Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова И.М.

В статье представлена трактовка понятия «эмоциональный интеллект», его компонентов, модели и структуры. Дано описание педагогического проекта, направленного на развитие эмоционального интеллекта младших школьников за счет взаимодействия педагога-психолога с родителями в форме информационно-просветительского мероприятия в рамках родительского собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихонова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Тихонова И.М.,

магистрант

Научный руководитель: Волчегорская Е.Ю.,

д.п.н., профессор, зав. кафедрой ППиПМ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Челябинск

СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлена трактовка понятия «эмоциональный интеллект», его компонентов, модели и структуры. Дано описание педагогического проекта, направленного на развитие эмоционального интеллекта младших школьников за счет взаимодействия педагога-психолога с родителями в форме информационно-просветительского мероприятия в рамках родительского собрания.

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, дети младшего школьного возраста, взаимодействие с родителями.

Под понятием эмоциональный интеллект чаще всего понимается то, как человек способен распознавать свои и чужие эмоции. Каждый автор, работая над изучением данного вопроса, трактует понятие по-своему, но на наш взгляд, самое понятное определение, из всех, которые встречались нам, эмоциональный интеллект - это сумма способностей, умений и навыков человека распознавать, осознавать свои и чужие эмоции, а также способность ими управлять. У детей эмоциональный интеллект - это база развития личности ребенка, которая появляется с первых секунд жизни ребенка [3]. Эмоциональная сфера является важной стороной становления личности детей. В наше время родители большую часть времени уделяют развитию интеллекта, который определяет когнитивные (мыслительные) способности человека, в то время как эмоциональный интеллект уходит на второе место.

Выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:

1) восприятие эмоций (наблюдение за собой или человеком, с целью восприятия своих или чужих эмоций);

2) использование эмоций для стимуляции своих мыслительных процессов (когда с помощью эмоций может быть запущен процесс мышления в той или иной ситуации, как в положительном, так и в отрицательном ключе, причем данный фактор может являться неосознанным);

3) понимание эмоций, осмысление (т.е. понимание причины их возникновения, способность прогнозировать эмоции в зависимости от события);

4) управление эмоциями (способность человека провоцировать, направлять свои эмоции для достижения поставленных целей или выполнения тех задач, которые ставятся перед ним).

Целью нашего педагогического проекта является развитие эмоционального интеллекта младших школьников за счет взаимодействия педагога-психолога с родителями в форме информационно-просветительского мероприятия в рамках родительского собрания.

Задачами данной деятельности являются:

1. Просветить родителей по теме «Значение эмоционального интеллекта в развитии положительного взаимодействия ребёнка с миром».

2. Развитие эмоционального интеллекта у детей посредством познавательной и игровой

деятельности вне учебного учреждения.

На информационно-просветительском мероприятии, проведенном в рамках родительского собрания, часть времени была посвящена дискуссионной беседе на знание и понимание понятия «эмоционального интеллекта» в целом (представлены несколько трактовок понятий), его компонентов, модели и структуры. Основная задача данной дискуссии заключалась в том, чтобы как можно глубже погрузить родителей в принятие того, насколько важен данный вопрос. Далее мы описали, почему именно эмоциональный интеллект необходимо развивать в младшем школьном возрасте, насколько данный период является сенситивным для становление эмоциональной сферы детей, какие мероприятия можно проводить родителям.

На следующем этапе мероприятия был дан список литературных трудов известных авторов, при изучении которых родители не только закрепят понятие эмоционального интеллекта, но и научатся некоторым техникам в развитии его у себя и у своих детей: Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Щ»; Дж. Деклер «Эмоциональный интеллект ребёнка»; М. Боуэн «Теория семейных систем»; Дж. Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день»; Р. Лагеркранц и Э. Эриксон «Моя счастливая жизнь»; О. Бренифье «Что такое чувства?».

На последнем этапе информационно-просветительского мероприятия в рамках родительского собрания были даны практические советы и упражнения:

1. Упражнение «Нарисуй свою эмоцию». Данное упражнение позволит ребенку, понимать с каким персонажем, или в каком цвете он ощущает то или иное состояние. Например, когда ребенок приходит домой, получив негативный опыт в школе, посредствам прорисовывания и добавления в рисунок красок, которые нравятся ребенку, можно преобразить негативную эмоцию в позитивную. При этом мы заострили внимание родителей на технике присоединения к проблеме ребенка, где он объясняет, как данная проекция с рисунка может применяться в жизни. Если рисунок мрачный и серый, как эмоция прожитого дня, при добавлении яркого, любимого цвета эмоция преобразуется в более светлую. В процессе решения задачи, которую ребенок недопонял и получил отрицательный результат, необходимо помочь ему преобразовать этот опыт в позитивный, тогда и результат непременно будет тоже позитивный. При этом ребенок обязательно должен быть направлен родителем на проговаривание испытываемых эмоций, в ходе которого он осознает свои эмоции, а далее, вновь проговаривая уже появившиеся позитивнее реакции, снова их осознает, как бы закрепляя результат преображения.

Данное упражнение помогает и родителю, и ребенку справиться с негативным восприятием мира и поспособствует развитию эмоционального интеллекта родителя так и ребенка.

2. Упражнение «Расскажи, кто из героев что чувствует?». Необходимо взять любую сказку, совместно с ребенком ее прочесть. При совместном прочтении вслух, останавливаться на эмоциях, которые проживают герои и описании этих реакций, заостряя на них внимание. Параллельно ребенок может вспомнить и свои подобные ситуации, в которых он тоже, как и герой, мог испытывать похожие эмоции. При этом родитель может присоединиться к воспоминаниям ребенка, рассказав подобные истории из своего детства. Это не только способствует развитию эмоционального интеллекта, но и дает представление ребенку об опыте своего родителя, а также о вовлечении родителя в жизнь ребенка.

3. «Дневник эмоций». Рекомендуется завести тетрадь или блокнот, красиво украшенный (украсить его вместе), в который каждый день родитель и ребенок будут записывать эмоции прожитого дня. По окончании недели или любого другого временного отрезка, анализируются события, произошедшие с ребенком и его эмоциональные реакции на данные события. Также предпринимаются и совместные шаги для решения тех или иных проблем. Таким образом, и при их описании, и при их анализе, ребенок вновь переживает эмоции, а также понимает, насколько важна совместная работа с родителем. Далее мы рекомендуем отпраздновать совместную работу над ведением дневника эмоций (прогулка в парке или посещение кафе и т.п.) для закрепления полученного опыта. Такое упражнение способствует не только

развитию эмоционального интеллекта ребенка, но пониманию ребенком, что взрослые тоже умеют испытывать эмоции, анализировать их, преобразовывать.

Эти и многие другие упражнения способствуют не только развитию эмоционального интеллекта ребенка, но сближению ребенка со своими родителями. Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 212 с.

2. Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПб. 1998.

3. Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 288 с.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб, Речь, 2010.

4. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2010.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004. — 278 с. — С. 65-77.

6. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005.

© Тихонова И.М., 2022

УДК 796.011.1

Федякина Л.К.

канд. пед. наук, доцент СГУ, Кортава Ж.Г. канд. пед. наук, доцент СГУ, Заплатина Н.Ю.

старший преподаватель СГУ г. Сочи, РФ

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация

Представлены изменения психоэмоционального состояния отдыхающих в процессе занятий оздоровительно-реабилитационной физической культурой на курорте. Отмечена эффективность использования отдельных средств физической культуры в процессе занятий. Целью исследования является выявление влияния занятий с использованием отдельных средств физической культуры на психоэмоциональное состояние (САН) занимающихся оздоровительно-реабилитационной физической культурой. В исследовании использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Анализ полученных результатов свидетельствует об улучшении психоэмоционального состояния (САН) занимающихся, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Отмечаем, что определяющими факторами при этом выступает величина и направленность нагрузки (экспериментальная группа), а также соответствие величины нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности каждого занимающегося.

Ключевые слова:

психоэмоциональное состояние, физическая подготовленность, отдыхающие,

средства физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.