ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY
УДК 338.43 https://doi.org/10.23948/2413-1474-2019-3-4-49-59
Сельскохозяйственная кооперация: современное состояние, проблемы и их решения Кавардаков В. Я., Семененко И. А.
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Agricultural cooperation: current state, problems and their solutions
Kavardakov V. Ya., Semenenko I. A.
All-Russian scientific research Institute of economics and normatives - a branch of the Federal state budget scientific institution «Federal Rostov agrarian scientific center», Rostov-on-Don, Russian Federation
Анализ организационно-экономической структуры животноводства РФ показал, что основной объем производства свиней и птицы на убой, а также яиц достигнут в промышленном секторе отрасли. Производство молока, говядины, баранины и овечьей шерсти сосредоточено в хозяйствах населения и организациях малых и средних форм хозяйствования, что оказывает негативное влияние на инновационно-технологическое развитие соответствующих подотраслей животноводства и снижает экспортный потенциал производимой продукции. В сложившихся условиях в аграрном секторе экономики страны необходимо формирование новой концепции развития, включающей и развитие кооперативно-интеграционных процессов, при этом кооперация может стать действенным рычагом экономико-финансового и инновационно-технологического развития малых форм хозяйствования и повышения уровня жизни сельского населения. Основными задачами и направлениями дальнейшего развития кооперации являются обеспечение инновационной направленности развития их предприятий, осуществление диверсификации и интеграции в отраслях ее деятельности, рост численности пайщиков, сохранение ее уникальности и целостности, широкая популяризация идей кооперации, формирование ее имиджа как социально ориентированной экономической структуры. http ://eco.e.donstu.ru/
An analysis of the organizational and economic structure of animal husbandry in the Russian Federation showed that the bulk of pigs and poultry production for slaughter, as well as eggs, was achieved in the industrial sector of the industry. However, the production of milk, beef, lamb and sheep wool is concentrated in household farms and organizations of small and medium-sized business, which has a negative impact on the innovation and technological development of the relevant sub-sectors of animal husbandry and reduces the export potential of products.
In the current conditions in the agrarian sector of the country's economy, it is necessary to form a new concept of development, including the development of cooperative-integration processes, while cooperation can be an effective lever of economic, financial and innovative-technological development of small business forms and raising the standard of living of rural people. The main tasks and directions for the further development of cooperation are: ensuring the innovative orientation of the development of their enterprises; implementation of diversification and integration in the sectors of its activity; increase in the number of shareholders; preservation of its uniqueness and integrity; wide popularization of ideas of cooperation; the formation of its image as a socially oriented economic structure.
Ключевые слова: животноводство, малые формы хозяйствования, кооперация.
Образец для цитирования: Кавардаков, В. Я. Сельскохозяйственная кооперация: современное состояние, проблемы и их решения / В. Я. Кавардаков, И. А. Семененко // Экономика и экология территориальных образований. — 2019. — Т. 3, № 4. — С. 49-59. https://doi.org/10.23948/2413-1474-2019-3-4-49-59
Keywords: livestock, small forms of business, cooperation
For citation: V.Ya. Kavardakov, I. A. Semenenko Agricultural cooperation: current state, problems and their solutions. Economy and ecology of territorial formations, 2019, vol. 3, no 4, pp. 49-59. https://doi.org/10.23948/2413-1474-2019-3-4-49-59
Введение. Основные положения теории кооперации были разработаны классиками российской экономики А. В. Чаяновым, А. Н. Челинцевым, Н. Д. Кондратьевым, М. И. Туган-Барановским и другими. В советский период развития аграрной экономики усилиями А. А. Никонова, В. А. Тихонова и др., а в современной — А. В. Ткача, М. В. Сероштан, М. Ф. Шкляра и др., научные разработки великих исследователей-экономистов были адаптированы к существующим условиям кооперативного движения.
Социальной базой кооперации в Российской Федерации являются малые формы хозяйствования. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в настоящее время к малым формам хозяйствования относятся 17 тыс. сельскохозяйственных микропредприятий, 175 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 23,5 млн личных подсобных хозяйств населения. Цель авторов статьи — провести исследование состояния и развития сельскохозяйственной кооперации на современном этапе, выявить основные задачи и направления ее дальнейшего развития.
Сельскохозяйственная кооперация как важнейший фактор экономико-финансового обеспечения инновационно-технологического развития малых форм хозяйствования. Несмотря на стабильный рост доли средних и крупных организаций в валовом производстве сельскохозяйственной продукции 47,2% продукции в РФ производится малыми формами хозяйствования, а в некоторых регионах — до 80-90% (табл. 1).
Таблица 1
Доля малых форм хозяйствования в общем объеме сельскохозяйственного производства, %
Доля малых форм хозяйствования в общем
Субъекты РФ объеме производства
К(Ф)Х ЛПХ Всего
Российская Федерация 12,5 34,7 47,2
Астраханская область 42,0 47,5 89,5
Республика Ингушетия 28,4 59,9 88,3
Республика Калмыкия 31,1 55,3 86,4
Республика Алтай 28,1 57,6 85,7
Магаданская область 44,5 37,7 81,2
Источник: данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
Несмотря на рост господдержки, малые формы хозяйствования не могут конкурировать с крупным бизнесом. В связи с этим решение многих проблем малых форм хозяйствования связано с кооперацией.
Анализ организационно-экономической структуры животноводства РФ показал, что основной объем производства свиней и птицы на убой, а также яиц достигнут в промышленном секторе отрасли. Однако производство молока, говядины, баранины и овечьей шерсти сосредоточено в хозяйствах населения и организациях малых и средних форм хозяйствования, что оказывает негативное влияние на
инновационно-технологическое развитие соответствующих подотраслей животноводства и снижает экспортный потенциал производимой продукции.
В сложившихся условиях в аграрном секторе экономики страны необходимо формирование новой концепции развития, включающей и развитие кооперативно-интеграционных процессов.
В современных условиях достаточно высокое развитие сельскохозяйственной кооперации может быть достигнуто только при условии проведения научно обоснованной кооперативной политики. При этом потенциал сельскохозяйственной кооперации следует рассматривать как мощнейшую организационно-экономическую силу, способную объединить малые формы хозяйствования в единый кооперативный сектор, увеличить товарность производства продукции и в конечном счете улучшить качество жизни жителей села.
С этой целью в стране должны быть разработаны и реализованы федеральная и региональные концепции перспективного развития сельскохозяйственной кооперации, основанные на принципах полного учета среды функционирования, законодательной основы, определения системы и приоритетности целей, механизма реализации и ожидаемого эффекта [1].
В настоящее время в стране активно развиваются интеграционные процессы, однако в структуре интеграционных формирований развитию потребительской кооперации уделяется недостаточно внимания [2-5].
Основным направлением Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года является повышение уровня и качества жизни жителей села и обеспечение их занятости. В современных условиях решить эти задачи без организации кооперативных форм хозяйствования практически невозможно. В конце 1990-х — начале 2000-х годов в стране начали создавать сельскохозяйственные кооперативы. Однако они не получили широкого развития по причине недостаточной помощи со стороны всех ветвей власти, а также неудовлетворительного правового и финансового обеспечения. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2017 году в стране зарегистрировано 5839 сельскохозяйственных кооперативов (СПоК), из них 24% приходится на долю кредитных кооперативов, 7% — снабженческих, 17% — сбытовых, 13% — обслуживающих, 18% — перерабатывающих и 21% — прочих (табл. 2). Работающими являются чуть более 3000 кооперативов.
Таблица 2
Количество и структура действующих сельскохозяйственных кооперативов (СПоК)
Наименование показателя Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего СПоК 6647 6006 5504 4554 5236 4416 4511 5839
из них: снабженческо-сбытовые 2528 1739 1474 1191 1953 1501 1709 1410
перерабатывающие 630 654 585 524 562 526 531 1032
кредитные 1244 1213 1325 1231 1223 1147 1005 1381
СПоК, осуществляющие другие виды деятельности (за исключением перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных) 2245 2400 2120 1608 1498 1242 1266 1203
Источник: данные Росстата и Минсельхоза России.
Членами СПоК являются 392 420 жителей села, в том числе в кредитных кооперативах состоит 289 935 человек, в снабженческо-сбытовых — 46 162, перерабатывающих — 22 712, обслуживающих и прочих — 33 681 человек.
В 2017 году в результате принятых правительством РФ мер в стране создано 740 новых СПоК. Численность снабженческо-сбытовых кооперативов за 2010-2017 гг. снизилась на 32,4%, но они по-прежнему доминируют в структуре СПоК. Количество перерабатывающих и кредитных кооперативов уменьшилось соответственно на 8,4 и 19,3%. В этот период почти в 2 раза сократилось количество СПоК, осуществляющих другие виды деятельности (за исключением перерабатывающих, снаб-женческо-сбытовых и кредитных).
Причиной закрытия эксперты называют несоблюдение кооперативных правил и принципов, недостатки в организационном, информационном и методическом обеспечении кооперативного движения, поскольку успехи кооператива зависят от вклада каждого члена в конечные результаты его деятельности. При распределении господдержки не всегда выделяются приоритетные виды СПоК, их специализация, регионы.
Распределение СПоК по территории страны неравномерно: в Липецкой области эффективно работают 711 из 846 зарегистрированных СПоК (84%), в Пензенской — 559 из 720 (78%), в Республике Саха (Якутия) — 159 из 373 (43%), в Тюменской области — 112 из 148 (76%), Волгоградской — 104 из 140 (74%). К этой же группе относятся Забайкальский и Красноярский края. В Краснодарском крае зарегистрировано более 100 СПоК, но работающих лишь 38.
Слабо развита кооперация в таких регионах, как Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Новгородская, Псковская области, Республика Ингушетия и Удмуртская Республика.
Грантовая поддержка, которую стали получать СПоК с 2015 года, сглаживает негативные тенденции их развития. В 2017 году создано более 740 новых кооперативов. По состоянию на конец 2017 года конкурсными комиссиями отобрано 135 СПоК, которым перечислено 1,31 млрд руб. Средний размер гранта составил 9,7 млн руб., что на 26% выше уровня 2016 года. Но объем средств, выделенных на грантовую поддержку в расчете на один действовавший кооператив, составил всего 490 тыс. руб. Неохваченными господдержкой остались 90% СПоК. В 2018 году возмещение процентной ставки по кредитам и грантовая поддержка заменены «единой субсидией». Существенно изменилась и направленность вновь организованных кооперативов (рис. 1).
Причем больший процент в структуре вновь созданных кооперативов принадлежит снабжен-ческо-сбытовым и перерабатывающим.
В 2017 году правительством РФ были выделены незначительные объемы средств на грантовую поддержку кооперативов. Наибольшую грантовую поддержку СПоК получили Краснодарский край, Республики Татарстан и Дагестан (табл. 3).
5%
□ Кредитные □ Перерабатывающие ^Снабженческие, сбытовые □ Обслуживающие
Рис. 1. Структура созданных в 2017 году сельхозкооперативов (данные Министерства сельского хозяйства РФ)
Таблица 3
Объемы средств федерального бюджета на грантовую поддержку кооперативов в 2017 году
Субъект Российской Федерации Объем средств «единой субсидии», предусмотренных субъектом РФ на грантовую поддержку СПоК, тыс. руб.
Краснодарский край 186 860,6
Республика Татарстан 131 916,83
Республика Дагестан 100 000,00
Кабардино-Балкарская Республика 80 000,00
Ставропольский край 70 500,00
Тамбовская область 70 000,00
Иркутская область 60 300,00
Курская область 47 368,42
Омская область 45 700,00
Пермский край 45 000,00
Республика Алтай 44 442,04
Белгородская область 42 370,00
Карачаево-Черкесская Республика 41 083,95
Томская область 40 200,00
Калининградская область 38 400,00
Республика Крым 37 981,00
Республика Саха (Якутия) 33 602,00
Астраханская область 33 250,00
Амурская область 33 000,00
Саратовская область 31 062,70
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Необходимо отметить, что сбыт продукции малых форм хозяйствования через сельскохозяйственную кооперацию начиная с 2016 года ежегодно увеличивается на 10%, что свидетельствует о его востребованности. Вместе с тем в 2016-2017 гг. продолжался процесс закрытия неработающих кооперативов.
Заслуживает пристального внимания и широкого распространения опыт успешного развития сельскохозяйственной кооперации в Липецкой области, которое осуществляется под непосредственным руководством губернатора области. Основным механизмом развития кооперативного движения в области служит областная государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014-2020 годы» (рис. 2).
Направления государственной поддержки
1 1 1
Кредитных кооперативов Снабженческо-сбытовых и кредитных кооперативов Кооперативной торговой сети
1 « 1
РЕЗУЛЬТАТЫ
4
Социальный эффект
Г- —г Г
Рост доходов членов кооперативов Вовлечение в экономический оборот сельского населения
Экономический эффект
Г- —г Г
Рост объемов производства продукции Рост объемов предоставленных займов
Рис. 2. Основные результаты программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014-2020 годы» (источник: [6])
Программа предусматривает меры государственной поддержки на всех этапах развития кооператива (от его создания до реализации произведенной продукции) и направлена на обеспечение занятости жителей села, устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни на селе, причем сельскохозяйственным кооперативам предоставляются следующие субсидии:
— на расходы по организации кооператива в размере 80% от фактических затрат (на оплату государственной пошлины, на открытие расчётного счёта, на оплату нотариальных расходов, на изготовление печатей, штампов, на оплату услуг по подготовке документов для государственной регистрации);
— на приобретение транспортного средства отечественного производства грузоподъёмностью до 4,5 тонны и новой сельскохозяйственной техники в размере 50% от их стоимости;
— на приобретение нового оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и весоизмерительных приборов отечественного производства в соответствии с общероссийским классификатором [6].
Для успешного развития сельскохозяйственной кооперации была создана и показала высокую эффективность трехуровневая система управления развитием кооперации «область - район - поселение» (рис. 3).
Уровни поддержки
Область. Администрация области. Исполнительные органы.
Район.
Координационные центры
Поселение. Координаторы — главы поселений
Координация работы всех уровней системы, государственная поддержка развития кооперативов различных направлений и создание инфраструктуры сбыта кооперативной продукции
Работа с координаторами в поселениях, информационная поддержка
Работа с населением, поиск инициативных людей, организация кооперативов
Рис. 3. Трехуровневая система управления развитием кооперации Липецкой области
Первостепенное внимание и максимум бюджетных средств направляются на создание кооперативов на районном и поселенческом уровнях, поскольку только здесь создаются основы сельскохозяйственной кооперации и кооперативного движения. В связи со слабым развитием в районах общественных формирований сельскохозяйственной кооперации, отсутствием у них квалифицированных и подготовленных кадров кооперации в каждом районе организованы координационные центры с непосредственным участием районных властей.
Существенный интерес вызывает разработка ученых Тюменской области по теоретическому обоснованию аграрных кооперативных кластеров, причем их ядром являются кооперативы (рис. 4) [7].
Рис. 4. Укрупненная структура аграрного кооперативного кластера Тюменской области (источник: [7])
Хозяйствующие субъекты, входящие в кластер, не функционируют изолированно, независимо друг от друга, а нуждаются в постоянных взаимосвязях, взаимодействии и управлении, т. е. для кла-стерообразования характерен процесс кооперации. Кооперирование способствует разделению труда в кластере и специализации, тем самым повышается производительность и ресурсоотдача (рис. 5).
По данным авторов, преимуществами аграрного кооперативного кластера является эффект охвата, который при объединении отдельных хозяйствующих структур в кластер существенно усиливается из-за возможности использования многофункциональных факторов при минимизации транзак-ционных издержек.
Рис. 5. Механизм управления аграрным кооперативным кластером (источник: [7])
Опыт Липецкой области и других передовых по развитию кооперации регионов показал, что сельскохозяйственная кооперация в реально сложившихся условиях успешно развивается в областях, районах и поселениях, где региональные, районные и поселенческие структуры власти непосредственно являются организаторами кооперативов и берут на себя всю ответственность за их успешное развитие.
Анализ состояния кооперации в сельском хозяйстве Российской Федерации показал, что основными проблемами, тормозящими их развитие, являются:
— отсутствие или наличие формально числящихся кооперативов в ряде регионов, что приводит
к замедлению развития сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий;
— несовершенство действующего законодательства и нормативно-правовой базы кооперации;
— недостаточная организационная работа руководства ряда регионов по активизации кооперативного движения;
— недостаток научных прикладных исследований по изучению эффективности различных видов сельскохозяйственной кооперации;
— отсутствие стимулов и недоверие членов кооперативов к их руководству;
— недостаточная государственная поддержка кооперативов во многих регионах страны, несовершенство грантовой господдержки;
— отсутствие или недостаток мощностей по доработке, упаковке, маркировке и транспортировке продукции у малых форм хозяйствования и кооперативов;
— ограниченный рынок сбыта продукции, что увеличивает длительность оборачиваемости средств;
— недостаток профессиональных кадров по организации и управлению кооперативами;
— недостаточное информационно-консультативное обеспечение кооперативов и их объединений;
— неурегулированность взаимоотношений между кооперативными организациями, органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.
Заключение. Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
— сельскохозяйственная кооперация малых форм хозяйствования обеспечивает для членов кооператива рост доходов и улучшение их финансового обеспечения, доступность финансовых ресурсов для расширения их хозяйственной деятельности, справедливое распределение результатов их трудовой деятельности, для государства — вовлечение сельского населения в производственный процесс, повышение товарности производимой продукции в подсобных хозяйствах населения, решение социальных проблем села и обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
— в стране имеются все предпосылки для устойчивого поступательного развития потребительской кооперации в аграрном секторе экономики, где они имеют разветвленную инфраструктуру, еще оставшуюся после развала Советского Союза;
— основными задачами и направлениями дальнейшего развития кооперации являются обеспечение инновационной направленности развития их предприятий, осуществление диверсификации и интеграции в отраслях ее деятельности, рост численности пайщиков, сохранение ее уникальности и целостности, широкая популяризация идей кооперации, формирование ее имиджа как социально ориентированной экономической структуры;
— обслуживая в основном хозяйства населения с низкими доходами, индивидуальных предпринимателей и малые (крестьянские) фермерские хозяйства, кооперация выполняет социальную функцию государства по оказанию бытовых, культурных и торговых услуг, в связи с чем имеет полное право на получение действенной государственной поддержки;
— система кооперации, обладая существенными конкурентными преимуществами, способна быстро и безболезненно адаптироваться к часто меняющимся экономическим ситуациям;
— имея существенную материально-техническую базу, при финансовой поддержке государства и пайщиков кооперация имеет потенциальные возможности к переходу на инновационный путь развития;
— для формирования самостоятельного кооперативного сектора экономики, способного успешно конкурировать на рынке, необходимо усилить государственную поддержку кооперации, включая финансовую помощь, укрепление законодательной базы, а также выстраивание системы взаимоотношений между кооперативными организациями и органами управления всех уровней;
— для успешного развития кооперативного движения необходимо усовершенствовать инфор-
мационное и методическое обеспечение его участников по вопросам инновационного технико-технологического развития, государственной поддержки и освещения опыта кооперативов, достигших высоких показателей эффективности;
— в сложившихся экономических условиях кооперация может стать действенным рычагом экономико-финансового и инновационно-технологического развития малых форм хозяйствования и повышения уровня жизни сельского населения.
Библиографический список
1. Проблемы и возможности развития аграрного сектора экономики Брянской области / Е. П. Чирков [и др.] // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2018.
— № 2. — С. 32-37.
2. Чирков, Е. П. Некоторые вопросы теории кластеров и кластерный подход в аграрном секторе экономики / Е. П. Чирков, Т. И. Волкова // Агропродовольственная политика России. — 2016. — № 9(60). — С. 10-15.
3. Нестеренко, Л. Н. Социально-экономические особенности формирования кластеров и реализации мегапроектов в аграрном секторе экономики / Л. Н. Нестеренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — № 2. — С. 33-37.
4. Ожерельев, В. Н. К вопросу о перспективах развития экономики региона (на примере Брянской области) / В. Н. Ожерельев, М. В. Ожерельева, А. О. Никитина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — № 5. — С. 29-33.
5. Ткач, А. В. Потребительская кооперация в условиях экономического кризиса / А. В. Ткач,
A. С. Жуков, О. И. Жукова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — № 1. — С. 42-47.
6. Составляющие успешного развития сельхозкооперации в районах Липецкой области /
B. Крылов [и др.] // АПК: экономика, управление. — 2018. —№ 5. — С. 11-21.
7. Смарыгина, Е. Ю. Аграрный кооперативный кластер как форма организации сельскохозяйственной кооперации (на примере Тюменской области) / Е. Ю. Смарыгина // Молодой ученый. — 2016.
— № 6-5 (110). — С. 132-135.
References
1 Chirkov, Y.P. Problemy i vozmozhnosti razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki Bryanskoy oblasti. [Problems and opportunities for the development of the agricultural sector of the economy of the Bryansk region.] Economy of agricultural and processing enterprises, 2018, № 2, 32-37 pp. (in Russian).
2 Chirkov, Y.P., Volkova, T.I. Nekotoryye voprosy teorii klasterov i kla-sternyy podkhod v agrarnom sektore ekonomiki. [Some issues of cluster theory and cluster approach in the agricultural sector.] Agri-food policy of Russia, 2016, № 9, 58-67 pp. (in Russian).
3 Nesterenko, L.N. Sotsial'no-ekonomicheskiye osobennosti formirovaniya klasterov i realizatsii mega-proyektov v agrarnom sektore ekonomiki. [Socio-economic features of cluster formation and implementation of megaprojects in the agricultural sector.] Economy of agricultural and processing enterprises, 2017, № 2, 33-37 pp. (in Russian).
4 Ozherel'yev, V.N., Ozherel'yeva, M.V., Nikitina, A.O. K voprosu o perspek-tivakh razvitiya ekonomiki regiona (na primere Bryanskoy oblasti). [To the question of prospects of development of the region economy(on the example of the Bryansk region).] Economy of agricultural and processing enterprises, 2017, № 5, 29-33 pp. (in Russian).
5 Tkach, A.V., Zhukov, A.S., Zhukova, O.I. Potrebitel'skaya kooperatsiya v us-loviyakh ekonomich-eskogo krizisa. [Consumer cooperation in the economic crisis.] Economy of agricultural and processing enterprises, 2017, № 1, 42-47 pp. (in Russian).
6 Krylov, V. Sostavlyayushchiye uspeshnogo razvitiya sel'khozkoopera-tsii v rayonakh Lipetskoy oblasti. [Components of successful development of agricultural cooperation in the Lipetsk region.] Agriculture:
economy, management, 2018, № 5, 11-21 pp. (in Russian).
7 Smarygina Y.Y. Agrarnyy kooperativnyy klaster - kak forma organizatsii sel'skokhozyaystvennoy kooperatsii (na primere Tyumenskoy oblasti). [Agricultural cooperative cluster as a form of agricultural cooperation organization (on the example of Tyumen region).] Young researcher, 2016, № 6.5 (110.5), 132-135 pp. (in Russian).
Поступила в редакцию 14.i0.20i9 Сдана в редакцию i4.i0.20i9 Запланирована в номер 08.ii.20i9
Received i4.i0.20i9 Submitted 14.10.2019 Scheduled in the issue 08.11.2019
Об авторах:
Кавардаков Валерий Яковлевич,
главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр» (РФ, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52), доктор сельскохозяйственных наук, профессор [email protected]
Семененко Ирина Анатольевна,
старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр» (РФ, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52) [email protected]
Authors:
Kavardakov, Valeriy Y.,
Chief Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations - a branch of Federal state budgetary scientific institution "Rostov federal Agricultural Research Center (52, Sokolova, Rostov-on-Don, 344006, RF), Doctor of agricultural sciences, professor [email protected]
Semenenko, Irina A.,
Senior Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of Economics and regulations - a branch of Federal state budgetary scientific institution "Rostov federal Agricultural Research Center (52, Sokolova, Rostov-on-Don, 344006, RF) [email protected]