Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА КОНЦЕПТА "ИНТЕРНЕТ" В МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ "ОБРАЗА МИРА" СТУДЕНТОВ'

СЕМАНТИКА КОНЦЕПТА "ИНТЕРНЕТ" В МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ "ОБРАЗА МИРА" СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / КОНСТРУКТ / ПСИХИЧЕСКАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / "ОБРАЗ МИРА" / КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

Рассмотрены характеристики репрезентации концепта «Интернет» в обыденном сознании личности (студенты, n=86, M=22). Полученные различия по группам испытуемых разделены на три группы. Семантическое ядро концепта «Интернет» мало отличается во всех трех группах и воспринимается как конкретная деятельность (работа, учеба, деятельность и т. д.) и как набор важных личностных и профессиональных качеств (умение ориентироваться в интернет-среде, мастерство, смекалка, интеллект и т. д.). Отличием является то, что в 1 группе испытуемых, у которых интернет занимает высокую позицию в иерархии социальных ценностей, «полезность» составляет ядро модели концепта «Интернет», во 2 и 3 группах - конкретная деятельность. По результатам исследования, значение «Интернета» занимает разное положение в иерархии социальных ценностей. «Интернет» имеет субъективное значение и смысл в «образе мира» личности, что отражает различия в свойствах семантики ее ПСО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE CONCEPT “INTERNET” IN MODELING THE MENTAL SELF-ORGANIZATION OF THE “IMAGE OF THE WORLD” OF STUDENTS

Characteristics of representation of a concept Internet in ordinary consciousness of the personality are considered (students, n=76, M=22). The received distinctions on groups of examinees are divided into three groups. The semantic kernel of a concept Internet differs in all three groups a little and is perceived as concrete activity (work, study, activity, etc.) and as a set of important personal and professional qualities (ability to be guided in the Internet to the environment, skill, sharpness. intelligence, etc.). Difference is that in 1 group of examinees at whom the Internet takes a high position in hierarchy of social values “usefulness” Internet, in 2 and 3 groups - concrete activity is the center of model of a concept. By results the value of the “Internet” occupies a miscellaneous situation in hierarchy of social values. “Internet” makes subjective value and sense in “an image of the world” of the personality that reflects differences in properties of semantics of its PSO.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА КОНЦЕПТА "ИНТЕРНЕТ" В МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ "ОБРАЗА МИРА" СТУДЕНТОВ»

С. И. Дьяков

УДК 159.9.072

СЕМАНТИКА КОНЦЕПТА «ИНТЕРНЕТ» В МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ «ОБРАЗА МИРА» СТУДЕНТОВ

I ндивидуальный опыт жизни составляет семантическую репрезентацию «образа мира» личности, которая складывается в жизненном пространстве познания мира и взаимодействия с людьми. В связи с этим актуально изучение виртуального пространства интернет-реальности, которое является сегодня «параллельным миром», в котором в значительной мере проводят свою жизнь люди. Также данная проблема раскрывается в аспекте интеграции образования [7] и определяет последствия для карьеры и профессионального поведения [10] и психологического здоровья [12]. Вместе с тем проблема социальной идентичности выступает как ключевая концепция, связывающая трансформационные изменения в обществе с индивидуальным [16].

В ракурсе отечественной парадигмы дея-тельностного подхода в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) изучение семантики интернета в обыденном сознании студентов рассматривается в аспекте «образа мира» как целостной картины бытия (А. Н. Леонтьев и др.). Методология семантического подхода широко представлена в современной психологии, что позволяет раскрыть субъективную картину значения вещей в «образе мира» личности и определить смысловую структуру индивидуального опыта [3]. Личность - это динамическая смысловая система, по Л. С. Выготскому. Складываемая смысловая психическая самоорганизация (ПСО) личности определяет ее направленность в системе отношения к миру (по С. Л. Рубинштейну) [6]. Интерпретация обра-

¿022//-

за мира строится путем речевого понятийного логического построения содержания понимания человеком себя и мира на основе ассоциативных образно-чувственных конструктов опыта. Что образует семантическую структуру субъективного отношения личности [9; 11; 13; 15]. В области когнитивной лингвистики категория «концепт» используется как идея, личностный осмысленный фрагмент жизненного опыта, как семантическая, смыс-лообразующая единица опыта индивида, заключающая в себе имплицитную личную теорию, отражающую представления о каком-либо аспекте действительности, а также мире и жизни в целом [1; 2; 4; 5; 8 и др.]. В пространстве ПСО строится субъективная реальность - образ и концепция, описывающие понимание личностью окружающего мира и определяющие смыслы. «Образ мира», а также «Я-концепция» и ценностные ориентации личности [14] выступают как интегрированные формы семантики ПСО, ее понимания и отношения как субъекта жизни.

Цель исследования - изучение семантики категории «Интернет» как концепта ПСО личности в актуальном пространстве культурно-исторической среды жизни, в иерархии ценностей культуры общества в «образе мира» личности. Гипотеза: если для разных людей ценность интернета занимает разное положение в иерархии социальных ценностей, то концепт «Интернет» должен иметь смысловые (семантические) различия в своем содержании.

Организация и методы исследования

Выборка студентов 3-5 курсов (п=86; M=22). Методы исследования: лингвистический ассоциативный эксперимент, семантический анализ и классификация, методика оценивания удовлетворенности основных потребностей, экспертная оценка.

Процедура исследования. На основе оценивания удовлетворенности основных потребностей в ассоциативном эксперименте респондентам предлагалось подобрать слова, определяющие понятие «Интернет». Выявленные понятия были подвергнуты процедуре

описательной статистики, экспертной оценки и семантического анализа (SPSS-24).

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения иерархии социокультурных ценностей (ИСЦ) использована методика оценивания удовлетворенности основных потребностей в аспекте интернета (на основе иерархической структуры потребностей А. Маслоу). В результате проведенного исследования выборка испытуемых была разделена на три группы: 1 группа - 56 % - интернет занимает высокое положение в ИСЦ;

2 группа - 29 % - среднее положение в ИСЦ;

3 группа - 15 % - интернет занимает низкое положение в ИСЦ.

В исследовании использован метод свободных ассоциаций для определения ассоциативных понятий, связанных с оценкой семантики концепта «Интернет». Данные эксперимента обработаны методом семантического анализа и классификации. Результаты классификации ассоциативных понятий, связанных с оценкой семантики концепта «Интернет», отражены в таблице 1. Семантический анализ и классификация понятий проведена экспертами - 10 студентами-психологами.

Таблица 1 Список для определения иерархии социальных ценностей

1)работа 7) профессия

2) способность к дос- 8) активное участие

тижениям в жизни общества

3)богатство 9) семья

4) личная независи- 10) дисциплина

мость 11) предприимчи-

5) социальное положе- вость

ние, статус 12)склонность к

6) социальное равенсво риску

По трем группам испытуемых были получены различия в моделях организации концепта «Интернет».

В 1 группе испытуемых, для которой концепт «Интернет» имеет большое значение в ИСЦ, получена следующую модель организации семантического ядра: полезность, положительные личностные и профессиональные качества. Ближнюю периферию состав-

Таблица 2

Оценка концепта «Интернет» - классификация понятий

Положительные личностные и Профессиональные качества Способность, умение, мастерство, честность, кропотливость, ответственность, сила воли, упорство, требовательность, амбициозность, мудрость, терпение, скрупулезность, решительность, серьезность, внимание, добросовестность, усидчивость, терпение

Деятельность Работа, активность, вязание, стройка, урок, старания, скорость, полив, посев, учеба, изготовление, кропотливая работа, выпуск продукции, думать, делать, реализация, дело, действие

Роль Студент, профессия, преподаватель, друзья, блогер

Символы Бренд, символ, эталон

Обязанность Необходимость, важность, обязанность, обязательство, нужность, должное, надо, важное

Вознаграждение Деньги, прибыльный, вознаграждение, похвала, оплата, прибыль

Отдых Каникулы, досуг, выходной, сон, отдых, развлечение, радость, песня, веселый

Полезность Продуктивный, помощь, альтруизм, продукт, ценный, польза, положительный результат, полезный, добро, полезность, облагораживание, важность, цель

Надежда Решение проблем, надежда

Коммуникация Коммуникабельный, общение, отношения, коммуникация с другими людьми, секс, знакомства, люди, чат

Ассоциация со временем Отсутствие времени, время, вечер, постоянный, час, ночь, лето, ежедневный, каждый день

Интерес Интересный, занимательный, увлекательный, занятный, заинтересованность, поглощенность, творчество

Времяпрепровождение Отвлечение, времяпрепровождение, занятие времени

Орудия Механизм, мышка, инструменты, офис, баржа, орудие, компьютер, сеть,

Успешное развитие Статус, независимость, успешность, карьера, самореализация, развитие, эволюция, развитие человека

Умственная работа Логический, интеллект, знания, умственная работа, смекалка, ум, образование

Положительное эмоциональное отношение Веселый, приятный, счастье, свет, благополучный, чистый, страсть, солнце, безопасный, легкий, яркий, радость, добровольный, стабильный, сильный

ляют семантики: деятельность, отдых. Отдаленную периферию: роль, ассоциации с временем, символы. Крайняя периферия: вознаграждение, надежда, интерес, обязанность, коммуникации. Во 2 группе испытуемых, для ко-

торой концепт «Интернет» имеет среднее значение в ИСЦ, получена модель организации семантик в ядро «деятельность». Ближнюю периферию составляют семантики: положительные личностные и профессиональные ка-

чества, вознаграждение. Отдаленную периферию - обязанность, коммуникации, полезность, роль, отдых, тяжесть, успех, умственная работа. Крайнюю периферию - орудия, ассоциации с временем, интерес, времяпрепровождение, негативное эмоциональное отношение. В 3 группе испытуемых, для которой концепт «Интернет» имеет низкое значение в ИСЦ, получена модель организации семантик в ядро: деятельность, положительные личностные и профессиональные качества, орудия. Ближнюю периферию составляют семантики: положительное и негативное эмоциональное отношение, символика, вознаграждение. Отдаленную периферию: полезность, тяжесть, обязанность, интерес. Крайнюю периферию: ассоциации с временем, коммуникации, роль, отдых, умственная интернет, времяпрепровождение.

Выводы

1. Семантическое ядро концепта «Интернет» слабо отличается во всех трех группах и воспринимается испытуемыми, прежде всего, как конкретная деятельность (работа, учеба, деятельность и т. д.) и как набор важных личностных и профессиональных качеств (умение ориентироваться в интернет-среде, мастерство, смекалка. интеллект и т. д.). Отличием является то, что в 1 группе испытуемых, у которых интернет занимает высокую позицию в ИСЦ, «полезность» составляет ядро модели концепта «Интернет», во 2 и 3 группах - конкретная деятельность.

2. Ассоциативный массив концепта «Интернет» в 1 группе испытуемых указывает на то, что интернет воспринимается как роль и деятельность. В этой группе встречается категория «надежда». Отсутствуют категории «тяжесть», «орудия», «времяпрепровождение», «положительное и негативное эмоциональное отношение».

4. Во 2 группе интернет воспринимается как нечто обязательное, как вознаграждение, как роль и нечто полезное. Появляются категории «тяжесть», «успех», «умственная работа», «времяпрепровождение» и «негативное эмоциональное отношение».

5. В 3 группе интернет воспринимается через эмоциональное отношение как «развлечение», «отвлечение от реальности», «орудия», «сложность». Категории «сложность», «обязанность» и «негативное эмоциональное отношение» находятся в центре массива.

Таким образом, ценность интернета занимает разное положение в иерархии социальных ценностей. Концепт «Интернет» имеет субъективное значение и смысл в «образе мира» личности как субъекта социального взаимодействия, что отражает различия в свойствах семантики ПСО.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены характеристики репрезентации концепта «Интернет» в обыденном сознании личности (студенты, n=86, M=22). Полученные различия по группам испытуемых разделены на три группы. Семантическое ядро концепта «Интернет» мало отличается во всех трех группах и воспринимается как конкретная деятельность (работа, учеба, деятельность и т. д.) и как набор важных личностных и профессиональных качеств (умение ориентироваться в интернет-среде, мастерство, смекалка, интеллект и т. д.). Отличием является то, что в 1 группе испытуемых, у которых интернет занимает высокую позицию в иерархии социальных ценностей, «полезность» составляет ядро модели концепта «Интернет», во 2 и 3 группах - конкретная деятельность.

По результатам исследования, значение «Интернета» занимает разное положение в иерархии социальных ценностей. «Интернет» имеет субъективное значение и смысл в «образе мира» личности, что отражает различия в свойствах семантики ее ПСО.

Ключевые слова: семантика, конструкт, психическая самоорганизация, «образ мира», концепт.

SUMMARY

Characteristics of representation of a concept Internet in ordinary consciousness of the personality are considered (students, n=76, M=22). The received distinctions on groups of examinees are divided into three groups. The semantic kernel of a concept Internet differs in all three

groups a little and is perceived as concrete activity (work, study, activity, etc.) and as a set of important personal and professional qualities (ability to be guided in the Internet to the environment, skill, sharpness. intelligence, etc.). Difference is that in 1 group of examinees at whom the Internet takes a high position in hierarchy of social values "usefulness" Internet, in 2 and 3 groups - concrete activity is the center of model of a concept.

By results the value of the "Internet" occupies a miscellaneous situation in hierarchy of social values. "Internet" makes subjective value and sense in "an image of the world" of the personality that reflects differences in properties of semantics of its PSO.

Key words: semantics, construct, mental self-organization, "image of the world", concept.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмакаева AM, Гашенина Н. В. Субъективное благополучие: концептуализация, измерение и российская специфика // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2020. - №. 1. -C. 4-13.

2. Горностаев С. В. Психологическое содержание, соотношение и научное применение концептов "loyalty" и "commitment" // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2020. - Т. 17. - № 2. - С. 367-383.

3. Дьяков С. И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни // Основы психологии субъекта: монография. -СПб.: Проспект Науки, 2016. - 680 с.

4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.

5. Крючкова Н. В. Методы изучения концептов. Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: труды и материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию Казанского университета. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C. 271-272.

6. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становле-

ния ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. - 174 с.

7. Кремнева Л. В. и др. Стратегирование образования: экосистемный переход // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24. - № 4 (101). - C. 656-677.

8. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: научные труды Центрконцепта. - Архангельск, 1997. - Вып. 1. -С. 11-35.

9. Alekhin A. N., Koroleva N. N., Ostashe-va E. I. Semantic Structures of World Image as Internal Factors in the Self-Destructive Behavior of Today's Teenagers // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - Vol. 8, Is. 1. - P. 125-138.

10. Akkermans J., Richardson J., Krai-mer M. L. The Covid-19 Crisis as a Career Shock: Implications for Careers and Vocational Behavior // Journal of Vocational Behavior. -2020. - Vol. 119. - P. 103434.

11. Chernyak А. Psychosemantics and Re-presentationalism: 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. - Atlantis Press, 2017. - Р. 16-20.

12. Dalton L., Rapa E., Stein A. Protecting the Psychological Health of Children through Effective Communication about COVID-19 // The Lancet Child & Adolescent Health. - 2020. -Vol. 4. - № 5. - С. 346-347.

13.Dyakov S. Semantic Representation of Social and Role Identification in Subject Self-Organization of Personality [Electronic resource] // Psycholinguistics. - 2020. - 27 (1). - P. 52-79.

14. Inoguchi T., Le L.T.Q. Global Citizens' Preferences for Value Orientation // The Development of Global Legislative Politics. Trust (Interdisciplinary Perspectives). - 2020. - Vol. 3. -Springer, Singapore. - P. 25-31.

15. Kenett Y. N., Faust M. A Semantic Network Cartography of the Creative Mind // Trends in Cognitive Sciences. - 2019. - Vol. 23, Is. 4. -P. 271-274.

16. Schulte M. et al. Social Identity as a Key Concept for Connecting Transformative Societal Change with Individual Environmental Activism // Journal of Environmental Psychology. -2020. - Vol. 72. - P. 101525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.