Научная статья на тему 'Семейная социализация детей «Группы риска»'

Семейная социализация детей «Группы риска» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / "ГРУППА РИСКА" / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панова О. В.

Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная социализация детей «Группы риска»»

Раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.013.42

СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

© О. В. Панова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова Россия, 432 700 г. Ульяновск, пл. имени 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4.

Тел.: +7 (8464) 98 39 37.

E-mail: olgapanova73@yandex.ru

Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».

Ключевые слова: семейная социализация, «группа риска», педагогическое сопровождение

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Семья - важнейший институт социализации детства.

Центральный философский вопрос теории социализации - рассматривать ли ее как субъектнообъектный (общество или его институты мыслятся как субъект, а индивид - как объект социализации) или как субъектно-субъектный двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого индивид не просто усваивает культурные коды и социальные ценности, но и изменяет их, реализуя, таким образом, собственную субъективность. Субъект-

объектный подход можно рассматривать как частный случай нормативного подхода, а субъект-субъектный соответственно - как частный случай интерпретативного подхода.

А. В. Мудрик, разрабатывая проблему социализации, интуитивно уже с 80-х годов прошлого века делал это, сочетая нормативный и интерпретативный подходы. Краткое и завершенное отражение это нашло в его определении самого понятия: «Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и са-моизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры», а также в раскрытии сущности социализации, которая «состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [1, с. 96].

О социализации как диалоге, имеющем место в культурно-историческом процессе, возникающем из родовой памяти и содержащем контуры идеального «завтра», говорят научные труды многих исследователей. И. С. Кон мимоходом, но очень коротко и точно говорит о «социализации детей как способе существования и трансмиссии культуры» [2, с. 422]; Б. Д. Парыгин подчеркивает, что «весь ... ход развития человечества был процессом социализации» [3, с. 124] и рассматривает ее как «весь многогранный процесс очеловечения человека»; Э. А. Орлова определяет социализацию как механизм «выработки культурно приемлемых форм и образцов деятельности, поведения, общения и взаимодействия членов общества» [4, с. 172]; С. С. Батенин, трактуя «социализацию» как «про-

цесс становления человеческой сущности» [5, с. 37], подчеркивает, что это - не однонаправленное воздействие общества на индивида, а «взаимодействие их как двух структурных элементов человеческой родовой природы. Поэтому социализация проявляется в утверждении и развитии их единства».

Таким образом, важным и новым можно считать рассмотрение социализации, с одной стороны, как сочетания развития и самоизменения человека, а с другой - акцентировать внимание на том, что и развитие, и самоизменение происходят как в процессе приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в нем.

Мы рассматриваем семейную социализацию двояко: с одной стороны, как подготовку к будущим семейным ролям и, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование социальнокомпетентной, зрелой личности.

Мы выделяем следующие характерные признаки семейной социализации. Семейная социализация - процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов семьи. Это процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком репертуарами поведения. Кроме того, это процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с семьей. И, наконец, семейная социализация имеет целостный характер, потому что человек как ее объект испытывает влияние семьи во всех аспектах своего развития и самоизменения (позитивное или негативное), а как субъект - приспосабливается и обособляется в семье во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Мы считаем, что семейная социализация ближе всего к модели не воспитывающего, а развивающего общения. Она осуществляется между делом в прямом смысле, в разных ситуациях взаимодействия, где дети адаптируются к повседневной деятельности в семье, к эмоциям членов семьи, различным оценкам текущих событий.

В этом смысле они развивают себя, идентифицируя себя с теми или иными нормами, адаптируясь или не адаптируясь к требованиям, а взрослые адаптируются к их поступкам, решениям, реакциям, взаимоотношениям. То, что делает родитель, есть разнообразная реакция на взаимодействие. То же делают и дети, они реально строят культуру взаимодействия, ориентируясь на реакцию и отно-

шения взрослого, получая ту степень свободы, которую способны дать взрослые и которая должна быть ограничена не внешними условиями (нормами «можно» - «нельзя»), а только его возрастом, физическими возможностями и целесообразностью взаимодействия взрослого и ребенка (или детей) в каждый данный момент времени. Таким образом, семейная социализация - природосообразна.

Таким образом, мы определяем сущность семейной социализации как процесс усвоения человеком ролевых отношений в семье, семейных ценностей с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации человека в социуме (табл. 1).

Семья рассматривается как фактор воспитания. Но не каждая семья осуществляет воспитание. Очень часто этот процесс протекает стихийно и не всегда оказывает позитивное влияние на формирование социально-компетентной, зрелой личности. В данном случае, чтобы сделать семейную социализацию относительно направляемой, необходима организация педагогического сопровождения семей «группы риска».

Динамизм социальных процессов, наблюдающийся в настоящее время, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях именно дети более всего подвержены негативному влиянию окружающего мира. С каждым годом увеличивается число детей с девиантным (отклоняющимся) поведением, которые составляют «группу риска». На сегодняшний день в школе около 30% учащихся имеют отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение у подростков — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление остро-

Сущность се!

го кризиса переходного возраста. Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. Причиной девиантного поведения может служить и органическое нарушение. Но мы остановимся на особенностях семейного воспитания.

При гипоопеке ребенок стихийно наследует то, что он видит в окружающей жизни, впитывая все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

При гиперопеке ребенку ни в чем и никогда не отказывают. Неизбежно возникает девиантное поведение. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия, у него формируется эгоизм, себялюбие, привычка жить за счет других.

К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей, а также семейного воспитания. Это дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. Здесь основной критерий - неблагоприятный социальнопсихологический климат в семье, негативное отношение к детям. В ходе исследования мы выделили следующие причины данного неблагополучия, а именно: негативный опыт родителей в детстве, деструктивные особенности личности родителей, низкий уровень образования, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.

Дети из таких семей объективно находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся, главным образом, в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

Таблица 1

социализации

Признак

Социализация

Семейная социализация

Цель

индивида

Усвоение и воспроизводство социальнокультурных норм, ценностей

Усвоение и воспроизводство ролевых отношений в семье, семейных ценностей

Мотивация

Усвоить новый социальный опыт

Усвоить опыт семейных взаимоотношений

Средства Через институты социализации

достижения (школа, СМИ и т.д.)

Временные Постоянный процесс, протекающий в соответст-

условия вии с возрастными изменениями личности

Через семью

Процесс, протекающий в соответствии с типом семьи и стилем семейного воспитания

Результат

Освоенный личностью социальный и культурный Освоенный личностью опыт ролевых отношений в опыт, его применение в различных ситуациях семье и его применение в социуме

Необходимо особое внимание уделить ситуациям повышенного риска, которые мы условно разделили по возрастным особенностям. Для детей дошкольного возраста мы выделяем следующие: враждебное жестокое отношение в семье к ребенку; эмоциональное отвержение ребенка; недостаток надзора и ухода за ребенком; родители фактически находятся в состоянии развода; чрезмерные требования к ребенку; гиперопека; появление нового члена (мачеха, отчим, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена его типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста, помимо перечисленных ситуаций, психотравмирующими могут стать: невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестер); неприятие ребенка педагогом, сверстниками; неспособность справиться с учебной нагрузкой; отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; травма, серьезное соматическое заболевание; ситуации связанные с насилием над ребенком.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.

Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое существо не совершает бесцельных действий. То, что не имеет никакой цели, не существует. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Главная цель девиантного поведения учащихся - попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается ребенком. На поверхности действует множество разнообразных мелких целей. Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели - стратегии поведения. По общности целей мы выделяем три главные стратегии девиантного поведения: удовлетворение требований; реализация власти; совершение мести. Соответственно детей с такими стратегиями поведения назовем требовательными, властными, мстительными.

Требовательные дети - их трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель - привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над други-

ми, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания.

Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся, задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение. Но настоящей целью их поведения является самовозвышение, а не сотрудничество.

Властные дети. Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе, власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие руководить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?». С пеленок они уверовали: их любят только тогда, когда им уступают. Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т. е. крика, повышенных интонаций. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко и грубо. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

Мстительные дети. Цель их нестандартного поведения - месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну.

Способствовать устранению девиантного поведения подростка возможно только при совместных действиях школы и семьи, при правильно организованном педагогическом сопровождении семейной социализации детей «группы риска», которая позволит предупредить причины возникновения отклоняющегося поведения школьников, вооружить родителей педагогическими знаниями, помочь детям сделать правильный выбор, осуществить индивидуальный подход в преодолении отклоняющегося поведения.

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные

устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно-практической, гражданской,

межэтнической, профессиональной и собственно семейной. Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, ребенок начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола. В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определенного отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовнопрактическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере искусства, в характере и способах организации досуга.

Ценности и атмосфера жизни семьи определяют процессы семейной социализации и личностного развития ребенка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации. Идентифицируя себя с семьей, ребенок воссоздает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения [6, с. 135].

Не родители воспитывают ребенка, а он адаптируется к поведению родителей в контексте взаимосвязи с другими детьми. Не жизнь его воспитывает, а он адаптируется (и подчас весьма не адаптивно, по В. Петровскому) к жизненным ситуациям, из которых и складывается его жизненный путь («траектория»). В этом смысле ребенку нет нужды в воспитании. Ему необходимо не воспитание, а культурное взаимодействие, которое обеспечивает семейная социализация.

Результаты проведенного нами исследования среди подростков показывают, что наибольшее понимание и поддержку дети находят именно в семье. Такой позиции придерживаются около 64% детей из числа подростков со стандартной социализацией и около 40% детей из числа подростков с девиантным поведением. Причем если посмотреть, чьим мнением больше всего дорожат дети, то можно увидеть, что 75% подростков из нормальных семей и 71% девиантов больше всего дорожат мнением семьи.

Конфликтность в семье влияет на формирование внутренних установок и ценностей социализирующихся подростков, на их отношение к выполнению законов. В результате проведенного исследования «влияния конфликтов в семье на установки подростков относительно необходимости выполнения законов» мы получили следующие результаты: 86% подростков, социализирующихся в семьях с низким уровнем конфликтности, считают, что законы нужно уважать все и всегда. С другой же стороны, в семьях с высоким уровнем конфликтности около 20%

подростков считают, что законы и написаны для того, чтобы их нарушали; около 22% полагают, что люди могут позволить себе нарушать законы; 36% подростков предполагают, что законы, скорее, стоит соблюдать, чтобы не попасть в места лишения свободы и только 22% считают, что законы нужно уважать все и всегда. Негативные условия внутрисемейных отношений отрицательно сказываются на семейной социализации подростков, на формировании у них социального здоровья. Однако несмотря на конфликты с родителями семья все же является для подростков значимой сферой их жизнедеятельности.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В связи с этим очень важны роли отца и матери в семье, в частности, процесс семейной социализации детей. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, какие семейные ценности ставят на первый план, зависит то, каким будет общество, в котором жить нашим детям.

Исследования, направленные на определение ценностных приоритетов семьи среди родителей и старшеклассников, проведенные нами в процессе педагогического сопровождения семейной социализации детей, показали, что существует тесная взаимосвязь между приоритетом семейных ценностей родителей и их детей (табл. 2), что делает процесс семейной социализации более значимым на этапе становления личности ребенка. Нами были опрошены две категории семей «благополучные и неблагополучные» (о которых мы говорили выше).

В целом можно констатировать, что родители из благополучных семей положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они ставят духовную и эмоциональную стабильность, а также поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. И лишь на второй план выступают материально-бытовые отношения в семье. Следовательно, и учащиеся положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они также ставят духовную и эмоциональную поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. На втором - материально-бытовые отношения в семье. В неблагополучных семьях отмечается положительная тенденция к воспитанию и конструктивному взаимодействию детей, но она носит более ситуативный характер. На первое место в таких семьях выступают более личные интересы, а также материально-бытовые отношения, что прослеживается и в ответах их детей.

Таблица 2

Оценка наиболее значимых ценностей по отношению к семье («Я - Семья»)

Ответ Благополучные семьи Неблагополучные семьи

Родители Старшеклассники Родители Старшеклассники

Семья обеспечивает поддержку в жизни 80.5% 81.2% 30% 35%

Семья необходима для воспитания детей 77.8% 57.5% 35% 24.3%

Семья самая близкая духовная общность 52.8% 41.2% 25.4% 10%

Семья обеспечивает эмоциональное благополучие человека 44.4% 32.5% 26% 21.3%

Семья обеспечивает материальное благополучие детей 30.5% 25% 25.6% 20.5%

Семья ограничивает свободу человека 10% 12% 20% 18%

Можно прожить и без семьи 3% 1% 15.5% 20%

Таким образом, отмечается взаимосвязь между ответами родителей и детей, что свидетельствует о значимости семейной социализации, влияющей на ценностное самоопределение подрастающего поколения.

Проводимая государством политика, направленная на поднятие авторитета семьи, а также педагогическое сопровождение семейной социализации детей «группы риска» способствуют ценностному самоопределению детей и освоению ими социального опыта в семейной сфере жизнедеятельности. Следовательно, педагогическое сопровождение семейной социализации детей и подростков является актуальным на современном этапе развития общества. Поэтому нами была составлена психологопедагогическая программа по организации педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

Авторская программа О. В. Пановой «Я с тобой!» апробирована на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Центр диагностики и консультирования г. Сызрань).

На подготовительном этапе были подобраны соответствующие диагностические средства и методики, определена группа детей для первичного обследования. На диагностическом этапе педагогического сопровождения семейной социализации было проведено исследование детей и родителей по изучению их социально-психологического самочувствия, по результатам которого была определена «группа риска». Изучение проводилось с группой детей 12-15 лет и их родителями по ряду методик, представленных в методическом пособии под ред. Н. Н. Никитиной [7].

• Методика самооценки успешности общения детей со взрослыми и сверстниками (Е. П. Ав-дуевская). Цель данной методики - измерение уровня самооценки успешности общения со взрослыми (родителями) и сверстниками. По результатам первичного обследования выяснилось, что преобладает низкий и крайне низкий уровень (0-5 баллов) 57.3% детей, тогда как средний уровень (6-8 баллов) составил 42.7%.

• Методика «Оценка общей удовлетворенности смыслом жизни» (сокращенный вариант методики Грамбо «Удовлетворенность осмысленностью существования», адаптированная К. Муздыбае-вым). Цель данной методики - измерение уровня самоопределения как родителей, так и их детей. У 75.2% обследованных детей преобладал низкий и крайне низкий уровень (0-8 баллов), что свидетельствует о недостаточно адекватной самооценке в определении ими своей успешности в общении со взрослыми (родителями) и сверстниками, а также ниже среднего уровень искренности и открытости для позитивных межличностных отношений в обществе. Отсюда следует, что оценка общей удовлетворенности смыслом жизни детей является источником неприятностей и тяжких переживаний, а также ненайденная система ценностей и целей и длительное накопление неудач заставляют детей искать понимание и сочувствие не в семье, а в асоциальных группах. В результате чего данную группу детей мы отнесли к «группе риска». У 57.3% опрошенных родителей также отмечается тенденция к повышенной неудовлетворенности смыслом жизни, на которую большое влияние оказывают социальные факторы, а именно кризисные ситуации, нестабильность, финансовые проблемы, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны близких людей.

• Графический проекционный тест «Дом -Дерево - Человек» Дж. Бук, адаптированный вариант Р. Ф. Беляускайте. При помощи данного теста мы определили уровень тревожности детей. По результатам первичного обследования выяснилось, что у 60.2% детей высокий (12-13 баллов) уровень тревожности, характеризующийся следующим симптомокомплексом, а именно незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликт (фрустрация), трудности в общении, депрессивность.

Таким образом, результаты диагностики состояния социально-психологического самочувствия детей «группы риска» свидетельствуют о необходимости педагогического сопровождения процесса их семейной социализации.

Поэтому на третьем этапе педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска» нами были проведены серии занятий с родителями и их детьми в виде совместных психологических тренингов:

• по нормализации детско-родительских отношений;

• формированию осознанности жизненных целей и предназначений;

• повышению уровня целеустремленности и умению управлять своей жизнью в определенных кризисных ситуациях;

• развитию способности познать себя и других людей в общении;

• содействию чувства уверенности в себе.

На четвертом этапе педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска» нами было проведено повторное исследование социального здоровья по указанным методикам, в результате которого процентные показатели снизились как у детей (45.6%), так и у родителей (40.2%), что свидетельствует о нормализации и позитивной оценке контакта как с взрослыми, так и со сверстниками, удовлетворения от общения. Отмечается доброжелательность, способность к сочувствию и сопереживанию, умение познать себя и других людей в общении, чувство уверенности в себе, а также умение управлять своей жизнью в определенных кризисных ситуациях, что способствует профилактике аддиктивного и девиантного поведения детей.

На пятом этапе педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска»

осуществлялась индивидуальная консультативная работа с родителями по разрешению возникающих личностно- и социально-значимых проблем ребенка, а также по предупреждению ошибок семейного воспитания. Большое влияние на успешность семейной социализации детей оказывает стиль семейного воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, педагогическое сопровождение семейной социализации детей «группы риска» способствует формированию позитивного опыта внутрисемейных отношений, в первую очередь, детско-родительских отношений, а также профилактике девиантного поведения, что позволяет минимизировать имеющиеся отрицательные социально-воспитательные воздействия семьи и максимизировать воздействия позитивные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. С. 96.

2. Кон И. С. Социологическая психология. М., 1999. -422 с.

3. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. -126 с.

4. Орлова Э. А. Динамика культуры и процессы социализации // Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы. М., 1989. -172 с.

5. Батенин С. С. Человек в его истории. Л., 1976. -37 с.

6. Никитина Н. Н., Балашова В. Г., Новичкова Н. М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2006. -273 с.

7. Никитина Н. Н. Психолого-педагогическое обеспечение социального здоровья детей и подростков в условиях дополнительного образования: методическое пособие. Ульяновск: УИПКРО, 2008. С. 112.

Поступила в редакцию 06.12.2008 г. После доработки — 29.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.