Розендорфер является не только писателем, но одновременно и художником, создающим своей волшебной кистью слова лирические пейзажи и гротесковые сатирические портреты, изобилующие гиперболическими
сравнениями. Особую экспрессию его произведениям придает умение автора создать сложный художественный образ, используя выразительность различных стилистических средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонякова, Д. Сущность и функция окказионализмов в художественном тексте [Текст] / Д. Антонякова // Рус. яз. - 2004. - № 5. - С. 15-23.
2. Обухов, Я.Л. Символика цвета [Электронный ресурс] / Я.Л. Обухов. - Режим доступа: http://www. zipsites.ru/books/simvolika_tsveta/
3. Heimendahl, E. Licht und Farbe: Ordnung und Funktion der Farbwelt [Text] / Е. Heimendahl. - Berlin: Walter de Gruyter & Co., 1974. - 284 S.
4. Rosendorfer, H. Ball bei Thod. Erzählungen [Text]
/ H. Rosendorfer. — München: Nymphenburger Verlagshandlung GmbH, 1980. - 432 S.
5. Idem. Die Goldenen Heiligen oder Columbus entdeckt Europa [Text] / H. Rosendorfer. — München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1995. — 264 S.
6. Idem. Ruinenbaumeister [Text] / H. Rosendorfer. — München: Nymphenburger Verlagshandlung GmbH, 1980. — 462 S.
7. Weder, B. Herbert Rosendorfer — sein erzählerisches Werk [Text] / B. Weder. — Ibidem, 1978. — 146 S.
УДК 72.014:159.937.2(2)
Е.К. Блинова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОРДЕРНОГО АНСАМБЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Утверждение, что Санкт-Петербург — это крупный архитектурный ансамбль, носит ассерторический характер1. Если доказательства и предъявляются, то эти доказательства локализованы в зоне одной избранной проблемы — или стиля, или творческого метода, или градостроительной деятельности. В петер-бурговедении существует ряд работ, в которых обобщается архитектурная история города. Развитие пространственно-планировочных решений освещается в уникальном фолианте «Ленинград. Архитектурно -планировочный обзор развития города», изданном в блокадном 1943 году [3], градостроительное развитие петербургской агломерации и структура архитектурных ансамблей исследуются в работах Г.Е. Русанова [8], С.В. Семенцова [9], стилевая эволюция — в работах В.Г. Лисовского [4, 5],
Ассерторический (новолат. с&зеНопж - утвердительный) - достоверный, несомненный.
преемственность в творческих подходах к архитектуре разных поколений зодчих - в книгах И.Э. Грабаря [1], В.Г. Исаченко [2]. Однако поиск причин ощущения образного единства архитектуры Петербурга, создававшейся на различных художественных этапах, оставался за пределами данных работ.
Архитектурное петербурговедение как отдельная линия отечественного архитектуро-ведения придавала большое значение такому явлению, как «чувство Петербурга» - переживанию образов, вызванных соприкосновением с городом, восприятием этой уникальной архитектурной среды. Эта линия, идущая от работ П.П. Свиньина, М.И. Пыляева, Г.К. Лу-комского, от деятельности членов общества «Старый Петербург» - Н.Н. Врангеля, А.Н. Бе-нуа, П.П. Вейнера, В.Я. Курбатова, В.П. Зубова, П.Н. Столпянского, С.Н. Тройницкого, должна иметь свое продолжение.
Создание градостроительных пространственных систем и ансамблей Петербурга как агломерации отличалось постоянно развивающимися, часто скрытыми от беглого взгляда образными связями. Более 250 лет в процессе формирования художественного образа отдельных зданий и городских комплексов, а это несколько тысяч композиций, ордерная система выступала лейтмотивом архитектурного единства. Чтобы проектируемая ордерная архитектура гармонически встраивалась в уже существующую или формирующуюся часть городской структуры, архитекторы соответственным образом или поддерживали, или видоизменяли классические характеристики ордера. Градостроительная структура города, развивавшаяся на основе ордерного метода, может интерпретироваться как семантическое пространство, т. е. определяется через отношение зрителя. Градостроительная целостность Петербурга должна быть рассмотрена не как ансамбль сооружений, а как ансамбль образов.
Петербургская агломерация, ее исторический центр и дворцово-парковые ансамбли пригородов, включена в список Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Работа представляется особенно важной в связи с постоянно возникающими угрозами целостности ансамблевой структуры Петербурга как объекта Всемирного наследия. Сегодня, в момент острейшего противоречия между требованиями охраны архитектурного наследия Петербурга и прагматическими запросами строительной индустрии сохранение исторической архитектурной среды не должно сводиться только к охране отдельных выдающихся памятников, к охране, понимаемой как обеспечение целостности материальных объектов. Охраняться, оберегаться должна и неповторимая образность города. Для того чтобы противостоять возникающим угрозам и сохранить неповторимый благородный образный строй Петербурга, необходимо проводить исследования, направленные на оценку его семантических значений в связи с чем проблемы восприятия ордерной архитектуры выходят на первый план.
Произведения архитектуры — искусства создания пространственных структур — наиболее сложны для интерпретации. В акте восприятия зданий и сооружений самым
необычным образом сочетаются и результат работы зрительной системы в виде ощущения (сенсорного чувства) положения предметов в пространстве, и результат восприятия выразительных средств архитектурной композиции, упорядоченных так, чтобы вызвать формирование пространственного образа. Этот результат во многом отличается от построения реакций человека, направленных на адекватное поведение в среде. Художественный образ в контексте данного исследования понимается как способ существования произведения в сознании творца и в восприятии и памяти зрителя.
Описание семантических значений ордерных ансамблей основано на исследовании ордера как универсальной архитектурно-художественной системы, установления ее смыслов и на выявлении особенностей развития ордерных композиций в конкретном случае.
Исследование ордера как системы проводится на основе теоретико-методологического положения, сформулированного И.Б. Михаловским в работе «Теория классических архитектурных форм», изданной посмертно в 1944 году: «Изучение архитектурного искусства должно стремиться к познанию смысла архитектурных форм и основной идеи архитектурной композиции, принципа классической архитектуры» [6, с. 6].
Направленность исследования — выявление закономерностей в сменах значений переменных факторов в ордерном ансамбле Петербургской агломерации требует определения методологических подходов и разработки методов интерпретаций ордерных смыслов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ощущение ансамблевого единства обеспечивается когерентностью2 образов напряженности пространства, формируемых ордерными композициями, материалом исследования — ордерная архитектура Петербургской агломерации, объектом исследования — семантическое пространство Петербургской агломерации, а предметом исследования — природа целостного архитектурного ландшафта, созданного на основе ордерной архитектуры.
2Когерентность (лат. соЬаегепйо — связь, сцепление) — согласованное протекание в пространстве и во времени нескольких колебательных или волновых процессов, при котором разность их фаз остается постоянной.
Границы исследования установлены с 1710-х годов, с момента, когда фиксируется первая постройка Петербурга, имеющая программно примененные ордерные элементы (Меншиков-ский дворец), и по начало 1960-х годов — время возведения последнего комплекса сооружений, в котором ордер играет ведущую композиционную роль (Комсомольская площадь).
Целью исследования является разработка концепции описания семантического пространства Петербурга, организованного ордерной архитектурой, т. е. необходимо предложить такую трактовку природы единства организованного ордером архитектурного ландшафта Петербурга, которая связала бы основные точки зрения на предмет и объект исследования и определяла бы порядок работы. Для этого необходимо провести описание и анализ ордерного ансамбля Петербурга в композиционном и градостроительном аспектах.
Условие реализации цели — это учет целостности человека и архитектурной среды. Этим условием невозможно пренебречь при анализе ордерной архитектуры Петербурга и при изучении проблем интерпретации ее композиций. Оно потребовало вести работу одновременно в нескольких направлениях.
Первое направление — изучение ордерного ансамбля Петербурга как предметной архитектурной среды, выявление и систематизация архитектурных объектов разного уровня композиционной сложности.
Второе направление — определение средств изучения ордерных композиций. Этот набор средств подразделяется на следующие группы:
1) средства, находящиеся в арсенале архи-тектуроведческих исследований;
2) средства, существующие в других, негуманитарных науках и смежных областях гуманитарных знаний;
3) новые средства изучения, требующие выработки методов анализа смысла ордерных композиций и приемов систематизации ордерных конформаций.
Третье направление — изучение тех факторов, в том числе информационных и психофизиологических, которые влияют на восприятие архитектурно-ландшафтного комплекса города и его агломерации как целостной, взаимосвязанной структуры.
Четвертое направление — интерпретация памятников ордерной архитектуры, изучение (анализ) особенностей архитектурно-художественных образов, создаваемых ордерными композициями.
В связи с указанной целью работы и выбранными направлениями исследования были определены два блока задач.
Первый блок задач, направленных на исследование ордера как архитектурно-художественной системы, включает: проведение анализа традиционных и современных подходов к изучению ордерной архитектуры, а также концепций и взглядов на историю ордера; выявление параметров ордерной системы, на основе которых осуществляется классификация ордерных композиций и конформаций их архитектурных форм; обнаружение причин визуальных эффектов, источником которых является ордер; установление оснований, позволяющих признать, что ордер формирует образы напряженности пространства; раскрытие проблемы смысла как отражения коммуникативной функции ордера; сопоставление взглядов на тектоническую сущность ордера; исследование ордерного строя как архитектурной фактуры. Это позволит разработать типологию ордерных систем; установить сущностные характеристики ордера, на основе которых осуществляется преемственность архитектурно-художественного развития больших градостроительных ансамблей; выделить сущностные характеристики ордера, влияющие на восприятие ансамблевого единства и формирующие семантические слои (виды передаваемой информации); построить на основе выделенных сущностных характеристик ордера парадигмальную модель. Все вместе взятое позволит разработать алгоритм сравнительного (контрастивного) метода анализа ордерной архитектуры.
Второй блок задач, направленных на непосредственное исследование ордера в архитектуре Петербурга, включает: установление ведущих тенденций композиционной разработки ордера в допетровскую эпоху; рассмотрение концепций архитектурно-градостроительного развития Птербурга и установление роли ордера в этих концепциях; исследование ордерного строя как архитектурной фактуры города; установление основ и направлений развития ордера
как архитектурно-художественной системы в Петербурге; разработку типологии структурных единиц ордерного ансамбля (модификации модели), обеспечивающих его семантические слои; определение роли ордерных композиций в формировании архитектурного ландшафта города; систематизацию композиций как внешнего, так и внутреннего ордеров; анализ преобразований типов ордерных систем и динамику этих преобразований; установление смыслов иносказательных символов ордерной архитектуры.
Решая эти задачи, необходимо провести несколько процедур: упорядочить ордерный тезаурус, что позволит в процессе анализа и интерпретации учитывать и аккордно сочетать различные стороны изучения ордера, и комплекс специальных терминов ордерной архитектуры с позиции показа композиционной логики, согласовать между собой дисциплинарные и внедисциплинарные термины. В ходе полевых исследований необходимо выявить значимые для интерпретации объекты и представить их с идиографической3 позиции.
Методология исследования направлена на комплексное изучение проблем организации ордерного ансамбля Петербурга и на разработку анкеты методов4 реализации концепции ансам-блевости.
Особую сложность в ходе исследования представляет необходимость учитывать и обобщать большое количество разнообразных пространственно-планировочных схем, ордерных композиций и конформаций. И так как условием достижения цели является оценка явления с большим количеством данных, то
3Идиография (греч. idios - своеобразный) - научная дисциплина, в большей своей части описательного характера, изучающая оригинальные, единственные в своем роде факты. Идиографию следует отличать от идеографии - системы письма, в которой вместо букв, соответствующих звукам, используются знаки (символы), выражающие предметы и понятия.
4Анкета методов (фр. enquête - расследование; quête - поиск) в методологии науки - это перечень методов, составленный исследователем для оценки результативности. Анкета методов показывает, как организован поиск ответов на поставленные вопросы исследования и позволяет оценить проектируемые мероприятия.
требуется различать две группы исследовательских подходов5.
1-я группа — общенаучные исследовательские подходы с позиции анализа данных6, что уменьшает неопределенность существующего выбора и позволяет перейти к процедуре преобразования данных и показать, как они становятся информацией7;
2-я группа — исследовательские подходы с позиции дисциплинарности.
Наиболее эффективными в данном случае подходами к оценке, анализу большого количества данных и выявлению скрытого значения переменных факторов являются три основных подхода 1-й группы: дескриптивный (описательный), коррелятивный и каузальный. В зависимости от того, какую сторону явления необходимо показать, выбирается анализ в рамках того или иного подхода.
При дескриптивном подходе уточняется набор характеристик изучаемого явления, а сам дескриптивный анализ (описание и систематизация данных в любой форме) направлен на описательное представление отдельных переменных. Любые типологические исследования подразумевают дескриптивные приемы анализа. Дескриптивная статистика позволяет совмещать числовые и качественные данные; эти данные группируются в таблицы и интерпретируются в описательной форме. Дескриптивный подход позволяет подготовить коллекцию числовых и качественных данных для нахождения статистических характеристик и для сравнительной оценки, что в итоге обеспечивает переход к следующим подходам. В нашем исследовании дескриптивный анализ применен при выделении типов ордерных систем, при систематизации композиционных вариантов ордерных форм
5Традиционно подходом в исследовательской деятельности называется совокупность способов и приемов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром.
6 Данные - сведения, представленные в определенной знаковой системе и на определенном материальном носителе для обеспечения возможности хранения, передачи и приема информации. То, что для одних может быть только данными, для других может быть информацией.
7Информация - данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой.
и приемов построения инверсий. Результаты дескриптивного анализа делают возможным переход к сравнительно-историческому исследованию.
Если переменных данных много и между ними существуют взаимосвязи и взаимозависимости, то считается, что эти переменные коррелируют. Независимыми переменными являются данные, которые сами вызывают какие-либо изменения. Зависимыми переменными называются переменные, изменяющиеся под воздействием других данных. Коррелятивный анализ — инструмент, дающий возможность моделировать процессы смены переменных. Так как ордер — это порядок, то отрицать априорные связи бессмысленно. Результаты оценки явления на основе коррелятивного анализа позволяют ввести критерии оценки и раскрывают широкие перспективы для проведения каузального анализа.
Каузальный анализ направлен на изучение причинно-следственных связей и позволяет детальнее рассмотреть комплекс связанных между собой фактов, которые разворачиваются во времени, дать их расширенное толкование на основе выявленных критериев. Каузальный анализ особенно эффективен при показе картин стилевой эволюции.
Дисциплинарные результаты обеспечивает 2-я группа подходов. Трактовка дисциплинарных результатов, полученных в ходе исследования, проводится с позиции ведущей дисциплины — архитектуроведения. Ордерный ансамбль Петербурга рассматривается как сложный объект, и для решения дисциплинарной проблемы — анализа его композиционной структуры и образных закономерностей — требуется учесть целый ряд факторов, являющихся предметами исследования других наук и дисциплин. Для того чтобы выявить общие закономерности развития ордерного ансамбля Петербурга и сформулировать принципы становления и развития ордера как архитектурно-художественной системы, необходимо использовать средства, накопленные в результате нескольких подходов: дисциплинарных, меж-, мультидисциплинарных8.
8Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве частей.
В связи с поставленными задачами были определены методы и средства их решения.
Дисциплинарный подход предваряют методы лексикографии и терминоведения с установкой на деятельностный контекст употребления основных терминов исследования с учетом их когнитивной насыщенности и общих свойств терминов, таких как нечеткость, прагматичность и динамичность. Стартовыми методами являются методы полевого и натурного исследований архитектурного ландшафта петербургской агломерации, ибо «...в своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания» [7, с. 239].
В рамках дисциплинарного подхода использованы: иконографический метод при решении вопросов реконструкции первоначального облика архитектурного ландшафта, приемы историко-художественного анализа при осмыслении исторических причин возникновения каких-либо изменений, приемы градостроительного анализа при исследовании планировочных схем, приемы стилевого анализа при выделении формальных признаков, характеризующих искусство определенной эпохи, времени, сравнительно-исторический метод при сопоставлении стилевых характеристик объектов, объемно-пространственных решений ансамблевых структур. Инструменты композиционного анализа использованы при выявлении приемов сочетания выразительных средств в ордерных композициях.
При анализе образного строя искусствоведение оперирует собственными дисциплинарными законами, но они должны быть соотнесены с другими гуманитарными и естественнонаучными знаниями. Применение междисциплинарного подхода к исследованию ордера с привлечением принципов и методов эстетики, психологии, теории коммуникации при исследовании условий передачи смыслов, методов литературоведения и музыковедения при исследовании интертекстуальности. Мультидисциплинарный подход, который в данной работе обеспечивают такие науки, как психосемантика, семиотика и теория построе-
ния искусственных интеллектуальных систем, стали основой построения парадигмальной модели. Исследование проводится с опорой на данные нейрофизиологии и психофизики.
Методика описания семантических пространств, основанная на дескриптивных моделях, построенных на принципах становления и
СПИСОКЛ
1. Грабарь, И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках [Текст] / И.Э. Грабарь. - СПб.: Лениздат, 1994. - 383 с.
2. Исаченко, В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга Х^П-ХХ веков [Текст] / В.Г. Исаченко. - СПб.: Центрполиграф, 2010. - 416 с.
3. Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города [Текст]. - Л.: Искусство, Ле-нингр. отд-ние, 1943. - 403 с.
4. Лисовский, В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории [Текст] / В.Г Лисовский. - СПб.: Сла-вия, 2004. - 416 с.
5. Он же. Санкт-Петербург: очерки архитектурной
развития ордера в Петербурге как архитектурно-художественной системы, моделях, получивших методологический статус, поможет установить необходимые требования сервитутов - формы правового урегулирования противостоящих друг другу интересов частных и общественных интересов.
ГЕРАТУРЫ
истории города [Текст]. В 2т. / В.Г. Лисовский. - СПб.: Коло, 2009.
6. Михаловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм [Текст] / И.Б. Михаловский. - 3-е изд. - М.: Изд-во Акад. архит., 1944. - 270 с.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2011. - 713 с.
8. Русанов, Г.Е. Структура архитектурных ансамблей города [Текст] / Г.Е. Русанов. - СПб.: СПбГАСУ, 2004. - 188.
9. Семенцов, С.В. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в 1703-2000-е годы [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра. архит. / С.В. Семенцов. - 2007. - 72
УДК 746.346
Д.А. Гребенникова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ОБРАЗА ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА
Произведения церковного шитья применялись в церковной практике в Византии, а на Руси появились с принятием христианства, как и другие виды церковного искусства. В интерьере древнего храма богослужебные предметы из тканей имели большое значение. Содержащие в себе глубокую христианскую символику, они входили составной частью в богослужение и одновременно выполняли эстетические функции, привнося в пространство храма особую торжественность.
Художественно-образная целостность храма, динамика его внутренней жизни, многообразие символики его компонентов поддерживается при помощи различных предметов литургической утвари, украшенных по канону
лицевыми изображениями Христа, Богородицы и святых, напоминая о Первообразе. Лицевое шитье как неотъемлемая часть внутреннего убранства также предназначено для участия в богослужении.
Сохранившиеся произведения лицевого шитья разнообразны по типологическим признакам и по назначению: среди них завесы царских врат и отдельных икон, одежды на престолы и жертвенники (индитии), воздухи и покровцы (судари) на священные сосуды и на главу святого в гробнице, плащаницы (воздухи большие), надгробные покровы, всевозможные пелены (подвесные под иконы, выносные, за-стеночные, аналойные), хоругви, облачение духовенства (саккосы, фелони, стихари, куколи,