Научная статья на тему 'Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края)'

Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / АГРОПРОФИ / ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА / ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВЕННЫЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / AGRICULTURAL EDUCATION / AGRARIAN REFORM / AGRO-PROFI / HUMANISM PRINCIPLES / ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / HIGH-QUALITY HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева А. И., Геташвили И. Т., Разумов А. И.

Статья освещает проблемы и направления развития сельскохозяйственного обучения в Пермском крае на рубеже веков. Проведены параллели сельского обучения во времена реформ Столыпина и современные тенденции аграрного профессионального образования. Анализ данной проблемы в историческом аспекте показывает, что одним из основных факторов развития села является человек. В данной статье подробно описываются общедоступные сельскохозяйственные курсы начала XX века по отдельным отраслям сельского хозяйства России на примере южных уездов Пермской губернии. Убеждения Петра Аркадьевича Столыпина, что жизнь в стране, экономика села напрямую зависит от людей сильных, трезвых, способных к творчеству современны и актуальны. Идеи начала прошлого века получили продолжение в настоящее время в проекте АгроПРОФИ. Проект творчески подошел к наследию Столыпинских реформ образования села и на основе прогрессивных информационных технологий воплотил передовые экономические и педагогические мысли в жизнь. Научная работа освещает социальные, экономические проблемы становления личности, специалистов, тружеников сельского хозяйства. Агрогруппы проекта АгроПРОФИ своеобразные «элитные отряды» села, которые призваны претворять эти идеи в жизнь. Это одна из первых и современных статей на данную тему, что повышает ее значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева А. И., Геташвили И. Т., Разумов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural education, yesterday and today (on the example of the Perm region)

The article deals with the problems and directions of development of agricultural education in the Perm region at the turn of the centuries. The parallels were drawn between the rural education during the Stolypin reforms and the current trends of agricultural vocational education. Analysis of this problem in historical perspective reveals that the man is one of the main factors in the development of the village. This article details the public agricultural courses at the beginning of XX century separate branches of agriculture in Russia as an example of the southern district of the Perm province. Pyotr Stolypin believed, that life in the country and the economy of the village depend on the strong, sober, creativity people; his beliefs are modern and relevant. The ideas of the early last century received the continuation in the present time in the project AgroProfi. The project creatively approached to the legacy of Stolypin reforms of education of the village and on the basis of advanced information technology embodied advanced economic and pedagogical ideas to life. Scientific work covers the social and economic problems of personality, professionals, agricultural workers. Agrogroups of the project AgroProfi are kind of “elite teams” in the village, which are designed to implement these ideas. This is one of the first and modern articles on the subject, which increases its value.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края)»

Аграрный вестник Урала № 8 (114), 2013 г. —

Образование

сельскохозяйственное образование,

вчера и сегодня (на примере пермского края)

А. и. ЯАТыШЕБА,

кандидат экономических наук, доцент, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. н. Прянишникова,

и. Т. ГЕТАШвили,

начальник отдела,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края,

А. и. разумов, соискатель, заместитель директора, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. н. Прянишникова, зАо нПП «запад урал Фонд»

614099, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; e-mail: latysheva.pgsha@rambler.ru, nela.perm@rambler.ru

614990, г. Пермь,

Бульвар Гагарина, д. 10;

тел.: 8 (342) 265-14-44;

e-mail: itgetashvili@agro.permkrai.ru

Положительная рецензия представлена В. Г. Прудским, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой менеджмента Пермского государственного национального исследовательского университета.

Сельское хозяйство — особая отрасль экономики России. Земля во все времена кормила человека. В начале прошлого века реформы П. А. Столыпина помогли вывести сельскую экономику на качественно новый уровень. Аграрные курсы помогли крестьянам получить современные знания о ведении своего хозяйства. В конце XX века сельское хозяйство снова вышло на рыночные рельсы, как и другие сферы экономики, однако теперь — это отрасль не прибыльна и мало престижна. Сегодня остро стоит проблема привлечения новых квалифицированных кадров в отрасль, которые бы внедряли и применяли современные подходы ведения хозяйства.

Первая попытка организации земледельческой школы, обеспечения села кадрами была сделана в начале XIX века. Но лишь с учреждением в 1838 г. Министерства Государственного Имущества дело получило развитие. Министерство выработало систему сельскохозяйственного образования — высшего, среднего, низшего. Во главе этой системы стоял Санкт-Петербургский земледельческий институт. Средние учебные заведения возникали в значительной степени на месте упраздненных «учебных ферм» — низших школ для образования государственных и помещичьих крестьян. Затем стали возникать сельскохозяйственные школы, предназначенные для образования приказчиков, надсмотрщиков, и вообще для распространения в народе сельскохозяйственных знаний. Кроме устройства специальных школ правительство принимало другие меры. Для ознакомления народных учителей с плодоводством, огородничеством и другими отраслями сельского хозяйства Министерство организовало курсы по этим предметам при сельскохозяйственных и садовых заведениях. Под руководством специалистов, проходили беседы о местном крестьянском хозяйстве и о наиболее доступных средствах его улучшения [1].

В Аграрной реформе в начале XX века было уделено внимание улучшению человеческого капитала. Столыпинские преобразования включали в себя масштабную программу обучения. «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту». Идеи, высказанные сто лет назад Петром Столыпиным, до сих пор не утратили своей актуальности. В годы преоб-

разований крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. В городах и крупных селах были организованы курсы по кооперации, счетоводству, молочному хозяйству, сыроварению, пчеловодству и льноводству со сроком обучения до полутора месяцев.

Таким образом, происходил поиск крестьянства наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы, в наибольшей степени соответствующей российским условиям, традициям, культурным ценностям. Самое же главное, Россия продолжала накапливать человеческий потенциал, и это было основной заслугой П. А. Столыпина. Успехи реформы можно оценить, основываясь на беспримерном росте населения: от 139 миллионов человек в 1902 г. до 175 миллионов человек в 1913 г. [2].

Как показывает проведенный нами анализ архивных источников, значительная часть сельского населения Пермской губернии поддерживали аграрные преобразования. Отношение крестьян к сельскохозяйственным курсам, проводимых в соответствии со столыпинскими рецептами, было благожелательное. Развитие аграрного образования и влияние проводимых реформ в России того времени можно наглядно проследить на примере южных волостей и уездов Пермской губернии. Благодатные почвы и оживленное транспортное положение способствовали развитию здесь сельского хозяйства. При малом числе городских поселений здесь высока плотность сельского населения. Предуралье всегда притягивало людей лесами, богатыми зверьем, реками, обильными рыбой, щедрыми бортьевыми угодьями, плодородными землями [3].

На базе промышленного училища в 1911 г. были организованы первые общедоступные курсы по молочному хозяйству в Красноуфимском уезде. В отчете «О состоянии молочного хозяйства и нуждах его в Красноуфимском уезде к 1 августа 1910 г.», представленном в 1910 г. на рассмотрение Красноуфим-ского уездного земского собрания, докладывалось о том, что «целесообразнейшею и своевременною мерою» в целях распространения среди населения улучшения в области молочного хозяйства должно быть устройство «специальных систематических курсов». Обращалось внимание на то, что «путем курсов будет легче привить идею об артельном производстве масла и сбыте его». Курсы в Красноуфимском уезде должны были давать в первый год сумму элемен-

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

3555. - Аграрный вестник Урала № 8 (114), 2013 г. - - ССС^^З

_Образование

Таблица 1

Места устройства курсов Оханского уезда в 1913 г.

Населенный пункт Тематика курсов Принято, чел. Закончило, чел.

Зюкайская мельница молочное хозяйство 58 26

Меркушенсая ферма пчеловодство 14 8

Село Нытва сельское хозяйство 89 45

Город Очер сельское хозяйство 104 42

Село Сива сельское хозяйство 81 32

Меркушенская ферма сельское хозяйство 48 30

Село Шерья домохозяйство 64 30

Павловский завод сельское хозяйство 110 50

Село Карагай сельское хозяйство 82 34

Село Б. Сосновский сельское хозяйство 81 40

Завод Ножовка сельское хозяйство 32 17

тарных сведений, составляющие известную степень новизны и подготовки к дальнейшим лекциям, отнимать у слушателей возможно меньше время, «срок не утомительный для непривычных к специальным лекциями слушателей и вполне достаточный для первоначального результативного эффекта». Указывалось, что посещение курсов должно быть доступно «для всякого местного жителя — мужчины или женщины, не моложе 16-18 лет, заинтересованного всею суммою вопросов молочного хозяйства». Результаты курсов в Сылвенской волости и прилегаемых заводах (по данным уездной сельскохозяйственной статистики — 1287 дворов) были следующее: посетило 89 мужчин, 47 женщин. Всего 136 человек. Было прочитано 18 лекций [4].

Преподавания на курсах Оханского уезда по сельскому хозяйству для взрослых крестьян было разнообразно: чтение лекций, использование конспектов и раздаточного материала, наглядные пособия, рисунки, таблицы и прочее. В то время в продаже было мало пособий для преподавания сельского хозяйства, поэтому часть необходимых пособий готовилась местными силами. Программа занятий на курсах была составлена агрономом Оханского уезда под общим руководством губернского агронома В. Н. Вар-гина. В дальнейшем была переработана, но общий характер курсов, распределение теоретических и практических знаний, порядок лекций не менялся. На курсах были слушатели из различных мест уезда, были даже из других уездов Предуралья (табл. 1). Заранее определялась дата и продолжительность курсов, что значительно увеличивало их популярность и доступность [5].

Таким образом, на этих примерах мы видим, что на рубеже ХХ века уделялось особое внимание сельскохозяйственному образованию. Ранее в таких масштабах и на таком уровне подобная работа не проводилась. Применяемые методы обучения в виде курсов были и остаются одним из основных способов получения сельскохозяйственных знаний.

Сегодня, на рубеже XXI века, при высокой степени урбанизации, сельское население крайне медленно получает и осваивает новую информацию. Актуальность сельскохозяйственных курсов только возрастает. Причем обучение должно основываться на современных информационных технологиях и современных подходах к развитию личности. В современной экономике села доминирующим фактором является человек, человеческий капитал, воспроизводство www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

человеческого потенциала. Профессионально-практический подход в сельскохозяйственном образовании сейчас является ведущим, сохраняя при этом традиции гуманизма, которые помогают всесторонне и полно раскрыться человеческим способностям и дарованиям [6]. О необходимости гуманистического начала в сельскохозяйственном образовании говорил П. А. Столыпин. Гуманисты-ученые, ощущали себя педагогами и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря образованию может стать идеальным гражданином.

В современных реалиях и проблемах сельскохозяйственного образования мы видим, что пути решения были уже предложены и отчасти реализованы П. А. Столыпиным. В связи с тем, что основная доля работников отрасли — это специалисты среднего звена, необходимо решать проблемы повышения качества аграрного среднего профессионального образования, обеспечить тесную связь агробизнеса с учебными заведениями, сформировать желание молодых специалистов прийти в отрасль.

На примере края можно увидеть, что вопросы развития сельского хозяйства со стороны государства решаются программно-целевым методом, в рамках долгосрочных целевых программ, таких как «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2008-2012 гг.», и принятая аналогичная программа на 2013-2020 гг. В программах Министерства в части развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса региона, можно выделить два основных направления — это поддержка сельской молодежи и аграрного образования и развитие специалистов, которые уже работают в сельском хозяйстве [7].

Молодежь — это двигатель прогресса. Именно образование и воспитание молодых специалистов для села сейчас актуально. Развитие системного кластерного подхода объясняется тем, что существует явное несоответствие квалификации выпускаемых аграрными учебными заведениями специалистов потребностям интенсивного и инновационного развития АПК. Проблема усугубляется миграцией сельского населения, особенно молодежи. Система профессионального образования должна быть тесно связана с бизнесом, выполнять его потребности, формировать именно те компетенции, которые необходимо для поддержания и развития бизнеса.

Аграрный вестник Урала № 8 (114), 2013 г. —

Образование

Одной из главных задач является выстраивание кластера «школа - техникум - ВУЗ - агробизнес». Следовательно, главным элементом, влияющим на качество кадрового потенциала, является сам бизнес, руководители успешно развивающихся предприятий, которые могут стать примером для других, могут транслировать опыт. Положение об обязательном участии агробизнеса в системе повышения качества кадрового потенциала АПК является основным [8].

Эффективным механизмом включения сельхозпредприятий в агрообразовательный кластер стали проекты Министерства сельского хозяйства и продовольствия «Агроклассы» и «АгроПРОФИ». Проекты ориентированы на формирование бизнес-мышления у подрастающего поколения, на повышение престижа агроотрасли путем демонстрации ребятам истории успеха, а также на формирование ориентации на работу в аграрной отрасли. Проект «АгроПРОФИ», разработанный и внедренный в пилотном варианте с сентября 2011 г., использует лучшие традиции сельскохозяйственного образования прошлого века в сочетании с современными технологиями донесения их до участников.

В рамках проекта в аграрных техникумах и училищах формируются и обучаются агрогруппы. Агро-группы — своеобразные «элитные отряды», члены которых получают дополнительную поддержку, опыт и знания от представителей крупного агробизнеса и успешных фермеров, преподавателей вузов, бизнес-тренеров, представителей органов власти региона. В агрогруппы отобраны студенты с активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков и готовые в будущем реализовать себя именно в агроотрасли. Главным преимуществом обучения в агрогруппе яв-

ляется практическая направленность курса. Занятия проходят в режиме видеолекций, встреч с представителями успешных сельхозпредприятий края и малого агробизнеса, прохождения практики. В течение учебного года ребята узнают об основах агробизнеса, бизнес-планировании, кредитовании, формах господдержки. В результате участники разрабатывают свой бизнес-план в сфере агробизнеса [9].

Официальный старт проекта состоялся на знаковом для края и села мероприятия — «Форум сельской молодежи Прикамья», впервые организованном в крае. Основной задачей форума было попробовать ответить на вопросы: почему молодые и перспективные кадры после обучения в специализированных учебных заведениях средне-специального и высшего образования не едут на село, а остаются в городе? Как сделать село более привлекательным для молодых кадров? Как начать собственный бизнес в сфере АПК? Для ответа на них на форуме было организовано несколько площадок, куда были приглашены специалисты АПК и руководители сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, проект «АгроПРОФИ» может стать эффективной площадкой для развития сельскохозяйственного образования края. «Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться. Прировнять всех можно только к нижнему уровню. Нельзя человека ленивого прировнять к трудолюбивому, тупоумного прировнять к трудоспособному. Вследствие этого культурный уровень понизится. Добрый хозяин — хозяин-изобретатель. Цель у правительства вполне определенна — правительство желает видеть крестьянина богатым, достаточным так как, где достаток, там, конечно и просвещение, там и настоящая свобода» (П. А. Столыпин) [10].

Литература

1. Сельское образование в России в конце 1894 г. Справочная книжка изданная Департаментом Земледелия. СПб. : тпг. В. Киршбаума, 1895.

2. Геташвили И. Т. Философия гуманизма. Образовательный аспект. История и современность : материалы тематической экскурсии «Столыпинская аграрная реформа начала XX века», посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. Пермь, 2012. ГКБУ «Государственный архив Пермского края».

3. Волгирева Г. П. Особенности Пермской губернии на общероссийском фоне землеустройства, сельского хозяйства и расселения в начале XX века : к 100-летию со дня издания «Положения о землеустройстве» от 29 мая 1911 г. : материалы Международной конференции «Землеустройство: история и современность». Пермь, 2011 с. 63.

4. Первые общедоступные курсы по молочному хозяйству в Красноуфимском уезде. ПГКА Ф636.1073П266.

5. Курсы по с/х для взрослых крестьян в Оханском уезде. Пермь : эл. тпг. Черданцева, 1913.

6. Латышева А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села. Концепт : научно-методический электронный журнал. Январь 2012. Киров. URL : http://www.covenok.ru.

7. Данные Министерства сельского хозяйства Пермского края, 2011. URL : www.agro.perm/ru/press/picture.

8. Мухина И. А., Абрамова О. В., Акмаров П. Б. Эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве : монография. Ижевск : Удмуртия, 2013. 244 с.

9. Геташвили И. Т. Гуманитарные инновации в сельской науке и образование : материалы XXIII-й Международной научно-практической конференции «Наука как гарант стабильного развития». Украина : Горловка, 2012 С. 46.

10. Рязанов С. М. Аграрная реформа Столыпина и образование села (вчера и сегодня) : материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина «Аграрная политика : от Столыпина к современности». Красноярск : КГАУ 2012.

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.