УДК 81 ББК 81.0 С 79
Проблемы лингвистики
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
СЕМАНТИКА АНГЛИЙСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ ГРУППЫ «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ»
(Рецензирована)
Стетюха Наталья Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 49 56 350, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описывается семантика и структура английских неологизмов, относящихся к тематической группе «Отношения между мужчиной и женщиной. Семейная жизнь». Структура неологизмов данной группы представлена словосложением, аффиксаций, конверсией и сокращениями. В подгруппе «Отношения между мужчиной и женщиной. Семейная жизнь» прослеживается четкая тенденция преобладания отпредметных семантических компонентов в образовании новых единиц.
Ключевые слова: неологизм, словосложение, аффиксация, сокращения, конверсия.
SEMANTICS OF THE ENGLISH NEOLOGISMS OF THE THEME GROUP «THE RELATIONS BETWEEN A MAN AND A WOMAN. FAMILY LIFE»
Stetyukha Natalia Vladimirovna,
candidate of Philological Sciences, associate professor of Linguistics and Translation Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 49 56 350, е-mail: [email protected]
Summary. The article describes the structure and semantics of the English neologisms of the theme group «The relations between a man and a woman. Family life». These words are built by means of compounding, affixation, conversion and shortening.
Keywords: neologism, compounding, affixation, conversion, shortening.
Язык - основная форма фиксации наших знаний о мире. Поскольку язык - средство представления знаний, то можно говорить о важной роли неологизмов в процессе формирования, представления и систематизации результатов деятельности человека. Неологизмы занимают одну из наиболее важных позиций в структуре языка. Они создаются в разнообразных сферах общения, закрепляются в них и распространяются повсеместно благодаря современным технологиям [2,5]. Неологизмы возникают «для описания многочисленных реалий современной жизни, для характеристики новых понятий в экономике, политике, науке» [1,46].
В последние десятилетия происходит подъем интереса к неологизмам. Появление новых и изменение значений уже существующих в языке единиц вызывает пристальное внимание исследователей не случайно. Процесс неологизации европейских
языков, активно протекающий в последнее время, порождает необходимость изучения неологизмов и приводит к развитию неологии, как отдельной отрасли лексикологии. В современной науке существует неподдельный интерес к проблемам образования, семантики, перевода и особенностей использования неологизмов. Вместе с тем теоретическая база и терминологический аппарат этой науки до сих пор остаются несформированными. Таким образом, наши исследования в области неологии представляются весьма актуальными.
Среди основных тематических групп английских неологизмов выделяют следующие: повседневная жизнь, семейная жизнь, общественная жизнь и политика, бизнес, наука и технологии, медицина и здоровье, культура.
В статье раскрывается семантика и структура неологизмов группы «Отношения между мужчи-
84
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Проблемы лингвистики
ной и женщиной. Семейная жизнь», описывающих разнообразные стили жизни современных людей, их взаимоотношения, а также все, что с этим связано. В данной группе представлены слова, описывающие отношения мужчин и женщин от начала до самого конца: от момента знакомства до свадьбы, или до развода. Эта сфера жизни человека всегда оставалась одной из самых важных, и появление новых единиц в ней никогда не приостанавливалось.
В результате проведения семантического анализа данной группы мы выделяем следующие компоненты, являющиеся основой описываемых неологизмов: отпредметные, гендерные, соматические.
Отпредметный компонент
На основе изученного материала мы пришли к выводу о том, что основными тематическими группами, пополняемыми за счет неологизмов, образованных на основе отпредметных компонентов являются группы описывающие поведение человека, его социальный статус, а также называющие разнообразные неодушевленные предметы.
В ходе исследования было установлено, что наиболее распространенными компонентами, описывающими поведение человека в данной тематической группе, являются следующие: kitchen, school, bed, bar, code, car, dress, grass, ceiling, sink. Рассмотрим наиболее яркие примеры.
Отпредметные компоненты kitchen - «a room or part of a building equipped for preparing and cooking food» [3] и pass - «a permit, license, or authorization to do something without restriction» [3] образуют неологизм kitchen pass - «permission from one's spouse to attend an event or go on an outing» - разрешение супруга/супруги посетить какое-либо мероприятие, в котором компонент kitchen - метафорически обозначает «дом», а компонент pass - пропуск.
Было также установлено, что компонент floor - «the inner lower surface of a room» [3] в сочетании с компонентом time - «the continuous passage of existence in which events pass from a state of potentiality in the future, through the present, to a state of finality in the past» [3] образуют неологизм floortime со следующим значением «a therapeutic or parenting technique in which an adult engages in creative play with a child, often including getting down on the floor with the child» - терапевтическая техника или способ воспитания детей, во время которого родители вовлекаются в творческую игру с ребенком, часто включающую занятия на полу.
В данной подгруппе также представлены несколько компонентов, образовывающих наименования неодушевленных предметов. К ним относятся cave, book, tuxedo, website. С их помощью были образованы следующие неологизмы:
Компонент cave - «an underground hollow with access from the ground surface or from the sea, often found in limestone areas and on rocky coastlines» [3] в сочетании с компонентом man образуют неологизм man cave - «an area of a house, such as a basement, workshop, or garage, where a man can be alone with his power tools and projects» - помещение в доме, например, подвал, мастерская или гараж, где мужчина может побыть один со своими инструментами и проектами. Благодаря компоненту cave создается образ некой берлоги, в которой мужчина может укрыться от посторонних глаз.
Компонент website - «a group of connected pages on the World Wide Web containing information on a particular subject» [3] сливаясь с компонентом wedding образуют неологизм wedsite со значением «a website where a couple posts information about their upcoming or recent wedding» - интернет-страница, где пары размещают информацию о своей предстоящей или недавней свадьбе.
Тематическая группа, обозначающая социальный статус представлена всего несколькими компонентами: candy, marriage, office, glass, cliff.
Наблюдения свидетельствуют, что компонент office в сочетании с компонентом spouse создает неологизм office spouse - «a co-worker with whom one has a very close but nonromantic relationship» - коллега, с которым у человека очень близкие, но не романтические отношения.
Интересной представляется тематическая группа, характеризующая отдельные явления культурной жизни общества.
Lad mag - «a magazine that focuses on sports, sex, and other topics of interest to young men» - журнал, фокусирующийся на спорте, сексе и других темах, интересных молодым людям. Данный неологизм был образован при помощи сокращения компонента magazine - «a periodical paperback publication containing articles, fiction, photographs, etc.» [3] и компонента lad - «a boy or young man» [3].
Гендерный компонент
Гендерные компоненты также образуют большое количество неологизмов. Изучаемый материал наглядно демонстрирует присутствие гендерных компонентов в таких тематических группах неологизмов, как поведение, социальный статус, события в жизни. В меньшем количестве они присутствуют в таких группах, как описание образа жизни, наименование неодушевленных предметов и профессий, обозначение точки зрения.
Характеризуя поведение человека, в новых словах используются следующие компоненты: male, man, girl, he, herself, wife, person, shopper, bachelor. Они являются основой для образования следующих неологизмов:
85
Проблемы лингвистики
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Male answer syndrome - «the tendency for some men to answer a question even when they don't know the answer» - склонность некоторых мужчин отвечать на вопрос, даже когда они не знают ответ. Присутствие в данном неологизме компонента syndrome придает ему иронический характер, намекая на определенную болезнь мужского сознания.
Man flu - «a severe cold, mistakenly self-diagnosed as the flu, particularly by a man» - сильная простуда, ошибочно принимаемая за грипп мужчинами. Употребление такого выражения как mistakenly self-diagnosed предполагает присутствие оценочного компонента коннотации и указывает на патологическую склонность мужчин преувеличивать значение своих недугов.
В исследованных неологизмах социальный статус определяется словами, образованными от следующих компонентов: child, kid, mother, spouse, wife, husband. Например:
Stepwife - нынешняя жена бывшего мужа или бывшая жена мужа. Данный неологизм был образован от компонента wife - «a man's partner in marriage» [3] и компонента step по аналогии с такими словами как stepdaughter, stepfather, называющими не кровных родственников.
Wasband - бывший муж - неологизм образованный при помощи сокращения компонента husband - «a woman's partner in marriage» [3] и вспомогательного глагола was.
Было установлено, что неологизмы, называющие определенные события в отношения мужчины и женщины образуются в основном посредством таких компонентов как family, girl, man, mommy. Например, familymoon - «a honeymoon in which the bride and groom also bring their children from previous marriages» - медовый месяц, в который жених и невеста берут своих детей от предыдущих браков. Этот неологизм был образован от компонента family - «a primary social group consisting of parents and their offspring, the principal function of which is provision for its members» [3] и компонента honeymoon - «a holiday taken by a newly married couple» [3] посредством сокращения.
Для описания образа жизни в данной подгруппе используются следующие компоненты: family, spinster, parent, dad, wife.
Компонент parent - «a father or mother» [3] образует сразу несколько новых слов в данной категории. В сочетании с компонентом lifelong - «lasting for or as if for a lifetime» [3] и при помощи суффикса -ing он образует неологизм lifelong parenting, обозначающий заботу о взрослых детях, не испытывающих ни малейшего желания жить самостоятельно. При добавлении компонента parallel - «separated by an equal distance at every point; never touching
or intersecting» [3] образуется неологизм parallel parenting - «a form of parenting in which a divorced couple assume or are assigned specific parental duties while minimizing or eliminating contact with each other» - вид заботы о ребенке, при котором разведенная пара принимает на себя определенные обязанности, одновременно сокращая или ликвидируя контакт между собой.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что наименования неодушевленных предметов в данной подгруппе слов происходят на основе таких компонентов как granny, guy, kid, man, mommy, nanny.
Широкое распространение в современном мире получил неологизм, созданный на основе компонента nanny - «a nurse or nursemaid for children» [3] и сокращения отпредметного компонента camera, в результате чего появился неологизм nanny cam - «a special video camera - small enough to be concealed inside stereo equipment or a teddy bear
- used for spying on babysitters» специальная видеокамера, достаточно маленькая, чтобы спрятать ее в стерео-оборудовании или плюшевом мишке, используемая для слежки за нянями.
В материале проведенного исследования не так много неологизмов, выражающих точку зрения человека. В основном они все были образованы с помощью компонентов activist, mom, woman, female.
Компонент activist и компонент lactation -«the secretion of milk from the mammary glands after parturition» [3] вместе посредством сокращения образуют неологизм lactivist - «an activist who promotes breast-feeding over the use of infant formula» - сторонник грудного кормления детей, а не детскими смесями.
Одним из наиболее интересных примеров, на наш взгляд, здесь является неологизм womenomics
- «the theory that women play a primary role in economic growth» - теория, полагающая, что женщины играют основную роль в развитии экономики, образованный путем слияния компонентов woman и economics.
Неологизмов, называющих профессии, в исследуемой подгруппе насчитывается всего лишь несколько. Рассмотрим их семантический состав.
Manny - «a male nanny» - мужчина, работающий няней. Данный неологизм был образован из двух компонентов: man и nanny.
Соматический компонент
Соматические компоненты представлены в данной подгруппе всего лишь двумя неологизмами:
Arm candy - «an extremely beautiful person who accompanies a member of the opposite sex to a party or event, but is not romantically involved with that person» - невероятно красивый человек, сопрово-
86
Научный вестник ЮИМ №3' 2015
Проблемы лингвистики
ждающий представителя противоположного пола на вечеринку или мероприятие, но не имеющий с последним никаких романтических отношений. Этот неологизм был образован от двух компонентов: arm - «either of the upper limbs from the shoulder to the wrist» [3] и candy - «confectionery in general; sweets, chocolate, etc.» [3] по аналогии с выражением eye candy - «person who is considered highly attractive to look at, often implying that they are but lacking in intelligence or depth».
Milk brain - неологизм, уже получивший 2 значения: 1) чувство дезориентации, передающееся от матери к новорожденному ребенку; 2) полное погружение в заботу о ребенке, вплоть до исключения всех остальных занятий. Он был образован сложением двух компонентов - milk и brain, тем самым создавая метафорический образ передачи чувств матери через молоко в подсознание ребенка.
Говоря о структурном составе неологизмов группы «Отношения между мужчиной и женщиной. Семейная жизнь», следует отметить, что в данной тематической группе неологизмы образуются с помощью:
- словосложения:
Memory book - книга, содержащая воспоминания, письма, фотографии, часто преподносящаяся в качестве подарка любимому человеку.
- сокращения. Здесь выделяются как слоговые, так и буквенно-слоговые сокращения, например:
Kindergarchy - правление или доминирование детей; убеждение, что нужды и желание ребенка яв-
ляются более важными по сравнению с желаниями родителей и взрослых вообще.
- аффиксации:
Severely gifted - о невероятно одаренном ребенке.
Post-mortem divorce - желание быть похороненным отдельно от покойного супруга/супруги.
- конверсии:
To wife - оставить карьеру ради исполнения долга жены и матери.
To kitchen-sink - объявлять обо всех плохих финансовых новостях.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что в подгруппе «Отношения между мужчиной и женщиной. Семейная жизнь» наибольшим количеством отличаются от-предметные компоненты, а наиболее разнообразной тематической группой оказалась группа неологизмов, описывающих поведение человека. По способу словообразования преимущество остается за словосложением.
ИСТОЧНИКИ
1. Гарифуллина Э.И., Кознова О.А. Особенности использования неологизмов в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8 (26): в 2-х ч. - Ч. II. - C. 46-49.
2. Кипарисов Г.О. Семантические неологизмы: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2011. - 24 с.
3. Collins English Dictionary [Электронный ресурс]: словарь // URL: http://www.collinsdictionary.com/ dictionary/ (дата обращения: 28.10.2015).
87