Научная статья на тему 'Селькупские погребальные «Маски» (к постановке вопроса)'

Селькупские погребальные «Маски» (к постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
427
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЫМСКОЕ ПРИОБЬЕ / МОГИЛЬНИК БАРКЛАЙ / ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ПАЛЕОСЕЛЬКУПЫ-«ШИЕШГУЛА» / ЛИЦЕВЫЕ МАСКИ ДЛЯ УМЕРШИХ / «ОБОЛ ХАРОНА»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ожередов Юрий Иванович

Исследуется мало изученная проблема использования южными или нарымскими селькупами лицевых масок или отдельно взятых металлических накладок, в том числе монет, для изоляции отверстий на лице умершего. Данная традиция отмечена исследователями уже в XIX в., но по-прежнему остается актуальной в связи с накоплением новых материальных источников в археологии и этнографии, а также с появлением новых взглядов на данные ритуалы, их генезис и семантику. В погребальной обрядности селькупов и других народов тайги прослеживается несколько тенденций развития ритуалов с лицевыми масками. К таковым можно отнести не только маски или их суррогаты в виде отдельных пластинок, но и сопровождение умерших медными монетами, которые зачастую вкладывали умершему между зубов, в руку или просто клали в горб. Помимо этого, в рот умерших могли класть камни. Как показывает предварительный анализ материала, все перечисленные ритуалы при внешних различиях имеют, вероятно, одну идейную основу, базирующуюся на боязни покойников, а точнее их душ, стремящихся увлечь других людей в мир мертвых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sel'kup burial masks (to state the question)

The work is devoted to under-investigated problem of the use of face masks or metal onlays, including coins, for sealing the apertures of the deceased by Southern or Narym Sel'kups. It was already noted by the researchers in the 19 th century but it still remains relevant due to the accumulation of new material sources in archaeology and ethnography and with the emerging of new points of view on these rituals and their meaning. In the burial ritualism of the Sel'kups and other taiga peoples, there are traces of several tendencies of face mask ritual development. One can fit here not only masks and their imitations as separate splints but coins put in the mouth, coffin or grave. Besides, there was a tradition of placing of a stone into the mouth of the dead. As a preliminary data assay shows, all the above mentioned rituals have, perhaps, a common source, based on the fear of the soul of the dead.

Текст научной работы на тему «Селькупские погребальные «Маски» (к постановке вопроса)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 393

Ю.И. Ожередов

СЕЛЬКУПСКИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ «МАСКИ» (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Исследуется мало изученная проблема использования южными или нарымскими селькупами лицевых масок или отдельно взятых металлических накладок, в том числе монет, для изоляции отверстий на лице умершего. Данная традиция отмечена исследователями уже в XIX в., но по-прежнему остается актуальной в связи с накоплением новых материальных источников в археологии и этнографии, а также с появлением новых взглядов на данные ритуалы, их генезис и семантику. В погребальной обрядности селькупов и других народов тайги прослеживается несколько тенденций развития ритуалов с лицевыми масками. К таковым можно отнести не только маски или их суррогаты в виде отдельных пластинок, но и сопровождение умерших медными монетами, которые зачастую вкладывали умершему между зубов, в руку или просто клали в горб. Помимо этого, в рот умерших могли класть камни. Как показывает предварительный анализ материала, все перечисленные ритуалы при внешних различиях имеют, вероятно, одну идейную основу, базирующуюся на боязни покойников, а точнее их душ, стремящихся увлечь других людей в мир мертвых.

Ключевые слова: Нарымское Приобье, могильник Барклай, погребально-поминальный обряд, палеоселькупы-«шиешгула», лицевые маски для умерших, «обол Харона».

Стационарные исследования курганного могильника Барклай1, проведенные автором в 1980-е гг., дали новые сведения о погребальнопоминальной обрядности нарымских палеоселькупов локально-диалектной группы «шиешгу-ла»2. В ходе полевых и кабинетных работ, помимо изучения порядка процедур, внимание было обращено на отдельные их элементы. Археологический материал дал возможность вновь вернуться к анализу одного из загадочных ритуалов, предшествующих отправлению умерших в потусторонний мир. Речь идет о широко известной сегодня практике захоронения умерших с лицевыми покрытиями в виде маски или иных приспособлений, до сих пор не получившей обобщающего анализа и однозначной трактовки.

Настоящая работа направлена на выявление некоторых ключевых вопросов данной темы и предварительную их интерпретацию применительно к культурам и народам Западной Сибири. Прежде всего, вызывают интерес семантика ритуала, ареал его распространения у народов Северного Приобья, а также соотношение с ним проблемы сибирского «обола Харона», затронутой не так давно омскими коллегами [1]. Последнее обусловлено отсутствием ясного понимания идеи пребывания монет или металлических бляшек в зубах погребенных: оплата ли это за препровождение в иной мир или духовная изоляция ротовой полости умершего. В сибирской этнографии известны примеры вкладывания в рот умершего камней, признанных надежными апотропеями

1 Курганная группа Барклай. - Авт.

2 Наименование присвоено ГИ. Пелих для населения Нарымского Приобья XVII в. (1980: 49).

[2. Т. 1. С. 126]. Неопределенности в данных вопросах неизбежно порождают неточности в суждениях, не добавляющие ясности к общей картине погребальной и поминальной обрядности.

В методическом отношении исследование проведено с учетом сентенции, сохраняющей актуальность до наших дней: «Каждая сакральная вещь должна быть на своем месте»3 [3. С.121]. На эвристическом уровне данный тезис тождествен принципу «гомологической партикуляции» [3. С. 246], согласно которому распределение предметов на теле умершего обусловлено частями тела или его антропологическим кодом [4. С. 40].

В соответствии с данными установками была проведена идентификация артефактов из погребений могильника Барклай на предмет их возможной принадлежности к разряду «изоляторов» отверстий головы или к другим категориям метафорических атрибутов4. Опорными определениями искомых для выборки предметов послужили два этнографических описания формы масок: Г.И. Пелих у селькупов - «Пластинки обычно нашивались на шкуру, и ею как маской закрывали лицо» [5. С. 117, 180-181] и В. Рычкова у ненцев низовий Енисея: «...сомкнутые глаза покойного покрывают лоскутом ровдуги, на котором против глаз нашивают два крупных бисера» [6. С. 186]. Этнографические свидетельства дополнила графическая реконструкция А.П. Дульзона, созданная по археологическим источникам [7. Табл. 66, 67]. На основании этих и некоторых других сведений ста-

3 Здесь и далее курсив мой. - Авт.

4 Определяющими факторами стали форма, материал и местонахождение на черепе и в непосредственной к нему близости. -Авт.

Селькупские погребальные «маски» (к постановке вопроса)

ло понятно, где искать фрагментированные остатки масок и как они могут выглядеть. А для осмысления географии и хронологии означенного ритуала на западносибирской территории создана предварительная сводка литературных данных.

Впервые археологические следы данного ритуала в Западной Сибири зафиксировал С.М. Чу-гунов на севере современной Новосибирской области в одном из курганов Усть-Тартасского могильника [8. С. 54-55]. В Среднем Прииртышье лицевые маски были выявлены в целом ряде усть-ишимских и позднесредневековых могильников [1. С. 164-166; 9. Т.2. С. 276]. В Сургутском При-обье они последовательно встречены в кучимин-ских, кинтусовских, сайгатинских и палеохантый-ских захоронениях [9. С. 284, 287-288; 10. С. 199; 11. С.120, 152, 154]. В Томско-Нарымском При-обье и Причулымье первые открытия такого рода были сделаны А.П. Дульзоном: в могильнике Ба-сандайка им изучено погребение, позволившее создать убедительную реконструкцию лицевой маски [7. С. 81. Табл. 66,67], а в 1950-е гг. исследованы остатки масок в палеоселькупских захоронениях на Оби [12. С. 232]. В 1977 г. Г.И. Гребне-ва обнаружила маску в Лукьяновском могильнике на Кети [13. С. 15-16], в 1970-2000-е гг. подобные находки из позднесредневековых некрополей приобской прибрежной территории получила А.И. Боброва, а в 1980-е гг. - автор настоящей работы с левообских притоков Чаи и Кёнги.

В могильнике Барклай на р. Чае автором изучено более десятка захоронений, фигуранты которых максимально релевантны категории погребенных с «изолированными» лицами. Медные пластинки овальной или прямоугольной формы располагались на отверстиях черепа и рядом с ни-ми1. По уточненным данным, таковыми оказались захоронения до XVIII в. Русские монеты, сменившие впоследствии пластинки, в этот период среди коренных обитателей Нарымского Приобья имели весьма ограниченное хождение, так как их завоз в Сибирь еще не приобрел массового характера. Находки монет на памятниках данного времени представлены в основном серебряными и медными «чешуйками», чеканенными из проволоки. Некоей предтечей круглой медной монеты в погребальном ритуале выступили немецкие счетные жетоны XVI-XVII вв., отчеканенные в латуни. Они имеются в небольших количествах в могильниках Среднего Приобья и Прииртышья вместе с

1 Показателен курган 7, где из 20 погребений лишь 4 были XVIII

- нач. XIX в. В 8 погребениях предшествующего времени обнаружены бляшки, которые могут в той или иной мере рассматриваться как лицевые накладки (Ожередов. 1990).

монетами - «чешуйками» или отдельно от них [10. С 153-154; 12. С. 124; 14. С. 62; 15. С. 102-103]2.

Традиция укрывать лица умерших уходит в глубокое прошлое: египетские, микенские, греческие, этрусские, римские, финикийские, ольвий-ские, «болгарские» и «венгерские» маски принадлежали разным временам и народам [16. С. 316— 317; 17. С. 58-59; 18. С. 267-268], но хранили единый идейный контекст. На сибирской почве в полном идейном тождестве с ними бытовали таш-тыкские образцы Хакасии и глазковские Енисея, которым предшествовали, видимо, маски эпохи камня. По крайней мере, анализ алеутской традиций масок Аляски позволил С. К. Кузнецову указать на ее древние палеоазиатские корни [19. С. 54-55, 69 и др.; 18. С. 267]. Одним из базовых культурологических проявлений данной обрядности стали ее следы в ведийской письменной традиции, хранящей память о закрывании лица умершего сальником коровы. В период сутр в перечне похоронных ритуалов появляется процедура помещения кусочков золота на «отверстия лица» покойного: «На те места, где находятся его органы чувств <проводящий обряд> сыплет кусочки золота или капает топленым маслом» [20.

С. 128]3.

Применительно к селькупским воззрениям тему изоляции лицевых отверстий первые затронул К. Доннер, отметивший, что самоедам «недостаточно просто закрыть глаза покойнику, их прикрывают дополнительно медными монетами... [21. С. 71]. По сведениям А.П. Дульзона, селькупы говорили: «Раньше у нас на Васюгане, как и на Оби, покойнику клали на глаза по медной монете, если умирал с открытыми глазами» [10. С. 198; 22. С. 239]. Данные сведения впоследствии подтвердились раскопками А. И. Бобровой, зафиксировавшей в ряде захоронений XVIII-XIX вв. Тис-кинского могильника медные монеты в глазницах умерших [23. С. 61].

Одной из первых попыток интерпретации посмертных масок4 стало исследование С.К. Кузнецова, в котором он постарался обобщить имеющийся на начало XX в. корпус знаний в широком культурологическом аспекте [24]. В более узком

2 Начало завоза в Сибирь медной монеты европейского образца пришлось на XVIII в., с появлением чеканки таковой в России. Русская монета регулярного чекана сменила в обряде архаичные медные пластинки, бытовавшие в сибирский «домонетный» период в качестве апотропеев на лицевых покрытиях. - Авт.

3 Е.П. Казакова связывает распространение масок и покрытий в Евразии с присутствием в среде кочевого населения угорского компонента, подхваченного в гунно-тюркское время [17. С. 58,59; 18. С. 267, 268].

4 Работу инициировали первые находки А.В. Адрианова таштыкских масок. - Авт.

Ю.И. Ожередов

контексте прошла работа К.В. Харламповича, акцентировавшего внимание на сугубо сибирских материалах [25]. Ни тот, ни другой не преуспели в своих результатах настолько, чтобы снять проблему во всех ее аспектах, но в целом утвердилось мнение, что маска позволяла «порвать всякую связь... со здешним миром» (цит. по: 26. С. 135). Формально данный вывод подтверждали примеры из угорской практики: манси использовали платок или саван, именуемые «лицевой покров» [27. С. 22-24], ханты закрывали умершему лицо, а туда, где находятся глаза, рот и нос, клали серебряные или медные монеты или пуговицы из меди [28. С. 70].

К семантическому решению проблемы более всего тогда приблизились зарубежные ученые. Так, например, Л. Леви-Брюль объяснил этот ритуал опасением «как бы умерший не попытался увлечь за собой... живых» [29. С. 52]. Впоследствии и отечественные специалисты приходят к аналогичному выводу. В.М. Кулемзин изоляцию лица умершего у обских угров трактует их боязнью мертвецов [26. С.135; 30. С. 365]. Однако детализированного единства во мнении не возникло. Популярным в литературе стало объяснение, обусловленное опасностью глаз умершего. Венгерский исследователь XIX в. Надь писал, что глаза нужно закрывать, иначе умерший увлечет за собой тех, на кого посмотрел [26. С. 135]. То же самое К.Ф. Карьялайнен отметил у финнов в качестве воззрения, универсального для всех финноугорских народов [2.Т.1. С.126]. По сведениям А.В. Головнева, «взгляд является средством пересечения границ различных кругов (миров. - Авт.). Поэтому глаза убитого тюленя возвращают в море... а глаза покойника накрывают металлическими предметами, бусинами или тканью» [31. С. 203-204].

Данное мнение поддержал на селькупских материалах К. Доннер: «... Самоеды верят в силу сглаза... что умерший своим взглядом может заколдовать живого человека. Чтобы убить, достаточно одного взгляда, поэтому самоеды защищают себя от глаз мертвых» [21. С. 71]. По данным А.И. Бобровой, эти действия «местным населением (селькупы Авт.), в том числе и русским, объясняются боязнью быть увиденным покойником» [23. С. 61].

Иную причину волнения представителей традиционных сообществ обнаружила Г. И. Пелих. Она писала: «С помощью этого обряда (селькупы. - Авт.) пытались удержать душу кэдо в черепе и заставить ее превратиться в паука», «. если душа-кэдо покинет труп раньше, чем он сгниет,

она превратится ... в страшного черта (кавало-за). Поэтому глаза и рот покойника закрывали костяными или металлическими пластинами, а нос затыкали особыми втулками...» [5. С. 117, 180-181]. Аналогичные сведения собрала А.А. Ким: «1) Старые женщины говорят, у мертвого человека душа в паука превращается. 2) Люди боялись, его душа наружу не вышла бы. 3) Они нос его, глаза его, рот его костью закрывали...» [32. С. 175].

Маски и металлические пластинки метафорически перекрывали для души умершего выходы из головы в мир живых. Аналогичные представления об уходящей из тела душе имели энцы, считавшие, что душа-дыхание умершего покидает тело через рот или через живот, если в нем есть раны, а долганы ассоциировали душу, покидающую тело, с паром, исходящим изо рта [32. С. 23]. Сохранившиеся в земле изолирующие пластинки, как пра-

1

вило, изготовлены из меди , которая, по традиционным представлениям сибиряков, является сильнейшим апотропеем [33. С. 228; 34. С. 285], ограждавшим мир живых от потустороннего мира мертвых.

В археологии Волго-Камья идеи «опасных» глаз и угорской «тени-души» is Ног достаточно давно совместил Е. П. Казаков, который ссылается в этой части на обско-угорские источники [17. С. 59-60].

Этнографические свидетельства по нашей теме вполне оправданно распадаются на две группы. Помимо сведений о масках2, особым рефреном звучит мысль о разного рода «изоляторах», уложенных непосредственно на глаза и рот3. Такой вариант тоже допустим, но выделить его по останкам умерших весьма сложно. Единственным, относительно надежным для этого критерием, может быть отсутствие на накладках отверстий для продевания нитей. Их отсутствие подталкивает к мысли, что предметы не пришивали, а просто оставляли сверху, как писал в свое время Т.Й. Арне [28. С. 70]. Но при этом не снимается вопрос: клали их непосредственно на тело или на какую либо основу? Иногда на изнанке бляшек сохраняются остатки ткани, но, как правило, природа этой ткани не ясна (основа маски или покрытие-саван).

С мыслью прямого контакта с телом хорошо согласуется обычай оставлять медные монеты в

1 Или из ее сплавов - бронзы и латуни, хранивших апотропеическую силу «материнского» металла. Для уточнения, в каждом конкретном случае требуется материаловедческая экспертиза. - Авт.

2 О них говорят как о предметах из прошлого. - Авт.

3 Пластинки, монеты или другие предметы, не являвшиеся деталями масок. - Авт.

Селькупские погребальные «маски» (к постановке вопроса)

------------------------------------------------------------------------------------------ 163

глазницах1. Помимо коренных народов Сибири, аналогичный ритуал устойчиво фиксируется до второй половины XX в. у русских Среднего Прииртышья. Мотивацией его соблюдения называют опасения: «Чтобы глаза не открыл и никого больше не увидел», «чтобы не забрал с собой еще кого-нибудь из родственников». Мерой для предупреждения опасности избирались медные монеты, уложенные на веки умерших [35. С. 52; 36. С.144]. Нельзя исключать, что первобытный аборигенный способ защиты медными пластинками2 в XVIII-XIX вв. под влиянием русских трансформировался в процедуру с монетами и прижился в фольклоре, которую у селькупов этнографического времени исследователи фиксируют в качестве традиции [22. С. 239; 23. С. 60].

Наряду с названными вариантами, в редких захоронениях отмечены монеты «. среди зубов...» или «.во рту.» [1. С. 165]. Несмотря на чрезвычайно низкий процент выборки3, такие факты выводят на мысль о «плате Харону». Не отрицая такую возможность, хочется заметить, что традиция подобного рода имеет в Сибири собственные примеры и особенности. Одна из них заключается в том, что «в зубы» покойнику вкладывали не только монеты. В коллективном погребении могильника Барклай4 расчищен костяк, «в зубах» которого накрепко засела крестовидная оловянная бляшка5. Но и это не все. Н.Ф. Карьялай-нен отметил, что ханты мертворожденному перед похоронами клали в рот камень [2. С. 126]. При этом было известно, что ребенок до одного года не являлся человеком в полном смысле [31. С. 246] и требовал магического ограждения как от инаково-го существа. В этом помогали металл и камень, служившие верными апотропеями.

Рассматривая затронутую проблему в ретроспективе, появляется ощущение, что перечисленные обряды имеют в Сибири много более древнюю историю, связанную с какими-то другими более архаичными способами экзорцизма, трансформировавшимися со временем в новые воззрения и ритуалы. Например, по мнению А. Котля-ревского, обычай платить Харону за перевоз души с течением времени выродился в ритуал закрыва-

1 Имеются сведения об использовании и серебряных монет [37. С. 472, 480; 38. С. 194].

2 Захоронения с масками и пластинами на лицевой части черепа.

- Авт.

3 Два случая на несколько сотен погребений из 4 могильников. -

Авт.

4 Курган 7, погребение 10, костяк 2 [39. С. 26].

5 Находит большое сходство с сарматской золотой бляшкой из могилы близ хутора Малая Воробцовка в Волгоградской обл. (40. С.114. Рис. 135).

ние глаз усопшего монетами [23. С. 60]. Его главной целью стала необходимость обезопасить себя от души умершего. Но как уже говорилось, помещать камни или металлические предметы в рот умершего - это тоже средство противостояния духу умершего.

Таким образом, хронологически и территориально разобщенные представления во многом сближаются в конкретных ритуальных процедурах, но их полная герменевтика еще потребует определенных усилий. Насколько эти ритуалы схожи, имеют ли они одинаковые идейные корни и каков их генезис на сибирской земле, во всей полноте, надеюсь, покажут дальнейшие исследо-6

вания .

ЛИТЕРАТУРА

1. Полеводов А.В., Корусенко М.А. Обряд «обола Харона» по материалам поздних могильников юга Западной Сибири // Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сборник Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск: Том. гос. ун-т, 2008. С. 164-170.

2. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с.

3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

4. Рындина О.М., Боброва А.И., Ожередов Ю.И. Ханты Салымского края: культура в археолого-этнографической ретроспективе. Томск: ТГУ, 2008. 412 с.

5. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972б. 424 с.7. Дульзон А.П. Дневник раскопок курганного могильника на Басандайке // Басандайка. Томск, 1947. С. 67-115

6. Рычков К. Береговой род юраков // Записки ЗападноСибирского Отдела ИРГО. Омск, 1916. Т. 38. С. 154-191.

7. Дульзон А.П. Дневник раскопок курганного могильника на Басандайке // Труды ТГУ. Т. 98; Труды ТГПИ. Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. Томск, 1947. С. 65-148.

8. Чугунов С.М. Курганы Каинского округа Томской губернии // Известия Имп. Том. университета. Томск, 1900. С. 170.

9. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 2. 475 с.

10. Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Учёные записки ТГПИ. Томск, 1953. ТХ С. 127-334.

11. Семёнова В.И. Мифологика мира мертвых по мифоло-

6 Наряду с рассмотренными вопросами открытым остается соотнесение семантики масок приобского и прикамского типа. Последние имели несколько вариантов, среди которых цельные и порционные пластины с «глухой» поверхностью и с прорезями для глаз и рта. Имеются и принципиальные различия между масками и покрытиями [18. С. 265, 267. Рис. 1-4; 41. С. 234. Табл. I, II]. Для обской территории изучение данного вопроса может быть актуальным в связи с гипотезой В.А. Могильникова о наличии такого рода маски среди предметов Васюганского клада [42. С. 228]. Если это действительно так, то в нарымской проблематике данной темы открывается дополнительное направление для исследования в раннесредневековой археологии.

Ю.И. Ожередов

164 --------------------------------------------------------------

гическим и археологическим источникам Западной Сибири. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2008. 213 с.

12. Дульзон А.П. Остяцкие могильники XVI-XVII веков у села Молчанова на Оби // Учён. зап. ТГПИ. Томск, 1955. Т. XIII. С. 97-154.

13. Гребнева Г.И. Отчет об археологических исследованиях Кетского отряда летом 1977 г. // Архив МАЭС ТГУ. № 739.

14. Молодин В.И. Кыштовский могильник. Новосибирск: Наука, 1979. 181 с.

15. Ожередов Ю.И., Смолин А.В. Западноевропейские жетоны из курганной группы Барклай // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Томск, 1992. С. 102-103.

16. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.: Наука, Глав. ред-я вост. лит-ры, 1989. 376 с.

17. Казаков Е. П. О средневековых погребальных масках Евразии и их истоках // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. С. 57-60.

18. Казаков Е.П. Погребальные маски волжских болгар в системе идеологических представлений народов Евразии // Филология и культура. Philology and culture. 2012. №2(28). С. 264-269.

19. Вадецкая Э.Б. Древние маски Енисея: научнопопулярное издание. СПБ.; Красноярск: Версо, 2009. 248 с.

20. Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М.: Восточ. лит-ра РАН, 1997. 279 с.

21. Доннер К. У самоедов в Сибири. Томск: Ветер, 2008. 176 с.

22. Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области: (Материалы к археологической карте Среднего При-обья) // Труды ТОКМ. Т. V. Томск, 1956. С. 89-316.

23. Боброва АИ. Селькупы XVIII-XIX вв. (по материалам Тискинского могильника). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 176 с.

24. Кузнецов С.К. Погребальные маски их употребление и назначение // Известия Общества археологии. истории и этнографии при Императорском Казанском университета. Т. XXII, вып. 2. Казань. 1906. С. 75-118.

25. Харлампович К.В. К вопросу о погребальных масках и куклах у западносибирских инородцев // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университета. Казань, 1908. Вып. 6. С. 474-482.

26. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 192 с.

27. Каннисто А. Materialien sur mythologie der Wogulen. Helsinki, Материалы к мифологии вогулов // Перевод

Р.А. Моссиенко № 14382/1 Гос. публичная науч.-техн. б-ка СО АН СССР. Новосибирск, 1988. 310 с.

28. Арне Т.Й. Барсов городок. Западносибирский могильник железного века. Екатеринбург; Сургут: Уральский рабочий, 2005. 184 с.

29. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб.: Европейский дом, 2002. 400 с.

30. Кулемзин В.М. Ханты и манси // Очерки культурогене-за народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. С. 363-376.

31. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции само-дийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

32. Ким А.А. Очерки по селькупской культовой лексике. Томск: НТЛ, 1997. 219 с.

33. Теребихин Н.М., Овсяников О.В. Святилище «Козьмин перелесок» как памятник традиционной духовной культуры ненцев // Проблемы изучения историко-культурной Среды Арктики. М., 1990. С. 223-246.

34. Хомич Л.В. Ненцы. СПб.: Русский двор. 1995. 336 с.

35. Жигунова М.А. О погребальном обряде русских Среднего Прииртышья во второй половине XX века // Культура русских в археологических исследованиях. Омск: Изд-во Ом. пед. ун-та, 2002. 204 с.

36. Русские в Омском Прииртышье (XVIII-XIX века): Историко-этнографические очерки. Омск. ООО «Издатель-Полиграфист», 2002. 236 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Дульзон А.П. Остяцкий курганный могильник XVII века у села Молчаново на Оби // Учён. зап. ТГПИ. Томск, 1957. Т. XVI. С. 443-488.

38. Медведев В.Е. К вопросу о погребальных обрядах нанайцев (погребения в устье р. Тунгуски) // Древние культуры Сибири и тихоокеанского бассейна. Новосибирск: Наука, 1979. С. 192-200.

39. Ожередов Ю.И. Отчет о полевых исследованиях Южнотаежной археологической экспедиции Томского государственного университета в Чаинском районе Томской области в 1989 году. Архив МАЭС ТГУ, № 1065.

40. Мордвинцева В., Хабарова Н. Древнее золото Поволжья из фондов Волгоградского областного краеведческого музея. Симферополь, 2006. 140 с.

41. Казаков Е. П. О назначении погребальных лицевых покрытий Танкеевского могильника (Об одном элементе погребального обряда) // Уч. зап. Пермского гос. ун-та. № 191. Труды Камской археологической экспедиции. Пермь. 1968.

B. ГУ.С. 230-239.

42. Могильников В.А. Васюганский клад // СА. 1964. № 2.

C. 227-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.