Научная статья на тему 'Сельская детская библиотека - культурный центр'

Сельская детская библиотека - культурный центр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / ДЕТСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / CHILDREN''S LIBRARY / FAMILY READING / CHILDREN''S SOCIALIZATION / RURAL LIBRARY / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топорищева Дарья Александровна, Правоторова Ангелина Анатольевна

В статье выявляется необходимость включения библиотеки культурного центра в процесс социализации детей, проживающих в сельской местности в условиях ограниченного набора каналов, связывающих её с высокой динамикой развития и разнообразием социальных процессов в стране. Понимание сельской библиотеки как культурного центра предполагает назначение миссии и определение средовой роли сельской детской библиотеки, на основании которых разработаны принципы формирования её функционально-пространственной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of rural children's library - cultural center

The article describes the need to include the library as a cultural center in the process of socialization of the child's personality in the village in the conditions of the development of the information society and related processes. From the point of view of architecture, the mission and the environmental role of a rural children's library are formulated, as well as the principles for the formation of its functional-spatial structure.

Текст научной работы на тему «Сельская детская библиотека - культурный центр»

Д.А. Топорищева, магистрант

Научный руководитель — А.А. Правоторова, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

D. Toporishcheva, MA student

Scientific advisor A. Pravotorova, Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Сельская детская библиотека - культурный центр

Concept of rural children's library - cultural center

В статье выявляется необходимость включения библиотеки — культурного центра — в процесс социализации детей, проживающих в сельской местности в условиях ограниченного набора каналов, связывающих её с высокой динамикой развития и разнообразием социальных процессов в стране. Понимание сельской библиотеки как культурного центра предполагает назначение миссии и определение средовой роли сельской детской библиотеки, на основании которых разработаны принципы формирования её функционально-пространственной структуры.

Ключевые слова: детская библиотека, семейное чтение, детская социализация, сельская библиотека, информационное общество

The article describes the need to include the library as a cultural center in the process of socialization of the child's personality in the village in the conditions of the development of the information society and related processes. From the point of view of architecture, the mission and the environmental role of a rural children's library are formulated, as well as the principles for the formation of its functional-spatial structure.

Keywords: children's library, family reading, children's socialization, rural library, information society

Роль сельской детской библиотеки в процессе социализации личности

Цель статьи — раскрыть принципы формирования нового типа общественного здания, который помимо типологических особенностей — своего прямого назначения (сельская детская библиотека) — имеет важнейшую роль в жизни любого населённого пункта в сельской местности. Этот новый тип общественного здания можно обозначить как культурный центр, в котором предполагается разворачивание процесса социализации для расширения возможностей ребёнка.

В современной социологии детской социализацией считается вхождение ребёнка в социальную среду и накопление социального опыта, который ребенок будет перерабатывать в собственные ценности, установки, ориентации (уникальные, благодаря своим природным задаткам) в процессе социальной деятельности в данной среде.

Таким образом, процесс социализации зависит от характеристик сложившейся вокруг ребёнка социальной среды и трансформируется под воздействием протекающих в ней процессов. Из этого следует вывод, что детская социализация, проходящая в крупных городах будет отличаться от детской социализации в малых городах и сельской местности.

Среди особенностей сельской местности, влияющих на содержание и организацию воспитательной работы, а, следовательно, и на социализацию подростков, учёные выделяют следующие:

- слабая подверженность информационной глобализации;

- менее развитая сеть просветительных и культурных организаций;

- однородность и доступность производственной сферы учащимся;

- устаревшая материально-техническая база;

- недостаточный уровень развития современных информационно-коммуникативных технологий;

- статичность;

- однообразие жизни;

- недостаточность информационного поля;

- плохо развитая сеть досуговых и культурных учреждений;

- стабильность социальных норм;

- значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифферен-цированность и мобильность;

- социальная обездоленность детей и подростков [2];

- тотальный социальный контроль (ведёт к сильно развитой внешней ориентации поведения, большей ригидности психики, меньшей готовности к изменениям, отступлениям от сложившихся норм и правил жизни).

В свою очередь, сельская местность обладает рядом преимуществ, которые компенсируют указанные недостатки:

- погружённость детей в природную и производственную среду;

- включённость школы в традиции села;

- крепкие социальные связи: возможность чаще встречаться из-за близости расстояний, иметь более доверительные и душевные отношения между людьми, чаще оказывать и получать помощь [2];

- тесно переплетённые профессиональные и межличностные отношения.

Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведёт к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, неустойчивости внимания, меньшему общему уровню информированности у школьника [3]. Зависимость ритма труда и жизни от природных условий ведёт к тому, что время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность [4]. Это затрудняет адаптацию сельских детей к условиям современного общества.

Учитывая обстоятельства, современное общество предполагает создание в сельской местности таких структур, которые оказывали бы положительное влияние на процесс детской социализации, дополняя и расширяя деятельность таких агентов социализации, как семья, дошкольное учреждение, школа.

Школьные и дошкольные учреждения, реализуя свои основные образовательную и воспитательную функции зачастую обращаются за помощью к детской библиотеке. Это приводит к тому, что библиотека, как социальный и культурный институт, становится центром организации детского досуга и тесного взаимодействия ребёнка с культурой и её составляющими [2].

Детская библиотека относится к группе агентов как первичной, так и вторичной социализации и расширяет возможности вхождения в культуру, ориентации в ней, осуществления выбора, без которого невозможно самоопределение личности. Н.Л. Голубева отмечает, что детская библиотека — это феномен культуры, являющийся для ребёнка своего рода информационной моделью окружающего его мира [5]. В 2009 г. конференцией Российской библиотечной ассоциации было принято «Руководство для детских библиотек России». В данном руководстве культурная среда развития детской библиотеки рассматривается как основа социализации личности. Миссия детских библиотек, по мнению авторов руководства, состоит в том, чтобы, «используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка» [6]. В 2014 г. была разработана «Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.». Авторы этой концепции определяют миссию детских библиотек как «приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры; <...> обеспечение равного доступа к информации; создание комфортных условий для творческого развития» [7].

Предполагается, что детская библиотека подготавливает ребёнка к современным условиям жизни — ускоряющемуся развитию социальной среды, технологий, рынка инноваций, необходимости выработки механизмов интеллектуальной защиты.

В отношении института семьи библиотека должна выступать в роли одного из авторитетных учреждений, поддерживающих семейные ценности. Для стимулирования мотивации, потребностей и мотивов семьи, необходимо проводить активную политику внедрения чтения в жизнь семьи и отдельного человека [8].

Таким образом, деятельность современной детской библиотеки строится на основе следующих идей:

- свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

- ориентация на семейные ценности;

- возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;

- подготовка ребёнка к возможным изменениям в социально-пространственной среде (или её смене) в будущем;

- консультирование ребёнка в выборе путей и методов социализации;

- стимулирование и поддержание предложенной ребёнком культурной, общественной, исследовательской или творческой деятельности.

Миссия и средовая роль сельской детской библиотеки

Миссией современной сельской детской библиотеки — культурного центра — является интеграция ребёнка с современным, быстроразвивающимся информационным обществом. Такой культурный центр осуществляет функцию открытой коммуникационной площадки интеллектуального, духовного и творческого развития, без которого невозможна детская социализация. Для реализации этой функции в детской сельской библиотеке организуются и проводятся социально значимые, культурные, образовательные и просветительские мероприятия, которые входят в технологию процесса детской социализации.

Предполагается, что реализация данной технологии в детской сельской библиотеке должна включать в себя следующие основные этапы:

Подготовительный этап, на котором осуществляется анонсирование программ деятельности библиотеки и демонстрация её ресурсов, а также вовлечение детей, их родителей и опекунов в программы деятельности библиотеки.

Этап, на котором происходит проблематизация, постановка целей, задач по организации процесса социализации. Предполагает диагностику и самоопределение ребёнка, формирование программы действий по освоению норм поведения и ценностей.

Этап формирования платформы-основания для социализации, на котором происходит формирования у детей системного представления о нормах поведения и ценностях, а также знакомство ребёнка с конкретной нормой поведения или ценностью в рамках одного из направлений социализации.

Исследовательский этап, характеризующийся работой с материалами библиотеки, их изучением, оцениванием, интерпретированием и сопоставлением.

Этап рефлексии, на котором происходит проверка усвоения средств социализации: языка, норм и ценностей, навыков и умений.

Каждый из вышеперечисленных этапов предполагает организацию в физическом (архитектурном) пространстве библиотеки определённого набора функциональных мест, оборудованных в соответствии с задачами этапа — для того, чтобы детская сельская библиотека успешно осуществляла свою миссию, её социально-пространственная среда должна иметь соответствующее наполнение. В этом заключается средовая роль библиотеки.

Рассматривая существующие особенности социально-пространственной среды сельских детских библиотек, можно прийти к выводу, что в настоящее время во многих сельских населённых пунктах остро стоит проблема несоответствия библиотечного пространства тому функциональному наполнению, которое предлагает и осуществляет библиотека. Таким образом, можно говорить о разрыве связи «функция — предметно-пространственные характеристики среды».

Предметно-пространственная среда является, в первую очередь, архитектурным решением — её организация напрямую связана с задачами архитектурного проектирования и дизайна. Это означает, что архитектору (в сотрудничестве с самой библиотекой) необходимо попытаться перестроить эту

предметно-пространственную составляющую на этапе разработки теоретической модели детской библиотеки и, тем самым, организовать её в соответствии с технологией процесса социализации, без ущерба уже существующему функциональному наполнению. Для этого при разработке теоретической модели функционально-планировочной структуры потребуется обратиться к принципам «универсальности», «многофункциональности» и «трансформиру-емости».

Выводы

Сельская детская библиотека, как один из институтов социализации, является важнейшим источником культуры в селе. Детская библиотека должна являться современным многофункциональным культурным центром, способствующим процессу социализации личности ребёнка, готовя ребёнка к его будущей жизни в условиях современного информационного общества. Сельская библиотека в настоящий момент имеет ряд проблем, связанных с несоответствием предметно-пространственных характеристик среды её функциональному наполнению.

Проблемы, актуальные в настоящий момент для сельских детских библиотек, необходимо решать комплексно — изменяя или корректируя не только технологию деятельности библиотеки, но и само физическое пространство библиотеки.

Пространство библиотеки должно быть оптимизировано таким образом, чтобы функциональное наполнение библиотеки осуществлялось как можно более полно и результативно. Полноты и результативности библиотечной деятельности можно добиться, решив функционально-планировочную структуру по принципам «универсальности», «многофункциональности» и «транс-формируемости». Эти принципы могут быть соблюдены при совместной работе архитектора и библиотеки.

Список литературы

1. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. — М.: Издательство «Прогресс», 1969.

2. Фадеева, Д.А. Возможности работы с детьми и подростками в сельских и районных библиотеках (на примере отдела по работе с детьми зырянской централизованной библиотечной системы) // Культурология и искусствоведение. — 2012. — №2. — С. 135-138.

3. Колядина Ю.М., Белецкая Е.А. Сельская среда как фактор формирования нравственно-эстетической культуры подростков в современных условиях / Ю.М. Колядина, Е. А. Белецкая // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. — Прага, НИЦ Социосфера, 2013. — №25. — С. 70-72.

4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.

5. Голубева Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: научно-методическое пособие. М.: Литера, 2009.

6. Руководство для детских библиотек России: принято Конференцией Рос. библ. ассоц., XIV Ежегод. сессия, 21 мая 2009 г., г. Вологда / Рос. библ. ас-соц. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010.

7. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.: принята Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XIX Ежегодная сессия, 22 мая 2014 года, г. Рязань / Рос. библ. ассоц., Рос. гос. дет. б-ка. — М.: РГДБ, НФ «Пушкинская библиотека», 2014.

8. Бельды О.А. Библиотеки и образование как фактор социализации личности: методические рекомендации. Хабаровск, 2013.

References

1. Shchepan'skij YA. Elementarnye ponyatiya sociologii [Elementary concepts of sociology]. Moscow, Progress Publ., 1969. 142 p.

2. Fadeeva D.A. Opportunities for working with children and adolescents in rural and district libraries (on the example of the department for work with children of the Zyryan centralized library system). Kulturologiya i iskusstvovedenie [Cultural Studies and Art History], 2012. no.2, pp. 135-138. (in Russian)

3. Kolyadina YU. М., Beleckaya E. A. Rural environment as a factor in the formation of the moral and aesthetic culture of adolescents in modern conditions. Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Conference collections SRC Sociosphere]. Prague, SRC Sociosphere, 2013. no 25. pp. 70-72. (in Russian)

4. Mudrik, А. V. Vvedenie v social'nuyu pedaqoqiku [Introduction to social pedagogy]. Moscow, Institute of Practical Psychology, 1997. 97 p.

5. Golubeva N. L. Detskaya biblioteka: sovremennye problemy razvitiya: nauchno-metodicheskoe posobie [Children's library: modern problems of development: scientific and methodological manual]. Moscow, Litera Publ., 2009. 160 p.

6. Rukovodstvo dlya detskih bibliotek Rossii [Guide for children's libraries of Russia] (accepted in Vologda, by Russian Library Association). S-Petersburg, Russian National Library, 2010. 52 p.

7. Koncepciya bibliotechnogo obsluzhivaniya detej v Rossii na 2014-2020 gg. [The concept of library services for children in Russia for 2014-2020] (accepted in Ryazan by Russian Library Association, Russian State Children's Library). Moscow, RSCL, non-profit foundation «Pushkinskaya biblioteka», 2014. 32 p.

8. Bel'dy О.А. Biblioteki i obrazovanie kak faktor socializacii lichnosti (metodicheskie rekomendacii) [Libraries and education as a factor of socialization of the individual (methodical recommendations)]. Khabarovsk, Far Eastern State Scientific Library, 2013. 21 p.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 16.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.