Научная статья на тему 'Семантика одежды в традиционной культуре обских угров'

Семантика одежды в традиционной культуре обских угров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
683
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ФУНКЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / ДЕКОР / ЦВЕТ / NATIONAL CLOTHES / FUNCTION / TRADITION / DECORATION / COLOUR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черемисина Ксения Петровна

Описано отношение одного из коренных народов Сибири ханты к национальной одежде, ее функции, запреты и пове-рия, связанные с нею. Помимо повседневной одежды, рассматриваются ритуальные халаты, пояса, платки, а также правила ношения одежды в переходные периоды, такие как родины, похороны, траур. Анализируется применение декора и цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The semantics of clothes in the culture of the Ob-ugrians

National costume is a polysemantic element of a traditional culture and its components such as ornament, decoration, tailoring can tell about the social status of the owner, his life period and where the craftswoman, who has made it, comes from. In culture costume is a thing and a sign at the same time. It performs the whole range of functions ethnic, aesthetic, practical, magic, erotic, age, professional, religious, etc. Ritual doll, container of the soul of the deceased, was earlier replaced by the clothes of the dead person. Belt and scarf play an important role in sex and age distinction. In sacred myths transformation is performed through these items of clothing, they act as mediators between the sacred guest and the audience at the Bear's Feast. During the whole life of a person its different periods require specific attitude towards the clothes and have different restrictions. The newborn baby wears nappies, made from his parents' worn clothes, which had soaked their vital force the greatest protection from the evil. Also, to serve the aim of protection, children's clothes was the most decorated. Maiden's clothes were the brightest and made from the best materials and had a lot of decorations. There are certain regulations for wearing clothes and requirements during the realization of sacred rituals such as birth, wedding, funeral, mourning, etc. It concerns colour of cloth, decoration, ornament. Old, worn-out clothes were also exposed to certain regulations. Clothes are the closest to a human body and evil spirits can penetrate into the soul through them. As an exception clothes could replace the human body if a person was considered dead but body was not found. In this case they were put into the coffin and buried. Another important item of clothes is footwear. It also wrapped by legends, restrictions, beliefs. Thus clothes reflect the rich evolutional history of religious beliefs of the Ob-Ugrians, the development of the art of clothes making and changes in technologies.

Текст научной работы на тему «Семантика одежды в традиционной культуре обских угров»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 391

К.П. Черемисина

СЕМАНТИКА ОДЕЖДЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОБСКИХ УГРОВ

Описано отношение одного из коренных народов Сибири - ханты - к национальной одежде, ее функции, запреты и пове-рия, связанные с нею. Помимо повседневной одежды, рассматриваются ритуальные халаты, пояса, платки, а также правила ношения одежды в переходные периоды, такие как родины, похороны, траур. Анализируется применение декора и цвета.

Ключевые слова: национальная одежда, функция, традиция, декор, цвет.

В одежде человек воспроизводит себя с точки зрения своей культуры, с учетом представлений о своей природе и самом значимом в ней [1. С. 98]. Именно одежда «очеловечивала» людей в представлениях обских угров, делала зримой их принадлежность обществу; человек без одежды превращался в зверя, принадлежал миру природы. Богатырь-медведь для того, чтобы перелезть через колоду, снимает верхнюю и нижнюю одежду и превращается в зверя (обрастает шерстью) [2. С. 80]. В культуре костюм выступает как вещь и как знак, выполняя целый ряд функций - этническую, практическую, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, обрядовую, профессиональную, сословную, религиозную и пр. [3.

С. 340-341]. В том, как человек одет, обозначены его намерения или состояние: торжество, траур, вражда, сон, бодрствование, младенчество, зрелость, старость, тепло, холод и т.д. Если человек гол, он просто кор (тело), если он одет, он живет. В одежде выражены все три знака жизненного круга: белый верх, красная середина и темный низ [4. С. 104]. Иногда от обилия связанных с одеждой обрядов создается впечатление, что поведение человека определяется тем, как ведут себя его вещи [5. С. 284]. Одежда, в которую одет человек, становится носителем части его души, облика [6. С. 236]. Чем ближе одежда к телу, тем она важнее для человека. Видеть себя во сне голым - к болезни, к плохому [7]. Если потеряешь одежду - «пустым» останешься [6. С. 91, 94]. Одежда - двойник человека, почти он сам. Отождествление одежды с человеком - очень стойкая традиция, которая до сих пор держится в подсознании людей и отражается в повседневной жизни в поговорках, пословицах, приметах.

К.Ф. Карьялайнен полагал, что именно одежда первоначально замещала умершего, изготовление кукол появилось позднее [8. С. 132]. Умерший почитается как дух-предок. Его изображение делает-

ся из его одежды [6. С. 80]. Одежда из ткани отождествлялась со шкурой-кожей, которая считалась сакральной: с убитого медведя шкуру снимали способом, имитирующим снимание одежды [9. С. 74].

B.Н. Чернецов писал о связи душ именно с поверхностью тела [10]. Очевидно, по этой причине при жертвоприношениях шкура животного предназначалась божеству, ее вывешивали на дереве, возле которого происходила церемония. Позднее шкуру заменили ткань, платок [11. С. 99]. Этим подчеркивалось архетипическое отождествление шкуры с одеждой [1. С. 100].

Пояс у ханты носят и мужчины, и женщины. Для тех и других подпоясаться - значит завершить облачение. Вероятно, в героическую эпоху пояс действительно был одним из главных защитных доспехов воинов [5. С. 285]. Пятую душу (нижнюю голову) мужчины прикрывал пояс [Там же.

C. 283]. Если старик немощен, роль мужчины в сражении со зверем (медведем), согласно фольклорной версии, берет на себя храбрая старуха. Для этого она просит владыку Неба:

Батюшка Нум-Торум,

Преврати меня в мужчину,

Опоясанного двумя ремнями!

Хочу наказать могучего зверя,

Который попусту разгуливает по лесу!

После чего

Разрывает она свой шелковый платок с длинными кистями

И подпоясывается его лентами,

Как мужчина ремнями [2. С. 332].

Разорванный платок, ставший поясом, превращает женщину в мужчину. Отныне у нее обнаженная голова и затянутый низ [5. С. 286].

Одежда выполняет охранительную функцию. Первую неделю жизни ребенок не имеет одежды, пеленки делаются из поношенной одежды родителей [12. С. 87]. З.П. Соколова пишет о том, что «одежда, которую носили родители, сохраняет их

К.П. Черемисина

священную силу и является для ребенка оберегом от недобрых сил, “плохого взгляда“» [13. С. 384]. К детской одежде в качестве оберегов пришивали бусинки, монетки, железные пуговицы или просто кусочки металла различной формы. К верхней зимней одежде обычно пришивались колокольчики, их звон должен был отпугивать злых духов. Рубашки и платья по вороту, рукавам и подолу украшаются орнаментом, который также является оберегом [12. С. 107; 14. С. 196]. У восточных ханты есть поверье о том, что орнаментировать края одежды нужно для того, чтобы после смерти хозяина мышь (медиатор Нижнего мира) не догнала его душу: «Если нашить на платье много полосок, мышка долго будет между ними бегать, а в сложном узоре она вообще запутается. Или бисер - если его нашито много, то мышка поиграет с одной, с другой бисеринкой и долго до тебя не доберется» [15. С. 9]. О. М. Рындина считает, что край одежды рассматривается как граница, защищающая от воздействия враждебных миров, поэтому украшения и орнамент размещают на одежде, как правило, ближе к отверстиям - вороту, устьям рукавов, подолу, разрезам [16. С. 343].

Бисерные подвески и колокольчики на ритуальных предметах, как и их «лоскутность», несут на себе наибольшую семантическую нагрузку. Они указывают на священный статус данной вещи, символизируют мифологический сакральный край в переходные периоды и связаны с символикой конца и начала. Это находит отражение в оформлении сакральных вещей, хранящихся в священных сундуках. Например, покрывало Ас тый ики, богатырские шапки, помимо сакральных узоров, имели край из меха или из меха и подвесок с колокольчиками [17. С. 96]. Их шили из лоскутов разного цвета. По краям ритуальных халатов нашивали аппликативные полосы. Ритуальная одежда, имеющая «край», рассматривается одновременно и как «граница», защищающая от воздействия иного мира. Как видим, украшения и орнаменты выполняют охранительную функцию и служат средством установления контакта со сверхъестественными силами. Как отмечает О.М. Рындина, окаймление краев одежды - архаичная композиционная схема у многих народов [16. С. 343].

К наиболее значимым функциям одежды Т.Н. Глушкова и С. А. Дудкина относят половозрастную [18. С. 118]. Одежда мужчины считалась священной (особенно пояс и обувь), в то время как женская - «низкой»: мужчине было даже стыдно касаться ее [5. С. 284]. Различия между взрослой и

детской одеждой проявлялись в украшениях. В детской их было гораздо больше, так как считалось, что это защищает ребенка от злых духов. Тканая одежда - ужа сама по себе сильнейший оберег, а применение ее в различных вариантах усиливает эту функцию. Семиотическим статусом обладает нить, которая формируется вращением веретена по солнцу или против его хода. В мифологии многих народов нить связывается с предопределенностью, судьбой [18. С. 118]. Одежда девушки повсеместно была более яркой, шилась из лучших материалов и имела больше украшений [14. С. 196]. Особенно украшались косы и грудь. Предполагается, что такие украшения служили оберегами [12. С. 146]. В XVIII в. ханты наряжали невесту в красный кафтан или другую одежду этого цвета, в XIX в. - в лучшую одежду [19. С. 188]. У ханты только старухи носили кафтаны из черной ткани, в которых их потом и хоронили [20. С.182, 216]. Подол женской шубы оторачивался собачьим мехом, чтобы подчеркнуть связь женщины с Нижним миром [21. С. 67]. Женщина считается «нечистой» снизу, поэтому низ одежды должен быть темным и женщина должна смотреть вниз, под ноги [22. С. 98].

Одежду нельзя бросать на пол, так как человек может остаться без души, также через нее может перешагнуть какое-нибудь нечистое животное или человек. Если через шаманскую одежду перепрыгнет лягушка, это нанесет вред его духам [23. С. 188]. «Если одежда ребенка упала в воду, он может утонуть» [Там же. С. 188]. В брошеной одежде всегда заводятся злые духи. В одной из сказок на героя наслали духа в виде облезлой парки [2. С. 439, 531]. Мужчины боятся надеть малицу, на которую случайно наступила женщина, так как верят, что могут умереть [24. С. 67]. Исходя из представлений о зеркальности потустороннего мира, старую одежду ханты вывешивают на деревьях для того, чтобы пользоваться ею в загробной жизни [25. Р. 83].

Во время медвежьего праздника надевали только лучшую одежду, иначе медведь мог обидеться и отомстить [26. С. 165]. Платок являлся важным атрибутом этого действа. Женщины закрывали лицо платком по традиции: медведь в представлении угров - предок-покровитель, старик, в присутствии которого необходимо соблюдать обычай закрывания лица, как от родственников мужа. Кроме того, платки надевали мужчины при исполнении женских ролей в интермедиях, что объясняется тем, что платок символизирует женщину. Наряду с тканью платок использовался для изображения невидимости богов либо маски-

Семантика одежды в традиционной культуре обских угров

ровки человека при исполнении танцев животных. Голова медведя также украшалась им: если он надевался на голову, то изображалась самка, если повязывался на шею - то самец [18. С. 117]. Во время медвежьего праздника женщинам разрешалось целовать морду медведя только через платок [13. С. 547]. Платок являлся символом замужней женщины - во время обряда сватовства жених надевал его на невесту, в дальнейшем она закрывала им свое лицо от отца мужа и его старших братьев. После свадьбы невесту увозили в дом мужа на нартах, покрыв ее поверх шубы платками: двумя, если были живы оба родителя, одним - если не было отца или матери [Там же. С. 419, 422]. Е.Г. Федорова описывает обычай манси на р. Ку-новат, когда после 5- или 50-дневного или 5месячного траура самая близкая покойному женщина (мать, сестра, жена) меняла головной платок: снимала его и обматывала вокруг ствола дерева на окраине поселка, голову покрывала новым платком, вывернутым наизнанку. Считалось, что эти платки помогают душе усопшего перебираться через огненные реки и карабкаться по горам [27. С. 86]. Умершей женщине, у которой не было хорошей одежды, могли надеть платок, ранее пожертвованный духам, в то время как умершего мужчину полностью одевали в пожертвованную одежду [28. С. 128]. Платок служил откупом обманутому мужу со стороны соперника, символизируя «стирание стыда с лица» [29].

Шелковые халаты различного цвета маркировали принадлежность человека к социуму или определенной половозрастной категории, а также являлись отличительным признаком изображаемого божества на медвежьем празднике. Пояс был обязателен для всех участников праздника. Пояс красного цвета выступал в качестве символа богов [18. С. 117]. Цветовая символика в этом обряде занимала важное место. Одежда исполнителей танцев в честь богов была белой (символ удачи, благополучия, счастья) и черной (печаль, траур, болезнь, горе). Цвет костюма бога зависел от его статуса: дух болезни Хинь ики был одет в черное, добрые духи - в белое. Важную роль играл красный цвет - символ очищения, недаром перед каждым танцем духов помещение окуривалось дымом священного огня, а красный цвет символизирует огонь [Там же. С. 118].

После рождения ребенка существовали определенные правила ношения женщинами одежды. Целую неделю роженица ходила в разорванном платье, зимой - в мороз, а летом - при комарах. После этого совершался обряд очищения, и женщина переодевалась в лучшую одежду [13.

С. 384]. Специальной погребальной одежды обские угры не использовали. Одежда должна быть новой, лучшей, чистой. Известно, что новая одежда - один из признаков всех переходных обрядов, где индивид, переходя в новое состояние, меняет все - от одежды до имени [12. С. 56]. Такое же отношение к похоронной одежде и у ханты [7]. По этнографическим материалам, обычай хоронить покойного в распашной одежде и разрезанной обуви связывается со стремлением облегчить ему переход в иное состояние. Ритуальным аналогом служит распашное платье на роженице [12. С.57]. Если человек пропадал и его считали умершим, то в гроб складывали его одежду, обувь, личные вещи [28. С. 137]. У некоторых групп обских угров существовали запреты на использование шкур и меховой одежды для умершего. А. Каннисто зафиксировал запрет надевать на умершего промысловую одежду из шкур лося и дикого оленя [28.

С. 128]. Г. Старцев отмечал в начале XX в. у ханты запрет класть в могилу и надевать на умершего меховую шубу в связи с тем, что на том свете могут заставить пересчитывать ворсинки [30. С. 127]. На р. Казым, наоборот, умерших кладут на старую нарту, покрытую оленьей шкурой. Всю ночь горит костер, а когда ночь пройдет, умершего выносят на улицу и помещают в гроб вместе со шкурой. Когда покойник дома - не разрешается входить шаманам или говорить про них [31. С. 5].

Правилами этикета ханты предписывалось не ходить обутым на одну ногу или в разную обувь. При этом взрослые детям говорили: «Вороватым будешь» [32. С. 39].

Подводя итог, нужно сказать, что национальный костюм чрезвычайно насыщен семантически. Одежда, способ ношения ее отдельных элементов повествуют о возрасте и жизненном периоде, который переживает ее владелец. А декор и цвет, как отдельные слова складываются в местную историю, национальную легенду и способны поведать знающему, с какой территории пришла изготовившая данный предмет мастерица.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенова В.И. Мифологика мира мертвых (по мифологическим и археологическим источникам Западной Сибири. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2008. 213 с.

2. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. 568 с.

3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 542 с.

4. Южанинова М.В. Хантыйский сах // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992. С. 104-109.

5. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции

самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

6. Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 351 с.

К.П. Черемисина

180 -------------------------------------------------------------------

7. Полевые материалы автора, собранные в пос. Новый Васюган Каргасокского р-на Томской области, 2009 г.

8. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: в 3 т.; пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с.

9. Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у маньзов. М., 1888. 91 с. (Тр. этногр. отдела о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те; кн. 7).

10. Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Нов. серия. М.; Л., 1959. Т. 51: Исследования и материалы по вопросам первых религиозных верований. С. 114-156.

11. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов: в 3 т.; пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 3. 264 с.

12. Попова С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 180 с.

13. Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М.: Наука, 2009. 756 с.

14. Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с.

15. ЛукинаН. В. Записи бесед с хантами и манси. г. Ханты-Мансийск, февраль, 1987 // Архив Музея истории, археологии и этнографии Сибири. Томск: Том. гос. ун-т. № 987.

16. Рындина О.М. Орнамент. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. 640 с. (Очерки культурогенеза народов Западной Сибири; Т. 3).

17. Гемуев И. Н. Религия народа манси. Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.

18. Глушкова Т.Н., Дудкина С.А. Роль ткани и тканой одежды в обрядовой практике обских угров // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 3 (15). С. 112-121.

19. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII -первой половине XIX в. Новосибирск: Наука, 1975. 306 с.

20. Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья: источники по этнографии: в 5 т. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. Т. 1. 336 с.

21. Песикова А. С. Взгляд изнутри культуры. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. 98 с.

22. Лукина Н.В. Нижнеобской этнографический отряд проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского университета в Приуральский район ЯмалоНенецкого автономного округа Тюменской области, август -сентябрь, 1987 // Архив Музея истории, археологии и этнографии Сибири / Том. гос. ун-т. № 984.

23. Материалы по фольклору хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 216 с.

24. Лар Л.А. Культовые памятники Ямала Хэбидя я. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 173 с.

25. Jordan P., Filtchenko A. Continuity and Change in Eastern Khanty Language and Worldview // Rebuilding Identities: Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia / ed. by E. Kasten. Berlin, 2005. P. 63-89.

26. Патканов С. К. Сочинения: в 2 т. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. Т. 1: Остяцкая молитва. 400 с.

27. Федорова Е.Г. Материалы к погребальному обряду

северных манси: Материалы полевых этнографических

исследований 1990-1991 гг. СПб., 1993. С. 77-97.

28. Соколова З.П. Погребальная обрядность: ханты и манси // Семейная обрядность народов Сибири: опыт сравнительного изучения. М., 1980. С. 125-143.

29. Зибарев В.А. Юстиция у малых народов Севера (XVII-XIX вв.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. 206 с.

30. Старцев Г.А. Остяки: социально-этнографический очерк. [Л.], 1928. 152 с.

31. Кулемзин В.М. Материалы этнографической

экспедиции в пос. Октябрьском и пос. Нарыкоры Тюменской области, 1979 г. // Архив Музея истории, археологии и этнографии Сибири / Том. гос. ун-т. № 780.

32. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.