. 228] и М. Ю. Гриша-ниной [3] рассматривается тот образ семьи и родительства, который конструируют современные отечественные СМИ. Обращение к онлайн-медиа, являющимся каналом тиражирования информации об альтернативных формах брачно-семейных отношений и о многодетном родительстве, содержится в трудах представителей уральской школы медиаисследований - С. Н. Костиной, Е. В. Зайцевой, А. Г. Банных [4, с. 69] и московской - Т. И. Фроловой, Н. Н. Замоти-ной, Т. О. Ивановой [5].

Представители зарубежных школ акцентируют внимание на проблемах влияния социальных сетей на функционирование института семьи, данная тема находит отражение в трудах Z. Basaslan [6], J. A. Bryant и J. Bryant [7], E. Desyanty [6; 8]. Репрезентация современной семьи в СМИ отражена в исследованиях G. Pal'a [9], E. E. Rasmussen [10], P. Papp [11].

В ряде научных работ можно встретить активные дискуссии о сущности преобразований института семьи в контексте изменений, происходящих в российском обществе и мировой цивилизации, например, в публикациях Н. М. Цаплевой [12] и M. Garrison [13]. Популярны также вопросы трансформации семейных функций, внутрисемейных отношений, что представлено в работах L. Lucassen, C. Laarman [14] и Н. А. Бутен-ко [15]; структуры и сущности обозначенного социального института - публикации Д. Ю. Вагина, Н. Л. Синевой, Г. И. Исла-мовой, М. И. Глуховой [16], Л. Г. Свитич, Н. Н. Замотиной [17].

Некоторые авторы делают акцент на таких явлениях, как упадок и распад семьи, утверждая, что данный социальный институт переживает регресс и разрушение, например, подобная точка зрения отражена в работе Т. М. Резер, Я. А. Григоренко [18].

Однако существует и противоположная точка зрения: в условиях трансформации современной социально-экономической системы происходят изменения в семье как социальном институте, то есть осуществляется переход от старых форм к новому типу семьи, который можно охарактеризовать как партнёрская семья, где отношения не носят патриархального характера и строятся с позиции равноправия её членов; её придерживаются исследователи D. Popenoe [19] и З. Х. Коблева, Н. К. Губжокова [20, с. 127].

Важной проблемой, поднимаемой исследователями, является усиление гуманистического вектора современного медиа-образования, чтобы будущие журналисты осознавали необходимость включения в повестку дня социальной и семейной тематики, этому посвящены труды Т. И. Фроловой, В. И. Фроловой, П. В. Нуриловой [21]; Н. О. Автаевой и О. Н. Савиновой [22]; Э. Ф. Шамугия [23]. Игнорирование данных тем, вне всякого сомнения, приведет к кризису духовности и гуманистичности в современном медиапространстве, усилит процесс аберрации важных социальных функций медиа, прежде всего, культурно-просветительской и воспитательной.

Важность данного вопроса отражена в нормативных документах, актуализирующих вопросы, освещённые в исследовании. Например, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, предусматривает, в том числе задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганды семейных ценностей. Согласно доктрине, демографически позитивная семейная политика, направленная на укрепление брака, поддержку материнства и детства, налаживание диалога поколений, выступает действенным механизмом, нейтрализующим негативные последствия процесса трансформации семьи как социального института.

Мониторинг интереса современных СМИ к институту семьи представляется весьма актуальной исследовательской задачей для студентов-журналистов [22, с. 8]. Семья в современных условиях испытывает массу трудностей, обусловленных, как социально-экономическими, так и демографическими факторами.

Avtaeva N. О, Savinova O. N.

Сегодня становятся актуальными вопросы подготовки будущих журналистов, готовых к популяризации традиционных семейных ценностей, эта тема присутствует, как в работах отечественных медиаис-следователей, например, И. В. Ерофеевой, О. В. Сафроновой [24], так и зарубежных -А. Milojeviс, А. Кгейс, А. идптс [25]. В профессиональном педагогическом сообществе актуализируются новые дискуссии, связанные с тем, как гармонизировать в медиаобразовании современные процессы в сфере медиа: эволюцию медиасистемы, глобализацию медиапотоков, и традиционную гуманитарную составляющую. Но главная проблема заключается в том, как не допустить разрыва между ментальной и технологической составляющими в журналистском образовании. В данной статье систематизируется опыт Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, показывающий, что основной задачей медиаобразования является не только формирование профессиональных компетенций, но и обращение к морально-нравственным качествам будущих журналистов через включение в образовательную программу дисциплин, предметом которых является культура, традиционные духовно-нравственные постулаты, ценности [26, с. 82].

Результаты исследования и их обсуждение. В современных условиях, когда чуждые российской ментальности ценности наносят ущерб духовному здоровью и ломают культурный код подрастающих поколений, сохранение нравственных ориентиров выступает в качестве стратегической задачи в системе образования. На кафедре журналистики ННГУ в рамках образовательных программ и курсов серьёзное внимание уделяется воспитанию уважения к национальной культуре и традициям. Например, будущие журналисты слушают спецкурс «Семейная тематика в СМИ», который базируется, с одной стороны, на общественно-гуманитарных дисциплинах, прежде всего, это касается методологии и теоретического обоснования: так, важными блоками данного курса являются темы, коррелирующие с «Социологией» (разделом - «Социология семьи»), с другой - важна его связь и с прикладными профессиональными дисциплинами: «Основами творческой деятельности

журналиста», «Социальной журналистикой» и т. п. Основная задача данного курса заключается в формировании у будущих журналистов представлений о представленности темы семьи и семейных ценностей в отечественном медиадискурсе, как в историческом аспекте, так и на современном этапе. Отдельно анализируются каналы тиражирования просемейной информации, их специфика и коммуникативные стратегии. Важной целью является закрепление практических навыков создания текстов социальной проблематики, прежде всего, семейной, для того, чтобы данная тема была представлена в информационном пространстве полифонией жанровых форм и творческих приёмов.

Наряду с этим, студенты Института филологии и журналистики, обучающиеся и в бакалавриате, и в магистратуре, в рамках разных прикладных дисциплин регулярно проводят мониторинг СМИ для выявления специфики гуманитарной повестки. Также принимают участие в социально ориентированных мероприятиях: фестивалях, выставках, акциях, связанных с тиражированием и сохранением культуры и духовно-нравственных ценностей.

Вопросам сохранения семейных ценностей посвящены курсовые и выпускные квалификационные работы, например, «Роль социальной рекламы в сохранении института семьи», «Образ матери в современных медиа», «Информационные технологии как фактор сохранения репродуктивного здоровья семьи», «Роль СМИ в популяризации традиционных семейных ценностей» и др.

Как правило, перед спецкурсом по семейным вопросам мы проводим анкетирование студентов. В 2019-2021 гг. было опрошено 72 чел., в том числе 64 девушки и 8 юношей.

На вопрос, что для них идеальная семья, студенты-журналисты ответили, что семья - это место, где царят взаимопонимание и любовь (31 %). Важно, что на втором месте стоит полноценная семья, а это значит, что студенты отмечают необходимость всех социальных ролей - матери, папы и детей - в институте семьи (26 %). На третьем месте - фактор благополучия и материального достатка семьи (17 %). Под семейными традициями студенты понимают духовную близость, общность интересов.

Автаева Н. О., Савинова О. Н.

Признаки идеальной семьи Результаты опроса студентов

Представляют интерес и результаты проводимого студентами Института филологии и журналистики регулярного мониторинге федеральной и региональной периодики по специфике освещения темы семьи в отечественном медиа. Обозначим некоторые тенденции последнего мониторинга (сентябрь - январь 2022 г.).

По количественным показателям семейная тематика в региональной периодике занимает 7-9 % от общего количества публикаций; подобные материалы появляются здесь на регулярной основе, систематически. Например, в газете «Земля Нижегородская» среди основных тем - воспитание детей, семейные традиции, счастливые семьи, юридические консультации, многодетные семьи, дети-сироты и усыновители. В федеральных СМИ, семейная тематика не так распространена, для её появления необходим значимый информационный повод. А в отдельных изданиях, как, например, в «Литературная газета», тема семьи является лишь фрагментом общего разговора о культуре.

Коммерциализация медиа часто отодвигает на задний план гуманитарные вопросы, поэтому даже в специализированной периодике, например, в журнале «Работница», который позиционирует себя в последние годы как издание для семейного чтения, преобладают проблемные материалы, показывающие опыт деструктивных семейных отношений и родительства, издание практически не предлагает аудитории позитивные модели семейного поведения и коммуникации.

Схожая картина наблюдается сегодня и в телеэфире. Тематика и содержание теле-

передач, например, «ДНК» на НТВ, сосредоточены на деструктивных процессах. Счастливые семьи редко привлекают внимание современного телевидения. Повышенное внимание к звездам шоу-бизнеса, выступающим и в роли актеров, и в качестве экспертов, вызывает сомнения: реальны ли все эти истории.

Заключение. Вопросы медиаобразова-ния, в том числе организации переподготовки и повышения квалификации журналистов, сегодня крайне важно обсуждать профессиональным сообществом. Кафедра журналистики ННГУ внесла предложения в итоговый отчёт II Форума общероссийской программы «Святость материнства», который проходил в Нижнем Новгороде осенью 2012 г. Впоследствии для журналистов Нижнего Новгорода были организованы курсы повышения квалификации по формированию традиционных семейных ценностей в СМИ, которые рекомендовано проводить на регулярной основе. Данный образовательный проект был презентован на итоговом круглом столе Форума, в нём приняли участие член Попечительского совета программы «Святость материнства» С. И. Маркелова, начальник отдела по связям с общественностью А. С. Гатилин, представители территориального управления Роскомнадзора по ПФО, студенты кафедры журналистики.

С самого начала аудитория проявила интерес к заявленной теме и активно участвовала в обсуждении актуального для общества и СМИ вопроса. В дискуссиях, прошедших в ходе обучающих курсов и итогового круглого стола, выявлены некоторые «болевые точки» семейного дискурса в современных СМИ:

- государственное регулирование и саморегулирование СМИ: теоретические предпосылки и практические препятствия;

- сохранение традиционных нравственных ценностей как общественная повестка СМИ;

- федеральная и региональная правовая практика по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- расширение позитивного контента для пропаганды традиционных семейных ценностей в СМИ. Государственная фантовая поддержка программ социальных сетей, направленных на поддержку материнства и детства;

Признаки идеальной семьи Все Женщины Мужчины

Взаимопонимание, любовь 22 20 2

Полная семья 19 17 2

Благополучие и материальный достаток 12 11 1

Супружеская верность 8 7 1

Много детей 8 8 -

Здоровье 2 1 1

Я затрудняюсь ответить 1 - 1

Avtaeva N. О, Savinova O. N.

- диалог СМИ и общества. Усиление влияния экспертного сообщества, самой аудитории на формирование медиаконтента.

Организация курсов показала актуальность данной темы для журналистского сообщества, востребованность просветительской работы в СМИ, необходимость обмена опытом в данной сфере, как для отечественных, так и для зарубежных журналистов и экспертов. Опыт был внедрён и другими российскими регионами.

Институт филологии и журналистики ННГУ уже несколько лет активно сотрудничает с организаторами Всероссийской программы «Святость материнства». Ежегодно 15 мая - в День семьи мы подводим итоги медиамониторинга по освещению темы семьи в федеральной и региональной прессе. Студенты обычно делают интересные презентации. Среди гостей мероприятия были Артем Кавинов, депутат Государственной Думы РФ; Ольга Носкова, председатель Союза журналистов Нижегородской области, представители женских общественных объединений, ведущие журналисты телерадиокомпаний, периодических изданий.

Программа «Святость материнства» активно взаимодействует со средствами массовой информации, включая расширение социальной рекламы, выпуск тематических программ, специализированных газет и журналов, увеличение количества материалов на семейную тематику в

СМИ. Наши студенты проходят практику на региональных телерадиокомпаниях, в периодических изданиях, продвигают семейную тематику в авторских материалах и передачах.

На протяжении нескольких лет кафедра принимает активное участие во Всероссийском конкурсе студенческих работ на семейную тематику, объявленном Фондом Андрея Первозванного и Оргкомитетом программы «Святость материнства». Кафедра уделяет серьёзное внимание исследованиям в области информационной пропаганды традиционных семейных ценностей. Опыт кафедры отражён в научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Процесс подготовки социальных журналистов включает в себя не только лекции и семинары, но и практику наших студентов, а также участие в социальных и благотворительных проектах, таких как «Нижегородская семья» на Нижегородской ярмарке, «День пожилых людей». Студенты представляют собственные творческие программы и мероприятия с общественно значимой направленностью. Семья - социальный институт, знакомый учащимся. Через проведение мониторинга семейной темы в СМИ будущие журналисты познают комплекс социальных проблем, осознают суть гуманистического содержания СМИ, задумываются о ценностях и нравственных установках.

Список литературы

1. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 6. С. 226-230.

2. Столярова Е. В. Образ российской семьи в современных СМИ // XVII Масловские чтения: сб. науч. ст. по итогам межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. О. В. Пожидаевой, В. Б. Бакулы, Н. А. Шевченко. Мурманск: МАГУ 2019. С. 225-229.

3. Гришанина М. Ю. Образы родителей и семьи в СМИ: психологические особенности восприятия // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. № 1. С. 167-178. DOI: 10.24334/KBSU.2021.1.1.016.

4. Костина С. Н., Зайцева Е. В., Банных Г. А. Особенности формирования электронными СМИ образа многодетности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 53-1. С. 67-71. DOI: 10.18411/lj-08-2019-19.

5. Фролова Т. И., Замотина Н. Н., Иванова Т. О. Медиарепрезентация альтернативных форм брач-но-семейных отношений в онлайн-СМИ // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал. 2018. № 9. С. 75-97.

6. Basaslan Z. The Place of social media in Family Communication // European Journal of Social Sciences Studies. 2022. Vol. 7, iss. 5. P. 21-28. DOI: 10.46827/ejsss.v7i5.1278.

7. Bryant J. A., Bryant J. Implications of Living in a Wired Family: New Directions in Family and Media Research // The Family Communication Sourcebook. California: SAGE Publications, 2006. P. 297-314. DOI: 10.4135/9781452233024.n16.

8. Desyanty E. Utilization of Social Media in Young Families as Media Parenting in the Millennial Era // Digital Press Social Sciences and Humanities. Proceeding of The Non-Formal Education International Conference. Malang: State University of Malang, 2020. P. 1-8. DOI: 10.29037/digitalpress.46368.

9. Pal'a G. The family in media ciphers // European Journal of Science and Theology. 2015. Vol. 11, no. 6. P. 45-56.

10. Rasmussen E. E. Effects of Media Use on Family Bonding // The International Encyclopedia of Media Psychology. Wiley, 2020. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0209.

11. Papp P. Family Themes: Transmission and Transformation // Family Process. 1996. No. 35. P. 5-20. DOI: 10.1111/j.1545-5300.1996.00005.x.

12. Цаплева Н. М. Проблема самосохранения семейных ценностей в информационном обществе // Актуальные проблемы современного социокультурного пространства: материалы междунар. науч.-практ. конф. Армавир: АГПУ, 2018. С. 16-19.

13. Garrison M. Family Values Today // Family Life, Family Law, and Family Justice. Routledge: Glasshouse, 2022. P. 63-78. DOI: 10.4324/9781003305606-4.

14. Lucassen L., Laarman C. Immigration, intermarriage and the changing face of Europe in the post war period // The History of the Family. 2009. No. 14. P. 52-68. DOI: 10.1016/j.hisfam.2008.12.001.

15. Бутенко Н. А. Трансформация семьи как социального института // Социосфера. 2017. № 2. С. 16-19.

16. Вагин Д. Ю. Российская семья в процессе трансформации: проблемы и варианты развития // Современные исследования социальных проблем. 2020. № 2-2. С. 30-34.

17. Свитич Л. Г, Замотина Н. Н. Семья в объективе прессы (Контент-аналитическое исследование конкурсных публикаций) // Журналист. Социальные коммуникации. 2018. № 1. С. 103-126.

18. Резер Т. М., Григоренко Я. А. Институт семьи как социальная ценность государства в условиях демографического кризиса // Вопросы управления. 2020. № 5. С. 121-131. DOI: 10.22394/2304-3369-20205-121-131.

19. Popenoe D. War over the family. New Brunswick: Routledge, 2008. 284 р.

20. Коблева З. Х., Губжокова Н. К. Ценности современной семьи как объект социокультурного анализа // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 1. С. 121-130. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-121-130.

21. Фролова Т. И., Фролова В. И., Нурилова П. В. Репрезентация актуальных статусов родительства в российских СМИ: обзор практик в аспекте медиатранзита // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 4. С. 710-729. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).

22. Автаева Н. О., Савинова О. Н. Семейные ценности в отечественном медиадискурсе. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2022. 170 с.

23. Шамугия Э. Ф. Семья, брак и семейные ценности в современных российских СМИ // Школа университетской науки: парадигма развития. 2020. № 3. С. 103-109.

24. Ерофеева И. В., Сафронова О. В. Аксиологическая культура журналиста информационной эпохи // Гуманитарный вектор. 2022. № 4. С. 128-137. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-128-137.

25. Mi^ey^ А., Krsto А., Ugriniс А. The Future of Journalism as a System, Profession and Culture: The Perception of Journalism Students // Izvorni Znanstveni Rad. 2016. No. 2. P. 83-105. DOI: 10.22572 / mi.22.2.5.

26. Автаева Н. О. Популяризация ценностей семьи и родительства в блогосфере // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3. С. 77-85. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10309.

Сведения об авторах_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автаева Наталия Олеговна, кандидат политических наук, доцент; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37; zhurnalistnngu@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1090-5375.

Савинова Ольга Николаевна, доктор политических наук, профессор; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37; 508@bk.ru; https://orcid.org/0000-0003-1733-2602.

Вклад авторов _

Автаева Н. О. - осуществляла обзор научной литературы, оформляла статью. Савинова О. Н. - систематизировала информацию, прописывала теоретико-методологический блок и выводы исследования.

Для цитирования_

Автаева Н. О., Савинова О. Н. Семейные ценности в современном медиаобразовании // Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 3. С. 112-120. DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-3-112-120.

Статья поступила в редакцию 12.05.2023; одобрена после рецензирования 26.06.2023;

принята к публикации 28.06.2023.

1. Frolova, T. I. Humanitarian agenda of the Russian media: development trends. Bulletin of Lobachevsky Nizhny Novgorod University, no. 6, pp. 226-230, 2017. (In Rus.)

2. Stolyarova, E. V. The image of the Russian family in modern media. XVII Maslovskiye readings. Collection of scientific articles based on the results of the Interregional Scientific and Practical Conference. Murmansk: 2019: 225-229. (In Rus.)

3. Grishanina, M. Yu. Images of parents and families in the media: psychological characteristics of perception. Bulletin of the Kabardino-Balkarian State University: Journalism. Education. Literature, no. 1, pp. 167-178, 2021. DOI: 10.24334/KBSU.2021.1.1.016. (In Rus.)

4. Kostina, S. N., Zaitseva, E. V., Bannykh, G. A. Features of the formation of the image of large families by electronic media. Trends in the development of science and education, no. 53-1, pp. 67-71, 2019. DOI: 10.18411/lj-08-2019-19. (In Rus.)

5. Frolova, T. I., Zamotina, N. N., Ivanova, T. O. Media representation of alternative forms of marriage and family relations in online media. Gender and Media. Annual scientific journal, no. 9, pp. 75-97, 2018. (In Rus.)

6. Basaslan, Z. The Place of social media in Family Communication. European Journal of Social Sciences Studies, no. 5, vol. 7, pp. 21-28, 2022. DOI: 10.46827/ejsss.v7i5.1278. (In Eng.)

7. Bryant, J. A., Bryant, J. Implications of Living in a Wired Family: New Directions in Family and Media Research. The Family Communication Sourcebook. California: SAGE Publications, 2006: 297-314. DOI: 10.4135/9781452233024.n16. (In Eng.)

8. Desyanty, E. Utilization of Social Media in Young Families as Media Parenting in the Millennial Era. Digital Press Social Sciences and Humanities. Proceeding of The Non-Formal Education International Conference. Malang: State University of Malang, 2020: 1-8. DOI:10.29037/digitalpress.46368. (In Eng.)

9. Pal'a, G. The family in media ciphers. European Journal of Science and Theology, no. 6, vol. 11, pp. 4556, 2015. (In Eng.)

10. Rasmussen, E. E. Effects of Media Use on Family Bonding. The International Encyclopedia of Media Psychology. Wiley, 2020. DOI: 10.1002/9781119011071.iemp0209. (In Eng.)

11. Papp, P. Family Themes: Transmission and Transformation. Family Process, no. 35, pp. 5-20, 1996. DOI:10.1111/j.1545-5300.1996.00005.x. (In Eng.)

12. Tsapleva, N. M. The problem of self-preservation of family values in the information society. Actual problems of modern socio-cultural space. Materials of the International scientific-practical conference. Armavir: 2018: 16-19. (In Rus.)

13. Garrison, M. Family Values Today. Family Life, Family Law, and Family Justice. Routledge: Glasshouse, 2022: 63-78. DOI: 10.4324/9781003305606-4. (In Eng.)

14. Lucassen, L., Laarman, C. Immigration, intermarriage and the changing face of Europe in the post war period. The History of the Family, no. 14, pp. 52-68, 2009. DOI: 10.1016/j.hisfam.2008.12.001. (In Eng.)

15. Butenko, N. A. Transformation of the family as a social institution. Sociosphere, no. 2, pp. 16-19, 2017. (In Rus.)

16. The Russian family in the process of transformation: problems and options for development. D. Yu. Vagin [et al]. Modern studies of social problems, no. 2-2, pp. 30-34, 2020. (In Rus.)

17. Svitich, L. G., Zamotina, N. N. Family in the lens of the press (content-analytical study of competitive publications). Journalist. Social communications, no. 1, pp. 103-126, 2018. (In Rus.)

18. Rezer, T. M., Grigorenko, Ya. A. The Institute of the Family as a Social Value of the State in the Conditions of the Demographic Crisis. Management Issues, no. 5, pp. 121-131, 2020. DOI: 10.22394/2304-3369-2020-5121-131. (In Rus.)

19. Popenoe, D. War over the family. New Brunswick: Routledge, 2008. (In Eng.)

20. Kobleva, Z. Kh., Gubzhokova, N. K. Values of a modern family as an object of sociocultural analysis. Bulletin of the Maikop State Technological University, no. 1, pp. 121-130, 2021. DOI: 10.47370/2078-10242022-14-1-121-130. (In Rus.)

21. Frolova, T. I., Frolova, V. I., Nurilova, P. V. Representation of actual statuses of parenthood in the Russian media: a review of practices in the aspect of media transit. Questions of theory and practice of journalism, no. 4, pp. 710-729, 2022. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4). (In Rus.)

22. Avtaeva, N. O., Savinova, O. N. Family values in the domestic media discourse. Nizhny Novgorod: UNN, 2022. (In Rus.)

23. Shamugiya, E. F. Family, marriage and family values in modern Russian media. School of University Science: Development Paradigm, no. 3 (37), pp. 103-109, 2020. (In Rus.)

24. Erofeeva, I. V., Safronova, O. V. Axiological culture of the journalist of the information age. Humanitarian vector, no. 4, pp. 128-137, 2022. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-4-128-137. (In Rus.)

25. Milojevic, A., Krstic, A., Ugrinic, A. The Future of Journalism as a System, Profession and Culture: The Perception of Journalism Students. Izvorni Znanstveni Rad, no. 2, pp. 83-105, 2016. DOI: 10.22572/mi.22.2.5. (In Eng.)

Автаева Н. О., Савинова О. Н.

26. Avtaeva, N. O. Popularization of the values of family and parenthood in the blogosphere. Znak: problematic field of media education, no. 3, pp. 77-85, 2021. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10309. (In Rus.)

Information about the authors_

Avtaeva Natalia O., Candidate of Political Science, Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University; 37 Bolshaya Pokrovskaya st., Nizhny Novgorod, 60300, Russia; zhurnalistnngu@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1090-5375.

Savinova Olga N., Doctor of Philology, Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University; 37 Bolshaya Pokrovskaya st., Nizhny Novgorod, 60300, Russia; 508@bk.ru; https:// orcid.org/0000-0003-1733-2602.

Contribution of authors to the article _

Avtaeva N. O. - review of scientific literature, documentation.

Savinova O. N. - systematization of information, theoretical and methodological block and conclusions of the study.

For citation_

Avtaeva N. O., Savinova O. N. Family Values in Modern Media Education // Humanitarian Vector. 2023. Vol. 18, no. 3. P. 112-120. DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-2-112-120.

Received: May 12, 2023; approved after reviewing June 26, 2023;

accepted for publication June 28, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.