ральности синдром эмоционального «выгорания» во всех трех фазах проявляется в большей степени, чем у людей с левополушарным и амбидекстральным типом латеральной организации.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что профиль латеральной организации психических процессов влияет на степень проявления синдрома эмоционального «выгорания».
Синдром эмоционального «выгорания» наблюдался у преподавателей со всеми видами профилей латеральной организации. Однако у сотрудников с правополушарным профилем латеральности психических процессов он встречается чаще. При этом в стадии формирования синдрома эмоционального «выгорания» (в фазе истощения) — у лиц с левополушарным типом организации психических процессов, как сформированный синдром (в фазе резистентности) — у преподавателей с правополушарным типом латеральности.
Выявлены особенности проявлений симптомов эмоционального «выгорания» у преподавателей с разными типами латеральности. Наряду с другими особенностями симптоматики у преподавателей с правополушарным типом латеральности наиболее ярко проявляются психосоматические и психовегетативные нарушения.
Установлена обратная линейная корреляционная связь между индивидуальным типом латеральности и выраженностью синдрома эмоционального «выгорания». У людей с правополушарным типом латеральности синдром эмоционального выгорания во всех трех фазах проявляется в большей степени, чем у людей с левополушарным и амбидекстральным типом латеральной организации.
Исследования в данном направлении позволят прогнозировать риск развития эмоционального «выгорания» у конкретного сотрудника. Кроме того, появляется возможность составлять индивидуальные коррекционные программы с учетом профиля латеральности, а также разрабатывать индивидуальные рекомендации для преподавателей вузов по нормированию рабочих нагрузок, организации режима труда и отдыха, для оптимизации рабочего процесса, нормализации условий производственной среды.
1 БехтереваН. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Москва-Ленинград, 1971. С. 23.
2 Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб., 2005. 496 с.; Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 2004. 384 с.; Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., 2005. 368 с.
3 Лурия А. Р. Об отношении нейропсихологии к проблеме личности // Нейропсихология / под ред. Е. Д. Хомской. М., 1984. С. 170-172; Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. Оренбург, 2002. 288 с.; Реброва Н.П., Чернышева М. П. Функциональная межполу-шарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004. 376с.
4 Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 57-64.
5 Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. С. 235-240; Доброхотова Т. А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994. 365 с.
6 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. 345 с.; Водопьянова Н.Е., СтарченкоЕ.С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 257 с.
УДК 159.96
СЕМЕЙНАЯ КРИЗИСНАЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СУИЦИДАЛЬНОМ РИСКЕ
В. Л. Линевич
Статья посвящена анализу основных объектов, этапов и форм семейной кризисной помощи лицам с суицидальным риском. Отражена последовательность ведения и методики семейной социально-психологической превенции суицидальных и парасуицидальных форм поведения.
Ключевые слова: объекты и этапы семейной кризисной терапии, специфика семейной кризисной терапии, супружеский конфликт, конфликт родственников, коррекция докризисных отношений, неустойчивое равновесие, разделение ролей.
Значимость программ суицидальной превенции не вызывает сомнения у исследователей, занимающихся проблемой самоубийств. Стратегии суицидальной превенции разделяются на программы профилактики самоубийств в системе здравоохранения и в структуре развития общественного (социального) здоровья. Превентивные же аспекты суицидального поведения условно подразделяют на первичную и вторичную профилактику 1. При этом основными группами факторов суицидального риска неизменно остаются фактор психического здоровья, обусловливающий, по мнению экспертов, до 15% суицидов, и семейные факторы, на долю которых приходится более 45% суицидов 2. Все это свидетельствует о значимости семейных конфликтов в формировании суицидальных тенденций, а также исключительной важности оказания семейной кризисной социально-психологической помощи лицам с риском самоубийства.
Методики. Наиболее распространенной причиной психологического кризиса являются семейно-личные конфликты, особое значение подобных конфликтов, по-видимому, состоит в том, что кризисный индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения, в результате чего у него развивается чувство эмоциональной изоляции. Принято выделять два варианта указанной ситуации: конфликт супружеский или между сексуальными партнерами и конфликт между родственниками, в том числе — детско-родительский, даже если дети
3
взрослые3.
Супружеский конфликт. В отличие от клиентов семейных консультаций, кризисные пациенты обнаружи-
вают суицидально опасные тенденции и, как правило, находятся на поздних стадиях семейного конфликта. Соответственно семейная кризисная терапия отличается от традиционной семейной терапии тем, что направлена на купирование суицидоопасных тенденций путем быстрейшего разрешения семейного конфликта, и задача по обязательному сохранению семьи при этом не ставится. Семейная кризисная терапия показана и возможна только при наличии собственной инициативы членов семьи кризисного индивида, их вовлеченности в кризис, необходимости их включения в помощь индивиду и опасности развития кризиса у других членов семьи. Данная форма кризисной терапии предполагает следующие три установки партнеров:
1) продолжение отношений на лучшем, чем до кризиса, уровне;
2) сохранение неустойчивого равновесия;
3) четкое и окончательное разделение 4
Улучшение докризисных отношений. В этом случае
оценивается, какие способы адаптации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что мешает реализовать потребность в примирении. Если выявленная угроза отношениям носит внешний характер (вмешательство или, наоборот, недостаточная помощь родителей, нарушение баланса в результате изменения состава семьи и т. д.), помощь должна быть нацелена на формирование более эмпатичного отношения близких к пациенту и его партнеру. В случае внутренней угрозы отношениям (непосредственное ухудшение отношений партнеров) применяется тактика, направленная не только на разрешение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключающих ожиданий и требований партнеров по отношению друг к другу. У некоторых пациентов можно выявить симбиотические отношения с лицом противоположного пола в раннем детстве, глубокую привязанность к нему. Пациенты этой категории отличаются завышенным уровнем притязаний по отношению к объекту привязанности, прежде всего, ожиданием от него максимального внимания. Они видят причину своего кризисного состояния в недостаточном внимании к ним со стороны партнера, пытаются использовать авторитет психотерапевта для того, чтобы улучшить отношение партнера к себе.
В рассматриваемых случаях конфликт с партнером нередко развивается из-за того, что они пытаются играть лидерскую роль вопреки нарастающему сопротивлению партнера или осуществлять две противоположные тенденции одновременно, например, директивную в семейно-бытовой сфере и иждивенческую в материальной или психологической. Иногда пациенты с детства страдают из-за отсутствия теплых отношений и испытывают повышенную потребность в них (по механизму сверхцен-ной значимости фрустрированной потребности). Лица данной группы характеризуются чрезмерной ранимостью, завышенными требованиями к себе, склонны винить себя в разрыве отношений, переживая при этом чувства унижения и собственной несостоятельности. Нередко им свойственны альтруистические и пуританс-
кие установки, под влиянием которых они склонны к замене важного для партнера сексуального компонента отношений гиперопекой, приближающейся к родительской. Конфликт возникает из-за неспособности суици-дентов строить равноправные отношения с партнером, которого они лишают возможности проявлять доброту, заботу, а также из-за недостаточных навыков полоролевого поведения.
Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивого равновесия обращение за помощью происходит обычно в период временного разделения. Партнеры в ходе терапии вовлекаются во взаимные контакты — очные или заочные, посредством телефона, переписки, родственников и друзей или консультирования их в этой роли. Содержание контактов представлено проявлением нерешенных проблем во взаимоотношениях, при этом последнее не обсуждается, так как это может привести к повышению эмоциональной напряженности кризисного пациента. На данной стадии не предполагается давать рекомендации относительно сохранения или прекращения отношений, напротив, подчеркивается, что ответственность за решение этого вопроса лежит на пациенте и его партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родственниками. В этих случаях у супругов достигается осознание роли указанного фактора и предлагается перестроить отношения с родственниками с учетом собственных интересов.
Четкое и окончательное разделение. Данный вариант встречается чаще всего у женщин. Эта группа пациентов в испытывает, во-первых, неудовлетворенность интимно-личными отношениями, во-вторых, страх расставания с объектом эмоциональной привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримониального статуса, а также опасения по поводу возможности воспитать детей без отца и, в-третьих, неверие в свою способность вновь сформировать взаимозависимые отношения с другим партнером. В подобных случаях в качестве неадаптивных установок выступают неприятие — даже на непродолжительное время — статуса одинокой женщины, а также представление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для того, чтобы с помощью создания и сохранения пары избежать неприемлемых для себя и непереносимых переживаний отвержения и одиночества. Ригидность данных установок, сверхценное эмоциональное отношение к сохранению пары у большинства пациентов обусловлено их симбиотическими тенденциями. При этом партнер нереалистически, без достаточных оснований воспринимается как «родной».
В случае принятия окончательного решения о разрыве отношений при сохранении эмоционально-сексуальной привязанности к партнеру семейная кризисная терапия заключается в следующем. Аналогично приемам кризисной терапии в ситуации смерти любимого человека психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает пациентке сочувственное разделение эмоций горя и тревоги, а при отвержении пациента партнером — чувств обиды и унижения. Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу воз-
можности устроить свою будущую личную жизнь, связанные со страхом одиночества и сомнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной самооценки, а на этапе кризисного вмешательства — на создание мотивации к выработке эффективных форм полоролевого поведения, которые помогут в будущем установить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестройке сознания кризисного индивида, а именно представления о себе как о существе, немыслимом вне пары.
Конфликт с родственниками. В фазе установления терапевтического контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейского судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Активность психотерапевта должна быть направлена на улучшение семейной атмосферы в интересах как кризисного индивида, так и остальных членов семьи. В процессе индивидуальных бесед проводится оценка точек зрения членов семьи на причины конфликта, отреаги-рование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг к другу. Затем проводятся семейные диспуты с целью формирования общей позиции семьи в подходе к актуальным проблемам. В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществления немедленных совместных конструктивных действий по разрешению проблемы заключается семейный договор. При необходимости проводится психологическая коррекция симптомов тревоги членов семьи, связанной с перестройкой ролей и позиций в семье с целью установления более эмпатийных отношений. Следует обратить внимание на особую трудность коррекции директивной позиции родителей молодых суицидентов, которые не могут самостоятельно освободиться от навязчивого гиперконтроля родителей5.
Таким образом, одной из актуальных проблем в организации работы с личным составом по-прежнему остается профилактика суицидов, так как, несмотря на принимаемые меры, их количество остается на высоком уровне. Анализ самоубийств сотрудников ОВД в Республике Башкортостан показал, что все сотрудники, совершившие суицид, состояли в браке. Служебные проверки по фактам самоубийств показали, что в 8 случаях из 10 причинами их совершения служили конфликты в семьях сотрудников. Основной причиной большей части совершенных сотрудниками самоубийств в 52 случаях (48,6%) явились семейно-бытовые неурядицы, плохие семейные взаимоотношения 6.
В современном обществе семейная кризисная социально-психологическая помощь при суицидальном риске является неотъемлемой составляющей суицидальной превенции, помимо групповой и социальной программы по предотвращению и снижению числа самоубийств.
Суицидальная превенция, как комплекс мероприятий, может осуществляться в системе здравоохранения
или в общество в целом. При этом группами-мишенями суицидальной превенции могут выступать как отдельные пациенты или родственники суицидентов, так и определенные категории граждан.
Семейная кризисная социально-психологическая помощь, как форма суицидальной превенции, должна включать следующие три самостоятельные, взаимно сочетаемые методики — продолжение отношений на лучшем, чем до кризиса, уровне, сохранение неустойчивого равновесия и четкое, окончательное разделение.
1 Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / под ред. Д. Вассерман. М., 2005. 254-263 с.
2 Линевич В. Л. Изучение личностных и социально-психологических характеристик сотрудников ОВД, как факторов аутодеструктивных форм поведения: учебное пособие. Уфа., 2006. 174 с.
3 Погодин И. А. Психология суицидального поведения: учебное пособие. Минск, 2005. С. 28-31.
4 Старшенбаум Г В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 105-108.
5 Психотерапия семейных отношений / под ред. Д. Я. Рай-городского. Самара, 2004. С. 26-29.
6 Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. М., 2005.
С. 726-750.
7 Линевич В. Л. Программа суицидальной превенции среди сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 45-47.
УДК 34.385
К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
А. В. Бойко
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций ФСИН России, дается ее определение, указаны компоненты, превентивные меры.
Ключевые слова: общая и частная (специальная) превенция, уголовно-исполнительные инспекции, специальное предупреждение правонарушений.
Коренное изменение уголовно-исполнительной политики государства, направленной на сокращение числа осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, расширение сферы применения наказаний и иных мер без изоляции от общества повышает роль уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) в системе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Прогнозируется увеличение численности осужденных, не изолированных от общества, на 200 тысяч человек 1 путем применения нового наказания в виде ограничения свободы. Прирост лиц будет связан и с изменениями, внесенными в уголовное законодательство в 2011 г. По многим составам преступлений в качестве низшего предела санкции установлено наказание, альтернативное лишению свободы 2