Научная статья на тему 'Семантическое поле студент в толковых словарях русского языка'

Семантическое поле студент в толковых словарях русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1025
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ / ДЕФИНИЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ ПОЛЯ / КОНТЕКСТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ / SEMANTIC FIELD / EXPLANATORY DICTIONARIES / DEFINITION / SEMANTIC FEATURES / SEMANTIC LINKS / CORE AND PERIPHERY OF THE FIELD / CONTEXTS OF USAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Оксана Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению семантического поля студент в толковых словарях русского языка. Анализируются словарные дефиниции номинанта поля, особое внимание уделяется иллюстративному материалу. В статье выявляются ядерные и периферийные семантические признаки слова, описываются его основные системные связи, выделяется ядро и периферия поля студент. Утверждается, что семантические связи в рамках данного поля отражают по преимуществу устоявшиеся и укоренившиеся в языке отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантическое поле студент в толковых словарях русского языка»

УДК 81'373

О. С. Ильина

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор В.Д. Черняк

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СТУДЕНТ В ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена рассмотрению семантического поля студент в толковых словарях русского языка. Анализируются словарные дефиниции номинанта поля, особое внимание уделяется иллюстративному материалу. В статье выявляются ядерные и периферийные семантические признаки слова, описываются его основные системные связи, выделяется ядро и периферия поля студент. Утверждается, что семантические связи в рамках данного поля отражают по преимуществу устоявшиеся и укоренившиеся в языке отношения.

Семантическое поле, толковые словари, дефиниция, семантические признаки, семантические связи, ядро и периферия поля, контексты употребления.

The paper is devoted to the study of the semantic field Student in explanatory dictionaries of the Russian language. Definitions of the field's name are analyzed; special attention is paid to illustrations. The paper also identifies core and peripheral semantic features of the word, describes its basic system relations, and distinguishes the core and the periphery of the field Student. Moreover, the paper states that semantic links within this field reflect mainly long-standing and entrenched linguistic relations.

Semantic field, explanatory dictionaries, definition, semantic features, semantic links, core and periphery of the field, contexts of usage.

Важнейшим источником информации о содержательных составляющих семантического поля слова (далее - СП) являются лексикографические источники. Именно словари, прежде всего толковые, позволяют выделить основные семантические признаки номинанта поля, описать его наиболее типичное окружение, охарактеризовать коммуникативный потенциал, обозначить основные векторы поля.

Обратимся к комплексу лексикографических источников, представляющих лексему студент: «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словарю современного русского литературного языка» (БАС), «Словарю русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой (МАС), «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (СУ), «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (СОШ), «Большому толковому словарю русских существительных» под редакцией Л.Г. Бабенко (ТСРС). В ТСРС находим следующее значение слова студент: «человек, обучающийся в высшем учебном заведении (университете, академии, институте, консерватории)». Во всех остальных лексикографических источниках словарные дефиниции имени поля совпадают: студент - «учащийся высшего учебного заведения». Таким образом, в значении слова студент выделяются ядерные семантические признаки «человек»/«лицо» (в ТСРС семантический признак «человек» непосредственно включен в дефиницию), функционально-деятельностный признак (семный конкретизатор «учится», «получает высшее образование») и периферийный сильно-вероятностный семантический признак «возраст» (потенциальный семный конкретизатор «молодой»). Психолингвистические эксперименты С.В. Анисимова показали, что в значении слова студент наиболее яркой является сема «учится», а сема «молодой» оказалась в четыре раза более слабой, хотя она также вполне определенно входит в значение слова [5, с. 61].

В словаре В.И. Даля, так же как и в СОШ, ТСРС, непосредственно в зону толкования включены наименования конкретных типов высших учебных заведений: университета или академии (в словаре В.И. Даля); университета, института, консерватории (в СОШ); высшего учебного заведения (университета, академии, института, консерватории) (в ТСРС). В значениях этих слов имеется общая с именем поля сема «высшее учебное заведение». Примечателен в этом отношении иллюстративный материал и других толковых словарей:

В одном углу с полдюжины студентов педагогического института толковали о последней лекции профессора словесных наук. Загоскин. Рославлев (БАС).

Сестра Лена, студентка Московской консерватории по классу скрипки, писала о своих успехах. Казакевич. Звезда (БАС).

Они не виделись после окончания института. В студенческие годы были друзьями, хотя часто ссорились. Гранин. Искатели (МАС).

Время моего студенчества было славное время московского университета. Лесков (СУ).

Студент университета (речение в СУ).

Таким образом, в составе СП студент выделяется лексико-семантическая группа слов, располагающаяся очень близко к ядру (ближняя периферия), -наименования высших учебных заведений (вуз - родовое понятие): университет, академия, институт, консерватория, составляющих по линии синтагматических связей обязательную часть лексического значения номинанта поля. Отметим, что слова университет, академия, институт имеют несколько связанных между собой значений, поэтому важно подчеркнуть, что в состав СП студент они входят только в одном из своих значений (основном).

Семантический потенциал ядерной лексемы СП студент получает свое развитие в словообразовательных процессах. На материале толковых словарей

выделены следующие дериваты: студентик, студентка, студентский (устар.), студенческий, студентство (устар.), студенчество, по-студентски, по-студенчески. В этих словах общая семантика СП представлена исчерпывающе полно. Они выступают в качестве экспликаторов (прямых выразителей) интегральной семы в значениях других слов поля. Заметим, что отмеченные в БАС слова студентский, студентство снабжены в словаре пометой устар. Они вышли из живого употребления, но остаются известными по классическим литературным произведениям XIX века. В современном русском языке не используется также лексема по-студентски, а лексема студентик, встречающаяся в узусе, не зафиксирована в современных толковых словарях.

Особое значение в толковых словарях имеет иллюстративный материал. Он «с одной стороны, демонстрирует типичные условия функционирования лексических единиц, подтверждая их системные характеристики, с другой - дает как бы моментальный снимок реальной жизни слова, выхваченный из многообразия возможных ситуаций его использования» [3, с. 59]. В виде речений и цитат, дополняющих толкование и иллюстрирующих употребление слова студент и его дериватов, в словарях, по сути, представлены «минимально необходимые и достаточные контексты» [1, с. 16 - 17], наиболее типичное окружение лексем. Анализ сочетаемостных особенностей анализируемых слов позволяет выделить дополнительные элементы их смысловой структуры, сделать выводы об их семантических связях с другими словами, с разной степенью удаленности от ядра находящимися на периферии поля.

В одном углу с полдюжины студентов педагогического института толковали о последней лекции профессора словесных наук. Загоскин. Рославлев (БАС).

За все мое более чем сорокалетнее профессорство самый лучший экзамен держала у меня студентка, а не студент. Сеченов. Автобиографические записки (БАС).

Дверь... бодро распахнулась, и среди стайки студенток запрыгала, как пробка, лысина щупленького лектора... Набоков (ТСРС).

Данные примеры демонстрируют тесную связь между двумя важнейшими субъектами в пространстве высшего образования: студент - профессор (а также лектор). Эта связь является органичной, устойчивой, неразрывной (налицо пересечение, связь двух концептов). В рамках СП студент лексемы профессор, лектор формируют лексико-семантическую группу «субъекты преподавания в вузе».

В этих и других иллюстрациях актуализируются также содержательные компоненты обучения (пребывания) студентов в вузе: лекции, экзамен, библиотека (СУ), общежитие (МАС, СУ), студенческий билет (МАС), студенческий кружок (МАС). Интересно, что источником приведенных выше цитат являются тексты, написанные в первой трети XIX и в начале XX века (1831 г. - «Рославлев, или Русские в 1812 году» М.Н. Загоскина; 1904 г. - «Автобиографические записки» И. М. Сеченова), однако и в на-

стоящее время эти высказывания актуальны. Это свидетельствует о том, что базовые элементы СП студент являются устойчивыми и сохраняются на протяжении длительного времени.

Представленные в словарях цитаты и речения отражают тот факт, что студенческий статус является временным. Для обозначения времени обучения (пребывания) студента в высшем учебном заведении используются следующие выделенные словосочетания:

Они не виделись после окончания института. В студенческие годы были друзьями, хотя часто ссорились. Гранин. Искатели (МАС).

Годы студенчества (МАС).

Связь эта [с домом Щербацких] утвердилась еще больше во время студенчества Левина. Л. Толстой. Анна Каренина (МАС).

Самый уродливый период немецкого студентства во сто раз лучше мещанского совершеннолетия молодежи во Франции и Англии. Герцен. Былое и думы (БАС).

Я не забуду никогда мои студенческие годы. Языков. Воспоминание (БАС).

Ряд речений в толковых словарях представляет собой идеологемы советской эпохи, не характерные для современного словоупотребления:

Советское студенчество (МАС, СУ).

Студенческий строительный отряд (добровольный трудовой коллектив студентов, во время летних каникул участвующий в хозяйственном строительстве и других работах) (СОШ).

Некоторые контексты употребления дериватов лексемы студент представляют собой высказывания, связанные с одеждой, внешним видом:

Смешно было в его года надеть студентский мундир; но он не боялся насмешек. Тургенев. Дворянское гнездо (БАС).

В тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки, знакомый очерк дорогого лица. Тургенев. Отцы и дети (БАС).

Они пошли к нему, будучи одеты совершенно по-студенчески. Н. Тургенев. Письмо А.И. Тургеневу. 25 янв. 1810 (БАС).

В начале 70-х годов студенты-медики ходили без формы. Многие щеголяли в излюбленных студенчеством высоких сапогах и расшитых малороссийских сорочках. Мамин-Сибиряк. Ранние всходы (БАС).

Совершенно очевидно, что на протяжении некоторого времени (цитируемые тексты относятся к XIX веку) отличительным признаком студентов была специальная форма одежды (одеты по-студенчески): студентский мундир, студенческая фуражка. В настоящее время особую студенческую форму носят лишь учащиеся некоторых специальных высших учебных заведений, в частности, студенты военных, медицинских (в некоторых вузах студенты носят белые халаты) и духовных вузов. Так, например, на сайте Нижегородской духовной семинарии (она имеет статус духовного высшего учебного заведения) размещена информация об обязательной форме учащихся: «Когда вчерашние абитуриенты становятся

полноправными учащимися, семинаристами, то первым признаком их принадлежности к особому уникальному миру духовной школы становится китель -обязательная для всех студентов семинарии форма одежды. Молодой человек, надевая эту форму, должен почувствовать себя «солдатом духовного фронта», она дисциплинирует его и призывает к определенной ответственности в поведении» [2]. В Санкт-Петербурге из массы студентов выделяются воспитанники Горного института им. Г.В. Плеханова. Они, как и все преподаватели, носят возрожденную форму военного образца - темно-синие пиджаки с погонами. Однако в целом понятие студенческая форма уже давно потеряло актуальность. Сегодня внешний вид не является отличительным признаком студентов. Об этом свидетельствуют и результаты социологического опроса населения, проведенного фондом «Общественное мнение» (www.fom.ru) среди россиян [7]. Отвечая на открытый вопрос: «Как, по каким признакам Вы могли бы отличить студента от человека, который в вузе не учится?», только 35 % респондентов называли внешний вид, одежду (варианты ответов: «внешний вид другой, лучше одеты»; «по внешнему виду: кто не учится в вузе, одет вызывающе»; «одежда более модная» и др.). Половина россиян (49 %) полагает, что сегодняшний студент не имеет ярко выраженных отличительных признаков, и по внешнему виду, одежде, манере общения, поведению молодого человека нельзя сказать, учится ли он в вузе.

Ряд цитат в БАС позволяет сделать некоторые выводы о возрастных характеристиках студента:

Стоя он выглядел особенно, по-студенчески молодым - худой, туго подпоясанный узким ремешком. Березко. Мирный город (БАС).

[Любовь Андреевна:] Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Чехов. Вишневый сад (БАС).

Приходил юный студентик, весь новенький, тоже, видимо, только что приехавший из провинции. М. Горький. Жизнь Клима Самгина (БАС).

Одинцова была немного старше Аркадия.., но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком. Тургенев. Отцы и дети (БАС).

[Беклешов:] Ты имеешь цель честную - спасти ее, - ну да. Ну, что ж тебе в средствах! Ведь это мальчишество, студентство. Л. Толстой. Зараженное семейство (БАС).

Дериваты лексемы студент в этих примерах сочетаются со словами, указывающими на юный возраст: по-студенчески молодой, юный студентик. Показательным в этом отношении является подключение существительных, указывающих на возраст: мальчик (одно из значений в СУ: «совсем молодой, неопытный человек»), мальчишество (в значении «легкомысленность в поступках, шаловливый задор, свойственный юному возрасту»), школьник.

Наблюдается связь слова студент с названием будущей специальности, осваиваемой в ходе обучения в вузе:

Студент-медик... говорил, что у него не чахотка, а просто бронхи не в порядке; и это, конечно,

может перейти в чахотку, ежели не принять мер. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни (БАС).

Описание и характеристика образа жизни студентов отчасти раскрываются в следующих примерах:

На столе шипел плохо вычищенный самовар и лежали в бумаге сыр, масло и колбаса — по-студенчески. Щепкина-Куперник. Театр в моей жизни (БАС).

Студенчество его было горькое. Во-первых, мать давала денег ему ровно столько, сколько требовалось, чтобы не пропасть с голода. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (БАС).

Приведенные цитаты, относящиеся к разным временным периодам (начало XX века - «Театр в моей жизни» Т.Л. Щепкиной-Куперник; 60 - 70-е годы XIX века - «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина), способствуют формированию представления о нелегкой студенческой жизни, бедственном положении студентов.

В фокусе внимания в ряде иллюстраций оказываются особенности поведения, характера студентов, которые можно обозначить как вспыльчивость, несдержанность, непримиримость, резкость, гневливость, своенравность (безусловно, они не являются обязательными для всех студентов) и связать с общественной активностью, молодой горячностью как отличительными качествами студентов:

Они не виделись после окончания института. В студенческие годы были друзьями, хотя часто ссорились. Гранин. Искатели (МАС).

В прежних студентских кружках бранились громко, спорили запальчиво. Герцен. Былое и думы (МАС, БАС).

Теперь, как прежде своенравно, Я жизнь сту-дентскую веду. Языков. Н.Д. Киселеву (БАС).

Хозяин из любопытства сделал мне экзамен, и я прочел ему две, три пьесы, декламируя напропалую, по-студентски. С. Аксаков. Воспоминания о Д.Б. Мертваго (БАС).

В связи с этим неслучайными оказываются сочетания студенческие волнения, движение студенчества, свидетельствующие об активности субъектов обучения:

Начинались студенческие волнения - смысл их не был понятен мне, мотивы - не ясны. М. Горький. Мои университеты (БАС).

Зимой 1874 г. началось известное движение студенчества «в народ». Морозов. Повести моей жизни (МАС, БАС).

Представленные в БАС наречия по-студенчески, по-студентски указывают на необычность, неординарность, особость действия или признака. Приведем несколько примеров:

Посылаю вам последнее стихотворение мое. Скажите мне ваше мнение по-гусарски или по-студентски. Давыдов. Письмо А.М. и Н.М. Языковым, 6 июня 1834 (БАС).

Они пошли к нему, будучи одеты совершенно по-студенчески. Н. Тургенев. Письмо А.И. Тургеневу, 25 янв. 1810 (БАС).

Отражение наиболее употребительных контекстов слова в толковых словарях является демонстра-

цией его устойчивых семантических связей, всех направлений его семантики, способом воссоздания так называемой семантической карты слова [4, с. 34].

Таким образом, анализ дефиниций слова студент в толковых словарях, предлагающих «правила интерпретации слова» [6, с. 27], позволил выделить его ядерные (обязательные) семантические признаки, входящие в системное значение слова и составляющие интенсионал (содержание понятия, контенсио-нал): «человек», «функция» («учится в высшем учебном заведении», «получает высшее образование»), «возраст» («молодой»). Анализ иллюстративного материала, так называемых оправдательных цитат, позволил наметить периферийные (потенциальные, производные) семантические признаки слова студент, не входящие в его системное значение, а присоединяющиеся к нему лишь в коммуникативном акте (тексте), наводимые контекстом: «будущая специальность» («профессия»), «одежда, внешний вид», «поведение, характер», «образ жизни». Данные признаки могут развиваться в каждом конкретном тексте по-разному.

Материалы толковых словарей позволили также выделить важные составляющие периферии СП студент - лексико-семантические и тематические группы, которые объединяют слова по некоторым дифференциальным по отношению к имени поля признакам: «высшие учебные заведения» (ближняя пе-

риферия), «субъекты преподавания в вузе» (ближняя периферия), «содержательные компоненты обучения студентов в вузе» (дальняя периферия). Семантические связи в рамках данного поля отражают по преимуществу устоявшиеся и укоренившиеся в языке отношения.

Литература

1. Головин, Б.Н. Значение слова и контекст / Б.Н. Головин // Тезисы докладов межвузовского симпозиума составителей «Словаря М. Горького». - Киев, 1966. - С. 16 - 17.

2. Жизнь и быт семинаристов. - ЦКЪ: 1Ш;р://%'%^. seminary.nne.ru/content/176

3. Козырев, В.А. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - СПб., 2000.

4. Овчинникова, И.Г. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации / И.Г. Овчинникова, И.А. Угланова. - М., 2009.

5. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи / И.А. Стернин. - Воронеж, 1985.

6. Чурилина, Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования / Л.Н. Чурилина. - СПб., 2002.

7. Шмерлина, И. Сегодняшние студенты / И. Шмерли-на // База данных фонда «Общественное мнение». - ИКЬ: http://bd.fom.ru/report/map/dd063824 (2006)

УДК 821.161.1

Р.А. Кутипов

Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор А.И. Разживин

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В «ЗАПИСКАХ КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦЫ» Н.А. ДУРОВОЙ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В данной статье рассматривается проблема особенностей реализации авторского сознания в автобиографическом произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы», которые можно свести к трем основным: автор-творец, нарратор и автор как непосредственный участник изображенных событий. Автор статьи приходит к выводу, что особенности жанровой природы произведения оказывают непосредственное влияние на функционирование образа автора, например, на использование такого приема, как внесение художественных элементов в текст автобиографического произведения, изменение биографических фактов, а также появление лирических отступлений в виде авторских комментариев и вставных новелл.

Образ автора, автор-творец, рассказчик, лирическое отступление, жанровый прием.

The article considers the problem of realization of the author's consciousness in the autobiographical work by N.A. Durova “Notes of a trooper-girl”, which can be brought to three main areas: an author - creator, a narrator and an author as a participant of the events. The author of the article comes to the conclusion that the features of the genre nature of the work have a direct influence on the functioning of the image of the author, for example, on the usage of the method of introducing artistic elements in the text of autobiographical works, change of biographical facts, as well as appearance of lyrical digressions in the form of author's comment and inserted stories.

The image of an author, author-creator, narrator, lyrical digression, genre method.

Проблема автора и форм выражения авторского сознания в художественном произведении является одной из основных в современном литературоведении. В отечественной науке сложилось несколько научных школ, разрабатывавших эту проблему. На-

зовем труды таких выдающихся исследователей, как В.В. Виноградов [5], М.М. Бахтин [3], Б.О. Корман [11]. Позднее эта проблема вызывала научный интерес Б.А. Успенского [17], В.Е. Хализева [19], Л.А. Новикова [13], Н.С. Валгиной [4], И. Карпова [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.