Научная статья на тему 'Журналистика в решении проблем семейного неблагополучия'

Журналистика в решении проблем семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ СМИ / ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / МИССИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / КЛУБ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / SOCIAL JOURNALISM / MODERN MASS MEDIA / JOURNALISM FUNCTIONS / JOURNALISM MISSION / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL TROUBLE / CLUB OF SOCIAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казанцева О. А.

В статье рассматривается социальная журналистика как направление, занимающееся освещением социально-значимых проблем и обладающее ресурсами социальной терапии в виде первичной профилактики семейного неблагополучия. Акцентируется необходимость включения в решение проблем семейного неблагополучия СМИ, как пред ставителей гражданского общества. Особое внимание уделено форме работы с журналистами по погружению в проблематику семейного неблагополучия и повышению социальной ответственности журналистов в виде клуба социальной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF FAMILY TROUBLE

The article analyses social journalism as a direction which is engaged in illumination of significant social problems and possessing resources of social therapy in the form of primary prevention of family trouble. Need of the assictance of mass media in the solution of family problems, as representatives of civil society is emphasized. The special attention is paid to the way of working with journalists on immersion in a perspective of family trouble and to increase of social responsibility of journalists in the form of a club of social journalism.

Текст научной работы на тему «Журналистика в решении проблем семейного неблагополучия»

■ ■ ■ ЖУРНАЛИСТИКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Автор: КАЗАНЦЕВА О.А.

КАЗАНЦЕВА Ольга Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул, ул. Молодежная ,55, тел. 8 (3852) 24-24-53, E-mail: ipip@uni-altai.ru.

Аннотация: в статье рассматривается социальная журналистика как направление, занимающееся освещением социально-значимых проблем и обладающее ресурсами социальной терапии в виде первичной профилактики семейного неблагополучия. Акцентируется необходимость включения в решение проблем семейного неблагополучия СМИ, как представителей гражданского общества. Особое внимание уделено форме работы с журналистами по погружению в проблематику семейного неблагополучия и повышению социальной ответственности журналистов в виде клуба социальной журналистики.

Ключевые слова: социальная журналистика, современные СМИ, функции журналистики, миссия журналистики, социальная ответственность, социальное неблагополучие, клуб социальной журналистики.

Социальная журналистика - направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем, например, вопросов здравоохранения, образования, безработицы и др. Социальная журналистика поднимает актуальные, проблемные, зачастую болезненные темы для населения, и может участвовать в изменении ситуации неблагополучия.

Вопросы сути журналистики в современном мире, ее функций активно обсуждаются Л.А. Василенко, М.А Воскресенской, Н. Дрок, И.М Дзялошинским., Н.М. Ким и др. Среди функций современной журналистики следует выделить воспитательную, оценочную, познавательную, коммуникативную. Но не все функции в настоящее время актуализированы журналистами, некоторые функции существенно редуцированны или, по словам О.Н. Савиновой, аберрированы. М.А. Воскресенская указывает на то, что к числу важнейших социальных функций современных СМИ должны относиться стабилизация общественной системы, поддержка гражданского общества, всесторонний анализ состояния социума, обеспечение форума для достижения общественного согласия, сохранение и трансляция культурных смыслов жизнедеятельности общества [1, C. 12]. Основная миссия журналистики, по мнению Л.Г. Свитич, состоит в отражении и транслировании сущностных смыслов, основных факторов и причин, проблем и перспектив развития общества, в основе которых лежат общечеловеческие ценности [2].

Основные тематические направления социальной журналистики: социальная сфера как предмет журналистики, социальная политика; человеческий капитал; образование; социальная защита; защита прав человека; семья и дети; молодежь; благотворительность и социальная деятельность бизнеса и др. В настоящее время социальные проблемы в обществе выходят на первый план. Одними из ключевых социальных проблем являются социальное сиротство, интеграция инвалидов, распространенность жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей и, в целом, семейное не-

благополучие [3]. Их решение требует поиска новых методов, технологий, подходов с обязательным участием общественности, населения.

Сложности в решении проблем социального неблагополучия зачастую корнями уходят в общественное мнение, в традиции, ценности общества. Например, вопрос инклюзивного образования детей, достаточно хорошо решается органами государственной власти и унитарными организациями, в то время как трудности возникают в общении с родителями здоровых сверстников, вопросы усыновления детей-сирот тормозятся негативными установками общества. Вопросы насилия в отношении женщин, и, в конечном счете, жизни и здоровья женщин и детей разбиваются о стереотипы общественного мнения: «бьет значит любит», «не выносить сор из избы », «сама виновата» и т.д. В этом смысле институт медиа, являясь наиболее мощным средством «формирования и трансляции социальных норм, представлений, ценностей», [1, С. 17] может заниматься вопросами первичной профилактики социального неблагополучия наряду с профессионалами из систем социальной защиты населения, здравоохранения, образования и т.д.

В настоящее время темы детского и семейного неблагополучия презентуются авторами, журналистами, которые не знают специфики данной предметной области, не имеют специальных знаний и ориентированы не на решение социально неблагоприятной ситуации, а «на завоевание коммерческого поля за счет сенсаций» [4], что влечет за собой высокий риск обострения ситуации. В общем плане на это указывает О.Н. Савинова, говоря о телевидении, «... которое в погоне за коммерческой выгодой зачастую предоставляет информацию, наносящую вред духовному и эстетическому развитию детей и молодежи» [5]. Так, например, непрофессиональное освещение темы интеграции детей-инвалидов может способствовать не повышению толерантности к данной уязвимой группе, а к усилению агрессивного к ним отношения, укреплению стереотипов эксклюзии детей-инвалидов.

В национальной стратегии в интересах детей указано, что «в Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей» [6, С. 16]. Представляется, что решение вопросов неблагополучия детей может являться наиболее востребованной темой для третьего сектора, в который входят журналисты. Эта же тенденция прослеживается и в работах ряда ученых (Василенко Л.А., Романов В.Л., Писклакова-Паркер М.П. и др.). «Необходимо направлять самоорганизационные процессы порождения гибких самонастраиваемых социальных институтов, основная функция которых - своевременная корректировка структуры социума и перераспределение социальных ролей с передачей полномочий мобильной группе граждан, предложившей оптимальное решение неожиданно возникающей проблемы. Это своеобразный «мембранный механизм» (по Романову В.Л.) Данный механизм может привлекать наиболее активных граждан общества для терапевтических процессов на уровне местных сообществ» [7, С. 151].

В то же время гражданское общество недостаточно включено в процессы профилактики семейного неблагополучия на его разных уровнях. Так, например, некоммерческие организации не владеют такими инновационными практиками как раннее выявление семейного неблагополучия, работа со случаем, раннее вмешательство, работа с подрост-

ками, находящимися в конфликте с законом, а у журналистов недостаточно знаний предметной сферы, а также методов и приемов первичной профилактики семейного неблагополучия. Так, в Алтайском крае постоянная работа по предотвращению семейного неблагополучия основательно ведется только системой социальной защиты населения, общественные организации не включены в реализацию ключевой региональной программы «Дети Алтая» на систематической основе [8]. Защита детства в связи с этим характеризуется только элементами межведомственности, но не включает синергийный потенциал межсекторной активности.

Социализация граждан, сочетание в них качеств гражданственности и государственности, развитие у них способности самостоятельного нахождения оптимальных решений спонтанно возникающих проблем в личной жизнедеятельности, преодоление иждивенчества и равнодушия, социальной ориентированности - здесь явно не хватает политической воли и сообщества воспитателей (за исключением СМИ), но попытки есть (Общественная палата, Уполномоченные по правам человека, общественные советы, комиссии, НКО и т. п.). Необходим самопополняемый фонд моделей поведения индивидов и моделей коррекции их поведения через информационные среды [9].

Одной из форм решения данного вопроса является функционирование клуба социальной журналистики. Опыт создания данного клуба был реализован Кризисным центром для женщин и Алтайской региональной общественной организацией по противодействию насилию «Право на счастье» в 2012-2013 гг. В клуб удалось включить представителей телевидения, радио, газет, блоггеров, общественные организации, объединяющие журналистов города Барнаула, а также отделы по связям с общественностью органов исполнительной власти и Общественной палаты.

Задачами клуба социальной журналистики является формирование общественного мнения через работу с профессиональными журналистами, работающими в ведущих СМИ края. С журналистами работа проводилась в форме коммуникативного обмена, который позволил в режиме диалога услышать позицию в отношении деструктивных форм общения в семье от журналистов и донести до них позицию специалистов, работающих с данными формами неблагополучия. Участники встреч обсуждали многообразие способов работы с общественностью и, что немаловажно, широту вариантов поведения в кризисной ситуации для семьи. Таким образом, происходило расширение способов понимания семейного неблагополучия и способов воздействия на него через СМИ. Чем шире границы и возможности выбора, тем выше социальная активность личности и ее ответственность. Г.Л.Смирнов отмечает, что если свобода означает свободу выбора, то ответственность - это оценка выбора, решения, поступка, оценка их пользы или вреда для общества. По его мнению, быть ответственным - значит предвидеть последствия своих действий, руководствоваться в своих действиях вполне определенными мотивами и уметь отвечать перед обществом [10]. В связи с этим одной из задач организаторов клуба социальной журналистики было повышение социальной ответственности журналистов за подготовку информации, которая будет способствовать уменьшению выраженности деструктивных процессов в семье, а обязательной установкой в преподнесении информации должен стать диалог с аудиторией, направленный на поиск решения жизненных проблем [11, С. 19].

Таким образом, клуб социальной журналистики решает ведущие современные задачи профессиональных журналистов, такие как поиск достоверной информации, повышение актуальности освещаемых задач и повышение ответственности за

излагаемый материал, именно данные компетенции названы Нико Дроком наиболее значимыми в современной журналистике начала XXI века [12]. Профессиональная деятельность в любой сфере, в том числе и в бизнесе, и в журналистике должна обслуживать не узко корпоративные или частные цели, но прежде всего интересы общества, способствуя, таким образом, улучшению материальной и духовной среды обитания человечества [13].

Данная организационная форма работы с журналистами способствовала дальнейшему развитию собственных инициативных действий участников клуба социальной журналистики в соответствии с идеей проекта АРОО «Молодые журналисты Алтая» по работе со студентами факультета журналистики Алтайского государственного университета, инициирование уже подготовленными журналистами собственных круглых столов по изученной тематике, открытие собственной рубрики в ежемесячном журнале «Здоровье алтайской семьи», создание специальных репортажей на ГТРК «Алтай» и т.д.

Таким образом, социальная журналистика является возможной формой работы по предотвращению социального неблагополучия и деструктивных форм взаимодействия в семье, на первом этапе требующая развитие социальной ответственности журналистов через расширение представлений о возможностях их профессиональной деятельности в связи с данным социальным явлением.

Список литературы

1. Воскресенская М.А. Общественная миссия журналистики в современном дискурсе модернизации // Общество: политика, экономика, право. 2012, №4. С.11-17.

2. СвитичЛ.Г. Миссия журналистики: поле понятий и терминов // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 16-36.

3. Доклад: дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей сирот. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2012.

4. Савинова О.Н. Социальный и корпоративный векторы развития современной прессы. // Медиаскоп. 2011, № 4. - Интернет ресурс: http://mediascope.ru/node/910.

5. Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики.: Медиаскоп. 2010. № 4. Интернет ресурс: http://mediascope.ru/node/660

6. Указ Президента Российской Федерации №761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг».

7. Василенко Л.А. Влияние интернет-коммуникаций на развитие института государственной службы // Современные социальные коммуникации - стресс для традиционных институтов общества. Под ред. С.А. Шароновой, Е.А. Назаровой. М., 2013.

8. Постановление Администрации Алтайского края от 02.11.2012 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Дети Алтая» на 2012-2015 гг.

9. Василенко Л.А. Информационно-коммуникационные аспекты профессионального развития государственных деятелей и проблемы формирования и реализации инновационных компетенций в условиях вызовов глобализации. Доклад на методологическом семинаре ИГСУП РАНХиГС «Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности» // Коммуникология. 2013. № 1. С. 149-153.

10. Смирнов, Г.Л. Демократия, свобода и ответственность / Г.Л. Смирнов. - М., 1968. 255с.

11. Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия // Медиаскоп. 2008. №2. Интернет Ьюсурс: http://mediascope.ru/node/223.

12. Дрок Нико. Смена профессиональных компетенций в журналистком образовании // Медиаскоп. 2011. №3. Интернет ресурс: http://mediascope.ru/node/859.

13. Шумилина Т.В. Включенная журналистика: гражданская позиция СМИ и социальная ответственность бизнеса. // Теория СМИ. 2009. №3.

■ ■ ■ JOURNALISM IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF FAMILY TROUBLE

Author: l<AZANTSEVA O.A.

KAZANTSEVA Olga Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of

psychology of education of FGBOU VPO "Altai State Pedagogical Academy".

Address: Barnaul, Molodezhnaya St., 55, ph. 8 (3852) 24-24-53, E-mail: ipip@uni-altai.ru.

Annotation. the article analyses social journalism as a direction which is engaged in illumination of significant social problems and possessing resources of social therapy in the form of primary prevention of family trouble. Need of the assictance of mass media in the solution of family problems, as representatives of civil society is emphasized. The special attention is paid to the way of working with journalists on immersion in a perspective of family trouble and to increase of social responsibility of journalists in the form of a club of social journalism.

Keywords: social journalism, modern mass media, journalism functions, journalism mission, social responsibility, social trouble, club of social journalism.

References

1. Voskresenskaya MА. Obshhestvennaya missiya zhurnalistiki v sovremennom diskurse modernizatsii // Ob-shhestvo: politika, ehkonomika, pravo. 2012.№4.11-17 str. [Voskresenskaya, M. (2012) Social mission of journalism in the discours of Russian modernization, Moscow].

2. Svitich L.G. Missiya zhurnalistiki: pole ponyatij i terminov // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2013. № 1. 16-36 str. [Svitich, L. (2013) Mission of journalism: field of concepts and terms, Moscow].

3. Doklad: deti v trudnoj zhiznennoj situatsii: preodolenie sotsial'noj isklyuchennosti detej sirot. Fond pod-derzhki detej, nakhodyashhikhsya v trudnoj zhiznennoj situatsii. M., 2012. [Report: children in a difficult life situation: overcoming of a social detachment of orphans. Fund of support of children being in a difficult life situation. (2012), Moscow].

4. Savinova O.N. Sotsial'nyj i korporativnyj vektory razvitiya sovremennoj pressy // Mediaskop. 2011, № 4. -Available: http://mediascope.ru/node/910. [Savinova, O. (2011) Social and corporate vectors of development of the modern press].

5. Savinova O.N. K voprosu o transformatsii funktsij zhurnalistiki //Mediaskop.2010.№ 4. - Available: http://mediascope.ru/node/660 [Savinova, O. (2010) To a question of transformation of functions of journalism].

6. Ukaz Prezidenta RF №761 ot 01.06.2012 «O natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gg». [The decree of the President of the Russian Federation No. 761 of 01.06.2012 "About national strategy of actions in interests of children for 2012-2017"].

7. Vasilenko LА. Vliyanie internet-kommunikatsij na razvitie instituta gosudarstvennoj sluzhby // Sovremennye sotsial'nye kommunikatsii - stress dlya traditsionnykh institutov obshhestva: Monografiya. / Pod red. S.A. Sharonovoj, E.A. Nazarovoj. - M., 2013. [Vasilenko, L. (2013) The influence of Internet communications on the development of public service institution, Moscow].

8. Postanovlenie Administratsii Altajskogo kraya ot 02.11.2012 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoj tselevoj pro-grammy «Deti Altaya» na 2012-2015 gg. [The resolution of Administration of the Altai territory of 02.11.2012 "About the approval of the long-term target program "Children of Altai" for 2012-2015, Barnaul].

9. Vasilenko L.A. Informatsionno-kommunikatsionnye aspekty professional'nogo razvitiya gosudarstvennykh deyatelej i problemy formirovaniya i realizatsii innovatsionnykh kompetentsij v usloviyakh vyzovov globalizatsii. Doklad na metodologicheskom seminare IGSUP RANKHiGS «Informatsionno-kommunikatsionnaya paradigma razvitiya rossijskoj gosudarstvennosti» // Kommunikologiya. 2013. № 1. 149-153 str.. [Vasilenko L. (2013) Information and communication aspects of the professional development of leaders and problems of the creation of

innovative competences in the context of globalization ". The report Vasilenko, L. The Methodological seminar. Communicology, №1, 2013. Moscow].

10. Smirnov G.L. Demokratiya, svoboda i otvetstvennost'. M., 1968. 255s. [Smirnov, G (1968) Democracy, freedom and responsibility. Moscow].

11. DzyaloshinskijI.M. SMI i obshhestvennye instituty: perspektivy vzaimodejstviya // Mediaskop. 2008.№2. Available: http://mediascope.ru/node/223 [Dzyaloshinskij, I.(2008) Mass media and public institutes: interaction prospects].

12. .DrokNiko. Smena professional'nykh kompetentsij v zhurnalistkom obrazovanii // Mediaskop. 2011. №3. Available: http://mediascope.ru/node/859. [Drok, Niko (2011) Change of professional competences of journalistic education].

13. Shumilina T.V. Vklyuchennaya zhurnalistika: grazhdanskaya pozitsiya SMI i sotsial'naya otvetstvennost' biznesa. // Teoriya SMI. 2009. №3. [Shumilina, T.V. (2009) The included journalism: civic stand of mass media and social responsibility of business.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.