3. интимно-личностное - это общение, основанное на дружеских, доверительных отношениях между клиентом и социальным работником.
Все эти виды общения могут переплетаться, и все они осуществляются с помощью как вербальных (речевых), так и невербальных (неречевых) средств.
Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, то есть должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий
Коммуникативные навыки в социальной работе - фундаментальные знания и умение их использовать является ключевым этапом в успешной социальной работе с клиентом. Профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности - в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.
Использованные источники: 1.Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
Тактаева Г. Ф. магистр 2 года обучения Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Уфа
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Для правильного определения факторов, ведущих к детской и подростковой безнадзорности, следует определиться с сущностью понятий «беспризорный» и «безнадзорный».
Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. дает определение двух понятий:
«безнадзорный» - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей или иных законных представителей, либо должностных лиц;
«беспризорный» - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [1].
Детская безнадзорность является первым этапом социальной дезадаптации ребенка, шагом на пути к социальному сиротству или беспризорности. Она отражает потенциальную возможность отклоняющегося поведения ребенка.
Главная роль в социализации ребенка отводится семье. Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой персональную среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные процессы становления нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры.
Ломка любого социального института, в том числе и семьи, разрушение традиций, обычаев неизбежно являются причинами роста девиантного поведения детей и подростков. Конфликтный, нездоровый климат в семье, ссоры, насилие выступают факторами, формирующими безнадзорность.
Как отмечает профессор Т.П. Моисеева, внутренние причины детской безнадзорности формируются в самой семье и определяются поведением родителей, их личностными характеристиками, образовательным уровнем, социальным статусом, особенностями осознания личной ответственности за воспитание своего ребенка. Процессы, происходящие в семье, как правило, скрыты от общества, и их изучение затруднено, но факты стремительного роста наркотизации и алкоголизации населения не могут не настораживать [3, с.83-88].
Существует ряд причин безнадзорности, возникающих в семье:
1. Неполный состав семьи может привести к усилению комплекса ущербности, неполноценности, озлобленности к одному или обеим родителям, агрессивности.
Неполная семья - это неблагополучие уже само по себе. Неполная семья лишена возможности полноценно выполнять свои функции.
В неполной семье ребенок испытывает дефицит внимания, страдает узостью кругозора, бедностью эмоциональной сферы, он лишён необходимой моральной поддержки (как правило, со стороны отца), что влечёт за собой стремление компенсировать его на стороне, уходя в компании, строя отношения с теми, кто уделяет ему больше времени, внимания, кто способен обсудить его проблемы и даже разрешить их. Психологи утверждают, что порой все силы и вся жизнь бывают потрачены только на то, чтобы восполнить дефицит внимания и заботы в детстве. Среди неполных семей преобладают семьи матерей с детьми. Сверхзанятость матери на работе, материальные трудности способствуют
безнадзорности детей, становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних.
Существуют затруднения и в адекватной полоролевой идентификации и ориентации детей из неполных семей. В таких семьях ребенок лишен образца поведения мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, а следовательно, у него с большим трудом формируются правильные представления о распределении семейных ролей.
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений между ее членами, что способствует возникновению и развитию детской безнадзорности [2, с.101].
2. Низкое материальное положение семьи также может способствовать безнадзорности, поскольку члены семьи заняты на работе и детям не уделяется должного внимания или же несовершеннолетние сами вынуждены выполнять функцию «кормильцев».
Отсутствие достаточных материальных средств в таких семьях отражается на питании, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью, саморазрушением личности. Неблагополучная асоциальная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и уверенно приближается к своему краху, распаду семейных связей [2, с.105-106].
3. Негативное отношение внутри семьи, психическое или физическое насилие порождает тревожность подростков, невротические состояния, отстранение от родителей.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Для такого рода неблагополучных семей характерна реальная детская безнадзорность, когда родители ведут асоциальный образ жизни, страдают алкоголизмом или наркоманией. Взрослые в такой семье не только не занимаются воспитанием и образованием ребенка, но и не в состоянии обеспечить его самым необходимым - пищей, одеждой, вниманием.
4. Алкоголизм, наркомания, аморальное поведение родителей вызывает у детей ненависть родителям, желание уйти из дома и самостоятельно жить. Зачастую дети перенимает плохие привычки родителей и также приспосабливаются к алкоголю, сигаретам или наркотикам.
Дети, лишенные в семье какой бы то ни было заботы, все больше отстраняясь от родителей, сами заботятся о своем пропитании и одежде, начиная работать или добывать необходимое, порой, криминальным путем. Такая ситуация возможна в неблагополучных семьях с реальной детской безнадзорностью. Отсутствие эмоциональной заботы выталкивает безнадзорных детей на улицу, в круг сверстников, где они пытаются найти духовную поддержку в среде своих друзей. Часто такая ситуация влечет за собой проявление девиантного и криминального поведения.
Таким образом, семья, являясь основным институтом воспитания и социализации, имеет наибольшее влияние на детей. Родители не всегда способны удовлетворительно выполнять функцию социализации ребенка, что может привести к дезадаптации и безнадзорности.
Использованные источники:
1.ГАРАНТ: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный источник] - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1/#block_100#ixzz2ystXrj nj
2.Большакова Н.Л., Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Сиротство как социальная проблема современной России: Монография / Н.Л. Большакова, Ю.В. Мигунова, Р.М. Садыков. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014.
3.Моисеева Т.П. Детская безнадзорность в крупном городе как фактор, сдерживающий позитивную динамику трансформации российского общества // Вестник ВЭГУ, 2012.№ 2 (58).
УДК 330
Тарасов Р.Д.
Вице Президент ГК Когнитивные Технологии Москва, Российская Федерация ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ НА РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ Аннотация: в статье перечисляются и раскрываются основные особенности совершения сделок слияний и поглощений на рынках развивающихся государств.
Ключевые слова: слияния; поглощения; рынки капитала; развивающиеся рынки; M&A
Практика сделок слияний и поглощений («M&A») на развивающихся рынках в корне отличается от сделок, совершаемых в рамках более развитых экономик, несмотря на то, что управление транзакцией и большинство транзакционных инструментов устроены по общепринятым принципам и имеют общую базовую методологию. Например, подходы к структурированию сделки и определению цены сделки в Китае, Индии или Бразилии существенным образом отличаются от мировых, широко используемых, скажем, в России, Великобритании или США.