Научная статья на тему 'Секция философии и методологии науки VII Российского философского конгресса: некоторые итоги'

Секция философии и методологии науки VII Российского философского конгресса: некоторые итоги Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ / СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ / ПОНИМАНИЕ И ГЕРМЕНЕВТИКА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ / ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ / СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ПРАКТИКИ / РОССИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС / INTERRELATION OF SCIENCE AND PHILOSOPHY / METHODOLOGY OF SCIENCE / HERMENEUTICS IN SCIENTIFIC KNOWLEDGE / PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF MATHEMATICS / SCIENCE AND PRACTICE / RUSSIAN PHILOSOPHICAL CONGRESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султанова Л.Б.

Сообщение посвящено результатам работы секции философии и методологии науки VII Российский философского конгресса, который проходил на базе Башкирского государственного университета с 6 по 10 октября 2015 г. в Уфе. Показаны направления работы секции, а также рассмотрены отдельные доклады ее участников. В заключении приводятся выводы и рекомендации, принятые по итогам работы секции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTION OF PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE OF THE 7th RUSSIAN PHILOSOPHICAL CONGRESS: SOME CONCLUSIONS

The article is devoted to the results of the section of philosophy and methodology of science of the 7 th Russian Philosophical Congress held at the Bashkir State University from 6 to 10 of October in Ufa. The directions of the section, as well as the individual reports of the participants are presented. The conclusions and recommendations stated at the end of the section are given. The Congress participants noted that: 1) modern science is in a state of “transformation and deformation”, but remains to be the highest form of cognition; therefore, it is the driving force of the development of modern civilization. The high value of science necessitates its protection from expansion of the pseudo-science and from the ideas of methodological anarchism. Science community should strive to strengthen the relationship between science and philosophy, between science and practice, as well as to facilitate the liberation of science from the stranglehold of modern bureaucracy; 2) in contemporary philosophy and methodology of science, it is necessary, taking into account the formation of the whole spectrum of computer sciences, to pay more attention to issues of methodology and the classification of Sciences and to the philosophical understanding of interdisciplinarity as a phenomenon of the development of modern science; 3) modern philosophical evaluations and conclusions in the philosophy and methodology of science must be supported by additional analysis of the adequacy of translation into the Russian language to the original. Primarily, it refers to the works of I. Kant that are widely involved in the general philosophical and in special scientific context.

Текст научной работы на тему «Секция философии и методологии науки VII Российского философского конгресса: некоторые итоги»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №4

1395

УДК 101

СЕКЦИЯ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ VII РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

© Л. Б. Султанова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 64.

Email: Sultanova2002@yandex.ru

Сообщение посвящено результатам работы секции философии и методологии науки VIIРоссийский философского конгресса, который проходил на базе Башкирского государственного университета с 6 по 10 октября 2015 г. в Уфе. Показаны направления работы секции, а также рассмотрены отдельные доклады ее участников. В заключении приводятся выводы и рекомендации, принятые по итогам работы секции.

Ключевые слова: взаимосвязь науки и философии, современные аспекты методологии науки, понимание и герменевтика в научном познании, философские вопросы математики, соотношение науки и практики, Российский философский конгресс.

В этом (2015) году на базе Башкирского государственного университета с 6-го по 10-е октября прошел VII Российский философский конгресс. На его площадках работало 26 секций, 7 симпозиумов, 33 круглых стола. Трудно назвать тему, не представленную в том или ином виде в рамках этого крупнейшего философского форума. Секция философии и методологии науки в программе VII Российского философского конгресса, традиционно является одной из важнейших площадок философского форума, где обсуждаются и дискутируются актуальные вопросы философии и методологии научного познания. Секция работала 8-9 октября 2015 г., в Башкирском государственном университете. Всего зарегистрировались в секции философии и методологии науки на сайте VII Российского философского конгресса и прислали тезисы 62 человека. Выступили с докладами и приняли участие в обсуждении содержания сделанных докладов 18 человек из Уфы, Москвы, Курска, Липецка, Томска, Екатеринбурга и Самарканда (Узбекистан).

Повестка работы секции философии и методологии науки включала следующие вопросы:

1. Взаимосвязь науки и философии.

2. Современные аспекты методологии науки.

3. Понимание и герменевтика в научном познании.

4. Философские вопросы математики.

5. Соотношение науки и практики.

Присланные тезисы в целом равномерно распределились по пунктам обозначенной тематики, однако в некоторых материалах авторы стремились изложить свои взгляды по вопросам, относящимся сразу к нескольким пунктам обозначенной тематики. Понятно, что наибольшее доверие вызывают материалы участников секции, принявших непосредственное участие в ее работе в рамках конгресса. Разумеется, далеко не все желающие участвовать в работе конгресса смогли приехать - по разным причинам. Тем не менее, представляется, что секция была проведена на высоком теоретико-методологическом уровне, в атмосфере дружелюбной и плодотворной дискуссии. Наиболее интересными в этом плане являются доклады, содержащие заметные элементы новизны, хотя, возможно, не со всеми высказанными предложениями и оценками можно согласиться. Это, прежде всего, доклады Д. В. Варыгина (Уфа) «Понимание и объяснение в научном познании», А. А. Карташовой (Томск) «Трансформация и деформация современного научного знания», Ш. С. Кушакова (Самарканд) «Виртуальность как универсалия постнеклассической философии», Г. Б. Святохиной (Уфа) «Особенности методологии научного синтеза в системе философии космиче-

ского мышления», В. С. Федорова (Москва) «К вопросу о классификации компьютерных наук», Р. А. Ярцева «Универсальный метод науки и его значение» и Л. Б. Султановой «Неявное знание в науке». Также это доклады, тематически относящиеся к философии математики. Это доклады таких исследователей, как С. М. Антаков (Нижний Новгород) - тема «Основной вопрос философии математики», В. П. Казарян - тема «Действие как объект прикладной математики», В. Т. Мануйлов (Курск) - тема «Конструктивность обоснования математического знания в философии математики И. Канта».

Наиболее интересные работы участников секции были рекомендованы к публикации в Российском гуманитарном журнале, и некоторые публикации уже вышли в пятом номере. Хочется рассказать о них подробнее.

В статье И. В. Назарова (Екатеринбург) «Статус и структура методологии науки» рассматривается многоуровневая концепция методологии науки, в которой выделяется пять уровней, различающихся по степени общности и характеру связи с философией. По мнению автора, первый, самый общий уровень методологии науки составляют исследования применения в науке философских методов, а учение об общенаучных методах познания составляет уже второй уровень методологии науки менее общего характера, на котором исследуется сущность общенаучных методов. На третьем уровне методологии науки проводится исследование системы общенаучных методов познания, применяемых в фундаментальных науках. На четвертом уровне осуществляется исследование общенаучных методов познания и гносеологических проблем в других науках. К пятому уровню методологии науки относятся проблемы еще более узкого плана и исследуются возможности применения частных методов научного познания. Таким образом, автор обосновывает тезис о том, что методология науки имеет комплексный характер и обладает сложной структурой. При этом два высших уровня методологии науки являются философскими, следующие два - философско-научными, пятый уровень имеет, скорее, конкретно-научный характер [1].

В статье А. А. Карташовой (Томск) рассматриваются основные направления развития науки, взятые в контексте анализа стратегий современного общественного развития и формирования общества знаний. Актуальность данного исследования связана с изменениями, происходящими в современном обществе: расширение научных подходов, изменение требований к научному знанию и образованию в связи с научно-

1396

ФИЛОСОФИЯ и СОЦИОЛОГИЯ

технической революцией, переходом от информационного общества к обществу знаний, усилением международного взаимодействия и т.д. Цель этой статьи -отследить изменения, происходящие в науке в научном знании со сменой исследовательских подходов и под влиянием современных тенденций. Для достижения поставленной цели в работе автором был использован метод сравнительного анализа, на основе которого была исследована эволюция научных походов, таких как междисциплинарность, полидисциплинарность и трансдисциплинарность, а также определены новейшие перспективные тенденции развития научного знания. На основе анализа современного состояния и потенциальных возможностей интеграции образования, науки и производства автором обосновано применение этих методологий как исследовательских принципов науки будущего. Кроме того, автором показано, что в разных государствах связь между обществом, наукой, образованием и государством кардинально различается, что, исторически, способствовало формированию различных образовательных моделей. Понятно, что областью применения результатов исследования является, прежде всего, высшее образование. В заключение автором сделан вывод о том, что эти тенденции, имеющие место в развитии общества, оказывают существенное влияние на развитие научных знаний, что подтверждает тезис об определенной социокультурной обусловленности науки[2].

Статья С. М. Антакова (Нижний Новгород) «Что такое математика?» связана с проблемами философии математики. В ней автор исследует возможные стратегии ответа на этот вопрос, разделив эти стратегии на три следующие группы: 1) вопрос наивен и не требует ответа; 2) ответ содержится в собственно математическом знании; 3) ответ может дать только философия. Дальнейшее уточнение основного вопроса математики, по мнению автора, осуществляется в рамках изучения вопросов о сущности и существовании математики. Автор отмечает, что фундаменталистская и социокультурная философия математики в прошлом столетии не всегда предлагали удовлетворительные ответы на эти вопросы. Автор приходит к выводу о том, что проблема дуализма философии математики принципиально разрешается посредством определенного вида диалектики, что, однако требует от философии математики подчинения метафизике. В статье С. М. Антакова имеется ряд дискуссионных моментов, но она прекрасно написана, актуальна и по-своему интересна [2].

Не может не привлечь внимания совместная статья представителей Московского физико-технического института В. С. Федорова и А. И. Липкина «Место и роль науки в контексте технических проектов XX века». Отметим, что известный исследователь А. И. Лип-кин на конгрессе работал в рамках секции философии естествознания. В указанной статье анализируется взаимодействие науки и техники в контексте научно-технических проектов ХХ в. Для этого вводится различение «чистой науки» и техники, и затем на ее основе дается определение и выстраивается схема прикладного исследования и прикладной, а также технической, науки. Представленные авторами понятия и схемы лежат в основе проводимого в статье методологического анализа линейной, каскадной и нелинейной мо-

дели взаимодействия чистой науки и техники. Основным примером последней и объектом анализа является научно-технический проект создания атомного оружия в СССР. Авторами выделяется особая роль организации и управления в развитии прикладных исследований и технических разработок проекта. Авторами обосновывается, что в рамках проекта взаимосвязи между современной наукой и современной техникой носят инновационный характер, и эти инновации существенно влияют на развитие современных форм организации научной деятельности.

Понятно, что в небольшом обзоре невозможно охватить все темы, интересовавшие участников секции философии и методологии науки.

По итогам работы секции философии и методологии науки в рамках VII Российского философского конгресса (Уфа, 8-9 октября 2015 г.) были приняты следующие выводы и рекомендации:

1. Современная наука находится в состоянии «трансформации и деформации», но по-прежнему остается высшей формой познания, и в качестве таковой является движущей силой развития современной цивилизации. Высокая ценность науки обусловливает необходимость ее защиты как от экспансии со стороны лженауки и псевдонауки, так и от идей методологического анархизма. Следует всемерно укреплять взаимосвязи науки и философии, науки и практики, а также способствовать освобождению науки от засилья современной бюрократии.

2. С учетом возникновения целого спектра компьютерных наук, в современной философии и методологии науки необходимо уделять большее внимание вопросам методологии и классификации наук, а также философскому осмыслению междисциплинарности как феномену развития современной науки.

3. Современные философские оценки и выводы в рамках философии и методологии науки, по возможности должны опираться на дополнительный анализ соответствия перевода на русский язык оригиналу. Прежде всего, это относится к работам И. Канта, широко задействованным в рамках как общефилософского, так и специально-научного, контекста. Это предложение хочется отнести прежде всего к философии математического конструктивизма, и в целом, к философии математики («конструкция» как состоявшийся объект и как процесс, т.е. «конструирование» у И. Канта).

Несомненно, проведение секции философии и методологии науки в программе VII Российского философского конгресса должно способствовать объединению исследователей, работающих в области философии и методологии науки и дальнейшему развитию исследований этой тематики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назаров И. В. Статус и структура методологии науки // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. №5. С. 339-346.

2. Карташова А. А. Трансформация и деформация научного знания в связи с расширением научных подходов и методов // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. №5. С.347-357.

3. Антаков С. М. Что такое математика? // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. №5. С. 358-367.

4. Липкин А. И., Федоров В. С. Место и роль науки в контексте технических проектов ХХ века // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. №5. С. 321-338.

Поступила в редакцию 03.12.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №4

1397

SECTION OF PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE OF THE 7th RUSSIAN PHILOSOPHICAL CONGRESS: SOME CONCLUSIONS

© L. B. Sultanova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 64.

Email: sultanova2002@yandex.ru

The article is devoted to the results of the section of philosophy and methodology of science of the 7th Russian Philosophical Congress held at the Bashkir State University from 6 to 10 of October in Ufa. The directions of the section, as well as the individual reports of the participants are presented. The conclusions and recommendations stated at the end of the section are given. The Congress participants noted that: 1) modern science is in a state of "transformation and deformation", but remains to be the highest form of cognition; therefore, it is the driving force of the development of modern civilization. The high value of science necessitates its protection from expansion of the pseudo-science and from the ideas of methodological anarchism. Science community should strive to strengthen the relationship between science and philosophy, between science and practice, as well as to facilitate the liberation of science from the stranglehold of modern bureaucracy; 2) in contemporary philosophy and methodology of science, it is necessary, taking into account the formation of the whole spectrum of computer sciences, to pay more attention to issues of methodology and the classification of Sciences and to the philosophical understanding of interdisciplinarity as a phenomenon of the development of modern science; 3) modern philosophical evaluations and conclusions in the philosophy and methodology of science must be supported by additional analysis of the adequacy of translation into the Russian language to the original. Primarily, it refers to the works of I. Kant that are widely involved in the general philosophical and in special scientific context.

Keywords: interrelation of science and philosophy, methodology of science, hermeneutics in scientific knowledge, philosophical problems of mathematics, science and practice, Russian Philosophical Congress.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Nazarov I. V. Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 5. Pp. 339-346.

2. Kartashova A. A. Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 5. Pp. 347-357.

3. Antakov S. M. Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 5. Pp. 358-367.

4. Lipkin A. I., Fedorov V. S. Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 5. Pp. 321-338.

Received 03.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.