Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Д. УШИНСКОГО'

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2309
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
К. Д. УШИНСКИЙ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич, Кабанов Владимир Львович, Тимофеева Марианна Владимировна

В центре внимания авторов работы находится педагогическая концепция семейного воспитания К. Д. Ушинского, которая сформировалась под воздействием современных педагогу социально-экономических условий и политической обстановки. Национальные ценности страны, которые активно пропагандировались представителями передовой мысли рассматриваемого периода, получили широкое отражение в педагогической концепции К. Д. Ушинского. Семья представлялась ему центральным звеном во всей системе воспитания ребенка, так как именно в семейном воспитании закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения. Ученый считал, что воспитательный потенциал семьи не всегда оценивают верно, и это негативно влияет на последующую судьбу ребенка, так как, не получив достаточное базовое воспитание в родительском доме, будущий гражданин не сможет в полном объеме реализовать свои возможности и способности, не будет способен оценивать окружающих с точки зрения коллективистского подхода и уважения к их личности. Соответственно, концептуальный подход педагога в области семейного воспитания представляет собой систему всестороннего развития личности будущего гражданина своей страны, который, по мнению авторов статьи, актуален для применения в воспитании молодежи России и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY UPBRINGING IN THE CREATIVE WORK OF K. D. USHINSKY

The authors focus on the pedagogical concept of family upbringing of K. D. Ushinsky, which was formed under the influence of his contemporary socio-economic conditions and the political situation. The national values of the country, which were widely promoted by representatives of the advanced thought of the period under review, were reflected to a large degree in the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The family seemed to him to be the central element in the entire system of raising a child, since it is in family education that the foundations of the future personality and its worldview are laid. The scholar believed that the educational potential of the family was sometimes undervalued, and this negatively affected the subsequent life of the child, since, without receiving a sufficient basic education in the parent’s home, the future citizen will not be able to fully realize their potential, to evaluate others in terms of a collectivist approach and respect for their personality. Accordingly, the conceptual approach of the teacher in the field of family education is a system of comprehensive development of the personality of the future citizen of their country, which, according to the authors of the article, is still relevant in the education of young people in Russia today.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Д. УШИНСКОГО»

ИСТОРИЯ ■ ПЕДАГОГИКИ ■ И ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 37.018.1 ББК 74.9

DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-120-130

семейное воспитание в творчестве к. д. ушинского

М. А. Гончаров, В. Л. Кабанов, М. В. Тимофеева

Аннотация. В центре внимания авторов работы находится педагогическая концепция семейного воспитания К. Д. Ушинского, которая сформировалась под воздействием современных педагогу социально-экономических условий и политической обстановки. Национальные ценности страны, которые активно пропагандировались представителями передовой мысли рассматриваемого периода, получили широкое отражение в педагогической концепции К. Д. Ушинского. Семья представлялась ему центральным звеном во всей системе воспитания ребенка, так как именно в семейном воспитании закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения. Ученый считал, что воспитательный потенциал семьи не всегда оценивают верно, и это негативно влияет на последующую судьбу ребенка, так как, не получив достаточное базовое воспитание в родительском доме, будущий гражданин не сможет в полном объеме реализовать свои возможности и способности, не будет способен оценивать окружающих с точки зрения коллективистского подхода и уважения к их личности. Соответственно, концептуальный подход педагога в области семейного воспитания представляет собой систему всестороннего развития личности будущего гражданина своей страны, который, по мнению авторов статьи, актуален для применения в воспитании молодежи России и в наши дни.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, семейное воспитание, гражданственность, нравственность, гуманизм, личность ребенка.

Для цитирования: Гончаров М. А., Кабанов В. Л., Тимофеева М. В. Семейное воспитание в творчестве К. Д. Ушинского // Наука и школа. 2021. № 5. С. 120-130. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-120-130.

© Гончаров М. А., Кабанов В. Л., Тимофеева М. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

FAMILY UPBRINGING IN THE CREATIVE WORK OF K. D. USHINSKY

M. A. Goncharov, V. L. Kabanov, M. V. Timofeeva

Abstract. The authors focus on the pedagogical concept of family upbringing of K. D. Ushinsky, which was formed under the influence of his contemporary socio-economic conditions and the political situation. The national values of the country, which were widely promoted by representatives of the advanced thought of the period under review, were reflected to a large degree in the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The family seemed to him to be the central element in the entire system of raising a child, since it is in family education that the foundations of the future personality and its worldview are laid. The scholar believed that the educational potential of the family was sometimes undervalued, and this negatively affected the subsequent life of the child, since, without receiving a sufficient basic education in the parent's home, the future citizen will not be able to fully realize their potential, to evaluate others in terms of a collectivist approach and respect for their personality. Accordingly, the conceptual approach of the teacher in the field of family education is a system of comprehensive development of the personality of the future citizen of their country, which, according to the authors of the article, is still relevant in the education of young people in Russia today.

Keywords: K. D. Ushinsky, family upbringing, family education, citizenship, morality, humanism, child's personality.

Cite as: Goncharov M. A., Kabanov V. L., Timofeeva M. V. Family upbringing in the creative work of K. D. Ushinsky. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 120-130. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-120-130.

Введение . Современные воспитательные концепции включают переосмысление концептуальных основ педагогики в этой связи, переосмысление творчества мыслителей в области педагогики представляется необходимым для современного поколения будущих педагогов и воспитателей. Сегодня в России культура образования строится на поиске национально-культурной идентичности, так определяются новые ориентиры в области образования и культуры .

В XXI в . обращение к истокам педагогической мысли, в первую очередь, обусловлено необходимостью определить пути дальнейшего развития воспитания человека и гражданина, по этой причине обращение к творчеству известных педагогов различных периодов становится

высоко актуальным . Профессиональная подготовка педагога сегодня выходит на первый план, поскольку именно он способен сформировать будущего гражданина страны, вложить в его формирование и развитие необходимые основы, способствующие в будущем становлению личностного потенциала воспитуемого .

Однако нельзя не сказать о том, что современные педагогические технологии имеют под собой платформу, которая формировалась в течение ряда десятилетий . По этой причине многие ответы на вопросы, каким должно быть воспитание современного гражданина, следует искать в истории научной педагогической мысли .

Прогрессивные взгляды представителя педагогической мысли К . Д . Ушинско-го являют собой комплекс идей, которые

способны составить базовый подход к формированию современной воспитательной концепции . Основываясь на прогрессивных идеях своих современников, педагог сформировал индивидуальное педагогическое направление, которое имело под собой гуманистическую основу. Духовное и нравственное воспитание ребенка для педагога было основным направлением его деятельности .

Идея нравственности в работах К . Д . Ушинского, в первую очередь, была основана на семейном воспитании . История развития семьи неотделима от истории развития народа в целом, именно семья представляет собой ячейку, которая в течение веков бережно хранит народные традиции и передает их из поколения в поколение . Множество работ педагога посвящены раскрытию нравственности в воспитании, и семья представляет здесь собой некий «проводник», посредством которого указанные идеи могут быть реализованы в воспитуемых .

Целью данной работы выступает рассмотрение педагогической концепции семейного воспитания в трудах К . Д . Ушинского как инструмента для формирования личности ребенка во взаимодействии с деятельностью государства и общественных институтов

Материалы и методы . Основным методом исследования выступил аналитический метод . В процессе написания работы были изучены труды автора, наиболее значимым из которых представляется работа «Человек как предмет воспитания . Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868-1869) . На основании исследований, посвященных педагогическому творчеству К . Д . Ушинского, а также непосредственно работ самого автора были рассмотрены основные авторские подходы к семейному воспитанию, сформированные под влиянием государства и общественных институтов .

Результаты . Сформировавшаяся под влиянием передовых взглядов современников, идея нравственности в творчестве

К . Д . Ушинского стала ведущей в его педагогической концепции. Историческое развитие любого народа и любой нации, по мысли педагога, оказывает прямое влияние на воспитание и развитие детей Нужды и потребности народа также становятся определяющими в формировании личностных основ будущего поколения . К . Д . Ушинский писал, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Воспитание на традициях, по мнению педагога, способствует развитию у детей ценных психологических черт, а также моральных качеств, таких как национальная гордость и патриотизм, а также любовь к труду. В этой связи детям с самого раннего возраста необходимо прививать любовь к труду, развивать у них трудовые навыки . Также необходимым средством воспитания К . Д . Ушинский считал обучение детей родному языку, ознакомлению их с устным народным творчеством

Народность, как считал педагог, включает в себя своеобразный культурный и творческий базис каждого народа, в котором устное народное творчество выступает своеобразным проводником народных традиций . При этом формирование устного народного творчества как кладезя народной мудрости осуществляется под влиянием ряда особенностей каждого народа, обусловленным географическим расположением, природными условиями, а также историей развития

Одна из работ педагога «О народности в общественном воспитании» посвящена анализу основных специфических черт того или иного народа, которые оказывают влияние на воспитание подрастающего поколения . При этом педагог проводит анализ особенностей воспитания в разных странах, таких как

Франция, Англия, Германия . Выводя на первый план особенности воспитания детей в указанных странах, автор резко критикует особенности реакционного воспитания, которые имели место в педагогике в других странах [1] .

Достаточно подробную критику можно увидеть в отношении немецкой педагогики, которая была взята на вооружение в царской России . По мнению К . Д . Ушин-ского, недопустимо механически переносить традиции зарубежного воспитания на российскую почву, поскольку это может принести только вред подрастающему поколению . Если в других странах традиции воспитания включали муштру и подчинение воспитуемого воспитателю, то в России необходимо, по мнению педагога, воспитывать детей совершенно иными методами [2] .

По мнению К . Д . Ушинского, основной чертой воспитательной системы на российской почве должно стать развитие у детей патриотизма, а также глубокой любви к родине . Ничто не может так глубоко отразить корни народности, как родной язык, отмечал автор . Именно по этой причине обучение на родном языке должно стать основой воспитательной концепции российских педагогов и воспитателей

На начальном этапе воспитания, в семье, дети должны знакомиться с русскими народными сказками и песнями, в которых отражена культурная особенность русского народа Ознакомление с устным народным творчеством детей должно происходить под руководством и с активным участием родителей и других членов семьи . Народные сказки и песни, рассказанные или спетые бабушкой, мамой или другими родными, должны формировать у ребенка прочную нравственную основу, любовь к своему народу и его искусству, демонстрировать ему особенности гуманного отношения к ближнему, к природе, к живому миру

На начальной ступени образования семья и школа должны сотрудничать в

рамках развития у ребенка любви к своей родине . Обучение и воспитание должны проводиться на русском, родном языке Педагоги должны знакомить детей с русской природой, географией, литературой Весь материал, полученный в школьном обучении, должен закрепляться дома, под руководством родителей, которые должны принимать непосредственное участие в воспитании и образовании детей

По мнению К. Д. Ушинского, русский народ всегда демонстрировал и будет демонстрировать высокий уровень патриотизма Доказательством этому служат подвиги в борьбе с польскими интервентами в начале XVII в ., а также победы в Отечественной войне 1812 г. , в Крымской кампании 1853-1855 гг. Однако, признавая важность подобных подвигов, автор отмечает, что они имеют место только в критических ситуациях, когда родине угрожает опасность . Такие порывы нужны и необходимы, но более важным выступает систематическое формирование патриотизма и гуманизма в ребенке, ежедневная работа над данным процессом . При этом дети должны понимать, что патриотизм должен проявляться систематически, в первую очередь, в процессе исполнения будущими гражданами своего общественного долга [3]

Соответственно, в качестве результатов воспитания следует определить развитие у детей чувства национальной гордости, любви к родине, чувства долга Воспитуемые должны учиться ставить собственные интересы выше личных, быть готовы пожертвовать собой во имя интересов родной страны .

История подвигов народа должна быть донесена до сознания детей как педагогами, так и родителями, при этом задача последних наиболее сложная, так как предусматривает ежедневное и повсеместное воспитание гражданственности и патриотизма у детей

Обсуждение . К . Д. Ушинский призывал педагогов и родителей воспитывать

в ребенке чувство гордости за свой народ и свой язык . Он писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени» [4, с . 52] .

Автор отмечал, что именно народное творчество стало основой для развития как русской философии, так и музыки и живописи . Называя устное народное творчество «чудной народной песнью», педагог указывал, что и «филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины народного слова. . . » [5, с . 173] .

Исходя из всего вышесказанного, К . Д . Ушинский утверждал, что народное образование должно стать поистине народным, и государственное участие, которое диктует и насаждает свои чуждые правила обучения и воспитания, должно быть сведено к минимуму. Правительственная опека только тормозит воспитание подрастающего поколения, при этом данное негативное влияние отражается не только на школе, но и на семье, в которой проживает ребенок: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», - отмечал педагог [5, с . 171] .

Родной язык должен быть взят на вооружение всеми русскими педагогами и воспитателями, не говоря уже о родителях и близких ребенка. Этой мысли автора посвящена статья «Родное слово» Язык русский, как отмечал К . Д . Ушинский, говорит сам за себя, только посредством родного языка можно выразить бурю эмоций, рождающихся в душе человека при виде природной красоты, неба отчизны, а также описать все то, что творится в душе человека, являющегося истинным патриотом и гражданином: «Язык есть самая живая, самая

обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь . Когда исчезает народный язык, - народа нет более!» [6, с . 113] .

При этом сам народный язык педагог позиционировал в качестве «воспитателя», наставника, способного научить свой народ истинной жизни и правилам ее организации И этот народный язык должен, в первую очередь, идти из семьи ребенка, от его родителей, которые, в свою очередь, должны владеть этим языком и быть его носителями и проводниками народных языковых традиций . Чувственность родного языка - это благодатная почва для формирования нравственности у воспитуемых, комплекс гуманистических понятий, передаваемых посредством народной речи, по мнению автора, способен сделать гораздо большую работу в свете воспитания будущего гражданина и патриота, нежели самый опытный иностранный педагог [7] .

Православие также являлось, как считал К . Д . Ушинский, одним из основных инструментов воспитания ребенка В семье истинно верующей закладываются, как отмечал автор, основы гуманности и будущей нравственности ребенка Православие понималось педагогом как синтез культуры народа и воспитательных ценностей, которые незаменимы в работе педагога, будь то воспитатель, родитель или школьный учитель

Великим педагогом выдвигалась мысль о том, что, реализация православных основ воспитания - это задача государственной важности, которая должна стать в ряд первоочередных . Единство православного воспитания, складывающееся в синтезе семейного и школьного воздействия на ребенка, включает, как считает педагог, ряд компонентов, таких как религиозный, нравственный, этический, глубина педагогической сущности которых неизмерима

Народ должен быть заинтересован в собственном образовании, считал педагог, поэтому идея народности в воспитании и образовании детей должна стать превалирующей в России Данная мысль красной нитью проходит в статье автора «О народности в воспитании» . Как считает педагог, все народы мира имеют свои определенные ценности, которые определяет как народный характер, так и язык данного народа . Данные ценности важны еще и тем, что они обязательно передаются по наследству, главная роль в такой передаче также принадлежит семье [8]

Считая, что православие может выступать в качестве одной из основ воспитания, К . Д. Ушинский, однако, не считал возможным объединить школу и церковные институты . Причина этого кроется в том, что, как считает педагог, простые русские люди не хотели бы видеть в качестве воспитателей и учителей своих детей священников из сельского прихода. При этом нельзя говорить о том, что педагог негативно относился к представителям духовенства, он просто считал, что воспитание подрастающего поколения -это очень ответственная работа, и выполнять ее должны специально подготовленные педагогические кадры . Как отмечал К . Д . Ушинский, школьное дело «нельзя делать кое-как и урывками» [9, с . 620], священник же большую часть своей жизни посвящает служению Богу, поэтому для него образование подрастающего поколения будет всегда на втором плане . Также родители могут испытывать страх, что образование, организованное священнослужителями, может оторвать дитя от семьи [10]

Соответственно, если народ организует народные школы для своих детей самостоятельно и, оплачивая данную работу педагогов, испытывает желание обучать и воспитывать своих детей в духе народности, то «хочет видеть в школах учителями таких лиц, которые бы вполне от него зависели, исполняли

бы безоговорочно свою учительскую обязанность...» [11] .

Соответственно, можно заключить, что народность в воспитании К . Д . Ушинский понимал не только в том, чтобы сохранить православные традиции и государственность, он считал важным бережное отношение к семьям крестьян и к педагогам сельским, которые представляют собой основной источник воспитания духовности в подрастающем поколении

Именно сельское население, как считал педагог, выступает носителем народных традиций и русского народного языка. Этническая целостность русской нации, по мысли педагога, позволяет не только сохранить национальную целостность такого народа, но и развить его культурные традиции, воплотив их в педагогическом начале

По мысли К . Д . Ушинского, семейное воспитание также важно и для духовно-нравственного развития воспитуемого: «Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, -понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу» [12, с 363] Важную роль в воспитании детей в семье также играло отношение к детям . Оно должно выстраиваться на уважении к ребенку, родители и другие члены семьи должны ценить в нем личность, понимать его внутренний мир и постоянно работать над тем, чтобы приобщить его к семейным ценностям, передать ему навыки семейного ремесла и пр . Указанные функции воспитания в семье К. Д . Ушинский ставил во главу угла всей народной педагогики .

Воспитательная система каждого народа, как считал педагог, формируется именно в быту отдельно взятой семьи, которая представляет такой народ

В частности, не важно, в какой стране живет крестьянин - в России, Японии или во Франции - его семья представляется крестьянину маленьким государством, которым нужно управлять грамотно и по справедливости Естественным образом, соответственно, в данном ключе выступает негативная реакция на вмешательство посторонних лиц в дела семьи со стороны крестьянина Особенно негативным было отношение к вмешательству посторонних лиц в дела воспитательные Причина здесь заключена в том, что испокон веков родители чувствовали себя ответственными за воспитание собственных детей, за их поступки и отвечали за их поведение перед другими членами крестьянской общины

Родительские качества русского мужика, на первый взгляд, неотесанного и необразованного, К . Д . Ушинский описал так: «Удалим от себя навсегда ту ложную мысль, что простой мужик очень груб, необразован и глуп, чтобы следить за воспитанием своего дитяти. Положим, он груб и необразован, но он вовсе не глуп, и притом имеет еще очень твердые и ясные убеждения, да, кроме того, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей детям» [13, с . 429] .

Творческий потенциал русского народа, по мнению К . Д . Ушинского - это неисчерпаемый кладезь, в котором кроются не только нравственные, но и педагогические начала По этой причине педагог был уверен, что народ сам способен построить свое собственное образование таким, какое ему необходимо, и применить для образования детей необходимые инструменты . При этом родители и педагоги, как считал автор, смогут нести солидарную ответственность за воспитание детей: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу» [14, с . 31] .

Социокультурное развитие воспитуе-мого должно строиться также на основе

родного языка, одухотворяющего всю народную жизнь . При этом, транслируя вос-питуемому основные традиции, нормы и правила народа, язык позволяет обеспечить обратную связь с воспитуемым и понять, насколько глубоко пустили корни воспитательные традиции, каков потенциал воспитуемого и что еще предстоит сделать для того, чтобы воспитать полноценного гражданина своей страны .

Творчество К . Д . Ушинского не ограничивалось лишь написанием трудов для взрослой аудитории, педагог посвятил часть своих творений детям . В частности, в «Родном слове» автором сконцентрирован тщательно отобранный материал, в котором раскрывались и особенности красоты природы, и нравственного становления человека, а также ярко описывались моменты окружающей детей жизни

Нравственность являлась неотъемлемой частью воспитания по мнению великого педагога. Достигая этой непростой задачи, педагог использовал крохотные рассказики, содержащие в себе идеи честности, благородства и морали Одним из таких примеров можно назвать своеобразный урок взаимопомощи и человеческого участия: «Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей . Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли благополучно» [15, с . 91] .

Особенностью книги «Родное слово» стало также то, что здесь автор обратился к художественным произведениям великих русских писателей, что демонстрирует уровень патриотизма самого педагога

Также в книге уделено внимание и устному народному творчеству Автор широко использует различные пословицы, поговорки, загадки, а также на народном материале составляет и включает в книгу упражнения, которые формируют у ребенка различные интеллектуальные умения: сравнение, обобщение и пр .

Народный фольклор, как считал педагог, представляет собой неисчерпаемый

кладезь мудрости и сочетает в себе элементы как ремесленных особенностей народа, так и нравственные основы и художественную красоту Русский народ с давних времен жил своим народным творчеством, верил в его чудодейственную силу и по этой причине должен сделать его основой для воспитания своих детей Непреходящее значение устного народного творчества в воспитании эстетических, духовных и нравственных качеств у детей он обосновывал абсолютным философским наполнением русских былин, песен и сказок: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину верит сам в эти грезы» [5, с . 212] .

Также интересно, что К . Д . Ушинский в процессе воспитания детей в семье считал необходимым сочетать умственный и физический труд. Автор определял, что синтез этих двух направлений способен обеспечить ребенку условия счастья и свободы

Без труда не существует крепкой счастливой семьи, считал педагог, крестьянский труд сам по себе прекрасен, так как продуктами данного труда выступает то, без чего жизнь на земле невозможна.

В семейном воспитании автор также уделял значительное внимание воспитанию привычек. Необходимо воспитывать в детях с детства привычки позитивные и искоренять дурные . При этом К . Д . Ушинский указывал, что чем ранее формируется привычка, тем сложнее ее искоренить Формирование привычек возможно посредством многократного повторения определенных действий, но закреплять сразу много привычек недопустимо, так как ребенок может не усвоить преподаваемые уроки

Важную роль при укоренении привычек педагог отводил взрослым, которые должны наряду с ребенком выполнять те действия, которые хотели бы видеть исполняемыми им При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего

она появилась, и действовать против причины, а не против ее последствий . Эти советы и указания Ушинского по воспитанию привычек не потеряли значения и для современных педагогов .

Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери . Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении . Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но, имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии» [16, с . 478] . В дальнейшем роль матери в воспитании ребенка, обозначенная педагогом, нашла яркое отражение в концепциях воспитания П . Ф . Лесгафта [17] и П . Ф . Каптерева.

В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей Учебное пособие «Родное слово» (год I) и «Руководство к преподаванию по "Родному слову"» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8-10-летнего возраста .

Выводы . Соответственно, в качестве воспитательного идеала семьи К. Д. Ушинский определял характерные черты русского народа Воспитание детей в такой семье должно быть основано на народности, которая формируется на основе родного языка, родной истории и

традиций, передаваемых из поколения в поколение, поддерживаемых государством и общественными институтами

Все вышеназванное определяет гуманистический характер семейного воспитания ребенка, определяет необходимые ценности семейного воспитания и формирует его идеал

Результатом семейного воспитания должен стать истинный гражданин своей страны, который способен принести пользу обществу По этой причине трудовое и нравственное воспитание в воспитательной семейной концепции должны идти рука об руку Не признавая давления традиций зарубежной педагогики на российской почве, К . Д . Ушинский считал, что воспитание русских детей должно идти в соответствии с традициями русского народа и по законам предков

Воспитывающее обучение К . Д . Ушинский признавал основным результативным направлением деятельности педагога При этом автор считал, что народная педагогика должна идти непосредственно от народа, который стремится передать подрастающему поколению традиции своих предков Роль церкви в образовании и воспитании педагог считал нейтральной, однако православные традиции в воспитательном процессе призывал широко применять, так как они имеют высокий нравственный потенциал

Родное слово и родной язык должны стать определяющими инструментами при воспитании детей в семье Русский человек должен, в первую очередь, говорить на родном языке, только тогда он сможет стать полноценным гражданином своей страны Выступая против насаждения новомодных иностранных языков, педагог подчеркивал, что

истинная народность формируется только на платформе истинно народных традиций, носителем которых и выступает родной русский язык

Национальные ценности страны, которые широко пропагандировались представителями передовой мысли рассматриваемого периода, получили широкое отражение в педагогической концепции К . Д . Ушинского . Семья представлялась ему центральным звеном во всей системе воспитания ребенка, так как именно в семейном воспитании закладываются основы будущей личности, ее мировоззрения Педагог считал, что воспитательный потенциал семьи не всегда оценивают верно, и это негативно влияет на последующую судьбу ребенка, так как, не получив достаточное базовое воспитание в родительском доме, будущий гражданин не сможет в полном объеме реализовать свои возможности и способности, не будет способен оценивать окружающих с точки зрения коллективистского подхода и уважения к их личности . Соответственно, концептуальный подход педагога в области семейного воспитания представляет собой систему всестороннего развития личности будущего гражданина своей страны

Предложенный К . Д . Ушинским концептуальный подход мы считаем актуальным и для организации процесса воспитания подрастающего поколения граждан России Развитие в стране воспитания гражданственности, укрепления позиции семьи как неотъемлемой, значимой составляющей формирования личности ребенка во взаимодействии с деятельностью государства и общественных институтов будет способствовать укреплению у детей ответственности за благополучие страны

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: учебник: в 2 т. Т. 2. М.: Юрайт, 2018. 488 с.

2. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: учебник: в 2 т. Т. 1. М.: Юрайт, 2018. 449 с.

3. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008. 224 с.

4. Иванов А. Г. К. Д. Ушинский 1824-1870: биографический очерк. Ярославль, 1949. 69 с.

5. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / сост. В. А. Гусакова. М.: АСТ, 2018. 580 с.

6. Ушинский. Переиздание. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

7. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электрон. журн. «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2: Педагогика. Психология. URL: www. zpu-journal. ru/e-zpu/2009/2/Serova (дата обращения: 08.07.2021).

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ века / сост. П. А. Лебедев. М., 1990. С. 41-44.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 3: Педагогические статьи (1862-1870 гг.). 1948. 692 с.

10. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Вологодской губернии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2006. 25 с.

11. Ушинский К. Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1974. OCR Biografia.Ru. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/92.html (дата обращения: 08.07.2021).

12. Константин Ушинский. Воспитать ребёнка. Как? Самая эффективная книга по воспитанию от патриарха отечественной педагогики. М.: АСТ, 2014. 381 с.

13. Каптерев П. Ф. История русской педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений. СПб.: Алетейя, 2004. 559 с.

14. Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000. 256 с.

15. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 6: Родное слово: кн. для детей, год первый и второй. Родное слово: кн. для учащих. 1949. 448 с. : ил.

16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 2: Педагогические статьи (1857-1861 гг.). 1948. 665 с.

17. Кабанов В. Л., Тимофеева М. В. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. 2020. Т. 84, № 11. С. 109-117.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnik. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Yurayt, 2018. 488 p.

2. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnik. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Yurayt, 2018. 449 p.

3. Dneprov E. D. Ushinskiy i sovremennost. Moscow, 2008. 224 p.

4. Ivanov A. G. K. D. Ushinskiy 1824-1870: biograficheskiy ocherk. Yaroslavl, 1949. 69 s.

5. Ushinskiy K. D. Moya sistema vospitaniya. O nravstvennosti. Moscow: AST, 2018. 580 p.

6. Ushinskiy. Pereizdanie. Moscow: Izd. Dom Shalvy Amonashvili, 2002. 224 p. (Antologiya gumannoy pedagogiki).

7. Serova A. A. K. D. Ushinskiy o roli russkogo yazyka v vospitanii cheloveka. Elektron. zhurn. "Znanie. Ponimanie. Umenie". 2009, No. 2: Pedagogika. Psikhologiya. Available at: www. zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Serova (accessed: 08.07.2021).

8. Lebedev P. A. (comp.) Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka. Moscow, 1990. Pp. 41-44.

9. Ushinskiy K. D. Coll. works. In 11 vols. Moscow; Leningrad: Izd-vo akad. ped. nauk RSFSR, 19481952. Vol. 3: Pedagogicheskie statyi (1862-1870 gg.). 1948. 692 p.

10. Volodina L. O. Dukhovno-nravstvennye tsennosti vospitaniya v russkoy semye vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. (po materialam Vologodskoy gubernii). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Vologda, 2006. 25 p.

11. Ushinskiy K. D. Obshchiy vzglyad na vozniknovenie nashikh narodnykh shkol. In: Ushinskiy K. D. Coll. works. Moscow, 1974. OCR Biografia.Ru. Available at: http://www.biografia.ru/arhiv/92.html (accessed: 08.07.2021).

12. Konstantin Ushinskiy. Vospitat rebenka. Kak? Samaya effektivnaya kniga po vospitaniyu ot patriarkha otechestvennoy pedagogiki. Moscow: AST, 2014. 381 p.

13. Kapterev P. F. Istoriya russkoy pedagogiki: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. i sred. spets. ucheb. zavedeniy. St. Petersburg: Aleteyya, 2004. 559 p.

14. Ushinskiy K. D. Vospitanie cheloveka. Izbrannoe. Moscow: Karapuz, 2000. 256 p.

15. Ushinskiy K. D. Coll. works. In 11 vols. Moscow; Leningrad: Izd-vo akad. ped. nauk RSFSR, 19481952. Vol. 6: Rodnoe slovo: kn. dlya detey, god pervyy i vtoroy. Rodnoe slovo: kn. dlya uchashchikh. 1949. 448 p.: il.

16. Ushinskiy K. D. Coll. works. In 11 vols. Moscow; Leningrad: Izd-vo akad. ped. nauk RSFSR, 19481952. Vol. 2: Pedagogicheskie statyi (1857-1861 gg.). 1948. 665 p.

17. Kabanov V. L., Timofeeva M. V. P. F. Lesgaft o semeynom vospitanii. Pedagogika. 2020. Vol. 84, No. 11, pp. 109-117.

Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В . А . Сла-стенина, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]

Goncharov Mihail A., ScD in Education, Professor, Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Кабанов Владимир Львович, доктор юридических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии семейного образования, Московский педагогический государственный университет

e-mail: [email protected]

Kabanov Vladimir L., ScD in Law, PhD in Education, Professor, Pedagogy and Psychology of Family Education Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Тимофеева Марианна Владимировна, аспирант Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: [email protected]

Timofeeva Marianna V., PhD postgraduate student, Pedagogy and Psychology Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.08.2021 The article was received on 08.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.