Научная статья на тему 'Семантика числительных и символика числа (на материале нганасанского языка)'

Семантика числительных и символика числа (на материале нганасанского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1093
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC WORLD VIEW / ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ / NUMERAL / СЕМАНТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / SEMANTIC LOAD / НГАНАСАНСКИЙ ЯЗЫК / NGANASAN LANGUAGE / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коваленко Н.С., Колбышева Ю.В.

Статья посвящена рассмотрению числительных. Особое внимание уделяется изучению семантики числительных. Числительное передает не только значение количества. Оно несет определенную семантическую нагрузку. Каждое число имеет определенную семантику. Исследование проводится на материале нганасанского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF NUMERALS AND SYMBOLISM OF THE NUMBER (based on the Nganasan language)

The article deals with the numerals. The particular attention is devoted to the semantics of numerals. The numeral does not mean only quantity, it has a certain semantic load. Each number has certain semantics. The research is conducted on the material of the Nganasan language

Текст научной работы на тему «Семантика числительных и символика числа (на материале нганасанского языка)»

УДК 811.511.23

Н.С. Коваленко, Ю.В. Колбышева

СЕМАНТИКА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И СИМВОЛИКА ЧИСЛА (на материале нганасанского языка)

Статья посвящена рассмотрению числительных. Особое внимание уделяется изучению семантики числительных. Числительное передает не только значение количества. Оно несет определенную семантическую нагрузку. Каждое число имеет определенную семантику. Исследование проводится на материале нганасанского языка.

Ключевые слова: языковая картина мира, числительное, семантическая нагрузка, нганасанский язык, символика.

В истории философии проблема языка занимала особое место. Язык выступал и как объект философских исследований, и как средство, без которого невозможно было осуществление этих исследований. Из всей совокупности вопросов, касающихся философской природы языка, специальный интерес представляет проблема активности языка в процессе отражения мира в сознании людей. Согласно точке зрения современной когнитивной науки, результаты познавательной деятельности людей фиксируются в языке. При этом каждый язык по-своему организует и интерпретирует данные опыта людей на основе выделения различных признаков в одном и том же объекте.

Язык - это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в лингвистике. Материальная и духовная культура воплощаются в языке. Культура отражается в языке посредством особого видения мира. Языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма, т.е. выражение «народного духа», его культуры. Таким образом, язык - это опосредующее звено между человеком и окружающим его миром.

Языковая картина мира - это «выработанное многовековым опытом народа и осуществляемое средствами языковых номинаций изображение всего существующего как целостного и многочастного мира, в своем строении и в осмысляемых языком связях своих частей представляющего, во-первых, человека, его материальную и духовную жизнедеятельность и, во-вторых, все то, что его окружает: пространство и время, живую и неживую природу, область созданных человеком мифов и социум» [Шведова 1999: 15].

В языковой картине мира того или иного этноса всегда находит свое отражение его исторический опыт, ландшафт занимаемой террито-

рии, религия, духовные и материальные ценности, образ жизни населения в определенный исторический период.

Несомненно и то, что языковая картина мира древних людей находит свое отражение в грамматических категориях и единицах языка, посредством анализа которых мы реконструируем древнюю культуру и мировосприятие далеких предков.

Язык возник значительно раньше формально-логического мышления, а возникновение чисел и числительных относится к начальному этапу зарождения формально-логического мышления. Наименования чисел до десяти обычно имеют одинаковые корни во многих семьях языков. Они являются наиболее древними названиями [Игнаева 1999: 9, 12].

В основе трактовки грамматического объекта числительного как части речи лежит смешение понятий «количество» и «число». В основе определения понятия числа лежит счет. Число -математическое понятие, абстрагированное от конкретного количества предметов. Единицы счетной системы, т.е. слова, выражающие числа, и есть числительные [Федюнева 1990: 27-28].

Исторически множество считаемых предметов или явлений соотносилось с некоторым фиксированным множеством-эталоном, например, с камешками, пальцами, словами. Зафиксированы факты, когда счет в некоторых языках осуществляется путем сопоставления не только с пальцами, но и с запястьем, локтем, плечом, грудью или с отдельными фалангами пальцев [ЛЭС 1990: 583].

Нганасаны представляют собой уникальный пример этнического развития в условиях относительной изолированности. У нганасан наиболее изученными являются аспекты этногенеза и этнической истории, материальной культуры и общественного устройства [Симченко 1996: 5].

Анализ числительных только на морфемном этимологическом уровне можно считать недостаточным. Ведь числительные представляют большой интерес не только как числовые наименования, используемые при счете, но и как особый пласт «культурной лексики», которая хранит связь с представлениями о мире, мироздании. Необходим анализ числительных, который предполагает рассматривать числительные в противопоставлении. Бинарные связи символизируют наличие двух начал, необходимых для того, чтобы творение обладало динамикой [Сагалаев 1992: 30]. На начальном этапе счета выделялись понятия «один» и «не-один». Противопоставление наблюдается уже у слов, давших начало этим числительным, например, «этот вот» «один») -«тот вот» (^ «два»), «один» - «много» (^ два) и т.д. [Эрнитс 1975: 159].

В нганасанском языке между числительными «один» уо"а]'' ~ уи"о]'' и «два» ¿Кг выявляется определенная связь, и эти числительные можно рассматривать в противопоставлении.

В нганасанском языке для числительного «один», содержащего исторический корень *о-, обнаруживается этимологическая связь с лично-определительным местоимением от данной основы: уопе «сам», которое можно сравнить с местоимением в селькупском языке о-п «сам». Это местоимение уопе «сам» имеет в нганасанском языке для каждого лица свою конкретную форму, т.е. принимает показатели личного оформления, сравните, уопэпэ «я сам», уопэМэ «ты сам», уопэпШ «он сам». Лично-определительные местоимения указывают на самостоятельность субъекта или объекта в совершении того или иного действия, на независимость его от каких-либо других действующих лиц [Терещенко 1979: 168].

Г.Н. Грачева сопоставляет корень уо- нганасанского числительного уо "а]'' ~ уи"о]'' «один» с корнем существительного уо ~ уио ~ уиа «бог, небо, небесный свод, воздух, погода», в котором наблюдается чередование гласного корня о- ~ ио-/иа- [Грачева 1983: 53].

Исходя из рассмотренных значений корня, который заключает в себе понятия «единение», «объединение», можно охарактеризовать нганасанское числительное «один» как «единое целое». Наличие в структуре числительного суффикса -], маркирующего абстрактную лексику, дает основание относить числительное уо"а]'' ~ уи"о]'' «один» к более позднему слою лексики нганасанского языка. Не исключено, что на каком-то этапе исторического развития нганасанского языка

оформление числительного суффиксом -j было обусловлено совпадением этого числительного с существительным yo ~ yuo ~ yoa «небо». В словах наблюдается исторический переход n > y.

Э. Эрнитс выделяет три вида первоначальных значений числительного «один» в разных языках: 1) «человек» («мужчина, я, сам»), 2) «этот вот», 3) «начальный». Все они указывают на самого человека (в связи с историческим процессом выделения его из окружающей среды) или на предметы (без называния их), располагающиеся на близком расстоянии от него. Второе и третье из названных значений связываются с началом счета на пальцах, камешках или прочих предметах [Эрнитс 1973: 173]. Материал нганасанского языка подводит к первоначальному значению числительного «один» - «единое целое».

Нганасанское числительное siti «два» разложимо на морфемы: корневую и суффиксальную. Корень si-, который лег в основу числительного «два», обнаруживается в ряде именных образований. Для исследования интерес представляют лексемы со значением разделения, раздельного существования и связанные с ними однокоренные слова.

Г.Н. Грачева обратила внимание на предметно-действенную связь с землей лексем, связанных с рождением и смертью. В этот комплекс входят слова «земля, глаз (семя), отверстие, разделение надвое (расщепление)» и др. Г.Н. Грачева уделяет особое внимание слову si^ayka «тень», для которого «по всем представлениям прослеживается признак раздельности, а не половинное или парное значение» [Грачева 1983: 65]. К данной основе восходят и другие лексемы. Так, Е.П. Больдт относит к ней следующие нганасанские слова: sa «сердце», siey «ножны, чехол», syy «чистый, обрядовый угол», si ~ sie «брешь, дыра, отверстие», sei-my «глаз», подчеркивая, что они содержат один и тот же корень, который в силу присоединения расширителя видоизменился [Больдт 1986: 105, 106].

А. Йоки соотносит si с основой siS, которой присущи значения «форма, образ, тень, призрак» [Быконя 1998: 39]. Е.А. Хелимский реконструирует прасамодийский облик основы аккузатива личных местоимений *ki или *kit и выводит ее исходное значение «образ, подобие, душа-тень» [Хе-лимский 1982: 93, 95]. В нганасанском языке понятие «тень» (сидрянг/ сидянг) совпадало с понятием «двойник» и отражало представление о том, что жило после смерти человека, появлялось другим людям во сне или ночью в тундре [Хомич 1976: 130]. Видимо, основа siS- передавала понятие

«тень (человека) - душа - образ - фотография», т.е. «мое второе я» [Быконя 1998: 40].

В полевых записях по нганасанскому языку обнаруживаются как именные, так и глагольные образования, корни которых соотносятся с основой числительного На «два». Следует обратить внимание на такие группы слов, как НОар^й ~ МщарШ"о ~ Ища" «брызги», шота «оросить», «набрызгать», шаШты «плескаться», ша№га «плескать», «опрыскивать», «обрызгать». Эти слова подразумевают связь с водой и передают нарушение целостности.

Придерживаясь точки зрения Е.А. Хелим-ского и опираясь на материалы родственных языков, можно считать, что основа И- нганасанского числительного ИИ «два» имеет исходное значение «образ». В полевых материалах по нганасанскому языку слова со значением «образ» не были зафиксированы. Тем не менее, были отмечены слова, в основе которых заложено понятие «разделения», «нарушения целостности».

Э. Эрнитс приходит к выводу о том, что возникновение числительных «один» и «два» в нганасанском языке происходило во взаимосвязи, в процессе противопоставления, так как на начальном этапе счета выделялись понятия «один» и «неодин» [Эрнитс 1975: 159, 160]. Предполагается, что в основе противопоставления числительных уо"а] «один» и ¿Ш «два» в нганасанском языке лежит взаимосвязь «целого» и «части». «Единое целое» подлежит делению, а числительное ¿Ш, общее для всех самодийских языков, кроме саяносамо-дийских, символизирует «разделение».

Числительное «один» символизирует начало, порядок, гармонию, а числительное «два» -хаос. Гармония, согласно древним представлениям, неизменно отождествлялась со связью, с соединением разрозненных частей, а хаос понимался как разъединение, расторжение целостности разрозненных частей, а хаос понимался как разъединение, расторжение целостности [Маковский 1995: 45]. Семантические поля слов, соотносящихся с числительными «один» и «два», в нганасанском языке передают соответственно идею целостности и ее расторжения.

А.М. Сагалаев отмечает, что хаос представляется в мифологии древних народов в виде воды [Сагалаев 1992: 25]. Вода связана с опасностью и нижним миром. Нижний мир представляет собой мир иной. Слова, соотносящиеся с корнем числительного ИЫ «два» И- «душа-тень, призрак», имеют отношение к иному миру. По мнению М.М. Маковского, потусторонний мир - одна из разновид-

ностей божественного хронотопа - в первобытном сознании связывался с понятием «другой», понятие же «другой» олицетворяло второй первоэлемент Вселенной, возникший из воды [Маковский 1995: 90].

Комплексный анализ числительных «один» и «два» в нганасанском языке позволяет выявить понятийную базу элементов противопоставления: Верх - Низ, Верхний мир - Нижний мир, Порядок -Хаос. Кроме того, можно говорить в данном случае о противопоставлении «этот» - «тотз другой», «этот видимый» - «тот невидимый». Исторические корни *о- и *si могли быть и местоименными, и именными и нет необходимости выделять приоритет какого-либо одного пути развития числительных.

В заключение следует отметить, что язык тесно связан с мифологией, религией и другими формами познания. Из выше изложенного видно, что язык - это результат отражения человеком окружающего мира. Он выступает в качестве зеркала, в котором отражается мировосприятие человека: языковые единицы, прежде всего слова, фиксируют содержание, которое в той или иной мере восходит к далекому прошлому, культуре, традициям, условиям жизни народа-носителя языка.

Список литературы

Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопр. языкознания. М., 1999. № 1. С. 3-16.

Игнаева Р.П. Классификация имен числительных в марийском языке (Проблема статуса и функции): дис. ... канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 1999. 209 с.

Федюнева Г. В. Некоторые черты морфологии коми числительного // Местоимения и числительные (опыт новой интерпретации в свете создания научной грамматики коми языка). Сыктывкар: АН СССР, 1990. С. 27-31.

(ЛЭС) Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Сов. энцикл., 1990. 685 с.

Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. М.: РАН, 1996. Ч. 1. 215 с.

Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. 176 с.

Эрнитс Э. О происхождении ф.-у. *kVktV «два» с учетом типов развития числительных «два» в разных языках // Советское финноугроведение. 1975. Т. XI. № 3. С. 159-162.

Терещенко Н.М. Нганасанский язык. Л.: Наука, 1979. 322 с.

Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX -нач. XX в.). Л.: Наука, 1983. 173 с.

Эрнитс Э. К происхождению числительного «один» в разных семьях языков // Советское финно-угроведение. 1973. Т. IX. № 3. С. 161-173.

Больдт Е.П. Сложные слова - хранители древней лексики (на материале лексики нганасан-

ского языка) // Языки народов севера Сибири. Новосибирск: 1986. С.102-109.

Быконя В. В. Числительное в картине мира селькупов. Томск: ТГПУ, 1998. 261 с.

Хелимский Е.А. Древнейшие венгерско-самодийские языковые параллели. М.: Наука, 1982. 164 с.

Хомич Л.И. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976. 189 с.

Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М.: Высш. шк., 1995. 157 с.

N.S. Kovalenko, Yu.V. Kolbysheva

SEMANTICS OF NUMERALS AND SYMBOLISM OF THE NUMBER (based on the Nganasan language)

The article deals with the numerals. The particular attention is devoted to the semantics of numerals. The numeral does not mean only quantity, it has a certain semantic load. Each number has certain semantics. The research is conducted on the material of the Nganasan language.

Key words: linguistic world view, numeral, semantic load, the Nganasan language, symbolism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.