Научная статья на тему 'Сбываются ли мечты?'

Сбываются ли мечты? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ / ПЛАНЕТАРИЙ / ОБСЕРВАТОРИЯ / АСТРОНОМИЯ / ШКОЛА / POPULARIZATION OF SCIENCE / PLANETARIUM / OBSERVATORY / ASTRONOMY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горохова Людмила Игоревна, Парко Ирина Владимировна

В статье рассматриваются основные отличия учителя школы от популяризатора науки, приводятся размышления на тему возвращения астрономии в список школьных дисциплин, освещаются проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Горохова Людмила Игоревна, Парко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DO THE DREAMS COME TRUE?

The article considers the general differences between teacher in school and the populariyator of science, argues about the return of astronomy in list of school subjects, lighting problems which can appear during the work in that direction.

Текст научной работы на тему «Сбываются ли мечты?»

УДК 520.9

СБЫВАЮТСЯ ЛИ МЕЧТЫ?

Людмила Игоревна Горохова

Лаборатория ГНСС-технологий и навигации. Институт прикладных исследований Технического университета Карлсруэ, 76133, Германия, г. Карлсруэ, Moltestrasse, 30, научный помощник, тел. (+49)160-70-69-563, e-mail: lyudmila.gorokhova@gmail.com

Ирина Владимировна Парко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, и. о. директора в УНЦ «Планетарий», тел. (913)959-17-30, e-mail: iparko@yandex.ru

В статье рассматриваются основные отличия учителя школы от популяризатора науки, приводятся размышления на тему возвращения астрономии в список школьных дисциплин, освещаются проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы в этом направлении.

Ключевые слова: популяризация науки, планетарий, обсерватория, астрономия, школа.

DO THE DREAMS COME TRUE?

Lyudmila I. Gorokhova

Laboratory of GNSS technology and navigation. Institute for Applied Research of the Technical University of Karlsruhe, 76133, Germany, Karlsruhe, Moltestrasse, 30, a research assistant, tel. (+49)160-70-69-563, e-mail: lyudmila.gorokhova@gmail.com

Irina V Parko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Acting director of the UC «Planetarium», tel. (913)959-17-30, e-mail: iparko@yandex.ru

The article considers the general differences between teacher in school and the populariyator of science, argues about the return of astronomy in list of school subjects, lighting problems which can appear during the work in that direction.

Key words: popularization of science, planetarium, observatory, astronomy, school.

«Вернётся ли к нам красивейшая из наук?», 2013 - Вернётся!, 2017

Об актуальности и необходимости астрономической науки для нормального развития общества и качественного воспитания достойных новых поколений говорилось и говорится немало. Почему это нужно? Ответ лежит на поверхности и открывается при первом взгляде на общество в целом. Из людей что -то ушло, чего-то не хватает. В апреле 2013 года, в рамках проведения международного конгресса и выставки Interexpo Geo-Siberia 2013 в Новосибирске, был организован круглый стол о проблемах популяризации астрономии и её возвращения в ряд школьных дисциплин. Это была первая попытка собраться и поговорить о тех проблемах, которые есть и требуют обязательного решения. Попытка,

3

которая на тот момент ничем конкретным не завершилась и ни к каким глобальным переменам не привела, но была важна уже одним своим появлением на свет. Тогда, по итогам заседания и всех высказанных мыслей, можно было сделать вывод - «Ожидать, что после многочисленных обращений в правительство и в органы образования, астрономия может в ближайшие годы снова войти в школьную программу, скорее всего не стоит». Однако, спустя всего 3 из этих ближайших лет, у астрономического сообщества России появился шанс что-то реально изменить. Но готовы ли мы к воплощению наших желаний? С момента вывода астрономии из списка школьных предметов прошло больше 10 лет. Это небольшой срок, но каким критичным он оказался. Одномоментно были утеряны наработки и заслуги предшествующих поколений, забыты мировоззренческие основы, затуманены взоры людей, размыты многие представления. Всё это время, силами российского астрономического сообщества и его коллег по всему миру велась объёмная работа по поддержанию интереса к небу над нашими головами. Большое счастье, что нашлись люди, в нужный момент не позволившие слабому огоньку истины погаснуть окончательно и навсегда. Возвращение астрономии было целью, стремлением, смыслом. Работа эта, в большинстве своём, всё-таки разрозненная и независимая для каждого отдельно взятого региона или города. Она была и остаётся такой на сегодняшний день. Но давайте, в очередной раз, вспомним о том, что на всю необъятную и горячо любимую нашу родину, на сегодняшний день работает всего 49 планетариев. Вспомним и вдумаемся. 49 куполов на более чем 146 миллионов человек! Статистика печальна, но неумолима. Не будем брать сейчас в расчёт обсерватории, поскольку это уже несколько иной способ контакта между человеком и астрономией как наукой. Как и любой другой вид деятельности процесс популяризации можно классифицировать и разложить в иерархическом порядке. Порядок этот напрямую зависит от основного рода деятельности, которой занимается каждое отдельно взятое учреждение. Обобщённо, эту иерархию можно представить в виде цепочки «учёный — обсерватория — популяризатор - планетарий — слушатель». Все элементы не случайно выстроены именно в таком порядке. Не будем забывать, что открытие само по себе, каким бы оно ни было, делает человек. Именно в человеческой голове рождаются все идеи, гипотезы, догадки. Чтобы приобрести физическую форму, им нужны какие-то инструменты в руках человека. В нашем случае, это оборудование обсерваторий, которое позволяет наблюдательными методами подтвердить или опровергнуть ту или иную догадку учёного. Что дальше? Дальше полученные знания должны быть переданы людям. Но как? В предыдущих статьях немало говорилось о том, что разрыв между наукой и обществом колоссален. В этой ситуации нагрузка лежит исключительно на плечах популяризаторов. Собирательный герой, олицетворяющий всех популяризаторов страны, знакомится с открытиями учёного, посетив обсерваторию, или встретившись с гением лично, или прочитав его научный труд. Всё тот же герой должен найти такие слова, которые помогут изложить всю суть максимально подробно и понятно. Но слова, повисшие в воздухе, для людей, которые

не тратят каждый день своей жизни на разгадки тайн Вселенной, это всего лишь слова и, оставаясь интересными на протяжении лекции, они быстро забудутся после её окончания. Чтобы усилить их эффект, повысить ценность, показать философскую глубину и масштабность их значения, нашему собирательному персонажу тоже нужны инструменты. Что-то яркое, захватывающее дух, красочное, заставляющее задержать дыхание. Таким инструментом второго уровня взаимодействия науки и человека является планетарий. Как мы хорошо знаем из истории развития планетариев, всё начиналось с оптико-механических приборов, дающих точную копию звёздного неба, прямо под крышей вашего «дома». Это, без лишней лести, ювелирная работа, приближающая наблюдательные методы к любителям, открывающая колоссальные возможности для изучения неба не профессионалами. Но с развитием технологий постепенно стало понятно, что люди хотят большего. И на этом основывается ещё одна проблема. Почему так произошло? Одного, пусть даже и невероятно качественного, планетария, за который сердце любого астронома-любителя или профессионала, переполняется гордостью, теперь уже не достаточно для простого обывателя. Людям нужен экшн, нужны краски, причём краски более зрелищные, но в то же время, простые, не заставляющие вдумываться. Этот факт нельзя пропускать мимо глаз и он хорошо был заметен на плотности посещения малого Планетария, до и после открытия Большого планетария в Новосибирске. Люди хотят смотреть интересное кино и это главное, что движет основной массой посетителей. В таких условиях популяризатору, если он, кроме проекторного зала, не имеет никаких других видов деятельности, или если наоборот, у него в распоряжении только оптико-механический прибор, сложно заниматься реальной популяризацией, его КПД резко пойдёт вниз. Причина тому — нежелание людей вдумываться и следить за мыслью лектора. Почему так? Корни проблемы берут своё начало в уже упомянутой ранее ситуации — астрономии в школах нет. Если представить себе возвращение астрономии уже состоявшимся фактом не трудно догадаться, что базовые знания дети будут получать уже в школе. Оттуда они будут выносить для себя первые основы об устройстве мира вообще и, к примеру, нашей Солнечной системы в частности. Чем тогда должен заниматься популяризатор? Здесь мы подходим к основному вопросу - где грань между учителем и популяризатором и чем эти два человека принципиально отличаются друг от друга?

Сейчас, в момент, когда власть готова оказать поддержку и сама разворачивается в благоприятном для нас направлении, очень важно не упустить этот шанс. Именно сейчас наступает та минута, когда популяризаторы должны активизировать все свои силы, чтобы вывести ракету общественного знания на новую ступень. Но, задумываясь о грядущих переменах, о том времени, когда школьники вновь возьмут в руки учебники по астрономии, нельзя забывать и о том, что популяризаторы науки тоже должны будут меняться и расти. Готовы ли они к этому? Осознают ли, что достижение цели - это не конец, а начало ещё более ответственного и сложного пути - пути соответствия и поддержки? Ведь, на этом этапе, поддержка очень важна. В первую очередь потому, что в рамках

того количества часов, которые может получить астрономия в школьном учебном плане, учителя смогут выдавать только базовые основы дисциплины, «не вдаваясь в подробности», без философии. Задачей популяризатора, по-прежнему, останется необходимость объяснять все причинно-следственные связи, почему эта наука важна и как мир космический в реальности проецируется на мир земной. С учётом школьной базы этот разговор качественно может подняться на более высокий уровень, что в перспективе может повлечь увеличение глубины лекций и отход от стандартного набора фактов и понятий, которые, как правило, используются сейчас. В этом моменте, кроется краеугольный камень отличия функций двух профессий, которые, на первый взгляд, казалось бы, работают в одной области. На сегодняшний день основная задача школы — дать ребёнку основы во всём спектре наук, которые позволят ему сложить базовое представление о действующих вокруг него законах и понять, что «мир многогранен». Школа открывает двери ко множеству дорог. Но, если подумать, на выпуске, даже у хорошо подготовленного ученика, нет чёткого понимания того как все те предметы, что он изучал столько лет, контактируют друг с другом, как они складываются в цельную картинку. Отсюда извечный вопрос-отговорка, который часто мы можем услышать от ребёнка или, что ещё более печально, от его родителей: «Чем литература (или любой другой предмет) пригодится в жизни?» Этот же вопрос качует вместе с растущим и взрослеющим человеком дальше по жизни в институт и укрепляется в большинстве случаев насовсем. Он (ребёнок) может догадываться, что пересечение наук неизбежно, может даже быть в этом уверенным, но вопрос «Как?», а самое главное - «Для чего?» - это открытый для него вопрос. Размышляя об этом нельзя не вспомнить слова ведущих учёных нашего поколения, о том, что «чистых» наук сегодня не осталось, что все они сосуществуют вместе, «физик и биолог работают плечом к плечу над одной проблемой». На самом деле, это дружеское «рукопожатие» между специалистами разных областей и объединение их усилий — очень важный знак того, что наш мир меняется, меняется серьёзно и очень быстро. Как жить в таком мире человеку, вступающему в него из школьной колыбели, без понимания основополагающего принципа «единства»? Здесь и вступает в игру популяризатор, это его роль и его назначение — открыть маленькому человеку, что мир вокруг него — это искусное кружево, сплетенное из всех тех правил, теорем, и уравнений, в которых он пытался разобраться по отдельности. Астрономия единственная, по праву рождения, объединяет в себе опыт и знания всех других наук, а значит, является совершенным по своей наглядности примером. Если посмотреть на деятельность популяризатора под таким углом, она неожиданным образом преображается, наполняясь новым смыслом. Школа, в лице учителей, изготавливает вместе с учеником детальки пазла, показывая ему, что каждая из этих деталек — не абстрактная вещь, а весьма полезное для него приобретение; популяризатор соединяет все элементы пазла вместе, показывая на примере далёких «миров», как сильно комплексное знание и какие возможности оно открывает для человека. Такой подход — это ключ к более раннему

взрослению сознания. Он способен вернуть главное — желание человека задумываться и познавать окружающий мир осознанно и внимательно, принимая и, ни на секунду не забывая, что мы его часть. С образовательной точки зрения, также есть свои достоинства. Избавление от упомянутого выше вопроса-отговорки заметно повлияет и на сферу высшего образования. В уже профессиональном своём становлении «маленький человек» с самого начала будет искать «скрытые между строк» взаимосвязи, что сильно поднимет его как профессионала. Власть дипломов и корочек вновь может смениться ценностью знания. Ценностью среди всех людей абсолютно. А факт того, что именно этого требуют от нас изменения в мире — неоспорим. Чтобы успевать за развитием цивилизации и не оказаться сломленным ею, человеку необходимо меняться, наращивать обороты точно также, как делает это система, в которой мы живём. Наверное, в этом и заключается процесс эволюции. В давно существующем вопросе о возвращении астрономии, как оказалось, может скрываться глубинная перспектива для изменения хода нашего мышления в целом. Но, для того, чтобы этот путь стал возможным, предстоит очень многое сделать. Если астрономия действительно вернётся в школы, соприкосновение популяризаторов и учителей должно стать ещё более тесным, но возможно ли это, если на карте России так много «белых» пятен, не охваченных популяризаторской деятельностью? Сколько городов в стране, где нет планетариев, обсерваторий или хотя бы центров, которые могли бы просвещать людей, обеспечивая равномерность знания на всей широте нашего государства? Ответ на эти вопросы требует от всех кто, занимается популяризацией, задуматься о перманентном объединении усилий. Таком же, какое произошло среди научных областей.

Делать выводы о том, чем закончатся назревающие перемены, ещё слишком рано. Вернётся астрономия через год, или через несколько лет, покажет время. Сейчас важно другое, у астрономии появился голос. О ней заговорили на другом уровне, значит надежда есть. И самое лучшее на сегодня — поддерживать эту надежду упорной работой по подготовке учителей, учебников, площадок и новых программ, с помощью которых мы сможем вместе сделать одно очень большое и важное дело — изменить своё будущее.

© Л. И. Горохова, И. В. Парко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.