Научная статья на тему 'Сельское хозяйство Омской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов: поиск устойчивой модели развития (исторический аспект)'

Сельское хозяйство Омской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов: поиск устойчивой модели развития (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGRICULTURE / AGRICULTURAL POLICY / COLLECTIVE AND STATE FARMS / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Дмитрий Сергеевич

В статье анализируется изменение хозяйственного механизма в аграрном секторе, то есть приемов и способов воздействия партийных и хозяйственных органов на колхозы и совхозы в середине 1960-х - первой половине 1980-х гг. Вопросы изменения государственной политики в отношении непосредственных сельхозпроизводителей и способов взаимодействия с государством исследуются на материалах Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agriculture Omsk region in the second half of the 60''s - the first half of 80''s of the XXth century: sustainable development model (historical aspect)

This article analyzes the change of the economic mechanism in the agricultural sector, some methods and ways of political and economic impact of the collective farms and state farms in the mid-1960s early 1980s. Changes in public policy issues regarding the direct farmers and ways of interaction with the government are based on the Omsk region's materials.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство Омской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов: поиск устойчивой модели развития (исторический аспект)»

УДК 94(47)"19

Д. С. ОРЛОВ

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина, г. Бийск

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ: ПОИСК УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье анализируется изменение хозяйственного механизма в аграрном секторе, то есть приемов и способов воздействия партийных и хозяйственных органов на колхозы и совхозы в середине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Вопросы изменения государственной политики в отношении непосредственных сельхозпроизводителей и способов взаимодействия с государством исследуются на материалах Омской области. Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, колхозы, совхозы, Омская область.

К началу 1960-х гг. позитивный заряд аграрных реформ, созданный решениями сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК партии и рядом последующих решений, был уже исчерпан. Единовластие Н. С. Хрущёва и принятие поспешных и оторванных от реальной жизни решений привели к ухудшению ситуации в сельском хозяйстве.

Наравне с нехваткой основных и оборотных средств важнейшей причиной негативных явлений в развитии совхозного хозяйства являлось отсутствие устойчивой мотивации работников совхозов к высокопроизводительному труду, обусловленное их отчуждённостью от средств производства и результатов труда.

Политика, направленная на ограничение личных подсобных хозяйств в конце 1950-х — начале 1960-х гг., имела негативные социальные и демографические последствия. Именно на этот исторический этап пришелся повышенный миграционный отток сельского населения в города. Миграция, в свою очередь, выступила катализатором сокращения масштабов личного сектора.

Спад производства в хозяйствах населения усилил нестабильность обеспечения жителей городов молочной и мясной продукцией. В то же время колхозно-совхозный сектор был не в состоянии удовлетворить растущий спрос на продукты животноводства. В начале 1960-х гг. количество реализуемых через магазины мясомолочных товаров увеличивалось медленно, а объёмы продаж в них животного масла заметно уменьшились. Количество заготавливаемого в стране зерна не покрывало его расходы. В 1963 г. в целях улучшения ситуации с запасами хлеба советское руководство пошло на закупку за границей нескольких миллионов тонн зерна.

В материалах мартовского (1965 г.) Пленума КПСС и ряде последующих документов была намечена совокупность мер, направленных на преодоление кризисных явлений в аграрном секторе. Главными причинами отставания сельского хозяйства на

предыдущем этапе развития были названы нарушения экономических законов социалистического производства, принципов материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в подъёме общественного хозяйства, правильного сочетания общественных и личных интересов. Также критике был подвергнут субъективизм в руководстве, что, в свою очередь, привело к ошибкам в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства, в политике цен.

В соответствии с принятым решением был осуществлён ряд мероприятий по финансированию колхозов и совхозов. С 1 мая 1965 г. были индексированы закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. От уплаты подоходного налога освобождались колхозы с рентабельностью менее 15 %. Налог стал взиматься не с валового дохода, а с части чистого дохода, остающейся сверх 15 % рентабельности хозяйства [1]. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Госбанку СССР было разрешено предоставлять сельхозпредприятиям долгосрочные ссуды на покупку крупного рогатого скота и на улучшение социально-бытовых условий.

Постановлением «О капитальных вложениях на развитие сельского хозяйства в 1966—1970 годах» было предусмотрено направление 41 млрд руб. государственных капитальных вложений на строительство объектов производственного назначения и приобретение техники, в том числе не менее 21 млрд руб. на строительно-монтажные работы [2].

Также снижались оптовые цены на шины, электрооборудование, приборы и топливную аппаратуру, запасные части к тракторам.

Плановые показатели намечалось доводить до сельхозпредприятий по фиксированному количеству показателей (объём закупок, капитальные вложения, фонд заработной платы, прибыль). Планы продажи растениеводческой и животноводческой продукции должны были оставаться стабильными в течение

пятилетия, их объёмы были ниже фактических сложившихся закупок предыдущих лет.

После смещения Н. С. Хрущёва принятые в 1963 — 1964 гг. хозяйственные решения стали реализовы-ваться новым политическим руководством страны во главе с Л. И. Брежневым, а многие предшествующие им нововведения политико-идеологического плана, в первую очередь в системе партийно-государственного руководства сельским хозяйством, были отменены. Начавшееся в период нахождения у власти Н. С. Хрущёва преобразование колхозов в совхозы, в рамках которого реализовывалось концептуальное убеждение о преимуществах крупных хозяйственных структур над мелкими, признавалось своевременной и важной мерой и было продолжено, хотя его масштабы оказались не таким значительными, как прежде. В Омской области во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. совхо-зизация деревни шла медленнее, чем в предшествующие годы и по темпам отличалась от показателей Западной Сибири. За рассматриваемое двадцатилетие колхозный сектор области уменьшился на 20 % (38 предприятий), в то же время число совхозов увеличилось на 65 предприятий, или 39 %. В Западной Сибири уменьшение числа кооперативных хозяйств составило 30 %, а государственный сектор вырос на 80 % (с 844 до 1512 хозяйств) [3]. Основная масса совхозов в Омской области была создана путем разукрупнения уже имеющихся предприятий и строительства новых птицефабрик, свинокомплексов и др.

Установление неизменяемых планов производства на пятилетку и закупок сельскохозяйственной продукции, а также увеличение хозяйственной самостоятельности сельхозпредприятий во второй половине 1960-х гг. стали эффективными мерами. Успешность реализации решений мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС поставила перед государственными органами на повестку дня вопрос о предоставлении совхозам и колхозам большей финансовой и производственной самостоятельности. Однако абсолютизация планирования как главного регулятора развития аграрного сектора и нежелание правящей элиты пойти по пути, пусть даже консервативной, либерализации советской экономики, привели в 70-е гг. к преобладанию директивных методов управления сельским хозяйством и усилению администрирования, а в начале 80-х гг. — к кризисному состоянию аграрной экономики и уменьшению производства, обострению продовольственной проблемы. Партийные органы стали политическим гарантом соблюдения доктринальных идеологизированных ограничений. Разбалансировка хозяйственного механизма в начале 80-х гг. ХХ в. стала одной из предпосылок кризиса. Попытка синтезировать планово-директивное управление отраслью с частичной производственной самостоятельностью предприятий аграрного сектора не смогла существенно изменить действующий хозяйственный механизм в сельском хозяйстве. Объективные возможности рациональной экономической политики, ориентированной на повышение эффективности советской экономики путем совершенствования централизованного планового управления, были исчерпаны.

Практическое осуществление хозяйственных решений по сельскому хозяйству, принятых в рамках реализации установок мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, стало фактором укрепления экономики колхозов и совхозов, многие из которых стали высокорентабельными сельхозпредприятиями. Финансовые вложения, реструктуризация задолженностей

и повышение закупочных цен способствовали увеличению прибыльности колхозов и совхозов. Капиталовложения в сельское хозяйство значительно выросли в 8-й и 9-й пятилетках и составили 1,854 млрд руб. [4]. В 1965 г. хозяйствам Омской области было списано 13,1 млн руб. ссудной задолженности, а также

2.3 млн руб. за технику, приобретенную колхозами и совхозами у МТС и РТС [5]. В 1965 г. колхозы и совхозы Омской области получили прибыли 31,3 млн руб., в т.ч. хозяйства Омского района —

3.4 млн руб., Горьковского — 2,2 млн руб. В 1966 г. доходы сельхозпредприятий составили 224 млн руб. и Омская область впервые за 9 лет выполнила план заготовок по всем видам продуктов [6].

Однако позитивный потенциал аграрной политики, проводившейся во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг., ограничивался факторами, связанными с особенностями функционировавшей в Советском Союзе системы аграрно-эконо-мических отношений. Важнейшим из них по-прежнему была низкая мотивация работников сельхозпредприятий в высокопроизводительном труде в общественном секторе. Уровень зарплаты колхозников и совхозных рабочих существенно увеличился, улучшались условия их труда. Объёмы заработка в колхозах и совхозах не были связаны с конечными результатами деятельности. Во многом из-за этого не было ожидаемой отдачи от средств, вложенных в аграрный сектор в рамках реализации планов по интенсификации сельского хозяйства. Тракторы, комбайны, строительные материалы, удобрения, мелиорированные земли использовались неэффективно, нерационально.

Попытки повысить заинтересованность тружеников села в развитии колхозно-совхозного хозяйства с помощью введения хозрасчётных отношений, отраслевой структуры организации сельхозпроиз-водства, совершенствования системы планирования, повышения цен на сельскохозяйственную продукцию дали заметный экономический эффект, который, однако, оказался кратковременным. Материальные стимулы к труду, с точки зрения господствующей идеологии, не могли быть главным двигателем прогресса, поэтому, добившись в сельском хозяйстве определённых успехов, верховная власть вновь снизила к ним внимание. С конца 1960-х гг. усиливаются административно-командные начала в управлении колхозами и совхозами, сужается их производственная самостоятельность. Действующая система налогообложения была инструментом изъятия почти всех свободных оборотных средств сельхозпредприятий, лишая тем самым наиболее рентабельные из них заинтересованности в выполнении планов и получении высоких доходов. Ситуация усложнялась усиливающимся диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Быстрыми темпами росла себестоимость производимой продукции растениеводства и животноводства. В 1970-е гг. частыми стали просьбы со стороны областного руководства и главы региона Е. К. Лигачёва о списании ссудной задолженности. Так, в 1971 г. омский обком обращался в ЦК КПСС с просьбой о списании с хозяйств области 77,1 млн руб., в т.ч. краткосрочных ссуд — 41 млн руб., долгосрочных ссуд — 23,2 млн руб., средств на оплату труда — 12,9 млн руб. [7]. Несмотря на частичные списания, объём денежной задолженности сельхозпредприятий перед Госбанком значительно увеличился.

Обострение продовольственной проблемы в начале 80-х гг. ХХ в. заставило государственную власть

пересмотреть экономические отношения с предприятиями аграрного сектора. По решениям, принятым в рамках Продовольственной программы СССР 1982 г. с хозяйств Омской области списана задолженность, пролонгированы долгосрочные и краткосрочные ссуды. Повышение закупочных цен также дало ощутимый экономический эффект. Удельный вес убыточных колхозов и совхозов, составлявший в начале 1980-х гг. более 50 %, снизился к 1985 г. до 13 % по колхозам и 23 % по совхозам [8]. Развитие аграрного сектора области в 1983—1985 гг. стало более стабильным.

В рассматриваемый период значительно выросли поставки техники, удобрений и оборудования для предприятий сельского хозяйства. Количество тракторов всех марок в области увеличилось с 22,4 до 29,0 тыс., зерноуборочных комбайнов — с 11,9 до 17,6 тыс. штук) [9]. Недостатки в организации ремонта техники и оборудования и снабжении сельхозпредприятий запасными частями стали причиной невысокой эффективности использования сельхозтехники в аграрном производстве. Обслуживающие предприятия направляли свои доходы не на совершенствование обслуживания колхозов и совхозов, а на укрепление собственной производственной базы. Организации аграрного сервиса монополистически распоряжались запасными частями и удобрениями, из-за чего получали значительные прибыли без учёта качества поставленной техники, произведённого ремонта и других оказанных услуг. Значительную часть грузоперевозок и ремонтных работ в области организация «Омсксельхозтехника» выполняла для несельскохозяйственных организаций. Колхозы и совхозы стремились выплачивать меньше за производственно-техническое обслуживание и получать качественные товары и услуги. Сервисные предприятия были ориентированы на извлечение максимальной прибыли.

Проводившаяся политика расширения масштабов специализации и межхозяйственной кооперации, рассматривавшаяся во второй половине 1970-х гг. как основной механизм преодоления застойных явлений в агарной экономике, имела неоднозначные последствия. Омский трест «Птицепром», состоящий из 15 хозяйств, увеличил производство яиц с 54 млн шт. в 1965 г. до 500 млн шт. в 1983 г. Значительные успехи были достигнуты и в развитии свиноводства. Известная по всему СССР фирма «Омский бекон», включавшая в себя 8 совхозов, довела продажу свинины государству с 13 тыс. т в 1974 г. до 45 тыс. т в 1983 г. [9]. Однако предприятия, специализирующиеся на производстве мяса и молока, были низкорентабельными или имели убытки. Применение на практике этого принципа организации сельхозпроизводства было обусловлено уверенностью высших государственных органов в преимуществе крупных хозяйств индустриального типа. Его реализация осуществлялась административно-бюрократическими методами, особенно во второй половине 1970-х гг., после принятия соответствующего партийного решения в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации.

В условиях снижения темпов аграрного развития в десятой и начале одиннадцатой пятилетки расширилась практика использования компенсационных механизмов. Одной из форм оказания помощи аграрному сектору было шефство промышленных предприятий над колхозами и совхозами, которое имело принудительный характер и было призвано восполнять нехватку у сельхозпредприятий трудовых и тех-

нических резервов. Так, в 1972 г. на уборку урожая в Омской области было отправлено 15,6 тыс. рабочих и служащих, 17,6 тыс. студентов и учащихся, 2,4 тыс. грузовых автомобилей [7]. Локомотивное депо Омска шефствовало над совхозом «Шипунов-ский». В 1966 г. в подшефном хозяйстве был построен зерноток, отпущены строительные материалы на 3 тыс. руб. [10]. Причинами сложностей с организацией и реализацией шефской помощи был её принудительный характер, директивное закрепление шефов за колхозами и совхозами. Этим, в свою очередь, объяснялась неоперативность в решении производственных вопросов, невнимательность руководителей ряда промышленных предприятий и организаций к своим подопечным, незаинтересованность сторон, формализм.

На решение продовольственной проблемы также было направлено создание подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций. Сельхозпродукция, произведенная в подсобных хозяйствах, шла в основной своей массе на снабжение фабричных и заводских столовых. При этом она имела более высокую себестоимость, чем в сельхозартелях и совхозах области. Так, подсобное хозяйство «Шинник» объединения «Омскшина» в Омской области, которое производило в год до 60 кг сельскохозяйственной продукции на одного рабочего, имело высокую себестоимость сельхозпродукции [11]. Вклад подсобных предприятий в продовольственную корзину горожан Западной Сибири был достаточно скромным и различался по регионам. В 1981 г. в подсобных предприятиях РСФСР было произведено по 1,4 кг мяса на одного городского жителя, в Алтайском крае — 1,33 кг, в Тюменской области — 3,4 кг, в Томской — 1,5 кг, в Новосибирской — 1,27 кг, в Кемеровской — 0,7 кг, в Омской — 2,98 кг мяса [12]. Шефство и создание подсобных хозяйств осуществлялись в ситуации снижения темпов развития в аграрном секторе во второй половине 1970-х гг. и кризиса начала 1980-х гг. путем административного нажима, при этом не бралась в расчет их экономическая целесообразность.

Подводя итоги функционирования аграрного сектора области в рассматриваемый исторический период, необходимо отметить неравномерность развития сельскохозяйственных отраслей и опережающий рост объёмов государственных закупок. В Омской области значительный рост производства и закупок произошёл в отраслях, ориентированных на внутрирегиональное потребление: овощеводстве, производстве мяса и яиц. Так, среднегодовое производство овощей в одиннадцатой пятилетке по сравнению с седьмой выросло на 212 % (с 73,3 до 161,2 тыс. тонн). В то же время удельный вес госзакупок в относительных цифрах увеличился с 18 до 63 %, а в абсолютных — с 13,5 до 101,1 тыс. т. В 1981-1985 гг. среднегодовое производство мяса по отношению к 1961- 1965 гг. увеличилось на 57 % и достигло 334,2 тыс. т при росте закупок на 96 %. Самый значительный прирост производства имел место в птицеводстве региона. Рост производства яиц к концу рассматриваемого периода составил 243 % (с 277,9 до 675,4 млн шт.), закупки увеличились в 6,8 раза. Удельный вес закупок возрос с 29 до 81 %. Несколько иначе складывалась ситуация в молочном животноводстве, зерноводстве и производстве картофеля. Среднегодовое производство зерновых культур в одиннадцатой пятилетке по сравнению с седьмой увеличилось на 637 тыс. т, или на 35 %, закупки выросли на 44 тыс. т, или на 6 %. В картофелеводстве, несмотря на увеличение среднегодовых объемов

закупок со 56,3 до 129,9 тыс. т, среднегодовое производство уменьшилось на 2 % (с 679 до 663,2 тыс. т). Прирост производства молока за двадцатилетие составил 39 % (с 961,4 до 1337,4 тыс. т), закупки выросли на 60 % — с 592,1 до 951,6 тыс. т, их удельный вес увеличился с 62 до 71 % от произвёденного объёма)

[13].

Удельный вес сельхозпродукции, произведённой в Омской области, по отношению к Западной Сибири вырос с 18,4 до 20 %. В одиннадцатой пятилетке по объёмам валового производства сельхозпродукции Омская область поднялась с третьего на второе место среди регионов Западной Сибири, опередив Новосибирскую область и уступая только Алтайскому краю.

Кризис сельского хозяйства в стране и регионе в начале 60-х гг. ХХ в., обусловленный административно-командным диктатом в отношении сельхозпроизводителей и непоследовательной аграрной политикой предыдущего руководства страны, побуждал новую верховную власть к принятию рациональных и прагматичных решений, предусматривавших использование в качестве стимула к труду материальную заинтересованность. Новая модель модернизированной аграрной экономики с административным планированием, включавшая в себя элементы экономической децентрализации, позволила сельскому хозяйству Омской области развиваться высокими, зачастую превышающими среднесибирские показатели, темпами в течение трёх пятилеток (21,4 % прироста валовой продукции животноводства и растениеводства в восьмой, 12,5 % — в девятой и 11,4 % — в десятой пятилетках). Но по мере достижения хозяйственных успехов в руководстве отраслью усилилась доктринальная составляющая, и главным фактором роста аграрного производства стало считаться повышение социалистической сознательности в труде колхозников и рабочих совхозов. В практической плоскости реализация данных постулатов стала причиной усиления командно-бюрократического диктата, что, в свою очередь, обусловило снижение производственных показателей и привело к кризисной ситуации в начале 1980-х гг. Выход из неё был осуществлен с помощью механизмов, определённых в очередном программном документе — Продовольственной программе 1982 г. Большинство предложенных мер повторяли решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 г.: повышение закупочных цен, списание долгов колхозов и совхозов,

смягчение налогового бремени и др. В одиннадцатой пятилетке темпы среднегодового прироста значительно снизились и составили 3,8 %. Аграрный сектор нуждался в корректировке модели развития.

Библиографический список

1. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965-1974 гг.). - М., 1975. - С. 31-35.

2. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965-1974 гг.). - М., 1975. - С. 30-31.

3. Орлов, Д. С. Эволюция структуры аграрного сектора Западной Сибири во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов / Д. С. Орлов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - № 2 (116). -2013. - С. 46-49.

4. ГИАОО (Государственный исторический архив Омской области) Ф. 17. Оп. 1 А. Д. 1705. Л. 12.

5. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1 А. Д. 98. Л. 33.

6. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1 А. Д. 23. Л. 12 ; Д. 170. Л. 34.

7. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1 А. Д. 1170. Л. 49, 83.

8. Сельское хозяйство СССР : стат. сб. - М., 1988. -С. 448, 459.

9. Омская область за 50 лет (Цифры и факты) : стат. сб. -Омск, 1985. - С. 110, 123-127.

10. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1 А. Д. 168. Л. 106.

11. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Кемеровской области во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. / Д. С. Орлов. - Бийск : АГАО, Ин-т истории СО РАН, 2013. -С. 94.

12. Орлов, Д. С. Сельское хозяйство Томской области во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.: от мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 г. к Продовольственной программе 1982 г. / Д. С. Орлов. - Бийск : АГАО, Институт истории СО РАН, ГУТО ЦДНИ, 2014. - С. 64.

13. Народное хозяйство Омской области в одиннадцатой пятилетке. Стат. сб. - Омск, 1986. - С. 35-36.

ОРЛОВ Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин, заведующий кафедрой историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин, заместитель декана по учебной работе факультета истории и права. Адрес для переписки: orlovd2010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2015 г. © Д. С. Орлов

Книжная полка

Шафарик, П. Славянские древности. От Геродота до падения Гуннской и Римской держав / П. Шафарик ; пер. О. М. Бодянского ; под ред . Д. С. Дамте, Т. Ю. Крайко. - М. : Академический проект, 2015. - 476 с. - ISBN 978-5-8291-1728-3.

В настоящее издание вошло основополагающее сочинение выдающегося чешского историка-слависта Павла Йозефа Шафарика (1795- 1861) «Славянские древности», заложившее основу для дальнейшего развития славяноведения и оказавшее огромное влияние на развитие данной области знания, в том числе в России. Используя богатейший материал античных и средневековых (западных и восточных) источников, Шафарик тщательно исследует окружение, в котором жили славяне, их быт, верования, приводит огромное количество сведений по исторической географии, этническому составу племен, населявших в те далекие времена Восточную Европу. В книге содержится также много материала по истории русского славянства, интерес к богатому наследию которого также пробудился у исследователей XIX столетия не без влияния выдающегося труда Шафарика. Книга может быть полезна широкому кругу читателей, но в особенности историкам, антропологам, религиоведам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.