Научная статья на тему 'Сегментная отчетносить деятельности железнодорожного транспорта Узбекистана в современных условиях'

Сегментная отчетносить деятельности железнодорожного транспорта Узбекистана в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО СЕГМЕНТАМ / ОТЧЕТНЫЙ СЕГМЕНТ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ / BUSINESS SEGMENT / ACCOUNTING AND REPORTING SEGMENTS / REPORTABLE SEGMENT / GEOGRAPHIC SEGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамов А. Ш.

В статье приводится сущность, цель сегментарной отчетности и его место в системе информационного обеспечения процессов управления на железнодорожном транспорте республики Узбекистан, а также определяются состав показателей для характеристики отчетного сегмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of segments of activity of railway transport of Uzbekistan are in modern terms

The article gives the essence, the purpose of segment reporting and its place in the information security management processes at the railway transport of the Republic of Uzbekistan, as well as determine the composition of indicators for performance reporting segment.

Текст научной работы на тему «Сегментная отчетносить деятельности железнодорожного транспорта Узбекистана в современных условиях»

УДК 657.1

А. Ш. Рустамов

СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА УЗБЕКИСТАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье говорится о цели и месте сегментарной отчетности в системе информационного обеспечения процессов управления на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан, определяется состав показателей для характеристики отчетного сегмента.

сегмент деятельности; учет и отчетность по сегментам; отчетный сегмент; географический сегмент.

Введение

Современные условия предпринимательской деятельности определяют тот факт, что информация стала стратегическим ресурсом организации. Именно умение добывать и использовать информацию в собственных интересах определяет способность формализовывать проблемы и моделировать возможные варианты решений. В связи с этим меняется целевое значение бухгалтерской отчетности, которая должна удовлетворять потребности огромного круга пользователей. Усиление зависимости существования фирмы от внешней среды обусловило необходимость обеспечения финансовой информацией внешних пользователей. Новые системы управления, цели и задачи внутрифирменной среды выдвигают качественно новые ориентиры для управленческого учета. Особую ценность приобретает информация, на основе которой можно осуществлять стратегическое управление. Функции планирования и прогнозирования становятся приоритетными. Системный и ситуационный подходы к управлению предполагают, что менеджерам организации необходима различная информация для принятия оперативных, тактических и стратегических решений и организации контроля за их исполнением. Деятельность современных крупных организаций диверсифицирована, осуществляется в разных регионах, сегментирована по рынкам. В этой связи особо актуальна качественная и количественная информация о том, что дает каждый сегмент рынка, отдельный вид продукции или услуг, регион, подразделение, клиент, поставщик. Такая информация необходима не только для эффективного управления, но и для принятия решения о слиянии или разукрупнении организации, ликвидации сегментов, объективной оценки стоимости компании.

1 Понятие сегментов деятельности

1.1 Понятие и цель сегментации

Дословный перевод латинского слова Segmentum от seco - рассекаю означает: часть круга, ограниченную дугой и ее хордой; отрезок. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие «сегмент» означает часть деятельности организации под определенным углом зрения (виды продукции, географические регионы и т. п.), т. е. в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах одного вида в разных регионах и т. д.

В трактовке российского стандарта по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам», утвержденного Приказом Минфина РФ № 11н от 27 января 2000 г., ПБУ 12/2000, под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг [1]. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Однако это не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.

Основой для российского стандарта послужил МСФО 14 «Сегментная отчетность», согласно которому сегментарная отчетность рассматривается как составная часть внешней отчетности. Такое же место отводится ей и стандартом США по предоставлению сегментной информации -стандартом финансового учета № 131 (Financial Accounting Standard -FAS-131) «Раскрытия о сегментах предприятия и связанной с ними информации (для финансовых отчетов за периоды, начиная с 15 декабря 1997 г.)» и стандартом Великобритании - Положением о стандартной практике ведения учета № 25 (Statements of Standard Accounting Practice -SSAP-25) «Сегментарная отчетность».

Целью сегментарной отчетности является представление надежной, уместной и сравнимой информации о предприятии по сегментам (направлениям), его деятельности для всех заинтересованных пользователей. Чтобы отвечать поставленной цели, сегментарная отчетность должна быть существенно важной для пользователей.

1.2 Виды сегментов

Сегменты подразделяются на два вида: операционный и

географический. Операционным сегментом является часть деятельности по производству определенного товара и получению прибыли, подверженная рискам, отличным от рисков по другим товарам и прибылям [1]. В

принципе, операционные сегменты - это отдельные виды деятельности. Наличие их характерно для многопрофильных предприятий, производящих и реализующих различные виды товаров, работ, услуг.

Географическим сегментом является часть деятельности организации по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и полученной от этого прибыли в определенном географическом регионе деятельности организации. Эта деятельность подвержена рискам, отличным от рисков, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Наличие географических сегментов характерно для организаций, ведущих свою деятельность в различных регионах как своей страны, так и за рубежом [1].

2 Сегментация железнодорожного транспорта Узбекистана

2.1 Организационная структура ГАЖК «УТЙ»

Организационная структура компании ГАЖК «УТЙ» представлена на рис. 1 [3].

Существует несколько видов организационных структур, таких как линейная организационная, линейно-штабная организационная, линейнофункциональная, дивизионная, органическая, бригадная, проектная, матричная (программно-целевая) и т. д. Каждая организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» имеет линейную структуру. Линейная структура основана на вертикальном разделении труда, принципе единоначалия и централизма, предусматривает выполнения руководителем всех функций управления с полным подчинением всех нижестоящих подразделений.

Преимущества линейной структуры управления - четкость и ясность:

У организационных форм и взаимосвязей;

У системы взаимных связей функций и подразделений;

У системы единоначалия;

У в вопросах ответственности;

Недостатки линейной структуры управления:

У отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

У разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации.

Региональные железнодорожные узлы ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» имеют линейно-штабную структуру управления (рис. 2). Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа.

Рис. 1. Организационная структура ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» Достоинства линейно-штабной структуры:

S способствует высокой профессиональной специализации и программированию процессов управления;

S более высокий уровень подготовки управленческих решений;

S линейные руководители освобождаются от решений многих специальных вопросов.

Недостатки линейно-штабной структуры:

S тенденции к чрезмерной централизации управления;

S отсутствие тесных горизонтальных связей между подразделениями.

Рис. 2. Региональная структура ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»

В целях дальнейшего совершенствования системы железнодорожного транспорта, обеспечения более тесной взаимосвязи функционального и территориального подходов к управлению, повышения уровня децентрализации подходов к управлению а также для выстраивания тесных горизонтальных связей между подразделениями, по нашему мнению, необходим качественно иной уровень информационного обеспечения процессов управления, что, в свою очередь, может обеспечить формирование отчетности по сегментам деятельности. При этом основная проблема - отсутствие в настоящее время тесных горизонтальных связей между подразделениями. Такое положение приводит к необходимости дополнительных согласований при принятии управленческих решений и, следовательно, увеличивает время принятия и реализации решений; возникает риск запаздывания управленческого воздействия на меняющиеся обстоятельства хозяйственной деятельности.

Каждое РЖУ имеет свою дистанцию пути, электроснабжения, сигнализации и связи, локомотивное депо, а также функциональноэксплуатационное вагонное депо.

Основными задачами созданных региональных железнодорожных узлов являются:

S изучение конъюнктуры регионального рынка и формирование инфраструктуры перевозок, а также осуществление мер по развитию железнодорожной сети;

S обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта в пределах обслуживаемой территории, предоставление потребителям широкого спектра железнодорожных услуг;

S осуществление совместно с органами государственной власти и управления на местах комплекса мер, направленных на укрепление материально-технической базы подразделений железнодорожного транспорта;

S разработка и реализация мер по повышению стабильной работы и увеличению пропускной способности сети железных дорог;

У обеспечение четкого координированного взаимодействия таможенных и налоговых органов, пограничной службы на местах при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок через границы Республики Узбекистан [2].

2.2 Сегменты ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»

Особенности организации функционирования железнодорожной отрасли в Республике Узбекистан неизбежно способствуют разделению ее на географические сегменты, представленные с 2009 г. шестью региональными железнодорожными узлами (РЖУ), и операционные сегменты, представленные ее подразделениями в соответствии с видами осуществляемых работ (рис. 3).

Рис. 3. Операционные и географические сегменты основной деятельности ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»

По результатам количественного анализа показателей грузооборота (рис. 4) и количества отправленных грузов (рис. 5) в 2007-2009 гг. наиболее крупным географическим сегментом является Бухарское РЖУ.

Бухарский региональный железнодорожный узел был создан в соответствии с Постановлением кабинета министров Республики Узбекистан № 378 от 5 ноября 2002 г. и Приказом председателя правления компании № 270-Н от 7 ноября 2002 г.

РЖУ Термез РЖУ Карши-Термез РЖУ Кунград РЖУ Бухара

2000 4000 60 0 0 S0Q0 10000

Грузооборот, тн-км

□ 2007 ■ 200S □ 2009

Рис. 4. Грузооборот региональных железнодорожных узлов ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в 2007-2009 гг.

Рис. 5. Отправление грузов региональных железнодорожных узлов ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» в 2007-2009 гг.

РЖУ «Бухара», являясь дочерним предприятием компании, состоит из структурных подразделений и является юридическим лицом, имеет независимый баланс, расчетный счет, круглую печать и угловой штамп, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность. Финансово-эконо-мические взаимоотношения между компанией и Бухарским РЖУ, а также между РЖУ и его структурными подразделениями регулируются Положением, утвержденным советом компании [2].

Операционные (хозяйственные) сегменты РЖУ «Бухара»:

1) дистанция пути ПЧ;

2) дистанция сигнализации и связи ШЧ;

3) вагонное депо ВЧД;

4) локомотивное депо ТЧ;

5) дистанция электроснабжения ЭЧ;

6) станции ДС;

7) РЖУ собственный.

Данные сегменты были идентифицированы преимущественно по следующим признакам:

У различия типов продукции;

У различия в производственном и технологическом процессе.

Вышеперечисленные операционные сегменты были выделены на основе анализа внутренней отчетности организации. Эти сегменты характеризуют наиболее значимые виды продукции, информация о которых представляется во внутреннем отчете.

В качестве географических сегментов совершенно обоснованно выделяются шесть РЖУ (рис. 2): «Ташкент», «Коканд», «Бухара»,

«Карши», «Термез», «Кунград».

Следующим этапом отбора отчетных сегментов должен стать количественный расчет показателей. При таком расчете необходимо распределять доходы, расходы, активы и обязательства по сегментам. Пример распределения представлен в таблице.

Указанное распределение осуществляется для оценки финансовой эффективности сегментов. В настоящее время такое распределение возможно на основе дополнительной группировки, по сути

перегруппировки данных текущего бухгалтерского учета. Такая перегруппировка вызвана тем, что сегмент деятельности в настоящее время не выделен в отдельный объект бухгалтерского учета. Например, выручка учитывается централизованно, без соотнесения с конкретным подразделением компании. Однако на основании первичных учетных документов можно установить сумму выручки, привлеченную деятельностью конкретного подразделения компании и затем -соответствующего сегмента деятельности. В перспективе необходимо выделение дополнительной аналитической позиции в учете доходов и расходов, активов и обязательств. Такой аналитической позицией должны быть операционные и географические сегменты деятельности. Оценка финансовой эффективности сегментов деятельности, по нашему мнению, обеспечивает качественно новый уровень управленческих решений. Положительные изменения в области распределения ресурсов заключаются в том, что управленец становится ориентированным не только на решение текущих технологических задач, но и на поиск финансово оправданных способов решения этих задач. Он не просто принимает решение ремонтировать объект основных средств, но выбирает технологию ремонта (или исполнителя ремонта) с меньшими затратами соответствующих ресурсов.

ТАБЛИЦА. Расчет количественных критериев для идентификации отчетных операционных сегментов РЖУ «Бухара» за 2005-2009 гг.

Показатель Наименование сегмента

1 2 3 4 5 6 7

Дистанция пути Дистанция сигнализации и связи Вагонное депо Локомотивное депо Дистанция электроснабжения Станции РЖУ собственный Всего по основной деятельности РЖУ

1. Общая величина выручки сегмента, млн сум

2005 133 47 507 584 142 716 48 297 50 426

% к итогу 0,3 0,1 1,0 1,2 0,3 1,4 95,7 100,0

2006 171 66 476 1114 110 809 98 229 100 975

% к итогу 0,2 0,1 0,5 1,1 0,1 0,8 97,2 100,0

2007 256 59 549 1817 131 1110 176 812 180 734

% к итогу 0,1 0,0 0,3 1,0 0,1 0,6 97,9 100,0

2008 359 96 819 1975 196 1652 201 170 206 267

% к итогу 0,2 0,0 0,4 1,0 0,1 0,8 97,5 100,0

2009 247 92 881 2695 257 1663 198 785 204 620

% к итогу 0,1 0,0 0,4 1,3 0,1 0,8 97,3 100,0

2. Финансовый результат сегмента от основной деятельности, млн сум

2005 -8731 -2736 -6382 -14 650 -5353 -930 43 295 4513

% к итогу -193,5 -60,6 -141,4 -324,6 -118,6 -20,6 959,3 100,0

2006 -4550 -2490 -7793 -23 917 -6332 -1026 88 119 42 011

% к итогу -10,8 -5,9 -18,5 -56,9 -15,1 -2,4 209,6 100,0

2007 -27 184 -4538 -10 010 -33 940 -4433 -1563 159 870 78 202

% к итогу -34,8 -5,8 -12,8 -43,4 -5,7 -2,0 204,5 100,0

2008 -35 620 -5695 -13 442 -51 044 -4175 -1800 176 929 65 153

% к итогу -54,7 -8,7 -20,6 -78,3 -6,4 -2,8 271,5 100,0

2009 -18 597 -5232 -16 132 -77 522 -5436 -2130 161 314 36 265

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% к итогу -51,3 -14,4 -44,5 -213,8 -15,0 -5,9 444,9 100,0

3. Балансовая величина активов, млн сум

2005 77 727 8036 19 710 9698 23 720 3736 149 206 291 833

% к итогу 26,6 2,8 6,8 3,3 8,1 1,3 51,1 100,0

2006 88 009 9895 27 765 10 682 28 661 3958 59 092 228 062

% к итогу 38,6 4,3 12,2 4,7 12,6 1,7 25,9 100,0

2007 101 561 12 430 33 694 13 152 28 411 4503 80 197 273 948

% к итогу 37,1 4,5 12,3 4,8 10,4 1,6 29,3 100,0

2008 202 721 13 224 41 997 30 168 29 672 4655 105 145 427 582

% к итогу 47,8 3,1 9,9 6,3 7,0 1,1 24,8 100,0

2009 258 255 26 507 72 428 63 093 30 804 4893 136 751 592 731

% к итогу 43,9 4,5 12,3 10,0 5,2 0,8 23,3 100,0

Для признания сегмента отчетным необходимо выполнение следующих требований:

S операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная выручка получена от продажи внешним покупателям;

У выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10 % от общей суммы выручки;

У финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % от финансового результата всех сегментов;

У активы данного сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов деятельности всех сегментов;

У если на все отобранные отчетные сегменты приходится менее 75 % выручки, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют «правилу 10 %» [1].

Следует также подчеркнуть, что, согласно МСФО 14, если какой-либо выделенный сегмент организации не определен в качестве отчетного, то этот сегмент может быть объединен с другим (или другими) аналогичным сегментом внутренней отчетности. Сегменты считаются аналогичными, если отвечают определениям хозяйственного или географического сегмента [1].

Анализ данных, представленных в таблице, особенностей функционирования железной дороги в рассматриваемом регионе позволяет сделать вывод о том, что основным признаком для выделения отчетных операционных сегментов Бухарского РЖУ следует принять балансовую величину активов сегментов.

Заключение

Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации - обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о функционировании значимых элементов бизнеса для анализа этого процесса и принятия грамотных управленческих решений.

Сегментарная отчетность приобретает особую актуальность для ГАЖК «УТЙ» в настоящее время, когда происходит процесс реформирования железнодорожного транспорта в Узбекистане. Такая отчетность должна содержать информацию для обоснования решений по оптимизации организационно-технологической структуры отрасли и оценки эффективности управления.

Библиографический список

1. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ / А. А. Соколов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 288 с. - ISBN 5-279-02987-4.

2. Устав Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» в новой редакции : утв. председателем правления ГАЖК 19.05.2005. -[Ташкент : б. и.], [2005].

3. Республика Узбекистан. Законы. О дальнейшем совершенствовании организации управления Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари». Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан № 366 от 3 августа 2004. - [Ташкент : б. и.], [2004].

Исторические аспекты науки и техники

УДК 534

А. В. Бенин, С. В. Елизаров, А. Н. Лялинов, Н. И. Невзоров,

О. К. Осминкин, А. С. Кухарева, А. М. Сбойчаков

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЛОКОЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема статьи - развитие колокольного искусства как в России (Российской империи), так и во всем мире от Рождества Христова до начала XX в. Особое внимание уделяется конструктивному исполнению колоколов.

колокол, колокольное искусство, конструкция колокола, сечения колоколов, варианты колоколов, особенности размеров колоколов.

Введение

В советский период исследования и конструктивная разработка колоколов были запрещены. В настоящее время в России появилась возможность воссоздания уничтоженных атеистической системой колоколов, храмов и других объектов историко-религиозного назначения.

Следует отметить, что послереволюционные потери по колоколам составили не менее 350 тыс. единиц. Каждый храм в среднем имел по пять колоколов различной массы, что составляло около тонны колокольной бронзы на один храм. Стоимость уничтоженных колоколов, по архивным данным Священного синода, составила не менее 1800 т чистого золота. В настоящее время основной задачей является скорейшее восстановление колоколов и других православных святынь России.

Чтобы восстановить потери и начать новый этап развития колокольного производства, нам необходимо, прежде всего, изучить существующее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.