Научная статья на тему 'Семантическая организация сложноподчиненного предложения'

Семантическая организация сложноподчиненного предложения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харламова Татьяна Александровна

Questions, related to semantic organization of complex sentence, are examined in this article. As a result of research, the author comes to the next conclusions. Suggestion as a predicative sign is the higher type of linguistic sign, which during difficult organization can contain a few more simple signs, bound in one unit certain relations. The study of linguistic sign in unity of manner and matter gives an integral picture, complex presenting co-operation of both sides.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic organization of complex sentence

Questions, related to semantic organization of complex sentence, are examined in this article. As a result of research, the author comes to the next conclusions. Suggestion as a predicative sign is the higher type of linguistic sign, which during difficult organization can contain a few more simple signs, bound in one unit certain relations. The study of linguistic sign in unity of manner and matter gives an integral picture, complex presenting co-operation of both sides.

Текст научной работы на тему «Семантическая организация сложноподчиненного предложения»

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Т.А. Харламова

Kharlamova T.A. Semantic organization of complex sentence. Questions, related to semantic organization of complex sentence, are examined in this article. As a result of research, the author comes to the next conclusions. Suggestion as a predicative sign is the higher type of linguistic sign, which during difficult organization can contain a few more simple signs, bound in one unit certain relations. The study of linguistic sign in unity of manner and matter gives an integral picture, complex presenting co-operation of both sides.

Диалектичность предложения выражается в наличии единичного и общего, в столкновении противоречивых тенденций, что обусловливает переходность структурных и смысловых типов. Диалектичность проявляется, в частности, и в том, что в предложении, составляющем единство разных сторон, имеет место несовпадение «категорий его грамматической и семантической структуры», в том, что семантика накладывает ограничения на грамматическое поведение предложения [1].

Особенно многоаспектно и порой противоречиво сложноподчиненное предложение. Оно имеет многомерную структуру [2], служащую для выражения смысловых отношений, устанавливающихся между главным и придаточным. Смысловые отношения, как известно, составляют смысловое значение сложноподчиненного предложения, квалифицируемое языковедами, как синтаксическая семантика (см., например, утверждение Ю.С. Степанова о том, что смысловые отношения между соединяющимися частями являются «собственным... грамматическим значением») [3].

Как всякий знак, предложение двусторонне: имеет формальную и содержательную сторону [4]. В содержательной стороне предложения, как коммуникативной единицы, ярко выражается связь языка с мышлением и действительностью. Семантическая структура отражает организацию информативного смысла предложения. Сущность ее состоит в том, что она отражает общее, абстрагированное и типизированное информативное содержание [1].

В лингвистике известны различные подходы к изучению семантической структуры предложения. Интерпретирующая семантика сложилась в русле порождающей трансформационной грамматики (Н. Хом-

ский, Дж. Катц, Пол Постал, А. Фодор, С. Джеккендорф). Оппозиционными к этому подходу явились модели У. Вайнрайха, который предложил оригинальную синтаксико-семанти-ческую модель, Д. Лакоффа, Д. Мак Коли, Д. Росса, объявивших глубинную структуру смысловой, трактуя ее как пропозициональную одновременную структуру. 70-80 гг. XX в. ознаменовались построением многочисленных иных концепций синтаксической семантики. С одной стороны, ее понимают широко, как такое сложное явление, в котором взаимодействуют несколько уровней (Г.Г. Почепцов, ИИ. Сусов) или «ярусов» (Т.Б. Алисова, С.Д. Кацнельсон, В.В. Богданов). С другой, ее рассматривают уже, как обобщенное, абстрагированное и типизированное информативное содержание (Н.Ю. Шведова). Кроме того, в исследовании семантической структуры предложения лингвисты в неодинаковой степени опираются на денотативную и сигнификативную основы (В.Г. Гак, B.C. Хра-ковский, Н.Д. Арутюнова).

Конкретные проявления синтаксической семантики описаны весьма подробно. Отмечается, например, условно-ограничительная синтаксическая семантика [5]. Она может сопровождаться добавочной семантикой, например, временной с присоединительными и выделительными оттенками. Синтаксическая семантика различается в структурно тождественных конструкциях, «имеющих разное значение в зависимости от лексического характера опорного глагола» [6].

Разновидности синтаксической семантики и аспекты ее изучения многообразны. Обычно она исследуется в связи с анализом средств ее выражения или даже структуры сложноподчиненного предложения в целом, а также в плане зависимости от лексического наполнения предикативных частей сложного предложения.

Так как отношения между произвольно взятыми предметами реальной действительности составляют лишь незначительный отрезок, «кусочек» всеобщей зависимости явлений, то и синтаксическая семантика конкретного сложноподчиненного предложения есть отражение отдельного отрезка отношений реального мира.

Если причинно-следственные отношения оценивать как известное целое, то естественно видеть в различных сложных конструкциях обозначение или целого, или его части. Обозначение целого наблюдается, например, в сложноподчиненных предложениях с двойным союзом так как - то, который фиксирует и причину (так как), и следствие (то): Так как май уже приблизился к концу, и спешных работ уже никаких не было, то Маркелов вздумал собственными средствами свести небольшую березовую рощу (Тургенев). Группа причинно-следственных предложений несет в себе отношение прямой причиной зависимости.

Обозначение части (именно причины) отмечается в сложноподчиненных предложениях с постпозитивными придаточными, имеющими причинные союзы; потому что, так как, ввиду (в силу) того. Главное предложение содержит действие, которое не обозначается и не воспринимается как следствие: Я останусь здесь, потому что возвращаться домой, на Лонжерон, невозможно (Паустовский); Так как на селе не нашлось помещения, могущего вместить всех собравшихся, собрание состоялось на открытом воздухе (Шолохов).

Обозначение собственно следствия без выражения причины отмечается в сложноподчиненных предложениях с придаточным, связанным с главным союзом следствия так что: Иван Федорович вскочил и изо всей силы ударил его в плечо, так что тот откачнулся к стене (Достоевский); Снег становился белее, ярче, так что ломило глаза (Лермонтов).

Синтаксическая семантика имеет простую (нулевую), сложную и многослойную структуру. Простая синтаксическая семантика отличается целостностью и дальнейшей неделимостью. Синтаксическая семантика причины, условия, уступки и цели в сложноподчиненных предложениях с постпозитивными придаточными, имеющими союзы так

как, если, хотя, чтобы обладает признаками простой структуры: Так как земля размокла после дождя, идти по тропке было невозможно (Арсеньев); Если же человек окажется просто слабым или переменчивым, можно пожалеть о нем (Достоевский); С самого начала ему не повезло, хотя больше других были нужны именно саперы (Быков); Но рукописи пошли только для того, чтобы обезоружить этого человека (Паустовский).

Синтаксическая семантика квалифицируется как сложная, если она членится на последовательно располагающиеся в разных предикативных частях смысловые компоненты, каждый из которых мог бы быть отдельным, будучи аналогичным простому.

Сложную структуру имеет причинноследственная, условно-следственная, уступительно-противительная семантика, а также семантика цели-условия. Она наблюдается в предложениях с препозитивными придаточными и союзами: так как - то, если - то, если - так, ежели - то, хотя - то, чтобы -надо: Так как на площадке более четырех человек не помещалось, то остальные два артиллериста стояли на лестнице (Катаев); Ежели залив загородить, то уровень моря начнет подниматься каждый год почти на вершок (Паустовский); Хотя это были те же поля, те же улицы, те же риги, но он неожиданно для себя очерствел (Панфилов); Чтобы сражение было выиграно, Наполеону стоило дать свою нетронутую армию (Л. Толстой).

Противопоставление простой и сложной структуры синтаксической семантики ведет к противопоставлению элементов плана выражения. Например, позиция придаточного в сложноподчиненных предложениях с отношениями обусловленности меняет характер придаточности, в частности характер (структуру) синтаксической семантики: если придаточное постпозитивно, то в нем наблюдаются отношения причинные, условные, уступительные, целевые, если же придаточное препозитивно, то отношения причинноследственные, условно-следственные, уступительно-противительные, а также цели-условия. Противопоставление позиции придаточного намечает факультативную линию добавочного противопоставления: нерасчле-ненные союзы - двойные союзы: так как / так как - то; если / если - то; хотя /хотя -но; чтобы / чтобы - надо: Так как отряд

выступил от поселка довольно поздно, то пришлось идти почти до сумерек (Арсеньев); Так как мои молодые лета уже прошли, я смог подумать о старости и поспешно решил расстаться с мазанными валдайскими и зимногорскими сиренами (Радищев); Враг был, наверное, вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов, едва различимых в бинокль (Л. Толстой); Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше, на холм (Арсеньев); Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было (Чехов); Хотя реки Подмосковья малы, но они питают влагой все окрестные луга, леса и поля (Моисеев); Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку (Арсеньев).

Парные противопоставления простой и сложной семантики составляют двузначность тех предложений обусловленности, которые обладают гибкой структурой, т. е. отличаются свободным перемещением придаточного.

Синтаксическая семантика становится многослойной, когда параллельно совмещаются два или более самостоятельных значения или оттенка значения: Незнаком, а рад сердечно (чему рад, почему?), Что вернулся ты живой (Твардовский). В этом предложении совмещаются изъяснительное и причинное значения. Многослойная семантика характеризуется тем, что каждый ее слой охватывает сложноподчиненное предложение в целом, а вот сложная членится на смысловые компоненты, размещающиеся в разных предикативных частях.

Слои синтаксической семантики - это результат взаимодействия предикативных частей. Слои семантики могут быть и следствием противоречия между категориями грамматической и семантической структуры. Грамматическая структура призвана выражать тип

синтаксической семантики. Последний определяется и смысловой структурой сложноподчиненного предложения, формируемой соотношением лексического состава предикативных частей. Если лексический состав предсказывает одни смысловые отношения, а грамматический - другие, то возможны два слоя синтаксической семантики, иногда разной степени значимости: Он не передавал подробностей, которые (ср.: потому что они) были слишком ужасны (Катаев). Это предложение в силу специфики грамматической структуры обладает атрибутивной синтаксической семантикой, тогда как соотношение лексического состава предсказывает отношение мотива (причины), вследствие чего возможна трансформация придаточного.

Итак, сложноподчиненное предложение диалектично. Оно имеет противоречивую грамматическую и семантическую структуру, которая может быть простой, сложной и многослойной, что отражается, в частности, в противопоставлении нерасчлененных союзов двойным.

1. Шведова Н.Ю. // Вопр. языкознания. 1973. № 4. С. 25.

2. Максимов Л.Ю. // Мысли о современном русском языке. М., 1969. С. 112.

3. Степанов Ю.С. // Вопр. языкознания. 1973. № 4. С. 69.

4. Арват Н.Н. // Филол. науки. 1979. № 5. С. 52.

5. Ильенко С.Г. Вопросы теории сложноподчиненного предложения в современном русском языке. Л., 1964.

6. БаршайД.И. // Учен. зап. МГПИ. М., 1964. № 259. С. 257.

Поступила в редакцию 20.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.