Научная статья на тему 'Семейное неблагополучие как криминогенный фактор'

Семейное неблагополучие как криминогенный фактор Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1127
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное неблагополучие как криминогенный фактор»

Полученные в ходе исследования данные послужили основанием к выводу о том, что коррекция мотивационных механизмов у несовершеннолетних с делинквентным поведением должна быть направлена на психокоррекцию эмоциональных состояний (агрессия, аффект, акцентуации, фрустрации), а также на психологопедагогические воздействия на нравственную составляющую (самоактуализация, определение жизненных целей, оптимизация поведения) личности подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбиева 3. С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

2. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1968.

3. КлейбергЮ. А. Психология девиантного поведения. -М., 2001.

4. Криминальная мотивация / под ред. В. Н. Кудрявцева. -М., 1986.

5. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

7. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

8. Реан А. А. Характерологические особенности подрост-ков-делинвентов // Вопросы психологии. - 1991. - №» 4.

9. Сеченов И. М. Психология поведения. - Москва-Воро-неж, 1997.

10.Узнадзе Д. Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.

11. Цветкова Р. И. Психология трудного подростка. -Хабаровск, 1990.

12.Чернобродов Е. Р., Синицына Л. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях: (Психолого-педагогический аспект). - Хабаровск, 2006.

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР

Канд. психол. наук Е. В. Чернышева

Уральский юридический институт МВД России,

г. Екатеринбург

В социально-психологической литературе проблема семьи как социальной ячейки, ее функций, составляющих элементов раскрыта достаточно полно (описаны функции: демографическая, социально-психологическая и др.). Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли А. Г. Харчев (теория), М. С. Мац-ковский (методология и методика), А. И. Антонов (рождаемость), В. А. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. А. Гордон, Э. В. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Вол-

ков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Маля-рова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и др.

Семья является традиционно главным институтом воспитания и развития личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Проблемы развития ребенка в семье имеют несколько аспектов. Семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие противоправному поведению. Криминологический анализ дефектов семейного воспитания позволяет заметить, что преступление совершают и лица, имевшие родителей с высшим образованием, занимавших ответственное служебное положение. Нельзя не учитывать и педагогическую позицию семьи. Разногласия между родителями относительно используемых каждым из них воспитательных средств способствует появлению неправильного поведения. Применение ошибочных методов воспитания ведет к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состояние стресса, переходящее в агрессию и сопротивление авторитету родителей. Между ребенком и родителями на этой основе часто возникают острые конфликты, растет чувство взаимной неприязни, в результате чего совершаются побеги из дома, кражи и т. п. (5).

В большинстве случаев виновниками бывают отцы. Речь идет прежде всего о пьянстве, частой смене мест работы, оставлении семьи без материальной и иной поддержки, уклонении от уплаты алиментов, аморальном поведении в семье и т. п., когда другой родитель зачастую не в состоянии противостоять пагубному влиянию на детей.

Часто наблюдается самонадеянность и небрежность родителей. Это проявляется в случаях, когда родители даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети; встречаясь с негативизмом подростков, их неверными суждениями, они не пытаются пополнить свои педагогические знания, а действуют «в лоб», применяя оскорбляющие достоинство ребенка средства; они выясняют свои отношения при детях; внушают подростку эгоистические и собственнические

взгляды, полагая, что они сумеют удержаться в рамках требований закона; на глазах у детей фактически ведут себя иначе, чем на словах. Такие родители не заботятся о своевременном выявлении источников негативного воздействия на сына или дочь либо сами, не умея нейтрализовать или устранить такое влияние, не принимают эффективных мер к тому, чтобы получить нужную помощь. Многое зависит от действенности помощи, оказываемой семье государственными органами и общественными организациями. Если в негативной семье ничего не меняется к лучшему, и дети из нее не изымаются, наблюдается существенное усугубление их противоправного поведения.

В ситуации совершения преступления и сразу после него семья может, в частности, участвовать в сокрытии следов преступления, старается любыми путями помочь ему уйти от ответственности либо служить фактором, препятствующим совершению преступления, помогать его разоблачению, занимать осуждающую и непримиримую позицию. При этом она оказывает воздействие на личность как целенаправленно, так и стихийно (4).

Неблагополучные семьи не прививают навыков нормального поведения, установления позитивных взаимоотношений между супругами. Аморальные семьи не обеспечивают должного умственного, эмоционального развития ребенка, формирования позитивных черт характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы в результате побоев и т. п. Дети из таких семей приходят в школу менее подготовленными, чем их ровесники из положительных семей, часто не имеют нормальных условий для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Это отрицательно сказывается на детях, и они с первого класса начинают отставать в учебе. В результате у них страдает волевое торможение. Нередко таким детям присваивают ярлык «хулигана», «тупицы», «двоечника». У них возникают конфликты с воспитателями, ровесниками, которым нередко родители запрещают дружить с «плохими детьми». При недостаточном реагировании школы и родительской общественности отрицательные моменты в поведении детей из криминогенных, неблагополучных семей усугубляются: став второгодником, ребенок оказывается в классе переростком и, не находя понимания, поддержки в школе, среди учеников и педагогов, а также в семье, начинает искать их на стороне, чаще всего в кругу ребят более старшего возраста, находящихся в тех же условиях, что и он сам (6).

В литературе, посвященной описанию феноменологии криминального мира, одним из основных стал тезис об антагонизме семейных отношений. Многие осужденные не состоят в браке, среди тем общения отсутствуют темы, связанные с семьей и детьми (2; 3; 8). Многие осужденные до совершения преступления воспитывались в дезадаптированных семьях или в детских сиротских образовательных учреждениях и не получили профессии, навыков самостоятельного жизнеустройства и успешной адаптации в обществе.

Небезынтересен географический фактор развития личности. Как показывают исследования российских психологов, городские дети более агрессивны, чаще присоединяются к делинквентным и асоциальным сообществам, имеют более легкий доступ к психоактивным веществам. Для гармоничного развития личности ребенка необходима полноценная семья и, в первую очередь, материнская любовь. В то же время как отцы, так и матери «неблагополучных» семей отличаются непредсказуемостью в своей воспитательной практике, часто применяют телесные наказания, оскорбляют своего ребенка (10).

Исходя из сказанного, можно с уверенностью утверждать, что первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок. У многих осужденных родственники находились или находятся в местах лишения свободы, употребляют спиртные напитки, имеют наркотическую зависимость. Как следствие, дети в таких семьях убегают из дома из-за сложных семейных отношений, сопровождающихся скандалами и насилием со стороны родителей. Ребенок, а тем более подросток, у которого один из родителей или близких родственников содержится в местах лишения свободы, а дома происходят «гулянки», драки, ссоры, «впитывает» в себя это и выбирает соответствующую линию поведения (8).

Имеют место и сложные отношения с родителями, эмоциональное отвержение ребенка. Вследствие этого ребенок начинает воспринимать мир как нечто чуждое и враждебное, угрожающее его существованию. Возрастает тревожность, и человек начинает «защищать» свое «Я», свое место в мире, становясь на преступный путь, хотя реальной угрозы чаще всего нет. Происходит отчуждение - подросток, стремясь найти опору, примыкает к группе асоциальной направленности, усваивает ее ценности и нормы. Происходит деформация личности. Приобретенные деформации являются устойчивыми и закрепляются с течением времени. Важную роль в адаптации личности к обществу играет самоконтроль. Чем раньше несовершеннолетний правонарушитель овладеет методами самоконтроля, примет ответственность за свои поступки на себя, тем легче ему будет вернуться к социально приемлемым формам поведения. По результатам исследования, у осужденных, имеющих судимость ранее, наблюдаются различия в проявлении качеств, связанных с экстернальным локусом контроля, у них более высокий уровень тревожности, ярче выражены деформация отношения к будущему и к собственной семье (10).

Таким образом, выявленные особенности позволяют сделать вывод о том, что факторы семейного неблагополучия влияют на криминогенность и совершение преступлений в будущем. Проблема совершения преступлений не является случайной или отрицательным «феноменом» развития. Первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок и происходит его социализация. Преступное поведение приобретает значение в связи с социальнопсихологической атмосферой семьи, нравственно-правовыми взглядами, установками, ценностными ориен-

тациями, поведением родителей и других старших членов семьи.

Неблагополучные семьи не обеспечивают должного умственного, эмоционального развития детей, формируют определенные психологические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы и т. п. Как видим, семейные условия воспитания влияют на криминоген-ность и совершение преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонян Ю. М., СаличевЕ. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., 1983.

2. Бартол К. Психология криминального поведения. -СПб., 2004.

3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - М., 2001.

4. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. -1994. - Т. 15. - № 1.

5. Меньшикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. - 1993. - № 6.

6. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся / ред. Б. И. Алмазова. - Екатеринбург, 1993.

7. Пирожков В. Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. - 1994. - № 2.

8. Уварова Г. В. Психологические особенности личности юношей с криминальным поведением. - Ставрополь, 1999.

9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб., 2001.

10. ЧернышеваЕ. В., ПрядеинВ. П. Личность осужденного: современные исследования. - Екатеринбург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.