Научная статья на тему 'Себестоимость товарной продукции как объект управления'

Себестоимость товарной продукции как объект управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / СИСТЕМА / ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ / COST / SYSTEM / INTERSYSTEM COMPONENTS / ENTERPRISE PRODUCT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Владимир Константинович, Нюренберг Мария Николаевна

Раскрываются вопросы управления себестоимостью продукции на предприятии. Себестоимость как объект управления проанализирована с позиции системы и системного подхода. Предложено калькуляционные статьи себестоимости рассматривать в качестве внутрисистемных объектов, воспринимающих управленческие воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL PRODUCT COST AS A SUBJECT TO MANAGEMENT

The article studies some issues of product cost management at an enterprise. It analyzes cost as a subject to management from the perspective of the system and systems approach. The authors propose to consider costing items as intersystem components that are influenced by management.

Текст научной работы на тему «Себестоимость товарной продукции как объект управления»

УДК 005.932 В. К. БЕЛЯЕВ

ББК 65.291.92 кандидат экономических наук, доцент,

Байкальский государственный университет экономики и права

М. Н. НЮРЕНБЕРГ

Байкальский государственный университет экономики и права

СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Раскрываются вопросы управления себестоимостью продукции на предприятии. Себестоимость как объект управления проанализирована с позиции системы и системного подхода. Предложено калькуляционные статьи себестоимости рассматривать в качестве внутрисистемных объектов, воспринимающих управленческие воздействия.

Ключевые слова: себестоимость; система; внутрисистемные объекты; управление продукцией предприятия.

V. K. BELYAEV

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law M. N. NYURENBERG

Baikal State University of Economics and Law

COMMERCIAL PRODUCT COST AS A SUBJECT TO MANAGEMENT

The article studies some issues of product cost management at an enterprise. It analyzes cost as a subject to management from the perspective of the system and systems approach. The authors propose to consider costing items as intersystem components that are influenced by management.

Keywords: cost; system; intersystem components; enterprise product management.

Необходимость рационального ведения хозяйства породила проблему управления экономией ресурсов.

Генезис этой проблемы описали K.P. Макконнелл и С.Л. Брю [2, с. 26], отметившие следующие два факта:

- экономические потребности общества, т. е. материальные потребности составляющих его индивидуумов, в буквальном смысле безграничны и неутолимы;

- экономические ресурсы, т. е. средства производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Управление экономией в масштабах общества является сложной задачей. Ее решение предполагает создание ресурсосберегающего (противозатратного) механизма, способного служить основой экономии ресурсов на всех уровнях хозяйствования. Трудности, которые здесь возникают, рассмотрены в работе [3]. Они вынудили теоретиков и практиков сосредоточить свои усилия на сбережении ресурсов

на уровне предприятия, что упрощает задачу, сводя ее к управлению ресурсами в процессе их трансформации в затраты и товарную продукцию. Так, на передний план оказалась выдвинута задача по управлению себестоимостью товарной продукции предприятия.

Себестоимость продукции — один из важнейших экономических показателей деятельности предприятия. В содержательном плане себестоимость — это затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме [1]. Следовательно, выражения «себестоимость продукции» и «затраты на производство продукции» — синонимы.

Предприятие всегда (в нормальных условиях)1 заинтересовано в снижении себестоимости продукции, так как это увеличивает его прибыль и повышает конкурентоспособ-

1 В начальном периоде перехода к рыночной системе существовали предприятия, которые завышали затраты ради повышения цены.

© В. К. Беляев, М. Н. Нюренберг, 2013

ность. Поэтому управление себестоимостью в рыночной экономике относится к числу главных проблем хозяйственной деятельности предприятия.

Себестоимость продукции с позиции управления является сложным объектом, что обусловлено рядом объективных обстоятельств. К основным из них относятся:

- предприятия преимущественно производят продукцию по широкой номенклатуре с использованием различных материалов или одинаковых материалов в различных сочетаниях, что затрудняет организацию достоверного учета их расхода;

- затраты на производство отдельного изделия рассредоточены в пространстве и во времени;

- в условиях рынка поставщики материалов и комплектующих изделий часто меняют цены;

- цены поставщиков на одни и те же материалы и комплектующие изделия значительно различаются;

- конкуренция вынуждает повышать качество продукции и использовать новые достижения научно-технического прогресса, что увеличивает затраты предприятия;

- возникновение внутренних и внешних возмущающих воздействий на процесс производства;

- форс-мажорные обстоятельства;

- несовершенство действующей системы учета затрат на производство.

Перечисленная часть обстоятельств затрудняет решение задачи по управлению себестоимостью товарного выпуска. В таких случаях рекомендуется использовать системный подход, позволяющий локализовать анализ ситуации в пределах отдельно взятой системы. «Под системным подходом понимают систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решений базируется на определении общей цели системы и последовательном подчинении этой цели множества подсистем, планов их развития, а также показателей и стандартов работы» [4].

Использование системного подхода требует убедиться в том, что себестоимость продукции можно рассматривать как систему, а затем построить для нее систему управления. Для решения первой задачи составили табл. 1, в которой наглядно показали, что себестоимость обладает всеми признаками, которыми характеризуется система вообще. Вторая задача направлена на определение специфики ориентиров для организационного построения деятельности по управлению себестоимостью товарной продукции (табл. 2).

Таблица 1

Системные признаки, позволяющие рассматривать себестоимость продукции как систему

Признак Проявление признака в себестоимости

Элементы Калькуляционные статьи (объекты); люди (субъекты), рассчитывающие их значения; средства труда; информационные связи

Структура — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов Группировка затрат в соответствии с их экономическим содержанием по элементам, по статьям калькуляции, деление затрат на прямые и косвенные

Делимость Подсистемы: плановая, нормативная, системная и фактическая калькуляция, полная и неполная себестоимость

«Прозрачные» границы, отделяющие систему от окружающей среды (допускающие влияние на нее внешней среды) Влияние таких факторов внешней среды, как меняющиеся рыночные цены на все виды ресурсов, достижения научно-технического прогресса, появление новых потребностей у потребителя и др.

Эмерджентность — свойства, которыми не обладают ее элементы в отдельности Стоимостная оценка затрат на производство и реализацию продукции только при объединении всех элементов

Общая цель и комплекс подцелей Общая цель — оценить затраты предприятия на производство и реализацию продукции; подцели — непревышение уровня затрат по цехам, по отдельным видам затрат

Внутренние и внешние возмущающие воздействия Внутренние воздействия — затраты на окончательный и исправимы брак; внешние — повышение государством ставки включаемых в себестоимость налогов

Интегративные качества Объединение отдельных видов затрат на производство в одно целое

Информация Связь между субъектами (люди) и объектами (калькуляционные статьи) управления себестоимостью

Иерархичность Рабочие места, участки, цехи, службы управления и т. д.

Каждая система, которая является объектом управления, имеет свою индивидуальную систему управления. Индивидуальность обусловлена особенностями объекта управления. Известно, что термин «управление» имеет несколько значений. Когда слышим такие выражения, как «управление самолетом», «управление страной», «управление отраслью», «управление предприятием», то убеждаемся в том, что в каждом отдельном случае речь идет об управлении различными объектами. Действительно, управление страной и управление предприятием различаются между собой в такой же мере, в какой различаются сами объекты управления. Отсюда следует, что объект управления и его особенности имеют определяющее значение для построения системы управления.

«Объектом управления является все то, на что направлено управленческое воздействие, осуществляемое посредством управленческого решения» [4, с. 163]. Данная мысль важна для понимания механизма управления в социально-экономических системах, так

как она содержит утверждение о том, что объектом управления может быть не только объект в обычном понимании (предприятие, качество, финансы, себестоимость), но и его элементы. Статус объекта управления элемент приобретает в том случае, если на него оказывается управленческое воздействие, обусловленное управленческим решением.

Из сказанного видно, что необходимо различать объект управления, представляющий саму систему, и внутрисистемные объекты управления, непосредственно воспринимающие управленческое воздействие. Последние являются структурными составляющими конечного объекта управления.

Исходя из сложившейся практики расчета себестоимости продукции и ее корректировки, целесообразно в качестве внутрисистемных объектов управления принять ее калькуляционные статьи. Так как в любой социально-экономической системе главным элементом является человек, то для понимания функционирования системы управления себестоимостью необходимо

Таблица 2

Взаимосвязи в системе управления себестоимости продукции предприятия

Объект Субъект

Предприятие Цех Отдел, служба Участок, бригада

Сырье и основные материалы Руководитель и его заместители Начальник цеха и другие управленческие работники Управленческие работники планово-экономического отдела, отдела материально-технического снабжения Начальник участка, мастер, бригадир

Возвратные отходы (вычитаются) - — Планово-экономический отдел, бухгалтерия —

Покупные изделия и полуфабрикаты - — Отдел материально-технического снабжения —

Топливо и энергия на технологические нужды - Механик и энергетик - —

Основная заработная плата Руководитель Начальник цеха, Отдел труда и зара- Начальник участка,

производственных рабочих предприятия экономист ботной платы мастер, бригадир

Дополнительная заработная плата производственных рабочих - — Бухгалтерия —

Отчисления на социальные нужды - — Бухгалтерия —

Цеховые расходы - Экономист цеха Планово-экономический отдел —

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - Экономист цеха Планово-экономический отдел —

Общехозяйственные расходы - — Планово-экономический отдел —

Потери от брака - Экономист цеха - —

Прочие производственные расходы - — Бухгалтерия —

Коммерческие расходы - - Бухгалтерия —

Себестоимость (конечный объект управления) Руководитель предприятия Начальник и экономист цеха Планово-экономический отдел —

выяснить, какие субъекты управления должны оказывать воздействие на тот или иной внутрисистемный объект управления и на каком иерархическом уровне, а также их функции и связи (см. табл. 2).

Исходя из табл. 2, можно сделать следующие выводы:

1. Процесс управления затратами на предприятии можно представить в виде определенной системы, состоящей из элементов, связанных между собой.

2. Механизм управления себестоимостью, к звеньям которого можно отнести функции управления субъектов конкретного иерархического уровня, оказывает воздействие на внутрисистемные объекты управления в пределах установленных им полномочий.

3. Организация системы управления себестоимостью на предприятии достигается за счет закрепления за субъектами конкретных иерархических уровней внутрисистемных объектов

управления (носителей затрат по статьям калькуляции определенного уровня управления).

4. Представленный способ организации системы управления себестоимостью сводится к тому, чтобы на каждом отдельном предприятии выделить внутрисистемные объекты управления, исходя из принятой на нем номенклатуры калькуляционных статей, а также к тому, чтобы показать, что одна и та же статья калькуляции, будучи внутрисистемным объектом управления, испытывает управленческое воздействие не на одном, а на нескольких управленческих уровнях.

Таким образом, предложенный вариант организации системы управления себестоимостью позволяет каждому предприятию конкретизировать функции управленческих работников, зафиксировать их в должностных инструкциях или в стандарте предприятия и таким образом решить проблему управления себестоимостью товарной продукции.

Список использованной литературы

1. Беляев В. К. Производственный менеджмент : учеб. / В. К. Беляев, В. Ф. Ершов, Г. А. Краюхин ; под общ. ред. Г.А. Краюхина. — СПб. : СПБ ГИЭУ, 2011. — 626 с.

2. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 940 с.

3. Кастосов М. А. Экономия — метод социалистического хозяйствования / М. А. Кастосов. — Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1990. — 220 с.

4. Организация производства на предприятии : учеб. / О. Г. Туровец [и др.] ; под ред. О. Г. Туровца, Б. Ю. Сербиновского. — Ростов н/Д : МарТ, 2002. — 464 с.

5. Теория управления : учеб. / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. —3-е изд. доп. и пере-раб. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — 560 с.

References

1. Belyaev V. K., Ershov V. F., Krayukhin G. A. Proizvodstvennyi menedzhment [Production management]. Saint Petersburg, SPB GIEU Publ., 2011. 626 p.

2. McConnell C. R., Brue S. L. Economics: principles, problems and policies. Boston, McGraw-Hill, 1998. (Russ. ed.: Makkonnell K. R., Bryu S. L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika. Moscow, INFRA-M Publ., 2007. 940 p.)

3. Kastosov M. A. Ekonomiya — metod sotsialisticheskogo khozyaystvovaniya [Economy — method of socialist economy management]. Voronezh, Voronezh. Univ. Publ., 1990. 220 p.

4. Turovets O. G., Anisimov Yu. P., Borisenko I. L., Serbinovskiy B. Yu. Organizatsiya proizvodstva na predpriyatii [Organization of production at an enterprise]. Rostov-on-Don, MarT Publ., 2002. 464 p.

5.Gaponenko A. L., Pankrukhina A. P. Teoriya upravleniya [Management theory]. Moscow, RAGS Publ., 2008. 560 p.

Информация об авторах

Беляев Владимир Константинович — кандидат экономических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: belwok@mail.ru.

Нюренберг Мария Николаевна — аспирант, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: presto@land.ru.

Authors

Belyaev Vladimir Konstantinovich — PhD in Economics, Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk,664003, e-mail: belwok@mail.ru.

Nyurenberg Mariya Nikolaevna — post-graduate student, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk,664003, e-mail: presto@land.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.