УДК 81'373
Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 3
Ермолаева Ирина Алексеевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 [email protected]
семантическая классификация глаголов речи в русском языке*
В статье рассматриваются глаголы речи в русском языке, в план содержания которых входит сема (семантический примитив) 'говорить'. Эмпирической базой исследования послужил текст русского перевода романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». К одному и тому же семантическому классу причисляются глаголы речи, план содержания которых представлен одной и той же пропозициональной структурой. Представлены результаты анализа данных глаголов и дана семантическая классификация русских глаголов речи. Библиогр. 6 назв. Ил. 1. Табл. 1.
Ключевые слова: Анна Вежбицкая, естественный семантический метаязык, семантические примитивы, глаголы речи, сема 'говорить', пропозициональная функция, второпорядковые предикаты.
Ermolaeva Irina A. St Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St Petersburg, 199034, Russia [email protected]
semantic classification of the Russian speech act verbs
The paper presents a semantic analysis of the Russian speech-act verbs in terms of semantic primitives. The research is based on the Russian translation of Henry Fielding's novel 'The History of Tom Jones, a Foundling'. The verbs whose content plane incorporates 'speak' as a semantic primitive are allocated to the Speech-Act Verb Class. A lower-level classification is based on the similarity of the propositional structure arrived at as a result of the semantic analysis. As a result, a semantic classification of the Russian speech act verbs is presented. Refs 6. Fig. 1. Table 1.
Keywords: Anna Wierzbicka, Natural Semantic Metalanguage, semantic primitives, Speech act verbs, propositional function, second-order predicates.
Введение
Настоящая статья посвящена семантической классификации глаголов речи в русском языке. Под глаголами речи здесь понимаются глаголы, в план содержания которых входит сема (семантический примитив) 'говорить'. К одному и тому же семантическому классу причисляются глаголы речи, план содержания которых включает одну и ту же пропозициональную структуру.
Описание плана содержания глаголов речи в данной статье производится с опорой на несколько модифицированный вариант теории А. Вежбицкой с использованием Естественного семантического языка (ЕСЯ).
* Некоторые положения данной работы были представлены в докладе «Семантическая классификация глаголов речи в русском языке» на ХЬ1У Международной филологической конференции в 2015 г., см.: [Ермолаева].
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
Как известно, Вежбицкая вводит набор элементарных смыслов-примитивов, который, как предполагается, одинаков для всех языков [Вежбицкая]. Данные семантические примитивы могут использоваться для определения значений слов, но сами не могут быть определены, их следует принять в качестве семантически элементарных единиц, или первичных смыслов-примитивов, в терминах которых могут быть последовательно представлены все «сложные» значения.
Многие ученые интересовались проблемой описания глаголов речи на материале разных языков, в том числе русского (см. работы Ю. Д. Апресяна, М. Я. Гло-винской, И. М. Кобозевой, Е. В. Падучевой и др.). В настоящей статье, однако, мы не предпринимаем попытки обзора этой литературы, сосредоточившись на теоретическом подходе, связанном с трудами Вежбицкой.
Для английского языка Вежбицкой создан словарь глаголов речи в терминах примитивов [Wierzbicka 1987]. Однако в русском языке не представлены работы подобного рода.
Для целей данной работы при описании толкований глаголов потребуются не все семантические примитивы, предложенные Вежбицкой, а только их определенные подмножества1. В то же время вводятся дополнительные примитивы и их классы. Основные изменения, внесенные нами в ЕСЯ, заключаются в следующем: (1) к семантическим примитивам, используемым Вежбицкой, добавляются примитивы 'каузировать' и 'норма', а также (2) вводится класс второпорядковых предикатов.
Второпорядковые предикаты — это предикаты, которые занимают место аргумента в пропозиции с первопорядковыми предикатами. Например: 'Х хорошо поет', т. е. 'Х поет [есть] хорошо'.
Эмпирической базой исследования послужил текст русского перевода романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Использование перевода оригинального текста в качестве основы для анализа русских глаголов речи объясняется тем, что в дальнейшем предусмотрен сравнительный анализ параллельных текстов («The History of Tom Jones, a Foundling» by Henry Fielding и русский перевод романа, принадлежащий А. А. Франковскому).
Семантическая классификация глаголов речи
Одной из специфических черт подхода Вежбицкой (роднящей его с такими лингвистическими направлениями, как генеративизм) выступает фактическое изъятие из теоретического анализа логического обоснования — в нашем случае обоснования того, почему тот или иной глагол вообще включается в множество глаголов речи. Вместо этого опорой служит разновидность гипотетико-дедуктив-ного метода, когда с опорой на полуинтуитивные соображения выдвигается гипотеза о природе рассматриваемого объекта (в нашем случае — о принадлежности глагола Х к классу глаголов речи). Гипотеза считается принятой, если из нее вытекают следствия, хорошо согласующиеся с доказанными представлениями об объекте, следствия практического порядка и т. п. Изучение следствий и т. п. — особый
1 Для описания глаголов речи в данной статье не будут использоваться такие семантические примитивы, как я, ты, жить, умереть, долго и ряд др.
этап исследования, который в данной работе представлен частично и эпизодически [Войшвилло, Дегтярев, с. 449]. В частности, мы будем приводить иллюстрации, показывающие, что без учета примитива 'говорить' фактически невозможно лексикографическое представление соответствующих глаголов; мы будем прибегать также к проведению аналогий между описанием семантики глаголов речи в нашем анализе и анализе, представленном у вежбицкой в том или ином конкретном случае.
В результате работы с первичным материалом была получена следующая классификация, которая включает в себя девять классов.
1. Собственно глаголы речи
Семантика таких глаголов «внутри» общего класса глаголов речи исчерпывается семой 'говорить', которая может иметь различное поверхностное выражение. Имеется в виду, что семантическая специфика данных глаголов не поддается (пока?) толкованию в рамках более или менее обширных классов: результатом являются толкования индивидуальных глаголов или крайне малочисленных классов.
Нужно учесть тот факт, что семантика, которая отражена в толковых словарях русского языка, может отличаться от семантической формулы, данной для каждого класса глаголов в настоящей семантической классификации. Дело в том, что большинству глаголов можно приписать ряд других значений, которые не будут относиться к глаголам, принадлежащим всему рассматриваемому здесь классу, но, в соответствии с принятой в семантических исследованиях практикой, каждая лексема (здесь глагол речи) берется ровно в одном значении, т. е. в отвлечении от полисемии.
Примеры: говорить, сказать, объяснять. Всего 62 глагола в нашем основном источнике:
беседовать, болтать, бормотать, ворчать, вымолвить, высказывать, декламировать, диктовать, досказывать, заикнуться, запеть, излагать, кликнуть, лгать, мямлить, наврать, наговорить, намекать, обманывать, обмолвиться, обсуждать, объяснять, описывать, осведомиться, отговаривать, отказывать, отрицать, пересказывать, перечислять, поведать, подтвердить, попрощаться, пояснять, преувеличивать, причитать, пробормотать, проговориться, пролепетать, проповедовать, проронить [слово], разболтать, разглагольствовать, разглашать, разговаривать, разъяснять, распорядиться, рассказать, рассуждать, сказать/говорить, совещаться, сообщать, сочинять, тараторить, твердить, толковать, трепать, уговорить, упомянуть, упрашивать, условиться, шептать, шутить.
Структура пропозиций (пропозициональных функций) с такими глаголами имеет следующий вид: Х осведомляется_о Р у У-а =
(1) Х хочет знать_ о Р;
(2) Х думает, что У знаето Р;
(3) Х хочет, чтобы У сказал Х-у_о Р. Например:
Он (мистер Фитцпатрик) поспешно соскочил с лошади и, войдя, осведомился у Сусанны в очень отрывистых и несвязных выражениях, ... не останавливалась ли в гостинице дама (Филдинг, с. 456 ).
Как можно видеть, в семантических конструкциях используются переменные Х и У, которые замещают субъект и объект ситуации соответственно. Оба последних аргумента характеризуются здесь признаком 'одушевленность'. Р — пропозиция.
При использовании примитива знать могут возникать разные значения. Можно говорить о ситуациях, в которых Хзнает кого-либо (У-а) или Хзнает_о чем-либо (например, о происшествии). На поверхности это может никак не проявляться, но может быть и маркировано употреблением служебного слова, в качестве которого выступает обычно предлог о. Если через предлог выражается другое значение, то мы имеем дело с сочетанием знать_о, т. е. обладать некоторой информацией, на что формально указывает нижнее подчеркивание.
2. Каузативные глаголы речи
Эти глаголы включают в свою семантику сему 'каузировать, которая никогда не имеет поверхностного выражения. Примеры: заставлять, навязывать. Всего 9 глаголов:
внушать, возбранять, заставлять, навязывать, настаивать, побуждать, поручать, посылать [кого-л. за чем-л./кем-л.], распорядиться.
Х говорит У-у сделать Z =
(1) Х хочет, чтобы У сделал Z;
(2) из-за этого Х каузирует У-а сделать Z;
(3) из-за этого Х говорит У-у Q. например:
Однако я согласен, что, хотя родители поступают неумно, пытаясь навязывать свою волю, с ними в таких случаях все же следует советоваться и, пожалуй, даже необходимо признать за ними право запрета (Филдинг, с. 674).
Как можно видеть, здесь в толковании используются две дополнительные аргументные переменные по сравнению с предыдущим классом, что типично для каузативных глаголов.
В словаре описания значений глаголов речи А. Вежбицкой такого рода толкования даны в отношении аналогичных глаголов, как например: глагол insist 'настаивать' [Wierzbicka 1987, p. 338], глагол permit с частицей not 'возбранять' [Wierzbicka 1987, p. 109] и др. Понятно, что такие глаголы, как настаивать, возбранять, не могут быть истолкованы, если это истолкование не будет явным образом включать указание на вербальные средства выражения, т. е. в конечном счете указание на все ту же сему 'говорить'.
3. «Интенсивные» глаголы речи
В семантике глаголов присутствует второпорядковый предикат, указывающий на то, что речевое действие, обозначенное глаголом, характеризуется признаком 'превосходить норму. Примеры: вопить, голосить. Всего 4 глагола в нашем основном источнике:
взмолиться, вопить/вопиять, голосить, горланить.
Например:
...если мистер Олверти до сих пор молчал по той же причине, по какой сестра его голосила, то вид бесчувственного тела, вызвавший у него слезы, вдруг остановил поток слез миссис Блайфил, которая сначала отчаянно взвизгнула и вслед за тем упала в обморок (Филдинг, с. 101).
...хозяйка, близко приняв к сердцу ущерб, нанесенный красоте ее супруга живыми скребками Гонор, вопияла о мщении и правосудии (Филдинг, с. 527).
Хвопит =
(1) Х говорит 2;
(2) Х говорит это так, что это является [есть] выше нормы.
Такого рода глаголы, как вопить/вопиять, в ряде значений, представленных в толковых словарях, не содержат сему 'говорить'. Данные глаголы в прямом значении могут обозначать голосовые сигналы, не обязательно служащие речевыми сигналами, однако в определенных контекстах (см. примеры выше) являются глаголами, непосредственно принадлежащими к классам данной семантической классификации и соответственно содержащими сему 'говорить'.
4. Перформативные глаголы
Употребляясь в настоящем актуальном времени с субъектом 1 л., эти глаголы не называют, а производят действие. Например: 'Я даю слово У-у, что Р'. Примеры: ручаться, просить. Всего 21 глагол:
давать слово, допускать, желать, заверять, завещать, заклинать, заключать, извинять, клясться, молить, называть, освобождать [от обязательств], отменять [приговор], презирать, признавать, поздравлять, признаваться, прощать, ручаться, умолять, утверждать.
Например:
Клянусь всем святым, это ложь! — воскликнула миссис Миллер. — Мистер Джонс вовсе не негодяй. Он достойнейший человек (Филдинг, с. 765).
Х клянется =
(1) Х говорит 2;
(2) когда Х говорит это, У знает, что Х говорит правду.
Однако необходимо заметить, что не всякое речевое действие может быть выражено формально перформативными глаголами. В данном случае имеется в виду понятие «иллокутивного самоубийства», введенное Вендлером [Вендлер, с. 243]. Это происходит в том случае, когда человек, используя глагол в настоящем актуальном времени в 1 л. ед. ч., выдает свои неблаговидные цели. Вендлер указывает на такие глаголы, как голословно заявлять, инсинуировать, похваляться, подбивать, побуждать, подстрекать, поощрять, угрожать, ругать, поносить, высмеивать, льстить.
5. Интерактивные глаголы
В семантику глаголов входит указание на взаимодействие речевых действий в составе речевого акта. Примеры: прерывать, оборвать. Всего 6 глаголов:
вмешиваться, воспротивиться, запротестовать, оборвать, отклонять [затею], прерывать.
например:
— Кто бы вы ни были и куда бы ни шли, — отвечал старик, — я стольким вам обязан, что мне и не отблагодарить вас.
— Еще раз повторяю, что вы мне не обязаны ничем, — запротестовал Джонс (Фил-динг, с. 389).
— Не смею давать совета вашей милости, — проговорила она (Гонора), — но уж если ваша милость не хочет язык марать его грязным именем...
— Ты ошибаешься, Гонора, — прервала ее Софья...(Филдинг, с.255).
Х протестует =
(1) Х говорит Z;
(2) У говорит (делает) Q;
(3) Х не говорил (не делал) бы этого, если бы У не сказал (не сделал) Q.
В монографии А. Вежбицкой приводятся толкования для глаголов, аналогичных глаголу отклонять в русском языке. Ср.: глагол decline (наряду с глаголами reject, refuse и др.), представленный в словаре описания значений глаголов говорения [Wierzbicka 1987, p. 95]:
DECLINE:
(1) I know that you would want me to do X if I wanted to (because you said so).
(2) I know that you don't assume that I will do that.
(3) I assume that you want me to say if I will do it.
(4) I say: I will not do it.
(5) I say it because I want to cause you to know that I will not do it. 6. Глаголы звукоподражания
План содержания глаголов включает второпорядковый предикат, говорящий о наличии в речи признаков, роднящих высказывание с неречевыми звуками. Примеры: зарычать (о человеке), загреметь (о человеке). Всего 8 глаголов:
загреметь/греметь, зарычать, затрезвонить, шушукаться, фыркать, политься, прогреметь, раскудахтаться.
например:
... слуга... вошел в комнату и доложил,. что мисс Софью не могут найти.
— Не могут найти! — загремел сквайр, срываясь с места. — Проклятие! К черту! Гром и молния! Где, когда, как, что такое? Не могут найти! Где? (Филдинг, с. 482).
Неужели Вы считаете себя вправе вторгаться к порядочным женщинам без всяких церемоний и даже без доклада?
— Ну, чего раскудахталась? — отвечал Сквайр (Филдинг, с. 749).
Х загремел =
(1) Х говорит Z;
(2) потому что Х чувствует нечто вроде этого;
(3) Х говорит это так, как не могут говорить люди, когда чувствуют нечто хорошее.
7. Глаголы жестикуляции и мимики
В семантике данного класса глаголов имеет место конъюнкция пропозиций: одна — говорения — не имеет поверхностного выражения, другая отражает жесты или мимику говорящего: Ну, заладила! — скривил губы хозяин (Филдинг, с. 502). Будь я проклят, — горячился он (мистер Вестерн), — если я еще когда-нибудь сяду в эти чертовы носилки! (Филдинг, с. 768).
К этим глаголам примыкает целый ряд других с разнородной семантикой, которые, подобно глаголам жестикуляции и мимики (см. 7.1), приобретают сему говорения в соответствующих (семантических) контекстах (см. 7.2). Примеры: Достань-ка ей из шкафа осколок зеркала, — подхватила другая (сестра). Всего 39 глаголов:
7.1. Горячиться, вздыхать, нахмуриться, покачать [головой], покраснеть, развести [руками], рассмеяться, рассыпаться в поклонах, скривить губы, улыбнуться, усмехнуться.
7.2. Вступаться, докучать, забеспокоиться, заключить [речь], заметить, защищаться, изъявить [желание], надувать, не выдержать, не униматься, недоумевать, обронить [слово], открыть, отметить, отпираться, передавать [слова], поддержать, подхватить, посвятить, прибавить, приводить, продолжать, разрешиться [речью], распространяться, сгорать [от нетерпения], сходиться [на чем-л.], успокаивать, читать поучение.
Например:
Вспомните, сэр, сколько уж раз вы меня надували, уверяя, что женитесь то на
той, то на другой даме...(Филдинг, с. 510).
— Боже мой, что это значит? — забеспокоилась миссис Миллер. — Вам худо,кузен?
Скорее воды, спирту! (Филдинг, с. 630).
Разве я смотрю так уж сердито? — улыбнулась леди Белластон. — Разве лицо мое
пылает гневом? (Филдинг, с. 646).
Х улыбнулся =
(1) Х говорит У-у Z;
(2) когда Х говорит Z, люди видят, что чувствует Х;
(3) потому что нечто происходит с какими-то частями тела Х-а.
А. Вежбицкая в своем описании английских глаголов речи, по-видимому, понимает семантику этого класса несколько шире, чем мы. Во всяком случае, в ее словарь в качестве глаголов речи включены и глаголы add, deduce, defend и т. п. Веж-бицкая, похоже, не ограничивает возможность отнесения к глаголам речи лексем типа 'добавлять', 'делать вывод', 'защищать' — добавлять можно мысленно, защищать — физически и т. п. [Wierzbicka 1987].
Например, глагол wonder 'удивляться', который входит в 7-й и 8-й классы глаголов в данной классификации и, соответственно, относится к классу пересекающихся глаголов речи (см. табл.), также рассмотрен в словаре глаголов говорения
А. Вежбицкой и включен в группу глаголов 'GUESS'. Согласно А. Вежбицкой, глагол wonder родствен глаголу ask, который может быть перефразирован примерно как ask oneself, т. е. спрашивать себя, задаваться вопросом. В данном случае глагол wonder выполняет функцию глагола ask и, следовательно, используется в качестве глагола речи, который предполагает, что адресат знает и сможет дать ответ на поставленный вопрос. Один из компонентов толкования включает конструкцию I say this because I want to say what I am thinking about [Wierzbicka 1987, p. 264].
8. Глаголы, выражающие оценку (обычно экспрессивную) ситуации со стороны говорящего
Глаголы данного класса используются, когда субъект Х выражает свои чувства или в ответ на какое-либо действие У-а показывает свое отношение определенным образом. Пример: 'Помилуйте, да это лучшая партия в Англии', — говорит одна кузина, — сквайр (Вестерн) начал их передразнивать (Филдинг, с. 768).
необходимо оговорить, что в данном пункте классификации рассматриваются не только глаголы, но и фразеологизмы, в состав которых входит глагол и которые, в свою очередь, образуют неоднословные эквиваленты глаголов, выражающих оценку данной ситуации. например:
Тaк шк дни порки миновaли, то нaстaвник мог излить свою желчь только при помощи языт — обычный жaлкий способ бессильного мщения (Филдинг, с. 170).
Всего 38 глаголов:
возблагодарить, выкладывать оскорбления/оскорблять, выразить опасение, выразить надежду, выразить сожаление/сожалеть, выразить соболезнование, выразить сокрушение/сокрушаться, выразить удовольствие, жалеть, запугивать, заступаться, извергать [проклятия], изливать гнев, изливать желчь, изображать [в дурном свете], накинуться, нападать, насмехаться, одобрить [мысль], окатить ругательствами, осквернять, передразнивать, поднять на смех, поносить, послать (крепкое словцо, угрозы), пригрозить, пророчить, противоречить, прочитать наставление, разразиться жалобами, раскаиваться, разразиться тирадой, расписывать [кому-л. что-л.], рассыпаться в благодарностях, отпускать остроты/острить, отрекаться, ходатайствовать, честить.
например:
— Понять не могу, отчего это мне пришло в голову. Ведь надо отдать молодому человеку справедливость: одет он со вкусом...
— С вашей стороны, леди Белластон, жестоко так насмехаться после данного мной обещания, — отвечала Софья (Филдинг, с. 639).
Джонс горячо одобрил мысль Найтингейла и обещал воспользоваться ею. На этом они расстались: Найтингейл пошел к Нанси, а Джонс к отцу своего приятеля (Филдинг, с. 669).
Х одобряет [мысль] у-а =
(1) Х говорит У-у нечто;
(2) потому что Х думает, что У делает/говорит нечто хорошо;
(3) из-за этого Х хочет, чтобы У знал, что Х думает об этом.
В словаре А. Вежбицкой представлено толкование глагола commend 'одобрять', который входит в группу глаголов 'PRAISE' наряду с глаголами compliment 'делать комплимент', boast 'хвастаться', crédit 'доверять' [Wierzbicka 1987, p. 197]. В данном случае включение глагола одобрять в группу глаголов 'хвалить' в словаре А. Вежбицкой является абсолютно уместным, поскольку при употреблении данного глагола говорящий высказывает одобрение относительно чего-л. или кого-л. Вполне понятно, что невозможно 'высказывать', не говоря что-л., в силу чего данный глагол наряду с другими попадает в глаголы речи.
9. Глаголы, принадлежащие более чем одному подклассу
Выделение данного класса семантической классификации объясняется тем, что при проведении анализа оказалось, что семантические классы не являются непересекающимися, поскольку в план содержания глагола может входить семантика как одного, так и другого рассматриваемого класса. Таким образом, были выделены глаголы речи, которые могут быть отнесены к разным группам классификации. Ниже представлена таблица «Пересечение глаголов 9-го класса с глаголами 1-8-х классов», в которой показано, что один и тот же глагол по своей семантике может быть отнесен более чем к одному классу.
Таблица. Пересечение глаголов 9-го класса с глаголами 1-8-х классов
1-й класс: собственно ГР 2-й класс: каузативные ГР 3-й класс: интенсивные ГР 4-й класс: перформативные ГР 5-й класс: интерактивные ГР 6-й класс: глаголы звукоподражания 7-й класс: глаголы жестикуляции и мимики 8-й класс: глаголы, выражающие оценку ситуации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Благодарить + +
2 Божиться + +
3 Бранить + + + +
4 Воззвать + +
5 Возражать + +
6 Возмутиться + + +
7 Восклицать + + +
8 Вскрикивать + + +
9 Выговаривать + +
10 Вспылить + + +
11 Выругаться + + +
12 Вспыхнуть + +
13 Велеть + +
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14 Изумиться + +
15 Доказывать + +
16 Докладывать + +
17 Жаловаться + +
18 Запрещать + +
19 Закричать + + +
20 Заявлять + +
21 Злословить + +
22 Каяться + +
23 Корить + +
24 Кричать + +
25 Льстить + +
26 Напуститься + +
27 Негодовать + +
28 Обвинять + +
29 Обзывать + +
30 Обрушиться + +
31 Обидеться + + +
32 Обрадоваться + +
33 Обращаться + +
34 Обещать + +
35 Обругать + +
36 Объявлять + +
37 Оправдывать + +
38 Оправдываться + +
39 Ораторствовать + +
40 Орать + +
41 Остановить + +
42 Оспаривать + +
43 Осуждать + + +
44 Отвечать + +
45 Отзываться + +
46 Откликнуться + +
47 Перебивать + +
48 Переспрашивать + +
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
49 Перечить + +
50 Повторять + +
51 Пожурить + +
52 Позвать + + +
53 Попрекать + + +
54 Порицать + +
55 Порочить + +
56 Позволять + +
57 Предлагать + +
58 Проговорить + +
59 Приказывать + + +
60 Произносить + +
61 Просить + +
62 Разрешать + +
63 Разбушеваться + +
64 Расхваливать + +
65 Ругать + + +
66 Сетовать + +
67 Согласиться + + +
68 Сквернословить + +
69 Советовать + +
70 Сознаваться + +
71 Сплетничать + +
72 Спорить + +
73 Спрашивать + + +
74 Требовать + + +
75 Убеждать + +
76 Удивиться + +
77 Уверять + +
78 Ужаснуться + +
79 Умиляться + +
80 Упрекать + + +
81 Утешать + +
82 Хвалить + +
Всего: 62 8 16 26 22 0 11 37
Таким образом, при проведенном исследовании было обнаружено, что наибольшее число глаголов, в план содержания которых входит семантика более чем одного класса, составляют глаголы 1, 4, 5 и 8-х классов.
Так, глагол отвечать относится к 1-му классу 'Собственно глаголы речи' и ко 2-му классу 'Интерактивные глаголы'. Глагол негодовать относится к 5-му классу 'Интерактивные глаголы' и 8-му классу 'Глаголы, выражающие оценку (обычно экспрессивную) ситуации со стороны говорящего'. Это можно увидеть на следующих примерах:
— Ну конечно, я всегда не прав, — сказал сквайр (Вестерн).
— Братец, — отвечала миссис Вестерн, — вы не правы... Это здесь, живя с вами, набралась она романтических бредней о любви. (Филдинг, с. 282).
— Скатертью дорога! — отвечал сквайр... — Довольно и того, что вы меня унижаете и выставляете дураком перед дочкой, твердя каждую минуту о своем презрении ко мне.
— Унижаю? Унижаю? — негодовала тетка. — Да мыслимо разве унизить мужика, у которого такой норов? (Филдинг, с. 293).
В предложении Негодница! — вспыхнула миссис Вестерн в план содержания глагола входит как семантика класса 7, который отражает жесты или мимику говорящего, так и семантика класса 8, выражающего экспрессивную оценку ситуации.
При анализе пересекающихся классов глаголов было отмечено, что некоторые глаголы могут входить в три или четыре класса семантической классификации. Например, глаголы бранить, возмутиться, восклицать, позвать, ругать, спрашивать, требовать и т. д.
Особое место с точки зрения семантической классификации занимают глаголы типа улыбаться. С одной стороны, они по определению не являются глаголами речи, поскольку в их лексикологическое/лексикографическое описание не входит сема 'говорить'. С другой — они используются в высказываниях наподобие Ни в коем случае, — улыбнулся он — т. е. так же, как и «подлинные» глаголы речи, ср.: Ни в коем случае, — крикнул он. Вероятно, можно сказать, что, не имея в своей семантике семы 'говорить', глаголы типа улыбаться приобретают данную сему в определенных контекстах. В сущности, эта сема присутствует имплицитно и может быть выражена «на поверхности» с помощью употребления деепричастного оборота и некоторых других средств, ср.: Ни в коем случае, — улыбнулся он --> Ни в коем случае, — улыбнувшись, сказал он и т. п.
С учетом этого класса глаголов можно сказать, что одни глаголы являются «подлинными» глаголами речи (классы 1-6 и выше), другие — потенциальными глаголами речи (глаголы забеспокоиться, улыбаться, раскаиваться) и, наконец, глаголами «не-речи», куда, естественно, попадают все остальные глаголы.
Результаты семантической классификации представлены в виде гистограммы, в каждом из столбцов которой указывается количество глаголов, соответствующих семантическим классам, выявленным в результате сплошной выборки из произведения Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».
'/. Собственно глаголы речи (1-й класс) X Каузативные глаголы речи (2-й класс) ■ Интенсивные глаголы речи (3-й класс) = Перформативные глаголы (4-й класс) & Интерактивные глаголы (5-й класс)
Глаголы звукоподражания (6-й класс) 'л Глаголы жестикуляции и мимики (7-й класс)
> Глаголы, выражающие оценку (обычно экспрессивную) ситуации со стороны говорящего (8-й класс) □ Глаголы, принадлежащие более чем одному подклассу (9-й класс)
Рисунок. Количественное соотношение глаголов, отнесенных к семантическим классам
Выводы
1. По итогам семантической классификации глаголов речи в русском языке на материале произведения Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» выявлено 269 глаголов, в план содержания которых входит сема (семантический примитив) 'говорить'.
2. Глаголы, в план содержания которых входит сема 'говорить', распределены по девяти классам:
1-й класс: собственно глаголы речи — 62;
2-й класс: каузативные глаголы речи — 9;
3-й класс: интенсивные глаголы речи — 4;
4-й класс: перформативные глаголы — 21;
5-й класс: интерактивные глаголы — 6;
6-й класс: глаголы звукоподражания — 8;
7-й класс: глаголы жестикуляции и мимики — 39;
8-й класс: глаголы, выражающие оценку (обычно экспрессивную) ситуа-
ции со стороны говорящего — 38;
9-й класс: глаголы, принадлежащие более чем одному подклассу — 82.
3. 6-й и 9-й семантические классы не являются пересекающимися, поскольку ни один из глаголов 6-го класса 'Глаголы звукоподражания' не входит в 9-й класс 'Глаголы, принадлежащие более чем одному подклассу'.
4. Выявлены особые классы глаголов, которые содержат сему 'говорить', не выраженную поверхностно (речь идет о классах каузативных глаголов и глаголов жестикуляции и мимики).
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Источники и литература
Вежбицкая 1999 — Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. Булыгина Т. В.
(ред.). Шмелев А. Д. (пер.). М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с. Вендлер 1985 — Вендлер З. «Иллокутивное самоубийство». Новое в зарубежной лингвистике.
Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 238-250. Войшвилло, Дегтярев 2001 — Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 528 с.
Ермолаева 2015 — Ермолаева И. А. «Семантическая классификация глаголов речи в русском языке». XLIV Международная филологическая конференция. (Россия, Санкт-Петербург, 10-15 марта 2015). Тезисы докладов. Филол. фак. СПбГУ, 2015. С. 98-100. Филдинг 2008 — Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. М.: Эксмо, 2008. 896 с. Wierzbicka 1987 — Wierzbicka А. English Speech Act Verbs: A semantic dictionary. Sydney: Academic Press, 1987. 487 p.
Для цитирования: Ермолаева И. А. Семантическая классификация глаголов речи в русском языке // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 3. С. 362-375. DOI: 10.21638/11701/ spbu09.2017.306.
References
Вежбицкая 1999 — Wierzbicka, А. Semanticheskie universalii i opisanie iazykov [Semantics: Primes and Universals]. Bulygina, Т. V. (ed.). Shmelev, A. D. (trans.). Moscow: Jazyki russkoj kul'tury Publ., 1999. 780 p. (In Russian)
Вендлер 1985 — Vendler, Z. "Illokutivnoe samoubiistvo" [Illocutionary suicide]. Novoe v zarubezhnoi lingvistike [New in foreign linguistics]. Vol. 16: Linguistic pragmatics. Moscow, Progress Publ., 1985, pp. 238-250. (In Russian)
Войшвилло, Дегтярев 2001 — Voishvillo, Е. К., Degtiarev, М. G. Logika [Logic]. Moscow, Vlados-Press, 2001. 528 p. (In Russian)
Ермолаева 2015 — Ermolaeva, I. A. "Semanticheskaia klassifikatciia glagolov rechi v russkom iazyke" [Semantic classification of speech verbs in Russian]. XLIV International philolgical conference (Russia, St. Petersburg, March 10-15, 2015). Philological faculty (St. Petersburg State Univ.), 2015, pp. 98-100. (In Russian)
Филдинг 2008 — Fielding, H. Istoriia Toma Dzhonsa, naidenysha [The History of Tom Jones, a Foundling].
Moscow, Eksmo Publ., 2008. 896 p. (In Russian) Wierzbicka 1987 — Wierzbicka, А. English Speech Act Verbs: A semantic dictionary. Sydney, Academic Press, 1987. 487 p. (In English)
For citation: Ermolaeva I. A. Semantic Classification of the Russian Speech Act Verbs. Vestnik SPbSU. Language and Literature, 2017, vol. 14, issue 3, pp. 362-375. DOI: 10.21638/11701/spbu09.2017.306.
Статья поступила в редакцию 14 июля 2015 г. Статья рекомендована в печать 19 сентября 2016 г.