Section 10. Labour economics
Leonidova Galina Valentinovna ISEDT RAS, Head of the Laboratory for the Studies of Labor Potential Development, Department of Living Standard and Lifestyle Studies, Candidate of Economics, E-mail: [email protected] Ustinova Ksenia Alexandrovna ISEDT RAS, researcher, Department of Living Standard and Lifestyle Studies, Candidate of Economics, E-mail: [email protected]
Rural and urban mentality as a factor of young specialists' work behavior
Abstract: The article discusses criteria for identification ofyoung specialists. It shows the peculiarities of urban youth work behavior, which comprises more active living position, aimed at professional self-development and improving material wealth. It specifies the common and distinctive features in work behavior of the young specialists who live in urban and rural areas.
Keywords: vulnerable social groups, young specialist, work behavior.
Леонидова Галина Валентиновна ИСЭРТ РАН, заведующий лабораторией исследования проблем развития трудового потенциала отдела исследования уровня и образа жизни, к. э.н.
E-mail: [email protected] Устинова Ксения Александровна ИСЭРТ РАН, научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения, к. э.н. E-mail: [email protected]
«Сельская» и «городская» ментальность как фактор трудового поведения молодых специалистов
Исследование выполнено в рамках гранта РНФ № 16-18-00078 «Механизмы преодоления ментальных барьеров инклюзии социально уязвимых категорий населения для активизации процессов модернизации регионального сообщества».
Аннотация: В статье приводятся критерии для идентификации молодых специалистов. Показаны особенности трудового поведения молодежи в городе, заключающееся в более активной жизненной позиции, направленности на развитие себя в профессиональном плане и повышение материального благополучия. Обозначены черты сходства и различия трудового поведения молодых специалистов, проживающих в городской и сельской местности.
Ключевые слова: социально уязвимые категории населения, молодой специалист, трудовое поведение.
Еще вначале 2000-х гг. руководство России провозгласило курс на модернизацию экономики, преодоление ее сырьевой зависимости. Основной задачей курса признавалось становление подлинно демократического социально ориентированного государства с сильной инновационной экономикой, способной обеспечить высокий уровень и качество жизни населения [2, 43].
Однако модернизация российской экономики существенно отстает от мирового уровня [5, 110-120]. Она сдерживается не только экономическими факторами, связанными, например, с устареванием основных фондов и недостаточным инвестированием в их обновление, но и социальными. Среди последних важную роль играет доступ к тем местам-позициям, которые обеспечиваются необходимыми ресурсами для творческой созидательной деятельности. Закрытость социального пространства неблагоприятно влияет на перемещения социальных акторов, препятствуя развитию их человеческого капитала [4]. К неэффективному воспроизводству потенциала молодых специалистов приводит и эксклюзия, возникающая вследствие распространенности стереотипов мышления и поведения по отношению к социально уязвимым категориям населения [4].
В рамках исследования № 16-18-00078 «Механизмы преодоления ментальных барьеров инклюзии социально уязвимых категорий населения для активизации процессов модернизации регионального сообщества», поддержанного грантом РНФ, нами было выделено несколько групп социально уязвимого населения, среди которых: пожилые люди, лица с ограничениями здоровья, многодетные семьи, молодые специалисты. В данной статье сосредоточим внимание на последней группе. Несмотря на то, что молодежь обладает значительным интеллектуальным и инновационным потенциалом, способна гибко адаптироваться к происходящим изменениям, в обществе часто возникают препятствия для реализации потенциала этой группы населения в практической деятельности. Например, результаты отечественных исследований образовательных и профессиональных траекторий населения свидетельствуют, что проживание на селе создает для молодежи социальный барьер к получению образования высокого уровня и качества [6, 159-164]. В свою очередь молодые люди с разным образовательным потенциалом располагают неодинаковыми возможностями в отношении последующего трудоустройства. Различие в установках и стереотипах городской и сельской молодежи приводит к тому, что и трудовое поведение
этих групп существенно разнится, что актуализирует исследования по данному направлению.
Обобщение результатов отечественных исследований позволяет выделить ряд особенностей, характеризующих и обуславливающих трудовое поведение молодежи, среди них стереотип самостоятельности (убежденность в том, что социальное и материальное положение обуславливаются собственными усилиями), ослабление коллективных установок и рост индивидуализма, прагматичность трудового поведения и высокая распространенность мотивации избегания (работа «за страх, а не за совесть»), отношение к перспективам карьерного роста и улучшению материального благополучия как к главным индикаторам правильности выбранного профессионального направления [11]. Обозначенные особенности взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, зачастую характерны для экономических агентов, действующих в соответствии с рыночными принципами хозяйствования, поскольку предполагают активность индивидов и возможность повышения благосостояния в соответствии с приложенными усилиями. Изучение этих вопросов актуально не только в связи с более глубоким пониманием социальных процессов, но и с необходимостью целенаправленного воздействия на них для определения основных направлений обучения, воспитания и трудоустройства.
Необходимость управления воспроизводством трудового потенциала и трудовым поведением молодых специалистов приводит к постановке задачи, связанной с определением социально-экономических характеристик этой группы населения для выявления ее границ.
В научно-исследовательской литературе среди критериев отнесения к молодым специалистам встречаются такие как возраст, наличие профессионального образования, трудовой стаж (опыт работы по специальности) [4]. Однако отсутствует однозначность относительно значений, которые могут принимать данные параметры, что затрудняет идентификацию населения с молодыми специалистами, и может негативно отражаться на управлении их трудовым поведением. Так, например, в отечественных исследованиях категория «молодой специалист» по возрасту отчасти совпадает с общим понятием «молодежь», к которой относят лиц от 14 до 30 лет. Вместе с тем, в некоторых случаях (Вечерин А. В., Климов Е. А., Маслов А. В., Волкова Н. В., Попов-Черкасов И. Н., Дмитриева Ж. Р.) молодыми специалистами считают население 20-29 летнего возраста.
Среди критериев также рассматривается период времени после окончания учебного заведения, в течение которого осуществляется профессиональное самоопределение, производственная адаптация и трудоустройство молодежи. Зачастую это происходит не позднее чем через год после окончания обучения, или, согласно Волковой Н. В., в течение трех лет после получения профессионального образования [1].
Обобщая выделенные критерии, молодого специалиста можно определить как индивида в возрасте от восемнадцати до тридцати лет, со средним специальным или высшим профессиональным образованием (в том числе неоконченным), трудоустроенного по специальности, со стажем не более трех лет (табл. 1).
Таблица 1. - Критерии отнесения работников к группе «молодые специалисты*
Критерии Границы значений критерия
Возраст Нижняя граница 18 лет
Верхняя граница 30 лет
Наличие профессионального образования Высшее профессиональное образование Диплом вуза
Среднее специальное образование Диплом ссуза
Учащиеся на последних курсах образовательной организации Прохождение аттестации
Трудоустройство по специальности После окончания профессионального учебного заведения Не позднее года
Предыдущий стаж работы по специальности Нижняя граница Нет опыта работы
Верхняя граница 3 года
Источник: [3].
Принимая во внимание, что молодые специалисты из городской и сельской местности входят в одну демографическую группу «молодежь», для нас было важным определение их общих черт. Учитывая разнообразие установок и намерений молодежи по территориальному признаку, мы поставили задачу определить различия в трудовом поведении по таким параметрам как востребованность отдельных характеристик при трудоустройстве, поведение при сокращении производства и увольнении, намерения и профессиональные планы, удовлетворенность работой и жизнью.
Информационной базой исследования выступили данные мониторинга качества трудового потенциала населения, проведенного Институтом социально-экономического развития территорий РАН в Вологодской области в 2014 г. Выборка — квотная с пропорциональным размещением единиц наблюдения, ее объем составляет 1500 человек трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет; женщины 16-54 лет) в городах Вологде и Череповце и восьми районах области. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением пропорций между городским и сельским населением,
Таблица 2. - Распределение ответов на вопр
между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города), половозрастной структуры взрослого населения области, а также пропорций между занятым, безработным (зарегистрированы на бирже труда) и экономически неактивным населением (студенты, учащиеся, домохозяйки и другие неработающие). Величина случайной ошибки выборки — 3-4% при доверительном интервале 4-5%. Метод опроса — анкетирование по месту жительства респондентов. Обработка анкет проведена в программе SPSS.
Способ трудоустройства молодых специалистов
В исследовании были выявлены общие черты трудового поведения молодых специалистов города и села при трудоустройстве. Выяснилось, что в обоих случаях молодые люди пользуются преимущественно неформальными каналами (более 40% трудоустраиваются самостоятельно, примерно треть — через знакомых и друзей). Городская молодежь в поисках работы проявляет большую инициативу и занимается трудоустройством в основном без посредников (табл. 2). : «Как Вы устроились на последнюю работу?»
Вариант ответа Молодые специалисты
Город Село
1 2 3
Самостоятельно, без посредников 47,6 43,1
Через друзей и знакомых (по знакомству, помогли связи) 28,0 31,4
1 2 3
Через государственную службу занятости населения 9,9 9,5
Через кадровое агентство 2,7 2,9
Другое 0,9 0,3
Не работаю 10,8 12,7
Примечание: здесь и далее в таблицах указана доля молодых специалистов, выбравших тот или иной вариант ответа, 100% по столбцу.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Критерии выбора места работы
Похожее трудовое поведение молодых специалистов наблюдается и в ситуации предпочтений тем или иным критериям выбора места работы. В обеих группах преобладают материальные стимулы, социальные гарантии, стабильность компании. Вместе с тем,
молодые специалисты из городов по сравнению с молодежью из сельской местности при трудоустройстве обращают внимание на возможность приобретения нового опыта и карьерный рост, проявление самостоятельности и ответственности за принимаемые решения (табл. 3).
Таблица 3. - Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного ниже важно для Вас при выборе места работы?»
Очень Довольно Более или Совсем не
Вариант ответа важно важно менее важно важно
город город город город
село село село село
Высокий уровень оплаты труда 45,4 37,2 47,6 54,8 6,1 7,1 0,9 1,0
Достойные социальные гарантии 36,5 24,4 51,4 57,3 10,2 15,6 1,8 2,6
Стабильность/устойчивость компании 36,3 27,7 51,0 50,6 11,4 16,1 1,3 5,5
Близость к дому 24,3 10,1 41,0 45,3 29,2 31,3 5,6 13,4
Возможность самореализации 24,2 14,1 51,0 49,8 19,2 28,9 5,6 7,2
Приобретение нового опыта и знаний 23,5 14,9 51,9 52,9 19,7 25,0 4,9 7,1
Возможность карьерного роста 23,1 17,2 43,8 45,6 21,6 26,9 8,8 10,4
Самостоятельность и ответственность решений 19,9 12,7 52,1 54,6 22,8 25,5 5,1 7,2
Высокая интенсивность работы 18,0 11,8 48,5 48,7 27,0 33,0 6,5 6,5
Причастность к решению вопросов управления 17,5 10,9 44,3 38,9 29,7 37,3 8,5 12,9
Известность компании/имидж 17,1 10,5 41,6 36,5 31,9 35,5 9,4 17,4
Величина компании 16,0 11,1 42,5 38,6 31,6 35,3 9,8 15,0
Примечание: ранжировано по значениям в столбце «очень важно» для молодых специалистов, проживающих в городах. 100% по строке с учетом деления на городскую и сельскую молодежь.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Стратегии трудовой адаптации
Наблюдается сходство стратегий трудового поведения молодых специалистов при сокращении производства на предприятиях и увольнении. Молодежь ориентирована преимущественно на малозатратное поведение как с позиций предпринимаемых усилий, так и используемых финансовых ресурсов. При снижении объемов производства примерно четверть молодых специалистов из городов предпочтет увольнение, при сокращении — более 40% трудоустроится по прежней профессии на другом месте. Аналогичная ситуация складывается и с молодыми специалистами,
проживающими в сельской местности. Следует подчеркнуть, что среди опрошенных довольно много тех, прогнозируемое поведение которых при заданных условиях характеризуется неопределенностью.
Несмотря на сходство трудового поведения, можно отметить и некоторые различия, обусловленные большей активностью при увольнении молодых специалистов из городов: они вдвое чаще готовы заняться предпринимательством, втрое — пройти курсы переквалификации для освоения новой профессии. Однако на общем фоне удельный вес молодых людей, выбирающих такие стратегии поведения, незначителен (табл. 4).
Таблица 4. - Распределение ответов на вопросы: «Что Вы предпримете при сокращении производства на предприятии?», «Представьте, что Вас сократили, что Вы в таком случае предпримете?»
Вариант ответа Молодые специалисты
город село
Действия при сокращении производства на предприятии
Соглашусь на задержку/снижение зарплаты 3,3 1,5
Соглашусь на понижение в должности 3,0 2,9
Соглашусь на переквалификацию с возможностью получения другой должности 18,8 22,1
Уволюсь 25,6 33,1
Затрудняюсь ответить 49,4 40,4
Действия при сокращении
Буду искать работу в другом месте по своей нынешней профессии 41,9 43,9
Пойду работать по какой-нибудь другой из имеющихся у меня профессий 7,6 8,1
Пойду на курсы переквалификации, буду осваивать ту профессию, которую предложат 7,2 2,6
Займусь индивидуальной трудовой деятельностью, куплю патент, лицензию 0,9 1,0
Попробую организовать своё малое предприятие 4,2 2,3
Пойду работать в малое предприятие по трудовому договору 3,0 3,2
Возьму в аренду какую-нибудь мастерскую, киоск, буфет, булочную и т. д. 1,4
Возьму в аренду или куплю участок земли для занятия фермерским хозяйством 0,2 1,6
Другое 0,5 0,3
Затрудняюсь ответить 33,1 37,1
Примечание: 100% по столбцу в данной таблице и в табл. 5 и 6.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Карьера и социальный статус или иной должностной группе, различается. Позиции
Социальный статус молодых специалистов, кото- городских молодых людей существенно выше, чем их рый отчасти задается и через принадлежность к той сельских сверстников (табл. 5).
Таблица 5. - Распределение ответов на вопросы: «Как бы Вы оценили изменение своего должностного положения?»
Вариант ответа Молодые специалисты
город село
Должность в настоящее время
Руководители предприятия, организации 4,3 2,2
Руководители среднего звена 5,6 7,8
Руководители низового звена 2,9 1,9
Специалисты (рабочие) высшей квалификации 19,3 11,1
Специалисты (рабочие) средней квалификации 43,2 38,1
Вспомогательный персонал 7,0 13,3
Неквалифицированные работники 3,6 7,4
Не работаю/закончу трудовую деятельность (уход на пенсию) 14,0 18,1
Должность через 10 лет
Руководители предприятия, организации 8,6 5,3
Руководители среднего звена 12,5 14,8
Руководители низового звена 10,4 6,2
Специалисты (рабочие) высшей квалификации 27,2 26,3
Специалисты (рабочие) средней квалификации 23,5 22,6
Вспомогательный персонал 2,3 6,6
Неквалифицированные работники 1,6 4,5
Не работаю/закончу трудовую деятельность (уход на пенсию) 13,8 13,6
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Подчеркнем, что карьерные устремления характерны молодым специалистам как из городской, так и из сельской местности. Так, среди последних ориентировочно будет вдвое больше тех, кто видят себя через 10 лет в качестве руководителей среднего звена управления, а также специалистов высшей квалификации.
Работа по призванию
Различие в должностном статусе в некоторой степени может объясняться разным уровнем
приобретенных навыков и способностей вследствие разного доступа к образовательным услугам у городской и сельской молодежи. Так, у молодых специалистов из городов наблюдается более высокий уровень соответствия профессии способностям и склонностям (69 против 58%), а также призванию (59 против 51%). И хотя в ответах о работе по призванию разница не такая существенная, тем не менее, она все же существует (табл. 6).
Таблица 6. - Распределение ответов на вопросы: «Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашим способностям и склонностям?», «Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашему призванию?»
Вариант ответа Молодые специалисты
город село
Соответствие профессии способностям и склонностям
Да 69,0 57,7
Нет 13,6 23,2
Затрудняюсь ответить 17,4 19,1
Соответствие профессии призванию
Да 58,7 51,3
Нет 19,7 27,4
Затрудняюсь ответить 21,5 21,3
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Профессиональные перспективы
Различия между городской и сельской молодежью в доступе к образовательным услугам и рабочим местам может сопровождаться и разницей в оценках профессиональных перспектив. Городская молодежь по сравнению с сельской выше (суммарно
учитывались «высокие» и «скорее высокие» оценки) характеризует востребованность полученной ими профессии, считает, что у них больше возможностей для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном плане (на 12, 8 и 7% соответственно; табл. 7).
Таблица 7. - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете свои профессиональные перспективы?»
Вариант ответа Высокие Скорее высокие Скорее низкие Низкие Затрудняюсь ответить
город село город село город село город село город село
Востребованности в профессии 6,7 5,1 45,3 34,6 15,1 23,4 11,3 16,7 21,6 20,2
Повышения профессиональной квалификации 5,1 3,6 39,6 32,7 19,1 24,3 10,7 16,5 25,6 23,0
Достойной оплаты труда 5,7 5,8 23,0 16,7 30,7 37,6 15,9 19,3 24,7 20,6
Карьерного роста 4,9 3,3 24,7 19,9 26,9 32,7 15,6 20,9 27,8 23,2
Самореализации в профессии 6,9 5,5 32,1 27,0 19,8 22,5 12,7 17,3 28,5 27,7
Примечание: 100% по строке с учетом деления на городскую и сельскую молодежь в данной таблице и в табл. 8. Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Несмотря на различие профессиональных перспектив, намерения у молодых специалистов, проживающих в городской и сельской местности, соотносятся между собой. Приоритетом, как в первом, так
и во втором случае считается достижение высокого материального положения. Подобная ситуация является вполне закономерной, поскольку российское общество в условиях перехода к рыночной экономике
стало заметно «коммерциализироваться». Влияние такой переориентации отразилось на жизненных ценностях, путях достижения успеха и самореализации личности [9].
Это во многом объясняет тот факт, что в настоящее время вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, в структуре мотивов к труду преобладают материальные. Однако наряду
с ними, важное место уделяется ориентирам, связанным с повышением интеллектуального уровня и профессиональным становлением, а также с улучшением состояния здоровья и расширением круга общения. Отметим, что последние два намерения в большей степени важны для сельской молодежи, в то время как интеллектуальное развитие — для городской (табл. 8).
Таблица 8. - Распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного ниже входит в Ваши намерения?*
Вариант ответа Это входит в мои планы Может быть, еще не знаю Нет, это не входит в мои планы
город село город село город село
Повысить уровень своих знаний, стать эрудированным человеком 40,6 38,8 43,2 39,1 16,3 22,1
Стать высококлассным специалистом, с которым считаются мои коллеги 44,8 39,4 40,4 38,5 14,8 22,1
Продвинуться по службе, сделать карьеру 34,5 30,7 48,6 47,9 16,9 21,4
Заняться (продолжать заниматься) творческим трудом (писать книги, изобретать и т. д.) 5,7 4,2 33,3 26,5 61,1 69,4
Добиться высокого материального положения (возможно богатства, если удастся) 49,1 51,0 36,5 33,0 14,3 16,0
Заняться предпринимательской деятельностью, открыть свое дело, стать фермером и т. д. 13,2 12,5 46,4 45,3 40,3 42,1
Заняться общественно-политической деятельностью, возможно, стать депутатом, одним из лидеров партии, движения, профсоюза и т. д. 3,7 2,2 28,5 15,7 67,8 82,1
Повысить свой культурный уровень 33,2 31,1 43,8 39,7 23,0 29,2
Занять высокое положение в обществе 18,5 14,1 39,6 36,0 42,0 49,8
Добиться общественного признания (получить награды, знаки отличия) 10,9 7,1 41,4 29,7 47,7 63,2
Подлечиться, поправить свое здоровье 38,1 41,3 44,6 39,7 17,3 18,9
Укрепить свою нервную систему 34,5 36,2 45,6 38,5 20,0 25,3
Расширить круг общения, обзавестись большим числом друзей, знакомых 44,0 45,5 43,1 35,3 12,9 19,2
Источник: данные мониторинга качества трудов РАН, 2014 г.
Вне зависимости от принадлежности молодежи к той или иной группе, у них практически в равной степени выражены предпочтения, связанные как с высокими доходами, так и с гарантированными и стабильными выплатами. Различие социального положения этих групп молодых специалистов в некоторой степени объясняет разницу в оценках оплаты труда как мотиватора к эффективной деятельности. Среди проживающих в городах чаще по сравнению с молодыми специалистами из сельской местности распространена точка зрения о стимулирующей функции
1 потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ
оплаты труда к эффективной работе, а также о справедливости заработной платы по отношению к трудовому вкладу (на 9 и 8% соответственно; табл. 9).
Следствием обозначенных выше различий может быть то, что городская молодежь более удовлетворена своей работой и жизнью в целом. Различие по последнему параметру между молодыми специалистами, принимая во внимание совокупность вариантов ответа «вполне удовлетворен» и «скорее удовлетворен, чем нет» достигает 11% (табл. 10).
Таблица 9. - Распределение ответов на вопросы: «Считаете ли Вы, что оплата труда справедлива по отношению к трудовому вкладу?», «Считаете ли Вы, что существующий размер заработной платы побуждает Вас эффективно работать?», «Если бы можно было выбрать, чтобы Вы лично предпочли?»
Вариант ответа Молодые специалисты
город село
Справедливость оплаты труда по отношению к трудовому вкладу
Абсолютно справедлива 6,3 3,3
Скорее да, чем нет 19,3 14,3
Не знаю 20,6 21,3
Скорее нет, чем да 34,1 48,2
Совершенно несправедлива 19,8 12,9
Стимулирует ли существующий размер оплаты труда к эффективной работе
Да 10,0 8,1
Скорее да, чем нет 19,0 11,8
Затрудняюсь ответить 18,8 22,4
Скорее нет, чем да 29,1 37,5
Нет 23,1 20,2
Предпочтения относительно оплаты труда
Гарантированные, стабильные, но невысокие доходы на государственном предприятии 28,0 26,6
Высокие доходы в коммерческой организации, но без гарантии на будущее 29,1 29,3
Вести на свой страх и риск собственное дело 4,5 8,4
Затрудняюсь ответить 38,4 35,7
Примечание: 100% по столбцу в данной таблице и в табл. 10.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 2014 г.
Таблица 10. - Распределение ответов на вопросы: «Удовлетворены ли Вы, в общем и целом, своей жизнью?», «Удовлетворены ли Вы, в общем и целом, своей нынешней работой?»
Вариант ответа Молодые специалисты
город село
Удовлетворенность жизнью
Вполне удовлетворен (а) 16,7 12,1
Скорее удовлетворен (а), чем нет 37,8 31,2
Не могу сказать, удовлетворен (а) или нет 26,7 26,1
Скорее не удовлетворен (а) 11,3 17,2
Совершенно не удовлетворен (а) 7,4 13,4
Удовлетворенность нынешней работой
Вполне удовлетворен (а) 15,0 9,9
Скорее удовлетворен (а), чем нет 28,1 29,4
Не могу сказать, удовлетворен (а) или нет 36,6 34,2
Скорее не удовлетворен (а) 14,8 18,8
Совершенно не удовлетворен (а) 5,5 7,7
Источник: данные мониторинга качества трудов РАН, 2014 г.
Отметим, что скорость и характер социальных перемен во многом зависят от установок и поведения молодого поколения. Молодежь направлена на включение в социальное пространство для получения самостоятельного статуса в различных сферах общественной
потенциала населения Вологодской области, ИСЭРТ
жизни. Результативность социализации этой группы населения определяется влиянием множества факторов, среди которых ключевую роль играет поселенческий.
В отечественных исследованиях обозначена очень важная характеристика, свойственная молодежи в це-
лом и заключающаяся в противоречии между традиционными ценностями, сложившимися в сознании молодых людей, и либеральными. Следует подчеркнуть, что в большей степени это различие проявляются в условиях учета поселенческого фактора — среди молодых людей, проживающих в городах, чаще распространены либеральные ценности, поскольку у них объективно больше возможностей для «вхождения в рыночную экономику». В то время как для молодежи из сельской местности более свойственны установки старших поколений, связанные с социальной защитой, стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне.
Это во многом объясняет тот факт, что молодые специалисты из городов отличаются активной жизненной позицией — в поисках работы проявляют большую инициативу и трудоустраиваются без посредников, при увольнении чаще направлены на переподготовку и готовы заняться предпринимательством, в большей степени ориентированы на приобретение новых знаний и опыта, карьерный рост. Поэтому они чаще, чем в остальных случаях трудоустраиваются в качестве специалистов высшей квалификации и руководителей предприятий, в большей степени удовлетворены уровнем оплаты труда, считают, что она справедлива по отношению к трудовому вкладу и позволяет эффективно работать. В свою очередь выполнение заработной платой своей мотивирующей функции, улучшение материального благополучия, в том числе и вследствие карьерного роста рассматривается молодежью как важный индикатор правильности выбранного профессионального пути. Поэтому молодые специалисты из городов чаще удовлетворены своей работой и жизнью в целом.
Наличие как традиционных, так и либеральных рыночных установок у молодых специалистов и даже некоторая конфликтность между ними, проявляется в том, что для молодых специалистов в ряде случаев практически в равной степени свойственны, например, как предпочтения, связанные с высоким уровнем доходов, так и с гарантированностью и стабильно-
стью выплат; как активность и инициативность, так и малозатратное поведение, проявляющееся либо в увольнении, либо в трудоустройстве на другое место работы по той же специальности при сокращении. Полученные результаты подтверждают выводы, содержащиеся и в социологических исследованиях других авторов, в которых признается наличие противоречия между либеральными и традиционными ценностями в сознании современной молодежи. Кроме того, считается, что такое противоречие сохранится и составляет основу российской модели национального самосознания [8].
Подчеркнем лишь, что противоречия в сознании молодежи, отчасти являются следствием противоречий, существующих на практике. Среди основных можно выделить следующие:
- противоречие между ростом государственных требований и социальных ожиданий и низким качеством функционирования институтов, связанных с творческим потенциалом молодежи;
- между высокой личной заинтересованностью в успехе и социальных достижениях молодых людей, с одной стороны, и невысоким уровнем социально-правового сопровождения, информационного и технологического обеспечения;
- между возрастанием сложности, ответственности и креативности социальных (в том числе, профессиональных) функций, с одной стороны, и невысоким качеством условий жизнедеятельности большинства молодых людей, что препятствует развитию творческих способностей.
Выявленные особенности трудового поведения молодых специалистов требуют дополнительного исследования для определения барьеров неэкономического характера, которые препятствуют трудоустройству, карьерному росту молодежи. Преодоление этих барьеров создаст предпосылки для эффективной реализации накопленного потенциала в трудовой деятельности, позволит молодым специалистам активнее участвовать в процессах модернизации.
Список литературы:
1. Волкова, Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов: на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений [Текст]: диссертация. - Бийск, 2005. -169 с.
2. Гулин, К. А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов [Текст]/К. А. Гу-лин//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 4 (22).- С. 42-58.
3. Джиоева Ф. А. Формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gubkin.ru/upload/iblock/21d/Dissertation_ Djioeva_FA.pdf
4. Иванов, О. И. Социальное пространство как объект научного изучения и управляемой трансформации [Электронный ресурс]/О. И. Иванов. - Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/123456789/ 1220/1/1341.ра£
5. Ласточкина, М. А. Социальные аспекты модернизации регионов России [Текст]/М. А. Ласточкина, А. А. Шабунова [Текст]/М. А. Ласточкина, А. А. Шабунова//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 6 (36). - С. 110-120.
6. Молодежь России на рубеже ХХ-ХХ1веков: образование, труд, социальное самочувствие [Текст]/Д. П. Кон-стантиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко. - М.: ЦСП и М, 2014. - 548 с.
7. Молодые специалисты - особая категория? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/ article/molodye-specialisty-osobaya-kategoriya
8. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/136/28136/files/nsu015.pdf
9. Силласте, Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи [Электронный ресурс]/Г. Г. Силласте. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/067/960/1216/010.SILLASTE.pdf
10. Шацкая, И. В. Проблемы модернизации экономики России: стартовые возможности, направления, ресурсы, кадры [Электронный ресурс]/И. В. Шацкая. - Режим доступа: http://uecs.ru/logistika/item/2959-2014-06-20-06-40-48
11. Шестопалова, О. Н. Стереотипы трудового поведения молодых работников: социологический анализ [Электронный ресурс]: автореферат дис. на соиск. уч. ст. к. с.н. по спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». - Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_13844.htm