Научная статья на тему 'Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского'

Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МОРДОВСКИЙ РАССКАЗ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПЕРСОНАЖ / А. БРЫЖИНСКИЙ / MODERN MORDOVIAN STORY / FAMILY VALUES / AXIOLOGICAL DISCOURSE / PERSONAGE / A. BRYZHINSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермина Наталья Ивановна

Статья посвящена исследованию творчества мордовского писателя А. Брыжинского в аксиологическом аспекте. Основное внимание сосредоточено на анализе специфики репрезентации традиционных семейных ценностей, особенностей моделирования семейно-брачных отношений в его рассказах, которые впервые становятся предметом научного осмысления в аспекте художественной аксиологии. В работе отмечается, что изучение аксиологической составляющей индивидуально-авторского творчества позволяет выявить нравственно-этический идеал автора, определить его роль в формировании ценностной сферы личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Values in A. Bryzhinsky’s Stories

The article examines creative work of the Mordovian writer A. Bryzhinsky in the axiological aspect. Special attention is paid to analysing peculiarities of traditional family values representation, specific features of the marital relations model in his stories, which have not been previously investigated from the viewpoint of artistic axiology. It is stated that studying the axiological component of the writer’s creative work allows the researcher to identify his ethical ideal, to reveal its role in formation of individual and communal values.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского»

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2020.3.11

Ермина Наталья Ивановна

Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского

Статья посвящена исследованию творчества мордовского писателя А. Брыжинского в аксиологическом аспекте. Основное внимание сосредоточено на анализе специфики репрезентации традиционных семейных ценностей, особенностей моделирования семейно-брачных отношений в его рассказах, которые впервые становятся предметом научного осмысления в аспекте художественной аксиологии. В работе отмечается, что изучение аксиологической составляющей индивидуально-авторского творчества позволяет выявить нравственно-этический идеал автора, определить его роль в формировании ценностной сферы личности и общества. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2020/3/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 51-54. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

8. Керимов И. Йырчи Казак (Йырчы Къазакъ) / на кум. яз. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. 292 с.

9. Омаршаева Э. М. Типология структурных и содержательных аспектов дагестанского исторического романа. Махачкала: ИП Султанбегова Х. С., 2011. 192 с.

10. Халилов М.-Н. Сали Сулейман / на кум. яз. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2015. 303 с.

11. Яхьяев М.-С. Коркмас Джалал (Къоркъмас Жалал) / на кум. яз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 410 с.

Ivan Poddubny's Disciple: Artistic Image of Athlete and Strongman in Historical Novel

Guseinov Malik Alievich, Doctor in Philology G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala malik60@list. ru

The article for the first time provides a comprehensive literary analysis of the historical novel by M.-N. Khalilov "Sali Suleiman" identifying its meaningful and formal components. It is shown that the novel, representing evolution of the historical novel genre, became a landmark of the Kumyk and, more broadly, Dagestan post-Soviet prose. The paper argues that the author's appeal to poetical means, traditions of epical folklore is conditioned by the image of the main hero, athlete and strongman, who remained in the people's memory as an extra-ordinary personality. The role of the Russian sports culture representative, world-famous wrestler I. Poddubny as Suleiman's teacher is highlighted.

Key words and phrases: modern literature; Kumyk prose; M.-N. Khalilov; historical novel; poetics; evolution; truth and fiction.

УДК 8; 82-32 Дата поступления рукописи: 11.02.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.11

Статья посвящена исследованию творчества мордовского писателя А. Брыжинского в аксиологическом аспекте. Основное внимание сосредоточено на анализе специфики репрезентации традиционных семейных ценностей, особенностей моделирования семейно-брачных отношений в его рассказах, которые впервые становятся предметом научного осмысления в аспекте художественной аксиологии. В работе отмечается, что изучение аксиологической составляющей индивидуально-авторского творчества позволяет выявить нравственно-этический идеал автора, определить его роль в формировании ценностной сферы личности и общества.

Ключевые слова и фразы: современный мордовский рассказ; семейные ценности; аксиологический дискурс; персонаж; А. Брыжинский.

Ермина Наталья Ивановна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск nataliaermina@yandex. гы

Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского

Мировая культура представляет собой синтез множества национальных культур, основанных на определенных материальных и духовных ценностях. По утверждению П. И. Касаткина, «ценности действуют в качестве структурирующего механизма в различных культурных пространствах и одновременно определяют границы этих пространств» [6]. Среди социокультурных факторов трансляции и актуализации ценностей особое место занимает литературный процесс, который рассматривается как «комплекс ценностно ориентированных отношений личности и социальной среды» и оценивается «функциональным инструментом диагностики ценностного пространства культуры» [12].

Справедливо говорить о том, что общество советского периода было литературоцентричным, а писатель воспринимался «властелином душ», «учителем жизни» [Там же], мастером конструирования человеческих взаимоотношений. Общественно-культурные перемены и условия рубежа ХХ-ХХ1 веков лишь усугубили то, что национальная литература не только отражает ценностную систему общества, но и ее определяет. Писатели, субъекты социокультурного пространства, участники жизненных перипетий, уходят от манифестации неоправданных пафосных умозаключений, обобщений, призывов, обращаются к объективному воспроизведению жизненных ситуаций, моделируют поведение персонажей, их ценностно-жизненные приоритеты. Таким образом, «личность писателя играет значительную роль в процессе генерации новых и воспроизводства бытующих ценностей» [Там же].

Особое место среди традиционных общественных ценностей занимают семейные ценности, что обусловлено ролью семьи как «первичного социообразующего института общества... выступающего в качестве фундаментального стабилизатора, удерживающего социум в устойчивом состоянии. служащего своеобразным аттрактором современного социального развития» [10]. В связи с этим острейшие проблемы института семьи становятся объектом исследования не только социологов, психологов, но и литераторов, которые выстраивают художественные модели семейно-брачных отношений, оценивают духовно-нравственный потенциал героев, факторы, под воздействием которых формируется система семейных ценностей и их рецепция

персонажами. Творческие опыты писателей, в свою очередь, вызывают необходимость научного их изучения, выявления индивидуально-авторской концепции мира и человека в аксиологическом аспекте, специфики ее репрезентации в текстах и т.д.

В отечественном литературоведении сложился богатый опыт изучения аксиологической составляющей русской литературы. Исследованию аксиосферы финно-угорской литературы, в том числе парадигмы семейных ценностей, посвящены работы Р. А. Кудрявцевой [5; 8; 9], А. Н. Семёнова [11], Е. В. Косинцевой [7], Л. Г. Бикиняевой [1], которые расширяют «аспекты гуманитарного познания теории аксиологии применительно к художественному творчеству» [11, с. 718], раскрывают ценностное содержание произведений отдельных авторов. В мордовском литературоведении данный круг проблем не становится объектом специального исследования, рассматривается в контексте сопутствующих вопросов.

Актуальность нашей статьи определяется необходимостью изучения творчества А. Брыжинского в аксиологическом аспекте, выявления нравственно-этических составляющих авторского эстетического идеала семьи, что позволит актуализировать проблему аксиосферы мордовской литературы, воспринять специфику национального сознания, менталитета, духовно-ценностного кода. Материалом статьи стали рассказы А. Брыжинского, включенные в сборник «Костер души» [2]. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые исследуется ценностная составляющая творчества А. Брыжинского, рассматриваемые в статье произведения в аспекте художественной аксиологии до настоящего времени не становились предметом специального анализа.

Основная цель статьи - определить систему семейных ценностей, эксплицированных в рассказах А. Брыжинского, авторский эстетический идеал семьи и семейно-брачных отношений, в процессе рефлексии аксиологического поля творчества отдельного писателя актуализировать проблему аксиосферы национальной литературы в целом. Цель определила ключевую задачу нашего исследования: осмыслить специфику воплощения «семейной» темы в романе А. Брыжинского «У любви краски свои», повести «Узел любви» и отдельных рассказах. В работе использованы традиционные методы литературоведческого исследования (структурно-семантический, метод целостного анализа текста), а также междисциплинарный подход - интерпретация художественного текста в контексте социологических и культурологических идей. Представленные в ней результаты актуализируют вопрос об аксиологической парадигме мордовской литературы, расширяют опыт прочтения отдельных текстов, рецепции художественного мира авторов в аксиологическом измерении, свидетельствуют о социокультурной роли писателя в формировании духовно-ценностной сферы современного общества. Материал статьи дополняет опыт теоретического изучения мордовской литературы, может быть использован в процессе ее изучения в вузе.

Семейные ценности - это универсальные общечеловеческие ценности. Однако каждый писатель моделирует свой образ семьи с опорой на собственное понимание семейных отношений. В авторской концепции А. Бры-жинского семья не является идиллическим образом. Семья - не только романтические взаимоотношения, она выдвигает человеку множество требований - проявление ответственности, заботы, поддержки, подавление эгоцентризма, взаимопонимание. Понятие семьи у прозаика ассоциируется с продолжением рода, а концепты СЕМЬЯ, ДОМ, РОДСТВО гармонично коррелируют в идейной ткани произведений. Следует сказать, что данные понятия являются основами этнического бытия, они прочно укрепились в этических воззрениях разных поколений.

Вопросы брака, семьи решаются А. Брыжинским в романе «У любви краски свои», повести «Узел любви», ряде рассказов. Обращение писателя к художественному осмыслению семейных ценностей обусловлено «важностью осознания и понимания их значимости для общества» [4], а также его мировосприятием, авторской концепцией мира и человека, своеобразие которой заключается в «приверженности к решению нравственно-этических проблем во взаимосвязи с социальными противоречиями эпохи» [3, с. 174]. В своих произведениях прозаик воссоздает факты, волнующие современное общество, отражает перипетии человеческих судеб, постигает личность в единстве ее внешних и внутренних, психологических проявлений.

В процессе раскрытия семейных взаимоотношений А. Брыжинский выступает за идеал крепкой, сплоченной семьи, основанной на многовековом нравственном опыте народа. Герои его рассказов являются представителями современного общества, в сознании которого образ традиционной семьи трансформируется, ее значение девальвируется, однако они живут с опорой на общепринятые нормы морали, а значимость семейного долга воспринимается ими на уровне генетической памяти.

В рассказе «Семь раз отмерь - один раз отрежь» главный герой Семен Паршин оказывается в сложной жизненной ситуации, ему предстоит выбор ценностно-жизненной перспективы - или комфортное сосуществование с возлюбленной, или жизнь в семье и выполнение отцовского долга. Паршин работает в сельской школе завучем, его жена - учителем, они воспитывают трехлетнего сынишку. В размеренную жизнь Семена врывается молодая учительница математики, абсолютная противоположность его скромной немногословной жены, - яркая, веселая Нина. Семен глубоко переживает сложившуюся ситуацию, он не может совладать со своими эмоциями, сделать выбор, разорвать отношения с кем-либо из женщин. Осмысление героем своей судьбы основано на аксиологической смысловой антитезе: с одной стороны, эгоизм, желание уйти от семейных проблем в бурную личную жизнь, с другой - осознание своей ответственности перед близкими.

Психологическое состояние Семена передается посредством пейзажного описания. «Декабрь - словно не зимний месяц: только выпадет снег, покроет землю белым одеялом, смотришь, через денек-другой снова таять начнет. Куда ни посмотришь - легкий туман. Такие дни, конечно же, настроение не поднимут...» [2, с. 321]. В подавленном состоянии мужчина приезжает в город, чтобы на расстоянии от семьи, любовницы осмыслить ситуацию и принять решение. Здесь он встречается со своим давним другом Иваном Ломакиным, рассказывает ему о сложившихся обстоятельствах. В беседе Иван раскрывает Семену случай из своей жизни. Несколько лет назад он также безрассудно влюбился, хотел развестись, уйти из семьи, находился в шаге от необдуманного

решения. Остановил случай. Однажды мужчина просматривал тетради сына. Сочинение на тему «Наша семья» состояло из нескольких слов: «В нашей семье - страшное горе. От нас уходит отец» [Там же, с. 325]. В это момент Иван осознал эгоистичность своего поведения, почувствовал боль, причиняемую ребенку. Герой испытывает вину, искреннее раскаяние, которые осмысливаются автором как позитивные нравственные ценности, поэтому получает поддержку и понимание со стороны читателя. История друга помогла Семену не совершить ошибку, сделать правильный выбор - сохранить семью, не нарушить важнейший нравственный закон. В этом рассказе А. Брыжинский воплощает этические принципы мордовского народа, согласно которым мужчина, продолжатель рода, несет ответственность за свое потомство, его воспитание и благополучие.

В рассказе «На седьмом небе» описываются амбивалентные состояния мужчины, потерявшего надежду стать отцом, и в момент рождения первенца. Иван и Анна Мекшины женаты много лет, они успели разочароваться в супружеских отношениях, у обоих возникают мысли о разводе. Недопонимание в семье усугубляется отсутствием детей. Это обстоятельство выводит героя из душевного равновесия, порождает в нем чувство нереализованности, которое передается посредством саморефлексии, критического отношения к себе, иллюзорности будущего семьи. В психологическом портрете Мекшина акцент сделан на его глубоких переживаниях из-за невозможности стать отцом и испытать счастье отцовства.

Рождение сына меняет самооценку Ивана. Прозаик эмоционально тонко, трогательно передает эмоции мужчины посредством приема параллелизма. Природа аккомпанирует состоянию героя. «Услада переполняет его душу, радость не вмещается в груди, пытается вырваться наружу. Появилось страстное желание поделиться своими чувствами с кем-то из знакомых, запеть громким голосом, как в детстве прыгать от радости, кружиться в вихре вальса. <.> Казалось, что все вокруг озарено ярким светом, при встрече с ним окружающие разделяют его волнение. Даже птички, щебечущие на деревьях, радуются случившемуся событию» [Там же, с. 365-366]. Мекшин испытывает психологическое перерождение, его сомнения, неудовлетворенность сменяются многообразием положительных эмоций. В данном рассказе автор проводит мысль о предназначении мужчины -продолжателя рода, а отцовство воспринимает как высшую ценность.

В рассказе «Костер души» главный герой Юрий Ведяшкин размышляет о перипетиях своей семейной жизни. Композиционно произведение построено на принципе ретроспекции: основная часть повествования - события прошлого, реанимированные в сознании героя. Ведяшкин вспоминает, как несколько десятков лет назад познакомился со Светланой, как они дружили, создали семью. Приятные воспоминания перемежаются с горькими событиями. Находясь на службе в армии, Юрий узнает, что жена родила девочку. Это был не его ребенок. После возвращения из армии мужчина пытается разобраться в ситуации, понять жену, родившую от его лучшего друга. Автор имплицитно воссоздает психологическое состояние Юрия: «Порой приходили мысли покончить с собой. Жизнь превратилась в густое, холодное, черное облако, ничто не радовало, душа разрывалась на части. Он ходил словно тень, никого не замечая вокруг, больше молчал» [Там же, с. 369]. На определенное время боль предательства утихала, чувство привязанности усиливалось. Юрий вернулся к Светлане, которая родила мужу дочь. Несколько лет они прожили вместе, без яркой любви, бурных отношений, но тихо, мирно. Для Юрия семья стала обязанностью, он сосредоточился на воспитании дочерей, материальном обеспечении жены. Но с годами чувство одиночества в семье усиливалось, все чаще приходила мысль о разводе. Юрий простил жену, но забыть предательство он не может, не позволяет жизненное кредо: «Что принадлежит ему - только его». Это свидетельствует не о слабости его натуры, а о прочном моральном стержне мужчины. Юрий выполнил свой долг - был хорошим мужем и заботливым отцом. Однако душевную пустоту в семье ему не восполнили. В авторской концепции каждый мужчина достоин стать счастливым мужем и отцом. Как семьянин Юрий реализует себя в отношениях с другой женщиной, за что не вызывает осуждения со стороны читателя.

В рассказе «Письмо матери» нет открытого противопоставления нравственных принципов. Конфликт возникает между самыми родными людьми - матерью и сыном. Сюжетные движения произведения фиксируют сложные человеческие взаимоотношения, поведение героев, поиски ими путей самореализации, их духовно-нравственный потенциал. Степан Кильдишкин, главный инженер завода, уважаемый человек, хороший семьянин, на первый взгляд вполне счастлив и ничем не обеспокоен. Однако никто не знает о том, что мужчина переживает из-за испортившихся отношений с матерью, которая воспитала его одна, приложила к этому все свои силы. Степан, единственный сын, был для Марии Петровны и радостью, и помощником. Естественно, она не хотела его отпускать от себя, надеялась, что он женится на деревенской девушке, они будут жить вместе в просторном пятистенке. Однако Степан уехал в город, познакомился там с Ларисой и связал с ней судьбу вопреки воле матери. Молодые предпринимают попытки смягчить женщину, угодить ей. По ее настоянию они переезжают в деревню, но наладить отношения не удалось. Своими упреками и замечаниями свекровь доводит сноху до слез, поэтому молодым пришлось вернуться в город. Уже несколько лет мать и сын не общаются друг с другом. Степан неоднократно хотел навестить мать, но понимал, что пока мать желает развести его, вырвать из семьи, управлять его жизнью, взаимопонимания между ними не будет. Оторванность от матери, самого родного человека, переживания Степана о ней, неудовлетворенность сложившимися отношениями подорвали здоровье мужчины. Получив письмо от матери, в котором она просит прощения, он так расчувствовался, что попал в больницу. Позиция автора неизменна. Он ратует за сохранение традиционных семейных ценностей, гармоничное существование представителей разных поколений одной семьи, уважительные взаимоотношения между ее членами.

В ином стилевом русле оформлен рассказ «Телефон виноват». Ситуация, в которой оказывается главный герой рассказа Иван Ларькин из-за «излишней влюбчивости к женщинам», вызывает разноплановые эмоции -смех, осуждение, поучение. Повседневное состояние Ларькина автор определяет афористично: «.он постоянно был влюблен в кого-нибудь, жизненный процесс без любви кажется ему пресным» [Там же, с. 326]. Посредством отдельных деталей писатель представляет аксиологический портрет мужчины. Иван безрассудно

завязывает отношения с первой понравившейся ему дамой. Свои амурные дела он строго скрывает, во взаимоотношениях с женщинами проявляет крайнюю осторожность, не выражает «внешних проявлений», чем искренне гордится, а свое «умение» считает результатом большого жизненного опыта. Комизм ситуации состоит в том, что окружающие давно раскрыли слабости натуры мужчины, прозвали его «Ловеласом». О «тайных» связях мужа становится известно даже его жене, которая «решила вывести его на чистую воду» [Там же, с. 327]. Ларькин - воплощение эгоизма, сиюминутных слабостей, жизни вне нравственных ценностей и этических принципов семьи. Авторская оценка, осуждение поведения антигероя проявляются весьма оригинально посредством разоблачения его образа жизни, осмеяния завышенной самооценки, эгоизма, самолюбования. Таким образом писатель отрицает модель семьи, в которой несостоятелен национальный семейный идеал.

Итак, обращение А. Брыжинского к творческой рефлексии семейных ценностей обусловлено как пониманием значимости семьи в формировании духовного кода общества, так и нравственно-этическими составляющими эстетического идеала писателя. Актуализация аксиологической проблематики позволила раскрыть специфику репрезентации семейных ценностей, особенности моделирования образа семьи и семейно-брачных отношений в рассказах прозаика. А. Брыжинский конструирует различные варианты семейных взаимоотношений, часто они строятся на аксиологической смысловой антитезе: с одной стороны, эгоистические интересы персонажей, их бурная личная жизнь, с другой - интересы семьи, ответственность перед близкими. В это противостояние автор включает мотив нравственного пробуждения. Такая художественная стратегия дает возможность героям избежать нарушения нравственного закона, а автору - утвердить традиционные семейные ценности: супружескую верность, осознание ответственности мужа и жены по отношению друг к другу, счастье материнства и отцовства, воспитание детей в соответствии с народными этическими нормами. Концепт СЕМЬЯ в концептосфере автора коррелирует с понятиями «дом», «род», «родовое», отражающими традиционные основы человеческого бытия.

Список источников

1. Бикиняева Л. Г. Книга Ю. К. Вэллы «Белые крики»: аксиология и поэтика [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/kniga-yu-k-veUy-belye-kriki-aksiologiya-i-poetika (дата обращения: 18.02.2020).

2. Брыжинский А. Костер души: роман и рассказы. Саранск: Книга, 2010. 392 с.

3. Демин В. И., Шеянова С. В. Концептуально-авторское отражение мира и человека в романе А. Брыжинского «Веч-кеманть тюсонзо эсензэ» («У любви краски свои») [Электронный ресурс] // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 173-178. URL: https://www.chuvsu.ru/images/stories/nauka/vestnik/vypusk/2014_1.pdf (дата обращения: 17.02.2020).

4. Дмитрийчук А. Ю. Проблема семьи в контексте отечественной философии и культуры [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-semi-v-kontekste-otechestvennoy-filosofii-i-kultury (дата обращения: 03.02.2020).

5. Калашникова Л. В., Кудрявцева Р. А. Аксиологическая антитеза в образной системе марийского нравственно-психологического рассказа второй половины ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. С. 427-438. URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/kalashnikova_l.v._kudryavceva_r.a.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

6. Касаткин П. И. Культурное пространство: аксиологический аспект [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/586/704 (дата обращения: 02.02.2020).

7. Косинцева Е. В., Куренкова Н. В. Семейная тема в романе Е. Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-tema-v-romane-e-d-aypina-bozhya-mater-v-krovavyh-snegah (дата обращения: 17.02.2020).

8. Кудрявцева Р. А. Аксиологическая парадигма марийской литературы: состояние и горизонты научного изучения проблемы [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (57). Ч. 1. С. 25-29. URL: http://gramota.net/materials/2/2016/3-1/6.html (дата обращения: 07.02.2020).

9. Кудрявцева Р. А. Этноценностная парадигма художественной структуры марийского рассказа [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37). Ч. 2. С. 111-114. URL: http://scjournal.ru/ articles/issn_1997-2911_2014_7-2_31.pdf (дата обращения: 09.02.2020).

10. Пьянов А. И. Об изменении соотношения семейных и внесемейных ценностей и методах его измерения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-izmenenii-sootnosheniya-semeynyh-i-vnesemeynyh-tsennostey-i-metodah-ego-izmereniya (дата обращения: 04.02.2020)

11. Семенов А. Н. Аксиологический аспект обско-угорской литературы [Электронный ресурс] // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 4. С. 718-722. URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/a._n._semyonov_1.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

12. Фунтова Д. А. Ценностное пространство культуры через призму современной русской литературы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-prostranstvo-kultury-cherez-prizmu-sovremennoy-russkoy-literatury (дата обращения: 02.02.2020).

Family Values in A. Bryzhinsky's Stories

Ermina Natal'ya Ivanovna

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk nataliaermina@yandex. ru

The article examines creative work of the Mordovian writer A. Bryzhinsky in the axiological aspect. Special attention is paid to analysing peculiarities of traditional family values representation, specific features of the marital relations model in his stories, which have not been previously investigated from the viewpoint of artistic axiology. It is stated that studying the axiological component of the writer's creative work allows the researcher to identify his ethical ideal, to reveal its role in formation of individual and communal values.

Key words and phrases: modern Mordovian story; family values; axiological discourse; personage; A. Bryzhinsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.