Научная статья на тему 'Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении'

Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6899
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТИ РЕЧИ КАК КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ПРИЗНАКОВЫЕ СЛОВА / РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ / ПРОТОТИПИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / МЕНТАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ / PARTS OF SPEECH AS COGNITIVE-DISCURSIVE FORMATIONS / LINGUISTIC CATEGORIZATION / ATTRIBUTIVE WORDS / RANKS OF ADJECTIVES / PROTOTYPIC MEANING / MENTAL STRATEGIES OF TEXT USAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Емилия Александровна

Статья посвящена рассмотрению проблем семантики лексико-грамматических разрядов имен прилагательных как разных способов моделирования и репрезентации признаков, качеств, свойств объектов внеязыковой действительности. Выявляются ментальные стратегии употребления качественных и относительных прилагательных в художественном тексте, обусловленные их категориальными различиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is considers the semantics of lexical and grammatical ranks of adjectives as different methods of their attributes, qualities and properties modeling and representation of extra-linguistic entities. Mental strategies that sustain the use of qualitative and attributive adjectives have been defined in relations to the categorical differences of the adjectives.

Текст научной работы на тему «Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении»

УДК 482 + 412.329

ББК 81.032 + 81.411.2 - 212

Е.А. Макарова

семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении

Статья посвящена рассмотрению проблем семантики лексико-грамматических разрядов имен прилагательных как разных способов моделирования и репрезентации признаков, качеств, свойств объектов внеязыковой действительности. Выявляются ментальные стратегии употребления качественных и относительных прилагательных в художественном тексте, обусловленные их категориальными различиями.

Ключевые слова: части речи как когнитивно-дискурсивные образования; языковая категоризация; признаковые слова; разряды имен прилагательных; прототипическое значение; художественный текст; ментальные стратегии текстового употребления

E.A. Makarova

semantics of qualitative and relative adjectives in cognitive aspect

The article is considers the semantics of lexical and grammatical ranks of adjectives as different methods of their attributes, qualities and properties modeling and representation of extra-linguistic entities. Mental strategies that sustain the use of qualitative and attributive adjectives have been defined in relations to the categorical differences of the adjectives.

Key-words: parts of speech as cognitive-discursive formations; linguistic categorization; attributive words; ranks of adjectives; prototypic meaning; mental strategies of text usage

Семантические характеристики имен прилагательных как единиц лексического уровня языка не имеют в лингвистике однозначной интерпретации, несмотря на длительную традицию изучения данной части речи. Специфика разрядов прилагательных может получить совершенно новое освещение в связи с развитием когнитивного направления в современной антропоцентрической лингвистике, когда в центре внимания находятся вопросы взаимосвязи языковой семантики и концептуальных систем, которыми оперирует человеческое сознание.

В свете нового подхода к языку части речи рассматриваются как особые когнитивнодискурсивные образования [Кубрякова, 1997, с. 6], отражающие, с одной стороны, особенности восприятия и осмысления мира нашим сознанием, а с другой - служащие для выполнения закрепленных за ними функций в составе высказывания и текста. Когнитивный аспект в этом случае состоит в понимании частей речи как проекций в мир языка разных по своей сути или по восприятию их челове-

ком объектов действительности, из которого неизбежно вытекает, что в частях речи находят свое отражение особенности познания и фиксации различных сторон действительности тем или иным языковым коллективом.

В непрерывности, континуумности мира наше сознание выделяет, прежде всего, некие устойчивые сущности. Первичное членение сущностей отражаемого сознанием мира предполагает их языковую категоризацию, поэтому различие вещи и признака лежит как в основе структуры мысли, так и структуры языка, что и обусловливает, в свою очередь, подразделение языковых знаков на два семи-ологических подкласса - предметных и признаковых слов. Такая классификация отражает онтологическую категоризацию человеческим языковым сознанием предметов, явлений окружающей действительности, а также их признаков и свойств.

С лингвистических позиций понятие признака закреплено за особым семиологиче-ским подклассом словесных знаков - признаковыми именами, характеризующими не толь-

ко внешний, но и внутренний мир человека, его отношение к окружающей действительности. Признаковыми словами (именами) называем, вслед за М.В. Никитиным [Никитин, 1996, с. 248], «синтаксически специализированные в признаковой функции полнозначные слова с лексическим значением признака». Многообразие предметов и их свойств, а также их эмоциональные и эмпирические оценки познающим мир субъектом манифестируются различными типами признаковых слов -глаголами, прилагательными, наречиями. При этом наиболее общей и существенной чертой семантики прилагательных является их указание на непроцессуальные признаки (качества, свойства, отношения) предметов, глагола - процессуальные признаки (действия, состояния), наречия - признаки признака. Таким образом, значение признака, качества, свойства предмета воплощается в языке sui generis лишь одним лексико-грамматическим классом слов - именем прилагательным, входящим в основное «когнитивное» звено словарного состава языка и обслуживающим познавательно-классифицирующую и квалитативно-оценочную сферы человеческой деятельности.

Понятие о прилагательном как своеобразном классе слов, обозначающем пассивные признаки предмета, нашло отражение в лингвистических концепциях А.А. Потеб-ни, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, в «Русской грамматике» [1980]. Традиционно имя прилагательное определяется как лексико-грамматическая категория, «объединяющая слова, которые обозначают признак предмета (качественный, относительный или указательно-определительный) и которые являются определяющими имена существительные...» [Виноградов, 1972, с. 157].

Выявляя грамматическую природу понятия признака, лежащего в основе вычленения имени прилагательного как части речи, В.В. Виноградов писал, что основные грамматические формы прилагательного (формы рода, числа, падежа) «не выражают никаких дополнительных лексических значений, кроме общего значения согласуемого признака» и являются «формами синтаксических отношений, формами грамматического согласования» [Там же. С. 151]. Таким образом, пассивность признака реализуется в подчинении,

своеобразном следовании грамматических категорий прилагательного категориям существительного. Репрезентация в грамматических формах прилагательного «общего значения согласуемого признака», их синтаксич-ность и создают лингвистическую основу для включения прилагательных разных разрядов в единый лексико-грамматический класс.

Как известно, по семантике прилагательные крайне неоднородны. Универсальным в семантической классификации прилагательных является их деление на два лексикограмматических разряда - качественные и относительные, которое обусловлено внутри-частеречной категоризацией признака. Понятие «лексико-грамматические разряды», несомненно, отражает один из важнейших этапов категоризации действительности, оказываясь наиболее приближенным и тесно связанным с собственно языковым ее характером. Первичным по отношению к ней является только категоризация, осуществляемая с помощью частей речи. Будучи следующим этапом в категоризации действительности, лексикограмматические разряды оказываются более конкретными образами, с помощью которых человек воспринимает мир и формирует базу знаний, необходимых для владения языком и его использования в коммуникации.

Обращение к семантике как к способу отражения мира в языке открыло перспективу исследования имен прилагательных, качественных и относительных, как разных способов моделирования и репрезентации признаков, свойств, качеств объектов внеязыко-вой действительности. При этом положения когнитивной лингвистики используются при характеристике механизмов языковой категоризации в дополнение к традиционным критериям.

Прототипическим для прилагательного выступает значение качества предмета как его непроцессуального признака, присущего предмету или открываемого в нем. Наилучшим представителем этого лексикограмматического класса слов выступает качественное прилагательное, поскольку оно имеет наиболее полный набор признаков данной части речи. Неслучайно В.В. Виноградов единой категориальной основой имени прилагательного считал понятие качества [Виноградов, 1972, с. 183].

Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто - такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: белый - белее, красивый - красивее, прочный - прочнее, упрямый - упрямее, хороший - лучше [Русская грамматика, 1980, т. I, с. 541]. Наиболее последовательную семантическую классификацию качественных прилагательных создал А.Н. Шрамм [Шрамм, 1979], который все качественные прилагательные на основе различий в восприятии качественного признака разделяет на рациональные и эмпирийные. Прилагательные, обозначающие признаки, не воспринимаемые органами чувств, а формирующиеся в сознании в результате сложных мыслительных операций (анализа, сопоставления, умозаключения), т.е. признаки обобщенные, типизированные, автор определяет как рациональные [Там же. С. 22]. Эмпирийные прилагательные обозначают собственные признаки конкретных предметов, т.е. признаки, воспринимаемые органами чувств и осознаваемые человеком в результате одноступенчатой мыслительной операции сопоставления с «эталоном» [Там же. С. 21]. Однако между эмпирийны-ми и рациональными качественными прилагательными нет существенного различия, поскольку они отражают две взаимообусловленные ступени в концептуализации мира - перцептивную и рациональную. При этом прототипическим, доминантным признаком качественных прилагательных выступает перцеп-тивность как первичный способ освоения мира человеком и формирования его социокультурного опыта.

Таким образом, функциональная предназначенность качественных прилагательных состоит в передаче в актах коммуникации рациональных и эмпирийных признаков предмета, способных реализоваться с разной степенью интенсивности. С иными задачами связана категоризация признака относительными прилагательными.

В сфере отражения признаковой семантики относительные прилагательные грамматически уподоблены качественным прилагательным, однако относительные прилагательные выражают признаки не прямо, непосредственно, а через отношение к предмету или к другому признаку. По мнению М.В. Никитина

[Никитин, 1996, с. 243], относительные прилагательные обозначают не признаки, а вещи (ср.: материнское поле, отцов пиджак, зубной врач и т.п.), а потому содержат указание не признака, а признаковой функции слова. Поскольку денотат относительных прилагательных «сам вещь», то отношения, возникающие между относительными прилагательными и определяемыми существительными, это отношения между двумя предметами, а не между предметом и его признаком, поэтому прототипическое значение относительных прилагательных во многом является «отраженным» и мотивируется той концептуальной структурой, которая стоит за относительным прилагательным как производным словом (ср.: ледовое шоу, сердечные капли, национальный проект т.п.).

Когнитивные свойства слова как части речи определяют его коммуникативный потенциал в конкретном тексте. Коммуникативная функция прилагательных реализуется в тексте в виде атрибутивной и предикативной. Атрибутивная синтаксическая функция имени прилагательного является его категориальным грамматическим признаком и ее выполняют как качественные, так и относительные прилагательные. Предикативная же функция манифестируется преимущественно в разряде качественных прилагательных, что и сближает их с глаголами.

Качественные прилагательные, являясь «чистыми» (Е.М. Вольф), или классическими предикатами, выражают то, что мы «думаем о мире» и «ориентированы на познающего субъекта» [Арутюнова, 1999, с. 39]. Они легко выполняют в предложении как атрибутивные, так и предикативные функции, но даже атрибутивные структуры с качественными прилагательными в итоге сводимы к глубинным предикативным структурам. Не случайно некоторые лингвисты [Арутюнова, 1999; Вольф, 1978] сочетание качественного прилагательного в функции определения при существительном рассматривают как своего рода языковой стереотип для выражения осуществленной ранее и не актуальной для данного момента предикации. Ср.: Добрый мальчик - мальчик добр; Ленивый ученик - ученик ленив; Строгий учитель - учитель строг. Выступая в качестве классических предикатов, качественные прилагательные берут на себя

роль сообщаемого, формируют коммуникативную перспективу высказывания.

Если по коммуникативной нагрузке качественные прилагательные - типичные предикаты, то с этим и связано их противопоставление относительным прилагательным. Разница состоит в способе представления признака: в атрибутивной позиции признак мыслится как присущий субстанции, а в предикативной - как сообщаемый предмету, поскольку при коммуникативном подходе к значению слова функции именования, референции, идентификации противопоставляются функциям сообщения [Арутюнова, 1999]. Выполняя атрибутивную функцию, относительные прилагательные отражают признак, не актуализирующийся в момент речи, а составляющий одну из внутренних характеристик предмета, поэтому они обычно служат основой для идентификации предмета, выступая в роли расчлененных номинаторов. Например: промысловый сезон, календарный год, летний семестр, рабочий день, ночная работа, зимняя одежда, воздушная трасса, кофейные деревья, природная среда, мелкая монета, литературный язык, атомный реактор, цирковые артисты, грецкий орех, писчая бумага, легковой автомобиль и др.

Основную коммуникативную функцию относительных прилагательных можно определить как специфицирующую, суть которой состоит в отнесении предмета к определенному подклассу. Ср.: пригласительный билет в отличие, например, от проездного, железнодорожного, трамвайного, автобусного, троллейбусного и др.

Языковая способность относительных прилагательных передавать устойчивые, постоянные признаки предметов делает их важным средством текстовой спецификации художественно отраженных реалий, придающим повествованию характер объективной характеристики. Например:

Арбат кончал свой день... Трамваи выходили из парка с одним, а то и двумя прицепными вагонами - безнадежная попытка удовлетворить транспортные нужды великого города. А под землей уже выкладывали первую очередь метро, и на Смоленской площади над шахтой торчала деревянная вышка... (Рыбаков А. Дети Арбата).

Необходимо отметить, что в тексте возможно использование относительных прилагательных не только в атрибутивной, но и предикативной функции. Однако предикативное употребление относительных прилагательных ограничено семантикой сочетающейся с ними связки быть, не указывающей на изменение признака или на его субъективное восприятие. Например:

Дом был каменный с деревянными галереями (Пастернак Б. Доктор Живаго).

Относительные прилагательные в силу своей отсубстантивной семантики редуцированно отражают предикативную функцию, в той мере, в какой она сближена с атрибутивной (ср.: каменный дом), поскольку выражаемые ими признаки объективны и постоянны, что и отличает относительные прилагательные от качественных.

Специфика семантики качественных прилагательных проявляется в их особых субка-тегориальных характеристиках, обусловленных их родственными связями с глаголом в межкатегориальной языковой парадигме, выражающейся в общности их грамматических категорий и функций, которые отчетливо просматриваются при коммуникативном употреблении прилагательных.

Качественные прилагательные могут передавать как постоянные, вневременные, так и динамические, изменяющиеся признаки, что обусловлено наличием в их значениях общих с глаголом сем процессуальности. Однако если для глагола процессуальность является его основным категориальным признаком, на основе которого вычленяется данная часть речи, для качественного прилагательного значение процессуальности - признак субкате-гориальный. Семантика процессуальности, свойственная разряду качественных прилагательных, связана с их недифференцированной способностью выражать и качество, и качественное состояние как отражение временных признаков предмета. Грамматическим средством выражения этого значения служит краткая форма качественных прилагательных со свойственной ей в современном русском языке исключительно предикативной функцией. Например: «Весь этот день... друзья и товарищи... Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив, сосредоточен» (Толстой Л. Война и мир).

В основном номинативном значении прилагательные скучный, сердитый, молчаливый, задумчивый, сосредоточенный относятся к предикатам «качества» [Степанов, 2002, с. 152-153] и не имеют в своей семантической структуре сем временности, для реализации же семантики состояния, наслаивающейся на основное значение предикатов, используются специальные средства - текстовый актуализа-тор «весь этот день», а также краткие формы данных качественных прилагательных, коммуникативное назначение которых и состоит в репрезентации признаков, изменяющихся во времени.

В отличие от кратких форм, полные формы качественных прилагательных именуют постоянные, вневременные признаки предмета, поэтому их типовые семантические связи проявляются в атрибутивном употреблении (ср.: хмурое утро, пустая комната, верный друг и т.п.), однако в художественном тексте, отражающем авторский замысел и коммуникативные интенции говорящего, временная обусловленность качественной характеристики предмета может быть выражена и полной формой имени прилагательного. В этом случае средством реализации временной принадлежности признака являются видо-временные формы глагола-связки в составном именном сказуемом, семантически «пустые», грамматическая специализация которых заключается в передаче категории временной отнесенности прилагательного-предикатива. Чаще других в этой функции выступает глагол-связка БЫТЬ. Например: Но так лучше - для всех. Я умная, я понимаю (Петрушевская Л. Свой круг); Девочка была уже большая, умная... В ней поражал какой-то недетский, даже не взрослый - старческий ум (Грекова И. Хозяйка гостиницы).

Динамическая подвижность, изменчивость качественного признака может быть выражена и с помощью соотносительных по виду форм полузнаменательных глаголов-связок, принадлежащих к единому грамматическому времени. Например: И я хотел, чтобы моя душа тоже стала пустой. Но она все никак не становилась пустой. Она помнила о выборах, о войне... (Минаев Б. Любовь к траве).

В приведенном фрагменте грамматическим показателем качественных изменений признака, названного прилагательным пустой, слу-

жит сопоставление значений совершенного и несовершенного вида глагольных форм прошедшего времени: стала - становилась.

Семантика процессуальности признака может быть выражена и относительными прилагательными, если они подвергаются в тексте качественному переосмыслению. Так, относительное прилагательное кирпичный в переносном употреблении получает качественное значение «коричневато-красный, цвета кирпича» [МАС, т. II, с. 51] и может отражать семантику становления признака: Это было в самых первых числах, когда все еще офицеры в Городе при известиях из Петербурга становились кирпичными и уходили куда-то, в темные коридоры, чтобы ничего не слышать (Булгаков М. Белая гвардия).

Способность прилагательных как признаковых слов обозначать не только качество, но и качественное состояние с точки зрения воспринимающего субъекта реализуется в возможности одновременного употребления в лексической структуре художественного текста двух форм имени прилагательного: полной и краткой. Ср.: В песке свежо сверкали разноцветные, волной умытые камни. Море тоже было разноцветно: вблизи отливало желтым, дальше - зеленым, бутылочным... (Грекова И. Хозяйка гостиницы).

Сочетание в одном текстовом фрагменте полной и краткой форм качественного прилагательного разноцветный обусловлено не только коммуникативным заданием: необходимостью выразить постоянный качественный признак предмета (разноцветные камни) либо его временное качественное состояние (море разноцветно), но и мотивировано знанием «положения дел», т.е. знанием реалий окружающего мира, поскольку камни с точки зрения воспринимающего субъекта всегда имеют разные цвета, сверкают на солнце различными цветовыми оттенками, когда они «волной умытые», т.е. мокрые, а вот цвет моря - признак непостоянный, он определяется многими факторами: ландшафтом, погодными условиями, освещением в разное время суток и т.п., поэтому «приписывание» данного признака другому субъекту влечет за собой изменение грамматической позиции атрибута на позицию предиката.

Таким образом, свойство качественных прилагательных быть в текстах художествен-

ных произведений универсальными (атрибутивными и предикативными) функциональносемантическими словесными знаками, обозначать не только признак предмета, но и «приписывать» его тому или иному субъекту в акте коммуникации позволяет считать их классическими предикатами, а их функциональносемантические свойства рассматривать в аспекте коммуникативных и когнитивных характеристик.

С когнитивной точки зрения прилагательные - классические предикаты обладают целым рядом специфических свойств. В частности, выражение изменчивого, динамичного, подвижного признака у качественных прилагательных возможно при оценке этого признака извне, с позиций говорящего. С этим и связана, по мнению Е.М. Вольф [Вольф, 1978, с. 6], способность качественных прилагательных выступать в двух структурах - денотативной и квалификативной, которые обычно реализуются вместе, в пределах одного высказывания. На субъективно-характеризующую функцию качественных прилагательных указывает и Н.Е. Сулименко [Сулименко, 2008, с. 49], которая рассматривает субъективность как субкатегориальный компонент в лексическом значении качественных прилагательных. Приведем пример, наглядно демонстрирующий субъективно-характеризующий способ представления признака качественным прилагательным глупый, отражающим точку зрения одного из персонажей повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы» и подчеркивающим категоричность оценки: А главное, с каждым разом казался ей Кораблев все более глупым. Ничего не поделаешь - глуп.

Первостепенное значение для семантики качественных прилагательных, таким образом, приобретает «человеческий фактор», позволяющий давать характеристику предметам по «мерке человека». Когнитивная функция качественных прилагательных при этом заключается «в выражении такой ментальной структуры, как мнение (курсив наш - Е.М.) субъекта (коллективного или индивидуального)» [Там же. С. 38].

Различие в концептуализации признака качественными и относительными прилагательными состоит в том, что относительные прилагательные не отражают точку зрения говорящего субъекта и его оценки, они «выража-

ют только знание (курсив наш - Е.М.) концептуального признака объектов того или иного класса» [Там же]. Например: Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу (Булгаков М. Мастер и Маргарита); Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке (Чехов А. Хамелеон). Ср: тропический лес в отличие от хвойного, лиственного; базарная площадь в отличие от городской, дворцовой и пр.

Следовательно, будучи характеризующими словесными знаками, качественные и относительные прилагательные отличаются по способу характеризации: у качественных прилагательных он субъективный, предполагающий участие говорящего и его оценки, у относительных прилагательных - объективный, отражающий совокупность знаний говорящих о признаках предметов данного класса.

Однако семантическая граница между качественными и относительными прилагательными весьма подвижна и условна, ибо те и другие имеют тенденцию приобретать значения друг друга: качественные прилагательные развивают относительные значения (ср.: глухой согласный, поезд дальнего следования, большой палец, высокая мода и т.п.), относительные прилагательные - качественные значения (каменное сердце, стальные нервы, деревянная походка, медвежья услуга и пр.). Близость по значению качественных и относительных прилагательных объясняется тем, что за данным классом слов стоит единый, принципиально нелимитируемый концепт «качество», различные концептуальные признаки которого находят свое отражение в семантике разных лексико-грамматических разрядов прилагательного.

Таким образом, с когнитивной точки зрения специфика семантики лексикограмматических разрядов имен прилагательных обусловлена разными ментальными стратегиями: субъективной характеризации и оценки у качественных прилагательных и классификации - у прилагательных относительных. Это свойство качественных и относительных прилагательных наиболее отчетливо проявляется при их текстовом употреблении.

Библиографический список

1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999.

2. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - М.: Рус. яз., 1972.

3. Вольф, Е.М. Грамматика и семантика прилагательного / Е.М. Вольф. - М.: Наука, 1978.

4. Кубрякова, Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения / Е.С. Кубрякова. - М.: Ин-т языкознания Российской Академии наук, 1997.

5. Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики / М.В. Никитин. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.

6. Русская грамматика. - М.: Наука, 1982. - Т.1.

7. МАС - Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз., 1981-1984. - Т. 2.

8. Степанов, Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения / Ю.С. Степанов. - М.: УРСС, 2002.

9. Сулименко, Н.Е. Современный русский язык: К изучению семантики имен прилагательных: учеб. пособие / Н.Е. Сулименко. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2008.

10. Шрамм, А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных / А.Н Шрамм. - Л.: Наука, 1979.

УДК 81’367

ББК 81.2 Англ-2

Ю.В. Мишанова

унификация морфологических средств выражения категории числа в английском языке с точки зрения синергетики

Статья представляет собой синергетический взгляд на процессы эволюции в грамматике естественного языка. Диссипативные процессы продемонстрированы на морфологическом материале английского языка. Подробно рассмотрена числовая парадигма со времен древнеанглийского периода и её изменения в среднеанглийский период. Обсуждаются некоторые важные лингвистические и экстралингвистические факторы изменения парадигмы категории числа в английском языке.

Ключевые слова: синергетика; морфология; самоорганизация; энтропия; бифуркация; английский язык

J.V. Mishanova

a synergetic view of the unification of morphological means of expression in the english category of number

The paper presents a synergetic view of evolutionary processes in a natural language grammar. Dissipation processes are demonstrated with the aid of the morphological data of English. A detailed review is presented concerning the English Number paradigm since the Old English and through its evolution in Middle English. Some crucial linguistic and extra linguistic factors of the paradigm changes in the English Category of Number are discussed.

Key words: synergetic; morphology; self-organization; entropy; bifurcation; English

Проблемами языковой множественности занимались и продолжают заниматься многие лингвисты, при этом число в языке рассматривалось в различных аспектах и направлениях: на сегодняшний день тщательно исследовано функционально-семантическое поле количественности (А.В. Бондарко), описа-

ны основные значения единичности и множественности (Д.И. Арбатский, В.В. Виноградов, О. Есперсен), дана классификация видов множества (А.А. Зализняк, О.Н. Ляшевская), конкретизированы основные значения единственности и множественности, даны класси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.