Научная статья на тему 'Семантический повтор как прием актуализации смысла в художественном тексте (на материале орнаментальной прозы Б. Пильняка)'

Семантический повтор как прием актуализации смысла в художественном тексте (на материале орнаментальной прозы Б. Пильняка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2293
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантический повтор как прием актуализации смысла в художественном тексте (на материале орнаментальной прозы Б. Пильняка)»

[взаимосвязь литературы и языка] С. В. Бревнова

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОВТОР

КАК ПРИЕМ АКТУАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ Б. ПИЛЬНЯКА)

Семасиология все чаще обращается к комплексному изучению семантической структуры слова-образа. При этом современные методики исследования функционального аспекта языковых единиц в художественном тексте ориентированы более на синтез, чем на анализ, поскольку они опираются на содержание текста как единого целого и на связи семантических полей в тексте и за его пределами. Всесторонне анализируются не зафиксированные в толковых словарях ассоциативные, концептуальные и коннотативные смыслы, актуализируемые в тексте. Один из традиционных и часто используемых приемов актуализации авторского смысла в художественном тексте — повтор — неоднократно становился предметом исследований.

Ю. М. Лотман назвал повторы разного типа «смысловой тканью большой сложности, которая накладывается на общеязыковую ткань, создавая особую концентрацию мысли» [5: 122]. Повтор — средство связи текста, в орнаментальном тексте — подчеркивающее фактуру орнамента. Он соотносим с понятиями частотности, ритма, рифмы.

Выделяют основные виды повтора: лексический, корневой, словообразовательный, фонетический, синтаксический. Однако все они реализуют определенную текстовую семантику, поэтому любой сознательный повтор можно назвать семантическим. Менее изученным остается собственно семантический, содержательный повтор единиц языка (в том числе разных частей речи и разных уровней), относящихся к одному семантическому полю.

Семантическое поле художественного текста возникает и развертывается как образная система взаимодействующих языковых средств в виде определенных лейтмотивов, семантических тем [6]. Оно строится на основе вторичных семантических функций ключевых слов, на ассоциациях, актуализирующих «вертикальный» контекст, представляющих интертекстовые реминисценции и т. п.

При рассмотрении структуры и семантики орнаментального поля Н. А. Кожевникова отмечает роль повторов как носителей оп-

Снежана Владимировна Бревнова

Кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

ределенных семантических тем лейтмотива. Исследовательница выделяет повтор «сквозного слова», повтор слов одного семантического поля, варьирование тропов, использование слова в разных функциях (прямом и переносном смысле), повтор модели, фраз, крупных синтаксических единств [2; 3]. К экспрессивным повторам примыкают повторы с нарастающей или убывающей степенью какого-либо признака — градации, которые, кроме эстетической, выполняют также общую для всех видов повтора функцию суггестии, т.е. внушающего воздействия на читателя.

Повтор как особый прием, возможно, был заимствован символистами из средневековой европейской и древнерусской стилистики. П. М. Бицилли характеризует тип мышления «докапиталистического» европейца: в мировосприятии средневекового человека «качество было больше действия», решительно ко всему можно было применить меру и число. Поэтому и возникали тавтологические сочетания. «Радоваться радостью» — нечто большее, чем просто радоваться, «жить жизнью» — значит жить полнее, нежели просто жить [1: 70].

Заимствованный из стилистики средневековой литературы повтор приобрел у писателей Серебряного века новые функции: суггестии, акту-ализатора внутренней формы однокоренных лексем, средства формирования орнаментики текста.

На наш взгляд, необходимо дифференцировать виды повторов по особенностям их дистрибуции: повтор элементов в границах определенного единства (не только синтаксического, но и звукового комплекса, целого текста); учитывать расстояние между повторами, повторы двух или более единиц подряд, дистантные, рассеянные повторы. Л. А. Новиковым предложен термин «густота повтора» для характеристики повторов в орнаментальном поле [6]. Повтор синтаксической конструкции с синонимичным лексическим наполнением Д. С. Лихачев назвал стилистической симметрией [4].

Повторы слов в границах одного предложения — характерная черта стиля Б. Пильняка, полагавшего, что от многократного сознательного

повторения слова его значение обязательно сфокусируется, прояснится при восприятии.

Ветры иной раз дуют до свиста, но человеку в море нельзя свистать, как вообще не стоит свистать и просвистываться серьезному человеку (Б. Пильняк. Грего-Тримунтан).

В рассказе «Старый дом» образ цветущей сирени становится центральным (18 упоминаний-повторов лексемы буйно на 14 страниц текста) и символизирует бабушкин дом и годы детства, а само слово сирень повторяется почти в одном и том же словесном окружении: весна, белая акация, буйный, терраса, Волга:

Под террасой росли тополи, белые акации и сирень <...> Но под террасой,на ввозе, на бульварчике так буйно каждую весну цвели белые акации и сирени, — так буйно под террасой и под двенашниками, под забойкой разливалась Волга <...> ... Была весна и буйствовала сирень за загородями палисадов <...> И вновь приехал этот, новой весной, когда буйничала вновь сирень <...> Там, на Волге, — каждую весну буйничала Волга, воды, сирени, <. > на полустанке мальчишки продавали ландыши, белую акацию и сирень, как в детстве (разрядка Б. Пильняка. — С. Б.) <...> Росла, буйствуя под террасой, сирень, и еще просторнее шла Волга <...> Каждую весну, когда слетались все к бабушке, пометы на дверях росли на четверть вверх, и росла под террасой сирень, и буйничала Волга за забойкой.

В рассказе «Целая жизнь» повторы, ритм и синтаксическая симметрия также передают идею подсознательного, инстинктивного поведения, автоматизма и идею власти неумолимого хода времени, диктующего птицам правила их нелегкой жизни:

Он жил зимы, чтобы жить. Весны и лето он жил, чтобы родить. Он не умел думать. Он делал это потому, что так велел тот инстинкт, который правил им. Зимами он жил, чтобы есть, чтобы не умереть. Зимы были холодны и страшны. Веснами он родил. И тогда по жилам его текла горячая кровь, светило солнце и горели звезды, и ему все время хотелось потянуться, закрыть глаза, бить крыльями воздух и ухать радостно на все овраги сразу (Б. Пильняк. Целая жизнь).

В первой фразе одного из абзацев повторяются звуки И, Ы:

[взаимосвязь литературы и языка]

Он жИл зИмЫ, чтобЫ жИть.

В последней метризованной фразе того же абзаца рифмуются ударные слоги и повторяется гласный звук А (в том числе в виде «аканья» в безударных слогах):

И ухАть РАдостно нА все овРАги сРАзу.

В концепции символизма музыке принадлежит главенствующая роль. Андрей Белый писал: «Музыка идеально выражает символ. Символ поэтому всегда музыкален. Из символов брызжет музыка. Она минует сознание. Кто не музыкален, тот ничего не поймет».

«Звук темы» как один из главных организаторов построения орнаментального текста определяет выбор программы, в звуке, по выражению А. Белого, «подается тема целого; и краски, и образы, и сюжет уже предрешены в звуке; в нем переживается не форма, не содержание, а формо-содержание» (А. Белый. Как мы пишем).

Б. Пильняку свойственно подробное описание зрительных и слуховых ощущений, которые выполняют функцию текстовых «синонимов» лексем, обозначающих настроения автора и персонажей. Доминантами у Б. Пильняка выступают лексические единицы, обозначающие звуки, контуры и цвета, на фоне которых происходит действие произведения. Повторы этих ключевых лексем становятся организаторами соответствующих орнаментальных полей в текстах его рассказов. Например, звукопись [У], [Г], [Х], передающая крик филина в рассказе «Целая жизнь»:

И он в полноте жизни, в ее красоте, грозно и жУтко уХал, встряХивая эХо.

— У-гу-гу-гу-у ! — кричал он, пУГая ночь.

Одно из проявлений речевой манеры Пильняка находится на границе лексики и синтаксиса — это плеонастичное упоминание, повтор имен собственных или названий лиц вместо нормативного чередования с личными местоимениями.

В рассказе «Грего-Тримунтан» лейтмотивом звучат первые две ритмизованные синтаксически параллельные фразы:

Ветры дуют с моря. Ветры дуют в море <...> Ветры дули с моря. Ветры дули в море.

Этим повтором отрывок напоминает известный текст Экклезиаста о круговороте ветра.

В отрывке из произведения Б. Пильняка «Мать и мачеха» повторяются, хотя не всегда в одних и тех же значениях, лексемы — компоненты сочетания русская земля:

А где-то в другом месте, за тысячи верст и отсюда и от России, — от русской земли, — два человека, русских два писателя, — в воскресный день, в заполдни, — рылись в вещах, — и они нашли коробочку, где была русская земля, а не аллегория, не символ, — а просто русская наша земля, — сероватый наш русский суглинок, увезенный в коробочке за тысячи верст: и ах как тоскливо стало обоим, такая тоска на земле!

Лексема земля, повторяясь в тексте, реализует значения — «страна», «почва», «этот мир». Лексический повтор использован на фоне семантических повторов, представляющих разным лексическим составам одни и те же референты: обстоятельства места, времени, субъектов действия и состояния.

Объяснение многих приемов литературой орнаментики, на наш взгляд, следует искать и в подражании авторов сакральным текстам, изобилующим повторами, параллелизмом и имеющим ритмически упорядоченный синтаксис. Отношение к художественному тексту как к суггестивному феномену проявляется также в примерах передачи писателями-орнаменталистами синэстетическо-го восприятия действительности (запах как цвет, звук как свет, звук как запах и т. п.).

Реанимация древних значений совершается через нарушение языковой нормы, «аномалию» общепринятого употребления, в результате которой оживляются опосредованные, косвенные связи слова с другими словами языка.

Специфика текстов орнаментальной прозы проявляется на содержательном уровне в составе элементов, на формальном — в способе представления, композиции этих элементов. К первому мы относим отбор языковых средств поля, ко второму — его дистрибуцию: ритм и метр, различные повторы и т. п.

Специфика орнаментальной прозы в том, что она предназначается для чтения не только глазами, но и вслух, при этом в синтезе зрительных и слуховых ощущений на основе семантического обобщения происходит ожидаемый авторами эффект синэстетического восприятия читателем текста произведения.

Доминирующими по отношению к остальным средствами создания орнаментального поля мы считаем: среди тропов — символ; среди фигур — суггестивный повтор; среди языковых единиц — фоно-семантические поля.

Параметры орнаментальности могут быть количественными (это стремление к максимуму изобразительности и эксплицитности идеи) и качественными (это специфическая организация прозаического текста, в основе которой лежит

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ИЮ

ИЮЛЬ

13 80 лет со дня рождения русского писателя Валентина

Саввича Пикуля (1928-1990) 15 100 лет со дня рождения русского писателя Бориса

Леонтьевича Горбатова (1908-1954) 18 75 лет со дня рождения русского поэта Евгения

Александровича Евтушенко (р. 1933) 24 180 лет со дня рождения русского писателя Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) АВГУСТ

17 75 лет со дня рождения русского литературного

критика Сергея Ивановича Сивоконя (р. 1933) 22 100 лет со дня рождения русского писателя Леонида Пантелеева (н. ф. Еремеев Алексей Иванович) (1908-1987)

СЕНТЯБРЬ 1 Всероссийский праздник «День знаний»

8 Международный день распространения грамотности

9 90 лет со дня рождения русского поэта и переводчика Бориса Владимировича Заходера (1918-2000)

9 180 лет со дня рождения русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910)

20 80 лет со дня рождения русского поэта Генриха Вениаминовича Сапгира (1928-1999)

21 300 лет со дня рождения русского философа и поэта Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744)

28 100 лет со дня рождения русского писателя и литературоведа Ираклия Луарсабовича Андроникова (1908-1990) 28 90 лет со дня рождения педагога и писателя Василия Алексеевича Сухомлинского (1918-1970)

нарочитый повтор ритмически упорядоченных элементов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

2. Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз., 1976. № 1. С. 55-67.

3. Кожевникова Н. А. О структуре повествования в прозе Андрея Белого // История русского литературного языка и стилистика. Калинин, 1985. С. 82-94.

4. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1983.

5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

6. Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990.

[хроника]

Ь-ДЕКАБРЬ 2008 ГОДА

ОКТЯБРЬ 5 Всемирный день учителя

14 70 лет со дня рождения русского писателя Владислава

Петровича Крапивина (р. 1938) 19 День Царскосельского лицея

90 лет со дня рождения русского писателя, поэта, сценариста Александра Аркадьевича Галича (н. ф. Гинзбург) (1918-1977) 27 Международный день школьных библиотек НОЯБРЬ

7 85 лет со дня рождения русского драматурга

и писателя Льва Ефимовича Устинова (р. 1923) 9 190 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883)

12 175 лет со дня рождения русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887)

23 100 лет со дня рождения русского писателя Николая Николаевича Носова (1908-1976) ДЕКАБРЬ

14 День Наума-Грамотника («Пророк Наум наставит на ум». Существовал обычай в первый день декабря, по старому стилю, отдавать отроков в ученье к дьячкам, так называемым мастерам грамоты) 11 90 лет со дня рождения русского писателя, прозаика, публициста Александра Исаевича Солженицына (1918-2008)

13 135 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924)

При подготовке использованы материалы книги: Памятные даты 2008 года: литература, искусство / Сост. Н. С. Рубан, А. Я. Смоляк. М, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.