Научная статья на тему 'Сельские подсобные хозяйства колхозов, совхозов, предприятий, организаций и учреждений в советский и начальный период постсоветской России'

Сельские подсобные хозяйства колхозов, совхозов, предприятий, организаций и учреждений в советский и начальный период постсоветской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
755
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДСОБНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SUBSIDIARY FARMING / COLLECTIVE FARMS / STATE FARMS / INDUSTRIAL ENTERPRISES / LABOUR RESOURCES / SOCIAL PROBLEMS / FOOD SUPPLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романченко Валерий Яковлевич, Ножкина Ирина Александровна

В статье предпринята попытка дать в самом общем виде представление о такой малоизученной теме, как история создания и развития сельских подсобных хозяйств России в хронологических рамках советской и начального периода постсоветской истории, показать специфику их функционирования, роль и значение в решении социально-экономических проблем города и деревни. Особое внимание обращается на политическую обусловленность эволюции сельских подсобных хозяйств на различных этапах их организации, влияние государственной власти на масштабы и качественные характеристики данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIARY FARMING OF COLLECTIVE FARMS, STATE FARMS, ENTERPRISES, ORGANIZATIONS AND INSTITUTIONS IN RUSSIA IN THE SOVIET AND EARLY POST-SOVIET PERIOD

The article aims to provide a summarized overview of such poorly investigated issue as the origin and development of Russian subsidiary farming within the chronological framework of the Soviet and early post-Soviet period, to show the specifics of its functioning, the role and importance when solving socio-economic problems of the town and the countryside. The authors focus on the political dependency of subsidiary farming evolution at various development stages, analyze the influence of state power on the scale and qualitative characteristics of this process.

Текст научной работы на тему «Сельские подсобные хозяйства колхозов, совхозов, предприятий, организаций и учреждений в советский и начальный период постсоветской России»

Романченко Валерий Яковлевич, Ножкина Ирина Александровна СЕЛЬСКИЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В статье предпринята попытка дать в самом общем виде представление о такой малоизученной теме, как история создания и развития сельских подсобных хозяйств России в хронологических рамках советской и начального периода постсоветской истории, показать специфику их функционирования, роль и значение в решении социально-экономических проблем города и деревни. Особое внимание обращается на политическую обусловленность эволюции сельских подсобных хозяйств на различных этапах их организации, влияние государственной власти на масштабы и качественные характеристики данного процесса. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1729.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 111-114. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 94(47).084

Исторические науки и археология

В статье предпринята попытка дать в самом общем виде представление о такой малоизученной теме, как история создания и развития сельских подсобных хозяйств России в хронологических рамках советской и начального периода постсоветской истории, показать специфику их функционирования, роль и значение в решении социально-экономических проблем города и деревни. Особое внимание обращается на политическую обусловленность эволюции сельских подсобных хозяйств на различных этапах их организации, влияние государственной власти на масштабы и качественные характеристики данного процесса.

Ключевые слова и фразы: подсобные сельские хозяйства; колхозы; совхозы; промышленные предприятия; трудовые ресурсы; социальные проблемы; продовольственное обеспечение.

Романченко Валерий Яковлевич, д.и.н., доцент Ножкина Ирина Александровна, к. соц. н., доцент

Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова romanchencko50@yandex.ru; nirina2007@mail.ru

СЕЛЬСКИЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВЕТСКИЙ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Само понятие «сельские подсобные хозяйства», по сути, раскрывает содержание данного явления: это хозяйства, играющие вспомогательную роль в обеспечении населения сельскохозяйственными и иными товарами и услугами и расположенные в сельской местности. В них используется либо дополнительный труд работников, занятых в основном сельскохозяйственном производстве и сфере обслуживания населения, либо труд лиц, по тем или иным причинам не включенных в него. Среди различных форм организации подобных сельских хозяйств наиболее массовыми по численности и значимыми по своей экономической и социальной роли были и остаются личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Не случайно их деятельность подробно описана в многочисленных публикациях по экономической и отечественной истории России.

Что касается подсобных хозяйств колхозов, совхозов, предприятий, организаций и учреждений, то история их развития отражена в историографии крайне скудно и фрагментарно. В известной мере это объясняется тем, что источниковая база, характеризующая функционирование данного типа подсобных хозяйств, также представлена значительно беднее.

Проведенный нами анализ показывает, что их формирование, как и формирование социалистической системы хозяйствования в целом, начинается уже в первые годы Советской власти. Непосредственной его причиной было обострение продовольственной проблемы в связи с началом Гражданской войны. Дефицит продуктов питания достиг критической черты, когда населению, особенно крупных промышленных центров, стал грозить реальный голод. В тех условиях решение продовольственной проблемы становилось не только экономической, социальной, но и первостепенной политической задачей. Сознавая это, советское правительство принимает ряд чрезвычайных мер, среди которых был декрет Совнаркома «Об организации советских хозяйств учреждениями и объединениями промышленного пролетариата» (февраль 1919) [1, с. 432-433].

По сути, данным декретом было положено начало созданию первых подсобных хозяйств. Они создавались преимущественно на неиспользованных землях наспех организованных совхозов, которые в отсутствии необходимой поддержки со стороны государства оказались нежизнеспособными. Их земли, как правило, находились на сравнительно небольшом удалении от промышленных предприятий и учреждений, к которым они приписывались. Вместе со всем инвентарем и оборудованием обанкротившиеся сельские хозяйства передавались в распоряжение руководства предприятий и учреждений и подчинялись им. Финансирование подсобных хозяйств осуществлялось предприятиями и учреждениями, к которым они приписывались. Они же обеспечивали их рабочей силой. Труд рабочих и служащих в таких хозяйствах осуществлялся по графику, установленному администрацией предприятия. В соответствии с ним проводилось чередование бригад, выезжавших на сельхозработы. Уже в 1920 году таких подсобных хозяйств насчитывалось около двух тысяч. К концу Гражданской войны их имели большинство промышленных предприятий России [3, с. 17]. После смягчения остроты продовольственной проблемы тем же директивным методом в 1924 г. большинство подсобных хозяйств было ликвидировано. Однако опыт оставшихся (около 250 хозяйств) свидетельствовал о жизнеспособности данной формы организации хозяйственных формирований.

Подсобные формы организации сельскохозяйственного производства использовались и в новых чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны, и в послевоенный период. В соответствии с решениями февральского (1947 г.) пленума ЦК ВКП(б) в целях быстрейшего восстановления социальной инфраструктуры села в сельской местности стали создаваться подсобные предприятия колхозов и совхозов, которые на собственной основе осуществляли производство и заготовку строительных материалов, строительство жилых домов и производственных сооружений [6, с. 105].

Развитие подсобных хозяйств в последующий период советской истории определялось тем, что такие хозяйства, с одной стороны, играли важную роль в рациональном использовании трудовых ресурсов, особенно в сельской местности с традиционным для нее сезонным характером труда [11, а 14], с другой - позволяли оперативно (в сравнении с основными формами производства и обслуживания) удовлетворять потребности в обеспечении их работников качественными продуктами питания, товарами и услугами повышенного спроса.

Следует отметить, что с началом хрущевских аграрных реформ, когда государство, наконец, обратило внимание на социальные проблемы села, и еще в большей степени в период аграрной модернизации в 1960-х - 1980-х гг. основные производственные единицы в сельском хозяйстве - колхозы и совхозы - получают широкие возможности создания собственных подсобных предприятий как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения [5, а 63]. Как показывает опыт, деятельность таких предприятий имела, как правило, положительные результаты, способствующие решению экономических и социальных проблем тружеников российской деревни. Так, в результате ускорения темпов строительства в совхозах собственных предприятий общественного питания, начавшегося с середины 1960-х гг., а также передачи в 1967 г. из системы потребительской кооперации в ведение совхозов значительного количества столовых их численность за 8-ю пятилетку выросла в совхозной системе в несколько раз, значительно превысив обеспеченность системой общественного питания в колхозах. Если в 13,7 тыс. колхозов РСФСР в 1970 г. действовало 2,5 тыс. столовых, то в 8,6 тыс. совхозов их численность достигала 7,5 тыс. [12, а 392].

В связи с расширением сети предприятий общественного питания в совхозах остро встал вопрос снабжения их необходимым ассортиментом качественной и дешевой сельскохозяйственной продукции. Эту проблему решила организация при них подсобного производства. Такие предприятия в виде нетоварных животноводческих ферм, теплиц были организованы во многих совхозах Ставропольского края, Ростовской, Свердловской, Оренбургской, Калужской, Владимирской, Ленинградской и ряде других областей. В результате доля собственной продукции предприятий общепита выросла с 30% в середине 1960-х гг. до 80% к началу 1980-х, что способствовало удешевлению питания в них на 30-40%, улучшению качества питания, расширению ассортимента блюд и полуфабрикатов [14].

В этот же период в практику деятельности крупных общественных хозяйств внедряется организация подсобного производства несельскохозяйственного назначения. Создание подсобных хозяйств данного профиля преследовало две основные задачи. Во-первых, уменьшить довольно значительные масштабы текучести кадров, особенно среди молодежи, и, во-вторых, обеспечить определенное сглаживание сезонных колебаний в использовании труда работников сельского хозяйства [16, а 149]. Типичным явлением того времени была нехватка рабочей силы в «горячую пору» сельскохозяйственных работ и неполная занятость работников в зимнее время. В сельской местности Пензенской области, например, в 1982 г. в период межсезонья 7,5 тыс. колхозников и постоянных работников совхозов не были заняты в общественном производстве. Функцию компенсации их сезонной незанятости выполняло 2021 подсобное промышленное предприятие с численностью работающих 11,6 тыс. человек [4, д. 8311, л. 6].

Положительный опыт успешного сочетания сельскохозяйственного производства с промышленным продемонстрировал, в частности, колхоз «Путь к коммунизму» Кузнецкого района. По инициативе правления колхоза здесь в 1981 г. создали цех от Московской трикотажной перчаточной фабрики «Красный восход». Строительство цеха осуществлял колхоз, а оборудование поставляла фабрика. За 1982 год колхоз от реализации продукции цеха получил 12 тыс. рублей чистого дохода. На время напряженных сельскохозяйственных работ цех останавливали, а его работницы полностью переключались на сельскохозяйственное производство. С началом работы цеха значительно сократилась текучесть молодежи. За период 1981-1982 гг. в колхоз прибыло 111 человек, а выбыл лишь 21 человек [Там же, л. 8].

Анализ нормативной базы функционирования подсобных предприятий свидетельствует о том, что процесс этот находился под постоянным контролем партийно-государственного руководства [13, а 122]. Определенный толчок его ускорению был дан совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 апреля 1966 г. «О развитии подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве», рассматривавшем проблемы данного развития в контексте общей программы модернизации сельского хозяйства. В результате только за период с 1965 по 1968 гг. число подсобных предприятий в сельском хозяйстве выросло в 1,5 раза, а объем производимой ими продукции увеличился с 4,3 до 6,6 млрд рублей [Там же, а 129].

Оценивая результаты проделанной работы, ЦК КПСС в своем постановлении «О серьезных недостатках в развитии подсобных предприятий и промыслов в колхозах и совхозах» (март 1970 г.) отмечал, что «там, где хорошо развиты подсобные предприятия и промыслы, колхозники и рабочие совхозов весь год загружены работой, имеют устойчивые заработки. Дополнительные доходы, получаемые от подсобных предприятий, позволяют хозяйствам больше приобретать техники и удобрений, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства, тем самым укреплять свою экономику» [8, а 278-279]. Вместе с тем постановление указывало на серьезные недостатки в организации этой работы. В их числе: создание колхозами и совхозами подсобных предприятий за пределами своих хозяйств, отсутствие должного контроля за расходованием средств на заработную плату работникам подсобных предприятий, занижение на них норм выработки и завышение расценок в сравнении с промышленными предприятиями аналогичного профиля, широкое использование на подсобных предприятиях труда лиц, не связанных с сельским хозяйством. Так, из 1478 человек, работавших в подсобных цехах колхозов и совхозов Калужской области, 1200, или более 80%, не являлись колхозниками и рабочими совхозов [Там же, а 279]. Намеченные постановлением меры по устранению недостатков,

видимо, не получили удовлетворительной реализации в регионах, поскольку в мае 1973 г. Совет Министров СССР был вынужден принять специальное постановление «О мерах по упорядочению деятельности подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве», в котором вновь обращалось внимание местных органов государственной власти, хозяйственных организаций на сохранение указанных ЦК КПСС недостатков и намечались на этот раз конкретные задачи, направленные на их недопущение впредь [Там же, с. 385-388]. Судя по отчетным материалам, поступившим в вышестоящие партийные организации, в Министерство сельского хозяйства, в дальнейшем все же удалось в значительной мере упорядочить работу данной разновидности подсобных предприятий, хотя отдельные недостатки этой работы сохранялись.

После принятия постановлений № 985 от 04.12.1978 г. и № 1510 от 19.02.1980 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций и учреждений» активизировалась работа по созданию данных предприятий в сельской местности в целях обеспечения качественными продуктами питания рабочих и служащих городов. Их организация осуществлялась в основном на землях сельскохозяйственного назначения, неэффективно используемых экономически слабыми колхозами и совхозами, находящимися на сравнительно небольшом удалении от промышленных центров. Вся ответственность за организацию подсобных хозяйств ложилась на руководство промышленных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в городской черте. Колхозы и совхозы оказывали подсобным хозяйствам помощь в приобретении племенного молодняка крупного рогатого скота, поросят, овец, птицы, семян зерновых культур и картофеля, в агрохимическом и зооветеринарном обслуживании. За 5 лет, прошедших после принятия указанных постановлений, в РСФСР было организовано 6,8 тыс. подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. По данным ЦСУ РСФСР, за эти годы их численность увеличилась более чем вдвое и составила 15,9 тыс. хозяйств [2, д. 10423, л. 184].

В целом по стране к началу 1986 г. насчитывалось 20,9 тыс. подсобных сельских хозяйств. В следующей пятилетке их численность сократилась до 13,7 тыс. в 1990 г. Это произошло в связи с реорганизацией министерств и ведомств и передачей ряда предприятий в республиканское подчинение. Тем не менее сельскохозяйственные угодья указанных хозяйственных формирований и их посевная площадь вплоть до 1991 г. постоянно возрастали [10, с. 543].

Наиболее успешно организация подсобных сельских хозяйств осуществлялась в Центральном, Уральском, Западно-Сибирском, Северо-Западном, Поволжском экономических районах. В Саратовской области только за период с 1986 по июнь 1987 г. количество подсобных предприятий и организаций увеличилось почти на треть. Они располагали 50 тыс. га сельскохозяйственных угодий. За 1986 г. ими было реализовано 5880 т мяса, 5040 т молока, 2400 т овощей. В городах и районах, трудовых коллективах области были разработаны мероприятия по созданию и расширению подсобных хозяйств. Была поставлена задача в каждом хозяйстве произвести не менее 25 кг мяса на одного работающего на предприятии. Во многих из них она решалась успешно. Так, в подсобном хозяйстве Саратовского авиационного завода производилось свыше 30 кг мяса на одного работника. Заводские столовые полностью снабжались произведенным в хозяйстве мясом свинины. Его прибыль составляла 1,5 млн руб. ежегодно [7].

Вместе с тем, как отмечалось в одном из отчетов Министерства сельского хозяйства РСФСР, в организации подсобных сельских хозяйств имелись серьезные недостатки. В ряде регионов в ущерб экономике колхозов и совхозов в ведение промышленных предприятий и организаций для организации подсобных хозяйств передавались экономически благополучные земли, находившиеся в сельскохозяйственном обороте. Во многих случаях созданные хозяйства не обеспечивались необходимой техникой, удобрениями, в результате чего работали неэффективно. Имели место и факты формальной организации таких хозяйств, вскоре они прекращали свое существование [2, д. 10423, л. 189].

Своеобразной формой организации подсобных сельских хозяйств были военные хозяйства, созданные в системе Министерства обороны СССР. В 1990 г. их насчитывалось около 9 тыс. Они обрабатывали 264 тыс. га посевных площадей. Только в 1990 г. военные хозяйства произвели 119 тыс. т мяса, 96,5 тыс. т молока, 234 млн шт. яиц, 317 тыс. т зерна, 202 тыс. т картофеля. Этого количества продовольствия было достаточно для обеспечения армии и флота в течение 4,5 месяцев собственным мясом, 6 месяцев - картофелем и овощами и круглый год молоком и яйцами [15, с. 112].

Судя по источникам, такие хозяйства продолжали функционировать и в 1990-е гг. уже в системе Министерства обороны Российского государства. Вскоре после проведения административных агарных реформ начала 1990-х гг. возрождаются, хотя и в значительно меньших масштабах, и сельские подсобные хозяйства промышленных предприятий. В Центральном Черноземье раньше всего этот процесс начался в Белгородской и Курской областях. По данным И. В. Логуновой, здесь возрождение подсобных сельских хозяйств началось на базе бывших колхозов и совхозов. После проведенной в 1991 г. реорганизации часть из них была преобразована в подсобные хозяйства. В частности, 12 бывших колхозов Калачаевского района Воронежской области стали структурными подразделениями Юго-Восточной железной дороги. Подсобные хозяйства обеспечивали ее работников продуктами питания, «а та, в свою очередь, регулярно поставляла в подсобные хозяйства удобрения, горючее, технику, строительные материалы, денежные средства для ежемесячной выплаты заработной платы. В результате подобных отношений, - отмечает автор, - убыточные сельскохозяйственные предприятия стали рентабельными» [9, с. 126].

Таким образом, как показывает проведенный краткий исторический обзор, на протяжении всей советской и постсоветской истории в сельской местности России, помимо личных подсобных хозяйств, существовали

и развивались иные формы сельских подсобных хозяйств. Несмотря на свою сравнительную малочисленность, они играли важную роль в решении насущных социальных проблем, встававших перед крупными общественными хозяйствами, предприятиями, организациями, учреждениями на различных этапах истории XX века. Так же как и на функционирование ЛПХ, на них оказывала существенное влияние партийная, государственная власть, которая периодически инициировала создание подсобных формирований, стимулировала и контролировала их деятельность.

Тем не менее организация сельских общественных подсобных хозяйств не приобрела в течение изучаемого периода массовый характер. Численность крупных общественных хозяйств, промышленных предприятий и организаций, которые их создавали, в общей своей массе была сравнительно невелика и существенно колебалась в различных регионах. Очевидно, что после 1991 г., когда началось ускоренное крушение колхозно-совхозной системы в России, уже в начале 1990-х гг. почти повсеместно перестали существовать подсобные хозяйства крупных общественных хозяйств. Однако применительно к новым формам организации крупного сельскохозяйственного производства, к традиционным формам промышленных предприятий и иных организаций образование и деятельность сельских подсобных хозяйств вполне возможна и, на наш взгляд, целесообразна. Опыт такой деятельности в предшествующий период аграрной истории может и должен быть востребован.

Список литературы

1. Аграрная политика Советской власти (1917-1918 гг.): документы и материалы / Академия наук СССР, Ин-т истории; Главное архивное управление; Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР; сост. И. И. Варжо. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 552 с.

2. Архив Министерства сельского хозяйства РФ. Ф. 616. Оп. 9.

3. Богденко М. Л., Зеленин И. Е. Совхозы СССР. Краткий исторический очерк (1917-1975). М.: Политиздат, 1976. 279 с.

4. Государственный архив Пензенской области. Ф. Р-1913. Оп. 1.

5. Дудникова Е. Б., Ножкина И. А., Шалаева С. С. Партийно-государственное регулирование хозяйствующих субъектов в период хрущевских реформ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62). Ч. 3. С. 62-65.

6. Ищенко Ю. В. Социокультурные условия восстановления и развития трудовых ресурсов села в послевоенный период (на материалах Саратовской и Сталинградской областей) // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. Саратов: Наука, 2009. Вып. 3. С. 100-106.

7. Коммунист. 1987. 16 июня.

8. Ленинская аграрная политика КПСС: сборник важнейших документов (март 1965 г. - июль 1978 г.). М.: Политиздат, 1978. 680 с.

9. Логунова И. В. Деревня Центрального Черноземья в условиях аграрного реформирования 90-х годов XX столетия: монография. Липецк: ЛГТУ, 2011. 286 с.

10. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.

11. Ножкина И. А. Российский крестьянский двор на этапе реформ и изменений (социологические проблемы): автореф. дисс. ... к. соц. н. Саратов, 1999. 21 с.

12. Романченко В. Я. Государственные сельские хозяйства России: исторический опыт, проблемы, уроки развития (на материалах регионов Европейской части РФ (1965-1985 годы)): дисс. ... д.и.н. Саратов, 2000. 392 с.

13. Романченко В. Я. Роль партийной номенклатуры в организации управления аграрными преобразованиями в российской деревне (1965-1985 гг.) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2005. № 2 (43). С. 122-129.

14. Сельская жизнь. 1985. 11 июля.

15. Силаев А. А. Военные совхозы в структуре аграрного производства (1980-е годы) // Проблемы политологии и политической истории: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: СГУ, 1993. Вып. 2. С. 111-114.

16. Шмыгина О. Н. Аграрное образование в наши дни: проблемы и перспективы модернизации // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». Саратов, 2013. С. 148-151.

SUBSIDIARY FARMING OF COLLECTIVE FARMS, STATE FARMS,

ENTERPRISES, ORGANIZATIONS AND INSTITUTIONS IN RUSSIA IN THE SOVIET AND EARLY POST-SOVIET PERIOD

Romanchenko Valerii Yakovlevich, Doctor in History, Associate Professor Nozhkina Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Saratov State Vavilov Agrarian University romanchencko50@yandex.ru; nirina2007@mail.ru

The article aims to provide a summarized overview of such poorly investigated issue as the origin and development of Russian subsidiary farming within the chronological framework of the Soviet and early post-Soviet period, to show the specifics of its functioning, the role and importance when solving socio-economic problems of the town and the countryside. The authors focus on the political dependency of subsidiary farming evolution at various development stages, analyze the influence of state power on the scale and qualitative characteristics of this process.

Key words and phrases: subsidiary farming; collective farms; state farms; industrial enterprises; labour resources; social problems; food supply.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.