Научная статья на тему 'Семантика цвета в поэзии Н. С. Гумилева'

Семантика цвета в поэзии Н. С. Гумилева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
899
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова С. В.

Рассматривается поэтика цветообозначений основных сборников главы русского акмеизма Н.С. Гумилева. С помощью математической статистики выделяются цвета-доминанты и характеризуется авторское и традиционное понимание цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика цвета в поэзии Н. С. Гумилева»

СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ПОЭЗИИ Н.С. ГУМИЛЕВА

© Дроздова C.B.*

Смоленский колледж экономики, статистики и права (филиал) Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, г. Смоленск

Рассматривается поэтика цветообозначений основных сборников главы русского акмеизма Н.С. Гумилева. С помощью математической статистики выделяются цвета-доминанты и характеризуется авторское и традиционное понимание цвета.

Русские акмеисты, главой группы и одним из наиболее ярких представителей которых является Н.С. Гумилев, особое значение придавали изобразительным возможностям поэзии, ориентировались на пространственные искусства. Тяготение акмеистов к предметному миру выразилось в использовании красочных, живописных деталей. Концепция лингвистики цвета является актуальным направлением литературоведческих исследований. Основательно изучены цветообозначения ряда русских поэтов: С.А. Есенина, A.A. Блока, В.В. Маяковского и других. Обратим наше внимание на семантику цвета Н.С. Гумилева, чье творчество стало подробно изучаться совсем недавно.

Цели данной работы - провести семантический анализ цвета основных сборников Н.С. Гумилева, выявить сходства и различия в авторском и традиционном понимании цветообозначений. Материалом нашего исследования являются следующие сборники поэта: «Путь конквистадора», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костер», «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп» (всего 345 стихотворений). Для анализа были отобраны лексико-семантические группы слов, обозначающих цвет, в том числе и имплицитные цветовые значения (см. табл. 1).

При чтении стихов Гумилева сразу обращает на себя внимание то, что художественный мир поэта ярко окрашен. В стихах встречается упоминание более 60 различных цветов и их оттенков. Чаще всего повторяются следующие: «белый», «красный», «золотой», «розовый», «черный», «серый», «серебряный», «голубой». Поэзия Гумилева не просто наделена красками, а органически слита цветом с внутренним миром поэта. Автор выбирает преимущественно естественные цвета. Скопление таких определений не создает пышности и вычурности, а лишь подчеркивает яркость и пестроту реального мира.

* 2 курс, специальность «Банковское дело». Научный руководитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин, аспирант кафедры Истории и теории литературы Смоленского государственного университета В.Г. Иванченкова.

Таблица 1

Палитра цветообозначений Гумилева

Отгенки цвета Количество употреблений Общий цвет Общее количество употреблений Часть в процентах

Белый 108

Мраморный 18 Белый 132 20 %

Фарфоровый 4

Цвет слоновой кости 2

Янтарный 5

Желтый 12 Желтый 18 3 %

Лимонный 1

Солнечный 10

Золотой 81 Золотой 106 16 %

Огненный 15

Розовый 48 Розовый 65 10 %

Жемчужный 17

Черный 49 Черный 50 8 %

Эбеновый 1

Красный 50

Кровавый 32

Бархатный 1

Багряный 6

Гранатовый 1 Красный 117 17 %

Пурпурный 11

Яхонт 1

Алый 9

Рубиновый 4

Малиновый 2

Зеленый 28 Зеленый 35 5 %

Изумрудный 7

Бирюзовый 1

Голубой 20 Голубой 25 4 %

Небесный 4

Бурый 3

Бронзовый 2 Коричневый 7 1 %

Коричневый 2

Синий 14 Синий 21 3 %

Лазурный 7

Сталь 27 Серебряный 31 4 %

Металлик 4

Стеклянный 1

Алмазный 7

Брильянтовый 1 Бесцветный 12 2 %

Хрустальный 2

Эфир 1

Рыжий 8 Оранжевый 11 2 %

Оранжевый 3

Продолжение табл. 1

Отгенки цвета Количество употреблений Общий цвет Общее количество употреблений Часть в процентах

Серый 5

Седой 10

Пепельный 2 Серый 33 5 %

Сизый 2

Медный 13

Свинцовый 1

По цветовому спектру стихов Гумилева можно проследить пути эволюции его творчества, идущие от акмеизма, акварельности и созерцательности к мистическому поиску, трагически-печальным мотивам.

Увлечение предметностью проявляется в использовании красочной, часто экзотической черты в живописной функции. Грациозным и окрашенным во все цвета спектра предстает жираф:

Ему грациозная стройность и него дана, И шкуру его украшает еолшебныйузор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

(«Жираф», сб. «Романтические цветы») [1, с. 72]

Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, странам Востока. Впечатления от путешествий отразились в его стихах и обогатили цветовую палитру новыми оттенками: цвет слоновой кости, эбеновый, бронзовый, гранатовый, рубиновый, жемчужный и др.

Гумилев любит контрастные цвета: серебро и огонь близки его бунтующей личности. Огненные цвета («солнечный», «золотой») - атрибут многих стихотворений поэта: это и «золотисто-огненное солнце», и «золотое с рубином кольцо», и «золотой жених», и «огневое стремленье» любви. Золотой цвет ассоциируется с солнцем, божественной энергией, очищением, возрождением. Золотой цвет нередко оттеняется черным:

Им помогает черный камень, Нам - золотой нательный крест.

(«Африканская ночь», сб. «Колчан») [1, с. 191]

Золотой может обозначать самый широкий спектр качеств: от чистоты, утонченности, духовности, гармонии, правды до силы, славы, знатности и богатства.

Нередко в стихах поэта противостоят свет и тьма, черное и белое:

... Приди исклонись надо мной, Бледная дева под траурно-черной фатой!

(«Покорность», сб. «Жемчуга») [1, с. 96]

Краски Гумилева отличаются смысловой насыщенностью. Так, ночь и черный цвет - это и трагический атрибут смерти, тьмы, невежества, горя, зла, скорби и знак глубокой внутренней сосредоточенности, ощущение себя наедине с миром и мирозданием:

Слава, слава небу в тучах черных!

(«Дождь», сб. «Колчан») [1, с. 197]

Черный цвет может служить знаком неприятия мира. Так, в стихотворении «Волшебная скрипка», посвященном Валерию Брюсову, Гумилев подчеркивает трагическую непримиримость поэта и черни:

Милый мальчик, ты так светел, так светла твояулыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры!

(«Волшебная скрипка», сб. «Жемчуга») [1, с. 82]

Белый цвет имеет для автора особое значение, потому что несет в себе возвышенную чистоту природы. Белый цвет - символ истины, невинности, жертвенности или божественной цвет света:

Помилуй, Боже, мраморные души!

(«Душа и тело», сб. «Огненный столб») [1, с. 291]

В текстах Гумилева белый цвет нередко приобретает негативные значения - страх, трусость, холодность, пустота и бледность смерти. Белизна может иметь и трагический оттенок:

И живая тень румянца Заменилась тенью белой, И, как в странной позе танца, Искривясь, поникло тело.

(«Самоубийство», сб. «Романтические цветы») [1, с. 62]

Мы видим, что поэт использует цвета и в прямом, и в переносном значении: «белое» и «черное» означают «начало» и «конец».

Одним из наиболее активных цветов является красный. Этот цвет становится в стихах Гумилева знаком тревоги, агрессии, опасности, напоминает об огне, зле и крови:

Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкуюречь.

(«Песнь о певце и короле», сб. «Путь конквистадора») [1, с. 28]

Автор часто заменяет красный цвет «кровавым», «алым», «багровым», «багряным», «рубиновым», «пурпурным» или «коралловым». Варьируя цвета в зависимости от ситуации, поэт вносит в стихотворение нужный оттенок: от румянца здоровья и молодости до «кровавой» смерти и войны. Поэзия Гумилева необыкновенно гармонична: поэт одинаково часто использует слова «белый» и «красный», наполняя мир то чистотой и покоем, то яростной тревогой и смертью.

Рисуя живописные картины, поэт постоянно обращается к синему и голубому цветам, при этом заменяя их всевозможными оттенками: «лиловый», «небесный», «лазурный», «бирюзовый» и другими. Синий цвет повсеместно в стихах Гумилева становится цветом небес, знаком бесконечности, вечности, истины, веры, преданности, чистоты:

Только любовь мне осталась, струной Ангельской арфы взывая, Душу пронзая, как тонкой иглой, Синими светами рая.

(«Канцона первая», сб. «Костер») [1, с. 220]

Гумилев вводит очень редкие серые и бледно-желтые тона. Желтый из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике - от позитивного до негативного. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота, являясь знаком царственности, достоинства, а также юности, счастья. Желтый цвет может иметь и негативный оттенок как цвет умирающих листьев и переспелых плодов, внушая человеку страх. Это объясняет, почему этот цвет повсеместно связывают с приближением срока смерти и загробной жизни. Желтый фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям человека. Сам грязно-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства:

Скалы высятся венцом, Где засела малярия, С желтым бешеным лицом.

(«Неаполь», сб. «Колчан») [1, с. 203]

Эфирными цветами («алмазный», «брильянтовый», «хрустальный», «стеклянный») Гумилев изображает чистоту природы, «хрустальные» мечты человека:

... людская кровь не святее Изумрудного сока трав.

(«Детство», сб. «Костер») [1, с. 210]

Цвета у Гумилева передаются не только прямыми упоминаниями, но и имплицитно через предметы и природные явления (туман, снег, тьма, свет, лик солнца, гроза, закат), часто упоминается ветер, холод, озноб:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пальмы, три слона и два жирафа, Страус, носорог и леопард: Дальняя, загадочная Каффа, Я опять, опять твой гость и бард.

(«Рисунок акварелью», сб. «Стихотворения») [1, с. 324]

Часто цвета передаются при помощи драгоценных металлов и камней: серебро, золото, янтарь, малахит, рубин, яхонт, гранат, жемчуг, мрамор, сталь, свинец, хрусталь.

Таким образом, пристрастие к живописанию, тяготение к предметному красочному миру становятся приметами индивидуального стиля Гумилева. Символичное значение цветообозначения приобретают в контексте всего стихотворения. Поэт гармонично использует как традиционное понимание того или иного цвета, так и создает индивидуально-авторское цветовое значение.

Список литературы:

1. Гумилев Н.С. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1999. - 432 с.

2. Тресиддер Д. Словарь символов. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 448 с.

СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

© Корчагина A.C.*

Смоленский колледж экономики, статистики и права (филиал) Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, г. Смоленск

Рассматривается структура повествовательного текста в статике и динамике на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Методика РЛ. Бэлнепа позволяет выявить взаимосвязь повествовательной структуры рассказа и его содержания.

* 1 курс. Научный руководитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин, аспирант кафедры Истории и теории литературы Смоленского государственного университета В.Г. Иван-ченкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.