Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / СОЦИУМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дрягалов Вячеслав Сергеевич, Дрягалова Зинаида Геннадьевна, Каширская Ольга Петровна

Институты современного общества в силу целого ряда тенденций, к которым можно отнести формирование виртуального пространства как дополнительной жизненной среды и интенсивную цифровизацию, значительно ускоряющую привычный жизненный темп, находятся в стадии радикальных изменений социальных структур. Подобные изменения, приводящие к утрате привычных ценностей, вынуждают индивидов искать новые точки опоры в виде формирования традиций, отвечающих запросам общества. Это довольно сложный процесс, поскольку культура, с одной стороны, не может не реагировать на инновации, приводящие к глобальным изменениям, т. к. в данном случаем речь идет об общемировых процессах и есть риск остаться в изоляции на довольно неопределенный срок, с другой стороны, безоговорочное принятие чужих ценностей может привести к распаду общества в силу потенциальной потери собственной самости и уникальности. В качестве базового социального основания, сохранение которого в современной России является основным критерием принятия/неприятия тех или иных инноваций, система государственного управления и регулирования называет институт семьи, и с этой точкой зрения согласно большинство исследователей и практики. Именно семья формирует основы менталитета, традиции гражданской самоидентификации, способствуя тем самым и процессам социализации, которые, беря свое начало еще в русле семейных традиций, получают активное продолжение в учреждениях системы образования, чья основная миссия - формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дрягалов Вячеслав Сергеевич, Дрягалова Зинаида Геннадьевна, Каширская Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY TRADITIONS AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

The institutions of modern society, due to a number of trends, which include the formation of virtual space as an additional living environment and intensive digitalization, which significantly accelerates the usual pace of life, are at the stage of radical social structures changes. Such changes, which lead to the loss of familiar values, force individuals to seek new footholds through formation of traditions that meet the needs of society. This is a rather complex process, in so far as culture, on the one hand, cannot but respond to innovations that lead to global changes, since in this case we are talking about global processes and there is a risk of remaining isolated for an indefinite period, on the other hand, absolute acceptance of other people's values can lead to the society collapse due to the potential loss of one's own self and uniqueness. The system of state administration and regulation calls the institution of the family the key social foundation, the preservation of which in modern Russia is the main criterion for acceptance/rejection of certain innovations, and most scientists, researchers and teachers agree with this point of view. It is the family that forms the foundations of the mentality, the tradition of civic self-identification, thereby contributing to the processes of socialization, which, having roots in the family traditions, will see active continuation in educational institutions, the main mission of which is to form civic values among the younger generation.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 392.9

Дрягалов Вячеслав Сергеевич

магистрант факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры ФГБОУ ВО «Астраханской государственный университет», научный сотрудник лаборатории по исследованию социально-политической и культурной динамики Нижнего Поволжья и Прикаспия

Дрягалова Зинаида Геннадьевна

учитель-дефектолог МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 64»

Каширская Ольга Петровна

Магистр культурологии, начальник планово-экономического отдела ООО «ПКФ "ДЮНА - АСТ"»

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация:

Институты современного общества в силу целого ряда тенденций, к которым можно отнести формирование виртуального пространства как дополнительной жизненной среды и интенсивную цифровизацию, значительно ускоряющую привычный жизненный темп, находятся в стадии радикальных изменений социальных структур. Подобные изменения, приводящие к утрате привычных ценностей, вынуждают индивидов искать новые точки опоры в виде формирования традиций, отвечающих запросам общества. Это довольно сложный процесс,

поскольку культура, с одной стороны, не может не реагировать на инновации, приводящие к глобальным изменениям, т. к. в данном случаем речь идет об общемировых процессах и есть риск остаться в изоляции на довольно неопределенный срок, с другой стороны, безоговорочное принятие чужих ценностей может привести к распаду общества в силу потенциальной потери собственной самости и уникальности. В качестве базового социального основания, сохранение которого в современной России является основным критерием принятия/неприятия тех или иных инноваций, система государственного управления и регулирования называет институт семьи, и с этой точкой зрения согласно большинство исследователей и практики. Именно семья формирует основы менталитета, традиции гражданской самоидентификации, способствуя тем самым и процессам социализации, которые, беря свое начало еще в русле семейных традиций, получают активное продолжение в учреждениях системы образования, чья основная миссия - формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения.

Ключевые слова:

общественные институты, семья, ценности, традиции, культура, социум, образовательная система, воспитание, социализация.

Dryagalov Vyacheslav Sergeevich

Master Student of the Faculty of Pedagogical Education, Arts, Services and Culture FSBEI HE «Astrakhan State University», Research Officer of the Laboratory for the Study of Socio-political and cultural Dynamics of the Lower Volga region and the Caspian Sea

Dryagalova Zinaida Gennadievna

Teacher, disability specialist of MBPsEI «Kindergarten № 64, Astrakhan»

Kashirskaya Olga Petrovna

Master of cultural studies, Head of the Planning and economic Department of LLC «PCF "Duna - Ast"».

FAMILY TRADITIONS AS AN ELEMENT OF THE EDUCATIONAL

SYSTEM

Abstract:

The institutions of modern society, due to a number of trends, which include the formation of virtual space as an additional living environment and intensive digitalization, which significantly accelerates the usual pace of life, are at the stage of radical social structures changes. Such changes, which lead to the loss offamiliar values, force individuals to seek new footholds through formation of traditions that meet the needs of society. This is a rather complex process, in so far as culture, on the one hand, cannot but respond to innovations that lead to global changes, since in this case we are talking about global processes and there is a risk of remaining isolated for an indefinite period, on the other hand, absolute acceptance of other people's values can lead to the society collapse due to the potential loss of one's own self and uniqueness. The system of state administration and regulation calls the institution of the family the key social foundation, the preservation of which in modern Russia is the main criterion for acceptance/rejection of certain innovations, and most scientists, researchers and teachers agree with this point of view. It is the family that forms the foundations of the mentality, the tradition of civic self-identification, thereby contributing to the processes of socialization, which, having roots in the family traditions, will see active continuation in educational institutions, the main mission of which is to form civic values among the younger generation.

Keywords:

social institutions, family, values, traditions, culture, society, educational system, upbringing, socialization.

Экономические, политические и социокультурные трансформации, присущие современному миру, приводят к изменению государственных социальных институтов, что требует от граждан ускоренной адаптации, связанной в том числе и с перестройкой ценностной картины мира, отказа от укоренившихся традиций.

Традиция аккумулирует и транслирует культурный опыт от поколения к поколению, она очень важна для существования общества, поэтому необходимо остановиться на данном феномене более подробно.

В науке выделяются три подхода к пониманию традиции.

1. Психологический, который рассматривает традицию как биопсихическую потребность, способствующую выживанию человеческого вида. Традиция сравнивается с животным инстинктом адаптации, необходимым человеку в качестве второй, защитной натуры. А значит, без традиции и институтов, которые являются способом адаптации к угрозам и трудностям общественной жизни, человек выжить не сможет. Именно традиции фиксируют нормы социального порядка, лежащие в основе коллективной памяти, на базе которой формируются этнические идентификаторы, и объединяют различные слои общества в единое целое, культивируя ощущения духовного единства и сплоченности. Традиция важна и в плане воздействия на мышление индивида и его поведение в обществе, обеспечивая относительную стабильность жизненных устоев и формируя определенный набор моделей поведения. Выбирая их, которые индивид адаптируется в конкретной ситуации.

По мнению психоаналитика Карла Густава Юнга, индивид испытывает необходимость в традиции, что объясняется постоянным давлением на него не

только архаических напластований его психики, но и общественных институтов, чьи порой завышенные требования не позволяют индивиду обрести целостность личности, вызывая кризис личности и поведенческий дискомфорт. Традиция, в свою очередь, предлагает индивиду механизм самоопределения (по Юнгу, «индивидуация» [1]), понимаемый им как способ обретения и сохранения укорененной в самости личной идентичности. При возникновении угроз, направленных на разрушение общественных институтов, человек, понимая, что эти процессы могут привести к нарушению привычных жизненных устоев и на кон поставлена возможность его выживания как вида, неосознанно обращается к традиционным формам существования.

2. Натуралистический., понимающий традицию как совокупность тезисов, которые используются последующими поколениями в чистом виде или же в некой обработке. В рамках данного подхода традиция представляется естественной ценностью, формирующей основу культуры. Представители данного направления, американские антропологи Р. Бенедикт и М. Мид считали традицию основным способом сохранения национального характера народа [2].

3. Феноменологический, видевший в традиции «предрассудок» или некий образец, на основе которого строится взаимодействие в рамках данного общества и формируется мироощущение индивида. В рамках этого подхода традиция рассматривается как негативный фактор, задерживающий историческое развитие. Сторонниками данного подхода были М. Вебер [3] и С. Хантингтон [4], которые рассматривали модернизацию как процесс неизбежного стирания этнических различий, а следование традициям воспринимали лишь помехой в данном процессе. Так, С. Хантингтон утверждал, что развитие общества в новом ключе породит сходство между этническими общностями, как только локальные культуры откажутся от своих традиций.

По мнению российского философа И.В. Суханова, традиции, базирующиеся на таких действиях как аккумуляция, консервация и трансляция, «обеспечивают передачу социального опыта во времени и в пространстве и являются одной из составляющих деятельности субъекта в культуре, посредством которой субъект воспроизводит себя как историческое лицо» [5, с. 72].

Традиция по своей природе не является статичной, как это может показаться на первый взгляд. Напротив, она динамична. «Как ни устойчивы традиции, они не вечны» [6, с. 215]. Меняются условия жизни, меняются и традиции. Чаще всего это происходит под влиянием инноваций, и как бы властные структуры этому не сопротивлялись, в конце концов они либо изменятся, либо будут вынуждены уступить место новациям. Парадокс же заключается в том, что и инновации по мере своего укоренения превращаются в устойчивую традицию, которая в дальнейшем будет трансформирована новыми веяниями. От этого процесса зависит развитие человеческой культуры.

Таким образом, традиции являются участниками процесса развития социума. Взаимоотношения между «старым» и «новым» без традиции невозможны. Но устойчивость традиций не является трендом для современного общества, поскольку наделены новым содержанием. Именно поэтому многие исследователи стремятся их классифицировать по типам, видам, ценностям, функциям, организационным правилам и т. д.

Обращение к прошлому не должно ставить своей целью возвращение традиций, скорее, речь идет о возможности реализовывать определенный набор ценностей, сформированный опытом наших предков. Следует помнить: традиции — это не всегда пример абсолютных ценностей, которые сложно соотнести с современными формами жизни в обществе, а прежде всего, ключ «к осмыслению и пониманию других ценностей, а также основа для новаций. Традиция, обновляясь, становится источником развития. Инновация может утвердить себя через культурные традиции» [7, с. 27-28].

Как уже отмечалось, в современном обществе произошли радикальные изменения в социальной структуре. Потеря прежних точек опоры, которые основывались на традициях, вынудила индивидов искать новые. Этот процесс протекает весьма сложно, поскольку культура не может полностью отказаться от инноваций из-за риска быть изолированной от мирового сообщества. Но при этом культура не может безоговорочно принять чужие унификационные ценности, ведущие к потере собственной уникальности и распаду общества как такового.

Именно поэтому базовым социальным основанием формирования культурообразующих ценностей в современной России является сохранение и развитие института семьи. Следует помнить, что семья зарождается, развивается и трансформируется под влиянием культурных факторов, в то же время в семье человек проходит важнейший этап инкультурации, т. е. приобщения к этническим и общественным ценностям - языку, обрядам, традициям. Семья формирует основы самоидентификации, закладывает традиции менталитета, способствуя тем самым процессу социализации, который часто начинается вне пределов семейного влияния.

По мнению некоторых исследователей, «семья обладает набором норм, образцов поведения, регламентом внутрисемейных взаимоотношений с близкими и дальними родственниками, что и составляет сущность семейных традиций» [8, с. 19].

Другие исследователи, также занимающиеся проблемами семьи, выделяют собственные критерии и аналогии (таблица), помогающие определить семью как общественный институт [9].

Таблица - Сравнительная характеристика семейных традиций

Критерий Традиции

С.П. Акутина, педагог Аналогии между традициями семьи и родовыми ценностями Религиозные ритуалы; совместные праздники и досуг; сохранение семейных

реликвий;

коллекционирование;

преемственность

педагогического опыта

В.Н. Культурные Уважение к

Аргунова, традиции, старшим; забота о

социолог закладываемые в младших;

семье, как гостеприимство;

педагогическая уважительное

составляющая отношение к женщине;

взаимопомощь;

воспитание трудолюбия;

различия в подготовке

юношей и девушек к

семейной жизни

Т.Ю. Семейные Выполнение

Хабарова, ценности, влияющие трудовой деятельности в

психолог на развитие семье; организация

креативности детей досуговой деятельности

в семье; распределение

ролей и обязанностей;

организация

познавательного

развития детей;

обеспечение

физического развития

ребенка; эстетическое

обустройство быта семьи

Педагог Т.А. Маркова выделяет четыре основные группы семейных традиций:

нравственная - выступает регулятором действий человека, формирует культурные ценности;

трудовая - приобщает к трудовой деятельности и закладывает трудовые навыки. В трудовом воспитании главными принципами являются: соответствие возрасту, учет детской инициативы, последовательный характер усложнения труда, сочетание детского труда и развлекательных элементов;

праздничная - не только носит развлекательный характер, но и способствует сплочению семьи, создает благоприятную атмосферу;

фольклорная - способствует формированию эмоционально-ценностных отношений родителей и ребенка. В процессе освоения фольклора происходит физическое, умственное и творческое развитие [10].

Рассматривая семейные традиций, нельзя не отметить, что их роль в обществе связана с рядом функций:

преемственность является смысловой основой понятия «традиция»; с ее помощью данные либо передаются в неизменной форме, либо дополняются новыми качественными образованиями;

адаптация. Британский антрополог Б. Малиновский отмечал, что «традиции с биологической точки зрения есть форма коллективной адаптации общины к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания» [11, с. 115];

сохранение. Российский педагог О.А. Косинова подчеркивает, что «традиция представляет собой длительно формирующийся, устойчивый механизм отбора и сохранения наиболее значимых для социума культурных достижений, тем самым способствует адаптации сообщества к условиям существования и деятельности» [12];

регулятивная, объединяющая различные формы накопленного социального опыта. О.А. Косинова считает, что «регулятивным выражением

культурной традиции является культурная норма, которая может не предполагать осознания и вербализации заложенных в ней поведенческих стереотипов; в нее включаются также и ценности (убеждения, верования, ориентации и т. п.)» [13]. Регулятивная функция неразрывно связана с функцией сохранения. Российские культурологи В.В. Кашин и М. Никишова отмечают, что «смысл традиций в их нормативно-регулятивной функции проявляется в социальной жизни в том, что они позволяют сохранить не только основу, содержательную наполненность тех конкретных исторических форм жизнедеятельности общества, которые их породили, но и специфические формы собственного существования» [14, с. 6];

информационная, т. к. традиция является инструментом, посредством которого происходит передача определенной информации;

социализация, благодаря которой усваиваются ценности социума. Традиции помогают включиться в систему социальных отношений и овладеть накопленным опытом;

ценностно-ориентировочная, предоставляющая совокупность образцов и эталонов для подражания;

воспитательная, суть которой формируется на основе социального опыта предшествующих поколений, духовном и материальном наследии, определяющем средства развития нового поколения [15].

В результате анализа классификации и функции культурных традиций в семье становится понятной необходимость и важность их трансляции другим поколениям. На современном этапе образовательная система является базовым ретранслятором опыта предков подрастающим поколениям. Кроме того, именно учебные организации среднего и высшего звена адаптируют восприятие новых национальных праздников современной молодежью, которая доносит ценности, формируемые государством, до своих родителей и родственников.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт семьи и система государственного образования на современном этапе во многом связаны и

отсутствие диссонанса в их взаимодействии - основа поступательного генезиса любого современного государства.

Ссылки:

1. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Харвест, 2003. 496 с.

2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Наука, 2007. 256 с.; Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 2004. 429 с.

3. Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 89-127.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

5. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Изд -во политической литературы, 1976. 216 с.

6. Этуев А.Б. Культурная идентичность в контексте глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 210-220.

7. Жаде З. Российская идентичность на Северном Кавказе. М.: Социально-гуманитарные знания; Майкоп: Качество, 2010. 247 с.

8. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Биктагиров Р.Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования. Казань: Отечество, 2012. 227 с.

9. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 915; Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. 312 с.; Хабарова Т.Ю. Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций // Вестник ТГУ. 2010. № 8 (88). С. 112-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Маркова Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 19 с.

11. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. С. 115

12. Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Kosmova_Tradition/ (дата обращения: 10.12.2020).

13. Там же.

14. Кашин В.В., Никишова М. Проблема традиции как забота о будущем // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 5. С. 4-12.

15. Стовба А.В. Социальные функции традиции [Электронный ресурс] // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1. URL: mino.esrae.ru/158-1098 (дата обращения: 10.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.