И.В. Щурова
Курганский государственный университет
УДК 800.005
СЕМАНТИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТОВ В РОМАНЕ Е. ГРИШКОВЦА «АСФАЛЬТ»
Аннотация
В статье выявлены семантические и стилистические особенности эпитетов, использованных в романе Е. Гоишковца «Асфальт». Определены ведущие стилистические приемы употребления эпитетов, формирующие идиостиль писателя.
Ключевые слова: стиль, эпитет, прием, троп, повтор, идиостиль.
I.V. Shchurova Kurgan State University
SEMANTIC AND STYLISTIC FEATURES OF THE EPITHETS IN THE NOVEL «ASPHALT» BY Y.GRISHKOVETS
Annotation
The article reveals the semantic and stylistic features of the adjectives used in the novel "Asphalt" by Y. Grishkovets. Leading stylistic devices of the epithets usage have been defined. They form writer's idiostyle.
The key words: style, epithet, reception, trails, repetition, idiostyle.
Евгений Гришковец сегодня не нуждается в представлении. Однако научных работ, посвященных его творчеству, немного. Большую часть имеющихся исследований составляют рецензии таких авторов, как М. Кингисепп [9], В. Ухорская [14], Селиверстов [13], П. Басинский [2], Н. Горлова [6], А.Бабаева [1] и др. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема определения идиостиля Гришковца-писателя, а вопрос о функционировании эпитетов в произведениях Е. Гришковца не был еще достаточно изучен.
Материалом исследования послужил роман Евгения Гришковца «Асфальт», опубликованный в издательстве «Махаон» в 2008 г [7].
Роман «Асфальт» исследователи относят к жанру офисной прозы. В «Асфальте», по мнению Ф. Ермошина, «есть главное, что нужно для современ-
ного романа: показан сегодняшний человек в его буднях и праздниках, в его смятениях и внутреннем росте» [8].
Исследователи Евгения Вежлян и Петр Моисеев считают, что Е. Гришковец создал новый стиль. «Остранению и бесконечной смене приемов в ходе литературного процесса он противополагает попытку уничтожить литературу как изолированную от жизни сферу, уничтожить литературу как искусство. "Развоплощение" литературы проявляется у него и в стремлении передать специфику разговорной речи в ее нелитературности...» [11].
Обращаясь к феномену языка и стиля Евгения Гришковца, в романе «Асфальт» мы проанализировали эпитеты, поскольку окружающий человека мир объектов в художественном тексте получает свое признаковое выражение в эпитете, в котором личность автора отражается не только концептуально и эмоционально, но и эстетически.
Эпитет (от греч. epitheton - «приложенное, прибавленное»), в узком понимании данного термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного изображения объекта, его эмоционально-образной интерпретации [12]. Проблема эпитета как средства выражения личного, оценочного момента в высказывании, является одной из ведущих проблем стилистики. Недаром А.Н. Веселовский считал, что «история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании» [4].
Виды эпитетов чрезвычайно разнообразны. Что касается их теоретического осмысления и классификации, то здесь следует согласиться с И.Б. Голуб, справедливо сетующей на то, что «до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов» [5]. В нашем исследовании мы рассмотрели эпитеты с точки зрения их семантических и стилистических особенностей.
Согласно семантической классификации, мы выделили
1. Эпитеты, дающие характеристику лица
Поскольку самой ценной и важной частью романа
является взаимоотношения героев и отношение главного героя к окружающим, то и эпитетов, которые характеризуют людей с разных сторон, подавляющее большинство (222 словоупотребления). Это, во-первых, эпитеты, дающие портретную характеристику.
Высокая, худая, некрасивая, с низким голосом, прямыми длинными волосами, вечно собранными на затылке в узел [7, 12].
Следует отметить, что Е. Гришковец не дает развернутой, детально прорисованной портретной характеристики ни одному герою своего романа.
Он изображает самые существенные, характерные черты внешности.
Во-вторых, это эпитеты, дающие психологическую, поведенческую характеристику лицам. Таких эпитетов наибольшее количество в романе. Герой характеризует себя, близких, знакомых и даже случайно встретившихся ему людей.
Он казался Мише суетливым и поверхностным весельчаком, весьма ленивым, любящим поныть и побрюзжать [7, 63].
2. Эпитеты, характеризующие абстрактные и отвлеченные понятия
В романе они высокочастотны и чаще всего определяют мысли, разговоры, идеи, чувства, ощущения, отношения и др. (всего нами обнаружено 170 таких эпитетов).
В эти минуты он отчетливо осознал, что ему необходимо вернуть своё гордое спокойствие...[7, 26]
3. Оценочные эпитеты
Эпитеты, характеризующие ценность предмета, лица, явления, встречаются намного чаще других, им принадлежит одно из значительных мест в романе (нами было обнаружено 163 таких эпитета).
Обратите внимание, как часто портят пейзаж безобразные столбы электропередачи, вышки высоковольтных линий, некрасивые мосты, дурацкие придорожные кафе, павильоны, загаженные автобусные остановки, гадкие заборы, аляповатые дома и прочее [7, 106].
Экспрессивная функция эпитета становится максимально ощутимой в тех случаях, когда эпитеты выстраиваются в синонимический ряд и каждый член ряда вносит свой уникальный стилистический оттенок значения. По количеству слов синонимические ряды в романе состоят, как правило, из двух-трех слов.
Он общался с желчными и язвительными журналистами и капризными модельерами [7, 115].
4. Бытовые эпитеты
Несмотря на то, что действие в романе происходит по большей части в помещениях: в квартирах, ресторанах, офисах, бытовые эпитеты немногочисленны (всего 37 словоупотреблений). Автор практически не прибегает к детализации бытовых картин: он будто лишь бегло оглядывает окружающий мир. Большинство таких эпитетов в тексте романа являются оценочными: герой Гришковца чаще всего рассматривает предметы с точки зрения эстетики и функциональности («красивый», «модный», «интересный» - хорошо, «скучный», «несоразмерный», «старый» - плохо). Чаще всего бытовые эпитеты появляются, когда персонаж попадает в новые условия, например, когда он передает первое впечатление о новом кабинете.
Потом он оглядел свой небольшой, красивый, модный, не без претензии сделанный кабинет [7, 25].
5. Природные эпитеты
Данная группа эпитетов также невелика (всего 31 словоупотребление). «Асфальт» - городской роман, поэтому главная роль отводится описанию домов, улиц, города в целом, в которое включены короткие зарисовки природы, времени года, погоды либо картины прошлого, в которых роль пейзажа также незначительна.
Но в конце сентября налетели ветры, и октябрь пришёл ясным, солнечным и прозрачным [7, 7].
Как мы уже отметили, автор гораздо чаще обращается к описанию города. Большая часть эпитетов посвящена описанию Москвы,.которая лежала между ним и сверкающей всеми своими безумными мощными мышцами Москвой, наполняли сердце грустью и желанием немедленно вернуться в столицу [7, 157].
Также в тексте уделяется некоторое внимание описанию родного города героя, Архангельска, и Норильска, в котором Михаил вынужден провести несколько недель в командировке.
Мишу часто удивляло то обстоятельство, что он, оторвавшийся от Архангельска, стал ощущать свой родной город как крошечный, тупиковый и непонятно как и чем живущий [7, 154].
6. Цветовые эпитеты
Каждый писатель рисует мир по-своему Неповторима и та гамма цветов, которую он использует Главная роль в этом принадлежит эпитету. Известно, что разные оттенки цвета раскрывают нюансы настроений и душевных переживаний человека, но в романе
«Асфальт» цветовых эпитетов, как и в остальных произведениях автора, немного (в исследуемом романе мы обнаружили 12 словоупотреблений).
Золотой листвы было полно как на деревьях, так и на улицах [7, 7].
Как правило, говоря о цвете, автор использует логические определения.
Миша с удовольствием затянулся и с благодарностью посмотрел в серое небо.[7, 31]
В романе нет ярких запоминающихся цветных картин. Возможно, именно поэтому так много в произведении эпитетов, обозначающих некое отсутствие цвета (бесцветный, прозрачный, светлый, кристально-прозрачный).
Сидели, пили какой-то мудрёный бесцветный и, конечно же, очень полезный для здоровья чай.[7, 2]
Таким образом, в романе «Асфальт» наиболее часто встречаются эпитеты, дающие характеристику лица, абстрактных понятий, а также оценочные эпитеты. Именно они помогают создать особенный стиль Гришковца. Наименее частотными являются бытовые, природные, цветовые эпитеты. Небольшое количество природных и цветовых эпитетов объясняется жанром городского антропоцентричного романа, в котором роль природы не является столь существенной в отличие от изображения рефлексирующего героя, который показан со всеми своими предубеждениями, сомнениями, заблуждениями и личными истинами.
Применив функциональную классификацию, мы выделили
1) изобразительные эпитеты:
Дима вырос выше Миши, но остался полноватым и неуклюжим, с беззащитным взглядом [7, 127];
2) лирические, усиливающие эмоциональность языка:
Равнодушно пел веселые песни ресторанный певец, читая слова песен по бумажке [7, 157].
Лирические (эмоциональные) эпитеты в романе Е. Гришковца встречаются чаще, чем изобразительные. Это связано в первую очередь с тем, что главный герой с присущим ему разумным эгоизмом в привычной для него манере оценивает все, что видит, и эмоционально реагирует на все, что происходит вокруг него. Автор сосредоточен на изображении внутреннего мира героя и его отношений с собой, с окружающими людьми. Стилистические и смысловые доминанты романа - в передаче переживаний, рефлексии главного героя, а не в создании живописных картин, которые были бы и не вполне органичны для городского, производственного, «офисного» романа.
Согласно классификации по типу переноса, по структуре и степени освоенности мы выделили два типа эпитетов с переносным значением: 1) метафорические: Золотой листвы было полно, как на деревьях, так и на улицах [7, 7]; 2) метонимические: Правда, с ним осталась единственная их певица, которая закончила уже музыкальное училище, но осталась преданна гаражной музыкальной романтике [7, 18].
Простыми эпитетами (состоящими из одного прилагательного, образующего с определяемым парное сочетание) согласно структурной классификации, являются почти все эпитеты в тексте романа:
Вот такие мы здесь умные и тонкие [7, 5].
А сложные, представленные полиосновными прилагательными, встречаются в произведении достаточно редко:
.занимался с тренером теннисом или какими-
48
Вестник КГУ, 2012. № 4
то мордобойными видами спорта с другим тренером [7, 115].
Е. Гришковец в романе «Асфальт» прибегает к высокочастотным общеязыковым эпитетам. Для них характерна относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.
В один день, в начале марта, Миша увидел у неё на столе большой и нарядный букет цветов [7, 99].
В основе индивидуально-авторских эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы, и их употребление носит окказиональный характер. Такие эпитеты тоже встречаются в тексте произведения, но их гораздо меньше.
Миша постоянно старался организовать свою жизнь так, чтобы работе было отведено определённое рабочее время, ещё, чтобы было время домашне-семейное, и ещё было его собственное суверенное и сокровенное время [7, 118].
Таким образом, индивидуально-авторских эпитетов в романе «Асфальт» немного, в основном использованы эпитеты общеязыковые, придающие стилю писателя нарочитую разговорность, легкость, простоту.
Применив количественную классификацию эпитетов, мы обнаружили большое число повторов эпитетов вместе с определяемым словом.
А у Миши случилась бессонная ночь. Первая бессонная ночь за несколько последних лет. Но бессонная ночь - это не просто ночь, когда ты не спал. Бессонная ночь - это просто одинокая ночь без сна [7, 151].
Помимо таких нарочитых повторов, автор использует довольно часто одни и те же общеязыковые и разговорные эпитеты (красивый, хороший, страшный , веселый , смешной , любимый , спокойный , грустный, приятный) для характеристики самых различных объектов (от мебели и предметов быта до окружающих людей и их поведения). Большинство эпитетов в романе Е. Гришковца образуют цепочки. В ряде случаев они образуют синонимические ряды, а синонимы, как известно, помогают более точно, ярко и образно передать авторскую мысль. Цепочки чаще всего применяются для всесторонней обрисовки предмета, лица или явления.
И конечно, наши люди самые веселые, искренние, щедрые, открытые [7, 6].
Изучив эпитеты в романе «Асфальт», мы можем сделать вывод, что их активное употребление в романе свидетельствует о том, что этот троп является сти-леобразующим. Экспрессия, создаваемая в том числе и эпитетами, является в произведениях Е. Гришковца важнейшим средством речевого воздействия на читателя и отражает неповторимость восприятия мира автором.
Отличительной чертой идиостиля Гришковца является повтор. Обычно навязчивое повторение в литературе ведет к уничтожению смысла. Но слово Гришковца зачастую работает не по законам литературы, а по законам обыденной жизни. Использование общеязыковых и разговорных повторяющихся эпитетов позволяет Евгению Гришковцу сделать язык его произведений доступным и узнаваемым. Парадоксальным образом индивидуальный стиль писателя создается не с помощью индивидуально-авторских эпитетов, а с помощью определенного сочетания (регулярных повторов в определенных синтаксических конструкциях) общеупотребительных эпитетов.
Стоит отметить, что черты идиостиля, сложившиеся еще на ранних этапах творчества Е. Гришковца, остаются и развиваются в более поздних произведениях автора. Исследование языковых особенностей произведений Евгения Гришковца дает интересный материал для описания идиостиля одного из самых популярных писателей современной России.
Список литературы
1. Бабаева А. Евгений Гришковец: всё гениальное - просто. - 2006 // www.nashfilm.ru.
2. Басинский П. Асфальтоукладчик: Евгений Гришковец выпустил свой первый роман// Российская Газета. - 2008. -22 июня. - С. 13.
3. Вежлян Е. Новая актуальность, или назад к Толстому// Знамя. - 2009. - № 10.
4. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.
5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2001.
6. Горлова Н. Стеклянное имя: творчество Евгения Гришковца //Литературная газета. - 2005. - № 36. - С. 7.
7. Гришковец Е. Асфальт. - М: Махаон, 2008. - 576 с.
8. Ермошин Ф. Четырехмерный мифотворец// Октябрь. - 2011. - №1.
9. Кингисепп М. Асфальт, Евгений Гришковец, 2008// www.community.befree.ru
10. Моисеев П. Элементы «первичного» стиля в современной русской литературе// Сибирские огни. - 2007. - № 1.
11. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства выразительной и образной речи. - Волгоград, 2000. - С. 515-527.
12. Селиверстов Евгений Гришковец. «Асфальт». 2008// www.proza.ru.
13. Ухорская В. Евгений Гришковец, « Асфальт». 2008// www.liveyjurnal.com.