ИТОГИ ГОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ -
СЕКРЕТ УСПЕХА
О. Л. Чернышева, мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональное училище № 3», г. Кемерово
Н. М. Вдовин
19 декабря 2012 года в профессиональном училище № 3 прошло мероприятие, посвященное Николаю Михайловичу Вдовину. В его проведении приняли участие: Сергей Николаевич Вдовин - сын, бывший директор «Азота» В. Г. Коптелов, заведующий кафедрой КузГТУ Н. А. Ощепков., начальник производства капро-лактама 1-2-й очереди М. Н. Бутов.
В Сибири с развитием угольной промышленности тесно связано становление химической промышленности. 1916 год -строительство первого коксохимического комбината, коксовых батарей. Пошел не только кокс, но и газ, который использовался для обогрева печей, на освещение города и сел. Кроме того, получали ценную химическую продукцию: аммиак, нафталин, каменноугольную смолу и бензол, дающий огромное количество синтетических материалов, в том числе яркие и прочные красители.
Начавшаяся Великая Отечественная война обусловила крупные изменения в индустриальном развитии г. Кемерово. Оборонная промышленность города давала 46,5 % военной продукции. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны три крупных коллектива -коксохимический, азотнотуковый и строительный трест № 96 - были награждены орденами Ленина.
В апреле 1945 года Совет народных комиссаров СССР принимает решение о строительстве Новокемеровского химического предприятия (ныне СДС «Азот»). Сейчас предприятие является флагманом химии Кузбасса и Западной Сибири, его продукция широко известна не только за Уралом, но и по всему миру.
Огромный вклад в становление и развитие «Азота» внес Николай Михайлович Вдовин, кандидат технических наук, Герой Социалистического труда, почетный химик РСФР и почетный гражданин г. Кемерово, о котором мы хотим рассказать.
Николай Михайлович Вдовин (1918-1999) -
сын крестьянина села Усманка Мариинского уезда Кемеровской области. В 1938 году окончил
Кемеровский коксохимический техникум. Начал свою трудовую деятельность аппаратчиком на коксохимзаво-де, откуда ушел на фронт. Он служил на Дальнем Востоке в пограничных войсках в должности старшины минеров. За боевые действия награжден орденом Красной Звезды,
медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Победу над Японией».
После войны вернулся на завод. Работал, продолжал учебу. В 1958 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт.
С 1960 года молодой специалист работает на химкомбинате начальником производства аммиака и метанола, затем главным инженером предприятия. Знание японского языка сыграло большую роль в его трудовой деятельности в должности директора Новокемеровского химкомбината.
Из воспоминаний сына - Сергея Николаевича Вдовина:
«Отец дневал и ночевал в цехе диафена «ФП». Технология закуплена у японцев. Технология сырая, недоработанная. Надо находить выход. И отец нашел. Зная хорошо японский язык и психологию японцев, он начинает действовать. Сначала тактично японской фирме телеграфирует об убытках предприятия, эксплуатации производства, а затем с министром химической промышленности принимает решение о необходимости выехать в Японию с целью доработки проекта в конструкторском бюро фирмы. Диафен «ФП» был пущен в мае 1974 года. Зарегистрировано изобретение. Использованное изобретение позволило довести до государственного знака качества многотоннажное производство антистареющей резины, значительно снизить выбросы вредных веществ».
В 1962 году за разработку новых катализаторов при пуске капролактама Николай Михайлович награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году он защитил диссертацию, получив степень кандидата технических наук. Н. М. Вдо-
ИТОГИ ГОДА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
вин - автор 25 изобретений с общим экономическим эффектом на миллионы рублей, многие из которых запатентованы в Японии, ФРГ, ЧССР.
Более 50 лет Вдовин Н. М. трудился над созданием отечественных разработок в химической промышленности, удостоен званий Героя Социалистического Труда (1976), «Заслуженный работник химической промышленности».
Из воспоминаний зав. кафедрой КузГТУ Ощепкова Н. М.: «Николай Михайлович охотно передавал свои знания и инженерный опыт молодым. Вел большую работу по подготовке специалистов для химической промышленности с 1981 по 1992 год, читал курс лекций в Кузбасском политехническом институте».
Из выступления Бутова М. Н.: «Для меня Николай Михайлович Вдовин - это символ Кеме-
ровского химкомбината, он был и есть гордость и совесть нашего завода. Он является представителем того счастливого поколения, для которого на первом месте в жизни была работа, преданность своему делу, патриотизм, постоянное стремление найти новое, прогрессивное, экономичное решение производственных проблем».
В мае 1988 года решением исполкома Кемеровского городского Совета народных депутатов Н. М. Вдовину присвоено звание «Почетный гражданин города Кемерово».
После его смерти в доме, где жил ученый, открыта памятная доска, в Кузбасском государственном техническом университете одна из аудиторий носит его имя. Администрация СДС «Азот» учредила серебряную медаль «Лауреат премии имени Н. М. Вдовина».
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Т. Л. Князева, преподаватель истории ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, воспитания законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.
Как преподаватель гуманитарных дисциплин я особое внимание на своих занятиях уделяю этой тематике. Но не только на занятиях. Огромное поле деятельности и вне занятий: классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, участие в конкурсах, краеведческих чтениях, олимпиадах, в научно-исследовательской работе.
Урок - реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил, мотивация и активизация развития всех сфер личности, формирование умения учиться, это связь с жизнью. Каждый урок истории направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. Какая бы тема ни рас-
сматривалась на занятии, всегда привожу примеры мужества, самоотверженности, трудолюбия, гражданственности, любви к родному краю, стране.
Особенно увлекает студентов тема Великой Отечественной войны. Но и здесь я понимаю, как много они еще не знают, как мало они читают, а порой не замечают ветеранов, которые живут рядом с ними.
Накануне 67-й годовщины Великой Отечественной войны уроки Мужества проводила в музее ГБОУ СПО ЮТК, где с интересом студенты слушали не только о героях-юргинцах, но и об участниках войны, бывших работниках колледжа. Смотрели отрывки из фильма «А зори здесь тихие». Студенты не стеснялись своих слез и были не равнодушны к происходившим на экране событиям, а также к рассказу о подвигах, которые совершали наши земляки и солдаты страны. После занятий всегда рекомендую, какую литературу можно почитать, какой фильм посмотреть, говорю, чтобы не забывали поздравить с праздником Победы родных, близких и даже незнакомых ветеранов.
Краеведческие чтения - определенный итог научно-поискового творчества студентов, самостоятельного, углубленного изучения истории