Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 709
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Одилов Х. К.
Научный руководитель: д.м.н. Абдуллаева В.К.
Кафедра психиатрии, наркологии и детской психиатрии, медицинской психологии, психотерапии Ташкентский педиатрический медицинский институт
контактная информация: Одилов Хасанжон Кобилжонович — студент магистратуры по психиатрии. E-mail: khasanjon.odilov@minzdrav.uz
ключевые слова: подростки, суицидальное поведение, семья, воспитание, интернет аддикция, пандемия
Актуальность исследования: интернет-аддикция признана одним из распространенных вариантов аддиктивных нарушений нехимической природы и имеет значительные негативные социальные, медицинские и экономические последствия [3]. В условиях пандемии и самоизоляции внедрение в широкую практику дистанционного обучения школ, лицеев и колледжей способствует длительному пребыванию обучающейся молодёжи в среде виртуального пространства Интернета.
цель исследования: изучение семейных факторов, вызывающих риск развития суицидального поведения подростков с интернет-аддикцией.
Материалы и методы: объектом для исследования было выбрано 86 подростков в возрасте от 15 до 17 лет, поступивших на стационарное лечение в подростковые отделения Клинической Психиатрической больницы г. Ташкента с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения по МКБ-10-Р91.2. Использованы клинико-психопато-логический и психометрические методы исследования.
Результаты: при сборе анамнестических сведений установлено, что 32 (37,2%) подростка имели отягощенную наследственность по психическим заболеваниям. В ходе исследования выявлено, 28 (32,5%) подростков воспитывается в условиях гиперопеки, 33 (38,4%) подростков воспитываются в условиях гипоопеки, в условиях интерната — 9 (10,5%). Выявлены такие неблагоприятные психотравмирующие семейные факторы, выраженные в условиях самоизоляции, как конфликтные взаимоотношения родителей (29,1%), потеря близкого человека (3,5%), алкоголизация родителей (26,7%), завышенные требования со стороны родителей (17,4%), после которых большинство подростков наносили себе множественные поверхностные порезы на предплечье с целью привлечь к себе внимание. В клинической картине при поступлении преобладали сниженный фон настроения, тревога и эмоциональная лабильность. Исследование эмоциональных расстройств показало, что их наличие и выраженность связаны с видом игровой деятельности, длительностью игрового стажа и стадией зависимости от ролевых компьютерных игр, виртуального общения в социальных сетях [1]. Наличие неблагоприятных микросоциальных факторов увеличивают риск формирования суицидального поведения [2].
Выводы: семейные факторы оказывают значительное влияние на формирование интернет-зависимого поведения у подростков, выраженного в период пандемии, что создает необходимость в проведении комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение риска суицидальных поведения.
Литература
1. Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков. // Журнал «Вопросы науки и образования» Научно-практический журнал №6 (52) март 2019. С. 54-59.
2. Abdullaeva Y.K., Babarakhimova S.B. Analisys of psychosocial factors in development of suicidal tendencies at adolescents / Central Asian Journal оf Pediatrics 2 (1), 201-204, 2019.
3. Babarakhimova S.B., Abdullaeva Y.K., Abbasova D.S.., et al. Research of influence personal characteristics in adolescents in development types of suicidal tendencies // Austria- science. YOL 1, No 24 (2019) pp. 16-18.
FORCIPE
ТОМ 4 СПЕЦВЫПУСК 2021
elSSN 2658-4182