Научная статья на тему 'Счастливый художник Людмила Никитина (к юбилею художницы)'

Счастливый художник Людмила Никитина (к юбилею художницы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЮДМИЛА НИКИТИНА / LYUDMILA NIKITINA / ПАСТЕЛЬ / PASTEL / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / НАТЮРМОРТ / STILL LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова Елена Олеговна

В статье дается очерк жизни и творчества художницы Людмилы Николаевны Никитиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Happy artist Lyudmila Nikitina (for the artist''s anniversary)

The article gives an essay on the life and work of the artist Lyudmila Nikitina.

Текст научной работы на тему «Счастливый художник Людмила Никитина (к юбилею художницы)»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.007

УДК 7.071.1

СЧАСТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА НИКИТИНА (К ЮБИЛЕЮ ХУДОЖНИЦЫ)

Романова Елена Олеговна

Советник Отделения искусствознания

и художественной критики РАХ,

член-корреспондент РАХ.

Россия, г. Москва.

art-rah@mail.ru

В статье дается очерк жизни и творчества художницы Людмилы Николаевны Никитиной.

Ключевые слова: Людмила Никитина, пастель, пейзаж, натюрморт.

Библиографическое описание для цитирования:

Романова Е.О. Счастливый художник Людмила Никитина (к юбилею художницы) // Искусство Евразии. - 2017. - № 3(6). - С. 58-67. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.007. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/821476/16/

Людмилу Никитину искусствоведы не раз называли счастливым человеком и художником, поскольку «она сумела создать свой стиль и выработать свое восприятие окружающего нас мира, ставшее существом ее живописи» (Г.И. Вздорнов). И с этим трудно не согласиться, когда смотришь на работы пастелью в исполнении Никитиной. Пробуя себя в разнообразных художественных техниках - работая маслом, темперой, акварелью, карандашом, в керамике, она стала страстной поклонницей пастельной техники, именно в ней открыв наиболее подходящие возможности для своего художественного выражения.

Людмила Николаевна Никитина родилась и выросла в довоенном Ленинграде. В семье особое пристрастие питали к музыке и театру - мать и тетка будущей художницы были оперными певицами, вторая — А.Ф. Маньковская — даже выступала на сцене Кировского театра. Любовь к музыке и театру Людмила сохранила на всю жизнь, что с течением времени нашло отражение в ее творчестве. Более того: музыка навсегда стала для нее одним из главных источников вдохновения и... помощников — прежде чем приступить к работе, по сию пору Никитина ежедневно играет на фортепиано, чтобы разогреть пальцы. Такова была среда, в которой формировался вкус Людмилы. Ее глаз с детства был привычен к архитектурным шедеврам, которые бесстрастно отражались в водах каналов и рек Северной Пальмиры, а ухо - к шедеврам классической музыки.

Вернувшись в 1944 году из эвакуации в родной город, девочка из образованной семьи поступила в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, которую называли «школой юных дарований». Школа располагалась в здании Всероссийской академии художеств на Университетской набережной. Людмила училась живописи в классе А.А. Мыльникова. Но истинным учителем в те годы для нее стало

Аннотация

собрание Эрмитажа, куда постоянно ходила с одноклассниками, неустанно повторяющими друг другу излюбленную фразу: «Ван Гог — наш бог!»... После окончания школы Никитина поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), где ее преподавателями стали академик А.А. Дейнека, доцент Е.С. Зернова, профессор Б.Н. Ланге. С большой теплотой художница вспоминает своих учителей, не забывая и С.А. Герасимова, у которого она занималась в аспирантуре.

Несмотря на то, что большую часть жизни Никитина живет в Москве, Ленинград (Петербург) так и остался для нее любимым городом, который она чувствует и понимает лучше, чем любой другой. Вероятно, поэтому серия петербургских пейзажей «Белые ночи» (конец 1990-х — начало 2000-х) стала своеобразной «визитной карточкой» ее творчества. На этих пастелях город на Неве предстает безлюдным, призрачным, отрешенным от Вселенной, погруженным в прозрачную туманную дымку, которая словно создана для защиты его самого и его сокровищ — улиц, каналов, зданий, памятников от посторонних глаз. «Летний сад», «Биржа», «Храм Николы Морского», «Банковский мостик», «Вид на город с Исаакиевского собора», «Аничков мост» и множество других пейзажей в этой серии создают образ таинственного, загадочного города, не похожего ни на какой другой в мире. Петербург Никитиной — это сфинкс, погруженный в свои размышления, воспоминания, переживания, мысли. Художница создает образ города манящего, но не подпускающего к себе ближе установленной им самим границы. С одной стороны, ее пейзажи Петербурга словно подернуты патиной времени, но с другой — явно ощущается пульсация жизни под этой искусственно созданной вуалью. Автор очевидным образом стремится сберечь первозданность замысла Петербурга, его красоты, созданной человеческим гением.

Рис. 1. Людмила Никитина. Ферапонтов монастырь. 2002. Фото из архива Л.Н. Никитиной.

Рис. 2. Никитина Л.Н. Зимний Петербург. 1990—2000-е. Пастель. Источник: Ьирз://'yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 4. Никитина Л.Н. Санкт-Петербург. Аничков мост. 1990 — 2000-е гг. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 3. Никитина Л.Н. Санкт-Петербург. Вид на город с Исаакиевского собора. 2000-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/ nikitinalyudmila.html

Рис. 5. Никитина Л.Н. Ферапонтово. Весенний вечер. 2002. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Петербургские пастели Людмилы Никитиной пропитаны утонченной и прозрачной таинственностью Серебряного века — эпохи, отблески которой все же успели коснуться ее кончиков пальцев. Эти пастели вызывают ассоциации с символистскими работами П.В. Кузнецова («Утро. (Рождение)», «Голубой фонтан», «Рождение»), П.С. Уткина («Сон», «Утренняя молитва»), В.Э. Борисова-Мусатова («Парк погружается в тень») — во всех них пространство картины словно скрывается за туманной завесой, сотканной по воле художника.

Чтобы добиться подобного эффекта, Никитина часами втирает один цвет пастели в другой, терпеливо добиваясь нужной ей цветовой тональности. Здесь особенно важны касания цветов, их проникновение друг в друга. Порой ей приходится накладывать семь, восемь и более слоев пастели разных цветов для достижения задуманной цветовой гаммы. При этом не менее сложно бывает добиться определенной мягкости в будущем произведении, что отнюдь не просто при работе классической сухой пастелью.

Для выполнения этой задачи Никитина достигает определенных касаний цветовых слоев, на одних участках подчеркивая их прозрачность, а на других — напротив, плотность, что придает контрастность, звучность пейзажу. На этом и строится работа художницы — подобный принцип работы пастелью позволяет обобщать образ, добиваться нужной степени мягкости, что, в конечном счете, создает определенное настроение.

Рис. 6. Никитина Л.Н. Ярославль. Церковный дворик. 1990-е. Пастель. Источник: Ьирз://'yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Щ>" I

Рис. 8. Никитина Л.Н. Литва. Паланга осенью.

1980-е. Пастель. Источник:

https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Ш т in'

Рис. 7. Никитина Л.Н. Ферапонтово. Тишина.

2002. Пастель. Источник:

https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 9. Никитина Л.Н. Польша. Гданьск. старый город. 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

1 И

Надо сказать, Людмила Никитина всегда писала только натурные пейзажи. Лёгкая на подъем, она использовала любую возможность отправиться в творческую поездку. По России, где ее особенно привлекали провинциальные города, в советские годы путешествовала с Союзом художников. Сегодня Людмила Николаевна вспоминает, как художники приезжали на автобусе, например, в Загорск (ныне Сергиев Посад), выбирали определенную точку для работы, делали множество зарисовок и уезжали. В дальнейшем эти зарисовки давали жизнь полноценным произведениям. У Никитиной подобные наброски,

которых в ее личном архиве хранится множество, подарили рождение циклу «Большие и малые города России», который не раз представлялся на суд зрителя. Ферапонтово, Городец, Боровск, Старица, Киржач, Тотьма, Череповец и другие по-своему прелестные, лежащие в стороне от столичной суеты, сохранившие свою исконную душу старинные русские города, чаще всего — в северной части страны, обрели плоть в работах Людмилы Николаевны. Эти пейзажи, выполненные 30—40—50 лет назад, порой на холстах, чаще на листах бумаги, сегодня дают возможность почувствовать очарование тех мест, в те годы еще не задетых напором современной цивилизации, зализавших глубокие раны послереволюционных и военных лет и на время застывших, будто на распутье между прошлым и будущим...

Неизменный интерес у художницы вызывали поездки по советским республикам, имевшиеся дома творчества у Союза художников позволяли подолгу жить в понравившемся месте, внимательно изучать его. Крым («Гурзуф», «Коктебель», др.), Кавказ, особенно Грузия, Прибалтика («Латвия. Старая Рига», «Литва. Паланга осенью», др.) — места, в которых с удовольствием работала Людмила Никитина. Пейзажная сюита «Старый Тбилиси» (1982— 1983), выполненная в технике пастели, сангины, акварели, а также цветными карандашами, запоминается своей характерной тишиной, уединенностью и в то же время самобытностью, строгой красотой. Город, вольготно раскинувшийся на берегах Куры, привлекал Никитину в разное время года. Тбилиси в ее работах предстает то окутанным дымкой в преддверии позднего солнца, как бывает в начале осени, и тогда будто сливается с окружающим пейзажем; то покрытым пеленой дождя, и тогда он словно демонстративно выявляет свои графичные архитектурные и ландшафтные особенности. Эти характерные качества сохраняют и работы, запечатлевшие Старый Тбилиси в солнечную погоду. Несмотря на их радостное звучание, они все равно создают образ города, словно расположенного на необитаемом острове. И здесь открыто читается замысел автора сохранить образ города, отгороженного от влияний извне, защитить его первозданность, неиспорченность, чистоту, его внутреннее «я», одним словом, то, что впоследствии получит свое развитие в петербургской серии. Контрастность — важнейшая характеристика произведений, составляющих сюиту «Старый Тбилиси». Глядя на нее, понимаешь весомость и значимость слов художницы, сказанных о процессе работы: «Бличок положишь, и становится всё на своё место...».

Никитина много путешествовала и по Европе, сначала также через Союз художников, впоследствии, когда времена изменились, самостоятельно. Она любит архитектуру, особенно средневековую. Интерес определял и географию поездок — Германия, Польша, Венгрия, Австрия. В Польшу ездила неоднократно, так долго, как позволяло здоровье. Еще четыре года назад Никитина делала зарисовки на центральной площади Кракова, в предместьях Варшавы, Гданьска, в сельской местности страны, столь полюбившейся художнице своей природой, культурой, людьми.

Хорошо просматривается определенная перекличка в пейзажах российских городов и европейских. Один из мотивов, который увлекает Людмилу, — мотив отражения в воде. Можно сказать, что он является центральным в серии пастелей разных лет, посвященных Ферапонтово (1970-е, 1980-е) — «На озере», «Тишина», «Летний вечер». И точно так же этот мотив присутствует в цикле пастелей разных лет, связанных с Польшей, — «Гданьск. Уголок старого города», «Варшава. Ново място», «Озеро в предместье Варшавы» и пр. Словно отдельные уголки больших и малых городов, которым удалось сохранить свою первозданную красоту, смотрятся в зеркало, придирчиво оглядывая и свой внешний вид, и проверяя полноценность своей поэтической сущности, привлекавшей и привлекающей сюда людей.

Рис. 10. Никитина Л.Н. Германия. Уголок старого Берлина. 2000-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 12. Никитина Л.Н. Из серии «Старый Тбилиси». 1980-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 11. Никитина Л.Н. Из серии «Старый Тбилиси». 1980-е. Цветные карандаши. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 13. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Так что главное, что объединяет пейзажи Людмилы Никитиной, выполненные в разных регионах мира, — это стремление сохранить и передать зрителю духовную составляющую того или иного места, образованную содружеством природы и человека, вобравшую энергетику всех поколений, по достоинству оценивших их красоту. Её пейзажи поэтичны, значительны своей погруженностью в свой внутренний мир. И в этом вновь слышны отзвуки культуры Серебряного века, который прославил красоту ушедших эпох и связал единой нитью прошлое и настоящее.

Манеру, в которой Людмила Никитина пишет пейзажи, она часто использует и при создании натюрмортов. Их предметный мир — старинные фарфоровые и стеклянные тарелки и чашки, бокалы и кувшины — также скрывает легкая вуаль, словно оберегающая хрупкие души предметов прошедших эпох. При этом в цветочных натюрмортах Никитина сбрасывает столь милый ей призрачно-прозрачный покров, и ее творчество открывается с новой стороны. Взгляд зрителя упоенно внимает гармоничным созвучиям бесконечно

разнообразных цветов. Именно цветочные натюрморты подтверждают характеристику художницы, данную некоторыми искусствоведами, — «цветовик».

Рис. 14. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

А *

1

А. Т

Рис. 16. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/nikitinalyudmila.html

Рис. 15. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/ nikitinalyudmila.html

Рис. 17. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2010-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/ nikitinalyudmila.html

В серии «Восточный натюрморт» художница обращается к фруктам, которые становятся главными действующими лицами работ. В этой серии также начинают отдаленно звучать абстрактные мотивы, которые со временем разовьются в самостоятельный цикл беспредметных произведений, построенных на сочетании цвета и формы, на контрасте цветовых сочетаний и их перекличках. Цветовые абстракции Людмила Никитина выполняет в смешанной технике, сочетая акварель, гуашь и фломастер. Не так давно она начала вводить в эти композиции золотой цвет, который придал им особую экспрессию и большую выразительность. На технике исполнения абстракций стоит остановиться. Сначала художница выстраивает композицию каждого произведения фломастером, затем смягчает контуры геометрических фигур, размывая их кисточкой или губкой, и только после этого

приступает к наложению цвета. Абстрактные работы Никитиной, впрочем, как и все, что она делает, мгновенно узнаваемы. На них лежит отпечаток оригинального видения художницей окружающего мира, особого, лишь ей понятного восприятия цвета, света и формы.

Особняком в творчестве Людмилы Никитиной стоят многофигурные композиции с присутствием людей. Их можно разделить на две большие темы — музыкально-театральную и народно-лубочную. Музыкально-театральный цикл включает изображения театральных мизансцен разного формата, объединенных временем действия — средневековьем, на что указывают стилизованные костюмы эпохи, музыкальные инструменты, интерьерные и архитектурные детали. Работы выполнены в разных техниках — темперой, акварелью, пастелью. По признанию Людмилы Николаевны, она впервые обратилась к этой тематике в конце 1980-х годов несколько неожиданно для себя и продолжает ее до сих пор. Для этих работ характерно настроение созерцания персонажей прошлого. Участники мизансцен статичны, их движения и жесты условны, словно перед зрителем явился стоп -кадр средневекового театрального действа, в котором участвуют менестрели, музыканты и зачарованные девушки, будто загипнотизированные музыкой. Порой здесь встречаются Коломбина и Пьеро, и тогда герои комедии дель арте смело входят в диалог со днем сегодняшним. Работы музыкально-театрального цикла отличает цветовое разнообразие, включение элементов витражной техники обеспечивает игру цвета и света на листах, их лучистость.

Народные мотивы по-лубочному ярко и празднично звучат в серии пастелей, посвящённых проблемам бытия современников художницы. Своих героев Никитина помещает в природный ландшафт, часто — возле водоёма, будто надеясь, что красота и гармония природы поможет им преодолеть их жизненные трудности. Автора волнует неспособность людей видеть красоту природы и, стремясь соответствовать ей, становиться лучше.

Рис. 18. Никитина Л.Н. Из серии «Восточный натюрморт». 2000-е. Пастель. Источник: https://yavarda.ru/ nikitinalyudmila.html

В многообразии тем и техник лежит отгадка творчества Людмилы Никитиной. Видя не раз, как многое из того, что ей близко, подвергается разрушению, она пытается сохранить это хотя бы в своём творчестве. Обретя за долгие годы индивидуальную, не похожую на других творческую манеру, с помощью которой она может выражать своё отношение к миру, Л.Н. Никитина стала счастливым человеком и художником.

Статья поступила в редакцию 21.08.2017 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.007

HAPPY ARTIST LYUDMILA NIKITINA (FOR THE ARTIST'S ANNIVERSARY)

Elena Romanova

Art Studies and Art Critics Department Advisor, Member and correspondent of Russian Academy of Fine Arts. Russia, Moscow. art-rah@mail.ru

The article gives an essay on the life and work of the artist Lyudmila Nikitina. Keywords: Lyudmila Nikitina, pastel, landscape, still life.

Bibliographic description for citation:

Romanova E. O. Happy artist Lyudmila Nikitina (for the artist's anniversary). Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2017, No 3(6), pp. 58-67. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.007. Available at: https://readymag.com/u50070366/821476/16/ (In Russian).

Received: August 21, 2017

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.