Научная статья на тему 'Семантическое пространство Петербурга'

Семантическое пространство Петербурга Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
480
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОД РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ / ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОРДЕРА / SEMANTIC SPACE / METHOD OF IMAGE RECOGNITION / PARADIGMATIC MODEL / PRINCIPLES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ARCHITECTURAL ORDER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Блинова Елена Константиновна

В статье выделены три художественных принципа становления и развития архитектурного ордера в Петербурге, содержащих две противоположные сущности-значения и повлиявших на формирование семантического пространства Петербурга. Модель семантического пространства построена в виде набора биполярных шкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic space of st. petersburg

Three artistic principles of creation and development of architectural order in St. Petersburg are selected in the article. They contain two opposing entities-values, and have influenced the semantic space formation in this city. The model of semantic space is constructed as a set of bipolar scales.

Текст научной работы на тему «Семантическое пространство Петербурга»

УДК 72.014: 159.937.2(2)

ББК: 85.11

Блинова Елена Константиновна

доцент

кафедра художественного образования и музейной педагогики Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

г. Санкт-Петербург Blinova Elena Konstantinovna Assistant Professor Department of Art Education and Museum Pedagogy Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

St. Petersburg Семантическое пространство Петербурга Semantic Space of St. Petersburg

В статье выделены три художественных принципа становления и развития архитектурного ордера в Петербурге, содержащих две противоположные сущности-значения и повлиявших на формирование семантического пространства Петербурга. Модель семантического пространства построена в виде набора биполярных шкал.

Three artistic principles of creation and development of architectural order in St. Petersburg are selected in the article. They contain two opposing entities-values, and have influenced the semantic space formation in this city. The model of semantic space is constructed as a set of bipolar scales.

Ключевые слова: семантическое пространство, метод распознавания образов, парадигмальная модель, принципы становления и развития архитектурного ордера.

Key words: semantic space, method of image recognition, paradigmatic model, principles of formation and development of the architectural order.

Архитектура - это искусство создания пространственных структур. В течение более двух с половиной столетий архитекторы Петербурга, опираясь на пространственные возможности ордерного метода, формировали образ города, и постепенно ордер стал его атрибутом. Образ города - это, конечно, совокупное выражение внутреннего мира каждого из архитекторов, чьи творения организуют архитектурную среду. Но «образ Петербурга» - это не только результат деятельности архитекторов, направленной на репрезентацию их собственных пространственных предпочтений. Каждый, кто непосредственно созерцает или воссоздаёт в своей памяти образ архитектурного Петербурга, построенный на восприятии сотен и сотен композиций внешнего и внутреннего ордера, невольно вкладывает в «образ Петербурга» свой психологический образный компонент, те формируемые в сознании человека мысленные (ментальные) образы

воспринимаемой им ордерной архитектуры со всеми оттенками индивидуального опыта и той частью внушённой ордерной нормы, которая или изначально (например, в силу профессионального образования), или ситуационно оказывается доступна человеку.

Искусство зодчего - это не только вид строительной деятельности, направленной на создание жизненно необходимых сооружений, одновременно удовлетворяющих любовь человека к прекрасному. Искусство зодчего - это деятельность, направленная на создание выразительных композиций, состоящих из архитектурных форм, композиций, в которых в свёрнутом виде представлены, закодированы пространственные образы, дающие представление, как об эстетических идеалах эпохи, так и об индивидуальном образном мышлении архитектора. Образ существует объективно, как объективна сама реальность, и поэтому само понятие образа в архитектуре является самостоятельным объектом исследования. Человек создает архитектурно-художественные образы на основе синтеза своего субъективного эмоционального восприятия и объективного естественно-бесстрастного постижения мира, где связующим становится акт искусства, описываемый на языке теории архитектуры, но требующий от зрителей развёртывания, требующий понимания без предъявленных понятий, то есть семантически.

Само семантическое пространство Петербурга - это информация. Под информацией обычно понимают сформированную совокупность сведений об окружающем мире, являющихся объектом хранения, передачи-приёма и преобразования. И, как любая информация, она обладает фундаментальным набором свойств, таких, как свойство доносить сведения, которых не было в установленной точке до её получения, и свойство проявляться в форме материальных носителей дискретных знаков и первичных сигналов. Информация, основанная на однозначной связи знаков или сигналов с объектами реального мира, называется семантической или смысловой. Но эти сигналы, знаки несут информацию только для тех, кто может её распознать, расшифровать.

На всех этапах формирования городской среды ордер являлся действенным средством композиционной разработки образов пространства, ордер - это архитектурный градостроительный код Петербурга. Код (франц. code, от лат. codex - свод законов) - это система сигналов (условных знаков, символов), созданная для передачи, обработки, хранения (запоминания) и расшифровки различной информации. Код обязательно имеет свод правил записи, разработанных с таким условием, чтобы вновь созданный текст мог быть подвергнут декодированию. Градостроительный код - это способ записи архитекторами информации о формах пространствопонимания, присущих людям в разные эпохи. Архитектура записывает информацию о пространствах не в чистом виде, а в снятом. Поэтому архитектурную практику можно понимать как процесс кодирования, где языком кодирования является ордер.

Распознавание, таким образом, становится ключевой проблемой восприятия и понимания композиционных закономерностей ордерной архитектуры.

В архитектуроведении существуют несколько методов определения-распознавания объектов, принадлежащих различным группам и классам. Первый метод включает в себя способы определения произведения, построенные на понятийном анализе соотнесения самого произведения и видов, типов, функций, планировочных и конструктивных особенностей строений, их техник и технологий. Для данных процедур особенности образов не имеют первичного значения, эти процедуры строятся на основе знаний об этих классификациях и их признаках, зачастую внешне не обнаруживаемых. Второй метод основан на определении принадлежности произведений определённым стилям, направлениям и течениям. Этот анализ требует уже не только знания и свободной ориентации в признаках самих материальных форм, но и хорошей чувствительности к образной структуре. Эта чувствительность имманентна, то есть она не выходит за границы приобретённого опыта и построена на знакомстве с достаточно большим количеством архитектурных композиций. В этом случае почти неуловимые сдвиги в образном строе произведения говорят нам о «дрейфе» его содержания от одного направления к другому или о смешении стилей. Резуль-

таты применения третьего метода представлены классификациями, в которых эвристический подход играет основную роль. Этот метод основан на трудно формализуемых знаниях и на интуиции исследователя. Именно так часто определяются индивидуальная манера мастера в рамках известного стиля, региональное отличие памятника, этноконфессиональные особенности произведений и их ментальные качества, вкусовые предпочтения, отличающие одну историко-архитектурную эпоху от другой. Распознавание в таком случае происходит почти мгновенно, без привлечения понятийных дефиниций. При этом зритель или исследователь сам, не прибегая к помощи внешнего классификатора, не опираясь на имманентный опыт, определяет, какую информацию необходимо использовать для достижения требуемого эффекта распознавания. Конечно, доказательством всегда будет служить композиционный анализ, но саму эту информацию предоставляет образ произведения, а не его реальная форма. Образ является главным критерием для выявления «светочей архитектуры» [7], для определения глубины характера и эмоциональной насыщенности произведения. В психологии искусства именно этот, третий метод - метод распознавания образов - является центральной проблемой, и построение его механизма объясняется, как с опорой на знания о психофизиологии человека, так и с помощью данных гештальтпсихологии (направления, в котором утверждается, что физиологическая реальность протекания мозговых процессов и психическая (феноменальная), связаны друг с другом отношениями изоморфизма) несмотря на известное ограничение этой концепции, называемого «кольцом гештальта».

В архитектуроведении метод распознавания образов, основанный на методологии общей семантики, где учитывалось бы взаимодействие человека с объектом или ситуацией, его реакция и последующее поведение, наименее разработан. Однако ещё в 1905 году В.М.Бехтерев в своей речи, произнесенной на II съезде русских психиатров в Киеве, дал определение личности с опорой на понятие «отношения человека» и отметил, что личность, как понятие, содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. В современной психологии сохранена

традиция трактовать понятие «отношение» как атрибутирование, оценку, приписывание значений, реконструкцию значений и эксплицирования самого эмоционального отношения [1].

При исследованиях семантических пространств архитектуры, в которых интерес направлен не на само сооружение, а на особенности его восприятия и построения образов, приходится иметь дело с эффектами, не всегда очевидными и не достаточно глубоко познанными. «Образы обладают характерными объективными свойствами в том смысле, что разные люди, обучающиеся на различном материале наблюдений, большей частью одинаково и независимо друг от друга классифицируют одни и те же объекты. Именно эта объективность образов позволяет людям всего мира понимать друг друга. Способность восприятия внешнего мира в форме образов позволяет с определенной достоверностью узнавать бесконечное число объектов на основании ознакомления с конечным их числом, а объективный характер основного свойства образов позволяет моделировать процесс их распознавания» [8]. Удивительно, что идеи, представленные в данной цитате, больше развиты в исследованиях, связанных с построением искусственных интеллектуальных систем [3, 5, 9], а не во введении в искусствознание.

Гетерогенная, неунифицированная градостроительная структура города целостно отображается в сознании как система образов и может интерпретироваться как семантическое пространство. Семантическое пространство Петербурга (СПП), сформировавшееся на основе ордерной архитектуры, является достаточно сильным побудительным мотивом в построении отношения человека, зрителя к окружающему миру и в социокультурном плане формирует личность человека. Ордерная архитектура - «направляющее начало» (термин Бехтерева) в архитектуре Петербурга, одна из его феноменальных составляющих. Образы ордерной архитектуры являются информацией о заданных характеристиках СПП. Градостроительная структура Петербурга, в которой ордер является лейтмотивом, состоит из множества отдельных больших и малых ордерных композиций, являющихся причиной вполне определённых реакций. Ор-

дерные композиции, сохраняющие свою логику, как в канонических, так и в инновационных композиционных вариантах, становятся источником образов -систем чувственных выделенных качеств пространства. В исследованиях, посвящённых восприятию, их называют по-разному - или «оперативные единицы восприятия», или «сенсорные эталоны» [6,4]. Согласно методологии общей семантики человеческий опыт фильтруется посредством сенсорных систем, и можно считать, что эта информации закодирована в ордере. По мере восприятия городской среды (обработки информации) происходит усвоение (декодирование и выделение актуального, «полезного» сигнала) образов ордерной архитектуры.

Задача данной работы - задать алгоритм описания семантического пространства Петербурга, созданного на основе ордерной архитектуры, на языке теории самой архитектуры и теории ордера. Е.Ю.Артемьева, ставя проблему описания семантического слоя субъективного образа мира, выделила «особый тип моделей - моделей, аксиоматика которых согласована с аксиоматикой области, на объектах которой они (модели) строятся» [2, с.72]. Артемьева назвала такие модели парадигмальными моделями. В нашем случае параметры модели семантического пространства городской агломерации должны соответствовать положениям методологии архитектуроведения, теории ордера и законам зрительного восприятия человека и кинестезии. Ведь на основе кинестезической чувствительности происходит формирование зрительно-двигательных межсен-сорных связей, определяющих, например, пространственное видение.

Ордерные детали и ордерные композиции как материальные формы - оболочки информации и как комплексы первичных сигналов несут информацию не потому, что они повторяют реальные объекты, а потому, что первичные сигналы в форме образов порождены естественными законами постижения реального мира. Разработанные пропорциональные отношения форм в ордерных композициях организуют фактурные поля зрения различной частотности и тем самым строят образы напряжённых пространств, дают представление о плоскостности или глубинности, передают информацию о размерах и масштабах.

СПП инвариантно реализует актуальное описание объекта - градостроительной структуры. СПП, построенное на визуальном анализе ордерной архитектуры, можно представить как пространственно-координатную модель индивидуальной или групповой системы представлений. Оси СПП образуются с помощью заданного алгоритма многомерного шкалирования [11, 2, 10] и представляют собой обобщенные смысловые основания (параметры), построенные на принципах становления и развития архитектурного ордера в Петербурге.

Эмпирический анализ позволяет выделить три таких художественных принципа, повлиявших на формирование СПП. Каждый принцип содержит две противоположные сущности-значения: тектоничность - декоративность, ан-самблевость - обособленность, каноничность - инновационность (ТД АО КИ). Они взяты нами не как качественные характеристики реальных объектов, а как принципы построения ордеров и, соответственно, как основания построения образов как отдельных сооружений, созданных с помощью ордерной системы, так и образа архитектурной среды Петербурга как агломерации. Эти параметры не противоречат тем непосредственно выделяемым свойствам объектов ордерной архитектуры, которыми стихийно пользуются зрители для соотнесения и противопоставления объектов.

I принцип. Тектоничность [1] - Декоративность [2].

II принцип. Ансамблевость [3] - Обособленность [4].

III принцип. Каноничность[5] - Инновационность [6].

Для создания модели СПП необходимо построить координаты значений в виде набора биполярных шкал. Построение координат значения полностью соотнесено с принципами становления и развития архитектурного ордера в Петербурге. СПП можно представить в виде парадигмальной модели (Рис. 1), как многомерное (шестивекторное) семантическое пространство.

В модели (ТД АО КИ) связаны координаты объекта и координаты опыта, Их взаимодействие рассматривается не как наложение свойств, не только как оценка взаимного усиления или взаимного ослабления их значений, а как синергичное отношение.

Рис.1. Модель семантического пространства Петербурга, построенная на основе художественных принципов становления и развития архитектурного ордера в Петербурге

Знаки, первичные сигналы ордерной архитектуры, организованные в последовательности, соотнесены с композиционными закономерностями ордерной системы. В представленной модели они являются актуальным комплексом свойств и одновременно являются эксплицированием самого эмоционального отношения. Поэтому обучение приёмам построения семантических пространств можно рассматривать как гуманитарную технологию.

Творческое сочетание разнообразных ордерных композиций и ордерных форм в архитектуре Петербурга влияет на глубинные и дистантные ощущения, формирует мышечное чувство и, соответственно, оказывает влияние на двигательную активность и даже является источником необычных акустических эффектов.

Такой подход позволяет видеть эти сущности, закреплённые в формах дискретных знаков и композиционных сигналов, и в последующем использовать в анализе ордерной архитектуры с помощью метода семантического дифференциала.

Построение семантических пространств становится важным инструментом анализа целого ряда исследований: восприятия ордерной архитектуры; сравнения различных ордерных композиций; при проектировании современных архи-

тектурных композиции на основе ордерных идеи; в деле исследования поведения зрителя в архитектурно насыщенной среде; при изучении процессов становления профессиональной самоидентификации архитекторов.

Библиографический список

1. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева / Предисл. А.Ш.Тхостова. Изд. 2-е.- М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 136 с.

2. Артемьева, Е.Ю. Семантические измерения как модели / Е.Ю. Артемьева // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 1991. - № 1. - С.61-73.

3. Вапник, В.Н.; Червоненкис, А.Я. Теория распознавания образов. / В.Н. Вапник, А.Я. Червоненкис - М.: Наука, 1974. - 415 с.

4. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение. / Л.А.Венгер - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

5. Дуда, Р.; Харт, П. Распознавание образов и анализ сцен. / Р.Дуда, П. Харт - М.: Мир, 1976. - 511 с.

6. Зинченко, В.П. Продуктивное восприятие / В.П.Зинченко // Вопросы психологии. 1971 - № 6. - С. 17-24.

7. Рескин, Дж. Семь светочей архитектуры / Дж. Рескин / Пер. с анг. М.Куренной, Н. Лебедевой, С.Сухарева. - СПб.: «Азбука-классика». - 320 с.

8. Сотник, С.Л. Проектирование систем искусственного интеллекта.

http://www.intuit.ru/department/expert/artintell/1/

9. Методический комплекс по дисциплине «Распознавание образов и анализ сцен»; Направление подготовки дипломированного специалиста 552805 - «Интеллектуальные системы» http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN/umk/Imag Recognition and Scene Analysis /metod.htm

10. Шмелев, А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. / А.Г. Шмелев - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 157 с.

11. Osgood, C. E.; Suci, G. and P. Tannenbaum The Measurement of Meaning. /C. E.Osgood, G.Suci and P. Tannenbaum, University of Illinois Press, 1957. -520 p.

Bibliography

1. Artemieva, E.Yu. Psikhologiya subiektivnoy semantiki / E.Yu. Artemieva / Predisl. A.Sh.Tkhostova. Izd. 2-e.- M.: Izdatelstvo LKI, 2007. - 136 s.

2. Artem'eva, E.Yu. Semanticheskie izmereniya kak modeli / E.Yu. Artemieva // Vestnik Mosk. un-ta. Seriya 14, Psikhologiya. 1991. - № 1. - S.61-73.

3. Vapnik, V.N.; Chervonenkis, A.Ya., Teoriya raspoznavaniya obrazov. / V.N. Vapnik, A.Ya. Chervonenkis - M.: Nauka, 1974. - 415 s.

4. Venger, L.A. Vospitanie i obuchenie. / L.A.Venger - M.: Prosveshchenie, 1969. - 365 s.

5 Duda, R.; Khart, P. Raspoznavanie obrazov i analiz stsen. / R.Duda, P. Khart - M.: Mir, 1976. - 511 s.

6. Zinchenko, V.P. Produktivnoe vospriyatie / V.P.Zinchenko // Voprosy psikhologii. 1971 -№ 6. - S. 17-24.

7. Reskin, Dzh. Sem svetochey arkhitektury / Dzh. Reskin / Per. s ang. M.Kurennoy, N.Lebedevoy, S.Sukhareva. - SPb.: «Azbuka-klassika». - 320 s.

8. Sotnik, S.L. Proektirovanie sistem iskusstvennogo intellekta. http://www.intuit.ru/department/expert/artintell/1/

9. Metodicheskiy kompleks po distsipline «Raspoznavanie obrazov i analiz stsen»; Napravle-

nie podgotovki diplomirovannogo spetsialista 552805 - «Intellektualnye sistemy»

http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN/umk/Imag Recognition and Scene Analysis /metod.htm

10. Shmelev, A. G. Vvedenie v eksperimentalnuyu psikhosemantiku. / A.G. Shmelev - M.: Izd-vo MGU, 1983. - 157 s.

11. Osgood, C. E.; Suci, G. and P. Tannenbaum, The Measurement of Meaning. / C.E.Osgood, G.Suci, and P. Tannenbaum, University of Illinois Press, 1957.-520 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.