Научная статья на тему 'СЕЛЕНИЕ АБЗЯБАР КАЗАНСКОГО УЕЗДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЭКСПАНСИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - НАЧАЛО XX В.)'

СЕЛЕНИЕ АБЗЯБАР КАЗАНСКОГО УЕЗДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЭКСПАНСИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / XVI - НАЧАЛО XX В. / НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КАЗАНСКИЙ УЕЗД / "НОВОКРЕЩЕНЫ" / СЕЛЕНИЕ АБЗЯБАР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галлям Рашид Габдельфартович

Статья посвящена характеристике национально-религиозной политики правительства и православной церкви в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XX в., осуществлению ее действенных механизмов, на примере отдельно взятого татарско-мусульманского населенного пункта эпохи Казанского ханства - селения Абзябар («Абҗабар»), бывшего Казанского уезда Казанской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VILLAGE ABZYABAR OF THE KAZAN COUNTY AS AN OBJECT OF THE STATE NATIONAL-RELIGIOUS EXPANSION (SECOND HALF OF THE XVI - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES)

This article is devoted to the national-religious policy of the government and the Orthodox Church in the Middle Volga region in the second half of the XVI -beginning of the XX centuries. The article describes the effective mechanisms for implementation of the state policy on the example of the Tatar village Abzyabar, former Kazan County of the Kazan province.

Текст научной работы на тему «СЕЛЕНИЕ АБЗЯБАР КАЗАНСКОГО УЕЗДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЭКСПАНСИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - НАЧАЛО XX В.)»

УДК 930:94(47)(512.145) "16/19"

Р. Г. Галл ям

Селение Абзябар Казанского уезда как объект государственной национально-религиозной экспансии (вторая половина XVI - начало XX в.)

Статья посвящена характеристике национально-религиозной политики правительства и православной церкви в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XX в., осуществлению ее действенных механизмов, на примере отдельно взятого татарско-мусульманского населенного пункта эпохи Казанского ханства - селения Абзябар («Абждбар»), бывшего Казанского уезда Казанской губернии.

Ключевые слова: Среднее Поволжье, XVI - начало XX в., национально-религиозная политика, Казанская губерния, Казанский уезд, «новокрещены», селение Абзябар.

Национально-религиозная политика Московского государства XVI-XVИ вв., затем - Российской империи XVIII - начала XX в., по отношению к народам Среднего Поволжья не отличалась веротерпимостью, характеризовалась постоянным устремлением правительства и православной церкви христианизировать, а затем, по возможности, и русифицировать «инородцев». В этой связи применялись не только методы административно-организационного, полицейского характера, но и такие, относительно «дружелюбные» способы, как материальное поощрение, моральная поддержка новообращенных в православную веру (так называемых «новокреще-нов»), религиозные увещевания, наставления и т.д. Смотря по внутриполитической обстановке в стране, положению дел в области внешней политики, эта политика то усиливалась, то несколько ослабевала, однако, никогда не прекращалась, в той или иной форме продолжалась вплоть до начала XX в. - известного Манифеста царя Николая II от 17 (30) октября 1905 г. о свободах (Галлямов, 2001, с. 10-26, 101-118; Макаров, 2000, 280 с.; Ислаев, 2004, 416 с.).

Прежде всего, стараниями преподавателя Казанской духовной академии, священника и ученого Н. И. Ильминского и его единомышленников, в XIX в. была отработана своеобразная методика христианизации народов Среднего Поволжья - так называмая система Ильминского, в противовес предыдущему периоду «дикой»,

насильственной христианизации, отдающая предпочтение в этом деле культурно-просветительской работе среди народов Среднего Поволжья, подготовке из их числа православных священников и т.д. (Христианское просвещение, 2012, 412 с.).

В этом контексте, прежде всего как результат целенаправленной политики государства и православной церкви, следует рассматривать обращение в ХУ1-Х1Х вв. подавляющей массы марийцев, удмуртов, чувашей и мордвы1 в христианство, а также появление в среде татар таких специфичных историко-этнографических групп, как татары-кряшены («кряшены» - «крещеные», т.е. крещеные в православную веру) и нагайбаки. Ныне они находятся на этапе своего этнического самоопределения2.

За этими сложными национально-религиозными, этногенными процессами кроятся судьбы (порою весьма драматичные) не только всей страны, целых народов и регионов, но и отдельно взятых, локальных местностей, селений, родословных и т.д. Их многочисленные примеры весьма поучительны, являются красноречивыми свидетельствами не простых национально-религиозных взаимоотношений государства и православной церкви с народами Среднего Поволжья.

В качестве примера, вкратце остановимся на прошлом селения Абзябар (по-татарски «Абж;абар»), бывшего Казанского уезда Казанской губернии. В свое время, ныне не существующее поселение находилось на месте впадения реч. Абзябарки в р. Аты - правый, средний приток р. Казанки, 1,5-2 км южнее современного с. Наласы (Арский муниципальный р-н РТ).

По одной из версий предания, бытующего у населения современного с. Наласы, двое выходцев из их селения, родных братьев, по имени Хисмэт (Хисмэт) и Габделзяббар (Габделж;аббар) основали в округе два поселения - Кишметь (по-татарски Кишмэт, впоследствии - с. Кишметево) и Абзябар. Если учесть, что с. Наласы, по нашим оценкам, было основано, приблизительно, в конце XV в. выходцами из Вятской земли - области бывшего Каринского княжества XIV-XV вв. в бассейне р. Вятка (в черте современного села

1 В отличие от остальных, у мордвы этот процесс христианизации начался еще в XV в.

2 Впрочем, кажется, что у нагайбаков, в связи с их постепенной ассимиляцией в русскоязычной среде, он причудливым образом переплетается с процессом этнической деградации.

поныне сохранилась надмогильная плита первой половины XVI в. -эпохи Казанского ханства), то вероятно, что упомянутые селения Кишметь и Абзябар были образованы на рубеже XV-XVI вв. или же в начале XVI в. (Галлэм, Фэсхетдинов, Эхмэдуллина, 2012, 1218 б.; Арча тебэге тарихы, 1996, 173 б.).

Как бы то ни было, исследователями (в том числе и нами) все вышеупомянутые селения причисляются к эпохе Казанского ханства (Чернышев, 1971, с. 279, 284, 285, 287).

Безусловно, как последствие событий предыдущего периода, связанного с завоеванием Казанского ханства в 1552-1557 гг., последующей политикой правительства в регионе, следует считать нахождение в начале XVII в. в дер. Кишметево восьми дворов служилых «новокрещен» (служилых людей из татар, новообращенных в православную веру) (Писцовая книга, с. 121-123). Очевидно, что к тому времени население близлежащих селений Наласы и Абзябар было ясачным. В частности, в писцовой книге Казанского уезда 16021603 гг. упоминаются «деревни Обзебар ясачная чюваша3 Ивашко Конбердеев да Ивашко Иванов» (Писцовая книга, 1978, с. 146). Вместе с тем, православные имена-фамилии последних говорят о том, что эти люди были подвергнуты процессу христианизации.

В 1647-1656 гг. такие селения округи, как с. Чурилино (ЧYриле), поч. Мамадышево (Мэмеш) на реч. Чуриленке, дер. Кишметево (Кишмэт)4, Хозяшево (Хуж;аш - Чулпан) считались «новокрещенскими» (Писцовая книга, 2001, лл. 462 об.-466). К 1646 г. шесть дворов служилых «новокрещен» (23 чел. м.п.) насчитывалось и в соседней дер. Наласы (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ч. 2, кн. 6444, л. 240-241)5.

Интересно, что по переписи 1678 г., почти все жители дер. Абзябар («Обзебар») в восьми ясачных дворах (16 чел. м.п.) носили татарско-мусульманские имена. Из чего следует, что они если и считались «новокрещенами», то лишь номинально. Кроме того, из

3 Как известно, этносоциальным термином «чюваша» в XVI-XVII вв. русскоязычные источники называют податное, ясачное население Среднего Поволжья болгаро-татарского происхождения - в своей массе, потомков волжских болгар.

4 Впоследствии, в XVIII в., Кишметево стало поместным русским селом.

5 Правда, уже к 1678 г. они переселились, либо были переселены властями, в селение Носла Арской же дороги Казанского уезда (современная кря-шенская дер. Носла Малмыжского р-на Кировской области) (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ч. 1, кн. 6453, л. 431-431 об.).

переписи видны их тесные (очевидно, и родственные) связи с населением таких мусульманско-татарских поселений ближайшей округи, как Наласы, Берези и др. (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ч. 1, кн. 6453, л. 474-475 об.).

Однако вряд ли стоит сомневаться в том, что административные власти, православное духовенство приложили определенные усилия с целью их дальнейшей христианизации, окончательного утверждения татарского населения деревни в православии.

Переломный момент наступил к началу 40-х годов XVIII в., когда свою деятельную работу по христианизации народов Среднего Поволжья начала так называемая «Новокрещенская контора» в г.Свияжске. Причем, начало ее деятельности было ознаменовано массовым разрушением существующих татарско-мусульманских мечетей. В ходе этой религиозно-полицейской акции, к 1742 г., в одном лишь Казанском уезде Казанской губернии было разрушено 418 мечетей (примерно, 3/4 из их общего количества). Данная кампания не обошла стороной и округу дер. Абзябар (см. приложение).

Вместе с тем, практиковалось выселение крещеных (фактически или номинально) татар-мусульман в специально предназначенные для их «жития» русские или «новокрещенские» поселения. Судя по материалам второй ревизии населения 1748 г., именно такая участь выпала и на долю селения Абзябар. В те времена сюда были свезены и поселены «новокрещеные» татары-мусульмане со всей округи (РГАДА, ф. 350, оп. 1, д. 1171, л. 345-349).

Понятно, что они здесь находились под особым иждивением и опекой гражданской администрации, церковных властей. Тем более что в округе имелись и другие, уже наполовину обрусевшие «новокрещенские» поселения, как с. Чурилино (Старое Чурилино), дер. Ходяшево и др. В их числе своеобразной православной «столицей» округи служило с. Чурилино (к тому времени, русско-новокрещенское).

Ощутимые результаты этой политики христианизации мы видим уже в XIX в., когда во всей документации периода дер. Абзябар значится русским поселением. К тому времени тюрко-татарские корни жителей деревни прослеживались лишь в их своеобразной любви к лошадям. В частности, историк и миссионер XIX в. И.А. Износков свидетельствует о том, что «...в прежние годы многие жители этой дер[евни] были конокрады; лошади в ней пропада-

ли, укрывались.... В нынешнем столетии [в XIX в. - Р.Г.] из дер. Абзябар было выслано много крестьян в Сибирь за конокрадство» (Износков, 1885, с. 3).

Крещение в православную веру не принесло жителям дер. Абзябар социально-экономическое благополучие. По свидетельству того же И.А. Износкова, «жители бедны; земли и лугов у них достаточно, но более половины угодий они сдают сторонним крестьянам, а сами, по словам жителей соседних деревень, занимаются воровством и пьянством» (Износков, 1885, с. 3).

Селение Абзябар обезлюдело относительно недавно, лишь в 90-х годах XX в. (Республика Татарстан, 1992, с. 53). Таким образом, в итоге оно разделило участь тысяч запустевших российских сел и деревень. Таковой оказалась судьба одного из селений эпохи тюрко-татарских государств позднего средневековья.

Приложения

Разрушенные к 1742 г. губернскими властями татарско-мусульманские мечети в округе «новокрещенского» селения Абзябар

(из «Экстракта в Правительствующий сенат из Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях»)

«Арасланковой сотни Ускина6

В деревне Нижней Аты7 [ТYбэн Аты]8 мечеть не сломана при тритцети шести дворах. А разстоянием до Темерчинской мечети в де-сети верстах9. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От рус[с]кой деревни Чекурчи [Тюбяк-Чекурча - Тебэк-Чокырча] в сороки верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

6 Тогда земледельческие поселения местных народов Среднего Поволжья в Казанском уезде (татар, марийцев и др.), так же, как и ясачные селения, в Казанском ханстве, подразделялись на податно-административные сотни, имеющие в своей основе общинно-родовую, кровно-родственную основу.

7 Части текста документа (названия сотни, деревень и др.) нами выделены жирным шрифтом.

8 Тексты в квадратных скобках наши.

9 Верста - старая мера длины в 1066,8 м.

В деревне Темерче [Тимерче] мечеть сломана при шеснатцети дворах. Разстоянием до Шеленгирской мечети в пяти верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От села Чюрилина [Старое Чу-рилино - Иске ЧYриле] в десети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Шилянгуре [ШYлэнгер] мечеть сломана при шеснатцети дворах. Разстоянием до Середней Атынской мечети в десети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От села Чюрилина в десети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Средней Аты [Урта Аты] мечеть не сломана при дват-цети дворах. Разстоянием до Ата-Атынской [Отар-Атынской] мечети в пяти верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От села Чю-рилина в пятнатцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Отар Аты [Утар Аты] мечеть не сломана при тритцети дворах. Разстоянием до Чиканас[с]кой мечети в пятнатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От села Чюрилина в дват-цети верстах. А скаскою оной деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Чеканасе [Чиканас] мечеть сломана при пятнатцети дворах. Разстоянием до Мало-Атынской мечети в двенатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От села Чюрилина в дват-цети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Малой Аты [Кече Аты] мечеть не сломана при дватце-ти шести дворах. Разстоянием до Шулинской мечети в пятнатцети верстах. От села Чюрилина в десети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть де их построена в котором году - не упомнят. Новокрещен во оной деревне нет.

В деревне Шуле [ШYлэ - ?] мечеть сломана при пятнатцети дворах. Разстоянием до Верхней Атынской мечети в пятнатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Арска в десети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть де их построена в давных годех, а сколько лет - не упомнят.

В деревне Верхней Аты [Югары Аты] мечеть не сломана при сорока пяти дворах. Разстоянием до Ист-Юрской [Иски-Юртской] мечети в пятнатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Арска в дватцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Иски Юрт [Иске Йорт] мечеть не сломана при пятнат-цети дворах. Разстоянием до Верхней Атынской мечети в пятнатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Ар-ска в тритцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Больших Березях [Олы Бирэзэ] мечеть сломана при тритцети дворах. Разстоянием до Иктюрской [Иски-Юртской] мечети в четырех верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Арска в четырех верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их в котором году построена - того не упомнят.

В деревне Верхних Верезях [Югары Бирэзэ] мечеть сломана при шеснатцети дворах. Разстоянием до Большой Верезинской мечети в дву верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Арска в дву верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Средних Верезях [Урта Бирэзэ] мечеть не сломана при сорока пяти верстах [дворах]. Розстоянием до Верхней Верезинской мечети в дву верстах. Во оной деревне новокрещен не име[е]тца. От пригорода Арска в трех верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Малых Верезях [Кече Бирэзэ - Эчиле] мечеть сломана при пятнатцети дворах. Разстоянием до Средней Верезинской мечети в дву верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. А от пригорода Арска в одной версте. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Наласе [Наласа] мечеть не сломана при осьмидесят дворах. Разстоянием от Малой Верезинскои мечети в пятнатцети верстах. Новокрещен во оной деревне не име[е]тца. От пригорода Арска в десети версте. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят.

В деревне Кутернесе [Кетэрнэс - ^пербаш] мечеть сломана при дватцети осьми дворах. Разстоянием до Наласинской мечети в дватце-ти верстах. Во оной деревне новокрещен не име[е]тца. От пригорода Арска в десети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году - не упомнят».

РГАДА. Ф. 248. Оп. 126. Д. 803 (1742 г.). Л. 148-151.

Селение Абзябар

(по: Износков, 1885, II. Арская волость, с.3)

«Абзябар, (178). Дер. по прав[ую] стор[ону] реч. Атынки и по лев[ую] Сибирск[ого] почт[ового] трак[та], от гор[ода] 53 в[ерст], вол[остное] прав[ление] [в] 10 вер[стах]. Название происх[одит] от слов ат10 (тат.) = конь, лошадь, жабар (тат.) = загнать скот в крытое место. Говорят, что в прежние годы многие жители этой дер[евни] были конокрады; лошади в ней пропадали, укрывались. Такое же название атжабар, за худую славу о жителях носит один из концов с. Хот-ни11 (XVI, 16). В нынъшнем столетии из дер. Абзябар было выслано много крестьян в Сибирь за конокрадство. Дер[евня] входит в состав чулпановскаго12 прихода и приходского села (21) [-] наход[ится] в 8 верстах. Дворов 25, жителей 58 м[ужчин] 90 ж[енщин], рус[ские] государственные] крест[ьяне], сост[тавляют] абзябарское сельск[ое] общ[ество], из них уходят на продолжительные заработки 4 м[ужчин], 1 ж[енщина]. Жители бедны; земли и лугов у них достаточно, но более половины угодий они сдают сторонним крестьянам, а сами, по словам жителей соседних деревень, занимаются воровством и пьянством.

Пром[ыслы]: шерстобитный - 10 д[уш] м[ужского] п[ола], дох[од] 100 р[ублей] (работы в теч[ение] года продолжаются 1 % мес[яцев], валяльный (пригот[овление] валеных сапог - 3 [человека] м[ужского] п[ола] - 100 р[ублей] (работы продолж[аются] три месяца). В дачах13 дер[евни] на реч. Атнинке находится водяная мельница, сдаваемая в аренду. Надел земли 473 дес[ятин]14 в даче: «д. Наласы и Абзябар».

Источники и литература

1. РГАДА. Ф. 248. Оп. 126. Д. 803 (1742 г.).

2. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 1171.

3. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 2. Кн. 6444.

4. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 6453.

5. Республика Татарстан. Административно-территориальное деление на 1 января 1992 г. - Казань: Изд-во «Барс», 1992. 320 с.

10 Шифры курсивом даны в книге И. А. Износкова.

11 Ныне с. Хотня (Хэтнэ) Арского муниципального р-на Республики Татарстан.

12 Ныне с. Чулпаново (Чулпан) Арского муниципального р-на Республики Татарстан.

13 Здесь имеется в виду земельная дача - землевладение сельского общества.

14 Десятина - старая мера земельной площади, равнявшаяся 1,09 га.

6. Арча твбэге тарихы: История Арского края. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. 256 с.

7. Галлямов Р.Ф. (Галлям Р.Г.). После падения Казани...: Этносоциальная история Предкамья (вторая половина XVI - начало XVIII вв.). -Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. 143 с.

8. Галлэм Рэшит, Фэсхетдинов Камил, Эхмэдуллина Миннегвл. Га-сырлар кичкэн Наласа. - Казан: Ихлас, 2012. 248 б.

9. Износков И.А. Список населенных мест Казанского уезда, с кратким их описанием. - Казань, 1885. 148 с. (разд. паг.).

10. Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в России: от конфронтации к веротерпимости. Век XVIII. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2004. 416 с.

11. Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI-XVIII вв.): Монография / Чуваш. гос. ун-т. - Чебоксары, 2000. 280 с.

12. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов: Публикация текста / Сост. Р.Н. Степанов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. 240 с.

13. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов / Сост.: И.П. Ермолаев, Д. А. Мустафина. - М.: Издат. центр Ин-та российской истории РАН, 2001. 541 с.

14. Христианское просвещение и религиозные движения (реислами-зация) крещеных хатар в XIX - начале XX вв. Сборник материалов и документов / Сост. Р.Р. Исхаков. - Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. 412 с.

15. Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Вып. 1: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. С. 272-292.

Список сокращений

дер. - деревня поч. - починок

РГАДА - Российский государственный архив древних актов (г. Москва) реч. - речка р-он - район

РТ - Республика Татарстан с. - село

чел. м. п. - человек мужского пола

Р.Г. Галлэм

Дэулэт милли-дини экспансия объекты буларак Казан вязе Абжабар авылы (XVI гасырньщ икенче яртысы - XX йвз башы)

Мэкалэ Казан ханлыгы чорындагы аерым алынган татар-меселман то-рак пункты - элеккеге Казан губернасыньщ Казан еязе - Абждбар авылы мисалында, XVI гасырныц икенче яртысы - XX йез башында дэYлэтнен haM православие чиркэвенец Урта Идел буенда милли h9M дини сэясэтенэ, аны гамэлгэ ашыручы кечле механизмына характеристика биругэ багыш-лана.

Ачкыч сузлэр: Урта Идел буе, XVI гасырныц икенче яртысы - XX йез башы, милли-дини сэясэт, Казан губернасы, Казан еязе, «яца чукынучы-лар», Аб^абар авылы.

R.G. Gallyam

The village Abzyabar of the Kazan County as an object

of the state national-religious expansion (second half of the XVI -the beginning of the XX centuries)

This article is devoted to the national-religious policy of the government and the Orthodox Church in the Middle Volga region in the second half of the XVI -beginning of the XX centuries. The article describes the effective mechanisms for implementation of the state policy on the example of the Tatar village Abzyabar, former Kazan County of the Kazan province.

Keywords: territory of the Middle Volga, XVI -beginning of the XX c., the national religious policy, Kazan province, Kazan County, 'Novokrescheny' Abzyabar village.

Галлям Рашид Габдельфартович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (г.Казань); e-mail: [email protected]

Галлэм Рэшит Габделфэрт улы - тарих фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш.Мэрж;ани исемендэге Тарих институты яца тарих бYлегенец елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Gallyam Rashid Gabdel'fartovich - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Departament of modern history, Sh.Marjani Institute of History of AS RT (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.