Научная статья на тему 'Семейное насилие как многофакторная модель зарубежных ученых'

Семейное насилие как многофакторная модель зарубежных ученых Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.Г. Лапа

В статье рассмотрены теории и механизмы социального научения жестокости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family violence as multiple-factor model of foreign scientists

In article theories and mechanisms social научения cruelty are considered.

Текст научной работы на тему «Семейное насилие как многофакторная модель зарубежных ученых»

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ КАК МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

В.Г. Лапа,

начальник караула ПЧ - 7 ГУ ОФПС по Иркутской области

В статье рассмотрены теории и механизмы социального научения жестокости.

In article theories and mechanisms social научения cruelty are considered1.

К отдельным аспектам семейного насилия ученые обращались в рамках микросоциологических теорий - психологических, социобиологических, теории социализации и социального научения и теории межличностного взаимодействия. Особенностью микросоциологических теорий является то, что причины применения насилия они связывают не с внешними, а с внутренними факторами, обращают внимание на индивидуальные особенности членов семьи и их отношения.

Теория социализации и социального научения представляет для нашего исследования наибольший интерес, так как ее положения позволяют рассмотреть семейное насилие как многофакторную модель. Данная теория основывается на тезисе о том, что насилие - это результат усвоения определенного образа действий, передающегося от поколения к поколению. Процесс научения насильственным действиям включает ряд механизмов. Важным механизмом, в частности, является осуществление незамедлительных санкций, следующих за агрессией. Это может быть как наказание, так и вознаграждение. Этот механизм называется инструментальным или оперантным обусловливанием насилия. Возрастание или понижение частоты возникновения определенного типа поведения связано с его подкреплением. В случае применения насилия таким подкреплением является подчинение жертвы. Агрессивное поведение, позволяющее добиться желаемого результата, будет рассматриваться как предпочтительное, а степень агрессии будет постепенно возрастать. Отсутствие наказания за проявление агрессии также влияет на формирование специфики поведения. Кроме того, сама агрессия также может являться вознаграждением, т.е. обладать самоподкрепляющимся эффектом1.

Механизм инструментального научения объясняет не только поведение лица, проявляющего агрессию, но и поведение жертвы. Л. Уокер и М. Селигман проводили исследования феномена «выученной беспомощности», которая объясняет пассивную позицию жертв неоднократного насилия,

1

Lapa V.G. Family violence as multiple-factor model of foreign scientists.

воспринимающих ситуацию как неизбежную и не оказывающих никакого сопротивления2.

Другим механизмом социального научения является моделирование поведения, в основе которого лежит повторение известного социального опыта. Хоталинг и Шугармен в результате исследований установили, что семейное насилие в подавляющем большинстве случаев практикуется людьми (и мужчинами, и женщинами), наблюдавшими подобное поведение в детстве, в первую очередь у родителей3. Косвенное научение осуществляется в том случае, когда опыт поведения черпается из таких источников, как телевидение, литература и т.п.

Исследователи выделяют не только механизмы, но и пути социального научения жестокости. К «прямому» пути они относят не только подражание взрослым в определенных действиях, но и усвоение самого стиля поведения, в данном случае агрессивного4. «Непрямым» путем научения выступает воздействие среды. В последнем случае у ребенка отсутствует возможность знакомства с альтернативными формами общения и поведения, в результате чего усваивается сложившаяся в семье система взаимоотношений. К «непрямым» путям научения относятся также возраст, в котором ребенок стал подвергаться насилию, отсутствие эмоциональной поддержки и др.

Концепция цикличности семейного насилия, несмотря на существующую критику, находит подтверждение в результате социологических исследований и не может игнорироваться специалистами, изучающими проблему жестокого обращения с детьми.

Другой популярной теорией, объясняющей такое социальное явление, как применение насилия в семейных отношениях, является теория межличностного взаимодействия. Особое внимание представители данной концепции уделяют различным аспектам взаимоотношений жертвы и лица, осуществляющего по отношению к ней насильственные действия. Среди особенностей взаимоотношений, определяющих проявления жестокости, учеными выделены следующие факторы: проблемы детско-родительских отношений; сложности формирования привязанности; неравенство социального обмена; специфика символической коммуникации в межличностном взаимодействии.

Первый фактор связан с отсутствием понимания преодоления трудностей детского поведения. Пренебрежение нуждами детей и применение физического насилия основывается в данном случае на отсутствии родительского опыта, неумении разрешать конфликты, неконтролируемой агрессии и другими проблемами.

Другой аспект проблемы - деформация семейных привязанностей. Д. Боулби разработана теория психологической привязанности ребенка к матери5. Противоречия во взаимоотношениях детей и взрослых основываются на различиях между факторами формирования их привязанности друг к другу. Ребенок привязан к матери биологическими механизмами, определяющимися потребностью выживания. На привязанность матери к ребенку, помимо биологических, влияют и социально-психологические факторы: чувства к отцу ребенка, желанность беременности, отношение семьи к появлению ребенка, самовосприятие, социально-экономические и бытовые условия семьи, ожидания от ребенка и многое другое. Д. Боулби считает, что поведение ребенка

базируется на опыте привязанности и отношений с матерью, даже когда он становится взрослым. Насильственное поведение согласно исследованиям демонстрируют люди с несформировавшейся в детстве привязанностью, продолжающие испытывать негативные эмоции, искаженно воспринимающие отношение к ним других людей. Описывая материнскую депривацию, Д. Боулби использовал термин «патогенное родительское воспитание» (pathogenic parenting), которое имеет две полярные формы: отвержение-отчуждение и гиперсоциализацию.

Еще одна из особенностей межличностных взаимодействий рассматривается в рамках теории социального обмена. Представители этого подхода считают, что люди рассматривают социальные отношения с позиций обмена, их привлекают те связи, которые позволяют им получить определенную выгоду (это могут быть не только материальные блага, но и любовь, самоуважение, признание, безопасность и т.д.). В случае, когда ожидания не оправдываются, либо «издержки» превышают «затраты», отношения

рассматриваются как неравные, что порождает конфликт. По отношению к семейным отношениям «издержки социального обмена» выражаются в повышении ответственности и обязательств, невозможности изменить сложившуюся ситуацию. К сожалению, это объясняет жестокость по отношению к детям с ограниченными возможностями, проблемами здоровья, не оправдавшим ожидания родителей.

Современная многомерная модель должна учитывать сочетание всех компонентов: стереотипы семейных отношений, условия

проживания и доходы семьи, стрессовые ситуации, психическую патологию, жизненный опыт, ценностные ориентации и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.

2 Seligman M.E.P., Maier S.F. Failure to escape traumatic shock // Journal of Experimental Psychology. 1967. № 74. P. 1-9.

3 См.: Берковиц Л. Агрессия причины, последствия и контроль. СПб., 2001. С. 305.

4 Simons R.L., Whitbeck L.B., Conger R.D. Intergenerational transmission of harsh patenting // Developmental Psychology. № 27. 1991. P. 159-171.

5 См.: Bowlby J. Attachment and loss // Attachment. NY. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.