УДК 008
Забродина Галина Дмитриевна
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Строительно-архитектурно-дорожного института, докторант кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина
Кирюшкина Виктория Викторовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОВ В КУЛЬТУРЕ
Аннотация:
Статья посвящена изучению пространственной символики и созданию на ее основе модели перво-тектонального языка коммуникации. Для достижения поставленной цели осуществлены систематизация простейших геометрических фигур в соответствии с их пространственной семантикой, разработка матрицы первотектонов и принципов создания глоссария пространственной семантики с учетом специфики ее восприятия. По мнению авторов, при дальнейшей доработке результаты исследования могут послужить основой методологии анализа и создания смысловых конструктов при помощи первотектонального языка.
Ключевые слова:
пространственная символика, первотектоны, семантическая структура, глоссарий, перцептивное, образно-эмоциональное, символическое восприятие, первотектональный язык.
Zabrodina Galina Dmitrievna
PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Architecture Environment Design Department, Construction, Architecture and Road Construction Institute, Doctoral student, National History and Culture Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
Kiryushkina Victoria Viktorovna
PhD in History, Assistant Professor, National History and Culture Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
SEMANTIC STRUCTURE OF SPATIAL SYMBOLS: VISUALIZATION OF SEMANTIC CONSTRUCTS IN CULTURE
Summary:
The article studies the spatial symbolism and on its basis develops a model of initial tectonic language of communication. To achieve this objective, the authors have systematized the simplest geometric shapes according to their spatial semantics, developed a matrix of initial tectonics and the principles of creation of spatial semantics glossary taking into account the specifics of its perception. According to the authors, in case of further follow-up study, the research results can serve as a methodology of analysis and development of semantic constructs by means of the initial tectonic language.
Keywords:
spatial symbolism, initial tectonics, semantic structure, glossary, perceptual, emotional and imaginative, symbolic perception, initial tectonic language.
Современный этап развития человечества характеризуется усилением роли визуальной коммуникации, что обусловлено не только достижениями новейших технологий и средств визуализации различных процессов и объектов. Важнейшим, но проблемным явлением современного общества является перенасыщенность информационного поля, влекущая за собой потерю человеком способности к цельному восприятию окружающей действительности и адекватной ее оценке. В этих условиях визуальная коммуникация за счет предельного сжатия информации в емкие образы должна явиться тем средством, благодаря которому возможно осуществить трансляцию глубочайших смыслов культуры. К таким визуальным смыслообразующим конструктам, лежащим в основе ментальных образов, относятся пространственные символы, или первотектоны. В понимании авторов этого термина - А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко, «...векторные интенции, эти направленности, наделяющие смыслом всякую внешнюю данность и оформляющие ее семиотический эквивалент в дуализованном ментальном и культурном пространстве, мы и называем первотектонами» [1, с. 83].
Одним из первых исследователей пространственной символики был Гегель, который раскрыл суть закодированных в базовых символах культуры основ бытия [2]. Его рассуждения по поводу христианских символов выявляют глубочайшие сакральные смыслы, заключенные в пер-вотектональной структуре простейших геометрических фигур - круге и треугольнике. Г.В. Лейбницем в «Диссертации о комбинаторном искусстве» была выдвинута идея «алфавита человеческих мыслей», предполагающая возможность создания на его основе новых содержательных концепций [3].
Особое внимание восприятию пространственности как модуса реальности уделял Павел Флоренский. В его понимании каждой эпохе соответствуют свои координаты бытия, где «проявленность» мировосприятия и осознания себя в этом мире осуществляется при помощи пространственных координат. Так, один из периодов развития человечества возможно обозначить как горизонтальную протяженность профанной культуры, другой - как звучание в культуре «звенящей» вертикали сакральности, господства божественного и духовного. Стремление к гармонии примиряет са-кральность и профанность, визуализируя в культуре равенство вертикали и горизонтали. Обретение нового, глубокого взгляда на мир рождает третье измерение в искусстве и культуре в целом -глубину. Обобщением его исследований в области пространственной символики стала разработанная, но не завершенная им программа словаря символов (Б1тЬо1апит), где пространственные первосимволы должны быть систематизированы в форме словаря с цитатным описанием каждого из знаков [4]. Необходимо отметить, что именно это направление исследований послужило для нас импульсом в поиске универсального языка-медиатора и фундаментальной основой в формировании основной идеи, предлагаемой в данной статье. Видение П.А. Флоренским пространства как универсального языка коммуникации сохраняет свою актуальность и поныне.
Универсальность пространственных символов заключена в их предельной абстрактности, вмещающей в своей визуальной форме мировоззренческие концепции, ценностные ориентации архетипического уровня. Именно этой спецификой пространственных символов, позволяющей избежать избыточной многословности, обусловлена способность первотектонов быть алфавитом в процессе кодирования/декодирования в границах онтологической оппозиции «вербальное - визуальное». Данное качество как нельзя лучше отвечает требованиям визуальной культуры и способно разрешить многие задачи современного информационного общества.
К одной из таких задач относится проектно-эстетическая проблематика, в рамках которой решаются вопросы эстетической ценности объектов материальной культуры. Воплощение эстетических идеалов и образов в форме объектов предметного мира представляет собой процесс кодирования ментальных конструктов в визуально воспринимаемых объектах и пространствах окружающей действительности. «Считывание» семантической информации, заключенной в текстах архитектонического строя, зависит от пространственно-временных координат нахождения реципиента и построено на специфике визуального мышления, в основе которого находятся архетипические, общечеловеческие символы. В условиях постмодерна, когда мозаичное пространство культуры формирует у современного человека поверхностное восприятие семантического текста, это приобретает особое значение, связанное с необходимостью корректного использования семантики визуальных форм в создании пространственной среды.
В связи с этим нами предлагается структурно-семиотический подход к анализу процесса визуализации смысловых конструктов, который базируется на основной идее семиотики информации - возможности измерения содержания суждений. «Поверка» эстетики, художественно-образных и информационных структур рациональными методами - прием далеко не новый. Изучению художественных образов культуры и искусства с помощью математических и структурных методов посвящали свои труды ученые, начиная со времен античности и заканчивая современностью. С этой точки зрения особый интерес представляют исследования А.В. Волошинова, посвященные изучению синергии развития культурных и природных процессов в границах оппозиции «порядок -хаос» и возникающих на этой основе закономерностей формирования различных артефактов (произведения музыки, поэзии, архитектуры, дизайна и т. д.). По утверждению А.В. Волошинова, глубинное единство пространства культуры обусловлено «союзом» математики и эстетики - «двумя путями» развития, предопределенными самой природой сознания человека [5].
Опираясь на вышерассмотренные положения, позволим себе предположить наличие возможности «измерения» смысловых конструктов при помощи критериев пространственности, заключенных в архетипических символах. Следуя этой логике, систематизация пространственных символов позволит создать «первотектональный язык», являющийся языком-медиатором в анализе информационных сообщений в границах оппозиции «вербальное - визуальное». Соответственно, эти пространственные коды должны иметь визуальную форму и обладать вербальными эквивалентами. По сути, речь идет о геометрических первотектонах, которые для создания «пер-вотектонального языка» необходимо рассматривать с точки зрения семиотики, где знаком является условное изображение элемента сообщения, высказыванием - совокупность знаков, имеющих смысловое значение, а языком - словарь и правила его использования. В данном аспекте за условное изображение элемента сообщения (знака) будем считать формообразующие структурные элементы первотектонов, высказывание - совокупность структурных элементов, слагающих базовый первотектон, язык - словарь-матрицу первотектонов (план выражения) с соответствующим каждому из них планом содержания (глоссарий) и принцип использования «словаря» в чтении пространственных текстов. «К пространственным кодам могут быть применены понятия
синтагматики и парадигматики. Как и в речи, синтагматические структуры образуются в пространственном семиозисе конфигурациями значимых элементов, выбранных из некоторого множества и упорядоченных по синтаксическим правилам данного кода. Между этими альтернативными вариантами складываются отношения сходства и различия, которые в системе данного кода образуют парадигматические структуры» [6].
Итак, для достижения поставленных целей необходимо:
- определить базовые «высказывания», их структурное построение и взаимосвязи между собой - построение базового форморяда;
- выявить знаки, слагающие сообщение, - структурообразующие элементы первотектонов, слагающие базовый форморяд с целью их использования в построении синтаксики матрицы первотектонов;
- разработать синтаксику первотектонального языка - создать матрицу на основе структурного взаимодействия высказываний;
- разработать прагматику первотектонального языка - определить семантические характеристики элементов-высказываний матрицы (глоссарий) и методологию их использования в чтении пространственных текстов.
Базовыми высказываниями в аспекте данных исследований нами приняты основные пер-вотектональные формы - круг, квадрат и треугольник. Учитывая, что эти геометрические фигуры являются основой для множества других, более сложных по структурной организации объектов окружающей действительности, необходимо выстроить ряд их последовательной трансформации с целью выявления промежуточных форм в трехмерном измерении.
На основании выполненного нами анализа получения поверхностей и их перерождения из одной в другую [7] предлагаем следующий порядок расположения объемных фигур (рис. 1).
Рисунок 1 - Базовый форморяд трехмерных первотектонов
Данный ряд послужил основой для их плоскостного отображения и систематизации символов, более емких и абстрактных по степени приближения к архетипическому уровню (рис. 2).
Рисунок 2 - Базовый ряд двухмерных первотектонов
Дальнейшая систематизация знаковых сообщений требует единого принципа построения системы взаимосвязи элементов. В наших исследованиях этим принципом является структурная организация геометрической формы при помощи образующих ее элементов. В геометрических фигурах, как и в символах архетипического уровня, образующими элементами-знаками являются точка и линия, а способом формообразования, в зависимости от пространственных координат, -симметрия вращения или пересечение образующих линий. На основе этого принципа построены синтаксические правила структуры матрицы, где элементы рядов 3, 2, 1 есть производные от первотектонов базового ряда 4 по принципу «сжатия» семиотической информации до структурообразующих элементов-знаков, а ряды 6, 7, 8 - производные от фигур ряда 5, полученные путем усложнения формы и «расширения» информации с помощью симметрии вращения (рис. 3).
Принцип построения разработанной нами матрицы подробно рассмотрен в работе «Методологическая модель анализа культурологического портрета города» [8]. Таким образом, систематизация простейших геометрических фигур представляет собой синтаксику первотектонального языка, где «знаками» являются структурные формообразующие элементы - точка и линия; «высказываниями» - геометрические первотектоны, построенные на основе структурообразующих знаков; синтаксическая связь основана на закономерностях структурного преобразования формы. Полученные в результате геометрических преобразований фигуры являются визуальным «планом выражения» пространственных смыслов, но для создания глоссария необходимо выявить семантическую связь с «планом содержания» каждого из них.
Рисунок 3 - Матрица первотектонов
«План содержания» первотектонов, как и «план выражения», построен на методе бинарных оппозиций пространства, но выявляет несколько иные соотношения пространства культуры: «праведное и грешное», «сакральное и профанное», «небесное и земное», «душа и тело», «космос и хаос», «свое и чужое» и т. д. Область поиска связующего звена в этих отношениях лежит в границах основных пространственных оппозиций, обладающих той необходимой степенью абстрактности, которая позволяет исполнить роль ключа к визуальным и вербальным текстам. Так, оппозиция «внешнее - внутреннее» характеризует степень взаимодействия с внешним пространством (с контекстом, с другой культурой, «свое - чужое», «закрытое - открытое») и характер конфигурации формы (активное или пассивное взаимодействие). «Вертикаль - горизонталь» - оппозиция, характеризующая взаимодействие формообразующих линий в геометрической структуре и соотношение духовного и материального, небесного и земного в пространстве культуры.
Оппозиция «центр - периферия» отражает характер организации внутреннего пространства пер-вотектона и соотношение сакрального и профанного в культуре. На основе этих оппозиций необходимо рассматривать как «план выражения» смыслового конструкта - геометрическую и семантическую структуры, так и «план содержания» высказываний - ментальную форму смыслового конструкта (образное восприятие).
Образное восприятие связано с процессом «считывания» субъектом семиотического текста и представляет собой цепь последовательных этапов, где зрительное, перцептивное и апперцептивное и прочие аспекты рождают сложные комплексы ощущений. Эти ощущения приобретают значение в границах оппозиций: «легко - тяжело», «светло - темно», «радостно -грустно», выражающих состояние не только пространственных отношений, но и весовых и эмоциональных и т. д.
Известно, что зрительное восприятие человеком форм и пространства базируется на трех основных уровнях: коллективное бессознательное (перцептивное восприятие), индивидуальное бессознательное (образное восприятие) и коллективное сознательное (символическое значение) [9]. На первом этапе осуществляется визуальное восприятие форм и пространств по степени их целостности, структурности, устойчивости, динамики, векторности и т. д. Второй этап относится к восприятию, основанному на индивидуальных психоэмоциональных особенностях, зависящих от предшествующего опыта, от целей и мотивов текущей деятельности человека. Это восприятие реализуется при определенной активизации воображения и на основе эстетических представлений человека, обусловленных его системой ценностей. Третий этап заключается в оценке символических значений форм, закрепленных за ними культурной памятью и относящихся к сфере коллективного сознательного. На данном этапе происходит осознанное осмысление объекта оценки и характер возникающих образов зависит от степени осведомленности субъекта в этой сфере.
Но все уровни восприятия базируются на архетипических пространственных представлениях, что дает основание систематизировать характеристики «плана выражения» и «плана содержания» первотектонов на основе пространственных критериев оценки в границах рассмотренных выше оппозиций. Ими могут служить следующие признаки: степень замкнутости или открытости, характер оппозиционной обозначенности, количество структурообразующих элементов и осей симметрии, степень динамики внутреннего пространства, характер взаимодействия вертикально-горизонтальных значений, степень устойчивости во фронтальной плоскости и в пространстве, характер выраженности системы координат, характер взаимодействия с внешним пространством, расположение кульминационной и главной точек. Оценка элементов матрицы по предложенным критериям и в соответствии с уровнями и формами восприятия позволит выявить семантическую связь между «проявленным» и «непроявленным» содержанием смыслового конструкта, присвоив каждому из них соответствующие характеристики. Это и послужит информационной базой для первотекто-нального глоссария и той структурной организацией, которая позволит по одному известному признаку определять соответствующий ему набор нескольких характеристик.
Таким образом, глоссарий первотектонов приобретает «5-слойную» структуру, где два первых (внешних) уровня представляют собой «план выражения», три последующих - «план содержания». Первый слой - матрица визуальных элементов с соответствующими каждому из них характеристиками геометрической структуры, второй - вербальные характеристики семантической структуры, описывающие пространственные признаки первотектона и являющиеся критериями в оценке/выборе характеристик последующих уровней. Третий уровень - характеристики перцептивного восприятия элемента матрицы, четвертый - характеристики образно-эмоционального восприятия и пятый уровень содержит символические значения каждого из элементов. Все пять слоев представляют собой систему, где каждому иконическому знаку соответствуют пространственные характеристики, имеющие в «плане выражения» признаки геометрической и семантической структуры, а в «плане содержания» - визуально-перцептивные, символические и образные признаки. Единство признаков основано на одной модели - десяти характеристиках в границах основных пространственных оппозиций «внешнее - внутреннее», «центр - периферия» и «вертикаль - горизонталь». Таким образом, появляется возможность:
- осуществления «перевода» визуальных конструктов и объектов на язык вербальных характеристик и формулировки вербального смыслового конструкта;
- визуализации вербальных смысловых конструктов и получения визуального символа ментальных моделей;
- анализа пространства культуры и создания на основе визуализации ментального эстетического идеала арсенала визуальных средств, соответствующих выявленному визуальному символу;
- решения проектно-эстетических задач при создании архитектурно-дизайнерской среды, соответствующей «духу» времени.
Подводя итог, необходимо отметить, что предложенная модель глоссария первотектонального языка и его прагматики является гипотезой, требующей дополнительной доработки, но представляющей собой перспективное направление как в фундаментальных исследованиях процессов трансляции и трансмутации смыслов культуры, так и в прикладном аспекте создания семиотических текстов пространства культуры. Кроме того, результаты предложенных исследований уже на этом этапе могут оказать существенное влияние на расширение аспекта профессиональных знаний и навыков при обучении будущих специалистов-культурологов, архитекторов, дизайнеров.
Ссылки:
1. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. 371 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в 4 т. Т. 2. М., 1969.
3. Leibniz G.W. Dissertatio de arte combinatoria, 1666, Sämtliche Schriften und Briefe (Berlin, 1923). A VI 1. Р. 163 ; Philosophische Schriften (Gerhardt). Bd. IV. Р. 30.
4. Флоренский П.А. Simbolarium (словарь символов) // Флоренский П.А. Сочинения : в 4 т. Т. 2. М., 1996.
5. Волошинов А.В.: 1) «Двенадцать» Блока: музыка, фракталы, хаос // Человек. 2007. № 3. С. 145-151 ; 2) Еще раз о математической традиции красоты // Вопросы философии. 2008. № 8. С. 102-112 ; 3) О союзе эстетики и математики в истории культуры // Обсерватория культуры. 2006. № 6. С. 100-109.
6. Чертов Л.Ф. Знаковая призма. Статьи по общей и пространственной семиотике [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/reader?id=vLaUCgAAQBAJ&num=9&hl=ru&printsec=frontcover&out-put=reader&pg=GBS.PT72/ (дата обращения: 20.12.2015).
7. Пономарёва Г.П., Забродина Г.Д. Построение геометрического форморяда для создания символики художественного образа // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. № 4 (17). Вып. 2. С. 82-86.
8. Волошинов А.В., Куличенко Т.В., Черемисова Е.В. Методологическая модель анализа культурологического портрета города // Вопросы культурологии. 2015. № 12. С. 8-16.
9. Барабанов А. Человек и архитектура: Семантика отношений [Электронный ресурс]. URL: http://www.gnozis.info/?q=node/3748/ (дата обращения: 22.12.2015).
References:
1. Pelipenko, AA & Yakovenko, IG 1998, Culture as a system, Moscow, 371 p.
2. Hegel, GWF 1969, 'Lectures on aesthetics', in Hegel, GWF, Aesthetics: 4 vols., vol. 2, Moscow.
3. Leibniz, GW 1923, Dissertatio de arte combinatoria, 1666, Sämtliche Schriften und Briefe, Berlin, A VI 1, p. 163; Philosophische Schriften (Gerhardt), Bd. IV, p. 30.
4. Florensky, PA 1996, 'Simbolarium (Dictionary of symbols)', in Florensky, PA, Compositions: 4 vols., vol. 2, Moscow.
5. Voloshinov, AV 2007, B'lok's "Twelve": music, fractals, chaos', Man, no. 3, p. 145-151; Voloshinov, AV 2008, 'Once again on the mathematical tradition of beauty', Problems of Philosophy, no. 8, p. 102-112; Voloshinov, AV 2006, 'On the union of aesthetics and mathematics in the cultural history', Observatory of Culture, no. 6, p. 100-109.
6. Chertov, LF 2015, Symbolic prism. Articles on general and spatial semiotics, retrieved 20 December 2015, <https://books.google.ru/books/reader?id=vLaUCgAAQBAJ&num=9&hl=ru&printsec=frontcover&out-put=reader&pg=GBS.PT72/>.
7. Ponomareva, GP & Zabrodina, GD 2006, 'Building of geometric symbols to create an artistic image', Journal of Saratov State Technical University, no. 4 (17), vol. 2, p. 82-86.
8. Voloshinov, AV, Kulichenko, TV & Cheremisova, EV 2015, 'The methodological model of the analysis of cultural portrait of the city', Questions of Cultural Studies, no. 12, p. 8-16.
9. Barabanov, A 2015, Man and Architecture: The semantics of relations, retrieved 22 December 2015, <http://www.gnozis.info/?q=node/3748/>.