Научная статья на тему 'Семьдесят пять созида тельных лет'

Семьдесят пять созида тельных лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семьдесят пять созида тельных лет»

В. САЛЬНИКОВ, профессор, ректор Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Первого ноября 1930 года в Омске начал свою образовательную деятельность Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ). Это произошло в условиях поворота государственной политики в сторону индустриализации страны. Одна из главных задач того времени состояла в том, чтобы организовать интенсивную подготовку квалифицированных инженерных кадров, которые смогли бы обеспечить опережающее развитие транспортного строительства в стране и особенно в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока. Следует отметить настойчивость, с какой формировалась индустриально ориентированная образовательная система. Можно с уверенностью утверждать, что для системы инженерного образования 1930 год был судьбоносным. Были созданы десятки вузов в различных городах стра-

Семьдесят пять созида тельных ле т

ны, что подтверждается и программой создания вузов автомобильно-дорожного направления: их в том году было образовано пять. Первым стал Харьковский автомобильно-дорожный институт, последующими - Сибирский, Московский, Саратовский, Ленинградский. Думается, историки образования найдут тот системообразующий фактор, который позволил в тех трудных условиях становления народного хозяйства найти средства для весьма насыщенной образовательной программы.

С первых дней своего существования коллектив СибАДИ активно включился в реализацию важнейшей государственной задачи. Институту было предоставлено одно из лучших зданий в центре города; когда-то в нем была расположена торговая биржа, в настоящее время - музей им. М. Врубеля: город без сожаления выделил это зда-

ние для столь благородных целей. Думается, это было разумно, ведь вуз решал задачи сразу двух направлений подготовки инженерных кадров: автомобильного и дорожного. 21 преподаватель, из которых только шесть были приняты в штат вуза, умудрились организовать восемь кафедр! Доска и мел, несколько десятков книг - однако через пять лет выпущено 140 квалифицированных инженеров-дорожников по специальности «Автомобильные дороги» и 92 инженера-механика по специальности «Автомобильный транспорт»! По прошествии времени можно с полной уверенностью утверждать: это был поистине подвиг, ставший результатом труда людей, заслуживших искренние слова благодарности. Хотелось бы назвать их поименно: это профессор Э.Г. Аппинг, преподаватели СЯ.Ку-лагин, М.Н.Кудрявцев, М.И.Киселев, М.Н.Ивановский, Г.И.Эйдельсон, К.Н. Сав-вон, В.Д. Кабанов, А.И. Втюрин, Г.К. Бутовский и многие-многие другие, которым мы обязаны своим сегодняшним положением - начало всему было положено первыми выпускниками 1935 года.

По имеющимся документам можно судить о многочисленных планах, которые предстояло решать молодому вузу: разработка учебных планов и программ, формирование учебно-лабораторной базы, а главное - подготовка высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров.

В июне 1941 года мирная жизнь нашей Родины была прервана нападением фашистской Германии. Выпускники, студенты, преподаватели, сотрудники института были мобилизованы в армию. Основное здание института было передано под госпиталь, но в труднейших условиях вуз продолжал работать и за годы войны выпустил 250 инженеров. Достойный поступок совершили сотрудники и студенты института, собрав денежные средства, на которые были построеныбоевой самолет «СибАДИ», танк «Боевые подруги» и закуплены теплые вещи для бойцов. Мно-

гие были на фронте, многие не вернулись с войны. А те, кто вернулся в родные стены после Победы, вписали достойные страницы и в возрождение института, и в дело подготовки новых специалистов. Среди преданных своему делу преподавателей тех лет можно отметить профессоров К.Х. Толмачева и К.И. Артемьева, доцентов А.С.Ростовцева, А.К.Гаврилова, М.А.Петрова, Е.В. Рождественского, Е.В. Гнатюка, Н.А. Ульянова, Ф.М. Дробышева. Не меньше заслуг на счету у старших преподавателей С.Л.Сошко, Г.К.Кузнецова и Ю.О. Мельникова. Мы помним славные имена ветеранов Великой Отечественной войны профессоров В.М. Могилевича, А.Д. Колесникова, И.А. Холмянского.

В 1947 году для подготовки научных кадров была открыта аспирантура, начали полноценную работу советы по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук. Сам институт значительно изменился и расширился. Но во все времена - неодно-

значные в своей оценке 30-е годы, суровые 40-е, возрождающие 50-е - институт характеризовала уникальная черта: постоянное стремление к динамичному развитию.

В пятидесятые годы началось второе освоение Сибири и Дальнего Востока. В стране остро стояла жилищная проблема - население в послевоенное время быстро увеличивалось. Все это требовало интенсивного развития строительной индустрии, подготовки высококвалифицированных кадров строителей. В полной мере это было актуально и для города Омска, и для области, где шло интенсивное освоение целинных и залежных земель.

По инициативе Дорпроекта в составе начальника сектора гражданских и промышленных зданий П.В.Радищева, специалистов Д.М. Миловидова, В.Е. Барданова, П.А.Булатова и при активной поддержке ученых СибАДИ К.Х.Толмачева, Н.Н.Чудновско-го, Е.Г.Таращанского в 1955 году были набраны две группыинженеров-строителей на вечернее отделение при дорожно-строительном факультете СибАДИ.

Для преподавания специальных дисциплин были приглашены опытные специалисты-производственники: К.П.Маньков, В.В.Антипов, П.И. Крупинин, М.Л.Фром-берг, Н.А.Спектор. В организации учебного процесса огромную роль сыграл Н.Н.Чудновский, которого активно поддерживало руководство института в лице К.Х.Толмачева, Т.В.Алексеевой, Н.М. Кудрявцева.

В 1963 году был проведен первый набор 70 человек на дневное отделение по специальности «Промышленное и гражданское строительство» в составе дорожно-строительного факультета. С 30 марта 1964 года в институте начинает функционировать факультет «Промышленное и гражданское строительство». В 1983 году на нем появилась новая специальность «Городское строительство и хозяйство», в 1995 году - «Экономика и управление на предприятии (строительство)». Возрастание роли и значимости в современном строительстве вопросов про-

ектирования устройств, недвижимости, эксплуатации систем инженерного оборудования зданий, их модернизации и реконструкции поставило вопрос о лицензировании новых специальностей. В 2001 году были от-крытытри специальности: «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Теплогазоснабжение и вентиляция». В том же году на базе факультета был образован Инженерно-строительный институт (ИСИ) в составе 8 кафедр, на которых работали 9 докторов наук, 30 доцентов и 26 преподавателей.

1962 году был образован факультет «Дорожные машины» в результате разделения механического факультета на два новых: «Автомобильный транспорт» и «Дорожные машины».

В течение 35 лет факультет базировался на одной специальности широкого профиля «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование». С 1997 года здесь была открыта специальность «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин», а в последующем такие специальности, как «Механизация и автоматизация строительства», «Автоматизация технологических процессов производства». Неоценимую роль в развитии факультета сыграл профессор А.И.Анохин, подготовивший 15 кандидатов наук, многие из которых впоследствии защитили докторские диссертации. Это И.П.Керов, А.И. Недорезов, В.А.Артемьев, Н.А.Ульянов, Т.В.Алексеева, В.Ф.Владимиров, В.Ф.Амельченко, В.Б.Тарасов, В.Б.Пермяков, Ю.М. Княжев, В.А. Борисенко, Ю.Ф.Устинов и др.

Факультет гордится своими выпускниками - известными специалистами своего дела.

В 1980 году по инициативе ректора Е.В. Гнатюка был организован инженерно-экономический факультет, готовящий специалистов по следующим специальностям: «Экономика и управление на предприятии (транспорта)», «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Стандартизация и

сертификация», «Управление качеством». В настоящее время факультет называется «Экономика и управление», он занял достойное место в системе подготовки высококвалифицированных кадров экономических специальностей. Сегодня здесь преподают 11 профессоров, 41 доцент и 59 преподавателей.

В 2001 году в академии открыт факультет «Информационные системы в управлении», который готовит специалистов, умеющих использовать и формировать электронные базы данных, проектировать современные системы управления, создавать программные продукты, обеспечивать защиту компьютерных сетей от несанкционированного доступа, создавать методики компьютерной поддержки принятия решений в экономике. На факультете ведется подготовка по трем специальностям: «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Прикладная информатика в экономике», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».

Сегодня Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия - это учебный, научно-исследовательский и производственный комплекс по подготовке профессионалов разных профилей: инженеров, механиков,строителей, экономистов, менеджеров. Все выпускники получают не только достаточные знания, но и приобретают профессиональные навыки еще во время обучения. Они востребованы во многих уголках нашей страны. Многие работаютвСиби-ри, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере. Подготовкой специалистов занимаются 56 докторов наук и более 300 кандидатов наук. Академия размещается в четырех

учебно-лабораторных корпусах, где имеются учебные аудитории, научно-исследовательские и учебные лаборатории. Все они оснащены современным оборудованием и аппаратурой. Библиотечный фонд составляет более 740 тысяч томов.

Среди выпускников Сибирской автодорожной академии - министры, генералы, ответственные руководители трестов, заводов, НИИ, известные ученые и профессора. Особого внимания заслуживают выпускники, ставшие гордостью академии: B.C. Самарин, возглавлявший трест «Башкир-спецстрой», Герой социалистического труда; Л.Б. Гончаров, долгие годы руководивший Минавтодором Казахстана; А.И. Блум - выпускник тяжелого 1942 года, министр коммунального хозяйства Эстонии; выпускник тех незабываемых лет В.В. Перцев -заместитель генерального директора КАМАЗа, Герой социалистического труда; Ю.В. Юшков, выпускник 1962 года, руководитель треста «Тюменьдорстрой». Огромный вклад в строительство комплекса Омской области внес выпускник 1972 года Э.Ф. Каминский, Герой социалистического труда. Многие одаренные выпускники связали свою жизнь с наукой. С.Г. Плохов, выпускник 1950 г., стал доктором технических наук, профессором, заместителем ди-

ректора по науке Казахского научно-исследовательского проектного института автотранспорта, академиком Международной академии транспорта. В.В. Каменский стал заместителем ректора Института горного дела СО АН СССР. Все они немало сделали для развития науки и тем самым внесли существенный вклад в практическое усовершенствование российских дорог.

Лишь в ретроспективе, исторически, в сравнении можно разглядеть действительные изменения, заметить самые незначительные сдвиги в работе одного дня, проанализировать их влияние на будущее. Пусть всё начиналось с малого, пусть не все удавалось, - но в совокупности дало возможность накопить богатейший опыт, позволяющий идти к новым перспективам.

Если первых выпускников института было в общей сложности чуть больше двухсот, то сегодня Сибирская автомобильно-дорожная академия выпускает ежегодно более полутора тысяч молодых специалистов по двадцати девяти специальностям. Что это, как не очевидный шаг вперед?! Колоссальные изменения коснулись и организа-

ции научной деятельности, и послевузовского образования.

На предприятиях дорожной отрасли используются в практике дорожного строительства работы ученых факультета «Автомобильные дороги и мосты» в различных областях: докторов технических наук, профессоров В.М.Могилевича, А.В. Смирнова, В.П. Никитина, В.В. Сиротюка, В.Н. Шестакова.

Объем финансирования научных исследований в академии составляет более 40 млн руб. Они выполняется по государственным контрактам, по заданиям Министерства образования и науки, по оборонной тематике, по инновационной тематике, по приоритетным направлениям науки и техники.

НИОКР проводятся в основном по следующим научным направлениям.

• «Транспортные системы городов и регионов» (ведущие ученые Э.А. Сафронов, Л.В. Эйхлер);

• «Теория управления и конструирования землеройных, дорожных и строительных машин с целью повышения их эффективности» (А.М. Завьялов, В.П. Пермяков, Н.С. Галдин, В.С. Щербаков);

• «Разработка исследований эффективных конструкций,зданий и сооружений» (В.Д. Кривошеин, С.Н. Апатин и др.);

• «Математическое моделирование, системный анализ, управление и обработка информации в промышленности и транспорте» (Б.Н. Епифанцев);

• «Надежность и долговечность машин и оборудования на транспорте и в машиностроении» (Ю.К. Машков, В.В. Сыркин, А.С. Ненишев).

По 26 специальностям функционируют аспирантура и докторантура, работают 6 диссертационных советов, из них 3 докторских. Никогда академия не стояла, не стоит на месте и впредь не собирается останавливаться.

В настоящее время функционируют три филиала СибАДИ: в Нижневартовске, Сургуте и Уфе, а также 4 представительства.

Для организации внеучебной, досуговой и спортивной деятельности в академии функционируют актовый зал, Центр ис-

кусств, дискозал, семь спортивных залов, лыжная база. Для отдыха студентов, преподавателей, сотрудников академия располагает спортивно-оздоровительным лагерем «Сад Комиссарова» на берегу Иртыша, базой отдыха в Чернолучье.

Налаживаются и развиваются международные связи. СибАДИ сотрудничает с Дрезденским техническим университетом. По взаимной договоренности академия и дрезденский факультеттранспорта обеспечивают возможность обмена аспирантами, стажерами и студентами с целью повышения квалификации.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия - это динамично развивающийся вуз, имеющий устойчивое общественное признание. Ее потенциал позволяет адекватно реагировать на социально-экономические изменения, удовлетворять потребности региона и страны в высококлассных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.