Научная статья на тему 'СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ СО-БЫТИЙНОСТИ'

СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ СО-БЫТИЙНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная память / коммуникация в семье / семейная идентичность / семейное время / со-бытийность / семейный опыт / межпоколенческая трансляция / family memory / communication in the family / family identity / family time / co-existence / family experience / intergenerational transmission

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранова В.А.

Семейная память является важным психологическим феноменом. Функционирование семейной памяти возможно только посредством коммуникации. Взаимодействие поколений, коммуникация в семейной группе разворачивается по поводу конкретных событий и людей. Событийность – важный признак и необходимое условие функционирования семейной памяти. События семейной истории могут создавать условия для наследования глубоко травматичного опыта из поколения в поколение, или для обрыва семейной памяти. Семейная память развивается через определенные коммуникативные механизмы, среди которых важны преемственность, овладение ритуалами, передающими потомкам ценности рода и семьи. Исследования показывают, что знание подростками семейной истории, простая ежедневная коммуникация со старшим поколением связана с психологическим благополучием, высокой самооценкой, сниженной тревожностью, высокой вероятностью преодоления психологических и образовательных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY MEMORY IN COMMUNICATION OF JOINT CO-EXISTENCE

Family memory is an important psychological phenomenon. The functioning of family memory is only possible through communication. Interaction of generations, communication in a family group unfolds about specific events and people. Co-existence is an important feature and a necessary condition for the functioning of family memory. Traumatic family history events can create conditions for inheriting deeply traumatic experiences from generation to generation, or for breaking family memory. Family memory develops through certain communicative mechanisms, among which continuity is important, the mastery of rituals that transmit the values of the clan and family to the descendants. Studies show that adolescents' knowledge of family history, simple daily communication with the older generation is associated with psychological well-being, high selfesteem, reduced anxiety, and a high likelihood of overcoming psychological and educational problems.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ СО-БЫТИЙНОСТИ»

СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ СОВМЕСТНОЙ СО-БЫТИЙНОСТИ Баранова В.А. (Москва, МГУ им.М.В.Ломоносова) bva06@mail.ru

Аннотация. Семейная память является важным психологическим феноме-ном.Функционирование семейной памяти возможно только посредством коммуникации. Взаимодействие поколений, коммуникация в семейной группе разворачивается по поводу конкретных событий и людей. Со-бытийность - важный признак и необходимое условие функционирования семейной памяти. События семейной истории могут создавать условия для наследования глубоко травматичного опыта из поколения в поколение, или для обрыва семейной памяти. Семейная память развивается через определенные коммуникативные механизмы, среди которых важны преемственность, овладение ритуалами, передающими потомкам ценности рода и семьи. Исследования показывают, что знание подростками семейной истории, простая ежедневная коммуникация со старшим поколением связана с психологическим благополучием, высокой самооценкой, сниженной тревожностью, высокой вероятностью преодоления психологических и образовательных проблем.

Ключевые слова: семейная память, коммуникация в семье, семейная идентичность, семейное время, со-бытийность, семейный опыт, межпоколенческая трансляция

FAMILY MEMORY IN COMMUNICATION OF JOINT CO-EXISTENCE

Baranova V.A. (Moscow, Lomonosov MSU) bva06@mail.ru

Abstract. Family memory is an important psychological phenomenon. The functioning of family memory is only possible through communication. Interaction of generations, communication in a family group unfolds about specific events and people. Co-existence is an important feature and a necessary condition for the functioning of family memory. Traumatic family history events can create conditions for inheriting deeply traumatic experiences from generation to generation, or for breaking family memory.

Family memory develops through certain communicative mechanisms, among which continuity is important, the mastery of rituals that transmit the values of the clan and family to the descendants. Studies show that adolescents' knowledge of family history, simple daily communication with the older generation is associated with psychological well-being, high self-esteem, reduced anxiety, and a high likelihood of overcoming psychological and educational problems.

Key words: family memory, communication in the family, family identity, family time, co-existence, family experience, intergenerational transmission.

Без глубокого изучения темы коммуникации невозможно исследовать супружеские, детско-родительские отношения, ракурсы развития личности в семье, определять векторы практической консультативной работы. Менее изучена тема коммуникации, которая во многом определяет семейную память, является формой ее существования.

Семья является домашней группой, способной к воспоминанию (Хальбвакс, 2007). Семейная память определена отношениями родства, воспоминаниями, когда мы можем связать образ места или события «с семьёй, родственниками, отношениями...» (Хальбвакс, 2007, с. 195).

Функционирование семейной памяти возможно только посредством обмена информации между людьми, коммуникации, которая осуществляется через рассказы свидетелей событий, сообщения внукам своих воспоминаний, прародителями, которые «пере-

дают им отзвуки уже почти исчезнувших традиций», через «постоянный обмен впечатлениями и мнениями» (Хальвбакс, 2007, с.209, с. 185).

Семейная память передает историю семьи из поколения в поколение: воспроизводит события семейной истории и рода, существует в рассказах, повествованиях, историях, в форматах семейных коммуникаций (Алексеев, 2008, Горяченко 2006, Логунова, 2009,Bolea 1996 и др.). Семейная память влияет на мировосприятие, она локальна, определена отношениями к родственникам, к семейному кругу, к предкам, остается важным фактором идентификации(Алексеев, 2008). Семейная память развёртывается в векторе семей-но-родовой памяти: воспоминания включены в опыт рода, представленный в сценариях, выборах ситуаций, решения жизненных задач (Логунова, 2009), передает потомкам вечные ценности рода и семьи (Горяченко 2006).

Совместное конструирование семейной истории, реконструирование образов людей и событий, осуществляемое коммуникациями, строит семейное самосознание, обеспечивает единство ценностей, групповую сплоченность, ценности семьи и родства, межпо-коленческих отношений в семье, особенностей развития семьи как группы (Хальвбакс, 2007,Городилина, 2017, Costa 2013).

Именно одинаковое понимание любых, совершенно различных событий, позволяет семье найти способности и «достаточно сил, чтобы ...преодолеть препятствия, которые» могут быть перед ней поставлены, а память помогает «крепить узы семейного союза» (Хальвбакс, 2007, с. 201).

Взаимодействие поколений, коммуникация в семейной группе разворачивается по поводу конкретных событий и людей. Со-бытийность- важный признак и необходимое условие функционирования семейной памяти.

В силу сложной истории государства, сложным является и процесс межпоколенче-ской передачи информации о семейных событиях, о предках, о родственниках. Например, репрессии в отношении кого-либо из родителей, родственников, опыт Холокоста обрели статус особо важного жизненного события, повлиявшего на дальнейший жизненный путь, на осмысление реальности,межпоколенческую трансляцию второму и последующим поколениям (Алексеев, 2008, Бурлакова, 2016, Донцов, Гончарова, 2005, Баранова, Донцов, 2019).

Такие события в разной степени включены в семейную память: могут создавать условия для наследования глубоко травматичного опыта из поколения в поколение, или для обрыва семейных связей.

Таким образом, со-бытийность и сама семейная память в поколенческойтрасмиссии оказывалась неполной, с разрывом отношений времен (Алексеев,2008), либо болезненной и проблемной, что сопровождалось в последующих поколениях включением защитных психологических механизмов сохранения идентичности, формирования самосознания, активизированных в процессе передачи травматического опыта (Бурлакова, 2016).

Семейная память развивается через определенные коммуникативные механизмы, среди которых важными называются преемственность, овладение ритуалами, передающими потомкам вечные ценности рода и семьи.

Семейная коммуникация интегрирует каждое поколение в повседневную реальность настоящего через использование опыта семейной памяти. Существует особая культура каждой семьи, которая связана с памятью рода, закрепляется в ролевых репертуарах, передается младшим поколениям в качестве образцов поведения и социального опыта и существует в семейных моделях жизнедеятельности, ритуалах, обычаях, семейных праздниках и традициях, фиксируется в семейных фотоальбомах, сохраняется в семейных рецептах. В современном цифровом обществе возникают новые формы семейных коммуникаций, которые делают ее не зависимой от расстояний.

В исследованиях показано, что даже простые семейные межпоколенческие повествования (рассказы поколений о детстве их родителей, типичные семейные разговоры за

ужином) во многом формируют способы бытия в мире, а подростки, демонстрируют более высокий уровень благополучия (Fivush, Bohanek, Zaman,2011).

Семейные ритуалы и семейные взаимодействия конструируют семью, укрепляют ее в ситуации нестабильности, играя важную роль в социализации, в развитии чувства сопричастности, создании чувства единства и семейной идентичности. пространство единого взаимодействия и переживания (Costa, 2013, Morgan, 2013).

Значимость принадлежности к семье как к системе, в которой происходит смена поколений, понимание принадлежности к группе, к роду, происходящему от одного предка показана эмпирическими исследованиями. Отмечается, что у респондентов актуализируется потребность восстановления связей с родственниками, которые могли бы обеспечить сопричастность к семейной истории, и даже знание об умерших родственниках поддерживало чувство исторической глубины рода (Городилина, 2017).

Значимость коммуникации и со-бытийности для семейной памяти, иллюстрируется феноменом «время семьи» («familytime») - времени, проведенного семьей вместе. (Городилина, 2017, Daly 2001).

Феномен «familytime» являющийся основой процесса развития семейной памяти, основан не только на совместном времяпрепровождении: он существует в пространстве совместной со-бытийности: в развертывании коммуникативного пространства в контексте семейных событий, что открывает каналы для передачи семейной истории, опыта, традиций, для возникновения единого эмоционального дискурса.

Исследования показывают, что «время семьи» является источником общих объединяющих воспоминаний, которые определяют позитивный эмоциональный фон памяти о семейных событиях. Это время коммуникации: передачи семейного прошлого, воспроизведения семейного опыта, время рассказов о семье в прошлом, о членах семьи. Совместность влияет на степень близости отношений между членами семьи, развиваются сплоченность, единение, формируются эмпатические способности, устанавливается общий дискурс.

Особым видом причастности к семейной памяти, или специфическим показателем «времени, проведенного с семьей» является, например, знание подростков семейной истории, что связано с психологическим благополучием, высокой самооценкой, сниженной тревожностью, высокой вероятностью преодоления психологических и образовательных проблем (Duke, Lazarus, Fivush, 2008).

Литература

1. Алексеев А.Н. Память семейная и историческая: точки пересечения и разрывы (гипотеза о влиянии семейной памяти на мировосприятие) [Электронный ресурс] //Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 5. С. 49-50. - Режим доступа: http://www.teleskop-joumal.spb.ru/files/dir_1/article_content1255522008101292file.pdf.

2. Баранова В.А. Донцов А.И. Коллективные воспоминания и культурная травма разных поколенческих групп // Социальная психология и общество. Т. 10. 2019. № 2. С. 29-46. DOI:10.17759/sps.2019100204.

3. Бурлакова Н.С. Психодинамика передачи травматического опыта от поколения к поколению в контексте культурно-исторической клинической психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования.Т. 9. 2016. № 45. С. 11. URL: http://psystudy.ru.

4. Городилина М.В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях// Социальная психология и общество. Т. 8. 2017. № 1. С. 5-16. DOI:10.17759/sps.2017080101.

5. Горяченко С.Л. Семейная память как составная часть историко-культурного наследия [Электронный ресурс].2006.Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/history/familisarchives/?id=721.

6. Донцов А.И., Гончарова В.А. Холокост как феномен социальной памяти // Век толерантности. 2005. № 1-2. С. 55-61.

7. Логунова Л. Ю. Структурные характеристики семейно-родовой социальной памяти // Вестник МГУ. 2009.№ 1. С. 120-133.

8. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти /пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

9. Costa R.P. Family rituals: mapping the postmodern family through time, space and emotion // Journal of comparative family studies. Vol. 44. 2013. Iss. 3. P. 269-289.

10. Daly K.J. Deconstructing family time: from ideology to lived experience // Journal of Marriage and Family. Vol. 63. 2001. Iss. 2. P. 283-294. DOI: 10.1111/j.1741-3737.2001.00283.x.

11. Duke M. P., Lazarus A., Fivush R. Knowledge of family history as a clinically useful index of psychological well-being and prognosis: A brief report., Psychotherapy Theory, Research, Practice, Training.2008,45, 268-272.

12. Fivush R., Bohanek J. G., Zaman W. Personal and intergenerational narratives in relation to adolescents' well-being //New Directions for Child and Adolescent Development, 2011, 45-57. DOI:10.1002/cd.288.

13. Morgan D. Rethinking family practices. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013. 189 p. DOI: 10.1057/9780230304680.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.