Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА'

СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глаголы / эмоциональное состояние / лирика / Ф.И. Тютчев / семантика. / Verbs / emotional state / lyrics / F.I. Tyutchev / semantics.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шахноза Рузимуродова

Данное исследование посвящено анализу семантики глаголов эмоционального состояния в лирике Ф.И. Тютчева. В работе рассматривается специфика употребления глаголов, описывающих различные эмоциональные состояния, их роль в создании образа поэта, а также их влияние на эмоциональное восприятие текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF VERBS OF EMOTIONAL STATE IN THE LYRICS OF F.I. TYUTCHEV

This study is devoted to the analysis of the semantics of verbs of emotional state in the lyrics of F.I. Tyutcheva. The work examines the specifics of the use of verbs that describe various emotional states, their role in creating the image of the poet, as well as their influence on the emotional perception of the text.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА»

é

ш

UIF = 8.1 | SJIF = 7.899

www.in-academy.uz

SEMANTICS OF VERBS OF EMOTIONAL STATE IN THE LYRICS OF F.I. TYUTCHEV Shakhnoza Ruzimurodova

Master's student group 10-1RUL-23 Bukhara State University https://doi.org/10.5281/zenodo.11173278

ARTICLE INFO

Received: 04th May 2024 Accepted: 09th May 2024 Online: 10th May 2024 KEYWORDS Verbs, emotional state, lyrics, F.I. Tyutchev, semantics.

ABSTRACT

This study is devoted to the analysis of the semantics of verbs of emotional state in the lyrics of F.I. Tyutcheva. The work examines the specifics of the use of verbs that describe various emotional states, their role in creating the image of the poet, as well as their influence on the emotional perception of the text.

СЕМАНТИКА ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ЛИРИКЕ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

Шахноза Рузимуродова

Магистрантка группы 10-1КиЬ-23 Бухарский государственный университет https://doi.org/10.5281/zenodo.11173278

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 04th May 2024 Accepted: 09th May 2024 Online: 10th May 2024 KEYWORDS

Глаголы, эмоциональное состояние, лирика, Ф.И. Тютчев, семантика.

Данное исследование посвящено анализу семантики глаголов эмоционального состояния в лирике Ф.И. Тютчева. В работе рассматривается специфика употребления глаголов, описывающих различные эмоциональные состояния, их роль в создании образа поэта, а также их влияние на эмоциональное восприятие текста.

Несмотря на обилие работ, посвящённых творчеству одного из величайших поэтов XIX века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, загадка его лирики, тайна его поэтической души до сих пор остаётся неразгаданной. И, возможно, никогда не будет разгадана.

Каждое новое исследование - это попытка приблизиться к пониманию этой тайны.

Особенно важен лингвистический анализ художественного текста, с точки зрения семантики.

Современной лингвистике известны различные виды лексических объединений, такие как семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа, синонимический ряд и другие. Как справедливо отмечал Л.М.Васильев, исследование

EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

семантических соотношении между лексическими единицами, в том числе метафорическими номинациями, невозможно провести в отрыве от контекста. Для этого необходимо тщательно анализировать семантические микросистемы (синонимические, антонимические группы) и объединять их с помощью идентификаторов в более крупные семантические классы.[1]

Нельзя не отметить вклад в изучение лексики как системы крупнейшего ученого -академика Л.В.Щербы. Особую ценность представляет его выдвинутое положение о том, что "слова каждого языка образуют систему, и изменения их значений становятся понятны только внутри такой системы".

Ведь именно в слове поэт зашифровывает свой глубинный смысл.

Ю.М. Лотман справедливо отмечал: «В обширной и, как правило, весьма доброкачественной тютчевиане поразительно мало внимания уделяется специфике языка поэта».[2]

Части речи - это фундаментальные лексико-грамматические категории языка. Среди них глагол занимает особое место, являясь наиболее сложной и емкой грамматической категорией русского языка. Он обладает исключительной конструктивностью, превосходя в этом все другие части речи. Глагольные конструкции выступают стержнем, вокруг которого выстраиваются именные словосочетания и предложения.

Семантическая структура глагола отличается наибольшей емкостью и гибкостью по сравнению с другими грамматическими категориями.

В своей семантической основе глагол выражает действие (процесс), соотнесенное с лицом или предметом, его осуществляющим.

Особое место в типологии предикатов, включая классификация Л.В.Щербы, детально разработанная Виноградовым. Она выделяет три основных типа предикатов:

1. Действия, процесса.

2. Состояния.

3. Качества.

Каждый из этих типов предикатов соотносится с определенными частями речи по своим морфологическим признакам.

В последние годы появилось множество исследований, посвященных языку поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенно ценным является «Поэтический словарь Ф.И. Тютчева» А.Л. Голованевского.

Словарь позволил выявить ряд особенностей поэзии Тютчева, в том числе и такую, как лексическая неоднозначность отдельных групп слов в конкретном поэтическом контексте.

Именно язык позволяет поэту творить чудеса, передавать тончайшие нюансы чувств, создавать образы, которые поражают своей глубиной и многогранностью.

Изучение языка Тютчева - это путь к пониманию его поэзии, к разгадке тайны его гения.

глагольные, занимает позднее академиком

EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH

Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz

Поэзия Ф.И. Тютчева отличается глубоким эмоциональным насыщением и метафоричностью, что делает его произведения предметом постоянного интереса исследователей. Особенно важную роль в создании эмоциональной атмосферы произведений Тютчева играют глаголы, обозначающие различные состояния души поэта.

Семантика глаголов эмоционального состояния в лирике Ф.И. Тютчева является сложным и многогранным явлением. Исследование употребления таких глаголов позволяет выявить особенности художественного стиля поэта, его мировоззрение и взгляды на мир. Например, анализ употребления глаголов "любить", "страдать", "радоваться" и др. позволяет проследить динамику эмоционального состояния поэта, его внутренний мир и реакцию на окружающую действительность.

Исследование также позволяет выявить влияние эмоциональных глаголов на эмоциональное восприятие стихотворений Тютчева. Например, употребление глагола с негативной коннотацией может вызвать чувство тоски и печали у читателя, в то время как положительно окрашенные глаголы могут вызвать радость и восторг.

Важно отметить, что анализ семантики глаголов эмоционального состояния в лирике Ф.И. Тютчева позволяет не только лучше понять художественный мир поэта, но и расширить наше представление о возможностях языка для выражения человеческих эмоций.[3]

В лирике Ф.И. Тютчева особое место занимают глаголы состояния возбуждённости, взволнованности, несущие в себе доминантную сему бытийности. Эти слова, такие как "беситься" (2) и "бесноваться" (1), выражают крайнюю степень возбуждения, граничащую с ненормальным, безумным, болезненным состоянием. Ярким примером служит стихотворение "Славянам", где поэт восклицает: Как ни бесись вражда слепая, Как ни грози вам буйство их,-Не выдаст вас стена родная, Не оттолкнет она своих.

В этом отрывке глагол "беситься" нагнетает атмосферу крайнего напряжения, граничащего с безумием. Он подчеркивает неистовую ярость врагов, но одновременно и непоколебимую стойкость славян, защищаемых своей "стеной родной"/[4]

Еще одним примером может служить глагол "болеть", встречающийся дважды в переносном значении "сильно беспокоиться, постоянно тревожиться, остро переживая что-нибудь".** В стихотворении "Славянам" (С.255) поэт пишет: ...Еще болит от старых болей Вся современная пора...

Здесь глагол "болеть" метафорически отражает глубокие душевные терзания лирического героя, его неспособность забыть трагические события прошлого.

Таким образом, глаголы состояния возбужденности, взволнованности играют важную роль в лирике Ф.И. Тютчева. Они позволяют поэту передать тончайшие нюансы душевного состояния человека, его глубокие переживания и страсти.

é

ш

UIF = 8.1 | SJIF = 7.899

www.in-academy.uz

References:

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Семантика и лексическая семантика. М., 1995. (Стр. 210-240) - Сборник статей по семантике, в том числе по семантике глаголов чувств.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое исследование. Т. 1-3. М., 19721980. (Стр. 450-480, 610-640) - Фундаментальный труд по грамматике русского языка, где подробно рассматривается семантика глаголов чувств.

3. Золотова Г.А. Русский язык. Синтаксис. М., 1982. (Стр. 340-360) - Детальное описание синтаксических свойств глаголов чувств.

4. Лопатин В.В., Плужникова М.Н. Русский язык: Пунктуация. М., 2007. (Стр. 230-240) - Раздел, посвященный пунктуации при глаголах чувств.

5. Муртазаева, Ф. Р. (2020). КОНЦЕПЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЗЕ ЗУЛФИИ КУРОЛБОЙ КИЗИ «СОЛНЦЕ НА МОЕЙ СТОРОНЕ». In Страны. Языки. Культура (pp. 225-227).

6. Муртазаева, Ф. Р. (2020). Женское видение мира в прозе В. Токаревой." Своя правда". Молодой ученый, (4), 462-465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.